Техногенные аварии: понятие, классификация, примеры. причины техногенных аварий и катастроф. личная безопасность при техногенных авариях

Виды аварий и опасности

Транспортные аварии — происходящие на объектах производства, не имеющие непосредственного отношения к передвижению транспортных средств, происходящие в процессе их перемещения. Для последнего вида аварий характерно расстояние места происшествия от населённых пунктов, сложность оказания помощи спасательных служб, множество пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи.

Пожары, взрывы — наиболее распространённые разновидности аварий в современном производственном мире. Взрывоопасные объекты — первые в числе промышленных предприятий, применяющих легковоспламеняющиеся вещества, в том числе, трубопроводные средства и железнодорожный транспорт, используемые для перемещения огнеопасных грузов.

Аварии, угрожающие выбросом химических веществ, — это производственные аварии, происходящие по причине утечки вредных веществ в процессе их изготовления, переработки, хранения, транспортировки. В некоторых случаях образующиеся при аварии химические соединения являются ядовитыми и смертельно опасными.

Аварии с угрозой выброса радиоактивных веществ — вероятны на объектах, представляющих радиоактивную опасность: производство и переработка ядерного топлива, уничтожение радиоактивных отходов.

Аварии с угрозой выброса биологически активных веществ — происшествия с относительно редкой вероятностью, обусловленные необходимостью хранения информации в секрете, а также своевременностью оказания мер по предупреждению таких ЧС. Возможны в процессе использования веществ на предприятиях или во время транспортировки, опасны тяжестью возможных последствий для населения.

Разрушение зданий и сооружений — происшествия, спровоцированные косвенными факторами: превышение допустимого количества людей на ограниченных площадях, сильные вибрации проходящего транспорта, чрезмерное давление на верхние этажи здания. Разновидности обрушений: транспортных коммуникаций, производственных строений, зданий жилого и социально-бытового назначения.

Аварии на электроэнергетических и коммунальных системах — приводят к осложнениям жизнедеятельности населения, сбоям в промышленной деятельности, сельском хозяйстве.

Аварии на промышленных очистных сооружениях — влекут за собой не только отрицательные последствия для обслуживающего персонала, но и ведут к массовым выбросам вредных веществ в окружающее пространство (автономные электростанции и электросети с длительным перерывом электроснабжения, повреждение транспортных и электроконтактных сетей).

Гидродинамические — это производственные аварии, происходящие в результате разрушения гидротехнических сооружений. В качестве последствий возможны затопления, разрушения строений, гибель людей, нарушение судоходства, уничтожение материальных ценностей. Наибольшее количество производственных аварий и катастроф происходит на взрывоопасных объектах и гидротехнических сооружениях, являющихся потенциально опасными. К производственным авариям относятся произошедшие по причине выброса вредных газов и загрязняющих веществ, выхода сточных вод на гидротехнических сооружениях.

Причины ДТП и отговорки – негласные правила на дороге

Основными предпосылками для аварий является поведение водителей, пешеходов. Не последнюю роль играет дорожное покрытие. Чтобы свести риск дорожного происшествия к минимуму, можно взять на вооружение несколько советов.

Следует следить за изменениями, которые вносятся в ПДД. Ведь некоторые поправки прямо влияют на механизм передвижения в городе и за его пределами. Со временем вводятся новые дорожные знаки.

Регулярно необходимо проводить технический осмотр своего автомобиля. Его неисправности, которые могут стать причиной ДТП, можно предотвратить заранее. Это касается тормозов, рулевого управления.

Важно заранее планировать свой маршрут, ознакомившись при этом с прогнозом погоды

Предстоящие снег или дождь должны только усилить внимание водителя на дороге

Однако не все зависит только самого водителя, поэтому ДТП становится следствием поведения других автовладельцев и пешеходов. Есть несколько негласных законов, которых придерживаются автовладельцы. Миганием различных фар предоставляется приоритет в движении друг другу, дается в разрешение для обгона.

В случае ДТП применяются разные оговорки. Первая из них заключается в неисправности светофора. Этот факт нужно зафиксировать видеорегистратором или камерой смартфона.

Водитель может утверждать, что он не видел дорожного знака вследствие темного времени суток или тумана. В ряде случаев можно настаивать на том, что указатель был установлен не по правилам.

Чем отличается катастрофа от аварии

В средствах массовой информации зачастую слова «авария» и «катастрофа» упоминаются как синонимы. Но это не верно. Между этими понятиями есть существенное отличие – масштаб последствий.

Допустим, произошло ДТП (дорожно-транспортное происшествие). Если нет пострадавших или их немного, то говорят об аварии, а если жертвами происшествия стали десятки человек, то ДТП классифицируют как катастрофу.

Отличия аварии от катастрофы:

  1. авария может быть без жертв или с минимальным количеством;
  2. авария имеет сравнительно небольшой жизненный цикл, а катастрофа, как правило, продолжительна во времени и «обрастает» поражающими факторами. Например, обрыв проводов на ЛЭП при сильном ветре – это авария. Землетрясение, ставшее причиной схода оползней, перегородивших горную реку, и последующее затопление города ниже по течению при прорыве завалов – это уже катастрофа. Причиной стало землетрясение, породившее целый ряд поражающих факторов;
  3. масштаб последствий при аварии имеет локальный масштаб и легко устраним. Последствия после катастрофы ликвидируют в течение долгого времени. Например, последствия после ЧП на АЭС в Японии после землетрясения и цунами в 2011 году не удалось ликвидировать до настоящего времени. По оценке специалистов, на устранение последствий может потребоваться еще около 40 лет;

Необходимо отметить, что несвоевременное реагирование соответствующих служб на аварию (по халатности или в силу непреодолимых причин) может стать причиной катастрофы. Например, как это произошло на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Сотрудники были не в состоянии (физически и технически) локализовать последствия взрыва на одном из энергоблоков, в результате чего произошла небывалая до того времени по масштабам экологическая катастрофа: радиоактивное облако накрыло часть Украины, Белоруссии и европейской зоны РФ.

Напомню, период полураспада (проще говоря, обеззараживания) цезия-137 составляет 30 лет. Это уже произошло. Но еще страшней последствия от выделившегося при взрыве плутония-241. Дело в том, что при его полураспаде (а это 14 лет) выделяется радиоактивный элемент америций-241, период полураспада которого составляет 432 года!

Различия

Прежде всего заметим, что и аварии, и катастрофы – чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайная ситуация — это возникновение на определённой территории, акватории или объекте состояния, при котором невозможна нормальная жизнь и деятельность людей, когда существует угроза их здоровью, повреждается имущество, хозяйство или природная среда.

На этом сходства понятий заканчиваются, поэтому будем подробно разбираться в том, чем отличается катастрофа от аварии.

Первое отличие заключается в масштабе. Аварии захватывают небольшую территорию, в то время как катастрофы имеют глобальный характер.

Следующее отличие – в динамике. Катастрофы часто характеризуются наличием поражающего фактора, то есть событие происходит «по нарастающей», аварии же чаще происходят без него, одномоментно.

Ещё одно отличие аварии и катастрофы – последствия. Конечно, обе чрезвычайные ситуации несут в себе неприятности и разрушения. Но последствия аварии намного менее трагичны: нет жертв, поражается локальная территория, причиняется поправимый ущерб материальным ценностям. Последствия катастроф более масштабны, ведь они сопровождаются гибелью большого количества людей и негативным влиянием на окружающую среду в глобальном масштабе.

И, наконец, последнее, чем отличается катастрофа от аварии, это устранение последствий. Ликвидация аварии занимает сравнительно небольшой промежуток времени, она начинается незамедлительно, во избежание дальнейших разрушений. Ликвидировать последствия катастрофы гораздо сложнее, зачастую это и вовсе невозможно сделать.

Стадии формирования

Всякое событие в мире происходит не «абы как» и не сразу. Даже извержению вулкана предшествует определенная фаза накопления расплавленной магмы. Так и в этом случае: катастрофы техногенного характера начинаются с возрастания количества негативных изменений или в отрасли, или на конкретно взятом объекте. Любая катастрофа (пусть даже и техногенная) происходит под влиянием децентрализующих, разрушающих факторов на сложившуюся систему. Технологи различают пять фаз развития ЧС:

  • Первичное накопление отклонений.
  • Инициация процесса (теракт, техническая неполадка, халатность).
  • Непосредственно авария.
  • Действие последствий, которое может быть очень продолжительным.
  • Меры по ликвидации произошедшей аварии.

Так как мы рассматриваем техногенные аварии, разберем основные их причины и предрасполагающие факторы:

  • Перенасыщенность и излишняя усложненность производственного процесса.
  • Изначально допущенные ошибки в проектировке и изготовлении.
  • Износ оборудования, устаревшие средства производства.
  • Ошибки или умышленный вред от обслуживающего персонала, теракты.
  • Недопонимание при совместных действиях различных специалистов.

Классификация участников ДТП

Текущий год только наступил. Однако статистика ДТП за 2018 год в России говорит о том, что зафиксировано на данный момент порядка 130 тысяч дорожных аварий. Они произошли как по вине водителей, так и вследствие действий пешеходов. Кроме того, способствует ДТП плохое качество дорог.

Водители, пешеходы – не исчерпывающий круг участников происшествий. Часто дорожные аварии происходят с участием велосипедистов, людей, управляющих мотоциклами, мопедами. Причем, та же статистика говорит о том, что мотоциклисты больше причастны к происшествиям, чем сидящие за рулем обычного транспорта.

Еще в круг участников ДТП с полным правом можно отнести детей. Они мало знакомы с правилами дорожного движения и переходят дорогу в неположенных местах по пути в школу или домой. Поэтому с детьми регулярно проводятся профилактические беседы с участием сотрудников ГИБДД.

Как для многих не покажется странным, в качестве субъекта происшествия могут выступать животные. Например, если сбить на проезжей части домашнюю собаку, это тоже рассматривается как ДТП.

Иногда водители не видят, что животное попадает под колеса, и едут дальше. В таком случае уже появляется судебная практика, которая  подтверждает правомерность привлечения сидевшего за рулем к ответственности за оставление места ДТП.

Экокатастрофы России

Экологические катастрофы в России часто проистекают вследствие преступной халатности людей, руководящих промышленными предприятиями или работающих на них. Наиболее часто бедствия связаны с загрязнением водного пространства, разливами нефти. вырубкой лесов и т. д. Несмотря на то, что часто удается выяснить причины и последствия экокатастроф, меры по их предупреждению остаются малоэффективными.

Катастрофы акваторий

Крупная катастроф, влияющая на экологию, – уменьшение вод в Аральском море. Большая часть сейчас покрыта песком, животный и растительный мир уничтожен, регион испытывает дефицит питьевой воды.

Местность, находящаяся вокруг Зеленчуковской ГЭС, претерпела сильные изменения, поскольку здесь производилась трансформация русел рек, водные потоки неоднократно перебрасывались, что снижало влажность. Следствием таких процессов стало вымирание многих представителей флоры и фауны. В 1999 г. была уничтожена природоохранная зона на территории Эльбурганского заповедника.

Вследствие воздействия антропогенного фактора в воде уменьшается содержание молекулярного кислорода. За 50 лет его количество снизилось на 2%.

Увеличение уровня воды в Каспийском море также является большой экологической проблемой современности, поскольку увеличение на 5 м приведет к затоплению прилегающих территорий, на которых находится много городов и промышленных предприятий.

Разлив нефти

В 1994 г. из нефтепровода, располагающемся неподалеку от города Усинск (Республика Коми), на прилегающую территорию вылилось более 100 тыс. т нефти. На месте разлива были уничтожены все животные и растения.

В 2003 г. случился разрыв нефтепровода вблизи Ханты-Мансийска. Нефть загрязнила воды реки Мулымья, что тоже стало причиной гибели всех живых организмов и растений.

В 2006 г. в Брянске 5 тыс. т нефтяных продуктов разлилось на территории 10 кв. км². Были загрязнены почва и воды.

В 2016 г. в результате утечки нефти из старых скважин, находящихся под Анапой, площадь загрязнения составила более 1 тыс. км², погибло много водоплавающей птицы.

Другие катастрофы

В 2005 г. из-за случившегося на китайском предприятии взрыва в реку Амур вылилось большое количество вредных веществ, в т. ч. ядохимикатов. В 2006 г. “Химпром” выбросил в атмосферу более 50 кг хлора. В 2011 г. на территории Челябинска произошла утечка брома, который перевозили железнодорожным транспортом. Другие бедствия такого же характера принесли большой вред окружающей среде.

Штраф и другие наказания за ДТП

Нарушение ПДД не обязательно образует состав административного правонарушения. Нарушитель не может быть привлечён к административной ответственности, если за допущенное нарушение не предусмотрена соответствующая статья в КоАП. Характерным примером может служить распространённая причина аварий — неправильный выбор скоростного режима. За такие действия ответственность не установлена, если одновременно не была превышена предельно допустимая скорость, предусмотренная для данной территории или установленная дорожными знаками.

При отсутствии в действиях нарушителя ПДД состава административного правонарушения административная ответственность не наступает

В сфере нарушения безопасности дорожного движения применяются следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штрафы (наиболее часто размеры штрафов оставляют от 500 до 500 000 руб.);
  • лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 24 месяцев;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы продолжительностью от 100 до 200 ч.

За вождение в нетрезвом состоянии лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок или за отказ от медосвидетельствования, возможна уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 24 месяцев.

Строгое соблюдение Правил дорожного движения снижает до минимума, а, возможно, и исключает вероятность попасть в дорожное происшествие. Среди высококвалифицированных профессиональных водителей бытует убеждение, что избежать ДТП по своей вине просто, но настоящий водитель должен уметь избегать происшествий по вине других участников движения. Внимательность и аккуратность за рулём избавляют от проблем не только самого водителя, но и окружающих.

Страхование ДТП

Источники риска дорожной аварии – автомобиль или мотоцикл. Данные транспортные средства водитель вправе эксплуатировать только при страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Обязательное страхование именуется ОСАГО. Этот страховой продукт направлен на обеспечение финансовых гарантий получения компенсаций пострадавшими в результате аварии лицами.

В данных правоотношениях имеет существенное значение отнесение события к категории ДТП. Если такого ассоциирования не произойдет, то авария не будет признана страховым случаем.

Существует также страховка для обеспечения ремонта своего автомобиля, независимо от виновности его водителя. Этот вид страхования называется КАСКО.

Важным преимуществом данной страховки является то, что она покроет даже повреждения машины, не являющееся ДТП (если, например, хулиган оторвет боковое зеркало или разобьет стекло).

Является ли аварией падение предметов и снега с крыш на ТС?

Из самого определения, данного в ПДД и других инструкциях, становится ясным, что ДТП случается при движении ТС. Любые происшествия, случившиеся на стоянке или парковке не рассматриваются как ДТП.

Остановка ТС до 5 минут или на большее время (если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, разгрузки и загрузки ТС) считается процессом дорожного движения. Поэтому при падении предметов на крышу или другие части ТС ситуация рассматривается как ДТП.

Здесь также важно учитывать определение термина «Дорога». В некоторых случаях на особых территориях, где осуществляется разгрузка и погрузка грузов, происшествие не засчитывается за ДТП по причине невозможности доказать, что место около склада является дорогой

А страховщики при этом отказываются от ответственности.

Обратите внимание: при падении предметов на кузов ТС страховка покрывает только те происшествия, которые были получены при непосредственном движении или остановке на положенный промежуток времени.
Любой водитель обязан знать такие нюансы при ДТП:

  • оформление дорожно-транспортного происшествия;
  • неотложная помощь.

Антропогенные причины экологической катастрофы

Чаще всего такая катастрофа происходит из-за человеческой деятельности. Следует подчеркнуть, что в РФ такие проблемы существуют в более значительно степени. Причины заключаются в том, что отсутствует надлежащий контроль за работой предприятий. Вредные вещества попадают в воду, в атмосферу, загрязняют землю.

Лесные пожары в Сибири, twitter.com

В числе причин, отрицательно влияющих на экологию, следует назвать:

  1. Влияние человека на естественные процессы, происходящие в природе (например, осушение водоемов, поджоги, массовые вырубки лесов, истребление видов животных и растений и т.д.).
  2. Производственные аварии, нарушения в работе технологических линий.
  3. Отсутствие очистки вредных выбросов или недостаточный ее уровень.
  4. Разлив нефти или продуктов, получаемых из нее.
  5. Использование ядерного, химического и биологического оружия.
  6. Повышенная концентрация вредных веществ в окружающей среде в результате их накопления в течение какого-либо периода.

По мнению ряда специалистов, в числе причин ухудшения экологии следует назвать и воздействие психотропных препаратов на людей. В таком случае пострадавшие не могут контролировать свои действия, нанося вред окружающей среде.

Доказывается также, что опасность для экологии представляют и территории, где происходят военные конфликты.

Признаки дорожно-транспортного происшествия

Авария имеет ряд характеристик, позволяющих отнести ее с правовой точки зрения именно к дорожно-транспортному происшествию

Важно наличие всех атрибутов. Если хотя бы одного из признаков не будет, авария перейдет в регулирование иной правовой плоскости

Специальных статей в законе, содержащих признаки дорожно-транспортного происшествия, нет. Все они вытекают из толкования самого определения данного понятия. Среди признаков ДТП следует выделить следующие.

Территориальный признак

Происходит авария на дороге, а не на других участках земли. К примеру, не будет являться ДТП столкновение самосвала, привезшего песок, с крыльцом дачного домика на садовом участке.

Любой участок дороги и любая ее часть может стать местом происшествия. Не имеет значение расположение транспортных средств после аварии

Важно именно место столкновения. Так, к примеру, если после удара обе машины вылетели с дороги, все равно будет иметь место дорожно-транспортное происшествие

Субъектный признак

Хотя бы один участник аварии должен управлять транспортным средством. Без ТС не будет и ДТП.

Бегущий по «зебре» пешеход, сбивший бедром детскую коляску посреди пешеходного перехода на дороге не создаст этим дорожно-транспортного происшествия.

А вот если человек бегущий по дороге снесет рукой зеркало отъезжающей от обочины машины, это уже будет дело ГИБДД.

Признак последствий

Следствием аварии является причинение материального ущерба самому транспортному средству и/или иным материальным объектам, причинены физические повреждения людям.

Если машину занесет на дороге, развернет поперек полосы, но при этом никто не пострадает и ничего не поцарапается, то тоже будет ДТП.

Самым страшным последствием аварии является гибель человека. Данное последствие также специально прописано в Правилах дорожного движения применимо к понятию ДТП.

Следует отметить, что смерть водителя может быть не только следствием, но и причиной аварии. Так, внезапный сердечный приступ может сыграть роковую роль в жизни прочих участников дорожного движения, находящихся в этот момент рядом.

Признак динамики

Событие ДТП должно произойти именно в результате движения, совершаемого ТС.

Повреждение стоящего на дороге автомобиля открываемой дверью соседней машины будет рассмотрено как причинение имущественного ущерба, не относящееся к юрисдикции ГИБДД.

Данный признак непосредственно связан с территориальным признаком. То есть, во-первых, должно иметь место движение, во-вторых, оно должно быть на дороге.

Субъективная сторона

Отсутствие умысла на столкновение хотя бы одного из участников аварии влечет отнесение ее к рассматриваемой категории событий.

Если же авария запланирована, при этом правомерными методами, то она не относится к ДТП. К примеру, специально организованная авария машины на съемках фильма на дороге не будет являться дорожно-транспортным происшествием.

Можно ли обойтись без сотрудников ГИБДД?

Если участвует в ДТП только две машины, отсутствуют пострадавшие и наносится незначительный урон, то автовладельцы могут воспользоваться европротоколом, чтобы оформить ДТП самостоятельно. В этом случае они могут сэкономить много времени, но они должны обладать сведениями о правилах заполнения данного документа.

Если имеются разногласия у водителей относительно того, кто является виновником происшествия, то обязательно придется обращаться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Дополнительно привлекаются свидетели ДТП, которые могут дать показания относительно того, как действовали водители перед столкновением.

Провокации

На дороге случаются и провокации, то есть умышленные действия, способные привести к аварии. Вычислить их бывает сложно даже опытному водителю. В таких случаях жертву выслеживают и, используя опасные маневры, загоняют. В любом случае главное — соблюдать правила дорожного движения. То есть необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, найти очевидцев и соблюдать спокойствие. А если случившееся было записано на видеорегистратор, это послужит в дальнейшем дополнительным преимуществом.

Типичными случаями провокаций могут быть, например, включение поворотника в одну сторону, а движение в противоположном направлении, или резкое торможение, или выезд на перекресток, когда движение активизировалось на другой стороне. Такие действия могут быть преднамеренными и непреднамеренными.

Провокации преднамеренного характера (или автоподставы) обычно имеют цель — получить деньги от водителя. Обычно на месте ДТП сразу пытаются у «виновной» стороны выудить средства без привлечения сотрудников ГИБДД и оказывают с этой целью психологическое давление. Лучше всего запереться в авто и общаться только через немного приспущенное стекло.

Единственно возможным вариантом признания провокатора в ДТП таковым является доказательство его вины через суд.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий