Протасов в.ф. экология, здоровье и охрана окружающей среды в россии — файл 1.doc

Классификация

Нормативы – жесткие требования к качеству ОС, ограничивающие использование природных ресурсов в производстве, сельском хозяйстве, добывающей промышленности. Нормативы, их виды, охватывают все сферы деятельности человека. Содержат экологические, производственно-хозяйственные стандарты, санитарно-гигиенические требования. Отдельно прописаны временные нормативы.

Экологические нормы

Свод экологических норм регулирует влияние человека на природу.

Подразделяются они на 3 группы (см. таблицу).

Название Основные функции
Эколого-гигиенические Обеспечение благоприятных условий для жизни живых организмов: животных, млекопитающих, рыб, насекомых, а также человека
Эколого-защитные Сохранение видового разнообразия флоры и фауны
Восстановление экологической системы
Сохранение природных памятников, заповедных зон
Предельно допустимые нагрузки на природу

Контроль рационального использования природных ресурсов (воды, полезных ископаемых, лесов)

Производственно-хозяйственные

Промышленные предприятия должны минимизировать вред от производства. Для регулирования этого вопроса существуют производственно-хозяйственные нормы. В них прописаны допустимые объемы воздействия на ОС.

Производственно-хозяйственные нормативы делят на 3 группы:

  1. Градостроительные. Обеспечивают экологическую безопасность при планировке, постройке зданий: домов, магазинов, торговых центров, заводов.
  2. Рекреационные. Регулируют использование природных комплексов с целью туристических поездок и отдыха.
  3. Технологические. Контролируют количество выбросов, отходов производственно-промышленных предприятий. Устанавливают предельные нормы шума, загрязнения атмосферы, других антропогенных и техногенных факторов.

Нормирование для каждого промышленного или аграрного комплекса учитывает особенности технологического процесса, направление деятельности.

Временные

Эти нормативы вводят в ситуациях, когда невозможно применить существующие стандарты. Они смягчают имеющиеся критерии и внедряются в производство на определенное время, пока не решится вопрос с постоянным вариантом стандарта.

Например, фабрике необходимо сделать единовременный выброс или сброс веществ. Контролирующие органы в исключительных случаях разрешают замену ПДТ/ПДВ на «временно-согласованный сброс (выброс)».

Согласно ст. 23.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» установить временный норматив можно, если руководство предприятия предоставит:

  • разработанный план мероприятий по охране природы;
  • подготовленную программу повышения экологической эффективности.

Введение временных стандартов осуществляется на время реализации плана мероприятий по охране ОС.

Санитарно-гигиенический стандарт

Нормативы санитарно-гигиенического направления охватывают все сферы, с которыми человеку приходится сталкиваться на протяжении жизни – воздух, водные, почвенные ресурсы, продукты, одежду и т.д. Подразделяются стандарты на 2 группы:

  1. Гигиенические. Они включают в себя допустимые объемы вредных веществ, загрязняющих среду (землю, водоемы, воздух) или физически воздействующих на человека (электро- или радиоизлучение, шумы от производств, вибрации от метро или строительных работ).
  2. Санитарно-защитные. Главная задача этих норм – защита населения от болезней (эпидемий, вирусов). К ним относятся стандарты медицинской направленности (СанПин, Стандарты специализированной медицинской помощи). Одна из главных задач санитарно-защитных нормативов – контроль качества поступающей населению воды.

Наука не стоит на месте. Ученые постоянно изучают влияние антропогенных и техногенных факторов на окружающую среду. Обновленные данные требуют введения более актуальных нормативов. Без них невозможно регулировать состояние качества природы и обеспечивать надлежащее отношение к окружающей среде.

Экология. Разъяснения нормативы и лимиты отходов - Изменения в законодательствеЭкология. Разъяснения нормативы и лимиты отходов — Изменения в законодательстве

Основы определения экологического нормирования

Важным является определение якорных точек при создании экологических нормативов, именно тех жизненных институтов, которые бы стали хребтом в нелегкой деятельности нормотворца, т.к. все экологическое законодательство является очень важным, т.к. идет рука об руку со всей жизнеспособностью человека.

Такими якорными точками являются: здоровье человека, предопределение состояние окружающей среды в будущем, определение механизма воздействия в настоящее и будущее время человечества на окружающую среду.

Данный тезис закреплен в Конституции РФ, в ст. 42, которой объявляется право каждого на благоприятную окружающую среду. Природоохранное законодательство далее определяет право каждого на защиту окружающей среды. Именно с защитой окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью человека, а также чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, связана жизнеспособность человека.

Нормативы качества окружающей среды

Категория качественных нормативов является показателями состояния окружающей среды. Главная особенность данных критериев заключается в их временном действии. Как правило, это регулируется законодательным способом, и по завершении срока их действия нормативы подлежат замене. Однако практика показывает, что зачастую перемены происходят с тенденцией ужесточения тех или иных норм.

К тому же они могут действовать лишь на оговоренных функциональных территориальных зонах. Таким образом, объекты экологического нормирования – это результаты воздействия хозяйственных отраслей не только на отдельные природные комплексы и естественные запасы, но и здоровье основной массы населения.

Данная категория нормативов качественных характеристик окружающей среды позволяет выделить ряд разновидностей. При этом виды экологического нормирования в природоохранной области требуют детального рассмотрения.

Понятие экологического нормирования. Система экологических нормативов

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду, и пока по экономическим и техническим соображениям не может не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Федеральный закон «Об охране окружающей среды», глава V которого — «Нормирование в области охраны окружающей среды» — определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства: Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13), Водном кодексе РФ (ст. 35), Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 30), Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст. ст. 11, 12), Лесном кодексе РФ (ст. 87), Федеральном законе «О животном мире» (ст. 17), Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 47), Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» (ст. 18). Федеральным законом «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный Постановлением Правительства РФ.

В систему экологических нормативов входят:

  • нормативы качества окружающей среды;
  • нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
  • нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др. Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

5.1. Оценка качества окружающей среды

Качество окружающей среды — это степень соответствия природных условий физиологическим возможностям человека . Различают окружающую природную среду здоровую или комфортную, при которой здоровье у человека в норме, и нездоровую, при которой нарушается состояние здоровья. Когда при взаимодействии человека со средой наблюдаются необратимые изменения состояния здоровья, то такая среда называется экстремальной. Для сохранения здоровья населения необходимо следить за качеством окружающей среды (ОС), знать стандарты качества ОС (экологические и производственно-хозяйственные).

Экологические стандарты устанавливают предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которых несет опасность здоровью человека, губительно для растительности и животных. Данные нормы приводятся в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) и предельно допустимых уровней вредного физического воздействия (ПДУ).

ПДК — это количество вредного вещества в окружающей среде, отнесенное к массе или объему ее конкретного компонента, которое при постоянном контакте или при воздействии в отдельный промежуток времени практически не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства .

Предельно допустимыми уровнями вредного физического воздействия (ПДУ) оперируют для шумового и электромагнитного загрязнения.

Производственно-хозяйственные стандарты качества окружающей среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственных объектов и включают: предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ) и предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы конкретными источниками (предприятиями).

Около 2 млн. тонн веществ, не считая минеральных удобрений, ежегодно попадают в биосферу. Меньше предельно допустимой может быть концентрация любого из этих веществ, но их совместное присутствие вызывает такой же эффект, как и при их содержании превышающем ПДК. Это явление называется эффектом суммации действия. Подобным эффектом обладают следующие сочетания вредных веществ: ацетон-фенол, сернистый газ-фенол, сернистый газ-сероводород и др. . В таких случаях необходимо выполнение следующего условия:

              (5.1)

где    С1, С2, … Сn – фактические концентрации вредных веществ в окружающей среде;

         ПДК1, ПДК2,…ПДКn – предельно допустимые концентрации этих вредных веществ в окружающей среде.

Выбросы становятся опасными для здоровья человека, если при расчете сумма будет больше единицы.

Мероприятия по улучшению качества окружающей среды (технологические, архитектурно-планировочные, инженерно-организационные и эколого-экономические) разрабатываются на каждом предприятии, в каждом населенном пункте.

Если для данного территориально-производственного комплекса определены предельно допустимая техногенная нагрузка (ПДТН), суммарные и дифференцированные по источникам ПДВ и ПДС, то обратная связь для принятия решений определяется оценкой выбросов. В противном случае, когда используются временно согласованные нормативы, большое значение для принятия решений приобретает оценка экологического ущерба. Следует также иметь в виду, что принятие решений не ограничивается только воздействиями на технологические процессы или средства очистки, а предполагает перераспределение и перемещение мощности источников, замену технологии, увеличение санитарно-защитной зоны, отселение людей из зоны активного влияния источника и т. д. При этом одной из центральных процедур контроля экологической регламентации остается оценка воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Предыдущая

Эмиссионное экологическое нормирование

Предельно допустимые выбросы и сбросы, относящиеся к эмиссионным нормативам, представляют собой множество вредных микроорганизмов или биологически активных элементов, которые могут существенно загрязнить атмосферу, расположенные поблизости водоёмы и почву.

В процессе производства на предприятиях, особенно промышленной отрасли, выбросы или сбросы вредных веществ разрешены лишь в максимальных ограничениях. Лимиты устанавливаются расчётом возможной концентрации неблагоприятных веществ, не нарушающих качество окружающей среды и исключающих причинение необратимых последствий.

Однако, в случае превышения допустимого уровня выброса веществ в населённых пунктах и объективной невозможности достижения предприятиями, расположенных там, соответствующих коэффициентов, такие организации могут получить разрешение на установление непостоянных временных выбросов при условии гарантированного постепенного снижения высоких показателей до соответствующих значений.

Государственные органы, отвечающие за экологическую безопасность

Основы экологического нормирования принимаются к реализации утверждением уполномоченных государственных органов. К ним относят санитарно-эпидемиологическую службу, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, часто именуемый в народе как Госстандарт. Лишь только после утверждения ими все нормы, правила и инструкции становятся законными и требующими неукоснительного соблюдения.

Согласно некоторым природоохранным законам современной РФ, экологическое нормирование и стандартизация, определяющие качественный уровень окружающей среды, способны обеспечить:

  • максимальную безопасность населения;
  • сбережение естественного генетического фонда всего живого (растений, животных, человека);
  • использование в рациональных масштабах ресурсов недр на территории государства и соответствующее вероятное их воссоздание.

Цель экологического нормирования

Экологическое нормирование — это деятельность юридического, административного и санитарно-гигиенического характера, направленная на сферу, в которой человек, занимаясь предпринимательством, воздействует на природные объекты и изменяет окружающий мир.

Принципы экологического нормирования постоянно модернизируются Постановлениями Правительства России. Это даёт возможность поддерживать природоохранное законодательство на уровне достижений научно-технического прогресса.

Значение экологического нормирования в том, что оно позволяет:

  • рационально организовывать водопользование в засушливых зонах;
  • увеличивать плодородие почв;
  • Осуществлять нормирование качества атмосферного воздуха.

Значение экологического нормирования

Стоит отметить значение такого важного в рассмотрении данного вопроса понятия, как качество окружающей природной среды. Под ним подразумевают уровень соответствия ее основных особенностей и характеристик жизненным потребностям населения, технологическим запросам в разнообразных отраслях

В свою очередь, данные научно-технические требования полностью соответствуют российскому законодательству об охране окружающей природной среды. Экологическое нормирование и стандартизация ОПС – это система подзаконных правовых актов, содержащая достаточно подробную конкретизацию условий её качества. Среди них государственные стандарты (ГОС), постановления, распоряжения, инструкции и т. д.

В сфере охраны окружающей среды экологическое нормирование устанавливает:

  • основополагающие нормы, требования, инструкционные правила к поступающей продукции, предоставляемым услугам и работам, применяемым контрольным методам;
  • реальные запреты и ограничения на осуществление хозяйственной деятельности с целью предупредить и остановить её отрицательное пагубное влияние на прилегающую к главному вредоносному очагу природу;
  • правоотношения, возникающие в сфере управления природоохранных мероприятий.

Таким образом, для получения разрешения на организацию какого-либо производственного процесса обязательным является прохождение процедуры на определение соответствий нормам, сохраняющим окружающую природную среду.

Лимит нагрузки на окружающую среду

Четвёртый нормативный подраздел состоит из показателей, разрешающих допуск предельной нагрузки на природную окружающую среду.

Речь идёт о множестве антропогенных факторов, при оказании действия которых на естественные комплексы и ресурсы, нарушения целостности и устойчивости последних не происходит. Цель экологического нормирования с определением максимальной степени нагрузки на природопользование представляет собой чёткое установление лимитных ограничений для своевременно принятия необходимых мер по сохранению экосистем.

Самыми распространёнными нормативными параметрами ПДН являются ограничения в лесопользовании, квоты на отстрел диких животных и рыбный вылов, предоставление определённого количества возможностей на посещение заповедников и охраняемых природных зон.

Предел техногенных воздействий

К третьей обособленной категории относят нормы, определяющие пределы допустимых уровней воздействий техногенного происхождения. Принципы экологического нормирования показателей указанной области определяют степень влияния радиации, шумового порога, чрезмерной вибрации, вредных магнитных полей на природные.

В большинстве современных стран оптимальным уровнем шума на протяжении дня принято считать 55 децибел. Однако ночью предельная планка спускается на 10 децибел, достигая 45. На крупных транспортных магистралях, где не избежать шумности, разрешенным уровнем является 65 децибел.

Международная стандартизация

Принципы экологического нормирования, действующие на территории того или иного государства, как правило, разрабатываются на основе международных договоров, стандартов и правил, учитывая достижения нынешнего технологического процесса. Отсюда следует, что ни один государственный стандарт не может приниматься вне соответствующего предела требований и норм в природоохранной отрасли. Это касается ГОСТов на импортную бытовую технику, строительные материалы, различные технологии и множество категорий других товаров, а также связанные с ними процессы хранения, обработки, транспортировки, эксплуатации и утилизации.

Нормы и лимиты

Утвержденная Федеральным законом «Об охране окружающей среды», отечественная система экологического нормирования содержит в себе следующие акты и нормативы:

  • качества окружающей среды;
  • допустимых пределов отрицательных воздействий;
  • лимитов на изъятие природных элементов из биосферы;
  • санитарно-защитных зон.

Для анализа состояния биосферы были установлены нормативы качества, согласованные:

  • с химическими и физическими индексами состояния живых систем, предельно допустимым скоплением химических и радиоактивных веществ, а также с уровнями радиоактивности и тепла;
  • с биологическими индексами состояния различных живых систем, а также с предельно допустимыми концентрациями микроорганизмов.

По сути, нормативы допустимых пределов отрицательных воздействий на биосферу представляют собой вынужденный компромисс между экологией и экономикой, обусловленный необходимостью дальнейшего развития производственно-хозяйственной деятельности и сохранности генофонда.

В число ключевых образующих российской системы допустимого отрицательного воздействия входят нормативы:

  • предельных величин допустимых выбросов веществ и микроорганизмов;
  • формирования производственных и потребительских отходов и лимитов на их размещение;
  • величин допустимых физических воздействий (уровень шума, вибрации, излучений);
  • допустимых изъятий природных элементов;
  • допустимых нагрузок на биосферу, вызванных деятельностью человека;
  • прочее.

Наши преимущества:

Оптимальное соотношение цены, качества и срока

Разработка «под ключ» мы знаем, как сделать проект, который устроил бы и вас и надзорные органы

Гарантия согласования проекта. Все наши проекты прошли получили положительные заключения

Согласования в государственных органах с первого раза

Гибкая система оплаты: мы готовы предложить поэтапную оплату

Вы гарантированно сможете получить консультацию о ходе выполнения работ от специалистов

75 Эколого-правовая ответственность

Эколого-правовая ответственность — это юридическая ответственность за экологическое нарушение, т.е. выполнение определенных, утвержденных законом об охране природы, обязанностей

Эколого-правовая ответственность может быть нескольких видов: активная, пассивная, административная, уголовная, имущественная

Активная ответственность — это выполнение требований охраны окружающей среды путем внедрения безотходных и малоотходных технологий, выделение значительных средств на строительство очистных сооружений и ре из них в установок, уменьшающих загрязнение окружающей среды и защищают здоровье.

Активная ответственность предусматривает осуществление позитивных действий со стороны ответственных лиц, отдельных граждан в области рационального природопользования, экологической безопасности. Этот вид юридической ответственности ьность может быть организационным, организационно-имущественным или имущественным, связанным с возмещением убытков за выполнение рекультивационных мероприятий при геологоразведочных, поисковых или гирничоексплу луатационному работ, возмещения потерь, связанных с гидротехническим строительством, сооружением военных объектов и др.. Активная (положительная) эколого-правовая ответственность применяется государством не л ише возмещения ущерба от антропогенного воздействия, но и для устранения последствий стихийных катастрооф.

Пассивная форма юридической ответственности — это когда организации воздерживаются от выполнения определенных действий, которые могут привести к экологической вреда, ухудшения здоровья людей

Наряду с таким регулированием ответственности за экологические нарушения действующим экологическим законодательством предусмотрены также юридические средства обеспечения принудительного исполнения предприятиями, организациями и, учреждениями и гражданами обязательств, возложенных на них. Законом об охране окружающей среды. В тех случаях, когда нарушения экологического законодательства привели к тяжелым последствиям, винный может подлежать уголовному наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества. Однако чаще применяется административная ответственность в виде накл адання штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятие в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, браконьерства и т т.п.

Должностные лица могут подлежать дисциплинарной ответственности в виде полного или частичного лишения премии, выговоры, понижение должности или увольнении с должности за невыполнение природоохранных за аходив и экологических нормативе.

Кроме того, выплата штрафов не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности, т.е. необходимости возмещения нанесенного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, хозяйств.

Однако, следует отметить, что экологическое право нужно оценивать все еще как мало разработано

На сегодня у нас в законодательстве нет специального раздела»Экологические преступления», рассматривающий факты повышенной и особо опасного экологического ущерба не установлены юридических нормативов на ко омплексни экологические нарушения, есть недостатки в правовом регулировании отношений по комплексному определению ущерба, причиненного окружающей среде. Часто штрафы за нанесение вреда окружающей среде скудны и никак й степени не могут компенсировать экологический ущерб. Успокаивает то, что и Украине продолжается совершенствование экологического законодательства, за позичуеться положительный зарубежный к своемубіжний досвід.

Практическое значение

В ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» дано определение нормативам качества ОС. Это свод документов — правил, критериев контроля качества ОС. Нормативы разработаны на основе результатов мониторинга окружающей среды — наблюдения за физическими, химическими, биологическими показателями. С их помощью оценивают состояние природы.

Согласно ст. 3, ст. 19 закона нормирование призвано:

  • сохранить условия, благоприятные для жизни человека, животных;
  • обеспечить экологическую безопасность ведения хозяйственной деятельности населения;
  • охранять, воспроизводить, рационально использовать дары природы (полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы);
  • сохранять разнообразие биологических видов животных, растений;
  • сдерживать губительное влияние производства на природу.

Под законодательную базу подводят научно-исследовательские изыскания: определение, установка стандартов только на основании лабораторных исследований, наблюдений.Предусмотрены критерии для пересмотра действующих норм и ответственность физических лиц, государственных организаций за несоблюдение закона.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий