Пожарные выходы и их типы: аварийный и эвакуационный

Содержание

Нормы и порядок обеспечения пожарной безопасности в МКД

На основании нормативно-законодательной базы и строительных норм и правил производится расчет технических параметров многоэтажного дома, касающихся противопожарной безопасности.

Число выходов рассчитывается исходя из возможного, максимального количества проходящих по ним людей, в том числе в пересчете за единицу времени. Согласно СП 1.13130, помещение, в котором могут присутствовать одновременно более, чем пятьдесят человек, должно быть оборудовано не менее, чем двумя выходами.

С этажа, высота которого менее 15 метров, допускается наличие 1 выхода на лестничную клетку. При этом площадь этажа не должна превышать 300 м2, а численность проживающих – 20 человек. В ином случае необходимо наличие еще одного варианта эвакуации.

Важное условие: каждое помещение в пределах этажа должно иметь доступ ко всем имеющимся выходам

Проблемы и сложности при организации эвакуационных выходов

Требования пожарной безопасности к эвакуационным выходам ужесточаются практически ежегодно. Поэтому в ходе проектирования могут возникать следующие проблемы и сложности:

  • регулярные изменения в законодательстве, что вынуждает постоянно проводить проектные и строительные работы по проверкам МЧС;
  • большое количество помещений, ввиду чего нужно разрабатывать множество альтернативных и независимых эвакуационных выходов;
  • сложности в выборе строительных и отделочных материалов, с правильным определением классов горючести и опасности;
  • необходимость организовать схемы эвакуации граждан при ограниченных планировочных и конструктивных решениях;
  • сложность в расчетах пожарных рисков и времени эвакуации, особенно если проектируется высотное здание с большим количеством посетителей.

Компания Смарт Вэй выполнила множество сложных проектов на эвакуационные выходы, которые успешно прошли согласования ОГПН (МЧС), других государственных служб. Обращайтесь, мы устраним любые сложности и проблемы!

Распространенные нарушения пожарной безопасности

Правила часто нарушают, из-за чего пожарная эвакуация проводится неправильно, увеличивается вероятность гибели людей в огне.

По своду правил системы противопожарной защиты эвакуационные пути и выходы должны иметь высоту не меньше 1,9-2 м. Часто устанавливаются более низкие двери.

Выходы всегда открыты, чтобы не возникали препятствия для покидающих горящее помещение. Это правило особенно часто нарушается в детских учреждениях: двери запирают, чтобы школьники и дошколята не покидали здание школы или детского сада в неположенное время. В случае пожара это нарушение может стать причиной гибели детей, поскольку проход может не быть вовремя открыт.

Ширина лестничных пролетов нередко оказывается меньше положенной. При эвакуации людей на носилках или в инвалидной коляске может возникать затруднение: широкое оборудование будет непросто транспортировать вниз.

Выходы могут быть завалены мусором, строительным оборудованием. Часто мебель выставляют в коридоры, по которым люди должны идти к эвакуационным выходам.

Коридоры часто отделывают материалами, которые могут воспламениться.

Дверные проемы часто делают уже, чем положено. Из-за этого при возникновении аварийной ситуации, когда все стремятся быстрее покинуть строение, в дверях возникает давка, где люди могут получить механические повреждения. Кроме того, выйти из помещения становится сложнее, увеличивается вероятность гибели людей в огне.

На окнах первого этажа часто устанавливают решетки. Такая мера защищает от проникновения грабителей, но является нарушением правил пожарной безопасности: люди не смогут покинуть здание через оконные проемы.

В неисправном состоянии может находиться пожарная сигнализация. Иногда огнетушитель отсутствует. Возможен и вариант, когда приспособление для тушения пожара находится в неисправном состоянии.

Отсутствовать может система, устраняющая задымление. Если дым не может покинуть помещение, концентрация токсичных веществ в нем увеличивается. Человек может потерять сознание.

Аварийное освещение и люминисцентные указатели также есть не везде. Поскольку во время пожара электроснабжение часто нарушается, свет может выключиться. В темноте людям будет затруднительно сориентироваться в пространстве, особенно если локация плохо им знакома.

Не соблюдается количество выходов. Часто следует устанавливать большее количество дверей, чтобы все люди своевременно смогли покинуть помещение.

Возможно, вам также будет интересно

Оросительные системы — это комплекс гидротехнических сооружений, рассредоточенных на обширной территории. Автоматизация насосных станций и водозаборных узлов (управление затворами, измерение уровней и расходов воды) обеспечивает контроль работы оборудования и безаварийную работу оросительной системы. Специалисты компании «ОвенКомплектАвтоматика» выполнили работы по автоматизации насосной станци…

В статье прослеживается история развития сигнализации — от древнейших способов защиты частной собственности до современных охранных возможностей. Рассматриваются научные и технические достижения, повлиявшие на эффективность и популярность охранных систем, а также альтернативный способ защиты территории и имущества от посторонних — системы контроля доступа. Приведена краткая история модернизации…

Компания Rittal после пяти лет разработок впервые представит новую крупногабаритную систему корпусов на Ганноверской ярмарке (Hannover Messe, 23-27 апреля). Помимо этого, на выставочном стенде компании посетители смогут увидеть такие новинки, как цоколь, несущий рычаг CP для работы агрегатов (регулируемый по высоте), интеллектуальные решения для систем охлаждения шкафов, станков и ИТ-оборудования, а также защищенный периферийный ЦОД.
Премьера системы корпусов
В рамках презентации новой системы корпусов компания Rittal представит новое решение для интеграции блока охлаждения и шкафа и …

Пути эвакуации

Начнем с противопожарных требований к путям эвакуации общественных зданий и промышленных объектов

Они обозначены в Федеральном законе от 2008 года за номером 123, где чаще всего обращают внимание на три основных требования:

  1. Эвакуационные маршруты и выходы из зданий должны обеспечивать беспрепятственный и быстрый вывод людей в процессе пожара.
  2. Их проектирование не связывается с установкой средств тушения пожаров.
  3. Эвакуационные выходы считаются теми, которые напрямую связаны с улицей.

Последнее требование относится к первым этажам любых строений. Здесь учитываются выходы непосредственно на улицу или через коридор, через лестницы, холлы и вестибюли. Если это помещения не первого этажа, то к выходам относятся любые двери, выходящие в коридор, ведущий на первый этаж, двери на , расположенные по наружным стенам здания. Сюда же можно отнести выходы на крышу, в вестибюли и холлы.

В правилах противопожарной безопасности оговаривается еще один вариант, который имеет отношение к производственным цехам. В нем говорится, что эвакуационные пути можно прокладывать по смежным цехам, если они имеют прямой выход на улицу. То есть, маршрут эвакуации прокладывается по минимальному пути на улицу в независимости от расположения помещения. При этом путь должен быть всегда свободным.

Но есть одно замечание, которое касается дверей. Если на проходных проемах установлены распашные двери, то они не являются препятствием. Это касается не только дверей, через которые проходят люди, это касается проемов и для автомобильного транспорта, и для железнодорожного. Только в этом случае речь идет не о дверях, а о воротах.

Есть определенные запреты, они категоричны, которые касаются дверей на выходах. Это к вопросу, что запрещается на путях .

Конструкции дверей и ворот, относящихся к категории откатных, раздвижных, секционных и рулонных, являются ограничительными элементами. То есть, они ограничивают проходимость

Поэтому очень важно, чтобы такие конструкции можно было легко демонтировать, если появляется необходимость увеличить проходимость через них. Это в выше обозначенных правилах (№123) не оговаривается

Но учитывать это надо.
Нельзя считать лифты и эскалаторы элементами маршрутов эвакуации. Отдельной позицией стоят эскалаторы метрополитена или лифты шахт, работающие и при рабочем режиме, и при аварийном. Об последних оборудования снабжаются специальными системами контроля и управления.
Нельзя проектировать маршруты по кровлям, если они не являются эксплуатируемыми.

Большое внимание в правилах противопожарной безопасности уделяется эвакуации людей из подземных этажей и сооружений. Есть две основные позиции, на которые надо обращать внимание, организуя выходы из таких помещений

  1. Выходы из подземных или цокольных этажей на улицу должен быть отдельным от входной двери в подъезд здания. В некоторых особых случаях разрешается объединение выхода.
  2. Можно организовать один общий тамбур, но его придется разделить противопожарной перегородкой, основная цель сооружения которой – разделить людской поток из здания и с подвала на две части, чтобы они не смешивались и не мешали друг другу при выходе.

Эвакуационный выход – определение и значение

Эвакуация – один из способов защиты населения. В ходе эвакуации совершается самостоятельный, или с помощью спасателей, уход с места, представляющего опасность. Это целый комплекс змероприятий, который осуществляется по разработанным правилам. Маршруты, определяемые планом эвакуации, как направления вывода людей в защищенные участки, называются эвакуационными путями, а расположенные на данных маршрутах двери и проемы – эвакуационными выходами.

Для более точного толкования этого термина важно сравнить его с понятием «аварийный выход», эти понятия зачастую путают. Аварийный предполагает использование дополнительных инструментов повышения безопасности, не учитываемых в официальном документе

При обнаружении возгорания и задымленности в здании в первую очередь необходимо придерживаться установленного порядка эвакуации и пользоваться эвакуационными выходами, и лишь при невозможности до них добраться выбирать аварийный: например, через не соответствующие нормативным требованиям коридоры, лестницы, фойе и даже оконные проемы с применением специальных средств спасения.

Современное оснащение эвакуационных и аварийных выходов

Пожарные выходы должны совмещать исключающие друг друга функции – не допускать несанкционированного проникновения извне и не мешать проходу людей в стрессовой для них ситуации.

Для этого применяются специальные замковые системы, которые в зависимости от комплектации состоят из следующих устройств:

  • электромеханический замок с дистанционным управлением через диспетчерскую панель;
  • кнопка экстренного отпирания, которая дублирует сигнал с пульта или рассчитана на ситуацию с повреждением оборудования, отсутствием электричества, электронными и техническими сбоями;
  • электрозамок с настройкой временного интервала срабатывания. В автономном режиме чередует циклы открывания (рабочий день) и закрывания (внерабочее время).
  • аварийная кнопка или замок под управлением микропроцессорной системы с настройкой таймера для автоматического открывания/закрывания;
  • ручки и штанги «Антипаника», которые отпирают дверь изнутри без ключа в результате нажатия рукой или физического воздействия телом. Рассчитаны на совместное использование с наружной ручкой со встроенным замком под ключ, который обеспечивает защиту от внешнего проникновения.

Электронные и электромеханические устройства наиболее функциональны. Могут интегрироваться в системы видеонаблюдения для учета и контроля трафика. Устойчивы к взлому и износу. Предусматривают возможность взаимодействия с пожарной сигнализацией для автоматической разблокировки эвакуационных и аварийных выходов при возникновении чрезвычайной ситуации. Оптимально подходят для зданий с высоким уровнем посещения людьми, не знакомыми с планировкой. Надежные механические замки лучше использовать на объектах с постоянным контингентом, который хорошо ориентируется в окружающей обстановке и проходит регулярные трекинги.

Наша компания предлагает комплексные решения для проектирования, разработки и реализации высококачественных систем безопасности зданий, в том числе обустройства эвакуационных выходов. Используем в работе сертифицированные устройства «Антипаника». Консультируем и помогаем с выбором оборудования. Выполняем установку пожарной сигнализации под ключ. Обеспечиваем профессиональный монтаж систем с длительным эксплуатационным ресурсом без сбоев и поломок.

Правила содержания эвакуационных маршрутов и выходов

В своде предложенных правил есть раздел, в котором четко прописаны два главных требования, касающихся содержания маршрутов и проемов. Кстати, они также входят в состав отраслевых и ведомственных правил.

  1. Нельзя проходы захламлять.
  2. Нельзя устанавливать дополнительные преграды в виде турникетов, перегородок, тамбуров, дверей и прочих.

Что касается вопроса, должны ли быть закрыты пожарные выходы, то ответ – должны. Но установленные на них замки и запоры должны легко открываться изнутри здания. Нельзя навешивать здесь цепи, амбарные замки и прочие запорные приспособления, для открытия которых потребуются специальные инструменты или устройства.

Сколько должно быть эвакуационных выходов

Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий зависят от двух факторов. По-первых, от максимально возможного числа людей, которые могут эвакуироваться через такой выход. Во-вторых, от предельно допустимого расстояния от самого удаленного рабочего места до ближайшего эвакуационного выхода (п. 4.2.5 СП 1.13130.2020).

Если части здания разделены противопожарными преградами, то в каждой части должен быть самостоятельный выход. В составе многофункционального здания должны быть эвакуационные выходы с этажа. При этом в части здания Ф5, то есть в производственных помещениях и складах, должны быть обособленные эвакуационные выходы (п. 4.2.6 СП 1.13130.2020).

Чтобы определить, нужно ли в помещении два и более эвакуационных выхода, уточните, где оно находится: в подвальном (цокольном) этаже или на первом этаже и выше. Далее определите сколько человек одновременно находятся в помещении. 

Подвальные или цокольные этажи

Если в подвальном помещении находится:

Пожарные нормы для дверей на пути эвакуации

Противопожарные требования к путям эвакуации подразумевают беспрепятственное прохождение людей. По указу Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 в ред. от 17.02.2014 г. № 11 запрещено устанавливать такие виды дверей:

  • с раздвижной системой;
  • вращающиеся по кругу;
  • турникеты;
  • затворы (со временем они могут намокнуть и не провернуться);
  • закрывающиеся на ключ без возможности внутреннего открытия.

К сведению! Пожарные нормы для дверей на пути эвакуации предусматривают наличие ручки пуш-бар на каждой двери. Такая ручка предусматривает открытие двери нажатием на перекладину только с внутренней стороны. Устанавливать такие двери лучше в местах, которые используются в экстренных ситуациях.

Когда нужно не менее 2 путей эвакуации?

Не менее двух путей спасения должно быть в строении следующего плана:

  • С помещениями категории Ф 1.1, где одновременно пребывают более 10 людей.
  • С помещениями в подвале и цоколе, где в один момент могут находиться более 15 человек.
  • С помещениями, где одновременно будут находиться более 50 людей.
  • С помещениями класса Ф5 (категорий «а» и «б») при одновременной работе более 5 человек, категории «в» с рабочей сменой более 25 трудящихся.
  • С открытыми площадками, этажерками общей площадью в 300 м2в помещениях класса Ф5, что предназначены для обслуживания оборудования.
  • Здания классов Ф 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3, 4.
  • Здания класса Ф 1.3, где общая площадь квартир на одном этаже — более 500 м2.

Эвакуационные выходы и пути по СП 1.13130.2009

Необходимо отметить, что закон под номером 123 – это всего лишь общие указания. Более подробно требования к противопожарным дверям на путях эвакуации, а также к маршрутам, определены в данном своде правил. Единственное надо отметить, что СП не относится к военным объектам и к промышленным предприятиям, занятым горными разработками.

Одно из важнейших правил, указанных в своде, это точное соблюдение требований, касающихся норм . В чем оно заключается. К примеру, собственник объекта решил сделать перепланировку зданий с учетом своих собственных требований. Это часто случается в зданиях общественного назначения. Перекраиваются все помещения, включая коридоры, что приводит к сложностям с организацией именно маршрутов эвакуации. Что удивительно, владелец после проделанных переделок приходит в негодование, когда комиссия не принимает объект по причине не соответствия нормативам пожарной безопасности.

А ведь проектная организация или архитектурное бюро не должно идти на поводу у собственников или арендаторов. У них один закон – СП 1.13130.2009. В нем четко прописаны все пожарные нормы для дверей на пути эвакуации и маршрутов. Обозначим их.

Требования к эвакуационным выходам по пожарной безопасности

Высота не должна быть меньше 2 м. Если проход ведет к одному рабочему месту, но ширина прохода может быть небольшой, но не меньше 0,7 м. В других случаях разрешается ширину оставлять в пределах 1 м.

Есть более конкретные числовые значения:

  • ширина эвакуационного прохода по пожарным нормам в интернатах, детских садах, домах престарелых не должна быть меньше 1,35 м;
  • в зданиях, где на каждом этаже работает или находится более 200 человек, ширина проходов не должна быть меньше 1,2 м;
  • минимальная ширина лестничных маршей – 0,9 м;
  • то же самое, если лестница ведет к одному рабочему месту – 0,7 м.

К сожалению, при вроде бы понятных несложных требованиях и проектные организации, и подрядчики, и заказчики часто сталкиваются с отказом от приемки. И это притом, что многие конструктивные строительные элементы стандартизированы. Особенно это относится к лестничным маршам. Нередко при проверке построенных поликлиник или больниц (к примеру) начинает выявляться, что ширина лестницы составляет 1,2 м при требуемых 1,35.

Точно такие же ситуации встречаются и с проходами, где требования к размерам просты и понятны: высота не меньше 1,9 м, ширина 0,8. Есть и другие нормативы:

  • все дверные полотна распашных конструкций в независимости, где они установлены, должны открываться в сторону выхода, то есть по направлению движения по эвакуационному маршруту;
  • нельзя оборудовать выходные двери запорами, которые сложно открыть;
  • дверные конструкции, которые соединяют помещения с лестничными клетками, должны оснащаться уплотнителями, основная задача последних – не пропустить через проем распространяющийся дым;
  • на всем протяжении маршрутов эвакуации и на участках расположения дверей должно работать аварийное освещение.

Проектирование эвакуационных выходов

Проектирование эвакуационных выходов может осуществляться при строительстве или реконструкции зданий, сооружений. Если здание не соответствует нормам пожарной безопасности, деятельность собственника может быть приостановлена при рассмотрении предписаний ОГПН (МЧС), административных дел. В этом случае в предписании будет указан срок, за который нужно устранить нарушения и организовать пути эвакуации граждан.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 87, обязательной частью любого проекта является раздел 9 “Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности”. В нем указываются все решения, выбранные проектировщиком для обеспечения безопасности, их описание и обоснование, расчеты пожарных рисков, иные положения.

Если на проектируемое здание отсутствуют действующие стандарты, нормы и регламенты, либо необходимо отступление от них, нужно разработать и согласовать специальные технические условия (СТУ). Этот документ будет иметь приоритетное значение для проектной организации, так как разрабатывается под строительство конкретного здания. Разработка специальных требований пожарной безопасности является самым распространенным случаев согласования и использования СТУ в проектировании.

Что такое эвакуационный выход?

К эвакуационным может относиться большое наименование путей на улицу или в безопасное место. Рассмотрим их по группам.

Эвакуационные пути — ведущие из пространства первого этажа на улицу:

  • Непосредственно (наружу).
  • Через фойе или вестибюль.
  • Через коридор.
  • Через лестничную площадку.
  • Через фойе, вестибюль и коридор.
  • Через лестничную клетку и коридор.

Эвакуационные пути — ведущие с иных (кроме первого) этажей наружу:

  • Непосредственно на лестничную клетку. Вариант — на лестницу третьего типа.
  • В коридор, который соединяется с лестничной клеткой (или лестницей третьего типа).
  • В фойе или холл, откуда можно прямо попасть на лестницу третьего типа или на лестничную клетку.

Что такое эвакуационный выход еще? Это путь, что ведет в соседнее помещение (кроме зданий типа Ф5 категорий «а» и «б» — технических сооружений) на том же этаже, которое имеет свой эвакуационный выход с первого и иных этажей.

Что касается подвального и цокольного уровней, то пути из них признаются эвакуационными, если они обособлены от общих лестничных клеток.

Требования к лестницам

При проектировке любого здания всегда учитывается возможность быстрой эвакуации людей. Лестница второго типа прилегает к зданию, являясь его частью, но при этом не окружена стенами. Как правило, такая лестница расположена с боковой стороны здания.

Важно! ​Помещение, которое имеет больше одного этажа, должно иметь по одной аварийной лестнице на каждый этаж

Пример лестниц, которые прилегают к зданию

Наружная эвакуационная лестница требования СП 1.13130.2009 не должна включать:

  • винтовые ступени;
  • забежные ступени.

Такие элементы могут нанести травмы людям, спускающимся в панике или суматохе.

По все тому же своду правил:

  • угол наклона лестницы должен быть не меньше 1:1;
  • ширина проступи должна быть не меньше 25 см;
  • высота каждой ступеньки не может превышать 22 см;
  • ширина марша не может быть менее той, что указала в расчетах, или должна соответствовать стандартным размерам.

Высота порога на путях эвакуации

Согласно п. 36 ППР-12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации «При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов» от 6 апреля 2016 г., запрещается:

  • прибивать пороги (исключением будут только установленные между дверями);
  • самостоятельно помещать различные, препятствующие движению, предметы.

Требования к запорам на дверях эвакуационных выходов

Запор подразумевает открытие двери изнутри без помощи ключа.

К сведению! ​Почти во всех новых строениях запасные двери оснащают таковыми, ведь важна не только противопожарная защита, но еще и устойчивость к взломам.

Аварийные выходы

Пожарные выходы, которые не обеспечивают полностью безопасный вывод людей, принято относить к аварийным. Они менее удобны и надежны, но всегда актуальны. Нередко остаются единственным шансом на спасение, особенно если основной путь заблокирован завалом или огнем.

Аварийный выход может вести:

  • на открытый балкон (лоджию) с глухим простенком (от 160 см) между остекленными проемами или оборудованный сквозной лестницей для перехода на аналогичную конструкцию этажом ниже;
  • на огнестойкую кровлю через окно, дверь, люк;
  • в смежное помещение с противопожарной защитой;
  • наружу через люк или оконный проем (не менее 60х80 см), который расположен не выше 450 см от уровня пола;
  • в соседний корпус или секцию здания (пожарный отсек) по воздушному переходу (ширина от 60 см).

Аварийные выходы обозначаются на плане пунктирными стрелками, хотя это требование не является обязательным к исполнению.

«У всех шоковая реакция»

В столичных больницах в понедельник находились 10 пассажиров и членов экипажа сгоревшего самолета. Самые тяжелые пациенты — в НИИ Вишневского (четверо) и в НИИ Склифосовского (пятеро). Еще один — в медцентре ФМБА. Всем им предстоит долгое и сложное лечение.

— Состояние одной из пострадавших — речь идет о женщине 50 лет — тяжелое, у нее обширные ожоги, поражено примерно 15% кожного покрова. Также в тяжелом состоянии находится еще один бывший пассажир рейса Москва–Мурманск. У двух мужчин поражения менее серьезны, однако их состояние оценивается как средней тяжести. На лечение может потребоваться несколько месяцев, — рассказал «Известиям» главный врач Центра имени Вишневского Федор Семенов.

То, что им предстоит столкнуться с серьезными травмами и ожогами, врачи клиники предположили, как только пошли первые сообщения о загоревшемся самолете.

— Как только поступила информация о катастрофе в Шереметьево, было принято решение усилить дежурную бригаду медиков. Хотя первые сообщения в СМИ говорили о том, что пострадавших в пожаре на авиалайнере нет. Тем не менее все наши врачи вызвались приехать на работу в выходной день: мы все понимали, что жертв может оказаться много, — пояснил «Известиям» директор центра, академик РАН Амиран Ревишвили.

По словам руководителя Ожогового центра НИИ Вишневского, доктора медицинских наук Андрея Алексеева, спасенные пассажиры самолета испытывают серьезные психологические трудности.

— Двое мужчин 35-38 лет находятся в сильном шоке. Да, они в сознании и даже говорят, однако надо понимать, что пережитое давит на них, — рассказал он. — Один из пострадавших, как выяснилось, летел с другом в Мурманскую область на рыбалку. Он всё время говорит: «Я должен был его спасти».

Минтранс

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Министр здравоохранения Вероника Скворцова во время обхода больных в Ожоговом центре рассказала, что не сомневается в высоком уровне профессионализма врачей Центра имени Вишневского.

— И в НИИ Вишневского, и в НИИ Склифосовского работают опытные психологи, а также психиатры из нашего Федерального центра имени Сербского. Всего же 13 человек обращались за амбулаторной помощью, которая была им оказана, в том числе мальчику 16 лет. Еще один мальчик 11 лет не пострадал. Всего погиб 41 гражданин, в том числе один ребенок, — уточнила глава ведомства.

Требования к эвакуационным выходам и путям

Пути эвакуации должны освещаться. Если имеется возможность, следует обеспечить естественное освещение. Кроме того, должно иметься искусственное освещение на всей протяженности. Должны иметься как работающие постоянно осветительные приборы, так и специальные варианты, которые будут работать в аварийной ситуации, чтобы люди смогли двигаться к выходу, ориентируясь на световые дорожки.

Необходимы фотолюминисцентные планы эвакуации. При задымлении, нарушении подачи электроэнергии они будут служить указателем, ориентиром. Символы должны быть четкими, не слишком маленькими по размеру.

Проходы нельзя захламлять. Любые отходы, мусор, выставленная в коридор мебель или техника создадут дополнительную преграду, которая станет причиной замедления продвижения эвакуирующихся. Нельзя устанавливать препятствия и намеренно: установка не предусмотренных в планировке турникетов, замков, перегородок запрещена.

Если ведущий на улицу выход не соответствует установленным стандартам, он называется аварийным. Такой проход является запасным. На планах его не обозначают.

Со второго и более высоких этажей эвакуационные и аварийные выходы ведут на лестницы, с которых можно спуститься на первый. Иногда спуститься получается сразу на улицу.

Существует ряд требований к эвакуационным лестницам. В детских садах, яслях, домах престарелых, больницах, предназначенных для сна корпусах интернатов ширина пролета должна составлять не меньше 1,35 м. Если в здании на любом уровне может одновременно находиться не больше 200 человек, показатель равняется 1,2 м. Лестницы, ведущие к 1 обслуживаемому рабочему месту, могут иметь ширину от 70 см. Для всех остальных вариантов разрешается ширина от 90 см.

Различают разные типы эвакуационных лестниц. В зависимости от типа предъявляются требования. Существуют наружные и внутренние открытые варианты, внутренние в составе лестничных клеток.

У ведущей к выходу в безопасное место лестницы может быть не больше 18 ступенек. Высота ступеней должна варьироваться в пределах от 25 до 29 см, длина одной ступени может составлять от 22 см и больше.

Выводы

Эвакуационные выходы предназначены для безопасной эвакуации людей из здания при возникновении пожаров, задымлений, иных аварийных и чрезвычайных ситуаций. Организация мер пожарной безопасности, в том числе в части выходов для эвакуации и спасения людей, проектируется для новых и существующих зданий. Согласование эвакуационных выходов осуществляется путем экспертиз проекта, получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, ответов на предписания МЧС.

Заказать проектирование эвакуационных выходов можно в компании Смарт Вэй. Подробнее об условиях сотрудничества можно узнать у наших специалистов.

При написании статьи использовались следующие материалы:

  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент пожарной безопасности (скачать);
  • СП 1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы (скачать);
  • НПБ 110-03 нормы пожарной безопасности для проектирования автоматических систем пожаротушения (скачать);
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность (скачать);
  • ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных (скачать);
  • Техническое задание.

Документы по итогам проектирования эвакуационных выходов

Так как проект строительства или реконструкции будет проходить дальнейшие согласования, он должен оформляться в строгом соответствии с Постановлением № 87, другими нормативными актами. Точный состав разделов проекта определяется по техническому заданию, перечню предстоящих работ. Заказчику передается для утверждения:

  • проект с текстовыми и графическими материалами;
  • рабочая документация, которая будет использоваться подрядчиком;
  • планы эвакуации, расчеты пожарных рисков;
  • специальные технические условия, если они разрабатывались для проектирования.

Документация утверждается заказчиком, направляется для дальнейших согласований в органы стройнадзора.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий