Гост р 53247-2009 техника пожарная. пожарные автомобили. классификация, типы и обозначения (переиздание)

Выбор пенообразователя

При выборе ПО учитывают степень пожарной опасности и общую противопожарную защиту объекта.

  1. Если произошло возгорание умеренного количества горючих жидкостей, то применяют ПО общего назначения, которые подходят также для подготовки смачивающего раствора.
  2. При пожаре на нефтебазе или предприятиях нефтетранспортировки используют ПО целевого назначения.
  3. На объектах с использованием полярных и неполярных жидкостей используют 2-3 типа ПО с акцентом на спиртостойкие концентраты.
  4. При выборе ПО учитывают концентрацию рабочих растворов 6%, 3% или 1%.
  5. Если ПО классифицирован как брак, его допустимо использовать исключительно в качестве смачивателя.

Один из ключевых моментов выбора ПО – кратность полученной пены. Низкократные составы используют для тушения ГСМ и охлаждения оборудования. Пена средней кратности необходима на объемных пожарах. Высокократный состав подходит для тушения больших площадей.

Боевое развертывание и тушение

Для выполнения поставленных задач все средства должны быть приведены в полную готовность. Оборудование всегда надежно закрепляется и при этом должно легко сниматься.

Каждое устройство должно быть размещено в соответствии с инструкцией по развертыванию. Техника, используемая чаще всего, размещается в доступных местах для удобства.

Съемное оборудование проектируется таким образом, чтобы один или двое пожарных имели возможность легко перенести его. Каждая система должна быть исправна и отрегулирована, а их разборка и соединение не должны требовать особых усилий.

Главной для пожарных автомобилей является возможность развертывания в ускоренном режиме, безопасность, устойчивость при проведении работ по ликвидации возгораний.

На технике предусмотрены огнетушащие средства, а также насосы для создания напора.

По вместимости цистерны делятся на:

  • легкие — до 2000 л;
  • средние — от 2000 до 4000 л;
  • тяжелые — от 4000 л.

Вместимость баков преобразователей варьируется от 200 до 500 л. Мощность подачи средств тушения при работе насосов приравнивается к 30-40 л/с. Напор в насосах на тяжелых машинах — 60 л/с, а на специальных станциях — 100-110 л/с.

Производительности всех насосов и объемов цистерн достаточно для ликвидации практически любого возгорания. Во время крупных возгораний цистерны монтируются на специальный источник или организуется напор для средств для тушения с применением пожарных насосных станций.

Работа на АПТ

Для безопасной работы АПТ соблюдают несколько правил:

  1. К работе допускаются только квалифицированные сотрудники, прошедшие обучение.
  2. Автомобиль должен быть в исправном состоянии.
  3. При работе в обязательном порядке включается стояночная тормозная система.
  4. При заборе воды из естественного источника не допускается попадание в него пенообразователя.
  5. При недостаточной видимости работы не производятся до установки дополнительных источников освещения.

Действия работников АПТ и автоцистерн схожи, выполняются в том же порядке:

  • подсоединение рукава к дозирующей вставке;
  • раскатывание рукава в направлении места происшествия;
  • соединение шланга с напорным патрубком насоса;
  • включение насосной установки;
  • подача пены в пораженную зону;
  • промывка всех коммуникаций автомобиля водой после их использования.

Пенная струя из лафетного ствола

Общие требования к штабным автомобилям

Общие техтребования и методика испытаний машин класса АШ были утверждены в 2003 году и используются не только изготовителями, но и службами ГПС, эксплуатирующими данный вид техники.

На вооружении ГПС стоят автомобили на шасси ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, УАЗ и ПАЗ. Согласно ГОСТу-15150-69, утвержденному еще во времена СССР, техника класса АШ разрабатывается с учетом возможности эксплуатации в условиях атмосферы типа 2 (промышленная), а согласно ГОСТу 12.4.009 – с учетом оперативного ожидания в помещениях при температуре не ниже -10°С.

В общих требованиях прописана комплектация пожарных штабных автомобилей АШ системой освещения. В базе они должны иметь противотуманные фары и две фары-искателя, расположенные на кабине и в задней части кузова. В комплект этого вида спецтехники всегда входят средства индивидуальной защиты органов дыхания по количеству мест боевого расчета и ПТВ, которые обеспечивают безопасность спасателей и позволяют оперативно выполнять задачи при боевом развертывании независимо от сопровождения другими машинами службы ГПС.

Утверждены и технические параметры автомобилей. Учитывая, что их производят на серийных шасси, допускается переоборудование согласно ГОСТам:

  • угол свеса полноприводных шасси – не менее 25° впереди и сзади;
  • неполноприводных – 20° впереди и 15° сзади;
  • для автобусов согласно ГОСТу 20774.

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

  1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
  2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Назначение ручного инструмента:

  • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
  • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
  • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
  • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
  • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
  • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
  • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

  1. Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
  2. Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
  3. Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
  4. Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
  5. Гидравлические установки.

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Причины пожарной опасности

Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.

  1. Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
  2. Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
  3. Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
  4. Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
  5. Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.

Виды установок

Установки комбинированного ПТ бывают:

  • переносные, используемые пожарными подразделениями в штатных ситуациях;
  • мобильные с платформой;
  • стационарные как часть ПА;
  • стационарные на дистанционном управлении.

Последний тип оборудования востребован на пожарных кораблях и автомобилях для ликвидации возгораний на промышленных объектах, работающих со взрывоопасными веществами. В этом случае исключается применение воды. Нередко установки комбинированного тушения используются для создания теплозащитных экранов во время пожаров с горючими жидкостями и ЛВЖ.

По конструктивным особенностям приборы делят на:

  • модульные;
  • агрегатные;
  • микрокапсулированные.

В зависимости от возможностей автоматизации выделяют:

  • автоматические;
  • автономные;
  • ручные УПТ.

О компании

Подробности
Категория: Uncategorised
Создано 29.03.2013 20:30
Обновлено 25.01.2021 09:50
Опубликовано 29.03.2013 20:30
Просмотров: 27583

     Основными направлениями деятельности Фирмы СПРУТ является проектирование и производство гидравлического аварийно-спасательного инструмента, строительного гидроинструмента и технологического оборудования, а также специальных тренажеров и тренажерных комплексов. Специалисты компании проводят высококвалифицированное техническое обслуживание и ремонт инструмента, разрабатывают учебную и ремонтную документацию, проводят обучение спасателей, проходящих повышение квалификации в 40 Учебном Центре МЧС России на базе собственного производства, участвуют практически во всех учениях, проводимых МЧС России.

    Также Фирма СПРУТ занимается комплектацией аварийно-спасательных машин, предназначенных для доставки групп спасателей, комплекта аварийно-спасательного оборудования и инструмента к местам ЧС, обеспечения проведения спасательных и неотложно-восстановительных работ при их ликвидации. Разработаны оригинальные решения оснащения ряда машин, в том числе на базе автомобилей «Газель», «Land Rover», «Fiat Dukato», «Toyota Tundra» и «Ford Transit» (4х4).

     С 2005 г. компания участвует в Федеральной целевой программе «Безопасность дорожного движения», выполняя ряд научно-исследовательских работ по созданию специальных тренажеров и комплексов для обучения спасателей и пожарных правилам деблокирования пострадавших при ДТП.

     За время, прошедшее со дня основания (1992 г.), компания заслужила на рынке безусловное доверие и добилась значительных результатов. Успех предприятия – это заслуга высокопрофессионального коллектива, основу которого составляют специалисты широкого профиля, прошедшие школы лидеров разных отраслей ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского» (ЦАГИ), ОАО «ГИПРОУГЛЕМАШ» и др.

     Фирма СПРУТ проводит обширную модернизацию своей производственной базы, в состав которой входят высокоточные обрабатывающие центры, участок шлифовальной обработки (плоскошлифовальное и круглошлифовальное оборудование), участок термообработки, установка гидроабразивной резки, а также высокопроизводительное заготовительное оборудование.

     Производственная база размещается на площади ≈ 4500 м2.

     Предприятие также имеет собственную гидравлическую лабораторию, оснащенную стендами для динамических и статических испытаний. 

      Устойчивое и стабильное положение Фирмы СПРУТ, сплоченный коллектив, наличие конструкторской, производственной и испытательной базы позволили предприятию участвовать в международных акциях.

     Компания награждена золотыми и серебряными медалями, дипломами, является лауреатом всех выставок, организуемых МЧС России, а также ряда отечественных и зарубежных специализированных экспозиций, в том числе в Брюсселе, Женеве, Ганновере, Сеуле. 

     Постоянный поиск новых решений, наличие современных технологий и оборудования – это то, что позволяет Фирме СПРУТ удерживать лидирующие позиции в области создания аварийно-спасательного и строительного гидравлического оборудования не только в России, но и за рубежом.

Обзор пожарной машины КАМАЗ Hiromax (+фото)

Сегодня в нашем материале — обзор пожарной машины КАМАЗ-43502 с уникальной системой пожаротушения водяным туманом Hiromax.

Пожарная машина на шасси КАМАЗ-43502 предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, огнетушащих средств и подачи в зону горения воды, водяного тумана (тонкораспыленной воды) или воздушно-механической пены, сообщает Avtospravochnaya.com. Применяется как самостоятельная боевая единица при тушении пожаров в населенных пунктах, производственных объектах и лесных зонах. Забор воды может осуществляться из цистерны, открытого водоема или от гидранта водопроводной сети.

Шасси КАМАЗ-43502 имеет колесную формулу 4х4 — полный привод позволяет добраться до цели даже по полному бездорожью. Автомобиль оснащен двухрядной кабиной и рассчитан на пожарный расчет из 7 человек, включая водителя (3 кресла спереди, 4 сзади). Рабочее место водителя ничем особым не отличается от стандартного КАМАЗа — все просто и функционально. Второй ряд кабины выполнен из стеклопластика и имеет собственные двери. Сиденья выполнены с креплениями для дыхательных устройств.

На шасси установлена уникальная система пожаротушения швейцарской фирмы Hiromax. Ее главное отличие от стандартных систем — для тушения используется не вода, а водяной туман. На очаг возгорания под давлением подается смесь воздуха и мельчайших капель воды. Именно поэтому это выглядит как водяной туман. Суммарно эти мелкие капли воды обладают огромной площадью и эффективно тушат любые возгорания. При этом, поток воздуха под давлением позволяет воде проникнуть во все полости горящего объекта — капли даже не успевают пролиться на землю. По сравнению с традиционными методами тушения, система Hiromax в несколько раз эффективнее гасит возгорание, при этом воды расходуется гораздо меньше и автомобиль способен дольше выполнять свои функции. Кроме того, в воду можно добавить подходящий раствор или пену, что позволит тушить горящие нефтепродукты и другие горючие материалы. Система способна выдавать до 600 литров водяного тумана в минуту. Это позволяет работать одновременно 6-ю стволами с подачей 100 литров в минуту. Дальность подачи тумана — до 40 метров.

Еще одно отличие системы — водяной туман имеет свойства дымоудаления, то есть гасит не только огонь, но и поглощает дым

Это особенно важно в закрытых пространствах — туннелях, зданиях и т.д

Основными элементами системы являются:

  • цистерна для воды объемом 3 000 литров
  • бак на 200 литров пены
  • насос (производительность 40 литров в секунду)
  • компрессор для подачи сжатого воздуха

В центре шасси установлены цистерна для воды и бак для пены, а вокруг них — отсеки с пожарным оборудованием. Отсеки открываются при помощи подъемных створок, которые расположены по бокам и сзади автомобиля. При подъеме створок автоматически включается яркая светодиодная подсветка. А нижние секции отсеков откидываются и образуют удобную ступеньку.

Помимо системы тушения водяным туманом, автомобиль оснащен и традиционными рукавами для тушения обычной водой. В кузове предусмотрены множество различных рукавов, шлангов и насадок к ним — для подачи воды под напором, создания вертикальной водяной завесы и т.д. Развернутый шланг можно намотать на барабан при помощи электропривода — для этого есть специальная выносная педаль.

Помимо современных систем, есть здесь и традиционные инструменты — лопата, багор, топор, диэлектрические ножницы (для обрезки проводов под напряжением).

На крыше автомобиля установлен пожарный ствол, управляется он дистанционно, при помощи джойстика. Также наверху есть раскладная и штурмовая лестницы.

Автомобиль позволяет заправляться водой несколькими способами:

  • заливать сверху в цистерну
  • закачивать воду из пожарного гидранта
  • закачивать воду из открытых водоемов

Причем, для заправки водой из открытых водоемов достаточно глубины только для погружения водозаборника. То есть, воду можно заправить чуть ли не из лужи.

В общем, вот такая уникальная пожарная машина. По словам членов пожарного расчет, которые каждый день работают на ней, машина очень удобная. Вся конструкция продумана до мелочей, органы управления и оборудование всегда под рукой, причем практически любое действие можно совершить буквально одной рукой — необходимы минимальные усилия.

Другие статьи:

  • КАМАЗ-Арктика: раскрыты технические характеристики — 26/04/2018
  • Рестайлинг КАМАЗ 2018: первый обзор (+фото) — 25/04/2018
  • Тест-драйв Toyota Camry 2018 — 25/04/2018
  • Тест-драйв Jaguar E-Pace (+фото) — 15/04/2018

Горит автомобиль на стоянке

Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.

Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.

Особенности конструкции

Потребность совмещения в едином автомобиле возможностей классических пожарных машин и аварийно-спасательной техники привела к усовершенствованию основных узлов базовых шасси и расширению комплекта спецоборудования. Основой всех АПС являются грузовые модели. Обязательное условие – наличие кабины для боевого расчета с собственной системой обогрева и отсеками для хранения пожарного и аварийно-спасательного оборудования. Кузовная часть АПС приближена к автоцистернам. Здесь размещают емкость для воды и пенобак. С левой и правой стороны надстройки расположены отсеки для хранения инвентаря. Пожарное оборудование и инструмент перевозят на крыше. Чтобы обеспечить свободный доступ к оборудованию, размещенному в верхних отсеках, по бокам кузова закреплены лестницы. Насосная установка размещается всегда в задней части.

Кроме основного пожарного оборудования машины типа АПС комплектуются аварийно-спасательным комплексом. В него входит спецоборудование, инструмент, СИЗ, электросиловое оборудование, приборы для проведения химических и радиоактивных разведывательных действий, средства связи и оказания первой помощи. Аварийно-спасательный комплекс размещается в боковых отсеках и ящиках.

Совмещение в одном автомобиле функций пожарной машины и техники для проведения спасательной операции в экстремальных условиях является как плюсом, так и минусом АПС. Оборудование, установленное на данном типе ПА, по функциональности уступает тому, что используется на отдельно укомплектованных транспортных средствах. В то же время такое совмещение позволило усилить ключевые узлы машины. На раму базового шасси устанавливается надрамник , который и дал возможность оснастить кузовную часть пожарным и аварийно-спасательным оборудованием, а также множеством отсеков для хранения инвентаря.

Сигнализация

Для оповещения обслуживающего персонала о состоянии установки водяного пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода предусмотрена световая и звуковая сигнализация.

В помещении насосной станции пожаротушения – световая сигнализация:

— о пуске пожарных насосов (сигнал “Пожар”);

— о возникновении аварии (сигнал “Авария”) – утечка;

— об отключении автоматического пуска пожарных насосов, “жокей – насоса” (сигнал “Автоматический пуск отключен”);

— об отключении звуковой сигнализации о пожаре и неисправности;

В помещении пожарного поста на приборах индикации – световая и звуковая сигнализация:

— о возникновении пожара (сигнал “Пожар”);

— о возникновении аварии (сигнал “Авария”);

— оботключенииавтоматическогопуска(сигнал“Автоматический пуск отключен”);

— о пуске пожарных насосов (информация отображается в текстовом и мнемотическом виде);

— о наличии напряжения на вводе электроснабжения установки;

Звуковая сигнализация следующих видов:

— короткогооднотонногосигналавслучаепускалюбогоих электродвигателей;

— переменного тона в случае сигнала “Авария” или сигнала “Автоматический пуск отключен”;

— сложного переменного тона в случае сигнала “Пожар”.

«Пожарка» на базе ЯГ-6

фото: fire-truck.ru

Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.

фото: carakoom.com

фото: carakoom.com

фото: carakoom.com

Послевоенный ЗИС-6. 1947 год.

фото: fire-truck.ru

Пожарная ЗиС-5 выпуска 1933-1941 гг.

фото: carakoom.com

Автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5. Наследие большой войны начало работать на мирных фронтах.

Автоцистерна ПМЗ-9М

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150, производство началось с 1953 года. Современный дизайн, закрытые в кузове рундуки и места для 5-6 человек команды.

ПМЗ-18

фото: drive2.ru

Пожарный автомобиль ПМЗ-18 на том же шасси ЗИС-150. 1955 год. Такие автомобили можно было встретить во всех городах Советского Союза вплоть до 70-х годов.

фото: po-bereg.ru

Массовая пожарка, ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А.

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М на шасси ГАЗ-63. 1963 год.

фото: po-bereg.ru

Автолестница АЛГ-17 (51А). База – грузовик ГАЗ-51А. 1963 год.

АЦ-40 (131) мод. 137

фото: ru.wikipedia.org

АЦ-40 (131) мод. 137. Один из самых узнаваемых пожарных трехосных автомобилей СССР. Опытный экземпляр был построен в 1968 году. В серию пошла с 1970-х годов.

АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131

фото: po-bereg.ru

АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131. Без этих автомобилей в 70-, 80- и 90-е тушение пожаров в высотках не обходилось.

АЦ-40 (130)-63Б

фото: drive2.ru

Без малого – легенда! Автоцистерна АЦ-40 (130)-63Б. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной. Массовое производство началось в 1983 году.

фото: rudiecast.wordpress.com

Мощный автомобиль на базе военного Урал-375. Модель АВ-40 (375) Ц50А.

Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313

фото: ru.wikipedia.org

Пожарный аэродромный автомобиль. Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313. 1970-е.

International Harvester B120

фото: drive2.ru

International Harvester B120 – необычный автомобиль на службе пожарной охраны СССР. Примечателен тем, что был переоборудован шведской компанией Henrikssons Brandredskap на базе американского малотоннажного грузовика International Harvester B120.

УАЗ-469 для пожарных

фото: drive2.ru

УАЗ-469 для пожарных. Для каких целей только не применяли УАЗ. Перед вами внедорожник для использования в целях противопожарной безопасности. Вероятнее всего, использовался для патрулирования лесных массивов, обнаружения и тушения небольших очагов лесных пожаров.

Пожарная техника Российской Федерации

В современной России, условно говоря, было несколько этапов развития автомобильного парка для противопожарной эксплуатации. После развала СССР в стране парк автомобилей в основном состоял из морально устаревших машин прошлого периода. Постепенно парк, особенно в крупных городах, начал пополняться современными отечественными и зарубежными грузовиками и легковыми автомобилями, включая спецвариации (например, автомобилями с выдвижными лестницами).

Автомобили расположены не в хронологическом порядке заступления на службу.

АЛ-50 на базе КамАЗ-53229

фото: vitalykuzmin.net

АЛ-50 построена на базе КамАЗ-53229. Лестница выдвигается на высоту до 50 метров и под углом от 4 до 73 градусов. Лестницу можно использовать в качестве крана, ее грузоподъемность составляет до 2 тонн.

Мобильный пункт управления на базе КамАЗ

фото: mchs.gov.ru

Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ)

Сегодня особое внимание уделяется управлению процессом пожаротушения. Многофункциональные комплексы – это узел связи и рабочее место руководителя оперативной группы

Принят в эксплуатацию в 2010 году.

Обратите внимание на Land Rover рядом. Это автомобиль сопровождения с оборудованными в нем рабочими местами операторов

Характеристики

Технически пожарные автоцистерны представляют собой автомобили на базовом грузовом шасси, дополненные насосом, емкостями для хранения ОТВ и средствами для их подачи. В качестве огнетушащих веществ они используют воду и пенообразователь. Автомобили категории АЦ выполняют следующие функции:

  1. Автономное тушение с использованием запаса воды собственного бака. В данном случае функции ограничиваются емкостью цистерны.
  2. Тушение посредством подключения к гидранту. Насос, установленный на автомобиле, усиливает напор воды при подаче ее к очагу возгорания.
  3. Забор воды из открытого водоема в условиях полного отсутствия или сниженной производительности водоснабжения с целью обеспечения ПА необходимым напором.

Автоцистерны разрабатываются на базе грузовых шасси. Пожарная надстройка размещается в кузовной части. Она включает в себя водяную цистерну, бак для пенообразователя, насос с собственной трансмиссией, водопенную коммуникацию и привод управления всеми механизмами. Независимо от базового шасси комплектация надстроек всегда одинакова. Различие между автоцистернами состоит во вместимости баков и производительности насосов.

Условно все автомобили типа АЦ делятся на три класса:

  • легкие с цистерной до 2 м3;
  • средние вместимостью от 2 м3 до 4 м3;
  • тяжелые, рассчитанные на объем воды более 4 м3.

Самыми распространенными считаются пожарные автоцистерны на шасси ГАЗ. Эти АЦ зарекомендовали себя как надежные и незатратные в обслуживании автомобили, эксплуатируемые во всех регионах страны.

Новые автомобили

За основу взяли грузоподъемность шасси и параметрические данные самих автомобилей. От первого пункта зависит использование колесной формулы как определяющего фактора проходимости машины и удельная мощность автомобиля. Параметрические данные машины определяют тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности этого вида техники. Ключевыми пунктами при разработке ПА являются:

  • объем цистерны для воды;
  • объем пенобака;
  • вместимость бака для порошка;
  • вместимость бака для огнетушащего газа;
  • производительность насоса;
  • расход лафетных стволов;
  • мощность электрогенератора;
  • длина рукавных линий;
  • высота подъема стрелы;
  • количество мест боевого расчета;
  • возможность оборудования дополнительными системами безопасности.

В начале 2000-х была принята концепция типажа новейших пожарных автомобилей, которая ограничила число базовых моделей и сделала акцент на модификациях с расширением функциональности. Перед разработчиками поставили задачи:

  • модернизация имеющихся на вооружении МЧС ПА;
  • создание новых моделей машин;
  • разработка пожарных прицепов с надстройкой, благодаря которым расширялись тактические возможности основного транспортного средства;
  • модернизация базовых шасси.

Отдельно машиностроители получили заказ на создание новых пожарных автомобилей под конкретные условия эксплуатации. Первоочередной задачей была техника для северных регионов, для тушения крупных пожаров, создание комплекса природоохранного назначения.

С каждым годом менялась база для реализации принятой концепции. В 2005 за основу был взят блочно-модульный принцип конструирования ПА. Результатом стало появление новых специальных пожарных автомобилей, однако уже через год после реорганизации ГПС остро стал вопрос о полной модернизации автопарка. Актуальными стали машины, дифференцированные по классам: легкий, средний и тяжелый. Анализ структуры системы противопожарной охраны за рубежом показал необходимость оснащения ПА средствами индивидуальной защиты личного состава, приборами для контроля среды и проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний с целью предотвращения катастроф.

Согласно статистическим данным, в начале 2000-х годов потребность службы пожарной охраны в ПА общего применения составляла 75%. Из них на первом месте стояли автоцистерны (85%).

В последние годы в производстве пожарной техники наметился явный прогресс. Растет число инновационных решений, появляются принципиально новые машины. В лидеры по производству шасси для новейших пожарных автомобилей вышли три компании: IVECO-AMT, УРАЛ и КАМАЗ, и все это техника нового поколения. Цена на машины при этом по сравнению с аналогичными моделями зарубежного производства остается на порядок ниже. В процессе производства акцент делается на улучшении дизайна и повышении безопасности ПА. Была переработана конструкция надстроек, стали использовать устойчивые к коррозии материалы. Инновационные технологии применили и при проектировании установок для тушения пожаров.

Виды дополнительных трансмиссий

Пожарные автомобили работают с четырьмя видами дополнительных трансмиссий:

  • механическая;
  • гидравлическая;
  • электрическая;
  • комбинированного типа.

Преимущество в большинстве случаях остается именно за механической разновидностью. Она включает в себя КОМ, карданные валы, опоры и систему управления.

Основными параметрами для дополнительного оборудования ПА являются передаточное число, коэффициент полезного действия и крутящий момент. Схема дополнительной трансмиссии зависит от размещения насосных агрегатов и специфики базового шасси. В основных ПА насосы ставятся посередине или сзади. Преимущество остается за срединным размещением, так как оно дает укороченные водопенные коммуникации, отсутствие необходимости использования управления сцеплением, менее длинные карданные валы,  низкое расположение цистерны для воды.

Разработано три типа размещения.

1 – мотор, 2 – сцепление, 3 – КОМ, 4 – карданный вал, 5 – опоры, 6 – насос, 7 – коробка перемены передач, 8 – раздаточная коробка, 9 – промежуточный вал.

К первому типу относятся рисунки «А» и «Б». Именно они используются при компоновке большинства ПА. Размещение насоса у них может быть как срединное, так и заднее. При срединном размещении крутящий момент на вал пожарного насоса последовательно передается от двигателя через сцепление, КПП, КОМ и карданную передачу. При заднем – система предусматривает две промежуточные опоры и один промежуточный вал.

Второй вариант, представленный схемой «В», используется на автоцистернах, разработанных на базе АМО-ЗИЛ. Энергия поступает от мотора к сцеплению, КПП и КОМ, размещенном на раздаточной коробке. Затем идет на карданный вал и вал насоса. Третья схема («Г») используется на пожарных машинах повышенной проходимости с колесной формулой 4×4.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий