Первые шаги или ардуино проекты для начинающих

Где купить Arduino Uno

Минимальные цены на платы UNO можно найти в китайских электронных магазинах. Если у вас есть несколько недель на ожидание, вы можете существенно сэкономить, купив дешево (в районе 200-300 рублей) с бесплатной доставкой. Причем можно найти как самые простые варианты, так и официальные или “почти оригинальные” платы на базе оригинального микроконтроллера. Еще одна группа товаров – необычные платы со встроенными WiFi (на базе ESP8266 или ESP32), дополнительными разъемами для более удобного подключения периферии. Вот некоторые варианты, которые можно купить у проверенных поставщиков на Алиэкспрессе:

Если вы интересуетесь наборами Ардуино, то более подробный обзор доступных вариантов вы можете найти на нашем сайте.

Характеристики

Основные параметры метизов:

  • наружное сечение не превышает 7,65 мм;
  • шаг резьбы варьируется от 2,5 до 2,75 мм;
  • внутреннее сечение достигает 5,45 мм;
  • высота головки не превышает 3,2 мм;
  • диаметр шляпки — до 11,82 мм;
  • при наличии головки всегда предусматривается шлиц;
  • длина крепежного элемента варьируется в широком диапазоне, верхний предел которого составляет 184 мм;
  • отверстие под шуруп всегда меньше внешнего сечения крепежа;
  • глубина отверстий в бетонном массиве больше на 1,5 см, чем длина метиза;
  • регламентируется и минимально допустимое расстояние между рядом стоящими шурупами, при установке крепежа в наиболее прочный материал (бетон) допускается оставлять не менее 3 см между отверстиями.
Как завернуть шуруп в бетонКак завернуть шуруп в бетон

Пишем первую программу

Вместо всем привычных Hello World’ов в Arduino принято запускать скетч Blink, который можно найти в Файл→Примеры→01.Basics→Blink. Там же можно найти множество других учебных скетчей на разные темы.

Почти на всех платах размещён светодиод, номер пина которого содержится в переменной . Его можно использовать в отладочных целях. В следующем скетче будет рассмотрен пример управления таким светодиодом.

Рассмотрим скетч Blink:

Прошивка

После написания необходимо «залить» скетч на микроконтроллер. Как уже говорилось, платформа Arduino берёт весь процесс прошивки микроконтроллера на себя — вам лишь необходимо подключить плату к компьютеру.

Перед прошивкой микроконтроллера нужно выбрать вашу плату из списка в IDE. Делается это во вкладке Инструменты→Плата. Большинство существующих плат уже там есть, но при необходимости можно добавлять другие через Менеджер Плат.

После этого нужно подключить плату Arduino к любому USB-порту вашего компьютера и выбрать соответствующий порт во вкладке Инструменты→Порт.

Теперь можно приступать к прошивке микроконтроллера. Для этого достаточно нажать кнопку Загрузка, либо зайти на вкладку Скетч→Загрузка. После нажатия начнётся компиляция кода, и в случае отсутствия ошибок компиляции начнётся прошивка микроконтроллера. Если все этапы выполнены правильно, на плате замигает светодиод с периодом и интервалом в 1 сек.

7

Что такое «Ардуино» и что можно делать с ним

Arduino — небольшая печатная плата, имеющая собственные процессор и модуль памяти.

Впервые проект Arduino был предложен в 2005 г. студентам итальянского Института интерактивного дизайна Ивреа. Перед разработчиками стояла задача обеспечить малобюджетный и простой способ создания устройств, способных взаимодействовать с окружающей средой. Сегодня на основе «Ардуино» создаются роботы, детекторы, термостаты и любые проекты, на которые способна фантазия программистов и инженеров. Разрабатывать устройства на базе «Ардуино» смогут даже новички.

Девайсом управляет программа, выполняемая процессором платы. Подобные программы пишутся на языке C++ в официальной среде программирования Arduino IDE, реализованной для Windows, MacOS и Linux. Даже в отсутствие навыков разработки и проектирования электронных схем человек способен за пару недель освоиться в программной среде и начать создавать простые девайсы.

Урок Ардуино для начинающих: управление устройствами со смартфона

Устройства:

  • Модуль — Bluetooth Module HC 05/06
  • Плата — Arduino
  • Светодиод (LED)
  • Резистор — 220 Ом
  • Android-устройство

Пошаговая сборка схемы проекта на Ардуино

Цепь в нашем Arduino проекте настолько проста и мала, что нам нужно сделать всего несколько соединений:

  • Arduino Pins — Bluetooth Module Pins
  • RX (Pin 0) — TX
  • TX (Pin 1) — RX
  • 5V — VCC
  • GND — GND

Не подключайте RX к RX и TX к TX выходы Bluetooth к выходам Arduino, вы не получите никаких данных, здесь TX означает «передача», RX означает «прием».

Загрузка программы в Ардуино

/* Bluetooh Basic: LED ON OFF* Coder — Mayoogh Girish* This program lets you to control a LED on pin 13 of arduino using a bluetooth module*/char data = 0; //Variable for storing received datavoid setup(){Serial.begin(9600); //Sets the baud for serial data transmissionpinMode(13, OUTPUT); //Sets digital pin 13 as output pin}void loop(){if(Serial.available() > 0) // Send data only when you receive dаta:{data = Serial.read(); //Read the incoming data and store it into variable dataSerial.print(data); //Print Value inside data in Serial monitorSerial.print(«\n»); //New lineif(data == ‘1’) // Checks whether value of data is equal to 1digitalWrite(13, HIGH); //If value is 1 then LED turns ONelse if(data == ‘0’) // Checks whether value of data is equal to 0digitalWrite(13, LOW); //If value is 0 then LED turns OFF}}

Приложение для Андроид-устройств

prilozhenie.zip
После того, как мы подключились через Bluetooth, нужно скачать и установить приложение, которое будет управлять нашим светодиодом на расстоянии. Подсоединяем смартфон к модулю Bluetooth HC 05/06:

  • Включаем модуль HC 05/0.
  • Ищем устройство
  • Соединяемся с HC 05/06 введя дефолтный пароль «1234» или «0000» (четыре нуля).

Видео с пошаговой сборкой устройства для управления со смартфона:

Arduino Bluetooth Basic [CONTROL LED]Arduino Bluetooth Basic [CONTROL LED]

Что такое вообще Ардуино?

Данную плату называют микроконтроллером, которая распространяется с открытыми исходными кодами и с которой можно использовать множество приложений. Вы можете посмотреть уроки Ардуино в нашем большом разделе.

Это наиболее простой и недорогой вариант для начинающих, любителей и профессионалов. Процесс программирования проходит на языке Processing/Wiring, который осваивается быстро и легко и в основе которого лежит язык C++, а благодаря программной среде Adruino IDE это сделать очень легко. Давайте рассмотрим, что такое Arduino, чем полезна для начинающих, её возможности и особенности.

Arduino является вычислительной платформой или платой, которая будет служить мозгом для ваших новых устройств или гаджетов. На ее основе вы сможете создавать как устройства с простыми схемами, так и сложные трудоемкие проекты, например, роботов или дронов.

Основой конструктора служит плата ввода-вывода (аппаратная часть), а также программная часть. Программное обеспечение конструктора на основе Ардуино представлено интегрированной средой разработки Arduino IDE.

Внешне сама среда выглядит так:

Программная часть Ардуино разработана таким образом, чтобы справиться с ней мог даже начинающий пользователь, не имеющий представления о программировании. Дополнительным фактором успеха в использовании микроконтроллера стала возможность работать с макетной платой, когда к контроллеру подключаются необходимые детали (резисторы, диоды, транзисторы и т.п.) без необходимости в пайке.

Большая часть плат Arduino имеют подключение через USB кабель. Подобное соединение позволяет обеспечить плату питанием и загрузить скетчи, т.е. мини-программы. Процесс программирования так же является предельно простым. Вначале пользователь использует редактор кода IDE для создания необходимой программы, затем она загружается при помощи одного клика в Ардуино.

Самые простые проекты на Ардуино

Вот вы изучили документацию, слегка разобрались в синтаксисе и даже глянули несколько алгоритмов, и начинаете штудировать сеть, ища проекты на микроконтроллерах, которые стоит реализовать в первый раз. На самом деле, здесь всё достаточно просто, ведь, в первую очередь, люди зачастую берутся за автоматизацию каких-то систем, наподобие «Смарт-хауса» или умного дома, по-русски.

Если вы также хотите создать что-то из этого направления, то здесь у вас выбор крайне широк. Достоинство такого стартового проекта в том, что он требует минимума по программной части, ведь сложные алгоритмы здесь не нужны, а готовые руководства есть на нашем сайте, посвящённом МК.

Итак, среди Аrduino проектов для начинающих вы, наверняка, отыщете:

  1. Контроллер для кондиционера, который, в зависимости от температуры в комнате, выбирает оптимальные настройки, чтобы охладить или нагреть её быстрее, а затем приводит в оптимальный режим работы и сам кондиционер.
  2. Умный выключатель света, работающей по хлопку или от датчика движения. Со вторым стоит быть крайне осторожным, ведь если у вас есть домашнее животное, то модуль лучше размещать на уровне головы, если вы не хотите мигать лампочкой по несколько раз за ночь.
  3. Датчик движений в чистом виде, отправляющий вам уведомления, если засечет какую-то активность в указанной зоне. Рекомендация к прошлому пункту актуальна и для этого.

Переполнение переменной

Раз мы начали говорить о действиях, увеличивающих или уменьшающих значение переменной, стоит задуматься и о том, что будет с переменной, если её значение выйдет из допустимого диапазона? Тут всё весьма просто: при переполнении в бОльшую сторону из нового большого значения отсекается максимальное значение переменной, и у неё остаётся только остаток. Для сравнения представим переменную как ведро. Будем считать, что при наливании воды и переполнении ведра мы скажем стоп, выльем из него всю воду, и дольём остаток. Вот так и с переменной, что останется – то останется. Если переполнение будет несколько раз – несколько раз опорожним наше “ведро” и всё равно оставим остаток. Ещё один хороший пример – кружка Пифагора. При переполнении в обратную сторону, т.е. в минус, выливаем воду, будем считать, что ведро полностью заполнилось. Да, именно так =) Посмотрим пример:

// тип данных byte
// мин. значение 0
// макс. значение 255
byte val = 255;

// тут val станет равным 0
val++;

// а тут из нуля станет 246
val -= 10;

// переполним! Останется 13
val = 525;

// и обратно: val равна 236
val = -20;

Критерии выбора хорошего биокамина и принцип его работы

Составление проекта на Arduino

Процесс создания и настройки «умного дома» Arduino покажем на примере системы, в которую будут заложены следующие функции:

  • мониторинг температуры на улице и в помещении;
  • отслеживание состояния окна (открыто/закрыто);
  • мониторинг погодных условий (ясно/дождь);
  • генерация звукового сигнала при срабатывании датчика движения, если активирована функция сигнализации.

Систему настроим таким образом, чтобы данные можно было просматривать посредством специального приложения, а также веб-браузера, то есть пользователь сможет сделать это из любого места, где есть доступ в интернет.

Используемые сокращения:

  1. «GND» — заземление.
  2. «VCC» — питание.
  3. «PIR» — датчик движения.

Необходимые компоненты для изготовления системы «умного дома»

Для системы «умного дома» Arduino потребуется следующее:

  • микропроцессорная плата Arduino;
  • модуль Ethernet ENC28J60;
  • два температурных датчика марки DS18B20;
  • микрофон;
  • датчик дождя и снега;
  • датчик движения;
  • переключатель язычковый;
  • реле;
  • резистор сопротивлением 4,7 кОм;
  • кабель «витая пара»;
  • кабель Ethernet.

Стоимость всех компонентов составляет примерно 90 долларов.

Для изготовления системы с необходимыми нам функциями потребуется набор устройств стоимостью около 90 долларов

Что такое «умный дом»

У этого термина есть более понятный аналог — «домашняя автоматизация». Суть подобных решений состоит в том, чтобы обеспечить автоматическое выполнение различных процессов, происходящих в жилище, офисе или на специализированных объектах. Простейший пример — автоматическое включение освещения в тот момент, когда кто-то из жильцов входит в комнату.

Система «умный дом» от Arduino представляет собой комплект оборудования для управления работой различных устройств с помощью мобильного телефона на базе ОС Android

В любой системе «умный дом» можно выделить следующие составляющие:

Сенсорная часть. Это набор устройств, основная часть которых представлена всевозможными датчиками, позволяющими системе регистрировать события различного характера. Примерами могут служить датчики температуры и движения. Прочие устройства сенсорной части служат для передачи системе команд пользователя. Это выносные кнопки и пульты дистанционного управления с приёмниками.

Исполнительная часть. Это устройства, которыми система может управлять, реагируя таким образом на то или иное событие в соответствии с заданным пользователем сценарием. Прежде всего, это реле, посредством которых контроллер «умного дома» может подавать питание на любой электрический прибор, то есть включать и выключать его. Например, по хлопку в ладони (система «услышит» его при помощи микрофона) можно настроить включение реле, подающего питание на вентилятор

Обратите внимание: в этом примере вентилятор может быть любым. Но можно применить и прибор, специально выпущенный для работы в составе той или иной системы

Например, компания Arduino выпускает для своих систем электромоторчики, при помощи которых можно, допустим, закрывать или открывать форточку, а компания Xiaomi (китайский производитель подобных систем) — устройства управления воздухоочистителем. Такой прибор полностью контролируется системой, то есть она может не только включить его, но и изменить настройки.

Процессор. Может также называться контроллером. Это «мозг» системы, который координирует и согласовывает работу всех её составляющих.

Программное обеспечение. Это набор инструкций, которыми руководствуется процессор. В системах некоторых производителей, в том числе и от Arduino, пользователь может написать программу самостоятельно, в других — используются готовые решения, в которых пользователю доступны лишь типовые сценарии.

Современные системы «умный дом» делятся на несколько разновидностей:

  1. Оснащённые собственным контроллером.
  2. Использующие в этом качестве процессор пользовательского компьютера (планшета, смартфона).
  3. Обрабатывающие информацию при помощи удалённого сервера, принадлежащего компании-разработчику (облачный сервис).

Система может не только активировать тот или иной прибор, но и проинформировать пользователя о происшедшем событии путём отправки сообщения на телефон или каким-то иным способом. Таким образом, на неё можно возложить функции сигнализации, в том числе и противопожарной.

Сценарии могут быть гораздо более сложными, чем мы описали в примерах. Например, можно научить систему включать бойлер и переводить снабжение горячей водой на него при отключении централизованной подачи, если при этом обнаруживается присутствие кого-то из жильцов в доме (помогают инфракрасные, ультразвуковые датчики, а также датчики движения).

ООП и процедурный подход

Порог вхождения

Мы начинаем мыслить и писать процедурно с самых первых уроков, потому что это просто. Работа с ООП требует гораздо более глубоких знаний С++, а эффективная работа – максимальных.

Объем кода

Оборачивание всего подряд в классы приводит к генерации огромного объема кода как текста: его просто приходится писать гораздо больше, соответственно читать тоже. Делать это в родной IDE к слову очень неприятно по сравнению со взрослыми средами разработки, в которых есть автоподстановка слов и членов классов, а также “дерево” проекта и его файлов.

Вес и скорость выполнения кода

Компиляторы все время обновляются и улучшаются, даже встроенный в Arduino IDE avr-gcc: новые версии всё лучше оптимизируют код, делая его легче и быстрее. Тем не менее, большое количество вложенных друг в друга классов и длинные цепочки передачи данных будут неизбежно работать чуть медленнее и занимать больше места, чем при более компактном процедурном подходе.

Область определения и названия

В процедурном подходе приходится постоянно следить за использованием имён переменных и функций и вынужденно избегать повторений, по возможности прятать их внутри отдельных документов и всегда держать в голове. Маленькая ошибка, например использование глобальной переменной вместо локальной может привести к багам, которые трудно отследить. Оборачивая части кода в классы мы получаем грубо говоря отдельные программы, у которых названия функций и переменных отделены от остального кода и им все равно, что у других классов или в основной программе есть такие же.

Крупные проекты

Большую программу с кучей подпрограмм гораздо приятнее писать с ООП, причем не только писать, но и улучшать в будущем.

Мелкие проекты и прототипы

Написание небольшой программы в процедурном стиле гораздо легче и быстрее классического оопшного программирования на C++, именно поэтому Ардуино IDE это просто блокнот, который сохраняет скетч в своём расширении .ino, вместо взрослых .h и .cpp: нам не нужно думать о файловой структуре проекта, мы просто пишем код и всё. Для быстрого прототипирования и отладки небольших алгоритмов это работает отлично, но с крупным проектом могут начаться проблемы и неудобства.

Библиотеки и совместимость

Если вы откроете любую библиотеку для Ардуино, то с 99.9% вероятностью увидите там класс. Сила ООП в том, что мы берём библиотеку (или просто какой то класс), добавляем в свой код и не получаем никаких конфликтов имён и вообще пересечения кода (в 99% случаев): класс работает сам по себе, это отдельная программа. Если вы возьмёте например какой то кусок “голого” кода и вставите в свой такой же голый код – будет довольно большой шанс пересечений и конфликтов, а самое страшное – когда компилятор не видит ошибок, а программа работает неадекватно.

Виды плат для сборки умного дома

Платы для создания системы Умный дом на Ардуино своими руками с нуля не любят компактность – все задачи лучше разнести по различным блокам. А вот много памяти для ПО и хранения информации не нужно. Чаще всего при самостоятельной сборке используются такие виды плат:

Arduino Leonardo и Micro

Плата Arduino Leonardo довольно мощная по сравнению с другими. Она популярна при создании игровых устройств, определяет мышь, клавиатуру и игровые джойстики.

Параметры платформы:

  • чипсет ATMega32u4 (8 bit, 16 MHz);
  • цифровые порты – 20, с поддержкой ШИМ – 7 из них;
  • аналоговые порты – 12;
  • флеш-память – 32 КВ;
  • быстрая Sram для хранения программных данных – 2,5 КВ;
  • медленная Eeprom, где хранится информация – 1 КВ.

Эту модификацию можно нагружать множеством датчиков благодаря наличию портов.

Arduino Micro – мини-аналог платформы Leonardo. Различие в том, что порт USB заменен на мини-USB и отсутствует питание от 12 В.

Arduino 101, Arduino Zero и Arduino MKR1000

Эти модели обладают большой вычислительной мощностью и подходят для конструирования сложных систем, где предусмотрено голосовое управление Умным домом на Ардуино, распознавание изображений.

Количество портов для подключения датчиков примерно как у Leonardo, а остальные параметры мощней.

У Arduino 101 есть дополнительные чипсеты и порт USB.

Параметры модели:

  • процессор Intel Curie (32 bit, 32 MHz);
  • память flash – 196 КВ;
  • Sram: 24 KB;
  • Eeprom: нет;
  • Bluetooth Low Energy для подключения готовых решений.

Параметры аналогичной Arduino Zero:

  • процессор: SAM-D21 (32 bit, 48 MHz);
  • flash-накопитель: 256 KB;
  • Sram: 32 KB;
  • Eeprom: нет;
  • встроенный отладчик EDBG для поиска ошибок программирования.

Arduino MKR1000 – мощная платформа-аналог Zero. Особенности:

  • чип Wi-Fi с протоколом 802.11 b/g/n;
  • поддержка алгоритма SHA–256 для защиты передачи данных.

Класс

Класс является одним из самых крупных и важных понятий и инструментов языка C++, именно он делает язык объектно-ориентированным и очень мощным. Мы очень часто пользуемся объектами и методами, ведь 99% библиотек являются просто классами! Объекты, методы, что это? Я могу привести несколько официальных определений (хотя вы сами можете их загуглить), но не буду, потому что они очень абстрактные и ещё сильнее вас запутают. Давайте рассмотрим всё на примере библиотеки, пусть это будет стандартная и всем знакомая библиотека Servo. Возьмём из неё пример Knob и разберёмся, где кто и как называется.

#include <Servo.h>  // подключаем заголовочный ФАЙЛ библиотеки, Servo.h

Servo myservo;  // создаём ОБЪЕКТ myservo КЛАССА Servo

int potpin = 0;  // analog pin used to connect the potentiometer
int val;    // variable to read the value from the analog pin

void setup() {
  myservo.attach(9);  // применяем МЕТОД attach к ОБЪЕКТУ myservo
}

void loop() {
  val = analogRead(potpin);
  val = map(val, 0, 1023, 0, 180);
  myservo.write(val);      // применяем МЕТОД write к ОБЪЕКТУ myservo
  delay(15);
}

Итак, мы можем создать объект класса, и применять к нему методы. Какую первую мысль вызывает использование объекта? Правильно, “ой, как удобно“! Ведь мы можем создать несколько объектов Servo, и управлять каждым в отдельности при помощи одинаковых методов, но каждый объект будет обладать индивидуальным набором настроек, которые хранятся где-то внутри него. Это и есть объектно-ориентированный подход, позволяющий создавать очень сложные многоуровневые программы, не испытывая особых трудностей.

Классы очень похожи на , как по объявлению, так и по использованию, но класс является гораздо более мощной единицей языка: если в структуре мы под одним именем храним переменные разных типов, то в классе мы храним не только переменные, но и собственные функции класса. Функции внутри класса кстати и называются методами.

Помехи и защита от них

Если в одной цепи питания с Ардуино стоят мощные потребители, такие как сервоприводы, адресные светодиодные ленты, модули реле и прочее, на линии питания могут возникать помехи, приводящие к сильным шумам измерений с АЦП, а более мощные помехи могут дергать прерывания и даже менять состояния пинов, нарушая связь по различным интерфейсам связи и внося ошибки в показания датчиков, выводя чушь на дисплеи, а иногда дело может доходить до перезагрузки контроллера или его зависания. Некоторые модули также могут зависать, перезагружаться и сбоить при плохом питании, например bluetooth модуль спокойно может зависнуть и висеть до полной перезагрузки системы, а радиомодули rf24 вообще не будут работать при “шумном” питании.

Более того, помеха может прийти откуда не ждали – по воздуху, например от электродвигателя, индуктивный выброс ловится проводами и делает с системой всякое. Что же делать? “Большие дяди” в реальных промышленных устройствах делают очень много для защиты от помех, этому посвящены целые книги и диссертации. Мы с вами рассмотрим самое простое, что можно сделать дома на коленке.

  • Питать логическую часть (Ардуино, слаботочные датчики и модули) от отдельного малошумящего блока питания 5V, то есть разделить питание логической и силовой частей, а ещё лучше питаться в пин Vin от блока питания на 7-12V, так как линейный стабилизатор даёт очень хорошее ровное напряжение. Для корректной работы устройств, питающихся отдельно (драйверы моторов, приводы) нужно соединить земли Ардуино и всех внешних устройств;
  • Поставить конденсаторы по питанию платы, максимально близко к пинам 5V и GND: электролит 6.3V 100-470 uF (мкФ, ёмкость зависит от качества питания: при сильных просадках напряжения ставить ёмкость больше, при небольших помехах хватит и 10-47 мкФ) и керамический на 0.1-1 uF. Это сгладит помехи даже от сервоприводов;
  • У “выносных” на проводах элементах системы (кнопки, крутилки, датчики) скручивать провода в косичку, преимущественно с землёй. А ещё лучше использовать экранированные провода, экран естественно будет GND. Таким образом защищаемся от электромагнитных наводок;
  • Соединять все земли одним толстым проводом и по возможности заземлять на центральное заземление;
  • Металлический и заземленный корпус устройства (или просто обернутый фольгой ), на который заземлены все компоненты схемы – залог полного отсутствия помех и наводок по воздуху.

Ещё лучше с фильтрацией помех справится LC фильтр, состоящий из индуктивности и конденсатора. Индуктивность нужно брать с номиналом в районе 100-300 мкГн и с током насыщения больше, чем ток нагрузки после фильтра. Конденсатор – электролит с ёмкостью 100-1000 uF в зависимости опять же от тока потребления нагрузки после фильтра. Подключается вот так, чем ближе к нагрузке – тем лучше:

Подробнее о расчёте фильтров можно почитать здесь.

Индуктивные выбросы

На практике самая подлая помеха обычно приходит при коммутации индуктивной нагрузки при помощи электромагнитного реле: от такой помехи очень сложно защититься, потому что приходит она по земле, то есть вас не спасёт даже раздельное питание проекта. Что делать?

  • Для цепей постоянного тока обязательно ставить мощный диод обратно-параллельно нагрузке, максимально близко к клеммам реле. Диод примет (замкнёт) на себя индуктивный выброс от мотора/катушки;
  • Туда же, на клеммы реле, можно поставить RC цепочку, называемую в этом случае искрогасящей: резистор 39 Ом 0.5 Вт, конденсатор 0.1 мкФ 400V (для цепи 220В);
  • Для сетей переменного тока использовать твердотельное (SSR) реле с детектором нуля (Zero-cross detector), они же называются “бесшумные” реле. Если в цепи переменного тока вместо реле стоит симистор с оптопарой, то оптопару нужно использовать опять же с детектором нуля, такая оптопара, как и SSR zero-cross будут отключать нагрузку в тот момент, когда напряжение в сети переходит через ноль, это максимально уменьшает все выбросы.

Подробнее об искрогасящих цепях можно почитать вот в этой методичке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий