Аварийно спасательное оборудование и пожарный инструмент: основные сведения

Содержание

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс мероприятий, действий, операций, направленных на поддержание исправного технического состояния механизмов. Оно является гарантией надежной работы, снижения расходов на ремонт. Особенности эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в организации двух видов ТО:

  • текущего;
  • планово-предупредительного.

Текущее ТО подразумевает следующие виды мероприятий:

  • Ежедневные — при наступлении нового дежурства.
  • Действия на пожаре, учениях.
  • Восстановление рабочего состояния после пожара, учений.

Планово-предупредительное ТО состоит из следующих мероприятий:

  1. ТО-1 или первое техобслуживание.
  2. ТО-2 – второе.
  3. СО – сезонное.

Особенности конструкции

Потребность совмещения в едином автомобиле возможностей классических пожарных машин и аварийно-спасательной техники привела к усовершенствованию основных узлов базовых шасси и расширению комплекта спецоборудования. Основой всех АПС являются грузовые модели. Обязательное условие – наличие кабины для боевого расчета с собственной системой обогрева и отсеками для хранения пожарного и аварийно-спасательного оборудования. Кузовная часть АПС приближена к автоцистернам. Здесь размещают емкость для воды и пенобак. С левой и правой стороны надстройки расположены отсеки для хранения инвентаря. Пожарное оборудование и инструмент перевозят на крыше. Чтобы обеспечить свободный доступ к оборудованию, размещенному в верхних отсеках, по бокам кузова закреплены лестницы. Насосная установка размещается всегда в задней части.

Кроме основного пожарного оборудования машины типа АПС комплектуются аварийно-спасательным комплексом. В него входит спецоборудование, инструмент, СИЗ, электросиловое оборудование, приборы для проведения химических и радиоактивных разведывательных действий, средства связи и оказания первой помощи. Аварийно-спасательный комплекс размещается в боковых отсеках и ящиках.

Совмещение в одном автомобиле функций пожарной машины и техники для проведения спасательной операции в экстремальных условиях является как плюсом, так и минусом АПС. Оборудование, установленное на данном типе ПА, по функциональности уступает тому, что используется на отдельно укомплектованных транспортных средствах. В то же время такое совмещение позволило усилить ключевые узлы машины. На раму базового шасси устанавливается надрамник , который и дал возможность оснастить кузовную часть пожарным и аварийно-спасательным оборудованием, а также множеством отсеков для хранения инвентаря.

Первое (ТО-1)

Техобслуживание пожарной техники

Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования заключается в использовании расчетного пробега каждой машины, который определяется по формуле Sобщ. = Sсп. + Sпр. где:

Sсп. – показатель спидометра в км,

Sпр. = 50*тн – приведенный показатель пробега (тн – время работы насоса).

Первый комплекс мероприятий проводят, когда расчетный пробег машины достигает 1000 км для специальной техники и 1500 км — основных. На это время машина снимается с боевого дежурства на 1-2 дня. Порядок и состав работ определяется инструкцией по проведения ТО-1. Характер проводимых процессов:

  • мойка;
  • смазка;
  • диагностика.

Требования безопасности при использовании пожарной и аварийно-спасательной техники

  1. Осмотр и диагностика состояния машин проводится только лицами, прошедшими специальную подготовку.
  2. Техническое состояние ТС должно отвечать требованиям документации завода-изготовителя. Не допускается самостоятельно вносить изменения в конструкции ПА.
  3. Перед проверкой во время заступления на дежурство проводится осмотр целостности подножек, поручней, рукояток и замков.
  4. Крыши и платформы ПА должны иметь антискользящий настил и бортовое ограждение крыши высотой от 100 мм.
  5. Двери кабины и отсеков должны быть оборудованы автоматическими запирающими замками, фиксирующимися в открытом положении.
  6. Дверцы отсеков должны иметь сигнализирующие устройства, срабатывающие при открытии, с выводом данных на щит в кабине водителя.
  7. Дверцы отсеков, открывающиеся вверх, блокируются на высоте.

Пожарная техника

Это общее понятие для обозначения инженерных средств, используемых для защиты и спасения населения, окружающей среды, имущества, ликвидации возгораний.

Автомобиль газодымозащитной службы

К пожарной технике относятся автоматические и первичные системы тушения огня, специальные ТС, устройства связи и оповещения.

К этой же группе причисляют пожарные машины, оборудование для разведки на местах катастроф, очистки воздуха в охваченных огнем помещениях, вскрытия конструкций строений.

Классификация пожарных и аварийно-спасательных автомобилей производится с учетом направления их применения и тактических характеристик.

Цветографические схемы

Рассмотрим, как в соответствии с правилами окрашиваются пожарные автомобили классификация типы и обозначения которых в большинстве случаев наносятся на корпус.

Основной фон специальной техники – красный, в качестве контрастного используется белый цвет.

Стандарты устанавливают правила нанесения надписей, знаков, цвета, в который должны быть окрашены детали:

  • на дверь кабины наносится номер части и город приписки;
  • в задней зоне ТС белым цветом указывают код, обозначающий вид автомобиля (АП, АЦ и др.), номер подразделения;
  • черный цвет наносится на ходовые детали, диски колес, раму;
  • белым окрашивают бамперы.

Фото или схему нанесения покрытий можно скачать в интернете.


Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Регламентируются и требования к цвету сигнала пожарных машин. Он должен быть синим и мерцать с частотой два герца с длительностью темной фазы не менее 0,2 секунды.

Постоянное развитие пожарной техники требует все больших ресурсов для обслуживания и ремонта ТС и их оснащения. Улучшаются характеристики автомобилей, повышаются функциональные возможности, добавляются новые пункты в классификации пожарных машин. Знание тактико-технических характеристик (ТТХ) пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники.

пожарные автомобилипожарные автомобили

Современный инструмент

Отлаженное и оперативное реагирование на месте возникновения пожара – условие положительного исхода. Но часто на пути возникают преграды, на преодоление которых уходит драгоценное время. С целью сокращения временных затрат производители прилагают усилия, чтобы усовершенствовать пожарный инструмент. С каждым годом внедряются новые технологии, используются модернизированные материалы.

Насчитывается три варианта современного оборудования, соответствующего последним тенденциям:

  1. Универсальный комплект. В состав входят около 10 предметов разнопланового спектра действий.
  2. Специальный комплект. Состоит из 2–3 инструментов узкой направленности.
  3. Комбинированный вариант. Представляет собой единую систему, одновременно выполняющую ряд функций.

Инструментарий изготовлен из качественных материалов. Его использование призвано облегчить труд спасателей по преодолению препятствий. Соответственно, удается выиграть время непосредственно для тушения пожара.

Правила охраны труда при работе на АГДЗС

К эксплуатации автомобилей допускаются исключительно те, кто прошел специальный подготовительный курс и получил уровень по электробезопасности не ниже II. Использовать выносную технику способны только люди с высшей квалификационной группой.

Ежедневно во время смены караула электрооборудование, срабатывание генераторов тщательно проверяется. Кроме того, существует график обследования в стационарных условиях.

Чтобы избежать несчастных случаев во время работы запрещено:

  • пользоваться услугами, помощью посторонних людей;
  • передвигаться на машине с выключенным гидроусилителем руля, выдвинутой мачтой;
  • эксплуатировать неисправное оборудование.

В холодное время года важно следить за тем, в каком состоянии находятся поручни, подножки. При необходимости их очищают от снега, обледенения

6.8 Проверка стойкости инструмента к механическим воздействиям в соответствии с требованиями

6.8.1 Инструмент,
расположенный на столе высотой 1,0 м, сбрасывают на бетонное основание.
Результат испытаний считают положительным, если после этого испытания на
корпусе и отдельных деталях инструмента не появилось видимых трещин, а
показатели назначения сохраняются в соответствии с .

6.8.2 Виброустойчивость
инструмента проверяют на вибрационной механической установке с погрешностью
измерения амплитуды виброускорения не более 2 %. Инструмент без транспортной
упаковки жестко крепят к столу вибростенда в положении, в котором он
транспортируется к месту применения. Испытания проводят в соответствии с режимом,
указанным в ГОСТ
Р 22.9.01 , в течение 10 мин. Результаты испытания считаются положительными,
если после окончания показатели назначения находятся в пределах допустимых норм
в соответствии с .

6.8.3 Удароустойчивость
инструмента проверяют на ударном стенде. Инструмент в снаряженном состоянии
жестко крепят к столу ударного стенда в горизонтальном положении. Испытания
проводят в соответствии с режимом, указанным в ГОСТ
Р 22.9.01 . Результаты испытания считают положительными, если после
окончания испытания показатели назначения находятся в пределах допустимых норм
в соответствии с .

Вооружение для тушения пожара

Согласно табеля положенности автоцистерны комплектуются водосборником, генератором, гидроэлеватором, соединительными головками, рукавной задержкой и зажимом, рукавной катушкой, ключами для открывания гидрантов, пожарной колонкой, мостками, разветвлением РТ-80, огнетушителями, всасывающими, напорно-всасывающими и напорными рукавами.

Всасывающая сетка

Основное назначение этого типа оборудования – фильтрация воды из водоисточника, удержание воды во всасывающей линии во время кратковременного отключения насоса и при неисправном вакуум-аппарате.

Оборудование классифицируется по условному проходу и основным показателям:

  • СВ-80 для прохода DN-80;
  • СВ-100 для прохода DN-100;
  • СВ-125 для прохода DN-

Показатели назначения включают:

  • условный проход;
  • коэффициент гидравлического сопротивления;
  • размер;
  • высоту;
  • диаметр;
  • массу.

Согласно ГОСТу Р 53253-2009 для всасывающих сеток установлены показатели.

Водосборник

Рукавный водосборник предназначен для сбора воды из двух рукавов и подачи ее к насосу. Основными нормативными показателями для этого типа ПТВ являются:

  • рабочее давление;
  • условный проход DN входного и выходного патрубка;
  • количество выходных патрубков;
  • габаритные размеры;
  • общая масса.

Показатели назначения определяют по таблице.

Госстандартом определено, что водосборники должны выдерживать гидравлическое давление 1.5 МПа, герметичность затворного устройства должна быть в пределах 0.05-0.1 МПа. Все литые части изготавливаются из алюминиевого сплава марки АК7 или АЛ9, а также других антикоррозийных сплавов, обладающих свойствами не ниже обязательно заявленных. Резиновые детали должны выдерживать температуру до ±60°С.

Гидроэлеватор

Это оборудование представляет собой струйный насос. Оно предназначено для подъема и подачи жидкости и гидросмеси, забора воды с глубины до 20 метров при необходимости ее подачи на расстояние до 100 м. Гидроэлеваторы используют также для откачки пролитой воды.

Параметры и значения гидроэлеваторов определены ГОСТом Р 50398-92.

Соединительные головки

Этот тип оборудования представляет собой быстросмыкаемую арматуру, предназначенную для подсоединения пожарных рукавов к насосам. Согласно классификации, прописанной в ГОСТе Р 53279-2009, выделяют для типа головок: напорные и всасывающие, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • рукавные головки для соединения рукавов;
  • муфтовые головки с внутренней резьбой для трубопровода;
  • цапковые головки с наружной резьбой;
  • головки-заглушки для блокировки трубопровода;
  • переходные головки для соединения оборудования разных условных проходов;
  • рукавные всасывающие головки, среди которых отдельно выделяют муфтовые и заглушки;

Номинальные значения этого оборудования соответствуют таблице.

Рукавная задержка и зажим

Рукавная задержка – приспособление для закрепления напорной рукавной линии на высоте. Используется во время тушения пожаров на лестничных пролетах или стенах при необходимости подъема рукавов в вертикальном положении. Для линии до 66 мм на каждый рукав предусмотрена одна задержка. При большем диаметре расчет количества задержек проводят из требований минимума нагрузки на одну задержку по 100 кг.

Рукавные зажимы используются при повреждении рукавной линии. Они бывают ленточного типа, когда необходимо устранить разрыв до 3 см. Карсетные зажимы используются для купирования разрывов и трещин до 10 см.  Чаще всего в использовании применяют зажимы типа ЗПР-80 и ЗПР-150.

Виды и назначение

Классификация специальной пожарной техники осуществляется с учетом того, для каких нужд может применяться автомобиль. В профессиональной терминологии используются общепринятые сокращения, помогающие быстрее формулировать потребность в конкретной разновидности служебного транспорта. Основные классы выглядят так:

  • АСА – аварийно-спасательное авто, отличается малым объемом цистерны и небольшими габаритами, быстро снаряжается и выезжает на место происшествия, где спасатели требуются не меньше, чем пожарные;
  • ПСА-ММ – пожарно-спасательный автомобиль с медицинским модулем, уникальная и редкая конструкция, сочетающая в себе функции вышеописанного АСА и кареты скорой помощи;
  • АПП – авто первой помощи, как и АСА, несет небольшой запас воды и пенообразователя и отличается скромными размерами, призвано первым прибывать на место происшествия и предоставлять доврачебную помощь пострадавшим до приезда медиков;
  • АШ – автомобиль штабной, актуален при масштабных пожарах, в тушении которых задействован ряд экипажей, выполняет координационные функции и обеспечивает пожарных каналами связи;
  • АБР – авто быстрого реагирования, имеет емкость цистерны ниже среднего, создано специально для немедленных выездов на место серьезных ДТП;
  • АПС – пожарно-спасательная техника среднего класса, при значительном объеме цистерны борется с крупными пожарами, оснащена внушительным набором пожарно-технического вооружения;
  • АПТ – автомобили пенного тушения, выезжают на пожары, где горят наиболее горючие вещества, оборудуются дыхательными аппаратами для защиты экипажа от едкого или токсичного дыма;
  • АР – рукавные авто, занимающиеся механической прокладкой магистральных рукавных линий от больших источников воды (в том числе естественных) до эпицентра возгорания;
  • АЦЛ – автоцистерны с лестницей, их иногда выделяют в отдельный класс, имея ввиду только те модели, у которых телескопическое устройство выделяется особо большой длиной;
  • ПКП – прицепные комплексы пожаротушения, цистерны в виде прицепов с установленным на них насосом и возможностью подачи воды независимо от автомобиля, актуальны, если нужен дополнительный запас влаги или в распоряжении есть только обыкновенные грузовики, могут потреблять воду из сторонних водоемов.

Порядок использования пожарной техники

Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:

  • свидетельство о регистрации;
  • формуляр;
  • карту эксплуатации;
  • журнал работы;
  • карту учета работы аккумулятора;
  • карту учета пробега автомобильных шин;
  • журнал техобслуживания;
  • путевку;
  • журнал выдачи и возврата путевых листов.

Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.

Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.

Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.

Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:

  • правила выдачи путевых листов;
  • порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
  • порядок проведения ТО;
  • действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
  • правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
  • обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.

Инструкция по эксплуатации

Использовать пожарный инструмент и оборудование следует в соответствии с регламентированной инструкцией по эксплуатации. Всю ручную механическую технику следует в первую очередь проверять на наличие предохранительных устройств. Это необходимо для безопасного использования и предотвращения угрозы травмирования.

Комплект инструмента пожарного ручного немеханизированного, равно как и механизированного, обязан быть устроен таким образом, чтобы в нужный момент можно было заменить неисправную деталь. Соединение стыковочных узлов должно осуществляться вручную, без применения специального оборудования.

Инструменты и техника обязаны регулярно подвергаться техническому обслуживанию, на момент использования содержаться в исправном состоянии, обеспечивая безопасность во время эксплуатации. Рабочая поверхность должна быть чистой, а съемные механизмы – плотно зафиксированы. Инвентарь, используемый бригадами МЧС, соответствует эргономическим требованиям и мерам безопасности.

6.11 Проверка показателей надежности инструмента

6.11.1 Испытания на
надежность следует проводить 1 раз в пять лет. Испытаниям подвергают изделия,
отобранные методом случайного отбора из числа прошедших приемо-сдаточные
испытания.

6.11.2 Проверку показателей:
времени непрерывной безотказной работы, вероятности безотказной работы и
коэффициента оперативной готовности проводят в соответствии с ГОСТ
27.410 одноступенчатым методом при риске изготовителя a = 0,1 и риске
потребителя b = 0,1, в зависимости от закона распределения наработок на отказ
для конкретного вида инструмента.

6.11.3 Отказом считают выход
из строя элементов крепления инструмента, подшипников и шестерен редукторов,
компрессионно-вакуумного механизма отбойных молотков; для гидроинструментов —
поломку силовых элементов, нарушение герметичности шлангов и гидроцилиндров,
отсутствие давления или подачи рабочей жидкости.

Пожарная техника

После поступления сигнала и введения в курс дела спасатели выдвигаются на помощь. В наше время в борьбе с огнем задействовано большое количество техники, без которой тушение возгорания было бы непосильной задачей. Рассмотрим определение «пожарная техника МЧС» и ее виды.

Что это

Согласно ГОСТ 12.2.047-86, аварийная техника – это все технические средства, используемые спасательными организациями и работниками предприятий для предотвращения, локализации и тушения воспламенения. Также она применяется для защиты и спасения людей и материальных ценностей.

Назначение

Главное назначение техники – помощь в борьбе с огнем. Автоматические устройства выполняют следующие функции:

  • оповещение о начале возгорания;
  • отправка сигнала в подразделение МЧС;
  • оказание помощи в эвакуации людей;
  • локализация и тушение возгорания.

Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники – прерогатива пожарных или людей, обнаруживших воспламенение. Многие виды техники в общественных местах доступны для использования людьми в аварийной ситуации.

Законодательные и нормативные требования

Знание ТТХ пожарных автомобилей позволяет вовремя заметить отклонения в работе техники. Эксплуатация пожарной техники, а также требования к ней регламентированы следующими документами:

  • ФЗ РФ от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • ГОСТ 12.2.047-86 «Пожарная техника. Термины и определения».

Разновидности пожарных автомобилей по назначению

Транспортные средства, используемые для ликвидации последствий ЧС, делятся на основные, специальные пожарно-спасательные, целевые и вспомогательные автомобили.

Группа Подгруппа Разновидности
Пожарные машины Основные Автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавная техника.
Целевые Порошкового, пенного, воздушно-пенного, комбинированного, газового, газо-водяного, аэродромного тушения, насосная станция и пеноподъемник.
Аварийно-спасательные Специальные пожарные машины Штабная техника, машины связи и освещения, установки дымоудаления, автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные машины, газодымозащитная служба, авто отогрева, оперативно-служебная техника.
Целевые ТС водолазной, химической, радиационной службы. Техника для проведения взрывных работ и оказания медицинской помощи.
Вспомогательные Автобусы, авторемонтные мастерские, грузовые и легковые оперативные авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.
Инженерная техника Экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, путепрокладчики, автокраны и компрессорные станции
Техника, задействованная на воде и в воздухе Самолеты, вертолеты, катера.

Принцип работы

Пожарный гидравлический инструмент – инструмент, приводимый в действие от ручного (ножного) насоса или от элеткро-, мото- или пневмоприводного насосного агрегата, предназначенный для выполнения работ на пожаре.

Принципиальная упрощенная схема ГАСИ

Разберем схему более подробно. Мы знаем, что под словом “гидравлическое” понимается какое-то устройство, которое работает под давлением жидкости.

Соответственно давление жидкости, в нашем случае гидравлического масла, должно чем то создаваться и для этого есть насос (Н). Насос приводится в действие с помощью привода (П).

Для работы насоса использует гидравлическая жидкость (масло) из резервуара (Р). При взаимодействии всех трех основных элементов на схеме, жидкость начнет поступать к исполнительному элементу (И) с собственным блоком управления (БУ).

Блок управления (БУ) необходим для установки варианта работы инструмента, на раздвигание или сдвигания рабочих элементов. После чего, масло возвращается в резервуар и схема замыкается.

То есть, принцип действия ГАСИ основан на передаче энергии (рабочей жидкости под давлением), преобразующей поступательное движение поршня и штока гидроцилиндра с помощью рычажно-шарнирных звеньев в работу по выполнению различных операций.

Основным критерием работоспособности ГАСИ является его давление измеряемое в Мпа.

1 Мпа = 10 атмосфер = 10 кгс/см 2 .

Рабочее давление в ГАСИ варьируется от 63 до 80 Мпа, по рукава высокого давления к исполнительному инструменту.

5.4 Требования стойкости к внешним воздействиям и живучести

5.4.1 Требования
стойкости к механическим воздействиям.

Инструмент должен сохранять
работоспособность и быть безопасным после падения на бетонное основание с
высоты 1,0 м.

Требования стойкости к вибро-
и удароустойчивости — по ГОСТ
Р 22.9.01.

5.4.2 Требования
стойкости к климатическим воздействиям

Вид климатического
исполнения пожарного инструмента — УХЛ по ГОСТ
15150, категории размещения 1 и 5, но для работы при температуре от минус
40 до плюс 80°С и относительной влажности воздуха до 100 %. Условия хранения —
по группе 2 ГОСТ
15150.

Работоспособность
инструмента должна сохраняться после транспортирования любым видом транспорта
при условии соблюдения правил перевозки грузов на транспорте данного вида.

Требования стойкости к
специальным воздействиям — по ГОСТ
Р 22.9.01.

5.4.3 Требования стойкости к воздействию химически
активных веществ для эластомерных пневмодомкратов, заглушек и пластырей

5.4.3.1 Пневмодомкраты
должны быть стойкими к следам агрессивных сред, а в защитных чехлах — к
агрессивным средам. Накладки пневмопластырей должны быть стойкими к воздействию
агрессивных сред (масел, топлива, кислот и щелочей). Пневмозаглушки должны быть
стойкими к воздействию масел и топлива. Суммарное время контакта с агрессивной
средой — не менее 24 ч. Агрессивная стойкость материала для пневмодомкратов,
пневмопластырей и пневмозаглушек должна быть не ниже, чем у резиновых пластин
марок ТМКШ, МБС по ГОСТ 7338

Правила пользования первичными средствами пожаротушения

Итак, мы разобрались, что относится к первичным средствам пожаротушения. Теперь давайте рассмотрим, как ими пользоваться. Основное правило пользования первичными средствами пожаротушения гласит: эти предметы и приспособления должны использоваться исключительно для ликвидации возгораний.

Например, из пожарного ведра запрещается мыть полы, огнетушителем не стоит забивать гвозди, а топор нельзя брать с собой на пикник. Требования к размерам, вместительности, расположению и количеству первичных средств пожаротушения и правила пользования ими установлены в ППБ-01-03.

Базовые правила применения первичных средств пожаротушения (по списку, приведенному выше):

—  Асбестовые покрывала и кошмы применяются:

< для ликвидации маленьких по площади возгораний, в начальных стадиях пожаров;

<  чтобы потушить огонь на одежде пострадавшего, воспламенившиеся горючие материалы (перекрывают поступление кислорода);

< для защиты оборудования, материалов, элементов конструкций во время огневых работ.

Они должны быть чистыми, сухими, целыми, легко разворачиваться.

—  Наполненные водой бочки обязательно снабжаются ведрами. Если существует угроза замерзания воды, бочки следует утеплять. Воду следует содержать чистой, без осадка, в проектном количестве. Емкости с водой и песком устанавливаются рядом с пожарными щитами.

—  Наполненные песком ящики комплектуются совковыми лопатами. Песок следует поддерживать чистым, рыхлым, сухим. Минимальный объем такого ящика – 0,5 м3. Ящики должны иметь широкие днища, чтобы из них было удобно набирать песок, и закрываться крышками.

—  Огнетушители. Тип огнетушителей должен соответствовать типу веществ, которые могут воспламениться:

< пенные (с химической или воздушной пеной) – для тушения твердых веществ, горючих жидкостей, легковоспламеняющихся жидкостей. Их не применяют в помещениях с наличием ценных предметов, материалов, приборов, электроники. Эти огнетушители запрещено использовать в работающих электроустановках, для тушения щелочных металлов и их карбидов;

< углекислотные – для тушения большинства возгораний, в том числе тех, для которых запрещено применение пенных огнетушителей. Их запрещено использовать для тушения гидрофильных легковоспламеняющихся жидкостей (спирт, ацетон), тлеющих предметов, а также когда горение происходит без доступа воздуха;

< порошковые — для тушения любых возгораний. Не рекомендуется использовать для тушения ценных предметов, помещений, в которых хранятся документация, приборы, электроника.

Паспортные данные огнетушителя, периодичность его осмотра и испытаний, информация о перезаправке вносятся в журнал учета первичных средств пожаротушения, скачать образец которого можно чуть ниже.

—  Внутренние противопожарные краны монтируются на отдельных пожарных трубопроводах. Их оборудуют соединительными гайками и спецрукавами. Рукава не должны слипаться во время хранения, поэтому их следует регулярно переукладывать.

—  Противопожарные щиты комплектуются в зависимости от площади подразделения (от этого зависит количество предметов и вместительность емкостей) и производственных процессов, которые в нем проходят (от этого зависят тип первичных средств пожаротушения и правила их использования). По типу исполнения и комплектации существуют такие модели:

< открытого (металлические, деревянные панели или каркасы), закрытого (с дверцами из стекла, пластика, сетки) типов;

< для ликвидации воспламенений классов А (возгорания площадью менее 200 м2), В (возгорания в помещениях с наличием горючих газов, жидкостей), Е (возгорания в электроустановках), СХ (возгорания на сельхозпредприятиях);

< стационарные, передвижные.

Всеми этими средствами трудящиеся могут пользоваться самостоятельно. Поэтому время от времени возникает вопрос: «Если небольшое возгорание было потушено работниками организации при помощи первичных средств пожаротушения, и правила пользования ими были соблюдены, нужно ли вызывать пожарную команду?».

Давайте разберемся. Если строго следовать букве Правил пожарной безопасности, то вызывать пожарных и организовывать эвакуацию персонала нужно сразу же после обнаружения любого возгорания. Однако в повседневной практике стоит руководствоваться требованиями правил и здравым смыслом. Например, если на кухне в сковороде загорелся жир (потух после того, как была плотно закрыта крышка), или в урну с бумагой попал тлеющий окурок (потух после того, как был полит чаем), беспокоить пожарную службу не стоит. Если для ликвидации возгорания использовался огнетушитель, его следует внепланово перезарядить. Это должно быть отображено в Журнале учёта первичных средств пожаротушения.

Классификация специальных пожарных машин

Пожарные машины специального назначения можно классифицировать на основании колёсных и посадочных формул, по компоновке кабины, по итоговой массе транспортного средства и т.д.

Если говорить о классификации по колёсной формуле, то машины подразделяются на две категории:

  • Модели с неполным приводом. Колёсная формула у данных автомобилей: 4×2, 6×2, 6×4, 8×4;
  • Машины с полным приводом. У этих автомобилей колёсная формула может быть 4×4, 6×6, 8×8.

Посадочная формула разделяет машины на следующие:

  • Водитель + максимум 2 спасателя (1+2 или 1+1);
  • Водитель + максимум 6 спасателей (1+5 или 1+6);
  • Водитель + 8 спасателей (1+8).

В указанных формулах первая цифра – водитель автомобиля, вторая – число пассажиров.

Компоновочная схема специальных пожарных машин разделяет автомобили на следующие модели:

  • Кабина находится за двигателем – это задняя модель;
  • Кабина располагается над двигателем – это фронтальная модель;
  • Кабина установлена перед двигателем – это пример передней модели.

В плане полной массы, машины можно разделить на три основных класса:

  • L-класс – лёгкие автомобили массой от 2 до 7.5 тонн;
  • M-класс – средние машины массой от 7.5 до 14 тонн;
  • S-класс – тяжёлые модели массой от 14 тонн.

АЛ – специальные пожарные автомобильные лестницы

Специальные пожарные автомобильные лестницы – это машины, которые комплектуются современными лестницами. Они могут выдвигаться и поворачиваться для использования на любом объекте. С их помощью проводятся аварийно-спасательные работы на большой высоте. Также они позволяют подавать оборудование и вещества для тушения пожара на нужную высоту.

Классифицируются пожарные автолестницы следующим образом:

  • АЛ без съёмной люльки и лифта;
  • АЛ с люлькой, которая оборудована на самом верху;
  • АЛ с лифтом, который движется по лестнице;
  • АЛ и с люлькой, и с лифтом.

К главным конструктивным элементам данного специального пожарного автомобиля относится:

  • Передняя опорная стойка;
  • Шасси с платформой;
  • Основание для опоры;
  • Силовая установка;
  • Основание для подъёмно-поворотного основания;
  • Стрела;
  • Механизмы позволяющие поднимать и поворачивать лестницу;
  • Гидравлическая система;
  • Электрическое оборудование;
  • Пульт или несколько пультов для управления.

Современные пожарные автолестницы различаются высотой стрелы от 10 до 60 метров. Специальные модели, выполненные под заказ, могут иметь стрелу больше 60 метров.

АПК или пожарный коленчатый подъёмник

АПК – это пожарная машина, которая оборудована поворотной и подъёмной стрелой. С помощью данного оборудования проводят аварийно-спасательные работы и подают огнетушащие вещества на нужную высоту. Иногда АПК используется как грузоподъёмный кран.

В отличии от автолестниц, у коленчатых автоподъёмников большая маневренность. Чаще всего АПК создаются на крупных шасси грузовых машин с колёсной формулой 6х4 или 6х6. Эти машины могут безопасно задействоваться даже при порывах ветра и на площадках с небольшим уклоном в любую из сторон.

Основными рабочими узлами АПК считаются:

  • Шасси;
  • Платформа и опорная конструкция;
  • Силовая группа;
  • Гидравлика;
  • Рама;
  • Гидравлические опоры;
  • Стрела;
  • Подъёмная установка;
  • Люлька;
  • Система водопенной коммуникации;
  • Электрооборудование;
  • Система управления.

АД — машины, удаляющие дым

АД – это специальные пожарные транспортные средства, которые комплектуются ПТВ и дымососом, чтобы удалять дым из различных помещений.

Машина собрана из нескольких важных компонентов:

  • Основное шасси от грузового автомобиля;
  • Кабина водителя, где располагается и пожарный расчёт;
  • Установка для вентилирования;
  • Отсек для ПТВ.

Работает используемое оборудование благодаря гидравлическому приводу.

АР – машины для перевозки и прокладки рукавов

АР – это машина, которая используется для транспортировки, прокладки и уборки рукавных проводов, лафетных стволов и тушения пожара. Это довольно специфичные машины, которые комплектуются руками с диаметром 77 мм, 110 мм и 150 мм. В общей сложности, длина всех рукавов может достигать 5 километров.

АСО – специальные пожарные машины освещения и связи

АСО – это автомобили, оснащённые электрогенератором и всем необходимым оборудованием, которое позволяет организовать и поддерживать работу средств связи и осветительных приборов в том месте, где произошло ЧП.

Основными частями и компонентами данных автомобилей является:

  • Базовое шасси;
  • Кабина водителя;
  • Салон, разделённый на два отсека для телефонистов и радистов;
  • Электросиловая установка;
  • Средства связи;
  • Аппаратура для усиления и записи звука;
  • Вычислительная техника;
  • Стационарная осветительная мачта.

Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники

Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.

Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.

Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:

  • исправность машин согласно определенным производителем показателям;
  • нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
  • наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
  • целостность комплекта запчастей и инструментов;
  • заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
  • сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.

Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:

  • соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
  • своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
  • поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
  • регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий