Виды и методы экологического мониторинга окружающей среды

Государственный мониторинг лесов

В 2017 г. подготовлено проведение 32 заседаний федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров, по итогам которых дано 191 поручение МЧС России, Минприроды России, Минобороны России, Росгидромету, Рослесхозу, департаментам лесного хозяйства по федеральным округам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.Это обеспечило координацию действий всех сил и средств по тушению лесных пожаров. Расширены полномочия Рослесхоза по установлению лесопожарного зонирования; установлены зоны контроля за лесными пожарами, что позволило применить новые подходы к распределению территории земель лесного фонда по видам и уровням противопожарной охраны и способствовало повышению эффективности противопожарных мероприятий за счет концентрации ресурсов в зонах ожидаемых максимальных затрат и ущерба от лесных пожаров.

В целях осуществления государственного лесопатологического мониторинга Рослесхозом в 2017 г. были проведены дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов с использованием данных космических наблюдений на площади 150 млн га, что соответствует показателю предыдущего 2016 г.

Оператор дистанционного зондирования Земли Роскосмоса– Научный центр оперативного мониторинга Земли – в 2017 г. обеспечивал проведение государственной инвентаризации лесов материалами архивной и текущей съемки с российских космических аппаратов.

Созданная в Росгидромете совместно с Институтом космических исследований РАН территориально-распределенная информационная система оперативного спутникового мониторинга лесных пожаров на территории Российской Федерации является составной частью «Информационной системы дистанционного мониторинга Рослесхоза».

Европейский, Сибирский и Дальневосточный центры ФГБУ НИЦ «Планета» Росгидромета регулярно осуществляют оперативную подготовку на основе принимаемых спутниковых данных карт пожарной обстановки по всей территории Российской Федерации, а также по отдельным регионам и особо охраняемым территориям. Для уточнения площадей, пройденных огнем, используется информация высокого пространственного разрешения с американского спутника Landsat-8, а также данные с российских спутников «Канопус-В» № 1 и «Ресурс-П» №1. Спутниковая информационная продукция о пожарной обстановке оперативно передается в Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы, Краевое государственное специализированное автономное учреждение «Дальневосточная база авиационной охраны лесов», Центральная авиабаза «Авиалесохраны» (г. Пушкино) и 34 региональные авиабазы, территориальные подразделения МЧС России и др.

За 2017 г. Рослесхозом выполнен государственный лесопатологический мониторинг наземным способом на землях лесного фонда Российской Федерации на площади 97,3 млн га.

В 2017 г. проведены наблюдения за инвазивными и карантинными видами вредных организмов: восточная каштановая орехотворка и клоп-кружевница дубовая; осуществлялся мониторинг распространения в лесах Российской Федерации чужеродных (инвазивных) видов животных, растений и микроорганизмов в 54 субъектах Российской Федерации.

Разработка основ экологического мониторинга

Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 г., а затем вопросы проведения экологического мониторинга рассматривались на проходившей в 1972 г. в Стокгольме конференции Организации объединённых наций по проблемам окружающей среды. Однако этому событию предшествовало в 1970 г. обсуждение предстоящей программы конференции. В штаб-квартире ООН в г. Нью-Йорке в этом обсуждении принимала участие советская делегация под руководством В. А. Ковды. Советские участники совещания, войдя в конфронтацию с делегациями США и Швеции, отстаивали необходимость принятия генеральным секретарем ООН У Таном повестки предстоящей конференции о том, что «разрушение природных ресурсов и окружающей среды достигает тревожных размеров, что объясняется историческими и социально-экономическими причинами». В своем отчете В. А. Ковда отмечал, что совещание показало отставание Советского союза в обрасти разработок защиты биосферы, поэтому требовалось срочное создание на территории СССР биосферных заповедников, которые служили бы для сохранения эталонного состояния биосферы, и развития средств дистанционного мониторинга за состоянием окружающей среды.

Непосредственные предложения по экологическому мониторингу были озвучены в 1972 г. перед конференцией ООН членами специальной комиссии Научного комитета по проблемам окружающей среды Международного совета научных союзов, созданной американскими учеными Гильбертом Уайтом и Томасом Малоном. Под экологическим мониторингом ими понимались «систематические наблюдения за состоянием окружающей среды, возможные изменения в связи с антропогенной деятельностью, контроль таких изменений и проведение мероприятий по управлению окружающей средой».

Разработки советских ученых в области экологического мониторинга были представлены в 1974 г. на межправительственном совещании, созванном организацией по программе окружающей среды при ООН, где рассматривались вопросы создания мировой системы экологического мониторинга. Участвовавший в совещании руководитель гидрометеорологической службы Ю. А. Израэль в этом же году опубликовал статью «Глобальная система наблюдений. Прогноз и оценка изменения окружающей природной среды. Основы мониторинга», где под экологическим мониторингом он предлагал понимать систему наблюдений, позволяющую выделить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности. В 1975 г. Ю. А. Израэль возглавил секцию «Мониторинг состояния биосферы» Научного совета по проблемам биосферы при Президиуме АН СССР и стал руководить разработкой мероприятий по экологическому мониторингу в СССР.

В 1975 г. вышла статья академика И.П. Герасимова о научных основах современного мониторинга окружающей среды, где он выделяет три ступени мониторинга.

На первой ступени мониторинга главное внимание уделяется наблюдению за состоянием окружающей среды и ее влияния на здоровье населения. На этой ступени должны использоваться показатели, отражающие реакцию человека: заболеваемость, смертность, рождаемость, продолжительность жизни и так далее.. Объектом второй ступени наблюдения и контроля выступают территориальные природные, природно-технические и демографические геосистемы

Для этой ступени мониторинга существенны показатели массоэнергообмена, биопродуктивности, величины предельно допустимых концентраций загрязнения, способности геосистем к самоочищению. Наблюдения должны проводиться в географических стационарах, специальных зональных или региональных полигонах и тестовых (ключевых) участках.

Объектом второй ступени наблюдения и контроля выступают территориальные природные, природно-технические и демографические геосистемы. Для этой ступени мониторинга существенны показатели массоэнергообмена, биопродуктивности, величины предельно допустимых концентраций загрязнения, способности геосистем к самоочищению. Наблюдения должны проводиться в географических стационарах, специальных зональных или региональных полигонах и тестовых (ключевых) участках.

Задача третьей ступени – наблюдение за глобальными параметрами окружающей среды: за запылением атмосферы, мировым балансом влаги, загрязнением мирового океана и т.д. Цель их – оценка последствий этих изменений для здоровья и деятельности людей. 

Государственный мониторинг состояния недр

По состоянию на 31.12.2017 наблюдательная сеть на территории Российской Федерации включала 990 пунктов наблюдения за опасными экзогенными геологическими процессами (ЭГП) за счет средств федерального бюджета; 6 530 пунктов наблюдения за участками загрязнения подземных вод, в том числе 2 905 пунктов наблюдения за счет средств федерального бюджета и 3 625 пунктов наблюдения за счет недропользователей.

Помимо регулярных наблюдений за опасными ЭГП, по пунктам наблюдательной сети проведены плановые инженерно-геологические обследования территорий и хозяйственных объектов, подверженных негативному воздействию опасных ЭГП. В 2017 г. выполнены работы по ведению дежурных цифровых карт по подсистеме «опасные ЭГП», на которых отражены количественные и качественные показатели, характеризующие состояние опасных ЭГП, а также закономерности пространственно-временных изменений геологической среды под воздействием природных и техногенных факторов. На основании оперативных данных по подсистеме «опасные ЭГП» в 2017 г. на территории Российской Федерации выявлено 1 430 случаев активизации опасных ЭГП, сопровождавшихся негативным воздействием на населенные пункты и хозяйственные объекты.

Мониторинг в прибрежно-шельфовых зонах выполнялся в акваториях Азовского, Черного, Каспийского, Баренцева, Белого, Балтийского и Японского морей. В 2017 г. выполнены работы по ведению наблюдений за показателями состояния недр по 7 пунктам наблюдений в пределах прибрежно-шельфовой зоны Азовского, Черного, Каспийского морей. Составлен прогноз активности опасных экзогенных геологических процессов на 2018 г. Выполнена оценка региональной активности опасных ЭГП, обусловленных природными и техногенными факторами, в прибрежно-шельфовой зоне Азовского, Черного, Каспийского морей.

В 2017 г. выполнены работы по ведению наблюдений за показателями состояния недр по 11 пунктам наблюдений в пределах шельфовой зоны Белого, Баренцева и Балтийского морей. Выполнены инженерно-геологические обследования береговой зоны, результаты которых позволили выявить участки активизации преимущественно гравитационных процессов, спровоцированных абразионными процессами. Выполнена оценка региональной активности опасных ЭГП, обусловленных природными и техногенными факторами, в прибрежно-шельфовой зоне Белого, Баренцева и Балтийского морей.

Выполнены работы по ведению наблюдений за показателями состояния недр по 10 пунктам наблюдений в пределах шельфовой зоны Японского моря (залив Петра Великого). Выполнены инженерно-геологические обследования береговой зоны и оценка региональной активности опасных ЭГП, обусловленных природными и техногенными факторами, в прибрежно-шельфовой зоне Японского моря.

Государственный мониторинг радиационной обстановки

На интернет-портале Единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки (ЕГАСМРО) Главным информационно-аналитическим центром (ГИАЦ) ЕГАСМРО в режиме реального времени в течение 2017 г. обеспечивалось представление оперативных данных о радиационной обстановке с государственной наблюдательной сети Росгидромета, автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) Госкорпорации «Росатом» и действующих в ряде субъектов Российской Федерации территориальных АСКРО, а также обобщенной за месяц и год информации о радиационной обстановке в Российской Федерации и сопредельных государствах.

В 2017 г. наблюдения за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения проводились на 1 275 пунктах и дополнительно измерения выполнялись на 30 постах в крупных городах.

Наблюдения за радиоактивными атмосферными выпадениями проводились на 356 пунктах, за объемной активностью радионуклидов в приземном слое атмосферы — на 53 пунктах, за объемной активностью трития в атмосферных осадках – на 32 пунктах и в водах рек — на 15 пунктах, за объемной активностью 90Srв водах рек и озер – на 43 пунктах и в морях — на 10 станциях и в 10 пунктах – за содержанием гамма-излучающих радионуклидов в морском грунте.

Раздел доклада в формате PDF

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:ГОСТ Р 56059-2014 Производственный экологический мониторинг. Общие положения.Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Государственный мониторинг земель

В 2017 г. Росреестром за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия «Землеустройство и мониторинг состояния и использования земельных ресурсов» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316, были проведены работы по мониторингу состояния и использования земель на территории 19 муниципальных образований 12 субъектов Российской Федерации:Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Вологодской, Кировской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской и Ульяновской областей, Еврейской автономной области.

Общая площадь объектов, на которых проведены в 2017 г. работы по мониторингу состояния и использования земель, составила порядка 14,8 млн га.

Аналитические материалы результатов работ по мониторингу земель, проведенных в 2017 г., размещены на сайте Росреестра: Главная/ Деятельность/ Государственное управление в сфере использования и охраны земель/ Государственный мониторинг земель.

Осуществление мониторинга окружающей природной среды

Необходимым условием высококачественного управления свойствами окружающей среды является правильная организация системы мониторинга.

Система МОС включает четыре основных блока:

Наблюдение (подразумевается получение данных об общем состоянии объектов, находящихся под наблюдением)

Они осуществляются с определенной периодичностью, через четко установленные интервалы времени, что очень важно для получения полной и ясной картины. Наблюдения могут производиться как отдельными станциями (точечно), так и их целой сетью

Для того чтобы отделить друг от друга антропогенные и естественные (природные) модификации, необходимо хранить данные за прошедшие годы для сравнения с предыдущими показателями. Это даст возможность более точного расчета интенсивности процессов и предсказания их последствий. Оценка настоящего состояния. Информация, полученная из предыдущего этапа, анализируется специалистами, которые способны с высокой точностью определить степень ухудшения или, наоборот, благополучности состояния объекта, установить причины этого, наметить тенденции последующего варьирования его состояния. Прогноз состояния. На этом этапе не только предполагается будущее, но и осуществляются попытки подкрепления гипотез определенными доказательствами (расчетами, показателями и т. д.). Оценка прогноза. Полученные результаты снова подвергаются оценке, а затем доносятся до аудитории в том или ином формате.

Учет в области охраны окружающей среды. Учет природных ресурсов и ведение природных кадастров.

Объекты,
которые оказывают или могут оказывать
вредное воздействие на окружающую
среду, виды и количество выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в окружающую
среду, виды и величина вредных физических и
иных воздействий на окружающую среду
подлежат государственному
учету, проводимому территориальными
органами Министерства природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики
Беларусь. Государственный учет в области
охраны окружающей среды осуществляется
в целях государственного регулирования
природоохранной деятельности, а также текущего и
перспективного планирования мероприятий
по снижению вредного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду.

Юридические
лица и индивидуальные предприниматели
при осуществлении хозяйственной и
иной деятельности обязаны вести учет
используемых природных ресурсов, выбросов и
сбросов загрязняющих веществ в
окружающую среду, обращения с отходами,
а также учет иных видов вредного
воздействия на окружающую среду.
Данные об используемых природных
ресурсах, выбросах и сбросах
загрязняющих веществ в окружающую
среду, обращении с отходами, а также об
иных видах вредного воздействия на
окружающую среду подлежат учету в
экологическом паспорте предприятия и
государственному статистическомуучету.

Выполнение
функции учета природных ресурсов и
ведение государственных кадастров природных
ресурсов имеет первостепенное значение
для учета количественных, качественных
и иных характеристик природных
ресурсов, а также дляучета объема,
характера и режима их использования,
организации рационального природопользования,
воспроизводства, охраны и защиты
окружающей среды.

В
настоящее время на территории республики
ведется 10 видов природно-ресурсных
кадастров: земельный, недр, водный,
атмосферного воздуха, лесной,
растительного мира, животного мира,
климатический, торфяного фонда, отходов.
Порядок ведении учета природных ресурсов
и ведения природных кадастров регулируется
отдельными законодательными актами
природоресурсного законодательства.
Кроме того в Республике Беларусь ведется
государственный градостроительный
кадастр.

Ведение
государственных кадастров природных
ресурсов осуществляют Министерство природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики
Беларусь и иные специально уполномоченные
республиканские органы государственного
управления в соответствии с их
компетенцией.

Информация
о состоянии окружающей среды накапливается
в Министерстве природных ресурсов и
охраны окружающейсреды Республики Беларусь и составляет
государственный фонд данных о состоянии окружающей
среды и вредных воздействиях на нее.

Организация регулярного учета и планового мониторинга популяций диких животных

Организован и проводится регулярный учет и плановый мониторинг популяций диких животных. Его основу составляет государственный мониторинг охотничьих ресурсов, который представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам. Осуществляют государственный мониторинг охотничьих ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии – по имеющимся научным подходам к учету для видов или групп видов объектов животного мира (приказ Минприроды России от 22.12.2011 № 963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира»).

В настоящее время принята только методика зимнего маршрутного учета (приказ Минприроды России от 11.01.2012 №1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета»), в соответствии с которой ежегодный учет численности охотничьих ресурсов осуществляется путем подсчета следов копытных и пушных животных на снегу и визуальной регистрации птиц на заранее определенном маршруте. По данным Минприроды России, в 2017 г. на основании ЗМУ были получены оценки численности 23 основных видов охотничьих ресурсов в 72 субъектах Российской Федерации. В остальных субъектах Российской Федерации (не входящих в зону проведения ЗМУ) оценки численности были получены на основании иных методов учета, для чего применяются специализированные видовые методики мониторинга численности охотничьих ресурсов.

Одним из основных информационных ресурсов является государственный охотхозяйственный реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, их использовании и сохранении. Ведение государственного охотхозяйственного реестра на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые предоставляют данные Минприроды России.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется также ведение государственных кадастров объектов животного мира, которые также представляются в Минприроды России.

Экологический контроль: понятие, система и задачи

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.

Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации.

Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности.

Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.

Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля.

Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.

Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный.

Критериями такой классификации служит субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Виды экологического мониторинга

В наблюдениях за окружающей средой используют различные методы контроля. Виды локального экологического мониторинга:

  • Инструментальный.
    Физико-химические методы измерений. Сбор проб в области загрязнения, проведение лабораторного анализа.
  • Расчётный.
    Определение степени загрязнения на основании информации о выбросах на предприятиях.
  • Производственный (ПЭМ).
    Проведение измерений состояния природы на территориях вблизи промышленных объектов и на предприятиях.

Выделяют общественный, биологический, радиационный экологический мониторинг, контроль выбросов отходов. Работа с социальными группами требуется для информирования людей, проживающих на опасных территориях. Биологические измерения нужны для определения степени воздействия человека на состояние растительного и животного мира.

Экологические изыскания необходимы для оценки влияния антропогенного фактора на местность. Особое значение имеют наблюдения в промышленных зонах. С их помощью оценивают опасность выбросов, предупреждают природные катастрофы и создают меры для борьбы с загрязнениями.

Узнайте еще много нового:

Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы

Трансграничный перенос загрязняющих веществ

Федеральный закон №96 об охране атмосферного воздуха

Производственный экологический контроль

Методы анализа сточных вод: химический, микробиологический, токсикологический

Экологическая обстановка: правила поведения и способы улучшения

Понятие и виды экологического нормирования

Определение степени загрязнения воды: прямые и косвенные показатели

Правила проведения общественного экологического контроля

Экологические чрезвычайные ситуации: что это такое, виды, примеры

Контроль и критерии оценки качества атмосферного воздуха

Порядок производственного контроля в области обращения с отходами

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий