Почему путин не вводит режим «чрезвычайного положения» (чп), чего он боится?

Введение и отмена

Чрезвычайное положение в России вводит президент при обстоятельствах, предусмотренных законом «О чрезвычайном положении», с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе.

Новый закон «О чрезвычайном положении» вводит понятие целей и обстоятельств введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится для «устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации» (ст. 2).

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих «непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя Российской Федерации». Такие основания подразделяются на две категории:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).

Чрезвычайное положение вводится указом президента на всей территории России сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом президента. Когда цели введения чрезвычайного положения достигнуты, оно отменяется — полностью или частично.

Указ президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, однако он должен быть одобрен Советом Федерации «в возможно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа. Указ, не утверждённый Советом Федерации за эти 3 дня, автоматически утрачивает силу. Президентский указ о продлении чрезвычайного положения требует такого же одобрения Советом Федерации.

При этом указ подлежит не только незамедлительному официальному опубликованию, но и незамедлительному обнародованию по радио и телевидению.

Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности, национальная гвардия и спасатели. В исключительных случаях допускается привлечение военных — для ограничения въезда, для охраны критической инфраструктуры, для разъединения противоборствующих сторон, для пресечения деятельности незаконных вооружённых формирований и для ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасения людей. При этом все войска в зоне чрезвычайного положения переходят в оперативное подчинение единому федеральному ведомству.

При каких условиях и кем вводится режим ЧС и ЧП

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС), чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Конечно, оба эти термина могут показаться схожими. Однако объявление чрезвычайной ситуации не означает изменения правового режима деятельности органов власти, и не должно вести к сужения прав граждан или к возложению на них дополнительных обязанностей

Официальное определение чрезвычайного положения, напротив, заостряет внимание на изменениях в деятельности органов власти (с возможностью предоставления множества дополнительных полномочий так называемым «силовым органам»), а также прямо говорит о сужении прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей

В то время как чрезвычайная ситуация объявляется в тех или иных регионах РФ достаточно часто (классический пример — введение режима ЧС в некоторых районах Дальнего Востока из-за паводков), чрезвычайное положение за всю историю России с 1991 года вводилась лишь дважды. Причем оба раза достаточно давно и по достаточно весомым поводам: в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта (на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики) и в 1993 году в связи с насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации (на территории Москвы). На всей территории РФ ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение не вводились ни разу.

Кто может вводить режим чрезвычайной ситуации? Правительство РФ — в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; органы государственной власти субъектов РФ — в случае чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера; органы местного самоуправления — в случае чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Что касается чрезвычайного положения (ЧП), то оно вводится только Указом Президента РФ, причем вне зависимости от того, распространяется оно на всю территорию РФ или только на отдельные местности. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по истечении указанного срока (72 часа), утрачивает свою силу.

Таким образом, на основании проанализированных норм, мы можем сформировать сравнительную таблицу между режимами ЧС и ЧП.

Определение и суть

Чрезвычайное положение – такой специальный режим правового характера, для объявления которого требуются особые или чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу безопасности граждан страны или ее конституционному строю. Может вводиться как на всей территории страны, так и в отдельных ее областях и регионах.

Суть чрезвычайного положения состоит в том, что для обеспечения защиты граждан и охраны конституционного порядка органы местной или государственной власти, органы самоуправления, предприятия и организации работают в особом режиме, выражающемся обычно в ограничениях со стороны государственных органов личных свобод, социальных, экономических, политических и других прав граждан. Например, может быть ограничен доступ гражданам на потенциально опасную территорию.

Полномочия органов государственной власти расширяются, одновременно могут возлагаться на граждан дополнительные обязанности. Также могут ограничиваться права населения, но в разумных пределах.

Ограничения могут предусматриваться и для некоторых видов хозяйственной деятельности, если эта деятельность не только представляет угрозу жизни и имуществу людей, но и ее прекращение поможет нормализации обстановки.

При введении чрезвычайного положения в РФ могут быть отменены полностью или частично положения действующего законодательства. Это также является защитной мерой для граждан, общества в целом и конституционного порядка. В Российской Федерации главным федеральным законом, определяющим режим, условия и характер особого режима, является закон от 2001 года «О чрезвычайном положении».

Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения

В соответствии со статьей 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении», чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию РФ. Указ Президента России незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации и подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население России или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток. По истечении этих сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, для введения чрезвычайного положения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Президент РФ отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

В последние годы в федеральных средствах массовой информации неоднократно проходили сообщения о введении режима чрезвычайного положения губернаторами отдельных субъектов РФ, например, в связи с массовыми отравлениями населения некачественными спиртными изделиями (2006 г.), сильными снегопадами в Приволжском федеральном округе (2008 г.). Безусловно, такие факты реально не могли иметь место, т.к. в соответствии с ФКЗ «О чрезвычайном положении» режим чрезвычайного положения как на территории всей страны, так и в отдельных ее местностях может ввести только Президент РФ своим Указом, но ни глава администрации субъекта РФ (губернатор, президент) или какое-либо другое должностное лицо. Очевидно, что сотрудники СМИ путали режим «чрезвычайной ситуации» с режимом «чрезвычайного положения».

Опыт других стран

Чрезвычайное положение — та государственная мера безопасности, которая применяется во всех странах мира. У каждой страны своя национальная система введения и действия такого положения. Есть и много схожих моментов. Например, почти для всех стран чрезвычайный режим выражается в военном и чрезвычайном положении. Но виды этих режимов у стран разные. Во Франции (как в Бельгии, Аргентине и Греции) кроме этих режимов есть осадное положение и положение военного состояния. В Великобритании вводятся военные суды при военном положении, а в США нет строгих различий между двумя режимами – военным и чрезвычайным.

Условия для введения чрезвычайного положения также различны у всех стран. В том же Туманном Альбионе основанием для применения данной меры могут послужить перебои в снабжении территории водой, продуктами, электричеством или другими ресурсами. Французский президент должен созвать парламент для введения чрезвычайных мер. Также правительство уполномочено ввести чрезвычайное положение в таких странах, как Ирландия, Кипр, Канада и Испания. Полностью переходит под власть своего президента американская Национальная гвардия, и дальнейшее функционирование госаппарата также сосредотачивается в руках американского президента.

Меры режима чрезвычайного положения

В период действия режима ЧС осуществляются специальные меры, призванные устранить ситуацию и ее причины. Они подразделяются на:

1. Совместные меры, которые используются при назначении режимов природно-техногенного и социального характеров. К таким мерам могут относиться — частичное или полное приостановление деятельности определенных государственных органов; ограничение свободы передвижений по участку, где введен режим ЧС; введение специального режима въезда на такие территории, а также выезда из нее; усиление охраны правопорядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения; установление определенных ограничений для осуществления некоторых видов финансовой деятельности; установление специального порядка продажи и приобретения продовольственных товаров; ограничение или запрет на проведение всевозможных собраний или митингов, а также других массовых мероприятий; ограничение, действующее в отношении транспортных средств и их передвижений по территории; приостановление или запрет деятельности вредных и опасных производств; эвакуация некоторых материальных ценностей из зоны действия режима ЧС, когда существует определенная угроза их утери; эвакуация населения. Что еще входит в понятие режима чрезвычайного положения?

2. Контркриминогенные меры, например – комендантский час, запрещение деятельности некоторых общественных объединений, которые могут воспрепятствовать ликвидации обстоятельств возникновения ЧС, личный досмотр граждан и проверка их документов, досмотр жилища и личных автомобилей; запрещение либо ограничение продажи предметов оружия, взрывчатки, ядовитых веществ и т.п.; введение специального режима приобретения лекарственных препаратов, а также средств, которые содержат спирт и психотропные вещества; продление сроков заключения для лиц, которые были задержаны по подозрению в совершении противоправных действий, связанных с возникновением ЧС.

3. Техногенно-природные меры – эвакуация населения в другие районы, с предоставлением переселенцам временного жилья; введение карантина, а также осуществление санитарных и противоэпидемиологических мероприятий; мобилизация государственных и местных ресурсов; отстранение от должностей некоторых руководителей организаций, которые выполняли свои обязанности ненадлежащим образом, а также временное назначение на эти должности других лиц; в некоторых случаях, когда необходимо проведение неотложных работ по ликвидации причин либо последствий ЧС, мобилизация населения, а также транспортных средств отдельных граждан с целью проведения определенных работ.

В режиме ЧС работают службы доставки?

Валентин Карелин: «По умолчанию службы доставки в режиме ЧС не закрываются. Согласно подп. «д» п. 6 вышеуказанного постановления правительства РФ №417 от 2 апреля 2020 года, любая организация обязана «приостановить свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях». То есть если любая служба доставки сочтёт, что коронавирус угрожает работникам, после введения режима ЧС она вправе остановить работу и распустить всех по домам — со ссылкой на этот пункт. Это, так сказать, самоцензура. А если готовы работать, то как власти решат».

Илья Можаев: «Запретов в законодательстве не предусмотрено».

Понятие карантина

Определение карантина прописано в статье 1 от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В этом законе под карантином (ограничительными мерами) подразумеваются различные административные, медико-санитарные и другие ограничения, которые препятствуют распространению инфекционных заболеваний. В карантин могут быть предусмотрены особые режимы работы, ограничения по передвижению населения, транспорта и грузов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, карантин может быть принят на основании предписаний и предложений главных государственных санитарных врачей. Карантин вводится постановлениями Правительства РФ или региональных властей.

Карантин может быть введен как на всей территории России, так и в отдельных субъектах по решению местных властей.

Если в отношении всех граждан или какой-то группы был введен карантин, то они должны:

  • выполнять требования и предписания санитарного врача;
  • заботиться о своем здоровье;
  • обеспечить своих детей соответствующим образованием;
  • не осуществлять деятельность, которая может навредить здоровью других граждан.

Аналогичные обязанности появляются у всех жителей региона, если карантин был введен на территории всего субъекта России.

Но вместе с обязанностями для граждан вводятся и компенсационные меры поддержки (статья 8 Федерального закона от 30.03.1991 № 52-ФЗ) в виде возмещения вреда в полном объеме, который был нанесен здоровью или имуществу, вследствие нарушений другими физическими или юридическими лицами санитарного законодательства. Кроме этого, будет также возмещен вред, нанесенный из-за введения санитарно-противоэпидемиологическими мероприятиями.

За нарушение режима карантина граждане и юридические лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственностям. Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрено:

  • для граждан – предупреждение или штраф в размере от 100 до 500 рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 500 до 1 000 рублей;
  • для организаций – штраф от 10 до 20 тысяч рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Если на территории всей России или региона введен карантин, а физическое или юридическое лицо не соблюдает постановления или предписание санитарного врача, то наказание ужесточается и будет уже таким:

  • для граждан – предупреждение или штраф в размере от 15 до 40 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 50 до 150 тысяч рублей;
  • для организаций – штраф от 200 до 500 тысяч рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Если из-за нарушения карантина кто-то пострадал или умер, то часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает:

  • для граждан – штраф в размере от 150 до 300 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей;
  • для предприятий – до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности не более чем на 90 суток.

Кроме этого, при нарушении санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена уголовная ответственность по статье 236 УК РФ:

при массовом заражении:
штраф в размере от 500 до 700 тысяч рублей (размер выплат за период от 1 года до 18 месяцев);
лишение права занимать определенные должности или ввести деятельность на срок от 1 до 3 лет;
принудительные работы на срок до 2 лет;
ограничение свободы на срок до 2 лет;
лишение свободы на срок до 2 лет.

при наступлении смерти по неосторожности:
штраф в размере от 1 до 2 миллионов рублей (размер выплат за период от 1 года до 3 лет);
принудительные работы на срок от 3 до 5 лет;
ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет;
лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

при наступлении смерти 2 и более людей по неосторожности:
принудительные работы на срок от 4 до 5 лет;
лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Соответственно, режим карантина – это вполне понятный и конкретный набор ограничений, и за их нарушения предполагается конкретная ответственность (в отличие от режима самоизоляции, который введен сейчас).

Обязательно ли вводится комендантский час, появляются ли блокпосты на улицах? Вводятся ли продовольственные нормы и системы распределения?

Александр Князев: «Нет, законодательство о режиме ЧС таких мер прямо не предполагает. Кроме того, комендантский час, то есть запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан, вводится только в соответствии с ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Также по теме


«Это не я!»: жительница Южно-Сахалинска добивается отмены штрафа за нарушение карантина

В Южно-Сахалинске разгорается скандал из-за штрафа за нарушение карантина, который выписали на основании данных видеосистемы…

Валентин Карелин: «При ЧС — не должны, хотя МЧС в порядке раздачи резервов из своего фонда (см. выше) могут что-то такое предусмотреть (в части продовольственных норм и системы раздачи). При ЧП — да, подобное вводится.

По ст. 18 закона о ЧП по умолчанию управление территорией, на которой введено ЧП, осуществляет комендант. При этом образование комендатуры по ч. 5 ст. 18 этого закона не приостанавливает деятельность органов государственной власти, субъектов РФ и местного самоуправления, просто комендант получает право принимать участие во всех их заседаниях, вносить предложения по вопросам, устанавливать особый порядок аккредитации журналистов на территории режима ЧП, определять место хранения изъятых оружия и боеприпасов, выдворять нарушителей за пределы территории, ходатайствовать перед президентом о применении более строгих мер и ограничений, определять особый порядок попадания на территорию ЧП, назначать временные рамки и срок комендантского часа.

Также, согласно подп. «а», «д», «з» ст. 11 федерального конституционного закона №3-ФКЗ от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» (действует в редакции от 3 июля 2016 года), указом президента РФ о введении ЧП могут предусматриваться «полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления», «установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости», «ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра».

Чем отличается ЧС от ЧП?

Режим чрезвычайной ситуации вводят, когда есть угроза жизни на определенной территории — в области, регионе, городе. Чрезвычайную ситуацию можно трактовать, как режим максимальной готовности к опасности и координацию всех усилий для обеспечения безопасности. То есть, по сути — режим ЧС — это первый этап введения ЧП. Кроме того, режимы ЧП и ЧС регулируются на разных законодательных уровнях — понятие чрезвычайной ситуации определяет Кодекс гражданской защиты, а чрезвычайное положение регулирует Конституция Украины и Закон Украины о правовом режиме ЧП.

Также разнятся и сроки действия режимов, и уровень ограничения прав граждан. ЧП вводится на 30 дней по всей стране либо на 60 дней в отдельных областях или регионах, а вот для режима ЧС временных рамок нет. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий