Датчик уровня топлива на примере нива шевроле

Причины неисправности

Причинами, почему не работает датчик уровня топлива либо он неправильно показывает, становятся такие неисправности:

  • Поплавок потерял герметичность. Подобная ситуация актуальна, когда в качестве поплавка используется шарик из хрупкой пластмассы, которая может растрескаться в результате механического воздействия либо в результате эксплуатации авто при сильных морозах. В этом случае поплавок будет находиться внутри жидкости или, что чаще, попросту утонет и ляжет на дно. Результатом будет постоянные показания прибора, что в баке нет топлива. Ремонтные меры предусматривают замену поплавка либо же всего узла целиком. Еще редкий вариант заключается в том, что поплавок может попросту отсоединиться от рычага, на котором он закреплен и «уйти в самостоятельное плавание».
  • Деформация рычага, на котором держится поплавок. В результате этого поплавок может терять подвижность либо отражать не корректную информацию. Часто такая ситуация происходит при неаккуратном извлечении топливного модуля с бака, но иногда даже и как результат длительной эксплуатации машины на дорогах с неровным покрытием, то есть, при постоянных вибрациях при езде. Можно попытаться придать рычагу изначальную форму, однако чаще всего соответствующий рычаг просто меняют на новый.
  • Повреждение корпуса датчика. В результате этого может измениться показания резистивных элементов либо повреждение рычага, снимающего соответствующие показания. В данном случае причиной, почему датчик не правильно показывает уровень топлива — это использование некачественного бензина либо ударные механические нагрузки на деталь.
  • Выход из строя резистивных элементов. Это достаточно частая причина, почему датчик уровня топлива не работает. Элементы на реостате выходят из строя по естественным причинам, то есть, в результате стирания при длительной эксплуатации. Возможен вариант, когда износ частичный, например, посередине. В этом случае стрелка прибора будет дергаться. Также возможно, что между скользящим элементом и резистивной дорожкой пропал контакт вследствие повреждения либо износа резистивного напыления либо ослабления прижима лапки бегунка. При такой неисправности стрелка будет лежать на нуле.
  • Отсутствие электрического контакта на определенном участке цепи. Как правило, на контактах, которые окисляются либо влагой, либо топливом. Могут быть повреждены провода, их изоляция, обрыв. Также иногда возникают проблемы с электрическими разъемами.
  • Сигнальный провод «коротит» на «массу». В этом случае значение его сопротивления будет искажаться и стремиться к нулю. При такой неисправности датчик уровня неправильно показывает уровень передавая информацию, что бак полностью залит.
  • Перегорание предохранителя, отвечающего за работу датчика уровня топлива. Номер предохранителя необходимо смотреть в электрической схеме конкретного автомобиля.
  • Нарушение крепления датчика на корпусе топливного бака. Например, с перекосом. Как правило, в такой ситуации запах топлива распространяется наружу, в частности, в салоне будет слышен запах бензина.
  • Встречаются случаи, когда у резистивной платы, по которой движется бегунок, попросту отваливается крепежная пайка.
  • У трубчатых датчиков уровня топлива может быть оборван сигнальный провод. В этом случае стрелка будет постоянно показывать пустой бак.
  • Также трубчатым датчикам свойственен налет, который может образоваться на направляющей стойке. Это естественным образом приведет к затруднению (и даже невозможности) движения поплавка. Налет обычно образуется в результате использования некачественного топлива (с большим количеством парафина, газолина вместо бензина). В этом случае стрелка прибора замрет в одном положении, причем не обязательно в одном из крайних.
  • У бесконтактных датчиков может быть поврежден магнитный датчик и/или его проводка. На некоторых из них устанавливается специальная контрольная и управляющая плата. Проблема может быть и с ней. В этом случае обычно датчик полностью выходит из строя, то есть, не показывает уровень топлива вообще.

Чаще всего проблемы возникают с поплавками либо с резистивными элементами, которые со временем истираются и перестают передавать корректные данные. Но заметьте, что когда уровень топлива не показывается, то не всегда виноват именно датчик. Часто не работает стрелка, и тут виноват уже прибор на панели, который, по сути, является потенциоментром. Поэтому если датчик топливо неправильно показывает, то нужно его снять и проверить мультиметром и произвести визуальную дефектовку.

Как отрегулировать

Если не удалось найти оригинальный датчик и пришлось купить аналог, то новый резистор после замены будет врать, так как немного не подходит по параметрам. Такой недостаток можно исправить. Именно для этого и понадобятся пассатижи (2 шт.). Порядок следующий:

  1. Залейте полный бак топлива.
  2. Включите зажигание и запомните показания стрелки (можно нарисовать на бумаге).
  3. Снимите минусовую клемму с АКБ.
  4. Демонтируйте ДУТ и немного подогните пассатижами рычаг (одними плоскогубцами крепко держите у основания).
  5. Затем установите датчик в бак, подключите АКБ и поверните замок зажигания.

Ваша задача состоит в том, чтобы стрелка точно совпала со шкалой единицы (1). Операцию необходимо повторять до тех пор, пока не будет достигнут результат. Обычно это занимает 2–3 подхода.

Как отрегулировать

Если не удалось найти оригинальный датчик и пришлось купить аналог, то новый резистор после замены будет врать, так как немного не подходит по параметрам. Такой недостаток можно исправить. Именно для этого и понадобятся пассатижи (2 шт.). Порядок следующий:

  1. Залейте полный бак топлива.
  2. Включите зажигание и запомните показания стрелки (можно нарисовать на бумаге).
  3. Снимите минусовую клемму с АКБ.
  4. Демонтируйте ДУТ и немного подогните пассатижами рычаг (одними плоскогубцами крепко держите у основания).
  5. Затем установите датчик в бак, подключите АКБ и поверните замок зажигания.

Ваша задача состоит в том, чтобы стрелка точно совпала со шкалой единицы (1). Операцию необходимо повторять до тех пор, пока не будет достигнут результат. Обычно это занимает 2–3 подхода.

Принцип работы

На моделях ВАЗ 21213–21214 устанавливалось 2 вида датчика уровня топлива, но оба они рычажного типа. В инжекторной модификации автомобиля, к ранее существующему механизму просто добавили электронасос. Поэтому теперь узел называется — модуль ЭБН. Но при этом основная конструкция ДУТ не изменилась. И на первом, и на втором виде датчика остались главные элементы, такие как:

  1. Резистор (потенциометр).
  2. Подвижной контакт (ползунок).
  3. Металлический рычаг.
  4. Поплавок.
  5. Топливозаборник.

Как механизм работает? При заправке бензина в бак, поплавок датчика топлива остаётся на поверхности и поднимается вместе с уровнем. Ползунок, интегрированный в металлический рычаг, тоже начинает двигаться по резистору вверх. При этом параметры сопротивления понижаются (при максимуме должно быть 20 Ом, а при минимуме 250 Ом), поэтому напряжение увеличивается (закон Ома U=IR). Более высокое напряжение поступает по проводу на указатель уровня в панели приборов и показывает больше бензина. Так водитель следит за изменением в баке.

Распространенные неполадки

Система контроля над объемом топлива в бензобаке подвержена таким неисправностям:

  1. стрелочный указатель лежит на нуле независимо от количества оставшегося в баке горючего;
  2. прибор неправильно показывает уровень топлива – врет в большую либо меньшую сторону;
  3. стрелка «скачет» или меняет показания за короткий промежуток времени;
  4. не горит желтый индикатор минимального остатка топлива.

Справка. В некоторых отечественных моделях машин топливный датчик врет еще с завода. Пример – внедорожник Chevrolet Niva первых выпусков, где прибор сильно занижает реальный уровень бензина. Водитель, ориентируясь на указатель, заезжал на заправку, но обнаруживал доверху полный бак.

Причин падения стрелки на ноль встречается несколько:

  • Заедание либо заклинивание рычага.
  • Поплавок потерял герметичность и опустился на дно.
  • Разрыв электрической цепи из-за окислившихся контактов или проблемы с проводкой.
  • Поломка самого индикатора либо рычажного датчика – потенциометра.

Обычно неправильные показания и «скачки» стрелки – это следствие загрязнения реостата и бегунка. На автомобиле с большим пробегом эти детали могут износиться – тонкий слой на пластинах истирается, отчего между ними и бегунком пропадает контакт.

Датчик уровня топлива в баке посылает противоречивые сигналы, отражающиеся на приборной панели.

Одна из причин неработающего индикатора минимального уровня – перегоревшая лампочка на панели приборов. Реже встречаются проблемы с концевым контактом, находящимся внутри бака, либо обрыв электропроводки. В новейших системах лампа и вовсе загорается по команде контроллера, когда сопротивление рычажного потенциометра достигнет определенного значения.

Диагностика и способы ремонта

Чтобы осуществить проверку и выявить неисправность, выполните ряд подготовительных работ:

  • Отыщите в автомобиле технологический люк, открывающий доступ к блоку электробензонасоса и поплавкового механизма. Обычно располагается под задним диваном, где установлен топливный резервуар.
  • Открутите прижимной фланец и вытащите узел через отверстие. Почистите все контакты и пластину реостата, установите блок на место.
  • Подготовьте «контрольку» с лампочкой и мультиметр.

Первым делом нужно точно определить «виновника» – проверить отдельно датчик и указатель. Работоспособность прибора диагностируется следующим образом:

  • Включите зажигание и подсоедините один зажим мультиметра или контрольной лампочки к массе авто.
  • Второй контакт подключите к плюсовой клемме провода, выходящего в технологический проем. Измеритель должен показать напряжение бортовой сети.
  • Снимите плюсовую клемму и замкните ее на массу. Если прибор на панели исправен, стрелка покажет полный бак. Значит, не работает датчик уровня топлива.
  • Если к бензобаку приходит 2 провода, поочередно соединяйте их с массой автомобиля. От одного должна загореться контрольная лампа, от второго – указатель переместиться на максимум. Если наблюдаются перечисленные признаки, меняйте датчик.

Виды датчиков

Несмотря на устоявшийся десятилетиями классический внешний стиль, «Нива» пережила некоторые метаморфозы внутри себя. Одним из самых массовых преобразований можно считать «фокусы» с датчиком топлива, которые провернул АвтоВАЗ. Если открыть каталог, то даже у бывалого механика разбегутся глаза от разнообразия. Мы разобрались, всё упорядочили и составили номенклатуру согласно хронологии выхода ДУТ.

Таблица 1. Оригинальные номера датчиков уровня топлива

Годы выпуска Код Описание
С 1981 г. 21210-3827064-00 Впервые появился в каталогах.
До 2000 гг. ВАЗ 21213 21210-3827010-02 В каталогах не встречается. Выпускался ПО «Постас», г. Энгельс. В продаже почти не найти.
С 1990 гг. ВАЗ 21213 21213-3827010-00 Модернизированный датчик на базе первого ДУТ (…00). Изменения претерпел резистор: теперь его сопротивление стало 250 Ом, взамен прежних 350 Ом.
С 1990 гг. ВАЗ 21213 21213-3827010-01 Для АвтоВАЗа датчики изготавливались на предприятии «Точмаш» г. Владимир.
С 1990 гг. ВАЗ 21213 21213-3827010-02 Информация о производителе отсутствует.
ВАЗ 21214 С 1999 г. 21214-1139009-01 Для инжекторных машин. Модульный узел, состоящий из датчика уровня топлива и электронасоса. В каталогах идёт под аббревиатурой ЭБН. Производитель GM.
ВАЗ 21214 С 1999 г 21214-1139009-00 Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Насос марки Bosch.
ВАЗ 21214 С 2005 г. 21214-1139009-10 Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Для автомобилей с системой Bosch MP7.0Н.
ВАЗ 21214 С 2009 г. 21214-1139009-20 21214-1139009-21 Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Насос марки Bosch, резистор 3М-01. Производитель ООО «АВТОЭЛЕМЕНТ».
В настоящее время Lada 4×4 (4×4M), Urban 21214-1139009-22 21214-3827010-15-0 Модуль ЭБН. Изготовитель «СЭПО». Насос Aisan 81B. Второй номер (…15–0), это датчик уровня топлива новейшего образца, как на Ниве Шевроле (на защёлках).

Купить ДУТ для ВАЗ 21213-21214 можно во многих магазинах запчастей. Но профессионалы сервисных мастерских рекомендуют обращаться в специализированные торговые точки «LADA», а ещё лучше в монобрендовые магазины «Нива». Здесь менеджеры более компетентные и понимают проблемы покупателей. Если рекомендованного производителем датчика топлива нет в наличии, то подойдёт вариант заказа через интернет.

Таблица 2. Стоимость ДУТ для ВАЗ 21213–21214

Производитель Код Цена, руб.
Точмаш 21213382701001 585
Пекар 212133827010 540
АвтоВАЗ 21213-3827010-01 365
ВАЗ (Модуль ЭБН) 21214-1139009-20 1 670
Стартвольт (Модуль ЭБН) SFM 0124 2 120
VOLTON (съёмный датчик) 21214-3827010-15-0 380

Перед заменой рекомендуется посмотреть на оригинальный номер датчика, чтобы купить именно тот, что и должен стоять. Хоть они и могут взаимозаменяться, производитель всё же не рекомендует использовать другую деталь. Иначе стрелка может «врать», как это выше написал участник форума.

Причины и признаки неисправности

Рычажный механизм ДУТ постоянно находится в агрессивной среде, то есть, в бензине. Топливо не идеальное и часто в нём присутствует вода. Поэтому со временем контакты окисляются и перестают работать должным образом. Кроме того, подвижные механизмы банально изнашиваются, в первую очередь это относится к ползунку и резистору. Нередко происходит разгерметизация поплавка, из-за чего он частично наполняется бензином и начинает давать некорректные данные. Иногда причиной неисправности становится отсоединение (обрыв) провода в комбинации панели приборов.

Главные неисправности и способы устранения

Стрелка указателя лежит на 0, независимо от количества бензина в топливном баке:

Снимите лючок ДУТ (под 2-м рядом сидений) и отсоедините розовый провод. Включите зажигание. Если стрелка поднялась, то датчик «приказал долго жить». Требуется замена.

Стрелка зависает на максимальном значении шкалы (1) и более:

Снимите комбинацию приборов. Отсоедините красный провод от колодки №3 в панели и включите зажигание. Если стрелка упала, значит ДУТ неисправен, а если нет, то проблема в проводке. Возможно где-то короткое замыкание.

Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива:

Вероятнее всего произошло замыкание провода датчика с массой. Проверьте механизм и устраните замыкание.

Иногда стрелка указателя дёргается и замирает в произвольном положении. Эти признаки говорят о том, что скорее всего заклинил ползунок на резисторе.

Замена

Для демонтажа старого датчика уровня топлива и установки нового в бак, придётся снять много деталей задней части салона. Вам потребуется инструмент: крестовая и плоская отвёртки, ключи 7 мм, 10 мм, пассатижи (2 шт), маркер и ветошь. Ремонт желательно проводить на улице или в просторном помещении, чтобы не отравиться парами бензина. А ещё рекомендуется купить прокладку под ДУТ (45–50 руб.), так как старая часто не подлежит повторной установке. Сам процесс замены выглядит так:

Установите машину на ручной тормоз. Снимите минусовую клемму с аккумулятора. Отверните по 2 самореза коврика с каждой стороны. Снимите клипсы с боковых обшивок и сами обшивки. Отверните 4 болта с 2-х кронштейнов заднего ряда сидений. Сложите спинку и выньте сиденье из салона. Откиньте коврик бензобака. Отверните 2 самореза, крепящих лючок ДУТ.
Маркером пометьте одну фишку, чтобы затем не перепутать. Снимите 2 штекера (уровень бензина и сигнальная лампа). Крестовой отвёрткой ослабьте 2 хомута топливопроводов. Отверните 7 гаек крышки датчика (ключ 7 мм). Аккуратно выньте ДУТ из бака

Дождитесь, пока топливо из фильтра (сеточки) сольётся.
Снимите прокладку (осторожно, чтобы её части не упали в бак). Почистите посадочное место

Установите новый датчик уровня топлива, но не закрывайте лючок. Включите зажигание и проверьте работу ДУТ на приборной панели. Соберите всё в обратной хронологии.

На инжекторной «Ниве» снятие и установка модуля ЭБН проходит в такой же последовательности. Только для отсоединения 2-х штуцеров шлангов понадобится 2 ключа на 17 мм. А перед снятием топливопроводов необходимо скинуть давление бензина в рампе.

Почему не работает или «врет» указатель уровня автомобильного топлива

Зачастую глючат датчики уровня топлива не только при повреждении поплавка. Причиной стрелки, остановившейся на нуле, могут также стать:

  • разрыв электроцепи из-за окисления контактов или неисправности проводки;
  • выход из строя топливного индикатора;
  • поломка потенциометра.

Скачки стрелки связаны с загрязнением, износом реостата и подвижного контакта. Истирание поверхностей этих элементов, образование окисей и налета приводит к нарушению контакта между ними. Индикатор минимального количества топлива может не работать из-за перегорания лампочки или обрыва электрической проводки.

Если не работает указатель уровня топлива, проблема может заключать не только в датчике, но и в самом указателе. Например, иногда заклинивает подвижная обмотка индикатора, из-за этого стрелка не может нормально перемещаться. Часто может не работать датчик уровня топлива после поездок по бездорожью или заснеженным участкам. К поломкам приводит попадание на электроцепь агрессивных химических веществ, которые повреждают контакты и проводку.

Среди других причин неисправностей также выделяют:

  • сгорание предохранителей;
  • заводской дефект поплавка, вследствие которого внутрь него попадает горючее;
  • образование налета на направляющей движения поплавка в ДУТе трубчатого типа.

Иногда можно заметить, что стрелка указателя уровня топлива не работает в обычном режиме, а все время находится на верхней отметке. Наиболее распространенные причины данной неисправности:

  • отсутствие соединения между поплавком и подвижным контактом;
  • короткое замыкание провода, который подсоединяется к указателю, в результате чего снижается уровень сопротивления в электроцепи.

Если измерительный блок и сам указатель исправны, но стрелка все равно показывает некорректные данные, стоит снять датчик уровня топлива и провести регулировку прибора. Штанга поплавка подгибается в нужную сторону, после чего выполняется проверка показаний. Для обеспечения максимальной точности процедура повторяется несколько раз.

Распространенные неполадки

Система контроля над объемом топлива в бензобаке подвержена таким неисправностям:

  • стрелочный указатель лежит на нуле независимо от количества оставшегося в баке горючего;
  • прибор неправильно показывает уровень топлива – врет в большую либо меньшую сторону;
  • стрелка «скачет» или меняет показания за короткий промежуток времени;
  • не горит желтый индикатор минимального остатка топлива.

Причин падения стрелки на ноль встречается несколько:

  1. Заедание либо заклинивание рычага.
  2. Поплавок потерял герметичность и опустился на дно.
  3. Разрыв электрической цепи из-за окислившихся контактов или проблемы с проводкой.
  4. Поломка самого индикатора либо рычажного датчика – потенциометра.

Обычно неправильные показания и «скачки» стрелки – это следствие загрязнения реостата и бегунка. На автомобиле с большим пробегом эти детали могут износиться – тонкий слой на пластинах истирается, отчего между ними и бегунком пропадает контакт.

Одна из причин неработающего индикатора минимального уровня – перегоревшая лампочка на панели приборов. Реже встречаются проблемы с концевым контактом, находящимся внутри бака, либо обрыв электропроводки. В новейших системах лампа и вовсе загорается по команде контроллера, когда сопротивление рычажного потенциометра достигнет определенного значения.

Как проверить

На рынке запчастей полно контрафакта и деталей плохого качества. Независимые эксперты автоизданий рекомендуют проверить новый датчик уровня топлива перед установкой. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Его потребуется переключить в омметр.

Сверху на крыше ДУМ есть 2 электрических выхода. В них вставлены штекеры: один для уровня, другой для сигнальной лампочки. Установите плюсовой щуп тестера на выход уровня, а минусовой щуп на массу. Далее двигайте рычаг датчика, имитируя полную заправку или пустой бак. Параметры на тестере должны меняться, от 20 (верхнее положение) до 250 Ом (нижнее). Никаких скачков и перепадов не допускается. Если дефекты есть, то выявлена некачественная деталь. Её необходимо вернуть в магазин.

Датчик уровня топлива автомобиля ВАЗ 21213

Российские автовладельцы с любовью относятся к первому отечественному кроссоверу ВАЗ 2121 «Нива» и продолжают его эксплуатировать на протяжении 40 лет. За эти годы автомобиль немного эволюционировал. Правда его внешность почти не изменилась, а вот силовая установка преобразилась: на смену карбюратору пришёл инжектор. И на тех, и на других модификация машины, владельцам загадывает непростые ребусы датчик уровня топлива (ДУТ). Это некомфортно сказывается на управлении, так как водитель не уверен в точном количестве бензина в баке.

Далее расскажем о причинах и признаках неисправности ДУТ, какие виды датчиков существуют, какой выбрать, как проверить, заменить и отрегулировать.

Принцип работы

На моделях ВАЗ 21213–21214 устанавливалось 2 вида датчика уровня топлива, но оба они рычажного типа. В инжекторной модификации автомобиля, к ранее существующему механизму просто добавили электронасос. Поэтому теперь узел называется — модуль ЭБН. Но при этом основная конструкция ДУТ не изменилась. И на первом, и на втором виде датчика остались главные элементы, такие как:

  1. Резистор (потенциометр).
  2. Подвижной контакт (ползунок).
  3. Металлический рычаг.
  4. Поплавок.
  5. Топливозаборник.

Как механизм работает? При заправке бензина в бак, поплавок датчика топлива остаётся на поверхности и поднимается вместе с уровнем. Ползунок, интегрированный в металлический рычаг, тоже начинает двигаться по резистору вверх. При этом параметры сопротивления понижаются (при максимуме должно быть 20 Ом, а при минимуме 250 Ом), поэтому напряжение увеличивается (закон Ома U=IR). Более высокое напряжение поступает по проводу на указатель уровня в панели приборов и показывает больше бензина. Так водитель следит за изменением в баке.

Виды датчиков

Несмотря на устоявшийся десятилетиями классический внешний стиль, «Нива» пережила некоторые метаморфозы внутри себя. Одним из самых массовых преобразований можно считать «фокусы» с датчиком топлива, которые провернул АвтоВАЗ. Если открыть каталог, то даже у бывалого механика разбегутся глаза от разнообразия. Мы разобрались, всё упорядочили и составили номенклатуру согласно хронологии выхода ДУТ.

Таблица 1. Оригинальные номера датчиков уровня топлива

Годы выпуска Код Описание
С 1981 г. 21210-3827064-00 Впервые появился в каталогах.
До 2000 гг. ВАЗ 21213 21210-3827010-02 В каталогах не встречается. Выпускался ПО «Постас», г. Энгельс. В продаже почти не найти.
С 1990 гг. ВАЗ 21213 21213-3827010-00 Модернизированный датчик на базе первого ДУТ (…00). Изменения претерпел резистор: теперь его сопротивление стало 250 Ом, взамен прежних 350 Ом.
С 1990 гг. ВАЗ 21213 21213-3827010-01 Для АвтоВАЗа датчики изготавливались на предприятии «Точмаш» г. Владимир.
С 1990 гг. ВАЗ 21213 21213-3827010-02 Информация о производителе отсутствует.
ВАЗ 21214 С 1999 г. 21214-1139009-01 Для инжекторных машин. Модульный узел, состоящий из датчика уровня топлива и электронасоса. В каталогах идёт под аббревиатурой ЭБН. Производитель GM.
ВАЗ 21214 С 1999 г 21214-1139009-00 Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Насос марки Bosch.
ВАЗ 21214 С 2005 г. 21214-1139009-10 Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Для автомобилей с системой Bosch MP7.0Н.
ВАЗ 21214 С 2009 г. 21214-1139009-20
21214-1139009-21
Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Насос марки Bosch, резистор 3М-01. Производитель ООО «АВТОЭЛЕМЕНТ».
В настоящее время Lada 4×4 (4×4M), Urban 21214-1139009-22
21214-3827010-15-0
Модуль ЭБН. Изготовитель «СЭПО». Насос Aisan 81B.
Второй номер (…15–0), это датчик уровня топлива новейшего образца, как на Ниве Шевроле (на защёлках).

Цена

Купить ДУТ для ВАЗ 21213-21214 можно во многих магазинах запчастей. Но профессионалы сервисных мастерских рекомендуют обращаться в специализированные торговые точки «LADA», а ещё лучше в монобрендовые магазины «Нива». Здесь менеджеры более компетентные и понимают проблемы покупателей. Если рекомендованного производителем датчика топлива нет в наличии, то подойдёт вариант заказа через интернет.

Таблица 2. Стоимость ДУТ для ВАЗ 21213–21214

Производитель Код Цена, руб.
Точмаш 21213382701001 585
Пекар 212133827010 540
АвтоВАЗ 21213-3827010-01 365
ВАЗ (Модуль ЭБН) 21214-1139009-20 1 670
Стартвольт (Модуль ЭБН) SFM 0124 2 120
VOLTON (съёмный датчик) 21214-3827010-15-0 380

Перед заменой рекомендуется посмотреть на оригинальный номер датчика, чтобы купить именно тот, что и должен стоять. Хоть они и могут взаимозаменяться, производитель всё же не рекомендует использовать другую деталь. Иначе стрелка может «врать», как это выше написал участник форума.

Взаимозаменяемость электробензонасосов

До 2006 года. Так как на конвейер ставился только один насос, то взаимозаменяемость возможна с другими производителями, которые заявляют о взаимозаменяемости. Например «Пекар» выпускает насос 2123-1139009-20, заявляя его как аналог для оригинального от Утеса.

После 2006 года. Это период можно также разделить на неcколько этапов, взяв за основу используемые ДУТ’ы.

К3. Насосы 00, 01, 02. Как и указано в каталогах — эти три ЭБН взаимозаменяемы.

К3-01. 10 насос можно использовать вместо насосов из группы «К3». В обратную сторону — GM-Avtovaz не советует.

21236. Ну и последняя группа, в которую входят 15 и 16 насосы, взаимозаменяемы друг с другом, а также взаимозаменяемы с 10. Могут быть использованы вместо насосов из группы «К3», но в обратную сторону также GM-Avtovaz не советует.

Как проверить

На рынке запчастей полно контрафакта и деталей плохого качества. Независимые эксперты автоизданий рекомендуют проверить новый датчик уровня топлива перед установкой. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Его потребуется переключить в омметр.

Сверху на крыше ДУМ есть 2 электрических выхода. В них вставлены штекеры: один для уровня, другой для сигнальной лампочки. Установите плюсовой щуп тестера на выход уровня, а минусовой щуп на массу. Далее двигайте рычаг датчика, имитируя полную заправку или пустой бак. Параметры на тестере должны меняться, от 20 (верхнее положение) до 250 Ом (нижнее). Никаких скачков и перепадов не допускается. Если дефекты есть, то выявлена некачественная деталь. Её необходимо вернуть в магазин.

Причины и признаки неисправности

Рычажный механизм ДУТ постоянно находится в агрессивной среде, то есть, в бензине. Топливо не идеальное и часто в нём присутствует вода. Поэтому со временем контакты окисляются и перестают работать должным образом. Кроме того, подвижные механизмы банально изнашиваются, в первую очередь это относится к ползунку и резистору. Нередко происходит разгерметизация поплавка, из-за чего он частично наполняется бензином и начинает давать некорректные данные. Иногда причиной неисправности становится отсоединение (обрыв) провода в комбинации панели приборов.

Главные неисправности и способы устранения

Стрелка указателя лежит на 0, независимо от количества бензина в топливном баке:

Снимите лючок ДУТ (под 2-м рядом сидений) и отсоедините розовый провод. Включите зажигание. Если стрелка поднялась, то датчик «приказал долго жить». Требуется замена.

Стрелка зависает на максимальном значении шкалы (1) и более:

Снимите комбинацию приборов. Отсоедините красный провод от колодки №3 в панели и включите зажигание. Если стрелка упала, значит ДУТ неисправен, а если нет, то проблема в проводке. Возможно где-то короткое замыкание.

Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива:

Вероятнее всего произошло замыкание провода датчика с массой. Проверьте механизм и устраните замыкание.

Иногда стрелка указателя дёргается и замирает в произвольном положении. Эти признаки говорят о том, что скорее всего заклинил ползунок на резисторе.

Причины и признаки неисправности

Рычажный механизм ДУТ постоянно находится в агрессивной среде, то есть, в бензине. Топливо не идеальное и часто в нём присутствует вода. Поэтому со временем контакты окисляются и перестают работать должным образом. Кроме того, подвижные механизмы банально изнашиваются, в первую очередь это относится к ползунку и резистору. Нередко происходит разгерметизация поплавка, из-за чего он частично наполняется бензином и начинает давать некорректные данные. Иногда причиной неисправности становится отсоединение (обрыв) провода в комбинации панели приборов.

Главные неисправности и способы устранения

Стрелка указателя лежит на 0, независимо от количества бензина в топливном баке:

Снимите лючок ДУТ (под 2-м рядом сидений) и отсоедините розовый провод. Включите зажигание. Если стрелка поднялась, то датчик «приказал долго жить». Требуется замена.

Стрелка зависает на максимальном значении шкалы (1) и более:

Снимите комбинацию приборов. Отсоедините красный провод от колодки №3 в панели и включите зажигание. Если стрелка упала, значит ДУТ неисправен, а если нет, то проблема в проводке. Возможно где-то короткое замыкание.

Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива:

Вероятнее всего произошло замыкание провода датчика с массой. Проверьте механизм и устраните замыкание.

Иногда стрелка указателя дёргается и замирает в произвольном положении. Эти признаки говорят о том, что скорее всего заклинил ползунок на резисторе.

7.13.4.2 Проверка датчика и указателя уровня топлива

7.13.4.2. Проверка датчика и указателя уровня топлива

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Стрелка указателя не отклоняется от начала шкалы независимо от количества бензина в топливном баке.

Сложите заднее сиденье и снимите крышку лючка датчика указателя. Отсоедините розовый провод от датчика указателя и соедините его с «массой». Включите зажигание:

– стрелка указателя отклонилась – неисправен датчик (замените);

– стрелка указателя не отклоняется – продолжите поиск неисправности.

Выньте комбинацию приборов из панели, не отсоединяя от нее колодки. Включите зажигание. Соедините проводом правый контакт 4 указателя уровня топлива (который соединяется с контактом 10 красной колодки):

– стрелка указателя отклонилась – обрыв в проводе, соединяющем указатель и датчик;

– стрелка указателя не отклоняется – замените указатель.

Стрелка указателя находится на отметке «1» шкалы независимо от количества бензина в топливном баке.

Отсоедините красную колодку с проводами от колодки 3 комбинации приборов. Включите зажигание:

– стрелка указателя отклонилась в начало шкалы – указатель исправен;

– стрелка указателя не отклоняется – неисправен указатель (замените).

Тахометр и спидометр можно проверить только на стендах в специализированных мастерских.

Источник

Как отрегулировать

Если не удалось найти оригинальный датчик и пришлось купить аналог, то новый резистор после замены будет врать, так как немного не подходит по параметрам. Такой недостаток можно исправить. Именно для этого и понадобятся пассатижи (2 шт.). Порядок следующий:

  1. Залейте полный бак топлива.
  2. Включите зажигание и запомните показания стрелки (можно нарисовать на бумаге).
  3. Снимите минусовую клемму с АКБ.
  4. Демонтируйте ДУТ и немного подогните пассатижами рычаг (одними плоскогубцами крепко держите у основания).
  5. Затем установите датчик в бак, подключите АКБ и поверните замок зажигания.

Ваша задача состоит в том, чтобы стрелка точно совпала со шкалой единицы (1). Операцию необходимо повторять до тех пор, пока не будет достигнут результат. Обычно это занимает 2–3 подхода.

Принцип работы

На моделях ВАЗ 21213–21214 устанавливалось 2 вида датчика уровня топлива, но оба они рычажного типа. В инжекторной модификации автомобиля, к ранее существующему механизму просто добавили электронасос. Поэтому теперь узел называется — модуль ЭБН. Но при этом основная конструкция ДУТ не изменилась. И на первом, и на втором виде датчика остались главные элементы, такие как:

  1. Резистор (потенциометр).
  2. Подвижной контакт (ползунок).
  3. Металлический рычаг.
  4. Поплавок.
  5. Топливозаборник.

Как механизм работает? При заправке бензина в бак, поплавок датчика топлива остаётся на поверхности и поднимается вместе с уровнем. Ползунок, интегрированный в металлический рычаг, тоже начинает двигаться по резистору вверх. При этом параметры сопротивления понижаются (при максимуме должно быть 20 Ом, а при минимуме 250 Ом), поэтому напряжение увеличивается (закон Ома U=IR). Более высокое напряжение поступает по проводу на указатель уровня в панели приборов и показывает больше бензина. Так водитель следит за изменением в баке.

Неисправный датчик измерения уровня топлива: последствия

Неисправный датчик уровня топлива — достаточно серьезная проблема, при наличии которой не рекомендуется эксплуатировать авто вплоть до ее полного устранения.

Во-первых, водитель рискует остаться без топлива на участке дороги вдали от автозаправочных станций, а это — длительный простой транспорта, колоссальная потеря времени, а возможно, и денег.

Во-вторых, из-за неисправного датчика уровня топлива могут выйти из строя другие детали и механизмы. Например, бензонасос инжекторного двигателя, который постоянно находится в топливном баке и охлаждается с помощью горючего. Если стрелка существенно отклоняется от реальных параметров или все время датчик уровня топлива на нуле, автомобилист не может установить фактический объем горючего. Если его в баке слишком мало, происходит перегревание бензонасоса. Кроме того, в топливную емкость попадает мусор, который забивает фильтры.

Замена

Для демонтажа старого датчика уровня топлива и установки нового в бак, придётся снять много деталей задней части салона. Вам потребуется инструмент: крестовая и плоская отвёртки, ключи 7 мм, 10 мм, пассатижи (2 шт), маркер и ветошь. Ремонт желательно проводить на улице или в просторном помещении, чтобы не отравиться парами бензина. А ещё рекомендуется купить прокладку под ДУТ (45–50 руб.), так как старая часто не подлежит повторной установке. Сам процесс замены выглядит так:

Установите машину на ручной тормоз.
Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
Отверните по 2 самореза коврика с каждой стороны.
Снимите клипсы с боковых обшивок и сами обшивки.
Отверните 4 болта с 2-х кронштейнов заднего ряда сидений.
Сложите спинку и выньте сиденье из салона.
Откиньте коврик бензобака.
Отверните 2 самореза, крепящих лючок ДУТ.
Маркером пометьте одну фишку, чтобы затем не перепутать.
Снимите 2 штекера (уровень бензина и сигнальная лампа).
Крестовой отвёрткой ослабьте 2 хомута топливопроводов.
Отверните 7 гаек крышки датчика (ключ 7 мм).
Аккуратно выньте ДУТ из бака.
Дождитесь, пока топливо из фильтра (сеточки) сольётся.
Снимите прокладку (осторожно, чтобы её части не упали в бак).
Почистите посадочное место.
Установите новый датчик уровня топлива, но не закрывайте лючок.
Включите зажигание и проверьте работу ДУТ на приборной панели.
Соберите всё в обратной хронологии.

На инжекторной «Ниве» снятие и установка модуля ЭБН проходит в такой же последовательности. Только для отсоединения 2-х штуцеров шлангов понадобится 2 ключа на 17 мм. А перед снятием топливопроводов необходимо скинуть давление бензина в рампе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий