Конструкция и особенности автомобиля газоводяного тушения

Расшифровка обозначений

На автомобиль для тушения возгораний наносится цифровой код, каждый знак которого имеет определенный смысл.

Формула шифра для автоцистерны (АС): АЦ-В-С(ХХХХ), где В – вместимость емкости в м3, С – мощность насоса (л/с), (ХХХХ) – цифры, обозначающие модель грузовика, шасси которого использовано.

Пример: АС-5-40 (4310) расшифровывается как автомобиль, оборудованный цистерной с емкостью 5 м3, скорость работы насоса 40 л/с, на базе КамАЗа 4310.

Правильное выражение для насосной станции выглядит следующим образом: ПНС-С (ХХХ).

Обычно после указанных формул в документации прописывается еще номер модели.

Основные параметры типажа

Итак, в конце 80-х годов закончился советский период развития пожарных автомобилей. К последнему десятилетию прошлого столетия пожарная охрана подошла с проблемным парком ПА, требующим восполнения, модернизации и структурной реконструкции производства ПА нового поколения.

Пожарная автоцистерна АЦ-7-40 (Урал-4320-1912)

Казалось бы, экономическая ситуации в стране в начале 90-х годов и состояние финансового обеспечения пожарной охраны не позволяли надеяться на успешное решение обозначенных проблем. Тем не менее, такие работы были начаты, причем начались они с пересмотра идеологии последнего советского типажа и разработки концепции принципиально нового типажа, адаптированного не только к условиям оперативного использования, но и к реальным финансовым ресурсам пожарной охраны в новых условиях: эпоха планового распределения ПА ушла в прошлое.

Уже в начале 90-х годов было принято решение о разработке нового типажа. Работы были начаты с разработки, апробации в региональных органах пожарной охраны и принятия новой концепции типажа.

Пожарный автомобиль целевого назначения АЦ-8,8-50 (КамАЗ-53229)

Типаж пожарных автомобилей устанавливает оптимальную по номенклатуре, параметрам и показателям совокупность составляющих типоразмерного ряда с указанием модификаций и производных моделей, объединенную общностью назначения, с показателями, учитывающими достигнутый уровень техники.

Основным принципом построения нового типажа явилось создание ряда ПА различного целевого назначения на основе использования, во-первых, параметрических рядов базовых шасси, во-вторых, параметрических рядов ПА.

Главным параметром базовых шасси, используемых для создания ПА, является величина их грузоподъемности.

Главным параметром ПА, на основе которого строятся их параметрические ряды, является один из основных параметров пожарного автомобиля, определяющий его наиболее характерные тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности.

Пожарная автоцистерна целевого назначения АЦЛ-3-40/17 (КамАЗ-43253), выпускаемая ОАО «Пожтехника»

В качестве главных параметров ПА различного назначения были использованы:

  • вместимость цистерны для воды (м3);
  • вместимость пенобака (м3);
  • масса возимого порошка (кг);
  • масса огнетушащего газа (кг);
  • подача насоса при номинальном числе оборотов (л/с);
  • напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов, в т.ч.:
  • низкого давления (м вод. столба);
  • высокого давления (м вод. столба);
  • расход порошкового лафетного ствола (кг/с);
  • мощность стационарного электрогенератора (кВт);
  • длина рукавной линии (км);
  • высота подъема стрелы (м);
  • производительность вентиляторной установки (тыс. м3/ч);
  • число (количество) мест для боевого расчета, включая место водителя (ед.);
  • количество стационарных прожекторов (шт);
  • количество основных видов работ (шт);
  • количество измеряемых величин (шт):
  • грузовой момент (тм);
  • теплопроизводительность (Мкал/ч).
Аэродромный пожарный автомобиль АА-15/60 (МЗКТ-790912)

Для каждого типа ПА, представленного в типаже (АЦ, АНР, АТП и пр.) указаны:

  • грузоподъемность базового шасси (минимально допустимая);
  • колесная формула базового шасси, характеризующая его проходимость;
  • удельная мощность ПА (отношение номинальной мощности двигателя к величине полной массы ПА);
  • число мест боевого расчета (включая водителя);
  • основные параметры, отличные для ПА различного типа и назначения (эти параметры входят в обозначение ПА).

Отдельно представлены также некоторые дополнительные сведения, характерные для каждой модели ПА:

  • рекомендуемый тип шасси с указанием модели;
  • наличие лафетного ствола и его параметры;
  • тип насоса;
  • параметры спасательной люльки;
  • другие сведения.

Этих сведений, представленных в типаже, оказалось вполне достаточно, чтобы адекватно охарактеризовать параметрический облик каждой модели ПА и области ее возможного оперативного использования.

Силы пожарной охраны

Определяются Уставом службы, утвержденным приказами МЧС №452 (20.10.2017) и №467 (25.10.17).

Согласно этим двум документам, для выполнения задач по тушению возгораний привлекаются:

  • сотрудники руководящего аппарата МЧС, преподаватели и студенты профильных учебных заведений, личный состав подразделений, работники пожарных НИИ;
  • участники добровольных формирований по тушению огня;
  • солдаты и офицеры воинских частей;
  • сотрудники подразделений МВД;
  • организованное население.

Отделение – это первичное тактическое образование, за которым закрепляется автоцистерна или автонасос. Это формирование может самостоятельно выезжать на возгорания и выполнять задачи по спасению людей и материальных ценностей, тушению огня.

Но работа отделения ограничена запасом огнетушащих средств (в размере цистерны), технически (один рукав, отсутствует выдвижная трехколенная лестница), поэтому на боевое дежурство ставят несколько машин и объединяют их в караул, который и является основной силой гарнизона.

Цветографические схемы

Рассмотрим, как в соответствии с правилами окрашиваются пожарные автомобили классификация типы и обозначения которых в большинстве случаев наносятся на корпус.

Основной фон специальной техники – красный, в качестве контрастного используется белый цвет.

Стандарты устанавливают правила нанесения надписей, знаков, цвета, в который должны быть окрашены детали:

  • на дверь кабины наносится номер части и город приписки;
  • в задней зоне ТС белым цветом указывают код, обозначающий вид автомобиля (АП, АЦ и др.), номер подразделения;
  • черный цвет наносится на ходовые детали, диски колес, раму;
  • белым окрашивают бамперы.

Фото или схему нанесения покрытий можно скачать в интернете.

Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Регламентируются и требования к цвету сигнала пожарных машин. Он должен быть синим и мерцать с частотой два герца с длительностью темной фазы не менее 0,2 секунды.

Постоянное развитие пожарной техники требует все больших ресурсов для обслуживания и ремонта ТС и их оснащения. Улучшаются характеристики автомобилей, повышаются функциональные возможности, добавляются новые пункты в классификации пожарных машин. Знание тактико-технических характеристик (ТТХ) пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники.

пожарные автомобилипожарные автомобили

Виды пожарных машин

Автомобили, предназначенные для пожаротушения, дифференцируются в соответствии с задачами, которые они решают.

Основные

Миссия таких машин – борьба с огнем и аварийно-спасательные работы во время катастрофы. Технику можно распределить по двум основным категориям.

Автоцистерна пожарная

Общего назначения

Самые распространенные авто на дорогах населенных пунктов. Присутствуют в гараже всех частей пожарной охраны. Применяются на всех объектах для тушения огня. Отличаются комплектацией.

Оборудование Общее наименование Обозначение
Бочка для воды, рукав, насос Автомобильные цистерны АЦ
Цистерна с системой подачи воды, выдвижная лестница АЦЛ
Емкость с брандспойтом, подъемник с люлькой АЦПК
Помповый насос, комплект рукавов, кабина для спасателей Насосно-рукавное ТС АНР
Бочка с огнетушащим веществом, помпа Насос, обеспечивающий высокое давление АВД
Емкость для ОТВ, насос, место для доставки личного состава Первая помощь АПП
Небольшая цистерна, насос, рукава, осветительная мачта, электрогенератор, гидро- и электроинструмент Спасательная, пожарная АПС

Автоцистерны принято делить по общей массе на легкие (объемом до 4 тыс. м3), средние (4–7,5 тыс. м3), тяжелые (≥7,5 м3).

Целевого назначения

В этой группе собраны виды пожарных машин, которые применяются в конкретных областях или ситуациях.

Оборудование Общее наименование Обозначение
Емкость для порошкового ОТВ, газобаллонное оборудование, компрессорная установка Порошкового тушения АП
Цистерна с пенообразователем, дозатор, насос Пенного тушения ПТ
Емкость для ОТВ разных видов, установки подачи пены, порошка или воды Комбинированного тушения АКТ
Цистерна для сжиженного газа, устройство для его подачи Газового тушения ГТ
Мощная система насосов, рукава Насосная станция ПНС
Телескопическая стрела, подъемник, рукава Пеноподъемник ППП
Турбореактивная установка, система подачи газа, воды Газо-водяного тушения АГВТ
Цистерна со специальным огнетушащим веществом, рукава, насос Аэродромные АА

Перечисленные типы пожарных автомобилей используются для борьбы с огнем на нефтехимических предприятиях, в аэропортах, для тушения газового оборудования.

Основные пожарные автомобили общего и целевого назначения составляют базовую часть парка оперативных подразделений МЧС.

Пожарный автомобиль насосно-рукавный

Специальные

Пожарные машины. Такие машины применяются в исключительных случаях для усиления бригад при тушении сложных возгораний. Техника эксплуатируется в районах катастроф, когда возникает необходимость высотных мероприятий, для освещения зоны работ, разбора сложных завалов, заправки, ремонта оборудования, организации штаба и обеспечения его функционирования. Специальные ТС также могут вывозить пострадавших из опасной зоны.

Определено более 20 видов машин, относимых к специальной технике. Можно выделить следующие группы:

  • автолестницы и подъемники;
  • водозащитные;
  • газозащитные, дымоудаления;
  • обеспечения связи и освещения;
  • рукавные;
  • технической службы, заправщики, лаборатории;
  • компрессорные станции;
  • предназначенные для транспортировки людей;
  • штабные.

Вспомогательные

При сложной, затяжной борьбе с огнем не обойтись без передвижных ремонтных комплексов, заправщиков, тракторов, экскаваторов, кранов, для подъема конструкций с больши́м весом и других ТС. Периодичность эксплуатации таких средств значительно ниже, чем у основных и специальных.

Иногда вспомогательные пожарные автомобили допускается заменять имеющейся техникой предприятия, на котором осуществляются мероприятия по тушению огня.

История пожарных автомобилей в России

Автомобиль производства общества «Г. А. Леснер», 1904 год

Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40».

В 1890-х годах обер-полицмейстер г. Москвы Власовский А. А. изобрел свето-звуковую сигнализацию (прообраз будущих проблесковых маячков) на пожарных обозах. В ночное время все пожарные экипажи ездили с пылающими факелами в ведрах с керосином, подвешенных на палках, что производило сильнейшее впечатление на горожан. Также его авторству принадлежит идея звуков из сигнальных рожков при проезде обоза для предупреждения экипажей и пешеходов, как и звуковые команды распроряжавшегося тушением бранд-майора или самого обер-полицмейстера, при которых выезжали два верховых горниста.

Пожарный автомобиль «Фрезе», 1904 год

После революции в России осталось около десятка действующих пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки. Имелись также автобочки, доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2—3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара. В настоящее время существует автомобиль первой помощи АПП-1,8-10 (Валдай-33104)-87ВР, у которого подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом.

В период 1926—1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов. Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15. Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720—940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек.

Пожарный автомобиль ПМЗ-8 1940-х годов

Пожарный автомобиль ГАЗ-51

Пожарный автомобиль ГАЗ-53

Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения места тушения ночного пожара, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрогенератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей электрической подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали на базе автобуса ЗИС-8. Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью по 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек электрокабеля длиной по 50 метров в каждой размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.

Пожарные повозки и автомобили от Российской Империи до наших дней

Сегодня, 30 апреля, у пожарных России профессиональный праздник – День работников пожарной охраны. Именно в этот день 371 год назад царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров и обязывал их нести круглосуточное дежурство в столице Русского государства, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей. Пожары в деревянных городах или городах, где было немало деревянных строений, – дело опасное!

Впрочем, указы по противопожарной безопасности вводились и раньше – и при Иване IV Грозном, и при Великом князе Московском Василии II, который в 1434 году попытался регламентировать порядок обращения жителей с открытым огнем в ремеслах и быту.

В XIX веке император Александр I Павлович в первые годы своего царствования, в 1803-1804 годах, создал в обеих столицах, действующей – Санкт-Петербурге и бывшей – Москве, профессиональную военизированную пожарную охрану, в которую в качестве огнеборцев брали рекрутов Внутренней Стражи.

С приходом коммунистов и подписанием декрета «Об организации мер борьбы с огнем» В. И. Лениным в 1918 году начинается качественный и количественный скачок в создании профессионального централизованного государственного аппарата, обеспеченного материально-технической частью: специальными костюмами, сделанными из огнеупорной ткани, пожарными машинами и другими техническими и химическими средствами борьбы (противопожарные насосы, гидранты, специальные пенные составы для тушения возгораний разного типа).

Итак, в преддверии профессионального дня смелых и сильных духом мужчин и женщин давайте посмотрим на развитие технического оснащения.

И интереснее всего было бы посмотреть на изменения, произошедшие именно с технической частью, а именно узнать, как менялись экипажи пожарной охраны с течением времени.

Схема пожарной повозки

фото: fire-truck.ru

Насосно-линеечная пожарная повозка. Вариантов спецтелег было много, на этом рисунке мы видим, в том числе, гидранты, пожарный багор, водяной насос и лестницу.

фото: kapuchin.livejournal.com

Пожарный расчет. Москва, 1900 год.

«Даймлер-Лист»

фото: fort-i-ko.livejournal.com

Первый пожарный автомобиль для России «Даймлер-Лист». Сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. Фотография 1908 года.

фото: humus.livejournal.com

Пожарная машина системы «Коммер-Кар» в Санкт-Петербурге. 1911 год.

фото: po-bereg.ru

Двуручный противопожарный насос. Начало прошлого века.

фото: carakoom.com

Пожарный автомобиль «Леснер».

фото: carakoom.com

Руссо-Балт Д24-40.

Пожарные автомобили СССР

Этот период ознаменовался переходом на качественно и технически новый уровень. К доблести и самоотверженному труду с риском для жизни, у огнеборцев появился еще один бонус, они стали получать актуальную по тем временам технику. Что отличало советский период от современного и предшествовавшего, так это то, что 98-99% техники было отечественного производства. Грузовики были максимально унифицированы и строились на базе гражданских и военных автомобилей, что снижало их стоимость и давало возможность внедрить автомобили в большом количестве во всем СССР.

Пожарный автомобиль Я-3

фото: carakoom.com

Пожарный автомобиль производства «Автопромторга». Используется шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. Производился с 1925 по 1928 год.

Пожарный автомобиль (база АМО-Ф15)

фото: carakoom.com

Пожарный автомобиль на базе АМО-Ф15. Первый советский грузовой автомобиль, выпускавшийся серийно московским заводом АМО (Автомобильное Московское Общество).

ПМГ-1

фото: carakoom.com

Последующее развитие автомобилестроения под нужды брандмейстеров. ПМГ-1 – пожарный автомобиль. Выпускался с 1932 по 40-е годы.

Модернизация

В 1977 году машина прошла рестайлинг, в результате чего появилась еще одна, более совершенная версия АА-70. Эта «пожарка» могла тушить возгорание при помощи порошка. Автомобиль нес третий добавочный бак, рассчитанный на загрузку трех тонн реагента. Емкость водяного танка при этом сократили до 9,5 тонн. Пожарная машина, созданная на базе тягача МАЗ-7310, стала самым эффективным передвижным средством пожаротушения на всей территории СССР. Министерство обороны закупало АА-70 в больших количествах. Все военные аэродромы были укомплектованы пожарными машинами Минского автозавода. В гражданскую авиацию техника поступала по остаточному принципу — лимиты, не выбранные Министерством обороны, перенаправлялись «Аэрофлоту».

Примерно так же сверхмощные восьмиколесные МАЗы попадали из воинских частей на «гражданку». Машины списывались в соответствии с окончанием срока службы, установленного для военной автомобильной техники, и направлялись в лесные хозяйства. МАЗ-7310 был незаменимым помощником на лесозаготовках.

Автомобиль ГВТ

Тушение воспламенений на предприятиях по добыче, хранению и переработке нефти и газа не может быть произведено при помощи стандартного набора пожарной техники, так как такие пожары сложно контролировать и устранять. На помощь МЧС приходят машины газоводяного тушения.

Что это такое

Автомобиль газоводяного тушения – это пожарная техника, в конструкцию которой входит авиационный двигатель, обвязка из водных коммуникаций на платформе, лафетные стволы для ликвидации огня посредством подачи газоводяной струи.

История возникновения и совершенствования

В 1965 году станция УПО УООП Новосибирского облисполкома впервые провела испытания газоводяной техники. Специалисты доказали, что такой способ тушения является высокоэффективным.

Первые модели стали выпускаться Торжокским заводом на шасси ЗИЛ-131 (АГВТ-100), Урал-375, а также иногда использовались модели двигателей Рд-9Ф и д-20П.

Уже в 2001 году ОАО «Пожтехника» представило новую усовершенствованную модификацию – АГВТ-150 на шасси КамАЗ-43114.


ЗИЛ-131 (АГВТ-100)

Назначение

АГВТ пожарный применяется при тушении газонефтяных фонтанов. Особенность таких возгораний в высоте пламени и сложности устранения подземных очагов. Стандартные методы пожаротушения (подача воды, пены или порошка) не являются эффективными в ситуации пожара на газонефтяных предприятиях.

Классификация

Автомобили газоводяного тушения бывают двух типов:

  1. С одним двигателем.
  2. С двумя двигателями.

От количества двигателей зависят технические характеристики моделей.

Устройство и комплектация

Задаваясь вопросом, в чем конструктивная особенность автомобиля газоводяного тушения, нужно обратить внимание на его комплектацию:

  1. Шасси повышенной проходимости (ЗИЛ, КаМАЗ).
  2. Подъемно-поворотные механизмы.
  3. ТРД (турбореактивный двигатель).
  4. Трубопроводная сеть.
  5. Лафетные стволы.
  6. Охладительные распылители.
  7. Бак для топлива.
  8. Кузов.
  9. Система управления.

Гидроцилиндры осуществляют поворот двигателя по установленной схеме действия.

Лафетные стволы установлены рядом с двигателем. К ним с помощью специальных шарнирных колен подается вода.

Слева и справа платформы размещены механизмы охлаждения и распылители.

За кабиной водителя есть цистерна для топлива для ТРД. В ней установлены волноломы, тепловые датчики, фильтры и дыхательные клапаны.

Управлять двигателем можно из кабины водителя посредством пульта управления.


АГВТ 150 (Урал)

Функционирование

Газоводяная струя состоит из отработавшего газа турбодвигателя и распыленной воды.

Источник отработавших газов – ТРД, установленный стационарно.

Вода из цистерн в отработавший газ направляется по лафетным стволам, которые установлены на двигателе. Газоводяной поток вещества понижает температуру участка горения и разбавляет горючие газы, тем самым устраняя пламя.

Технические характеристики и особенности

АГВТ отличаются от других представителей пожарной техники: для их эксплуатации требуется большее количество топлива, а также цены на такие машины значительно выше.

Одним из параметров, характеризующих совершенство ТРД, является тяга. Она находится в пределах 50 кН. Тяга ТРД – причина опрокидывающей силы. Поэтому становится важным обеспечение устойчивости АГВТ против опрокидывания.

В таблице представлены технические характеристики некоторых моделей автомобилей газоводяного тушения.

Модель База Год выпуска ГТД* Количество ГТД*, шт. Расход топлива, кг/ч
АГВТ-150(375)-168 Урал-375 1974 Р-118-300 1 1500
АГВТ-100(131)-141 ЗиЛ-131 1971 ВК-1 1 1000
АГВТ-200 КрАЗ-63221-023 2006 ВК-1А 2 1472
*ГТД – газотурбинный двигатель

Область применения

АГВТ используются при тушении возгораний:

  • газонефтяных фонтанов;
  • технологических установок на предприятиях по добыче нефти и газа;
  • архивов и библиотек;
  • банковских помещений.

Способы использования

Образование газа внутри АГВТ происходит по принципу сжигания топлива из цистерны. Вода подается из внешнего источника или от пожарной автоцистерны через рукавные магистрали.

АГВТ используются для:

  • транспортировки средств пожаротушения, спасательной бригады и необходимого оборудования к месту возгорания при любых погодных условиях;
  • уничтожения огня путем подачи газоводяной струи в очаг;
  • эвакуации и спасения пострадавших.


АГВТ 150 (КамАЗ)

Примечания

  1. ГОСТ Р 53248—2009 ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. Номенклатура показателей -М.: Стандартинформ,2009 с.1
  2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 30 августа 2007 года N 548. Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан (с изменениями на 21 января 2016 года)
  3. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. — Санкт-Петербург, 2006. с.31
  4. Баловнев В. И. Автомобили и тракторы: краткий справочник. -М.: Издательский центр «Академия», 2008 с. 309
  5. Богословский М. М. МОСКВА В 1870–1890-х ГОДАХ // Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия / Общ. ред., предисл. и прим. Ю. Н. Александрова.. — М.: Правда, 1989. — С. 411. — 544 с. — 510 000 экз.
  6. Курихин Олег Пожарный АМО//Техника-молодёжи № 3, 2002 год
  7. Иванов А. Ф. и др. Пожарная техника. Часть первая: Пожарно-техническое оборудование. -М.: Стройиздат, 1988 C. 7
  8. Курихин Олег Освещение на пожарах//Техника-молодёжи № 6, 2002 год
  9. ↑ Специальные пожарные автомобили//Пожарная безопасность. Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО, 2007
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий