Меняем датчик износа тормозных колодок самостоятельно

Датчик износа тормозных колодок механического типа

Несколько десятилетий для контроля над износом тормозных планок применяется несложное, однако эффективное решение — механический датчик. Его конструкция состоит из U-образной пружинящей стальной пластины, закрепленной одним концом на колодке. Другой ее конец находится перпендикулярно тормозному диску на расстоянии предельного износа фрикционного слоя.

Принцип действия данного датчика довольно прост:

  1. Когда фрикционный материал стирается до минимально допустимых значений, пластина соприкасается с диском, издавая специфический дребезжащий звук.
  2. Появление данного звука предупреждает автовладельца о потребности замены тормозных планок.

Конструктивное решение подобных сигнализаторов дает возможность устанавливать их лишь на дисковые тормозные системы.

Последствия чрезмерного износа колодок

Заводом изготовителем рекомендуется замена тормозных колодок, остаточная толщина феродо которых ровняется 1.5–2 мм.

В случае несвоевременной замены возможны следующие негативные последствия:

  • быстрый перегрев колодок, из-за малой толщины, и разрушение (расслаивание) фрикционного материала;
  • при отсутствии феродо и трении основания колодки о диск (металл об металл), возможен перегрев, деформация и разрушение дисков;
  • последствием перегрева тормозной системы может быть нарушение работы тормозных суппортов либо их заклинивание.

Своевременная замена колодок избавит автовладельцев от дальнейших негативных последствий, например: перегрева тормозной системы, замены дисков, ремонта и разработки суппортов.

Как на Алиэкспресс найти и заказать нужные датчики и прочие автозапчасти и детали по сходной цене и бесплатной доставкой

  1. Регистрируемся, для чего необходимо ввести в специальную регистрационную форму свой адрес электронной почты, имя и фамилию, после чего придумать и подтвердить пароль.
  2. Далее перейдите в свой профиль и заполните адрес доставки. Делается это только английскими символами.
  3. Возле строки категории в левой части сайта нажмите на ссылку «Смотреть все».
  4. Выберите категорию «Автомобили и мотоциклы».
  5. Нажмите на ссылку «Запчасти для авто».
  6. В левой части страницы под надписью «Смежные категории» выберите категорию «Датчики».
  7. Вбиваем в поисковую строку название искомого датчика, к примеру, датчик давления в шинах.
  8. Выбираем товары с бесплатной доставкой.
  9. Выбираем сортировку результатов по рейтингу продавца.
  10. На странице описания нужного датчика выбираем количество и нажимаем «Купить сейчас».
  11. Оплачиваем заказ.

https://youtube.com/watch?v=EWjDio0EYL8

Типы, устройство и принцип работы датчиков износа

В настоящее время наибольшее применение находят два типа датчиков износа колодок:

  • Механические шумовые;
  • Электронные контактные (электрические).

Тормозные колодки с механическим датчиком износа

Конструкция и принцип работы электронного датчика износа тормозных колодок

Наиболее просто устроены механические датчики: это жестко зафиксированная на колодке пружинящая стальная U-образная полоса, свободный конец которой на несколько мм выступает за габарит колодки. На новой колодке свободный конец полосы находится выше плоскости фрикционной накладки — торец полосы находится на уровне критического износа накладки. В процессе эксплуатации накладка изнашивается, и при достижении минимально допустимой толщины свободный конец полосы упирается в тормозной диск — при трении о металл датчик издает громкий дребезг, предупреждающий о необходимости заменить колодку. Причем этот шум со временем только усиливается, поэтому проигнорировать его просто невозможно.

Электронные датчики являются контактными электрическими устройствами, они бывают двух основных типов:

  • Отдельные (внешние) — устанавливаются в суппорт рядом с обычной колодкой;
  • Интегрированные в колодку.

В обоих случаях прибор выполнен в виде щупа из мягкого металла (чтобы не повредить поверхность тормозного диска), который при установке новых колодок находится на уровне критического износа накладок. Щуп помещен в изолированный корпус, он имеет электрический вывод со стандартным разъемом, который соединен с индикатором износа колодок на приборной панели. Обычно подключение датчика выполняется к «массовому» выводу индикатора, к «массе» также подключается и тормозной диск. Когда накладка имеет нормальную толщину, щуп датчика находится далеко от тормозного диска — цепь разрывается, индикатор не работает. При критическом износе накладки щуп датчика упирается в тормозной диск — цепь индикатора замыкается, водитель на приборной панели видит предупреждающий сигнал о необходимости выполнения технического обслуживания тормозов.

Сегодня все большую популярность получают так называемые двухсигнальные датчики износа тормозных колодок. Такие устройства в процессе износа подают два типа сигнала: предварительный (обычно желтого цвета), предупреждающий о приближении критического износа, и основной (красного цвета), предупреждающий о критическом износе и требующий скорейшего замена колодок. Конструктивно датчики этого типа бывают только интегрированными в колодку, но принципиально они не отличаются от описанных выше. Для работы такой сигнализации используются модифицированные фрикционные накладки — в них добавляется несколько больше металлических частиц, чем в обычные. Накладка обладает определенной электропроводностью, однако сопротивление новой накладки слишком высоко и цепь датчика фактически разорвана. При некотором износе накладки ее электрическое сопротивление снижается и в цепи «датчик — индикатор — тормозной диск» появляется слабый ток — при появлении этого тока включается предварительный сигнал индикатора. При полном износе накладки щуп упирается в тормозной диск, ток в цепи резко возрастает, что приводит к включению основного сигнала индикатора.

Следует заметить, что отдельные (внешние) электрические индикаторы износа колодок могут работать и в качестве механических — их щупы при контакте с диском создают шум, который может услышать водитель. Это свойство датчиков используется при их выходе из строя или при проблемах с электрической цепью — даже при поломке электрической части датчик даст знать о необходимости выполнить техническое обслуживание тормозных механизмов.

На автомобиль устанавливается одна или две колодки с датчиками износа (или отдельных датчиков в суппорты), обычно на переднее левое и заднее правое колеса. Большего числа датчиков не требуется, так как фрикционные накладки на всех колодках изнашиваются примерно в равной степени, и срабатывание одного датчика говорит о необходимости замены всего комплекта колодок.

Замена датчиков

Любой водитель самостоятельно справится с такой работой. Для этого выполняют пошаговую инструкцию:

  • Поддомкрачивание части транспорта.
  • Откручивается колесо.
  • Внешние датчики обычно находятся возле ступицы.
  • Для крепления используют пружины, либо хомуты.
  • Крепёжный механизм надо извлечь аккуратно, насколько это возможно.
  • Сам датчик износа после этого без проблем вытаскивается наружу.

Посадочное место требует тщательной очистки от любых загрязнений. Обработка нужна и для контактов, связанных с датчиком. Остаётся на место старого элемента установить новый, а потом закрутить колесо. На следующем этапе авто с домкратов спускают. На последних этапах проверяют, работоспособен ли новый прибор. Лампа загорается, если колодки тормозной системы правда изношены.

Недостатки электронных сигнализаторов

Как и любые сигнализирующие устройства, датчики, контролирующие износ, имеют определенные недостатки:

  • Провода, которыми они оснащены довольно тонкие и часто перетираются и рвутся.
  • Незащищенность разъемов проводов от попадания на них влаги и грязи часто приводит к окислению контактов или их замыканию.

В дождливую погоду влага, попадающая на фрикционный слой, может поменять его сопротивление, что приведет к ложному срабатыванию индикатора.

Единственным плюсом электронных датчиков (исходя из вышеописанных недостатков) является то, что даже при обрыве провода они все равно просигнализируют об износе накладок. В этом случае, они сработают как механические сигнализаторы, когда стержень датчика начнет вплотную прижиматься к диску, то появится характерный пищащий звук.

Для большинства современных машин сигнализаторы износа продаются отдельно от тормозных планок.

Таким образом, производители позаботились о том, чтобы можно было поменять изношенную или вышедшую из строя деталь (к сожалению, это не касается накладок с интегрированными сигнализаторами). Но, несмотря на это, специалисты все же советуют менять старые датчики вместе с установкой новых тормозных планок. Так как не исключено, что они будут некорректно работать.

Похожие публикации:

  1. Главный тормозной цилиндр — замена и ремонт
  2. Рабочий тормозной цилиндр – ремонт и замена
  3. Инструкция по замене тормозных колодок
  4. Минимальная толщина износа тормозного диска
  5. Отчего греются больше обычного тормозные диски?

Как работает датчик тормозов

Большинство автомобилей оснащаются фрикционными тормозными системами. При торможении колодки прижимаются к диску колеса, останавливая его вращение. Накладки изготавливаются из специальных композитных материалов, которые обеспечивают эффективность трения о сталь или чугун. В процессе эксплуатации они интенсивно изнашиваются. Их минимально допустимая толщина составляет 2-6 мм.

Датчик износа представляет собой механическое устройство или электрический щуп. Его главной задачей является контроль состояния тормозных накладок.

Наиболее простую конструкцию имеет механический шумовой датчик, который представляет собой U-образную полоску:

  1. Один из ее концов немного выступает за контуры колодки.
  2. Торец устройства располагается на линии критического износа.
  3. Когда поверхность накладки изнашивается до этого уровня, металл начинает контактировать с железом диска, создавая сильный шум. Это не может проигнорировать никакой водитель.

Электрические (электронные) датчики можно разделить на два типа:

  1. Одни из них устанавливаются на суппорт рядом с тормозной колодкой.
  2. Другие интегрируются непосредственно в саму колодку.

Металлический щуп находится на уровне критического износа фрикционной накладки. С индикатором на панели приборов он соединяется проводком. При нормальной толщине тормозной накладки щуп находится далеко от диска, поэтому из-за разорванной электрической цепи индикатор не работает.

При некотором износе поверхности колодки появляется слабый ток, а в случае критической ситуации из-за контакта металлических поверхностей электрический ток резко возрастает.

Признаки неисправностей

Данный элемент может выйти из строя по нескольким причинам. Самая распространенная – это повреждение или обрыв проводов питания. В таком случае лампа не загорится даже тогда, когда износ колодки составляет 99 процентов. Вторая причина – это окисление контактов. Такое часто происходит в месте соединения датчика и штекера, около суппорта. Во время эксплуатации на датчик может попадать вода и грязь. Все это влияет на сопротивление цепи. В результате красная лампа может загораться даже с новыми тормозными колодками.


Также отметим, что эклектический датчик будет сохранять свою функцию даже при неисправностях с проводкой. Дело в том, что внутри элемента есть стальной сердечник. При соприкосновении с диском, он вызовет характерный звук. То есть элемент будет продолжать действовать, но только уже в качестве механического датчика.

Сбросить напоминание об износе тормозных колодок BMW

Существует два способа сброса датчика износа тормозов BMW.

инструкции

  1. Включить зажигание, но не заводить автомобиль.
  2. Нажмите и удерживайте кнопку сброса на боковой панели.
  3. Через несколько секунд вы увидите сервисное меню в центре приборной панели.
  4. Нажмите кнопку сброса несколько раз, пока не увидите символ передних задних тормозов.
  5. С символом тормоза на маленьком ЖК-дисплее нажмите и удерживайте кнопку сброса, пока не увидите слова RESET.
  6. Когда на экране отобразится RESET, отпустите кнопку и нажмите ее еще 5 секунд, чтобы сбросить стоп-сигнал.

Совет

Если процедура сброса выполнена успешно, символ тормоза на маленьком ЖК-дисплее изменит КРАСНЫЙ на ОРАНЖЕВЫЙ.

Метод 2: Сброс стоп-сигнала BMW с помощью сканера OBD-II

Еще один способ сброса предупреждения о торможении BMW – использовать диагностический прибор.

Многие сканеры OBD-II позволяют получить доступ к меню обслуживания на основе условий (CBS) и сбросить предел пробега.

Если вы попробовали способ 1, но не смогли, следующий шаг – использовать сканер.

Помимо сброса стоп-сигнала, хороший сканер позволяет считывать коды неисправностей из модуля DSC и определять, почему стоп-сигнал не сбрасывается.

В этом случае мы используем Foxwell Scanner для BMW, но другие сканеры предлагают эту функцию. Узнайте больше о сканерах OBD-II, которые используют несколько систем на автомобилях BMW.

О разновидностях и основных особенностях датчиков

Для деталей характерны разные степени износа. Периодические проверки – оптимальный вариант для защиты от преждевременного выхода из строя. Специальные датчики помогают справиться с этой проблемой. Колёса не требуют каждый раз ручного снятия, для визуальной оценки состояния фрикционного слоя.

У датчиков две разновидности, выпускаемые на рынок:

  1. Электронные.
  2. Механические.

Способ и место установки определяют будущее количество датчиков:

  • Совместно с одной колодкой. Чаще всего – той, которая находится впереди.
  • Две единицы, у колеса спереди и сзади.
  • Сразу у каждого из тормозных механизмов. От этого принцип работы датчика износа колодок не меняется.

Часто задаваемые вопросы

Сколько датчиков тормозных колодок BMW?

Типично два. Один датчик расположен на одной передней тормозной колодке (слева спереди). Второй датчик износа находится на правой задней тормозной колодке

Что такое сопротивление датчика тормозной колодки BMW?

  • Новые тормозные колодки: нулевое сопротивление (или замкнутая цепь).
  • Изношенные колодки: бесконечное сопротивление (разомкнутая цепь) при износе колодок (датчика).

Где находится датчик тормозной колодки BMW ?

  • Передний левый тормозной суппорт. Устанавливается на тормозную колодку.
  • Задний правый тормозной суппорт. Устанавливается на тормозную колодку.

На заметку: конструктивные мероприятия, направленные против появления свиста

Для исследования инженерных ухищрений микроскоп не нужен. Они носят сугубо технический характер. Об одном из них разговор уже был – противоскрипные накладки на обратной стороне изделий. С иными средствами борьбы с вибрацией знакомьтесь ниже:

  • Скосы и прорези на фрикционном слое отодвигают резонансные колебания в область более высоких частот.
  • Прорези выполняют роль, аналогичную скосам + отводят грязь из пятна контакта.
  • Антивибрационные пластины гасят колебания относительно поршня и скобы суппорта.
  • Специально выгнутые элементы на обратной стороне колодки плотно входят в рабочий цилиндр, что помогает избежать шума на многих режимах торможения.
  • Проволочные скобы гасят колебания фрикционной детали вдоль направляющей.
  • На одном из направляющих пальцев суппорта ставят демпфирующие втулки, принимающие вибрации на себя.

Свободное колебание тормозной колодки на частотах 20 Гц — 20 кГц приводит к возникновению посторонних звуков. Источником вибрации, которая порождает визг, является постоянный миллисекундный прирост фрикционного материала к диску или барабану с последующим срывом. При нормальном состоянии тормозов происходит гашение колебаний. Поэтому наличие звуков говорит о проблеме.

Замена колодок: о регламенте

Точного ответа на вопрос нет и у производителей. Всё зависит от того, как автомобиль эксплуатируется владельцем. При умеренном варианте стандартный срок службы достигает 40 тысяч километров.

У задних колодок срок службы больше в два раза. Ведь основная нагрузка приходится именно на переднюю часть, когда происходит торможение. 15 тысяч километров составляет эксплуатационный ресурс для фрикционных материалов, если стиль езды – активный.

Если лампа индикатора начала гореть – специалисты не рекомендуют долго оставлять транспорт без внимания. Быстрый износ характерен для наконечников из металла. Придётся менять и их, если вовремя не исправить другие проблемы. Иначе работа невозможна.

Какие ещё особенности надо учитывать?

Металлические компоненты добавляются в состав устройства, чтобы ему было проще пропускать электрический ток. Сначала сопротивление появляется сильное, по мере дальнейшего износа колодок оно уменьшается. Таков основной принцип.

Датчики при этом продолжают выполнять функцию, даже если они оказались повреждёнными. Только переходят в режим обычных индикаторов, металлического типа. Металлический сердечник в любом случае образует трение, сопровождение звукового типа при повреждениях.

Выход самих датчиков из строя связан с небольшим количеством:

  • Провода питания, если они повреждены, оборвались.
  • Взаимодействие с влагой, что приводит к окислению контактов.
  • Электрическая цепь с повреждённым сопротивлением. Это происходит, если на внутренние части попадает влага. Результат – ложные срабатывания ламп.

Что делать, если горит лампа тормозов на панели приборов?

Проверяем механическую составляющую

Самостоятельная диагностика – операция простая. Делится она на две составляющие – механическую и электрическую. Первая – очень важна, поскольку оценивает состояние привода тормозной системы и определяет ее работоспособность.

Сводится проверка механической составляющей к оценке уровня тормозной жидкости в бачке и состояния магистралей привода и компонентов системы – главного тормозного цилиндра и рабочих механизмов.

Тормозной бачок располагается в подкапотном пространстве, справа возле заднего щита моторного отсека. Найти его несложно, поскольку к крышке бачка подходит два провода.

При проверке отсоединяем провода и откручиваем крышку, чтобы определить уровень тормозной жидкости. На стенках бачка расположены метки, по которым и можно понять, сколько жидкости осталось. Нормальным считается уровень выше средины между метками.

Снижение ниже о указывает на утечку жидкости. Поэтому следующий этап — проверка магистралей и тормозных механизмов. Для этого осматриваем колеса с внутренней стороны. Если находим утечку жидкости с механизмов, то на дисках видим подтеки.

Для дополнительной проверки заводим авто и пару раз нажимаем на педаль тормоза, после чего откатываем машину и осматриваем поверхность земли на наличие следов вытекающей жидкости, проверяем уровень жидкости. Если она обнаружена – тормозная магистраль повреждена, при этом количество жидкости снизится.

При утечках тормозной жидкости эксплуатация авто недопустима, поскольку машина лишена тормозов. Лучшим вариантом в этом случае является вызов эвакуатора для доставки авто к месту ремонта. Но если опыта вождения достаточно, то добираемся на СТО или в гараж самостоятельно. Тормозные системы автомобилей обычно имеют два контура, и при пробое магистрали одного из них, второй продолжает работать. Но ввиду того, что эффективность тормозов на авто с поврежденной магистралью сильно снижается, двигаться нужно на небольшой скорости и с включенной аварийной сигнализацией.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий