Пожарный газодымозащитный автомобиль

История пожарных автомобилей в России

Автомобиль производства общества «Г. А. Леснер», 1904 год

Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40».

В 1890-х годах обер-полицмейстер г. Москвы Власовский А. А. изобрел свето-звуковую сигнализацию (прообраз будущих проблесковых маячков) на пожарных обозах. В ночное время все пожарные экипажи ездили с пылающими факелами в ведрах с керосином, подвешенных на палках, что производило сильнейшее впечатление на горожан. Также его авторству принадлежит идея звуков из сигнальных рожков при проезде обоза для предупреждения экипажей и пешеходов, как и звуковые команды распроряжавшегося тушением бранд-майора или самого обер-полицмейстера, при которых выезжали два верховых горниста.

Пожарный автомобиль «Фрезе», 1904 год

После революции в России осталось около десятка действующих пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки. Имелись также автобочки, доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2—3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара. В настоящее время существует автомобиль первой помощи АПП-1,8-10 (Валдай-33104)-87ВР, у которого подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом.

В период 1926—1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов. Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15. Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720—940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек.

Пожарный автомобиль ПМЗ-8 1940-х годов

Пожарный автомобиль ГАЗ-51

Пожарный автомобиль ГАЗ-53

Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения места тушения ночного пожара, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрогенератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей электрической подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали на базе автобуса ЗИС-8. Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью по 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек электрокабеля длиной по 50 метров в каждой размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.

Типовое оснащение

От пожарных автомобилей АПС взяли цистерну, пенобак и насосную установку. В базовый набор спасательного оборудования входит пожарная веревка, трехколенная лестница, натяжное полотно, огнетушащее покрывало, канатно-спусковое устройство. Комплект аварийно-спасательного оборудования включает ножовку, лом, кувалду, топор, лопату, крюки, ручной гидравлический инструмент. Дополнительно АПС комплектуется электросиловым оборудованием, в которое входит переносной генератор, катушка с кабелем, стационарный и переносной прожекторы, фонарь.

В комплект средств индивидуальной защиты включено: респиратор, дыхательный аппарат, теплоотражательный костюм, комплект для работы с проводами под напряжением. Для оказания первой медицинской помощи предусмотрена аптечка, рассчитанная на 50 человек, стандартная аптечка для ТС, а также носилки и одеяло.

Среди обязательного оборудования – комплект для проведения химической и радиационной разведки, в который входит дозиметр, измеритель мощности радиоактивности, газоанализатор. Дополнительно АПС оборудуют средствами связи: радиостанцией и сигнальной акустической установкой.

Пожарная техника и ее виды

Понятие включает в себя различные средства ликвидации огня, ограничения его распространения, защиты людей, вещей. Сюда относят: огнетушители, средства связи, установки пожаротушения, машины, другую спецтехнику.

Перед тем, как начать маневры по устранению пожара, проводится разведка, вскрытие конструкций, эвакуация людей, удаление из здания продуктов горения. Для этого используют специальную технику.

К основным видам пожарного оборудования относят:

  1. Огнетушители. Среди достоинств: доступность, мобильность, эффективность, простота в использовании, обслуживании. Существует большое количество моделей, каждая из которых подходит для конкретного случая. Ними оснащают учебные заведения, промышленные предприятия, складские, торговые помещения.
  2. Пожарный гидрант. Основное назначение – отбор воды из системы. Делится на наземный, подземный.
  3. Колонка КПА – предназначена для открытия, закрытия клапанов в гидранте.
  4. Пожарные рукава – доставляют воду или раствор пенообразователя к очагу горения. Для их производства используют брезент или специальную синтетическую ткань. Для повышения прочности применяются покрытия из резины, металлической оплетки или полимерного материала.
  5. Стволы предназначены для подачи воды. В зависимости от конфигурации, струя бывает сплошной, компактной или распыляющей.
  6. Арматура. Включает в себя клапаны, вентили, головки для соединения рукавов.
  7. Шкафы пожарные – предназначены для хранения средств тушения.
  8. Щиты используют для размещения предметов, которые могут понадобиться при ликвидации возгорания (ведра, лопаты, топор).

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Рано или поздно у Вас возникает острая потребность сесть за руль автомобиля и самостоятельно распорядиться возможностью добраться до пункта назначения. Конечно же, всегда приятно осознавать, что Вы независимы от подобных жизненных обстоятельств: никого не надо просить об услуге довезти Вас на работу, в магазин… да много есть мест, куда Вам необходимо доехать ни к кому не обращаясь с подобной просьбой (для кого-то и обременительной) или не вызывая такси. И вот пришло время, когда Вы решились научиться управлять автомобилем самостоятельно. В общих чертах Вы имеете общее представление, как следует это делать и возможно Вам даже позволяли «порулить» автомобилем. Но в итоге Вам настоятельно порекомендовали учиться водительскому мастерству в хорошей автошколе. Выбор автошколы — дело весьма ответственное. Можно выбрать автошколу методом «научного тыка»: попробовать поучиться недельку в одной автошколе, недельку в другой, а потом решить в какой же автошколе преподаватели смогут дать максимум теоретических знаний и практических навыков. Но есть и другой способ: нужно отправиться в ООО «ПРИОРИТЕТ», и лично убедиться, что в автошколе работают доброжелательные, высокопрофессиональные инструкторы и преподаватели. Здесь преподаватели и инструкторы не только прошли специальное обучение и получили свидетельства, разрешающие преподавательскую деятельность, но и регулярно проходят курсы повышения квалификации

В городе Гагарин только автошкола «ПРИОРИТЕТ» обладает новым профессиональным компьютерным классом, полностью отвечающим требованиям РЭО ГИБДД, а также одной из лучших площадок для первоначального обучения вождению автомобиля, что немаловажно для формирования будущего водителя транспортных средств. Именно в этой автошколе без каких-либо оговорок Вам предоставят полный курс практических занятий на учебных автомобилях – 56 часов, на автомобиле с механической трансмиссией или 55 часов на автомобиле с автоматической трансмиссией, а также дополнительные практические занятия по желанию учащегося

Во время обучения водительскому мастерству по городу Гагарин, ученики, впервые оказавшиеся в гуще автомобильного движения, начинают теряться. Но инструктор комментирует каждую дорожную ситуацию, помогает правильно применять полученные теоретические знания по Правилам дорожного движения, а это значит, что в скором будущем управляя личным автомобилем, Вы сможете безошибочно решать любые сложные задачи на автодорогах.

Случается, что сильное волнение мешает учащемуся сдать экзамен с первого раза. В этом случае автошкола не бросает своих учеников, потому что они «окончили курс обучения», а всегда предоставляет возможность перед повторным экзаменом дополнительно попрактиковаться на учебном автомобиле и никогда не берёт дополнительную плату во время повторной пересдачи практического экзамена.

Вы, вероятно, обращали внимание на учебные автомобили с логотипом автошколы. Наш автопарк располагает автомобилями отечественного производства (ВАЗ 2107, 2113, 2114, 2115, Рено-Логан с механической и автоматической трансмиссией), все они специально оборудованы для обучения вождению, а техническое состояние всех автомобилей отличное

Поэтому обучение вождению будет максимально комфортным!

С началом мотосезона автошкола предоставляет возможность обучиться вождению на мотоцикле. Вам предоставят для практических занятий мотоцикл Stels Flame 200 под руководством опытного инструктора по вождению. Вам предоставится возможность в полном объёме изучить теоретический курс подготовки водителей транспортных средств категории «А», научиться безопасно управлять мотоциклом и успешно сдать квалификационные экзамены в РЭО ГИБДД, став полноправным участником дорожного движения.

Автошкола «ПРИОРИТЕТ» по праву занимает ведущее место среди автошкол города Гагарин и заслуженно пользуется любовью и уважением учащихся, которые стали хорошими водителями автомобилей или ещё проходят обучение. Не верите? Приходите в автошколу «ПРИОРИТЕТ» и лично убедитесь, что всё это – правда.

Пожарная техника и ее виды

Понятие включает в себя различные средства ликвидации огня, ограничения его распространения, защиты людей, вещей. Сюда относят: огнетушители, средства связи, установки пожаротушения, машины, другую спецтехнику.

Перед тем, как начать маневры по устранению пожара, проводится разведка, вскрытие конструкций, эвакуация людей, удаление из здания продуктов горения. Для этого используют специальную технику.

К основным видам пожарного оборудования относят:

  1. Огнетушители. Среди достоинств: доступность, мобильность, эффективность, простота в использовании, обслуживании. Существует большое количество моделей, каждая из которых подходит для конкретного случая. Ними оснащают учебные заведения, промышленные предприятия, складские, торговые помещения.
  2. Пожарный гидрант. Основное назначение – отбор воды из системы. Делится на наземный, подземный.
  3. Колонка КПА – предназначена для открытия, закрытия клапанов в гидранте.
  4. Пожарные рукава – доставляют воду или раствор пенообразователя к очагу горения. Для их производства используют брезент или специальную синтетическую ткань. Для повышения прочности применяются покрытия из резины, металлической оплетки или полимерного материала.
  5. Стволы предназначены для подачи воды. В зависимости от конфигурации, струя бывает сплошной, компактной или распыляющей.
  6. Арматура. Включает в себя клапаны, вентили, головки для соединения рукавов.
  7. Шкафы пожарные – предназначены для хранения средств тушения.
  8. Щиты используют для размещения предметов, которые могут понадобиться при ликвидации возгорания (ведра, лопаты, топор).

Порядок содержания машин в пожарных депо

Содержание и условия размещения машин в депо ГПС регламентированы ГОСТом 12.4.009, НПБ 101-95, а также внутренним Наставлением по технической службе ГПС. Чтобы автомобили были всегда на боевой изготовке, температура воздуха в помещении не должна быть ниже +12°С. Места стоянки машин оборудуют аварийным освещением, запитанным от двух независимых источников. В зимний период с увеличением времени дежурства автомобилей на территории предприятий оборудуют дополнительный водоисточник для заправки автоцистерн с поддержанием температуры жидкости на уровне +25…+30°С.

Горюче-смазочные и эксплуатационные материалы подбираются в зависимости от типа автомобилей, стоящих на балансе ГПС, и должны отвечать пунктам Наставления по техслужбе и нормативно-правовым актам, в которых определены нормы расхода топлива.

В обязанности ответственных за содержание ПА входит:

  • поддержание исправного состояния техники;
  • заправка машин горюче-смазочными материалами и горючим;
  • комплектация ПТВ, инструментом и СИЗОД.

При получении на баланс новых автомобилей каждая машина обязана пройти обкатку. Обязательный этап содержания новых пожарных машин после обкатки – ТО шасси и спецоборудования. Далее приказом руководителя подразделения автомобиль ставится на боевое дежурство и закрепляется за водителем.

Содержание автомобилей в течение всего срока эксплуатации предполагает регулярное прохождение техосмотра:

  • ежедневно при заступлении караула на смену;
  • при пожаре, дежурстве на предприятии;
  • по возвращении с пожара, дежурства;
  • после 1000 км пробега;
  • регламентные ТО-1 и ТО-2 в зависимости от рекомендаций производителя;
  • сезонное ТО.

На предприятии обязательно должен быть организован пост ТО, который включает в себя мастерскую, кабинет безопасности движения, смотровую канаву, кладовую, пункт заправки, склад ГСМ.

Частью содержания пожарных автомобилей является проведение ремонта. Он положен после определенного километража, а также в случае необходимости. Ремонту узлов и агрегатов предшествует диагностика их состояния. Капитальный и средний ремонт проводится по результатам оценки ПА комиссией. График плановых ремонтов разрабатывает отдел пожарной техники ГПС и согласовывает его с администрацией предприятия. План-график составляется за месяц до начала года.

Категория гаражей по взрывопожарной и пожарной опасности

Функциональная пожарная опасность здания или сооружения, а в нашем случае гаража влияет на список мероприятий которые необходимо выполнять.

Рассмотрим следующие типы гаражей:

1. Индивидуальные отдельно стоящие гаражи;

2. Частные гаражи находящиеся в общих кооперативах;

3. Подземные гаражные комплексы;

4. Гаражные боксы.

Уделим каждому из видов внимание и разберемся к какому классу функциональной пожарной опасности они относятся. Итак, первый вид гаражей относятся к частным владениям как правило расположенных на своей земле

Такой вид как правило не подлежит классификации на предмет взрывоопасности, если не используется для нужд СТО

Итак, первый вид гаражей относятся к частным владениям как правило расположенных на своей земле. Такой вид как правило не подлежит классификации на предмет взрывоопасности, если не используется для нужд СТО.

Второй случай подразумевает проведение расчетов по пожароопасности, для проведения расчетов здание приравнивается к категории Ф 5.2. – складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещения.

Третий случай подземные паркинги – классификация помещений в случае большого скопления автотранспортных средств осуществляется по принципу исключения и проверки соответствия от наиболее опасной категории А до Д. Обычно, парковки в супермаркетах, торговых центрах и т. д. классифицируются как В-1, В-2. Автоматическая установка пожаротушения в данном типе гаражей обязательна. Помимо этого, на каждом ярусе устанавливаются пожарные щиты со средствами индивидуальной защиты и пожаротушения.

Четвертый – гаражные боксы. Требования ПБ к гаражу предприятия зависит от типа используемого топлива и установленной степени взрыво и пожароопасности. Руководителем обязательно назначается ответственный за пожарную безопасность. В его обязанности входит проведение регулярного инструктажа относительно необходимых мер пожаротушения. Обустройство производственного гаража средствами пожаротушения принимается из расчета категории опасности. В зависимости от аттестации здания устанавливают АПС или систему тушения механического типа с ручным приводом.

Пожарная безопасность в гараже.Пожарная безопасность в гараже.

Обзор пожарной машины КАМАЗ Hiromax (+фото)

Сегодня в нашем материале — обзор пожарной машины КАМАЗ-43502 с уникальной системой пожаротушения водяным туманом Hiromax.

Пожарная машина на шасси КАМАЗ-43502 предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, огнетушащих средств и подачи в зону горения воды, водяного тумана (тонкораспыленной воды) или воздушно-механической пены, сообщает Avtospravochnaya.com. Применяется как самостоятельная боевая единица при тушении пожаров в населенных пунктах, производственных объектах и лесных зонах. Забор воды может осуществляться из цистерны, открытого водоема или от гидранта водопроводной сети.

Шасси КАМАЗ-43502 имеет колесную формулу 4х4 — полный привод позволяет добраться до цели даже по полному бездорожью. Автомобиль оснащен двухрядной кабиной и рассчитан на пожарный расчет из 7 человек, включая водителя (3 кресла спереди, 4 сзади). Рабочее место водителя ничем особым не отличается от стандартного КАМАЗа — все просто и функционально. Второй ряд кабины выполнен из стеклопластика и имеет собственные двери. Сиденья выполнены с креплениями для дыхательных устройств.

На шасси установлена уникальная система пожаротушения швейцарской фирмы Hiromax. Ее главное отличие от стандартных систем — для тушения используется не вода, а водяной туман. На очаг возгорания под давлением подается смесь воздуха и мельчайших капель воды. Именно поэтому это выглядит как водяной туман. Суммарно эти мелкие капли воды обладают огромной площадью и эффективно тушат любые возгорания. При этом, поток воздуха под давлением позволяет воде проникнуть во все полости горящего объекта — капли даже не успевают пролиться на землю. По сравнению с традиционными методами тушения, система Hiromax в несколько раз эффективнее гасит возгорание, при этом воды расходуется гораздо меньше и автомобиль способен дольше выполнять свои функции. Кроме того, в воду можно добавить подходящий раствор или пену, что позволит тушить горящие нефтепродукты и другие горючие материалы. Система способна выдавать до 600 литров водяного тумана в минуту. Это позволяет работать одновременно 6-ю стволами с подачей 100 литров в минуту. Дальность подачи тумана — до 40 метров.

Еще одно отличие системы — водяной туман имеет свойства дымоудаления, то есть гасит не только огонь, но и поглощает дым

Это особенно важно в закрытых пространствах — туннелях, зданиях и т.д

Основными элементами системы являются:

  • цистерна для воды объемом 3 000 литров
  • бак на 200 литров пены
  • насос (производительность 40 литров в секунду)
  • компрессор для подачи сжатого воздуха

В центре шасси установлены цистерна для воды и бак для пены, а вокруг них — отсеки с пожарным оборудованием. Отсеки открываются при помощи подъемных створок, которые расположены по бокам и сзади автомобиля. При подъеме створок автоматически включается яркая светодиодная подсветка. А нижние секции отсеков откидываются и образуют удобную ступеньку.

Помимо системы тушения водяным туманом, автомобиль оснащен и традиционными рукавами для тушения обычной водой. В кузове предусмотрены множество различных рукавов, шлангов и насадок к ним — для подачи воды под напором, создания вертикальной водяной завесы и т.д. Развернутый шланг можно намотать на барабан при помощи электропривода — для этого есть специальная выносная педаль.

Помимо современных систем, есть здесь и традиционные инструменты — лопата, багор, топор, диэлектрические ножницы (для обрезки проводов под напряжением).

На крыше автомобиля установлен пожарный ствол, управляется он дистанционно, при помощи джойстика. Также наверху есть раскладная и штурмовая лестницы.

Автомобиль позволяет заправляться водой несколькими способами:

  • заливать сверху в цистерну
  • закачивать воду из пожарного гидранта
  • закачивать воду из открытых водоемов

Причем, для заправки водой из открытых водоемов достаточно глубины только для погружения водозаборника. То есть, воду можно заправить чуть ли не из лужи.

В общем, вот такая уникальная пожарная машина. По словам членов пожарного расчет, которые каждый день работают на ней, машина очень удобная. Вся конструкция продумана до мелочей, органы управления и оборудование всегда под рукой, причем практически любое действие можно совершить буквально одной рукой — необходимы минимальные усилия.

Другие статьи:

  • КАМАЗ-Арктика: раскрыты технические характеристики — 26/04/2018
  • Рестайлинг КАМАЗ 2018: первый обзор (+фото) — 25/04/2018
  • Тест-драйв Toyota Camry 2018 — 25/04/2018
  • Тест-драйв Jaguar E-Pace (+фото) — 15/04/2018

Модели пожарных штабных автомобилей

Сегодня на вооружении ГПС состоят АШ-5 на базе шасси ГАЗ и УАЗ, которые производят на заводе «Варгаши», ПО Берег и ОАО «Пожтехника».

ГАЗ-2752

Штабной пожарный автомобиль с маркировкой АШ-5 на базе ГАЗ-2752 выпускает московское производственное объединение «Берег». Он, как и все машины этого типа, используется для доставки к месту пожара личного состава для обеспечения штабной работы в зоне ЧС.

Двигатель Карбюраторного типа
Мощность мотора, кВт/л.с. 73/100
Колесная формула 4×4
Количество мест 1+5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Пожарно-техническое вооружение располагается в заднем отсеке. В комплект входит электрооборудование.

ГАЗ-27057

Разработкой этого АШ занимается ОАО «Пожтехника» из г. Торжок Тверской области. Конструктивно эта модель мало отличается от машин АШ-5 (2752), при этом считается более тяговитой по сравнению с ними.

Функциональность машины определена ее типом.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 110
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Он выполняет задачи по доставке личного состава к месту пожара, организации радиосвязи в УКВ диапазоне с дальностью действия 20 км при использовании мобильной радиостанции и до 3 км с переносной. Оборудование этого автомобиля позволяет подавать звуковые и световые сигналы на расстоянии до 500 м.  За счет комплектации фарами-прожекторами и ручными аккумуляторными фонарями возможно полное освещение места ЧС.

ГАЗ-3221

Производством штабных пожарных автомобилей на базе ГАЗ-3221 занимается завод «Варгаши». Для них используют легковое или полугрузовое шасси.

Эти машины подходят для эксплуатации при температуре от -40 до +40°С.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 72
Колесная формула 4×2
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2380*2500

В комплект входит три дыхательных аппарата, четыре комплекта одежды пожарного, четыре каски, четыре радиостанции, фонарь ФОС-3-5/6 и штабной стол.

УАЗ-3163

Базовым шасси этого АШ-5 стал УАЗ-3163 «Патриот» с колесной формулой 4×4. По комплектации он сходен с ГАЗ-3221, при этом отличается более компактными габаритами и повышенной маневренностью.

Двигатель Инжекторный бензиновый
Мощность мотора, кВт/л.с. 94.1/128
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 2670
Габариты (д*ш*в), мм 4647*2080*2200

Тактико-технические характеристики АПП

Самыми распространенными автомобилями первой помощи считаются машины, разработанные на базе ГАЗ и IVECO.

ГАЗ-330273

Салон этого автомобиля рассчитан на БР из пяти человек, включая водителя. Он сделан единой конструкцией с возможностью размещения внутри двух рядов сидений и средств радиосвязи. Кабина оборудована установкой для поддержания температуры не ниже 15°С.

Кузов в этой модели панельно-каркасного типа, установлен на лонжеронах и не соединен с кабиной. С обеих сторон оборудован дверями, что обеспечивает свободный доступ к ПТВ. Для безопасности двери имеют самосрабатывающие запорные устройства от случайного опускания шторок во время работы на пожаре. Для герметичности и предупреждения попадания внутрь отсеков пыли и атмосферных осадков по периметру дверей проложен уплотнитель. Сами же отсеки имеют сливы для остатков воды и конденсата. Крыша используется в качестве рабочей площадки и имеет заградительный бортик по всему периметру.

Основные части кузова распределены по раме таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на ось и сохранить базовые технические показатели шасси. Нагрузка на основную ось при этом не превышает 25% от полной массы.

Цистерна для воды сделана из углеродистой стали и рассчитана на перевозку не менее 300 литров. Пенобак цилиндрической формы сделан из нержавеющей стали без применения каркасной технологии, его вместимость – 0.03 м3. В качестве базовой установки пожаротушения используется УПТВ-300.

ГАЗ-2705

Этот АПП используется для выезда на пожары в городской черте с целью проведения операций на начальных стадиях возгорания. Рассчитан на экипаж из шести человек, включая водителя. Особенностью конструкции считается расположение мотонасоса в кабине БР. Это предупреждает промерзание оборудования и позволяет запускать его во время движения автомобиля.

Кузов цельнометаллический  с распашными дверями (не менее 150°) для свободного доступа к ПТВ. В комплект входит насосная установка высокого давления со стационарным стволом-распылителем, набор гидравлического аварийно-спасательного инструмента, режущий инструмент, осветительное оборудование и средства спасения с высоты.

Современные АПП на ГАЗ2705 оборудованы цистерной для воды, рассчитанной на 500 литров, и пенобаком на 0.03 м3. Мотопомпа с базовым стволом-распылителем дает струю не менее 50 м. Номинальная мощность насоса – 1.5-2 л/с. В качестве базового оборудования используется насос МНПВ-90/300. Как правило, колесная формула таких машин – 4×2, хотя есть и полноприводные версии.

ГАЗЕЛЬ NEXT

На сегодняшний день это один из самых востребованных автомобилей типа АПП. Его плюс – неприхотливость в обслуживании и высокая маневренность в условиях ограниченного пространства.

В зависимости от комплектации кузов делают либо цельносварным, либо отдельно установленным на лонжероны. Кабина БР рассчитана на шесть человек вместе с водителем. Переоборудованием базового шасси занимается завод «Варгаши». Для пожарной службы такие автомобили выпускают с колесной формулой 4×2.

Вместимость цистерны для воды у них 1.5 м3, а пенобака – 50 литров, что значительно превосходит параметры других малогабаритных АПП. Производительность насоса составляет 0.5 л/с. Сама же насосная установка стандартная – УПТВ-300.

IVECO Daily

Среди АПП не последнее место занимает автомобиль на шасси IVECO. Он относится L-классу. Использование облегченных материалов позволило снизить общую нагрузку на шасси и сохранить его скоростные характеристики. Пожарная надстройка представляет собой алюминиевый каркас, закрытый алюминиевыми листами без сварки. Дверцы отсеков для ПТВ шторного типа. Цистерна для воды и бак для пенообразователя пластиковые. Их объем – 500 и 50 литров соответственно.

В качестве насосной установки поставлена мотопомпа JOHSTADT ZL1500, производительностью 25 л/с. Длина напорных рукавных линий – 160 метров. Она установлена на выдвижной полке. Кабина рассчитана на 3 человека.

Колесная формула этой модели – 4×2 без возможности перехода в полный привод. Максимальная скорость – 110 км/ч. Снаряженная масса – 4600 кг.

Описание

Система противопожарной защиты зависит от того, к какому классу относится аэропорт. Объекты гражданской авиации подразделяются на 9 категорий, и именно от них зависит количество и вид аэродромных пожарных автомобилей, стоящих на дежурстве. Как минимум, на базе объекта авиации должна быть одна пожарная машина с запасом ОТВ не менее 8 тонн. Если аэропорт относится к 9-й категории, то минимальный расчет таких ПА – 2 штуки. Авиаобъекты 1-4 категории предполагают дополнительное размещение 1-3 машин емкостью более 8 тонн.

Основное требование, которое ставится к аэродромным пожарным автомобилям – скорость подачи воды и огнетушащих средств из расчета 6-220 л/с. Этот показатель также зависит от категории объекта, где несет дежурство машина.

Аэродромные пожарные автомобили относятся к машинам целевого применения. Они оборудованы техническими средствами эвакуации людей и подавления огня на взлетных полосах с целью предупреждения развития масштабного бедствия. Машины класса АА делятся на две группы:

  1. Стартовые, которые несут дежурство вблизи взлетных полос. Они всегда находятся в состоянии боевой готовности. Именно поэтому при конструировании таких ПА обязательным условием является наличие подогревающего устройства цистерны, пенобака и насоса. Кроме основного резервуара с ОТВ машины дополнительно оборудуют переносными средствами пожаротушения, порошковыми огнетушителями и углекислотными установками объемом не менее 50 кг. Назначение стартовых пожарных аэродромных автомобилей – тушение огня до прибытия основных сил. Как правило, базируются они на шасси средней грузоподъемности. В качестве основных ОТВ в них используется воздушно-механическая пена, углекислота, хладон, бромистый этил.
  2. Основные ПАА, находящиеся в расположении пожарной части. Они предназначены для тушения уже развившихся пожаров. Такие машины базируются на тяжелых шасси высокой проходимости.

Постоянная боеготовность ПАА обусловлена тем, что при пожарах на авиаобъектах нет четкого преимущества одного вида возгораний над другим. 30% всех аварий происходит на ВПП, еще 30% – вне полосы, а еще 16% за пределами аэродрома. Согласно международным нормативам, на боевое развертывание машин службы спасения должно уходить не более 3 минут. Правилами международной организации гражданской авиации прописаны требования к машинам: это должны быть транспортные средства, развивающие скорость более 100 км/ч и дающие разгон до 80 км/ч за 40-45 секунд.

Работа в зоне ВПП предполагает использование полноприводных автомобилей с колесной формулой 6×6 или 8×8. Средняя численность боевого расчета – 3-4 человека, что обусловлено узким диапазоном работ.

Часто при пожарах на ВПП возникает потребность в покрытии полотна плотным слоем пены. Делают это из следующих соображений:

  • с целью уменьшения повреждения фюзеляжа и последующего возгорания крылатой машины из-за снижения сил торможения во время скольжения по пене;
  • во избежание воспламенения авиатоплива за счет гашения паров;
  • для гашения искр, образующихся во время торможения.

Для подачи ОТВ управляющая арматура дополняется пневмо- или гидроэлектроприводом. Из пожарных насосов чаще всего используют модели ПН-40УВ и ПН-60Б.

Выводы

АПП плохо подходят для тушения объемных возгораний на больших площадях. Тем не менее на пожарах в частном секторе, на дорогах и в жилых домах им нет равных. АПП оперативно прибывает на место происшествия, что способствует более быстрой борьбе с огнем и спасению человеческих жизней.

АНР могут быть задействованы на всех пожарах, недалеко от которых есть водоем или водопровод. По своим характеристикам насосные машины наиболее подходят для тушения лесных возгораний. При наличии источника воды могут использоваться и на степных пожарах, возгораниях горных выделок

Стоит остановить свое внимание на АР-2- пожарный автомобиль, без которого сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний

Автомобиль первой помощи АПП-1,0-20(С41R)Автомобиль первой помощи АПП-1,0-20(С41R)
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий