Центр экстренной психологической помощи мчс россии

«Горячей линии» МЧС доверяют мужчины

В первые годы мужчины звонили на телефон экстренной психологической помощи намного реже — их было около 20% от общего числа, но сейчас звонков от них поступает не меньше. Часто они рассказывают психологам, что набирают именно этот номер, потому что доверяют службе МЧС.

Обращаться к психологам на телефон экстренной психологической помощи мужчин вынуждают переживания из-за долгов, кредитов, чувство несостоятельности и собственной слабости в глазах окружающих.

В топе тем телефона экстренной психологической помощи уже много лет остаются семейные проблемы и проблемы в отношениях, рассказывают психологи МЧС. В больших городах или в глубинке России, в эмиграции и на родине люди хотят поговорить об отношениях с партнерами, родителями и детьми, об одиночестве и поиске новых знакомств. На втором месте — кризисные и суицидальные состояния и мысли, переживание утраты. Удивительно, но серьезной утратой может быть не только уход из жизни любимого человека или потеря домашнего животного, но даже кража кошелька, мобильника или измена — как утрата иллюзий о партнере.

По наблюдениям психологов, в России в разы выросло количество подростков в депрессивном состоянии, с потерей смысла жизни после окончания школы.

Из хороших новостей о нашем психическом здоровье — резко снизилось число обращений от жертв сектантства с 2013 года, когда вопрос с сектами был решен на уровне государства. Немного реже стали обращаться к психологам МЧС России и по поводу неизлечимых болезней, но не потому, что стало меньше заболеваний, а, скорее, больше появилось других ресурсов, где помогают тяжелобольным.

Те проблемы, которые волнами становятся «популярны» в СМИ, не стоит сравнивать с топом телефона экстренной психологической помощи, предупреждают психологи. Анонимность службы психологической помощи и раньше позволяла обсуждать их с клиентами, к примеру темы домашнего насилия или сексуальной ориентации.

Оказание помощи гражданам

Вторая сторона работы психологов МЧС — это помощь гражданам, пострадавшим в ходе бедствия.

Ежедневно в стране и в мире происходят катастрофы различного характера, от которых страдает большое количество людей. От того как быстро этим пострадавшим будет оказана первая помощь, может зависеть их жизнь. Психологическая помощь также входит в комплекс этих работ.

Предотвращение паники, правильное и быстрое переключение реакции человека могут спасти его дальнейшую жизнь. Люди в прямом смысле слова, могут сойти с ума и получить тяжелые психологические травмы, став свидетелями страшных событий или потеряв в них близких. Такие травмы могут очень сильно изменить жизнь человека в худшую сторону.

Психологи прибывают на место происшествия вместе со всей спасательной группой и находятся на месте до окончания операции. Они проводят беседы как с пострадавшими в одной команде с врачами, так и с их родственниками. Стоит отметить, что правильное, корректное информирование о погибших и пострадавших, о подробностях происшествий — это неимоверно важная работа. Психологи работают, консультируя и информируя по телефону и при личных встречах в пунктах психологической помощи, которые открываются на местах происшествия.

Международное сотрудничество и обмен опытом

Центр регулярно участвует в международных учениях и ликвидации чрезвычайных ситуаций по всему миру. Кроме того, сотрудники научно-исследовательского подразделения всегда открыты для обмена опытом в вопросах психологии чрезвычайных ситуаций с зарубежными коллегами.

Психологи МЧС активно развивают свою сферу как в России, так и за рубежом. Они принимают участие в семинарах и конференциях, а также предоставляют практическую помощь.

Психологи России также могут рассчитывать на сотрудничество. На сайте интернет службы или в подразделениях центра каждый практикующий психолог, студент или аспирант имеет возможность ознакомиться с научными исследованиями сотрудников организации, а также лично побеседовать с ними.

История центра психологической помощи

Еще в 1999 году на базе МЧС был создан центр экстренной психологической помощи МЧС России. Цель создания центра — обеспечение психологической поддержки как сотрудников МЧС, так и граждан, так или иначе пострадавших при чрезвычайной ситуации.

По словам руководителя центра Юлии Шойгу, причиной его создания послужило крупное землетрясение, из-за которого пострадало большое количество людей. В этой экстренной ситуации необходимость поддержки граждан, предотвращение паники, отчаяния, депрессий и других негативных последствий стресса было очевидным.

Начиная со дня основания, центр постоянно развивался. На сегодняшний день он насчитывает около 700 сотрудников, многие из которых имеют научную степень в области психологии и ведут научно-исследовательскую деятельность на базе центра.

Кроме того, филиалы были созданы во многих регионах страны. ЦЭПП МЧС сегодня — это центр поддержки граждан, сотрудников, организатор множества мероприятий по обучению и информированию граждан по вопросам поведения и оказания первой помочи при ЧС. Также организация проводит исследования в области психологии чрезвычайных ситуаций, что позволяет ей делать вклад в развитие психологии как науки.

Направления деятельности центра: работа с сотрудниками

Одна из задач психолога МЧС состоит в поддержании психического здоровья и оказании помощи сотрудникам МЧС. Ежедневно спасатели, пожарные, пилоты вертолетов, врачи и многие другие сотрудники МЧС сталкиваются с огромным стрессом. Эти люди видят картины страшных аварий, пожаров, катастроф, от них зависят жизни людей.

Под воздействием такого психологического давления, даже подготовленный человек испытывает сильнейший стресс. И восстановление спасателей в таком случае — работа психологов.

При помощи накопленного опыта и знаний сотрудники центра проводят диагностику путем тестирования, личных бесед и применения технических средств. После выявленных проблем они начинают работу по реабилитации сотрудника МЧС.

Именно психологи участвуют в подборе персонала для проведения спасательных работ. Они определяют степень стрессоустойчивости, способность психики к восстановлению после пережитых потрясений. Они же проводят регулярные лекции и тренинги, мониторинг психологического благосостояния сотрудников, учат спасателей правильной реакции на те или иные раздражители. Раскрывают методики, благодаря которым спасатель может продолжать эффективно работать даже в самой опасной и стрессовой ситуации.

Таким образом, психологи являются тем фундаментом, на котором строится вся организация по работе в чрезвычайных ситуациях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий