Понятие, значение и виды экологического контроля. экологический мониторинг

Формы и методы экологического контроля (надзора)

Присутствует также информационный экологический надзор. Таковой вид контроля используется через мониторинг экологии и статистическое наблюдение государства состоящее в одной системе. Карательный же экологический контроль состоит в использовании мер государственного принуждения в отношении лиц нарушивших законы относительно экологии, вне зависимости от того юридические ли они, должностные или физические.

В зависимости от способа, регламента осуществления контрольных действий выделяют инспекционный, аналитический, инструментальный (лабораторный) экологический контроль. Инспекционный экологический контроль характеризуется посещением элементов деятельности вне зависимости от формы собственности, ознакомлением с качеством охраны природы на контролируемом объекте, проверке оборудования, ознакомлением с документацией касающейся технической и нормативной сторон.

Замечание 2

 Аналитический же экологический контроль состоит в анализе информации полученной, допустим, по итогам инспекционного контроля, отчетов, которые предоставляются субъектами той или иной деятельности. А в свою очередь Инструментальный (лабораторный) экологический контроль заключается в разборе проб, произведении анализов и сопоставлении итоговых результатов с нормальными показателями, которые предусмотрены в полученных лицом разрешениях на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Ведомственный и производственный экологический контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов

Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля

Различие между ними — прежде всего в сфере осуществления:

  • ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой;
  • государственный контроль носит надведомственный характер.

Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:

  1. спецификой отрасли;
  2. экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
  3. конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов

Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий

Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений

С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67)

Задачи производственного экологического контроля:

  1. выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  2. соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;
  3. выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятия это, как правило, — руководитель.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля.

Государственный, муниципальный, производственный и общественный экологический контроль (понятие, задачи, основные функции, органы).

Задачей
гос. экологического контроля является
проверка и обеспечение исполнения
правовых требований по рациональному
использованию природных ресурсов и
охране окружающей среды от загрязнения
всеми гос. органами, предприятиями,
организациями и гражданами, которым
такие требования адресованы. Гос.
контроль носит, таким образом,
надведомственный характер.Существенной
особенностью гос. экологического
контроля является и то, что он ведется
от имени государства. Гос. общий
экологический контроль проводится
Президентом России, Правительством РФ,
правительствами субъектов РФ,
администрацией субъектов РФ и органами
местного самоуправления. Гос. общий
экологический контроль осуществляют
также органы исполнительной власти
общей компетенции — Правительство РФ,
правительства (администрации) субъектов
Федерации. Экологический контроль
проводится ими путем заслушивания на
отчетов и докладов руководителей гос.
структур исполнительной власти в области
природопользования и охраны окружающей
среды; контроля за исполнением законов,
иных нормативных правовых актов в данной
сфере соответствующими органами
исполнительной власти; отмены принимаемых
министерствами и ведомствами актов,
если они противоречат Конституции РФ.
Гос. специальный экологический контроль
проводится преимущественно органами
надведомственной компетенции. Данный
вид контроля характеризуется, во-первых,
тем, что эти органы в пределах своей
компетенции контролируют деятельность
органов исполнительной власти,
предприятий, граждан по вопросам
природопользования и охраны окружающей
среды. Во-вторых, между субъектами и
объектами этого контроля отсутствует
организационная подчиненность. В систему
органов гос. специального экологического
контроля входят как специально
уполномоченные гос. органы в области
охраны окружающей среды, использования
и охраны отдельных природных ресурсов,
так и министерства и ведомства РФ,
выполняющие определенные задачи в
данной сфере (Федеральная служба по
экологическому, технологическому и
атомному надзору; Федеральная служба
по надзору в сфере природопользования;
Федеральная служба по ветеринарному и
фитосанитарному надзору; Министерство
природных ресурсов РФ). Ведомственный
экологический контроль заключается в
основном в обеспечении центральными
органами исполнительной власти РФ и
субъектов РФ выполнения правовых
требований по рациональному
природопользованию и охране окружающей
среды подведомственными объектами.
Ведомственный контроль ограничивается
отраслевой сферой. Сферой производственного
экологического контроля служит
производственно-хозяйственная
деятельность предприятий и иных
хозяйствующих субъектов.Задачей
производственного экологического
контроля является проверка: а) выполнения
планов и мероприятий по рациональному
использованию природных ресурсов и
охране окружающей среды; б) соблюдению
нормативов предельно допустимых
воздействий на природу, установленных
предприятию; в) выполнения иных требований
законодательства об окружающей среде.
Муниципальный экологический контроль
обусловлен тем, что источники вредных
воздействий на состояние окружающей
стороны расположены на территориях
муниципальных образований и многие
экологические проблемы носят прежде
всего локальный характер. Муниципальный
экологический контроль на территории
муниципального образования осуществляется
органами местного самоуправления или
уполномоченными ими органами. Общественный
экологический контроль осуществляется
профессиональными союзами Российской
Федерации и иными общественными
организациями, трудовыми коллективами,
гражданами. Его задача — проверка
выполнения требований природоохранительного
законодательства министерствами и
ведомствами, предприятиями, учреждениями
и организациями, независимо от их формы
собственности и подчиненности,
должностными лицами и гражданами.

Штрафы за отсутствие программы производственного экологического контроля

Отсутствие у предприятия программы ПЭК или неисполнение ее требований ведет к взысканиям со стороны государства. Если организация не предоставила программу по запросу надзорных органов, это карается административным штрафом за сокрытие экологической информации от 20 000 до 100 000 рублей для предприятий, от 3 000 рублей для должностных лиц.

КоАП предусматривает и другие нарушения в сфере экологического надзора: искажение информации о НВОС, неисполнение обязанности по разработке нормативов образования отходов (для объектов I и II категорий) и т.д.

Наказания за отдельные нарушения гораздо серьезнее:

  1. Штрафы достигают 600 000 рублей.
  2. Изъятие продукции или предметов нарушения. Понятие «предметы нарушения» имеет широкую трактовку.
  3. Приостановление работы предприятия или отдельной производственной площадки на срок до 3 месяцев.

Грамотно проведенный контроль поможет соблюсти нормы и требования закона, сохранить здоровье работникам предприятия, уберечь окружающую среду от чрезмерного отрицательного воздействия.

Узнайте еще много нового:

Порядок производственного контроля в области обращения с отходами

Правила проведения общественного экологического контроля

Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов

Размещение отходов: отчетность, государственный реестр, порядок и сроки

Виды и методы экологического мониторинга окружающей среды

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Ведение кадастра отходов: виды, назначение, штрафы

Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы

Федеральный закон №96 об охране атмосферного воздуха

Форма 2-ТП отходы: кто обязан сдавать, новые формы, как сдать отчет, образцы заполнения и бланки

Реестр полигонов включенных в ГРОРО: как попасть, список документов

Отчет МСП отходы: особенности, пример заполнения, стоимость

Государственный экологический контроль

Задачей
государственного экологического
контроля

является проверка и обеспечение
исполнения правовых требований по
рациональному использованию природных
ресурсов и охране окружающей среды от
загрязнения всеми государственными
органами, предприятиями, организациями
и гражданами, которым такие требования
адресованы.

1.1.
Общий.

Его осуществляет органы общей компетенции:
Президент, Правительство соответствующие
органы субъектов РФ.

1.2.
Специальный.

Его осуществляют органы специальной
экологической компетенции: Ростехнадзор
и Росприроднадзор. Государственный
специальный экологический контроль
проводится преимущественно органами
надведомственной компетенции.

Формы
государственного экологического
контроля:

а)
Предварительный. Он осуществляется на
стадии планирования будущей хозяйственной
деятельности, которая может оказать
негативное воздействие на окружающую
среду. Он осуществляется путем проведения
государственной экологической экспертизы.
Эту форму контроля иногда еще называют
предупредительный контроль.

б)
Текущий. Он осуществляется на стадии
эксплуатации предприятий в процессе
хозяйственной деятельности. В литературе
его называют государственный инспекционный
контроль. Текущий контроль может быть
плановым
и внеплановым.

2.
Муниципальный экологический контроль
.
Он осуществляется в форме камеральных
или рейдовых проверок на территории
муниципального образования, что позволяет
учитывать местную специфику и особенности
производства.

3.
Производственный экологический контроль
.
Распространяется на производственную
хозяйственную деятельность предприятий
и иных хозяйствующих субъектов. Главная
задача — проверка соблюдения самим
предприятием нормативов предельно
допустимых воздействий на природу,
которые установлены для данного
предприятия

4.
Общественный экологический контроль
.
Это форма участия граждан, трудовых
коллективов и общественных экологических
объединений в обеспечении выполнения
экологических требований в
предпринимательской и управленческой
сферах на стадии принятия экологически
значимых решений.

Формы
общественного контроля:

а)
Выяснение мнения граждан на собраниях,
референдумах;

б)
Общественные слушания;

в)
Общественная экологическая экспертиза;

г)
Затребование экологически значимой
информации у предприятий и государственных
органов;

д)
Обжалование в судах незаконных действий
в сфере природопользования.

Периодичность
проведения контроля в плановом порядке
— не чаще 1 раза в 2 года, в отношении
субъектов малого предпринимательства
— не ранее, чем через 3 года с момента
государственной регистрации субъекта.
Внеплановые проверки периодичностью
не ограничены.

Оформление результатов экоконтроля

Экологический аудит на предприятии должен быть завершен оформлением соответствующих результатов. Они предоставляются в виде отчетности по выполнению ПЭК, утвержденной законодательством:

  • начальству компании;
  • в соответствующий орган госэконадзора;
  • населению.

Контроль промышленной деятельности организаций и их влияние на окружающую среду является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности нации. В современном обществе несанкционированные выбросы вредных веществ в атмосферу, водные ресурсы ведет к гибели обитателей флоры и фауны, развитию заболеваний населения. Поэтому государство ужесточило аудиторские меры за результатами функционирования компаний, ввело определение экологической безопасности, ПЭК и различные формы отчетности.

Программа производственного экологического контроля по новому приказу МинприродыПрограмма производственного экологического контроля по новому приказу Минприроды

Наказания за нарушение производственного контроля

В нашей стране предусмотрены определенные наказания за отсутствие выполнения программы производственного контроля. В первую очередь скажем о том, что отсутствие такой программы не позволяет компании начать вести профессиональную деятельность. Наличие такой программы – основа открытия производственного предприятия. Кроме всего прочего, государство имеет право осуществлять систематические проверки исполнения установленных пунктов данной программы.

Проверки могут быть плановыми. Проводятся в четко установленное время для того, чтобы определить соблюдение установленных норм и особенностей ранее предоставленной и утвержденной программы. Также предусматривается внеплановая проверка, которая может быть произведена в любое время, и на ее основании могут быть назначены определенные штрафные санкции.

В качестве штрафов чаще всего формируются выплаты определенных средств. Установлены четкие нормы по денежным штрафам. При этом, компания не только должна будет осуществить такие выплаты, но также формируется предписание, на основании которого компания должна устранить негативные факторы.

Также нередко используется вариант наказания в виде приостановки деятельности компании. Именно данный вариант наказания считается самым опасным. Ведь в условиях современной конкуренции компания не может позволить себе такой значительный простой. Тем не менее такое наказание используется и достаточно часто. Именно по этой причине современные руководители стараются сделать все возможное, чтобы производственный контроль выполнялся в соответствии с ранее предоставленной программой.

Нужно сказать и о наличии уголовной ответственности. Это могут быть весьма крупные штрафы с учетом ограничения воли, могут быть более серьезные наказания в виде лишения воли сроком до пяти лет.

Необходимые документы по охране окружающей среды на предприятииНеобходимые документы по охране окружающей среды на предприятии

Оформление результатов контроля

Содержание акта

Содержание акта:

  1. дата, время и место составления акта проверки;
  2. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  3. дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  4. фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  5. наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  6. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  7. сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  8. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  9. подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
  1. протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды,
  2. протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз,
  3. объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами,
  4. предписания об устранении выявленных нарушений и
  5. иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Разновидности экологического контроля

Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.

Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами. Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления. Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.

Муниципальный контроль проводится на территории муниципального образования органами самоуправления в отношении субъектов производственного и социального назначения, которые не относятся к субъектам федерального государственного контроля.

Ведомственный контроль над экологией осуществляется центральными органами власти по отношению к подчиняющимся им структурам организациям, учреждениям, предприятиям в рамках определенной отрасли.

Производственный контроль осуществляется только в рамках определенного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации руководителем или должностными лицами отдельных структур.

Общественный экологический контроль основан на многочисленных документах, в которых предусмотрено участие общественности в принятии важных решений.

По законодательству государственный контроль в сфере экологии можно осуществлять в разных формах:

  • Проводить общественные слушания.
  • Референдумы.
  • Осуществление общественной экологической экспертизы также входит в рамки экологического контроля.
  • Средства массовой информации могут помочь в проведении такого контроля.
  • Жалобы, иски и заявления в различные инстанции и правоохранительные органы.

Понятие и сущность:

Определение
проф. Боголюбова. Экологический
контроль

представляет собой вид деятельности
государственных и общественных органов
по наблюдению за состоянием окружающей
среды, ее изменения под влиянием
хозяйственной или иной деятельности,
проверке выполнения планов и мероприятий
по охране природы, рациональному
использованию природных ресурсов,
соблюдению требований природоохранного
законодательства и нормативов качества
окружающей природной среды.

Экологический
контроль

— это проверка и обеспечение исполнения
правовых требований по рациональному
использованию природных ресурсов и
охране окружающей среды.

Посредством
экологического контроля обеспечивается
принуждение субъектов экологического
права к исполнению экологических
требований.

Сущностьэкологического
контроля заключается
в основном в обеспечении уполномоченными
органами исполнительной власти РФ и
субъектов РФ выполнения правовых
требований по рациональному
природопользованию и охране окружающей
среды.

Основные мероприятия экологического контроля

Основным направлением производственного экологического контроля считается детализированное наблюдение за деятельностью с учетом возможного образования негативных факторов влияния на окружающую среду. При этом, разрабатывается специализированная программа, которая в обязательном порядке согласовывается с государственными инстанциями.

Экологический контроль за использованием водных объектов.

Суть данного контроля предполагает, что водоемы должны быть защищены от вредного воздействия производственной среды. Именно по этой причине производятся процедуры, которые позволяют выявлять и прогнозировать процессы пагубного воздействия на водоемы. Также осуществляются процедуры разработки планов, на основании которых можно минимизировать вредное воздействие. Происходит процесс разработки эффективного применения водных объектов. И кроме всего прочего, в программу производственного контроля обязательно вносятся данные, которые касаются непосредственного усовершенствования, модернизации структуры использования водных объектов за счет применения инновационных методик и технологий.

Охрана воздуха от загрязнения.

Наверное, именно вредные выбросы являются основной проблемой многих производственных компаний. Для защиты воздуха они осуществляют различные действия. В первую очередь осуществляется процесс контроля работы предприятия в целом. Обязательно осуществляются различные замеры, исследования и испытания с целью получения точных данных. Это позволяет убедиться в том, что компания работает в пределах установленных норм. Тем не менее обязательно прорабатывается возможность усовершенствования системы производства с учетом применения тех технологий, которые позволяют минимизировать вредное воздействие на воздух в целом.

Обращение с отходами.

Любое производство формирует определенные отходы. Куда их девать? Законодательство формирует четкую структуру, посредством которой изначально осуществляется процесс проверки всех отходов, полученных в ходе работы предприятия. После чего, формируется необходимость наблюдения за средой, где осуществляется хранение данных отходов. В случае возникновения негативных параметров провоцируется необходимость утилизации. Также провоцируется необходимость разработки новых методик, посредством которых отходы бы не наносили вред окружающей среде и не требовали бы серьезных вложений в процесс их хранения или же утилизации.

Контроль отчетности.

Как вы уже знаете, существуют специализированные государственные инстанции, которые осуществляют контроль за работой предприятий. Все предприятия в соответствии с установленными нормами законодательства в обязательном порядке должны предоставлять в государственные инстанции отчетную документацию. Более того, в обязательном порядке происходит процесс систематического контроля с проведением внеплановых замеров и исследований. На основании такого контроля государственные структуры имеют возможность убедиться в том, что отчетная документация соответствует действительности.

Что такое производственный экологический контроль

Вопрос экологии актуален во всем мире. Потому что время технического прогресса, увы, стало временем интенсивного уничтожения природных богатств. Процесс этот настолько глобальный, что возникла необходимость в контроле за безопасностью промышленности и иных действиях, направленных на защиту природы.

Система экологического контроля — это сочетание трех элементов: государственного, производственного и общественного экологического контроля.

Обозначим эти понятия.

У каждого предприятия должен быть экологический паспорт. Он нужен для фиксирования экологических показателей промышленности и разумного использования предприятиями природных богатств.

По ГОСТу 17.0.0.04-90 экологический паспорт составляется в виде таблиц:

Разделы
1 Общая информация о предприятии
2 Природно-климатическая обстановка местности, где находится предприятие
3 Общее описание технологических процессов производства и выпускаемой продукции
4 Сведения, касающиеся эксплуатации земли
5 Сведения о том, какое сырье используется при производстве
6 Описание водопотребления и водоотведения
7 Сведения о том, какие выбросы и в каком количестве производятся в атмосферу
8 Информация о количестве и качестве отходов
9 Сведения о том, как восстанавливаются нарушенные участки земли
10 Данные о транспортных средствах, используемых в производстве
11 Характеристика функционирования предприятия в эколого-экономической сфере

Бывают случаи, когда для предприятия не обязателен контроль состояния окружающей природы.

Перечислим их:

  1. Результаты контроля не имеют значения в принятии оперативных решений управления.
  2. Результаты контроля не требуются для отчетности в госорганы.
  3. В отчет не включаются документы, предписывающие нормы разрешенного воздействия на окружающий мир.

Если производство предприятия нарушает нормы экологичности, руководство несет за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную ответственность.

Не исключена и уголовная ответственность. К таковым относится массовое разрушение экосистем, уничтожение редких представителей флоры и фауны, отравление водоемов или воздуха и другие нарушения норм охраны природы, ведущие к экологическим катастрофам.

Формы государственного экологического контроля

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме:

  1. предупредительного;
  2. текущего.

При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспектора в пределах своей компетенции имеют право:

  1. посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
  2. проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  3. проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
  4. проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  5. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  6. привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  7. осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспектора по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Разработка основ экологического мониторинга

Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 г., а затем вопросы проведения экологического мониторинга рассматривались на проходившей в 1972 г. в Стокгольме конференции Организации объединённых наций по проблемам окружающей среды. Однако этому событию предшествовало в 1970 г. обсуждение предстоящей программы конференции. В штаб-квартире ООН в г. Нью-Йорке в этом обсуждении принимала участие советская делегация под руководством В. А. Ковды. Советские участники совещания, войдя в конфронтацию с делегациями США и Швеции, отстаивали необходимость принятия генеральным секретарем ООН У Таном повестки предстоящей конференции о том, что «разрушение природных ресурсов и окружающей среды достигает тревожных размеров, что объясняется историческими и социально-экономическими причинами». В своем отчете В. А. Ковда отмечал, что совещание показало отставание Советского союза в обрасти разработок защиты биосферы, поэтому требовалось срочное создание на территории СССР биосферных заповедников, которые служили бы для сохранения эталонного состояния биосферы, и развития средств дистанционного мониторинга за состоянием окружающей среды.

Непосредственные предложения по экологическому мониторингу были озвучены в 1972 г. перед конференцией ООН членами специальной комиссии Научного комитета по проблемам окружающей среды Международного совета научных союзов, созданной американскими учеными Гильбертом Уайтом и Томасом Малоном. Под экологическим мониторингом ими понимались «систематические наблюдения за состоянием окружающей среды, возможные изменения в связи с антропогенной деятельностью, контроль таких изменений и проведение мероприятий по управлению окружающей средой».

Разработки советских ученых в области экологического мониторинга были представлены в 1974 г. на межправительственном совещании, созванном организацией по программе окружающей среды при ООН, где рассматривались вопросы создания мировой системы экологического мониторинга. Участвовавший в совещании руководитель гидрометеорологической службы Ю. А. Израэль в этом же году опубликовал статью «Глобальная система наблюдений. Прогноз и оценка изменения окружающей природной среды. Основы мониторинга», где под экологическим мониторингом он предлагал понимать систему наблюдений, позволяющую выделить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности. В 1975 г. Ю. А. Израэль возглавил секцию «Мониторинг состояния биосферы» Научного совета по проблемам биосферы при Президиуме АН СССР и стал руководить разработкой мероприятий по экологическому мониторингу в СССР.

В 1975 г. вышла статья академика И.П. Герасимова о научных основах современного мониторинга окружающей среды, где он выделяет три ступени мониторинга.

На первой ступени мониторинга главное внимание уделяется наблюдению за состоянием окружающей среды и ее влияния на здоровье населения. На этой ступени должны использоваться показатели, отражающие реакцию человека: заболеваемость, смертность, рождаемость, продолжительность жизни и так далее.. Объектом второй ступени наблюдения и контроля выступают территориальные природные, природно-технические и демографические геосистемы

Для этой ступени мониторинга существенны показатели массоэнергообмена, биопродуктивности, величины предельно допустимых концентраций загрязнения, способности геосистем к самоочищению. Наблюдения должны проводиться в географических стационарах, специальных зональных или региональных полигонах и тестовых (ключевых) участках.

Объектом второй ступени наблюдения и контроля выступают территориальные природные, природно-технические и демографические геосистемы. Для этой ступени мониторинга существенны показатели массоэнергообмена, биопродуктивности, величины предельно допустимых концентраций загрязнения, способности геосистем к самоочищению. Наблюдения должны проводиться в географических стационарах, специальных зональных или региональных полигонах и тестовых (ключевых) участках.

Задача третьей ступени – наблюдение за глобальными параметрами окружающей среды: за запылением атмосферы, мировым балансом влаги, загрязнением мирового океана и т.д. Цель их – оценка последствий этих изменений для здоровья и деятельности людей. 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий