Инструкция о порядке действия персонала при получении сигнала о пожаре

Профилактика пожарной безопасности на предприятии

Предотвращение пожаров – одна из обязанностей сотрудника охранной службы.

Во избежание возгораний контролируем следующее:

  1. Не пользуемся открытым огнем и не позволяем делать этого другим сотрудникам.
  2. Не сжигаем мусор на вверенной территории.
  3. Запрещено использование неисправных электроприборов.
  4. В холодное время года помещение может обогреваться лишь заводскими отопительными приборами. Включать «самопальные» обогреватели недопустимо.
  5. Нельзя использовать котельные помещения без ведома ответственных за них лиц.
  6. Срабатывание сигнализации должно быть корректным. Обязательно проверяем этот параметр перед сменой и после нее.
  7. Курение допустимо только в специально отведенных зонах.
  8. При неисправности электропроводки (искрах, замыканиях) непременно сообщаем об этом руководству организации.

Действия в случае возникновения пожара

Нельзя ни в коем случае поддаваться панике. Держите себя в руках, паника может стоить жизни!

Очень опасно для жизни входить в зону задымления, даже если там не видно очагов возгорания огня.

При спасении людей из горящих домов следует помнить:

Следует накрыться мокрым одеялом или любой мокрой тканью перед тем, как входить в горящее здание (подойдёт также любая мокрая одежда).
Огонь питается кислородом, поэтому при резком открытии дверей возможно ещё большее возгорание

По этой причине дверь открывать в горящее помещение нужно осторожно и медленно.
воздуха больше внизу, поэтому в сильно задымленном помещении перемещаться лучше пригнувшись, а ещё лучше — ползком.
Марлевая повязка или влажная ткань защитит вас от угарного газа, если дышать через неё.
В первую очередь из горящих зданий нужно эвакуировать детей, инвалидов и людей пожилого возраста. Маленькие дети могут спрятаться от страха в шкаф или под кровать, могут забиться в угол.
Из очага пожара выходить нужно в ту же сторону, откуда дует ветер.
Если на пострадавшем горит одежда, нужно повалить его на пол, накинуть на него какую-нибудь желательно мокрую одежду или ткань, чтобы сбить огонь, плотно прижав ткань к телу, после чего вызвать скорую помощь по номеру телефона «103».
Если загорелась одежда на вас, нужно упасть на землю и кататься по земле, дабы сбить пламя. Бежать с горящей на себе одежде нет смысла — огонь разгорится ещё больше.
Для тушения пожара можно использовать самые разные средства: пожарные гидранты, огнетушители, песок, воду, землю, влажные одеяла.
Такие вещества, как керосин, растворители, бензин, органические масла следует тушить только при помощи специальных средств

Для тушения таких веществ используют другие виды огнетушителей. Если таких огнетушителей под рукой нет, можно засыпать их песком или землёй. При небольшом очаге возгорания бензин и подобные вещества вышеперечисленные можно накрыть асбестовым или брезентовым покрывалом, а также влажной тканью или одеждой.
При возгорании проводки или электрооборудования сначала необходимо выключить рубильник, выключатель, электрические пробки и только после этого начинать тушить огонь.

Бежать с горящей на себе одежде нет смысла — огонь разгорится ещё больше.
Для тушения пожара можно использовать самые разные средства: пожарные гидранты, огнетушители, песок, воду, землю, влажные одеяла.
Такие вещества, как керосин, растворители, бензин, органические масла следует тушить только при помощи специальных средств. Для тушения таких веществ используют другие виды огнетушителей. Если таких огнетушителей под рукой нет, можно засыпать их песком или землёй. При небольшом очаге возгорания бензин и подобные вещества вышеперечисленные можно накрыть асбестовым или брезентовым покрывалом, а также влажной тканью или одеждой.
При возгорании проводки или электрооборудования сначала необходимо выключить рубильник, выключатель, электрические пробки и только после этого начинать тушить огонь.

Порядок действий при возникновении пожара

Если человек, будь-то сотрудник или простой посетитель, заметит пожар, он моментально должен предупредить об этом всех людей, которые присутствуют на объекте. Размер и место возгорания, наличие или отсутствие дыма, а также специфического запаха горения большой роли не играет. В любом случае нужно немедленно звонить в пожарную охрану, используя номер телефона «101».

Звонить по знакомому всем двузначному номеру «01» можно лишь с городского номера телефона, мобильные телефоны не поддерживают его! Лучше сразу звонить по номерам «101» либо «112».

Чем быстрее приедет пожарная бригада, чем эффективнее будет локализован источник возгорания, что даст возможность избежать уничтожения имущества и людские жертвы.

Информация о начале возгорания, как правило, передается при помощи телефона стационарного или мобильного. Для этого человек должен знать, где может находиться телефонный аппарат, работающий круглые сутки, если мобильного аппарата при нем не оказалось.

Необходимо знать, что если у человека отсутствует деньги на сотовом телефоне, то пожарную охрану можно вызвать бесплатно, набрав номер «112».

Любой сотрудник предприятия, обнаружив источник возгорания, должен в обязательном порядке предпринять следующие действия:

  1. вызвать пожарных к месту возгорания, сообщив при этом точные сведения, а также свою фамилию, имя, отчество и номер контактного телефона;
  2. оповестить всех людей о наличии возгорания, привлечь других людей для оказания помощи в тушении первичными средствами пожаротушения, а также в проведении эвакуационных мероприятий, особенно в отношении пожилых людей, людей с физическими недостатками и детей;
  3. поставить в известность руководителя предприятия, его заместителей или иное ответственное лицо за пожарную безопасность о наличии очага возгорания;
  4. встретить подъехавшие пожарные расчеты, предоставить им полную информацию о пожаре и при необходимости способствовать им в тушении огня.

Как действовать при пожаре в общественном месте

Необходимо быть готовым к возникновению таких ситуаций. К счастью, существует четкая инструкция по действиям при возникновении пожара (рисунок 3).

Посещая театр, торговый центр, кинотеатр необходимо запомнить очень важные моменты:

Графический документ, а именно план эвакуации, точно показывает, куда идти при возникновении пожара.
В помещении расположены таблички, которые указывают, куда двигаться во время пожара, они выполнены в виде наклейки зеленого цвета, где указан бегущий человек или же подсвеченные плафонами.
Необходимо обращать внимание, где располагаются аварийные выходы, и с какой стороны от лестницы они находятся.
Необходимо помнить о кнопках оповещения (красного цвета) и при необходимости обязательно воспользоваться ими, чтобы оповестить остальных находящихся в помещении.

Рисунок 3. Правильное поведение поможет сохранить жизнь и здоровье

Большое внимание необходимо  уделять детям, которые находятся с вами. Их необходимо держать в поле зрения и не отпускать далеко, но лучше всего держать ребенка за руку

При нахождении в толпе

Сложно не запаниковать среди большого количества людей, которые стремятся выбраться  быстрее (рисунок 4).

Вот некоторые рекомендации как действовать при пожаре.

  1. В первую очередь пропустить слабых, детей, стариков и женщин.
  2. Необходимо сохранять пространство между собой и людьми, несмотря на то, что вас подпирают другие.
  3. Не жалея приводить в чувство паникеров.
  4. Попав в давку не поддаваться панике, необходимо согнуться в комок, выставив локти и так двигаться к выходу.
  5. При падении в толпе постарайтесь, упираясь в пол, встать на колени и резким движением вверх оттолкнуться одной ногой.

Рисунок 4. В толпе главное не поддаваться панике

Если вы с маленьким ребенком, тогда поставьте его впереди себя, он не должен идти рядом. При небольшой задымленности можно малыша посадить себе на плечи.

Если нет возможности выбраться

Возникновение пожара в общественном месте — непредсказуемая и сложная ситуация. Из горящего здания не все могут выбраться.

Что может продлить жизнь при возникновении такой ситуации? Какие должны быть ваши действия в общественном месте,  если вы попали в такую ситуацию? Основной задачей будет закрыться в помещении и не допустить дыма в комнату всеми подручными средствами. Например, закрыв вентиляционные решетки мы приостанавливаем тягу.

Из платков и тряпок делаем маски, если есть вода, то необходимо их предварительно смочить.

Если в помещении есть много тряпок и драпировка мебели, тогда их необходимо использовать как противопожарные средства, предварительно смочив и расположив на полу. Если дым все же проник в помещение, нужно полностью завернуться в одну из мокрых тряпок (рисунок 5).

Постарайтесь найти выход из помещения. Эвакуацию можно провести через чердачные входы и пожарные лестницы. Но постарайтесь дать о себе знать так, чтобы не разбивать окно. Например, можно быстро выбросить на улицу какой-то крупный предмет или вывесить под коном тряпку, чтобы спасатели знали, где вы находитесь.

Рисунок 5. Если найти выход не удалось, перекройте доступ дыма в помещение и дождитесь спасателей

Категорически запрещается прыгать из окон, если спасатели еще не подготовили средства приема пострадавших. Как правило, это занимает всего несколько минут.

Сложность работы

Основная проблема профессии – напряженность и постоянный стресс. В боевых условиях сотрудникам работать не приходится, однако, психологическая, эмоциональная нагрузка дает о себе знать.

Диспетчерские службы часто сталкиваются с ситуациями, когда люди звонят на «01» в состоянии паники, не могут связать пару слов. К таким вызовам нужен особый подход, человек должен понимать, что от него зависит спасение жизни. Отработкой таких звонков занимаются вместе с психологами и врачами.

Сложность работы заключается и в графике вахты. Диспетчер находится на телефоне 24 часа в сутки, звонки поступают со всей области. Бывают дни, когда от телефона не получается отойти и на минуту. Поэтому работники-телефонисты должны обладать выдержкой, выносливостью, умением работать днем и ночью.

Действия персонала при ЧС

Порядок действий при пожаре в школе выглядит так:

  1. Оповещаем о случившемся экстренные службы.
  2. Начинаем плановую эвакуацию детей.
  3. Пытаемся потушить пламя самостоятельно.

Это основные действия при пожаре в школе. Давайте рассмотрим подробнее каждый пункт.

Вызов пожарных

Это самое первое действие. Даже при правильной эвакуации и принятии необходи-мых мер рисковать жизнями детей нельзя. С огнем и его последствиями должны работать профессионалы.

Куда звонить

Оповещают о возгорании две службы:

  1. Первая – пожарная охрана. Единый номер 101. Дозвониться до диспетчера можно как со стационарного телефона, так и с мобильного, звонок будет бесплатным.
  2. Вторая – единая система 112. В этом случае вы попадете к оператору, который сам направит на место ЧП необходимые экстренные службы.

Что говорить

Принявшему вызов диспетчеру сообщите следующую информацию:

  • точный адрес, по которому произошло возгорание;
  • тип объекта (в нашем случае – школа);
  • обозначьте, что горит (кровля, забор, отдельный кабинет, целый этаж);
  • ответьте на уточняющие вопросы диспетчера (об этажности объекта, не перекрыты ли подъездные пути);
  • назовите себя (имя, фамилия, контактный номер).

Детальная информация видна на видео:

Как вызвать пожарныхКак вызвать пожарных

Объявление об эвакуации в здании

Инструкция о порядке действия персонала при пожаре в школе гласит: дежурные и учителя не должны способствовать развитию паники. Фразы «Горим» и «Пожар» исключены.

Если в здании нет автоматизированной системы извещения, то даются два длинных и один короткий звонок. При наличии голосовых оповещений и громкой связи сообщается о необходимости покинуть здание.

Вывод детей и взрослых

Правила поведения при пожарах и ЧС в школах отрабатываются во время учений. В каждом общеобразовательном учреждении есть схема эвакуации, которой нужно придерживаться при выводе людей из здания.

Алгоритм действий выглядит так:

  1. В каждом классе эвакуацией руководит учитель, во время занятий которого произошла ЧС.
  2. Детей нужно построить парами (это позволит школьникам не потеряться во время выхода).
  3. Педагог объясняет, что портфели и сумки нужно оставить, сам берет классный журнал. Учетная документация понадобится для пересчета детей.
  4. Учитель раздает средства индивидуальной защиты (если они есть) или смачивает водой ткань. Объясняет, что дышать нужно через нее.
  5. После педагог встает в начало колонны. Замыкают цепочку физически развитые ребята.
  6. Продвижение к выходу должно быть быстрым, но переходить на бег нельзя.
  7. В случае значительных задымлений колоннам нужно пригнуться.
  8. Допускается вывод детей в незадымленный кабинет с дальнейшей эвакуацией на улицу.
  9. По пути следования колонны нужно просмотреть помещения. В них могут прятаться дети.
  10. После выхода на улицу ребят пересчитывают. Перекличка осуществляется по спискам из классных журналов.

В холодное время года учащихся обязательно размещают в близлежащих безопасных, теплых зданиях.

Детальная информация видна на видео:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ при пожаре в ШКОЛЕ.aviПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ при пожаре в ШКОЛЕ.avi

Что делать, если возможности выхода нет

В некоторых ситуациях огонь может отрезать пути выхода из здания. Проводить детей вблизи открытого пламени опасно.

Действовать в этом случае нужно так:

  1. Заходим в незадымленные классные или подсобные комнаты.
  2. Закрываем двери, щели прикрываем смоченной тканью. Если в комнате есть вентиляционные отверстия, завешиваем тканью и их.
  3. Нельзя открывать окна. Это усилит задымление.
  4. При проникновении дыма нужно дышать через смоченную водой ткань и не вставать в полный рост.

Ответственный учитель предотвращает панику. По регламенту пожарные бригады приезжают в течение максимум десяти минут. Первым делом сотрудники МЧС извлекают из здания отрезанных огнем людей

Как только вы услышите звук пожарной сирены, открывайте окно, привлекайте внимание спасателей

При применении батутов и спасательных тентов объясните детям, что при прыжке нужно сгруппироваться.

Тушение огня своими силами

Самостоятельное тушение пожара.

Что делать, если в школе произошел незначи-тельный пожар? Попробовать потушить его самостоятельно.

Это оправдано исключительно при небольших возгораниях:

  • на борьбу с огнем можно направить огнетушители, которыми должны быть оборудованы школы;
  • бороться с пламенем разрешается с помощью инструментов пожарного щита (ведер для воды, песка).

База знаний

Действия персонала при ЧС

Порядок действий при пожаре в школе выглядит так:

  1. Оповещаем о случившемся экстренные службы.
  2. Начинаем плановую эвакуацию детей.
  3. Пытаемся потушить пламя самостоятельно.

Это основные действия при пожаре в школе. Давайте рассмотрим подробнее каждый пункт.

Вызов пожарных

Это самое первое действие. Даже при правильной эвакуации и принятии необходи-мых мер рисковать жизнями детей нельзя. С огнем и его последствиями должны работать профессионалы.

Куда звонить

Оповещают о возгорании две службы:

  1. Первая – пожарная охрана. Единый номер 101. Дозвониться до диспетчера можно как со стационарного телефона, так и с мобильного, звонок будет бесплатным.
  2. Вторая – единая система 112. В этом случае вы попадете к оператору, который сам направит на место ЧП необходимые экстренные службы.

Что говорить

Принявшему вызов диспетчеру сообщите следующую информацию:

  • точный адрес, по которому произошло возгорание;
  • тип объекта (в нашем случае – школа);
  • обозначьте, что горит (кровля, забор, отдельный кабинет, целый этаж);
  • ответьте на уточняющие вопросы диспетчера (об этажности объекта, не перекрыты ли подъездные пути);
  • назовите себя (имя, фамилия, контактный номер).

Детальная информация видна на видео:

Объявление об эвакуации в здании

Инструкция о порядке действия персонала при пожаре в школе гласит: дежурные и учителя не должны способствовать развитию паники. Фразы «Горим» и «Пожар» исключены.

Если в здании нет автоматизированной системы извещения, то даются два длинных и один короткий звонок. При наличии голосовых оповещений и громкой связи сообщается о необходимости покинуть здание.

Вывод детей и взрослых

Правила поведения при пожарах и ЧС в школах отрабатываются во время учений. В каждом общеобразовательном учреждении есть схема эвакуации, которой нужно придерживаться при выводе людей из здания.

Алгоритм действий выглядит так:

  1. В каждом классе эвакуацией руководит учитель, во время занятий которого произошла ЧС.
  2. Детей нужно построить парами (это позволит школьникам не потеряться во время выхода).
  3. Педагог объясняет, что портфели и сумки нужно оставить, сам берет классный журнал. Учетная документация понадобится для пересчета детей.
  4. Учитель раздает средства индивидуальной защиты (если они есть) или смачивает водой ткань. Объясняет, что дышать нужно через нее.
  5. После педагог встает в начало колонны. Замыкают цепочку физически развитые ребята.
  6. Продвижение к выходу должно быть быстрым, но переходить на бег нельзя.
  7. В случае значительных задымлений колоннам нужно пригнуться.
  8. Допускается вывод детей в незадымленный кабинет с дальнейшей эвакуацией на улицу.
  9. По пути следования колонны нужно просмотреть помещения. В них могут прятаться дети.
  10. После выхода на улицу ребят пересчитывают. Перекличка осуществляется по спискам из классных журналов.

В холодное время года учащихся обязательно размещают в близлежащих безопасных, теплых зданиях.

Детальная информация видна на видео:

Что делать, если возможности выхода нет

В некоторых ситуациях огонь может отрезать пути выхода из здания. Проводить детей вблизи открытого пламени опасно.

Действовать в этом случае нужно так:

  1. Заходим в незадымленные классные или подсобные комнаты.
  2. Закрываем двери, щели прикрываем смоченной тканью. Если в комнате есть вентиляционные отверстия, завешиваем тканью и их.
  3. Нельзя открывать окна. Это усилит задымление.
  4. При проникновении дыма нужно дышать через смоченную водой ткань и не вставать в полный рост.

Ответственный учитель предотвращает панику. По регламенту пожарные бригады приезжают в течение максимум десяти минут. Первым делом сотрудники МЧС извлекают из здания отрезанных огнем людей

Как только вы услышите звук пожарной сирены, открывайте окно, привлекайте внимание спасателей

При применении батутов и спасательных тентов объясните детям, что при прыжке нужно сгруппироваться.

Тушение огня своими силами

Самостоятельное тушение пожара.

Что делать, если в школе произошел незначи-тельный пожар? Попробовать потушить его самостоятельно.

Это оправдано исключительно при небольших возгораниях:

  • на борьбу с огнем можно направить огнетушители, которыми должны быть оборудованы школы;
  • бороться с пламенем разрешается с помощью инструментов пожарного щита (ведер для воды, песка).

Признаки возникновения пожара

По статистике, абсолютное большинство опасных возгораний случается по вине человека. Значительно реже причины естественные: например, удар молнии. Чем быстрее вы заметите, что начался пожар, тем быстрее поймете, что делать для спасения и ликвидации пламени. Основные признаки:

  • нарастающий запах гари;
  • появление режущего глаза едкого дыма;
  • запах горящей резины;
  • отблески пламени и звук потрескивания;
  • в помещении начинают плохо гореть или совсем гаснуть лампочки.

Пожар в любом помещении (жилое, общественное) и транспорте, как правило, начинается с появления дыма, который сперва еле улавливается, а потом становится едким, режет глаза. К нему присоединяется запах жженой резины, который исходит от горящей электропроводки. Чуть позже лампы станут тусклее или вовсе потухнет свет.

На открытой местности дым можно и не заметить (это зависит от направления ветра, скорости). Будет ощутимо пахнуть горящим деревом или травой.

Самые характерные признаки возникновения пожара – отблески пламени, потрескивание и громкие свистящие звуки: похоже, будто где-то вблизи в печи горят дрова.

Радиостанции для пожарной охраны

Ведомственная организация радиосвязи на пожаре подразумевает использование нескольких видов радиостанций. Они отличаются не только ТТХ (технико-техни-ческими характеристиками), но и комплектностью. Знать принцип работы каждого устройства – обязанность всех сотрудников пожарной охраны.

Носимая

Это тип радиостанций, которые используются на месте тушения пожаров. В качестве основных характеристик выступают: влагозащита, дальность сигнала, мощность аккумулятора, излучаемый заряд и тип корпуса (с приложением в виде крепежа или петли-футляра).

Автомобильная

Авторации устанавливаются на пожарную технику (в кабины). Здесь выбор аппара-туры зависит от напряжения питания, мощности станции, вида модуляции, количества каналов и шагов сетки.

Стационарная


Стационарная радиостанция.

Этот тип раций похож на автомобильные, но имеют большие размеры, а их питание осуществляется через электросеть. Основными характеристиками базовой станции является диапазон частот (антенна), заземляющий контур, грозоразрядник.

Некоторые модели оснащаются дополни-тельным гнездом для резервного аккумулятора.

Как стать пожарным диспетчером

Обучение.

Многие неправильно полагают, что обязанные по долгу службы лица имеют преимущество при приеме на работу. На самом деле военный билет и физическая подготовка играет в профессии диспетчера второстепенную роль.

Для участия в конкурсе основным требованием является оконченное общее образование (11 классов, 9 классов + колледж). Опыт работы не учитывается. Трудоустройство осуществляется по заявке на сайте и собеседованию на вакантные должности.

Образование

Профильное обучение проходят в вузах МЧС и институтах пожарного профиля. Помимо ЕГЭ, абитуриент сдает зачет по физкультуре (бег, подтягивания, силовые приемы). На заочном отделении нормативы необязательны. Примерный перечень программ образования приводится в Приложении 1.

Требования

К телефонистам МЧС предъявляется всего три основных требования – паспорт РФ, возраст 18+, аттестат общеобразовательного учреждения.

В каких ситуациях на работу не возьмут:

  • судимость (любая);
  • проблемы со здоровьем;
  • подлог информации;
  • двойное гражданство;
  • наличие родственника, являющегося начальником или подчиненным (отец, мать, родные сестры и братья, сын или дочь).

Необходимые личные качества – внимательность, концентрация мыслей, ответствен-ность, реакция, четкая дикция, слух и умение планировать работу. Главная задача на пожаре – определение угрозы опасности и выбор ликвидационной группы с учетом всех факторов.

Параметры возгорания в ДОУ

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о том, какие действия при пожаре в ДОУ должны предпринимать все те, кто оказался в эпицентре событий, нужно сначала узнать, обнаружение каких признаков говорит о начинающемся пожаре.

Признаки возгорания.

О том, что в здании произошло возгорание, свидетельствует:

  • задымление помещений;
  • появление запаха гари;
  • увеличение температуры в помещении;
  • звуки потрескивания, доносящиеся, например, через открытые окна;
  • свистящие звуки;
  • отблески пламени в окне.

Если появился один или несколько из указанных признаков, стоит немедленно принимать меры. А руководством к действию будут специальные памятки по поведению в экстренных ситуациях и Инструкция о порядке действий в случае возникновения пожара в детском саду» (далее – Инструкция).

Профилактика пожарной безопасности на предприятии


Рассмотрим, какие мероприятия осуществ-ляются в компаниях для предупреждения возгорания:

  • надзор за уровнем пожарной безопасности на каждом участке объекта;
  • регулярное пожарно-техническое обследование (ПТО) предприятия сотрудниками Госпожнадзора, выдача предписаний по итогам ПТО и отслеживание их исполнения;
  • организация обучения и инструктажей работников компании, чтение лекций, размещение агитационных и просвещающих стендов;
  • отслеживание выполнения противопожарных требований во время строительства, реконструкции переоборудования участков;
  • установка систем пожарной безопасности, содержание их в рабочем состоянии;
  • наличие противопожарных дверей;
  • создание специальных подразделений на добровольных началах, обучение методам пожаротушения.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий