Как сделать автоматические ворота: выбираем привод

Гаражные ворота

Примечания

Российские производители устройств автоматики для въездных и гаражных ворот

Известная российская фирма Doorhan поставляет приводы для распашных, откатных и роллетных ворот. Механизмы востребованы из-за простоты установки, надежности в работе и демократичности цен.

Для выбора привода рулонных моделей необходимо решить какой способ поднятия ламелей будет лучше. Принцип работы этих устройств заключается в том, что роллеты или секции поднимаются с помощью двигателя, прикрепленного к обычному валу.

Для эксплуатации в зимних условиях отлично зарекомендовали себя модели белорусской марки Алютех. В процессе выпуска автоматических систем для ворот производители проводят тестирование моделей, подходящих для работы именно в климатических зонах России, поэтому этот бренд пользуется большой популярностью у потребителя.

Внутренняя разблокировка

Для внутренней разблокировки ролетной, секционной системы изнутри помещения или участка обычно есть специальный шнур. Он осуществляет открытие дверей вручную. Как правило, шнур свисает на 50-70 см с потолка, что дает возможность достать его, плавно потянуть. Это действие способствует активации размыкающих крюков, прикрепленных на каретках цепи. Полотно отцепляется от кареток на рейке, поэтому начинает свободно передвигаться. Чтобы потом привести полотно в положение закрытия, каретки требуется вернуть в исходное положение – тогда они снова скрепятся с крючками.

Помимо внутренней разблокировки есть и другие способы – но они внешние. Как правило, их реализуют в случае, когда отсутствует любой дополнительный вход на территорию или в гаражное помещение. Стоит отметить, что для внешней разблокировки потребуется монтаж цепного редуктора, воротка, ручки с замком.

Рукоятка, ключ безопасности

Этот механизм легко заменит использование разблокировочного троса. Им укомплектована любая система электрических приводов. Главная панель крепится к стене рядом с проемом, поэтому в будущем при необходимости разблокировать конструкцию сделать это можно безопасно и легко.

Устройство работает по такому принципу:

  1. В воротах проделывается отверстие под цилиндр с ключом.
  2. При повороте ключа включается рукоятка – благодаря этому главные шестерни привода отсоединяются от шестерни редуктора.
  3. Рабочее полотно начинает свободно вращаться на валу, его легко можно поднимать вручную.

Цепной привод

Цепной привод помогает аварийно разблокировать ролетную или секционную конструкцию. Вручную их открывание в условиях, когда нет света, не получится по причине внушительной высоты.

Привод монтируется к стене рядом с проемом, соединяется с петлей рабочего полотна внизу. Описанная система оснащается длинной цепью – не меньше 8 метров. Это помогает аварийно открывать даже конструкции вышиной до 5 м.

Линейный привод для распашных ворот: виды и цены

Это самый распространенный тип автоматики для распашных ворот. При установке этой системы агрегат может находиться как внизу створки, так и в центре или вверху, это зависит исключительно от пожеланий хозяина.

В этой системе используется червячный редуктор (поэтому его еще называют «червячным» приводом) и двигатель, который работает от блока. Ток на двигатель подается или постоянный 24 В, или переменный 230 В.

Плюсов у этой системы достаточно много. К ним относятся и небольшая стоимость (по сравнению с другими), и возможность установки системы при очень узких столбиках, к которым крепятся створки (для некоторых покупателей это единственный доступный вид автоматики).

Неоспоримое достоинство – замедление хода створки в конце открывания и закрывания, что помогает дольше сохранять в рабочем состоянии не только двигатель с редуктором, но и блок.

К тому же, есть система аварийного открытия вручную при отсутствии электроэнергии.

С помощью линейного привода ворота можно открывать как внутрь двора, так и наружу, но распахиваются они максимум на 90 градусов. И это уже относится к минусам, так как при открытии наружу существенно сужается проезд.

Важно! Данный привод со «средними показателями» подходит для ворот с максимальным весом створки 600 кг и максимальной ее шириной 3 м. Вес самого устройства составляет восемь с половиной килограмм, полное открывание происходит за 16 секунд.. При ширине более трех метров (до 4,5 м) стоит использовать телескопический линейный агрегат (вес до 600 кг, полное открывание 17 секунд) или гидравлический линейный привод (вес до 900 кг, полное открывание 30 секунд)

При ширине более трех метров (до 4,5 м) стоит использовать телескопический линейный агрегат (вес до 600 кг, полное открывание 17 секунд) или гидравлический линейный привод (вес до 900 кг, полное открывание 30 секунд).

Гидравлический также легко выдерживает большие нагрузки и частое использование, поэтому для ворот на производстве лучше выбрать его.

Стоимость линейной автоматики

Самые распространенные виды линейного привода это WINGO, MOBY и TOONA от итальянских разработчиков компании Nice. Цена на эти комплекты колеблется от 200 до 1300 евро, она во многом зависит от комплектации (минимальная, максимальная) и технических показателей.

В состав стандартного комплекта входят двигатель с блоком управления, пара приводов, пульт или кнопка, несколько фотоэлементов.

Сравним три вида линейной автоматики по характеристикам, от которых зависит стоимость:

Название WINGO MOBY TOONA
Мощность 50 – 130 Вт 120 – 230 Вт 48 – 220 Вт
Вес створки 200 кг 200 – 300 кг 200 – 750 кг
Ширина створки 2 – 3,5 м 2 – 3,5 м 3 – 7 м
Температура -20 — +50 -20 — +50 -20 — +50
Цена 385 – 597 евро 379 – 983 евро 440 – 1211 евро

Обратите внимание на температурный режим, в котором допускается использование линейного привода. Учитывая наши разнообразные климатические условия, не для каждого подойдет линейная автоматика, если же других вариантов нет, на самые сильные морозы ее можно отключать

Учитывая наши разнообразные климатические условия, не для каждого подойдет линейная автоматика, если же других вариантов нет, на самые сильные морозы ее можно отключать.

Видео

Отзывы

Преимущества данного устройства

На столбах подобного вида оград используют специальные створки, которые отвечают за процесс открытия ворот. Каждая из них это в своем роде рама, для изготовления которой используется труба квадратной формы, предварительно проходящая процесс сварки. При оформлении облицовки используют чаще профнастил с покрытием из полимера, цвет которого вы можете подбирать на собственный вкус.

Среди преимуществ распашных ворот также стоит отметить:

  1. Отличный вариант при бюджетном виде строительства, так как стоимость такого устройства приемлема для всех, а для тех, кто делает врата собственноручно, экономия заключается еще и в процессе самого монтирования.
  2. Большой выбор материалов, применяемых для изготовления распашных ворот, к примеру, дерево либо металл.
  3. Отсутствует противовес, который встречается в откатных видах ворот.
  4. Створки гораздо меньше по размеру и, естественно, по весу, что облегчает процесс их установки.

Если же оценить все достоинства данного устройства, то следует также отметить тот факт, что данная модель предоставляет возможность встраивать калитку, которую легко подключить к общему домофону, установив в ней замок электромеханического типа. С автоматическими распашными воротами вам достаточно всего одного нажатия кнопки, которое влечет за собой бесшумное их открытие, почти без вашего участия. Выбирайте только качественные детали для механизма, просматривайте тщательно чертежи, и тогда вы с легкостью сможете сделать такие ворота самостоятельно.

Выбор и расчёт двигателей

В качестве активатора движения для распашных ворот целесообразно применять мотор-редукторы разного типа. Если речь идёт о небольших воротах малой массы, с задачей справятся двигатели аккумуляторных шуруповёртов, приводы автомобильных стеклоочистителей, стеклоподъёмников и пр. Другой вопрос — как вы планируете выполнить муфту сцепления для валов таких моторов.

Вы также можете подобрать подходящий агрегат из богатого ассортимента магазинных мотор-редукторов, это даёт большую свободу в определении нужного крутящего момента. Итак, допустим измеренное усилие закрывания тяжёлой створки ворот составило 13,5 кг по шкале ручного кантера. Каждый килограмм соответствует 9,8 Н, значит, сила тяги равна 132,3 Н. В случае с реечной или зубчатой передачей это значение надо поделить на диаметр приводного колеса, это и будет равно крутящему моменту двигателя.

В конструкции типа «гайка-винт» происходит редукция, поэтому требуется дополнительный пересчёт. Допустим, выбрана шпилька М18 с шагом резьбы 2,5 мм. Это значит, что за один оборот по окружности диаметром 18 мм гайка совершает 2,5 мм поступательного движения, стало быть передаточное отношение равно 7,2:1. Соответственно, если мы разделим усилие открывания ворот на коэффициент передачи, получим искомое значение усилия на валу двигателя: 132,3 / 7,2 ~ 18,4 Н или чуть менее 1,9 килограмма при радиусе шпильки 0,9 см. То есть табличное значение крутящего момента для двигателя составит 1,69 кг/см.

Это довольно грубый расчёт, не учитывающий силу трения в винтовой передаче и другие потери, но он помогает определиться с минимально допустимой мощностью мотора. Для компенсации потерь энергии рекомендуется обеспечить запас мощности в размере 100–250%.

Также необходимо рассчитать скорость вращения вала. Для этого разделите длину рабочего хода на шаг резьбы винтовой передачи, и вы получите количество оборотов, необходимое для полного открывания ворот. При использовании реечной передачи расчёт определяется соотношением числа зубьев рейки и приводной шестерни.

Преимущества автоматики «Alutech»

Автоматика для ворот от компании Alutech имеет такие преимущества:

  • высокая мощность работы, позволяющая двигать створки, весящие до 2 тонн;
  • возможность синхронизации двух приводов, чтобы управлять встречными конструкциями откатного типа;
  • простота настройки;
  • наличие дисплея;
  • продуманная безопасность устройства;
  • наличие фотоэлементов, что дают возможность воротам открываться или закрываться без вмешательства со стороны человека;
  • наличие автоматической защиты от проникновения насекомых;
  • бесперебойна работа аппаратуры в пределах от 160 до 270 В;
  • изготовление шестерни из прочной стали;
  • точная остановка полотна в нужной точке, без ударов створок об улавливатель;
  • возможность настройки усилий, скорости торможения, разгона, автоматического закрытия системы;
  • .отличный внешний вид.

Электропривод для откатных ворот Alutech Roto RTO-500KIT.

Комплект Alutech RTO-500KIT используется для оснащения въездных групп, имеющих вес до 500 кг.

Особенности модели:

  • оснащение самоблокирующимся редуктором;
  • наличие электронного радиоуправляемого модуля;
  • возможность остановки привода на конечной точке путем электромеханических выключателей;
  • точность изготовления корпусных элементов, их высокая прочность;
  • работоспособность до -60 градусов (при наличии обогревательного элемента);
  • возможность управления системой при помощи таймера.

Электропривод для откатных ворот Alutech Roto RTO-1000KIT.

Комплект Alutech RTO-1000KIT создан специально для работы в условиях малой интенсивности. Механизм легко справляется с движением створок, имеющих вес в 1 тонну.

Особенности конструкции:

  • наличие самоблокирующегося редуктора в электрическом двигателе;
  • электронный модуль управления;
  • возможность синхронной работы для автоматизации встречных створок;
  • длительный срок эксплуатации.

Электропривод для откатных ворот Alutech Roto RTO-2000KIT.

Комплект Alutech RTO-2000KIT разработан для организации движения створок, имеющих вес, достигающий 2 тонн. Используется для движения малой интенсивности, обладает всеми преимуществами моделей, описанных выше.

Автоматика

Стоит рассмотреть все особенности автоматики. Благодаря устройству открываются, а также закрываются ворота. При этом нет надобности в дополнительных движениях, достаточно нажать на одну кнопку.

Все чаще используют приводы, ведь именно они обеспечивают комфортные и удобные условия для владельца.

Комплект привода для ворот можно купить, или же самостоятельным образом сделать. Последний вариант станет оптимальным вариантом для владельцев таких приборов:

  • понадобится для изготовления конструкции автомобильный домкрат. К двум реечным домкратам присоединяется мотор с редуктором. Для эффективной защиты винта домкрата следует его приделать. Для большего срока службы изделия следует обрести гофру, затем натянуть ее на винт. Для того чтобы управлять приводом для распашных ворот, следует использовать кнопку сигнализации;
  • прикрутите мотор;
  • в качестве поворотного механизма будет выступать антенна;
  • наиболее простым способом сделать данное изобретение является актуатор с якорным мотором. Недостаток состоит в не синхронной работе устройства. От данного недостатка достаточно сложно избавиться.

Неприятности могут сопутствовать не только рабочий процесс, но и дальнейшее использование изделия.

Обратите внимание! Для продолжительного срока использования специалисты советуют покупать готовые приводы для откатных ворот, например. В этом случае их установку следует делать самостоятельно, что сэкономит вам денежные средства

Типы автоматики

В самом начале статьи говорилось о том, что автоматические ворота открываются и закрываются без применения физических усилий. Теперь пришла пора более детально рассмотреть этот процесс.

Открываться и закрываться такие ворота могут тремя способами в зависимости от установленного привода:

Линейный автоматический привод считается самым надежным и наиболее популярным. Такой тип управления может устанавливаться на ворота любого вида, идеально подходит для дачи, офиса, склада и частного дома.

  • Рычажный тип управления характеризуется меньшей устойчивостью к негативным факторам, подходит только для частного использования.
  • Подземная система управления также существует, но она считается нерентабельной и неудобной. Связано это с трудным открытием и закрытием ворот зимой, с дорогостоящим обслуживанием и монтажом.

Наиболее рентабельно, разумно и выгодно выбирать именно линейный тип управления.

При его выборе манипуляции с автоматическим ограждением, могут выполняться при помощи:

  • Дистанционного пульта путем нажатия соответствующей кнопки.
  • Магнитной карты. Карту необходимо приложить либо вставить в специальный терминал.
  • Электронного ключа, который необходимо приложить к специальному датчику.
  • Специального кода, который необходимо набрать на кодовой панели.
  • Замкового выключателя, который на деле является обычным замком, открывая или закрывая который, можно привести весь механизм в действие.

Есть и еще один более современный способ управления: через специальное мобильное приложение. Выбирая этот способ, стоит внимательно следить за тем, чтобы гаджет всегда был заряжен. Такое большое многообразие видов автоматических ворот и типов их управления позволяет каждому желающему выбрать для себя идеальный вариант ограждения и типа его управления.

Подготовка к постройке: чертежи и схемы

Монтаж автоматических ворот следует начинать с составления чертежа. При помощи карандаша на лист бумаги следует нанести схему ворот с учётом размеров. На схеме желательно указать основные размеры деталей.

Габариты автоматической конструкции нужно указать максимально точно. В процессе расчёта следует соблюдать такие требования:

  • при въезде транспортного средства в гаражное помещение с каждой из сторон должно остаться минимум 30 см;
  • чем больше данный показатель, тем легче будет въезжать на территорию участка;
  • ширина должна определяться с учётом вида транспортного средства.

Для обыкновенного легкового автомобиля хватает ширины 2,5 м и высоты 2 м. Для микроавтобуса высота должна составить порядка 2,5 м.

От стандартной распашной конструкции автоматическая отличается лишь наличием привода. На этом этапе следует определиться с видом устройства — будет установлено рычажное или линейное. Если планируется устанавливать раздвижные ворота, то чаще всего используется привод с рычагами. Линейный устанавливается в случае, если от крайней части опоры до петли минимальное расстояние. Если есть промежуток больше 15 см, то целесообразно использовать рычажное устройство.

Схема монтажа автоматики с указанием количества жил кабелей и их сечений

На раздвижные ворота будет оказывать влияние нагрузка от ветра, поэтому важно заранее позаботиться о защите устройств. Если планируется выполнять монтаж гаражных автоматических ворот, то уровень потолка нужно снизить на 25 см

Это следует учитывать, так как для установки понадобится место под потолочной конструкцией

Если планируется выполнять монтаж гаражных автоматических ворот, то уровень потолка нужно снизить на 25 см. Это следует учитывать, так как для установки понадобится место под потолочной конструкцией.

Схема откатной автоматической конструкции практически ничем не отличается.

Схема расположения элементов автоматических откатных ворот

В данном случае будет необходим лишь один электромотор.

Основные типы автоматических ворот

Чтобы понимать объем работы, рассмотрим основные типы автоматических ворот

Распашные створки

Это настоящая классика: створчатые конструкции существуют с тех пор, как люди научились делать заборы и крепостные стены. Автоматические распашные ворота своими руками обычно делаются на основе уже существующей ограды с въездом. Вы пользуетесь створками уже давно, и в какой-то момент захотелось установить дистанционное управление.

Монтажная схема выглядит следующим образом:

С внутренней стороны, между створками и опорными столбами, устанавливаются актуаторы: по одному на каждую половинку ворот. В зависимости от пульта ДУ, устанавливается антенна или приемник инфракрасного сигнала. Во втором случае — обеспечивается прямая видимость для сигнала. На видном месте обязательно должна быть сигнальная лампа, которая загорается при начале работы механизма. При изготовлении распашных ворот своими руками, многие забывают об этом обязательном элементе безопасности.

Еще один элемент, который часто игнорируется — фотодатчики. Если траекторию движения створок пересекает какой-нибудь объект (автомобиль, животное, человек), ворота не должны работать в режиме закрытия. Вместе с датчиками, автоматика для ворот своими руками должна обеспечивать прекращение подачи напряжения на двигатель, когда створки достигают крайних положений: открыто/закрыто.

Если привод можно активировать мышечной силой рук (без подачи питающего напряжения), для безопасности следует установить замок, или другое запирающее устройство, которое можно задействовать в случае, если подворье остается без присмотра на длительный срок.

Откатные системы

Фактически, это часть стены (забора), которая перемещается в сторону с помощью опорного роликового механизма. Эта конструкция изначально предназначена для механизированного привода, ручные ворота слишком тяжелые. Автоматика для откатных ворот своими руками проще в изготовлении, но для реализации проекта потребуется большое количество материалов.

Ворота откатные должны устанавливаться на мощный фундамент. Вне зависимости от материала (металл, дерево, пластик), полотно имеет большой вес. Мягкий грунт под опорными роликами рано или поздно просядет, и механизм открывания может заклинить от перекоса.

На откатные ворота, сделанные своими руками, можно подобрать актуатор из различных промышленных и бытовых комплектующих. Есть возможность сэкономить на покупке дорогостоящих приводов. Не требуется создание зон повышенной опасности: свободное пространство для перемещения полотна не нежно. Тем не менее, механизм управления для откатных ворот своими руками, требует установки фотодатчиков. При появлении объекта в плоскости ворот, движение должно блокироваться: так же точно, как и в распашных воротах.

Подъемные механизмы секционного типа

Подобные системы чаще всего реализуются в гараже. По сути — это обычные ролеты, только секции выполнены из более прочного материала. Подъемные ворота движутся по направляющим, и по мере открывания размещаются вдоль потолка.

Привод для секционных ворот своими руками сделать проще, чем само полотно. Этот элемент должен быть идеально подогнан к направляющим. Кроме того, малейший перекос шарнирных соединений может заблокировать всю конструкцию. Учитывая тот факт, что многие (не все!) домашние мастера заказывают полотно (вне зависимости от конструкции) у профессионалов, изготовить подъемные ворота для гаража своими руками несложно. В этом случае вам придется сделать только актуатор.

Особое внимание следует уделять различным датчикам. Если при заезде (заходе) в гараж, ролеты неожиданно опустятся, ущерб для автомобиля будет весомым

Не говоря о возможном травматизме для пешехода, на которого буквально упадет тяжелая конструкция.

Главная проблема подъемных ворот, изготовленных своими руками — это мощность привода. Для горизонтального перемещения распашных или откатных ворот, требуется относительно небольшое усилие. А для подъема тяжелой секционной конструкции, мощность двигателя должна быть в разы больше.

Практическая реализация

Нет смысла рассказывать, как сделать автоматические ворота своими руками, на основе готовых проектов в комплексе. Каждая конструкция сугубо индивидуальна, и повторить ее в точности на своем подворье не всегда возможно.

Как мы уже говорили, проще всего сделать распашные ворота своими руками. Скорее всего, створки ворот у вас уже есть. Рассмотрим возможные конструкции приводных элементов.

  • Подходящий актуатор — червячный редуктор рулевого механизма от крупного автомобиля, лучше грузовика. Ворота для гаража своими руками из этого элемента — достаточно популярный вариант. В любом кооперативе можно встретить подобную автоматику. Любой подходящий мотор (например, от стиральной машинки) подключается к штоку рулевой колонки. Для уменьшения оборотов, можно установить простейший редуктор из двух шкивов разного диаметра. Тяга для створок крепится на сошку рулевого механизма.
  • Еще один условно бесплатный привод — механизм стеклоподъемника. Лучше использовать конструкцию от крупного отечественного автомобиля. Если петли хорошо смазаны, а створки сбалансированы — усилия вполне достаточно. Как видно на иллюстрации, требуется лишь небольшая доработка в виде тяги из профтрубы.
  • Следующий вариант можно изготовить из промышленного червячного механизма. Чаще всего используется привод суппорта от списанного обрабатывающего станка. Можно выточить червячную пару в слесарной мастерской, в зависимости от стоимости проекта.
  • Принцип работы простой: винтовая шпилька напрямую соединяется с валом двигателя (вдоль оси). При вращении винта, каретка движется в нужную сторону, создавая мощное тяговое усилие. Остается соединить механизм тягой со створками, и отрегулировать угол открытия.

Вопрос, как сделать автоматические распашные ворота, решен.

А чем двигать откатную конструкцию

Существует две концепции:

  • Тросовый привод. Вдоль полотна ворот натягивается трос. На неподвижной раме устанавливается промышленный электродвигатель с редуктором и шкивом. Трос накручивается на шкив одной петлей.При вращении шкива, трос перемещается, увлекая за собой полотно ворот. Этот вариант не слишком затратный, при наличии донорского мотора.
  • Более распространенная конструкция: шестерня-рейка. Такая связка применяется в фабричных конструкциях. Изготовить привод самостоятельно невозможно, если только вы не работаете в слесарной мастерской. Оптимальный вариант — приобретение механизма заводского исполнения. Разумеется, монтаж и наладка своими руками. Не так экономно, но все равно затраты в пределах разумного.

Привод подъемных ворот в описании не нуждается. Это обычная лебедка со стальным тросом. При наматывании на шкив секции поднимаются, а спуск осуществляется под действием силы тяжести.

Важно: Общие правила безопасности при установке автоматики

Автоматические ворота своими руками, делаются в обход ГОСТов и сертификатов безопасности. Ответственность лежит на авторе конструкции, а также исполнителе работ (чаще всего, это один и тот же субъект). При нанесении ущерба или травмы, все проблемы лягут на вас.

  • Наличие фотодатчиков предотвращает травматизм и защемление створками объектов в зоне действия ворот.
  • Концевые выключатели отключают двигатель при достижении конечных положений створок.
  • Кроме того, установка автоматических ворот должна обеспечивать электрическую защиту от перегрузок. Если фотодатчики или концевые выключатели по какой-то причине не сработают, перегрузка двигателя должна запустить схему отключения.
  • Возможна установка механических ограничителей крутящего момента (как на редукторе шуруповерта). Это может быть фрикционный или храповой механизм. Принцип действия следующий: створка (полотно) упирается в препятствие (объект или человек), приводной вал начинает проскальзывать. С помощью регулировки необходимо добиться баланса усилия: ограничитель должен преодолевать сопротивление опорного или подвесного механизма ворот, и срабатывать при небольшом превышении.

Как настроить автоматику?

Каждый механизм имеет свои особенности. Чтобы конструкция служила долго, понадобится корректно запрограммировать аппарат управления. У разных изготовителей есть разные параметры, однако чаще всего настраиваются следующие показатели:

  1. Чувствительность тока. Параметр отвечает за запуск защитного устройства. Если появилась преграда, ворота останавливаются.
  2. Изменение скорости. Скорость перемещения створок можно изменить путём снижения или увеличения мощности электродвигателя. Не рекомендуется устанавливать быстрый темп, так как это может привести к выходя из строя оборудования. Для увеличения скорости можно поднять напряжение до 38 В.
  3. Автоматическое закрытие. Чтобы реализовать эту функцию, в конструкции нужно предусмотреть наличие таймера. Деталь лучше всего приобретать в готовом виде.

Другие функции можно реализовать путём добавления соответствующих деталей в схему конструкции.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий