Беспилотные летательные аппараты мчс россии: виды и классификация

[править] СССР/Россия

В Советском Союзе БПЛА начали проектироваться в 1957 году КБ имени Туполева. Первым проектом стал БПЛА Ту 121, со взлетной массой 35 т, с проектной максимальной скоростью до 2700 км/ч на высоте 22000 м и дальностью до 4000 км. Самолёт должен был входить в автономный мобильный комплекс, который состоял бы из нескольких таких самолётов и средств наземного базирования, которые бы автономно могли передвигаться на расстояние до 500 км. Для этого пришлось решать ряд нехарактерных для авиационного КБ проблем по производству наземного оборудования, а также необычных технических решений в связи с отсутствием пилота, позволивших применять особые конструкции корпуса, воздухозаборников, двигателей. Работы по данному проекту были завершены в 1960 году, и наработки проекта легли в основу создания одиночного дальнего беспилотного самолета-разведчика «Ястреб» ДБР-1. К 1964 году испытания БПЛА были завершены и в 1965 году запущено серийное производство. «Ястреб» развивал максимальную скорость в 2700 км/ч, практическая дальность составила около 4000 км а высота полета 19-22 км. К 1972 году были выпущены новые оперативно-тактические комплексы БПЛА разведки «Рейс» и «Стриж». Комплекс «Рейс» в начале 1980-х был глубоко модернизирован до «Рейс-Д». В России КБ «Туполев» на 2010 год заявляло о разработке проекта БПЛА Ту 300 с массой до 1 тонны, скоростью до 950 км/ч, возможностью полезной нагрузки до 1 тонны, в рамках производства разведывательно-ударного комплекса средней дальности.

На данный момент в России эксплатируются, производятся и испытываются около 40-ка БПЛА различных моделей и модификаций и назначения: для целеуказания ракетного комплекса Искандер, воздушного наблюдения и разведки, морского наблюдения, ударного назначения, бесшумного наблюдения, дистанционного зондирования, ложные мишени. Несмотря на то, что СССР был мировым лидером в производстве и конструировании БПЛА в 80-е годы 20-го века, на 10-е годы 21 века, несмотря на опытные образцы превосходящие любые мировые аналоги, Россия отстаёт в применении и серийному производству БПЛА (находится на 5-ом месте в мире) и закупает некоторое их количество у Израиля и собирается производить их совместно.

«Всё было сделано правильно»

Как говорят эксперты, «Орион» («изделие 90») является многофункциональным беспилотным комплексом, способным выполнять широкий круг задач, включая удары по наземным объектам. По международной классификации российский БПЛА относится к типу средневысотных дронов большой продолжительности полёта или MALE (Medium-altitude long-endurance).

Опыт зарубежных государств (прежде всего, США и Израиля) демонстрирует эффективность применения таких беспилотников в локальных конфликтах. Также аппараты класса MALE представляют собой технологическую основу для создания более тяжёлых и крупных «родственников», поясняют специалисты. 

  • Демонстрационный образец «Ориона» на МАКС-2019
  • RT

Разработка «Ориона» стартовала в 2011 году под шифром «Иноходец». Испытания комплекса начались в 2016 году в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова (Жуковский). По состоянию на конец 2019 года они находились на завершающем этапе. Петербургское предприятие планирует выпускать по 30 аппаратов в год. 

Высота полёта «Ориона» — 7,5 км, крейсерская скорость — 200 км/ч, масса полезной нагрузки — 200 кг, продолжительность полёта — свыше 24 часов, размах крыла — 16 м. Планер БПЛА полностью изготовлен из композиционных материалов. Полёт аппарата осуществляется в автоматическом режиме на всех этапах.

Также по теме


«Нет ни у кого в мире»: как новейшая радиолокационная станция усилит возможности российских роботов и БПЛА

Для нужд российской армии создаётся малогабаритная многофункциональная программная радиолокационная станция (РЛС), сообщил начальник…

По информации разработчика, «Орион» оснащён оптико-электронной системой с телевизионным и инфракрасными каналами, цифровым аэрофотокомплексом высокого разрешения, радиолокационными средствами и аппаратурой пеленгации источников радиоизлучения. Программное обеспечение «Ориона» позволяет обрабатывать собранные данные, формирует для эксплуатанта различные отчёты и донесения.

«Авионика «Ориона» заслуживает отдельного внимания. С точки зрения математики и алгоритмов всё было сделано правильно. В процессе создания бортовых систем наши конструкторы столкнулись с большими проблемами из-за нехватки отечественной элементной базы. Однако, учитывая положительные отзывы военных, эти проблемы были успешно решены», — отметил Дьяконов.

По словам эксперта, в процессе реализации проекта «Орион» инженеры «Кронштадта» совместно с коллегами из других российских компаний разработали ряд ключевых технологических новшеств, не имевших аналогов в России. Так, помимо ликвидации дефицита микроэлектронной начинки, были созданы новые композитные материалы и агрегаты.

В частности, российские конструкторы нашли замену австрийскому поршневому двигателю Rotax 914, который считается одной из лучших силовых установок для аппаратов подобной размерности. На «Орионе» был установлен двигатель АПД-110/120 разработки компании «Агат» мощностью 120 л. с. и массой 105 кг. 

  • БПЛА «Орион» на лётных испытаниях

Дмитрий Дьяконов считает, что коллектив «Кронштадта» справился со всеми поставленными заказчиком задачами, создав современный беспилотник класса MALE. В октябре 2019 года за разработку «Ориона» Николай Долженков получил премию маршала Огаркова, которую вручает Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) лицам, внёсшим значимый вклад в укрепление обороноспособности РФ. 

«Благодаря «Ориону» Россия вступила в «элитный клуб» производителей беспилотных летательных комплексов класса MALE», — прокомментировал награждение директор ЦАСТ Руслан Пухов.  

В разговоре с RT эксперт рабочей группы национальной технологической инициативы «Аэронет» Эдуард Багдасарян предположил, что «Орион» может стать одним из самых массовых отечественных БПЛА «в среднем весовом классе». По его словам, в войсках беспилотник будет использоваться для разведки и нанесения ударов.

Гражданские беспилотные летательные аппараты

Однако, несмотря на развитие БПЛА в военной сфере, нельзя забывать и о гражданском применении данных аппаратов. Во-первых, подобных аппаратов с каждым годом появляется все больше и больше. Во-вторых, некоторые из аппаратов разработанных частными компаниями являются более развитыми в технологическом плане за счет своей узкой специализации и малых объемов производства, что позволяет инженерам более оперативно реагировать на изменение рынка потребителей.

Обзор Parrot AR.DroneОбзор Parrot AR.Drone

История развития гражданских дронов насчитывает гораздо меньше времени в отличие от своих военных предков, ведь первые гражданские беспилотники появились лишь в 2000 году и существенно отличались от своих предшественников, однако темпы развития этой отдельной ветви впечатляют гораздо сильнее. Уже сейчас в США законодатели серьезно обеспокоены, а в это время все чаще и чаще появляются стартапы, предлагающие производить не только крупные беспилотные самолеты, но и дроны для быта.

Amazon drone Prime Air

Несмотря на всю демократичность США и склонность к введению инноваций, правозащитники уверенны, затея Безоса в 2015 году потерпит фиаско. На данный момент Федеральное управление гражданской авиации США просто не пойдет на такой шаг как разрешение введение в эксплуатацию подобных транспортных дронов, а вероятное «да», возможно не ранее 2020 года. Кроме того, назвать дроны безопасными вряд ли можно. Случаи сбоя техники далеко не редкость, а когда на густонаселенную территорию падает тяжелый дрон у которого в наличии взрывоопасные батареи и острые винты, то подобная затея Amazon кажется менее интересной.

Amazon Testing Drone Delivery SystemAmazon Testing Drone Delivery System

Так или иначе, Джефф Безос не теряется оптимизма, ведь всего-лишь в 2007 году, в Нью-Йорке, мужчина, запустивший своего дрона возле Статуи Свободы был оштрафован на 10 тысяч долларов, однако подал ответный иск и выиграл дело, проторив тем самым дорогу всей гражданской беспилотной технике США. А стало быть, и у Amazon остается шанс на то, что бы отстоять свою идею, более того Конгресс уже принял резолюцию о расчистке авиапространства для коммерческого использования дронов с 2015 года. Но пока это лишь декларации о намерениях. К тому же нельзя исключать, что заявление Безоса не более чем маркетинговый ход, это объясняется тем, что Штатах у компании уже есть разветвленная сеть из 52 распределительных центров общей складской площадью 3,7 млн кв. м. Причем создавалась она с условием экономии за счет аренды земель вдали от городов, а потому так кардинально менять свою стратегию как минимум не выгодно с точки зрения бизнеса.

First controlled flight of the Harvard Robotic Bee (Robobee)First controlled flight of the Harvard Robotic Bee (Robobee)

А вот в Европе все далеко не так радужно. Помимо отсутствия правовой базы касательно данного вопроса, европейцы просто не могут позволить себе вкладываться в программу по развитию беспилотных летательных аппаратов не только для военных, но и тем более для гражданских целей. Как считают эксперты, по причине общеевропейского подхода к вопросу, существует вероятность того, что рынок смогут занять производители из развивающихся стран, будь то Китай, Турция или ЮАР.

Как отправить заявление?

Предоставить заявление в ФАВТ можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно или через курьерскую службу
  2. Почтовое отправление
  3. Портал Госуслуг
  4. Портала учёта БВС

По завершению процесса постановки на учёт, беспилотнику будет присвоен учётный номер.

Цитата: «Пункт 28 Правил. Учётный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном настоящими Правилами, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полётов».

Подытожим: После предоставления указанной выше информации о регистрируемом беспилотнике в Федеральное агентство воздушного транспорта, одним из доступных способов, устройству будет присвоен учётный номер, который должен будет находиться на борту БВС на время выполнения полётов.

Бланк заявления

Заявления о постановке БВС на учёт:

  • Заявление о постановке БВС на учёт (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
  • Заявление о постановке БВС на учёт (для юридического лица).
  • Заявление о постановке БВС на учёт (для индивидуального предпринимателя).

Рекомендательные требования к фото БВС.

Фотография БВС должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Размер БВС, изображенного на фото, должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции БВС. Ракурс съёмки, должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС, позволяющий провести его идентификацию.

Рой посылок

Что касается компактных дронов для доставки и мониторинга, то здесь все придется создавать с нуля. Площадки для маленьких дронов имеют стандартный размер «метр на метр». Максимум к ним нужна розетка или даже солнечная панель. Можно ставить на улице: на остановки общественного транспорта, на вендинговые автоматы, на постоматы, на крышах домов, причем не обязательно плоских. Цены на такие площадки «под ключ» начинаются от нескольких тысяч долларов за штуку.

Почему в России их до сих пор не создали в нужном количестве? Потому что нет успешного международного кейса, считает Олег Понфиленок. Он полагает, что российским инвесторам и так хватает рисков, связанных с геополитикой, и вряд ли они захотят добавлять к ним еще один риск – вкладывать в решение, которое в мире еще не пропилотировано.

Тем временем, такой пилот готовится. Основатель UVL Robotics Евгений Гранкин рассказал, что его компания реализует подобный проект для стран Персидского залива. В частности, по состоянию на конец 2020 года они работают над пилотом в Омане. В 2021 году будут установлены первые 20 юнитов в столице султаната Маскате.

Один юнит состоит из постомата, трех дронов и системы диспетчеризации. Фото — UVL Robotics

Постамат совмещен с посадочной площадкой, и здесь же происходит процесс замены батареи роботом-манипулятором. Этот элемент инфраструктуры UVL Robotics разработала с привлечением европейских партнеров.

Стартапу нет смысла делать все самостоятельно, тем более, когда на рынке уже есть готовые решения. Правильнее выступить агрегатором для кастомизированных ноу-хау. В финале – за три года пилотного проекта для Омана – будет поставлено 1000 юнитов, которые закроют большую часть страны, — говорит Евгений Гранкин.

Постамат совмещен с посадочной площадкой. Фото — UVL Robotics

Безопасность

В мире достаточно скептиков, готовых запретить полеты дронов из-за их опасности. Основная проблема, как они считают, в риске столкновений, падений и потери груза. Международные компании усиленно лоббируют внесение в законодательство своих стран поправок относительно использования БПЛА. Однако поправки вводятся для отдельных корпораций. Законодатели пока опасаются, что массовое распространение беспилотников грозит неконтролируемыми последствиями, и это не лишено оснований.

Относительно недавно в России заработала система учета беспилотников массой до 30 кг. Она формально является обязательной, но по факту в реестре значится около 25 тыс. БЛА. Проданы же были сотни тысяч дронов, то есть официально зарегистрирована едва ли десятая часть: за первые 6 месяцев 2020 года россияне приобрели 95 тыс. дронов, привел данные зам гендиректора «Геоскан» Андрей Грудев. — Неучтенные беспилотники представляют проблему, в том числе в плане привлечения к ответственности в случае нанесения ущерба третьим лицам. Кроме того, на данный момент даже возможность страхования полетов БЛА ограничена. А страховать сами дроны или перевозимый ими груз ни одна компания за разумные деньги не берется.

Сами производители коптеров пока отвлечены от глобальных вопросов и погружены в конкретные задачи пассивной и активной безопасности. Вопрос с пассивной системой безопасности решается с помощью парашюта. Если двигатель отказывает, дрон приземляется мягко и без последствий. Что касается активной системы безопасности, она реализуется при помощи радара, который дает возможность распознать препятствие и избежать столкновения. Эти две системы, например, будут использоваться в оманском кейсе UVL Robotics.

Есть точка зрения, что необходимо обеспечить возможность оператору в любой момент брать на себя управления дроном.

Если построить такую систему на базе сетей стандарта 4G, то можно реализовать лишь базовые функции, например, команду «ковер» (посадка), — рассуждает гендиректор «Коптер Экспресс» Олег Понфиленок, — Программный продукт на базе 5G даст гораздо больше возможностей. Это уже подключение с видео и полноценное удаленное управление.

Пока внешний пилот не взаимодействует с системой управления воздушным пространством, и полеты беспилотников не контролируются диспетчерами, отмечает Андрей Грудев. У пилота также нет легальной возможности взаимодействовать с бортом по радиоканалу на сколько-нибудь значительном расстоянии – в России не выделен диапазон частот, который могла бы использовать беспилотная авиация, добавил он.

История развития военных беспилотных летательных аппаратов

Проекты по созданию летательных аппаратов, которые бы управлялись дистанционно или автоматически, появились еще на заре прошлого столетия, но существующий уровень техники не позволил воплотить их в жизнь.

Первым БПЛА считается дистанционно управляемый самолет Fairy Queen, который был построен в Англии в 1933 году. Его использовали в качестве самолета-мишени для тренировок истребителей и зенитчиков.

Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1. Немцы называли этот БПЛА «чудо-оружием», успели изготовить около 25 тыс. штук и активно применяли для обстрелов Англии.

Ракета Фау-1 имела импульсный реактивный двигатель и автопилот, в который вводились данные о маршруте. За годы войны Фау-1 убила более 6 тыс. англичан.

В послевоенные годы беспилотные разведывательные системы разрабатывались и в СССР, и в США. Советские конструкторы создали целый ряд беспилотных самолетов-разведчиков, а американцы активно использовали БПЛА во Вьетнаме. Они проводили аэрофотосъемку, вели радиоэлектронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов.

Огромный вклад в развитие беспилотных летательных аппаратов внес Израиль. В 1978 году израильтяне продемонстрировали свой первый боевой беспилотник IAI Scout на авиавыставке в Париже.

В ходе ливанской войны 1982 года армия Израиля с помощью беспилотников полностью разгромили систему ПВО Сирии, которая была создана советскими специалистами. В результате тех боев сирийцы потеряли 18 батарей ПВО и 86 самолетов. Эти события заставили военных многих стран мира по-новому посмотреть на беспилотные летательные аппараты.

Дроны активно применялись американцами в ходе операции «Буря в пустыне». Использовали разведывательные БПЛА и в ходе нескольких военных кампаний в бывшей Югославии. Примерно с 90-х годов лидерство в разработке беспилотных боевых систем перешло к США, в 2012 году на вооружении ВС США находилось почти 7,5 тыс. единиц БПЛА различных модификаций. По большей части это были небольшие разведывательные дроны для сухопутных подразделений.

Первым ударным дроном стал американский БПЛА MQ-1 Predator. В 2002 году он нанес ракетный удар по автомобилю, в котором находился один из лидеров Аль-Каиды. С тех пор использование дронов для уничтожения объектов противника или его живой силы стало привычным явлением для ведения боевых действий.

Американцы с помощью дронов устроили настоящее «сафари» на верхушку Аль-Каиды в Афганистане и в других странах Ближнего Востока. Часто они добивались поставленных целей, но бывали и трагические промахи, когда вместо боевиков беспилотник уничтожал свадебный кортеж или похоронную процессию. Подобные инциденты обычно получают широкую огласку. В последние годы на Западе даже появились общественные организации, которые призывают отказаться от использования дронов в военных целях. Дескать, они часто промахиваются, что приводит к жертвам среди мирного населения.

Россия пока серьезно отстает в области создания беспилотных боевых систем, этот факт неоднократно признавали представители МО РФ. Особенно очевидным это стало после грузинского конфликта в 2008 году.

В 2010 году российское военное ведомство подписало контракт с израильской компанией IAI, который предусматривал создание на территории РФ завода по лицензионной сборке израильских беспилотников Searcher (у нас они называются «Форпост»). Этот БПЛА трудно назвать современным, он был создан еще в 1992 году.

Существует и несколько других проектов, которые находятся в разной степени реализации. Однако в целом российский ВПК пока не способен предложить вооруженным силам беспилотные системы, сравнимые по характеристикам с зарубежными аналогами.

Сферы применения дронов

Любительские квадрокоптеры стали использовать для видеосъемки торжественных событий с воздуха. Это подало производителям идею разработки профессиональных устройств, способных держаться в полете дольше и нести более серьезные грузы

Беспилотники вошли в шоу-бизнес, а затем привлекли внимание представителей производства, коммерции и сферы безопасности

К 2020 году дроны заменяют людей на заданиях в опасных и труднодоступных условиях. Беспилотники также используются:

  • в сельском и лесном хозяйстве;
  • в геодезии, горнодобывающей и нефтяной промышленности;
  • в логистике и строительстве;
  • в охранных системах.

Что будет в ближайшие 10 лет?

Инфраструктура в России будет создаваться в любом случае. В этом все эксперты уверены. Это будет сделано хотя бы для того, чтобы облегчить титанические усилия «Почты России» по доставке в регионы, где плохо с дорогами – в Сибири, на Дальний Востоке, в Бурятии. Однако оценки горизонта внедрения новой технологии разнятся. По мнению Олега Понфиленока, масштабирование международного опыта начнется у нас не ранее 2030 года. Евгений Гранкин считает, что при большом желании участники рынка вместе с представителями власти в рамках рабочей группы смогут решить главные проблемные вопросы за три года. Это касается и автоматического получения разрешений на полет и страхования ответственности.

Что касается стоимости инфраструктуры будущего, то она может составлять несколько десятков миллионов долларов на такую страну как Оман. В России, по оценке Андрея Грудева, цена будет в пределах нескольких сотен миллиардов рублей. Чтобы вкладывать такие деньги, надо быть уверенным в экономическом эффекте.

Стоимость инфраструктуры будущего для БПЛА в России может составлять несколько сотен миллиардов рублей. Фото — «Геоскан»

Создание инфраструктуры будет способствовать развитию различных областей — от беспилотной доставки грузов до развлечений. Это определенно создаст новые рабочие места и повлечет рост экономики. Сегодня же около 95% доходов в сфере беспилотной авиации приходится на мониторинг и дистанционное зондирование земли, а также на шоу дронов, — говорит Андрей Грудев.

А по мнению Олега Понфиленка, главный эффект от повсеместного внедрения инфраструктуры для беспилотных летательных аппаратов — это не столько прибыль, сколько новое качество жизни и выигрыш в сокращении инвестиций в строительство и ремонт дорог.

Если говорить о глобальном внедрении аэротакси, то это поможет решить проблему с дорогами. Строить их больше не понадобится, – уверен Олег Понфиленок. – Только так можно будет восстановить нашу экосистему, поскольку планета уже не справляется с текущим уровнем урбанизации. Необходима деурбанизация. Если 100 километров до дома ты сможешь преодолеть на аэротакси за сорок минут, ты сможешь жить там, где тебе нравится и в полной гармонии с природой. Это изменит девелопмент, архитектуру, стоимость земли и даже привычки людей.

Безальтернативные средства РЭБ

На сегодня наиболее эффективным способом противодействия беспилотникам остаются комплексы РЭБ, рассказал в беседе с RT главный редактор издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

Федутинов напомнил, что нередко террористы применяют доступные на рынке дешёвые БПЛА. Они закупают беспилотники гражданского назначения в большом количестве, немного их дорабатывают, устанавливают на них несложные самодельные взрывные устройства и с их помощью атакуют военные объекты, как это происходило в ходе событий в Сирии.

В САР террористы также использовали различные тактики применения беспилотников, включая одновременное использование множества БПЛА, отметил эксперт. Всё это обусловливает актуальность разработки средств противодействия беспилотникам, в том числе малого класса, для защиты как военных, так и гражданских объектов.

Также по теме


«Гарантии защиты нет»: почему беспилотная авиация представляет угрозу для всех мировых держав

Атаки беспилотников на российские военные объекты в Сирии вызвали в зарубежных СМИ дискуссию о возможностях, которыми обладает Москва…

С утверждением о безальтернативности средств РЭБ при защите объектов от БПЛА согласен и заместитель главы Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«Стрелковое оружие и зенитки однозначно против беспилотников неэффективны. В лучшем случае уничтожение дронов будет раз в 100 дороже стоимости самого летательного аппарата. А в худшем — в него просто не попадут. Боеприпасов при этой стрельбе будет впустую израсходовано немерено. Это всё показали уже и многочисленные испытания на полигонах, и боевые действия. Хищные птицы и сетки для контрбеспилотников мне видятся также неэффективными по одной простой причине: когда объект атакуют десятки БПЛА, то эти средства от подобной бомбардировки не спасут», — сказал Храмчихин.

По мнению эксперта, кроме РЭБ, некоторые перспективы для противодействия беспилотным аппаратам есть у лазерного оружия.

«Однако его можно применять лишь на небольшой дистанции. На большом расстоянии луч рассеивается в слоях атмосферы и перестаёт представлять угрозу для летательного аппарата», — отметил Храмчихин.

Российская универсальная классификация¶

Для сравнения, на сегодняшний день сложилась и Российская классификация
БПЛА, которая ориентирована преимущественно, пока только на военное
назначение аппаратов (Таблица 2):

Таблица 2

Категория Взлетная масса, кг Дальность действия, км
Микро и мини БПЛА ближнего действия 0 — 5 25 — 40
Легкие БПЛА малого радиуса действия 5 — 50 10 — 70
Легкие БПЛА среднего действия 50 — 100 70 – 150 (250)
Средние БПЛА 100 — 300 150 — 1000
Средне – тяжелые БПЛА 300 – 500 70 – 300
Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия < 500 70 — 300
Тяжелые БПЛА большой продолжительности полета < 1500 1500
Беспилотные боевые самолеты < 500 1500

Российская классификация отличается от предложенной UVS International по
ряду параметров – упразднены группы БПЛА, некоторые классы зарубежной
классификации отсутствуют в РФ, легкие БПЛА в России имеют значительно
большую дальность и т. д.

Понятно, что у каждый БПЛА выполняет свои поставленные задачи, будь то
Микро- дрон, который мы купили в магазине, чтобы только научиться его
пилотировать или же Легкий квадрокоптер, который выполняет доставку
небольшого груза. Далее мы рассмотрим уже с вами типы БПЛА, которые
наиболее популярны в мире или оказали значительный вклад в развитии
новых типов беспилотников.

2.2 Правила регистрации БПЛА в РФ. Согласование полётов.

Одна из наиболее важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах
в России.

До недавнего времени, мало кто из пилотов понимал, что же будет с его
дроном и с ним самим, если полет не согласовывать, БПЛА не
регистрировать и т.д. Довольно долго законопроект в России был в
разработке и многие из нас томились ожиданиями, что же им делать сейчас
и что будет потом, после его принятия.

В 2019 году Государственная Дума приняла законопроект, который
предотвращает использование беспилотных воздушных судов в противоправных
целях. Любой дрон или квадрокоптер — это беспилотное воздушное судно
(БВС), а человек, который управляет устройством — внешний пилот.
Согласно пункту 5 статьи 32 «Воздушного кодекса Российской федерации»,
любые беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной
массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ,
подлежат учету. Это значит, что по закону владелец квадрокоптера должен
поставить на учет беспилотный летательный аппарат — за исключением
устройств, вес которых меньше 0,25 кг. Заявления принимает Федеральное
агентство воздушного транспорта.

Заявление необходимо подать в течение 10 рабочих дней со дня
приобретения БВС на территории России либо с момента его ввоза на
территорию РФ, если покупали дрон за рубежом. Если вы сделали БВС
самостоятельно, то необходимо поставить его на учет до того, как начнете
запускать изобретение в воздух.

Согласование полетов.

Для осуществления полетов дронов и квадрокоптеров необходимо получить
специальное разрешение на использование воздушного пространство.
Разрешение выдает Зональный центр Единой системы организации воздушного
страхования. Если вес дрона или квадрокоптера больше 30 кг, его нужно
обязательно зарегистрировать. Параллельно с этим владелец (внешний
пилот) должен получить сертификат летной годности и свидетельство
внешнего пилота, чтобы иметь возможность управления коптером.

Чтобы запустить дрон или квадрокоптер над населенным пунктом, нужно в
обязательном порядке получить разрешение от органов местного
самоуправления. За сутки до предполагаемого полета следует подать
представление на установление режима полета в зональный центр по
организации воздушного движения. За 2 часа до вылета внешний пилот
должен связаться с диспетчером.

Есть места, где использование квадрокоптеров, дронов и других
беспилотных летательных аппаратов полностью запрещено:

  • Аэропорты и вокзалы
  • Опасные производства
  • Военные объекты
  • Стратегические государственные объекты

[править] История

Первыми беспилотными аппаратами были созданные военным инженером Чарльзом Кеттерингом, при финансовой поддержке США, The Kettering Aerial Torpedo, Kettering Bug, которые должны были быть фактически крылатыми бомбами, которые по часовму механизму отстреливали крылья и падали на цель. Дальше испытания моделей дело не пошло.

Первый неодноразовый БПЛА был разработан Британцами в 1933 году. Разработке дали название Queen Bee. Всего было создано три БПЛА на базе биплана Fairy Queen, радиоуправление осуществлялось с корабля, два авварата в ходе испытаний разбились, третий совершил удачный полёт. Это считается первый удачный опыт создания БПЛА. В ходе Второй Мировой Войны ВМС США в 1944 году применяла дистанционно управляемые самолёты B-17, которые использовались для авианалётов на базы германских подводных лодок.

Сегодня производятся и проектируются различные БПЛА с размерами не превосходящие крупных птиц, до полноразмерных самолётов с практическим потолком до 25 км мировым лидером в производстве БПЛА является США, на втором месте Израиль, на третьем Великобритания.

История создания и развития БПЛА

История беспилотников началась в Великобритании в 1933 году, когда на базе биплана Fairy Queen был собран самолет, управляющийся по радио. До начала Второй мировой войны и в первые годы было собрано более 400 таких машин, которые использовались в качестве мишеней при Королевском ВМФ.

Первой боевой машиной этого класса стали знаменитые немецкие Фау-1, оснащенные пульсирующим реактивным двигателем. Примечательно, что запускать самолеты-боеголовки можно было как с земли, так и с воздушных носителей.

Управлялась ракета следующими средствами:

  • автопилотом, которому задавались параметры высоты и курса перед запуском;
  • дальность отсчитывалась механическим счетчиком, который приводился в действие за счет вращения лопастей в носовой части (последние запускались от набегающего воздушного потока);
  • по достижении установленной дистанции (разброс — 6 км) взводились взрыватели, и снаряд автоматически переходил в режим пикирования.

https://youtube.com/watch?v=5vhVtTF-w60

Соединенные Штаты в годы войны выпускали мишени для тренировки зенитчиков — Radioplane OQ-2. Ближе к концу противостояния появились первые ударные беспилотники многократного действия — Interstate TDR. Самолет оказался малоэффективным из-за низкой скорости и дальности, которые были обусловлены дешевизной производства. Кроме того, технические средства того времени не позволили вести прицельный огонь, вести бой на большой дистанции без следования самолета-управления. Тем не менее успехи в применении машин были.

В послевоенные годы БПЛА расценивались исключительно в роли мишеней, но ситуация изменилась после появления в войсках зенитных ракетных комплексов. С этого момента беспилотники стали разведчиками, ложными целями для вражеских «зениток». Практика показала, что их использование сокращает потери пилотируемых ЛА.

БПЛА в бою

В Советском Союзе до 70-х годов активно выпускались тяжелые разведывательные самолеты в качестве беспилотных:

  1. Ту-123 «Ястреб»;
  2. Ту-141 «Стриж»;
  3. Ту-143 «Рейс».

Значительные потери авиации во Вьетнаме для армии Соединенных Штатов обернулись возрождением интереса к БПЛА.

Здесь появляются средства для выполнения различных задач;

  • фоторазведка;
  • радиотехническая разведка;
  • цели радиоэлектронной борьбы.

В этом виде использовались 147E, которые собирали разведданные так эффективно, что многократно окупили стоимость всей программы по их же разработке.

В развитии БПЛА 80-90-х годов поучаствовали израильские специалисты. Изначально закупались устройства США, но быстро была сформирована собственная научно-техническая база для разработки. Лучше всех зарекомендовала себя фирма «Тадиран». Израильская армия тоже продемонстрировала эффективность использования БПЛА, осуществляя операции против сирийских войск в 1982.

В 80-90-е очевидные успехи ЛА без экипажа на борту спровоцировали начало разработок у многих компаний по всему миру.

В начале 2000-х появился первый ударный аппарат – американский MQ-1 Predator. На борту устанавливались ракеты AGM-114C Hellfire. В начале века беспилотники в основном использовались на Ближнем Востоке.

Беспилотник на марше

До сих пор практически все страны активно разрабатывают и внедряют БПЛА. Например, в 2013 в ВС РФ поступили разведывательные комплексы с малой дальностью действия — «Орлан-10».

Также ведется разработка в КБ Сухого и МиГ новой тяжелой машины – ударного самолета со взлетной массой до 20 тонн.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий