Европейское сообщество по атомной энергии

Значение слова «Европейское сообщество по атомной энергии»

Европейское сообщество по атомной энергии, Евратом, международная государственно-монополистическая организация, созданная 6 странами — участницами Европейского экономического сообщества: Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Соглашение об учреждении Евратома подписано в 1957 и вступило в силу с 1 января 1958. Официальной задачей сообщества является деятельность по созданию и развитию ядерной промышленности, предусматривающая совместное проведение исследовательских работ странами-членами, обмен технической информацией, создание общего рынка оборудования и сырья, контроль над использованием расщепляющихся материалов и т. д. Главный исполнительный орган — Комиссия — наделён необходимыми полномочиями для руководства развитием ядерной энергетики. В период действия 1-й пятилетней программы развития ядерной промышленности в странах-участницах (1958—62) были созданы исследовательские центры Евратома в Испре (Италия), Моле (Бельгия), институт трансурановых элементов в Карлсруэ (ФРГ) и др. Программа предусматривала ассигнования на развитие научно-исследовательских работ в сумме 215 млн. долл.

  Быстрое развитие ядерной энергетики позволило странам — членам Евратома пересмотреть 2-ю пятилетнюю программу (1963—67) в сторону увеличения общей суммы ассигнований до 455 млн. долл. К концу 1967 в странах, входящих в Евратом, действовало около 200 атомных объектов, в том числе 20 урановых рудников, 5 заводов по производству ядерного горючего, 14 предприятий по изготовлению тепловыделяющих элементов, около 100 реакторов и др. Энергетическая мощность находящихся в эксплуатации атомных электростанций в начале 1969 составила 6 млн. квт. Согласно перспективной программе, общая мощность атомных электростанций в странах — членах Евратома должна вырасти к 1975 до 17 млн. квт.

  Осуществление проектов Евратома вызывает острые противоречия между его участниками, а также со странами, не входящими в сообщество, в частности по поводу выбора типов реакторов и о путях преодоления «технологического разрыва» с США. Между Францией и ФРГ возникли конфликты по вопросам функций Евратома, составу его руководящих органов и т. д., особенно в период слияния Евратома с Европейским экономическим сообществом и Европейским объединением угля и стали.

  Серьёзную озабоченность у прогрессивной мировой общественности вызывают планы использования ядерного потенциала Евратома в военных целях. В противовес этим планам прогрессивные силы стран — участниц сообщества выступают с программами развития топливно-энергетических отраслей, которые отвечают интересам широких народных масс.

  Лит.: European atomic energy community (EURATOM). 10th General report on the activities of the Community, , 1967; Documentation attached to the 10th General report on the community, , 1967 (April); Euratom-Community in a crisis, «Intereconomics», 1969, № 4, p. 106—108.

  В. В. Мотылев.

Большая Советская Энциклопедия М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978

Хронология эволюции ЕС

Этот общий график включает создание и развитие Евратома и показывает, что в настоящее время это единственный бывший орган ЕС, который не был включен в ЕС.

После окончания Второй мировой войны , суверенные европейские страны заключили договора и тем самое сотрудничала и согласованная политику (или объедин ли суверенитет ) в большем числе областей, в так называемом европейском интеграционном проекте или строительстве Европы ( французской : la construction européenne ). Следующая временная шкала описывает юридическое начало Европейского Союза (ЕС) — основных рамок для этого объединения. ЕС унаследовал многие из своих нынешних обязанностей от Европейских сообществ (ЕС), которые были основаны в 1950-х годах в духе Декларации Шумана .

Обозначения: S: подписание F: вступление в силу T: прекращение действия E: истечение фактического срока отмены Отн. с рамками ЕС / ЕС: де-факто внутри снаружи
                  Европейский Союз (ЕС) Продолж.   
Европейские Сообщества (ЕС) (Столб I)
Европейское сообщество по атомной энергии (ЕАЭС или Евратом)       
/ / / Европейское сообщество угля и стали (ECSC)  

(Распределение компетенций)

    Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)    
            Шенгенские правила Европейское Сообщество (ЕС)
‘ТРЕВИ’ (JHA, компонент II)  
  Организация Североатлантического договора (НАТО) Сотрудничество полиции и судебных органов по уголовным делам (PJCC, компонент II )
Европейское политическое сотрудничество   (EPC)   Общая внешняя политика и политика безопасности (CFSP, компонент III )
Western Union (WU) / Западноевропейский союз (ЗЕС)
     
               
    Совет Европы (СЕ)
Дюнкеркский договор ¹ С: 4 марта 1947 г. F: 8 сентября 1947 г. E: 8 сентября 1997 г. Брюссельский договор ¹ S: 17 марта 1948 г. F: 25 августа 1948 г. T: 30 июня 2011 г. Лондонский и Вашингтонский договоры¹ S: 5 мая / 4 апреля 1949 г. F: 3 августа / 24 августа 1949 г. Парижские договоры: ЕОУС и EDC ⁶ S: 18 апреля 1951/27 мая 1952 г. F: 23 июля 1952 г. / — E: 23 июля 2002 г. / — ¹ С: 23 октября 1954 г. F: 6 мая 1955 г. Римские договоры: EEC² и EAEC S: 25 марта 1957 г. F: 1 января 1958 г. ¹ С: 21 октября 1959 г. F: 1 января 1960 г. Брюссельский договор (слияние) ³ S: 8 апреля 1965 г. F: 1 июля 1967 г. Отчет Davignon S: 27 октября 1970 г. Выводы Совета Европы S: 2 декабря 1975 г. Единый европейский акт (SEA) S: 17/28 февраля 1986 г. F: 1 июля 1987 г. Шенгенский договор и S: 14 июня 1985 г./19 июня 1990 г. F: 26 марта 1995 г. Маастрихтский договор ² , ⁴ S: 7 февраля 1992 F: 1 ноября 1993 Амстердамский договор S: 2 октября 1997 г. F: 1 мая 1999 г. Ниццкий договор S: 26 февраля 2001 г. F: 1 февраля 2003 г. Лиссабонский договор ⁵ S: 13 декабря 2007 г. F: 1 декабря 2009 г.
¹Although не ЕСЫ договоров сами по себе , эти договорам повлияли на развитие в оборонных руках ЕС , основная часть ОВПБА. Франко-британский союз, учрежденный Дюнкеркским договором, был де-факто заменен WU. Столп CFSP был поддержан некоторыми структурами безопасности, которые были созданы в рамках Брюссельского модифицированного договора 1955 года (MBT). Брюссельский договор был в 2011 году, что привело к роспуску ЗЕС, поскольку положение о , предусмотренное Лиссабонским договором для ЕС, считалось ненужным. Таким образом, ЕС де-факто вытеснил ЗЕС.
«Маастрихтский и Римский договоры образуют правовую основу ЕС и также называются Договором о Европейском Союзе (TEU) и Договором о функционировании Европейского Союза (TFEU) соответственно. В них вносятся поправки вторичными договорами.
« Европейские сообщества получили общие институты и общую правосубъектность (т.е. способность, например, подписывать договоры от своего имени).
«С момента основания ЕС в 1993 году до консолидации в 2009 году союз состоял из трех столпов , первой из которых были Европейские сообщества. Два других столпа включают дополнительные области сотрудничества, которые были добавлены к компетенции ЕС.
⁵ Консолидация означала, что ЕС унаследовал правосубъектность Европейских сообществ и что система опор была отменена , в результате чего структура ЕС как таковая охватывала все области политики. Вместо этого исполнительная / законодательная власть в каждой области определялась распределением полномочий между институтами ЕС и государствами-членами . Это распределение, а также положения договоров для областей политики, в которых требуется единогласие и возможно , отражают глубину интеграции в ЕС, а также частично наднациональный и частично межправительственный характер ЕС .
⁶Планы по созданию Европейского политического сообщества (EPC) были отложены после того, как Франция не ратифицировала Договор о создании Европейского оборонного сообщества (EDC). EPC объединил бы ECSC и EDC.

Евратом

Европейское сообщество по атомной энергии, замкнутая государственно-монополистическая организация 9 капиталистических стран Европы по координации и финансированию совместных действий в области производства и использования атомной энергии. Договор об учреждении Eвратома первоначально был подписан ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в Риме 25 марта 1957 (вступил в силу 1 янв. 1958). С 1 янв. 1973 его членами стали Великобритания, Ирландия и Дания. Положения договора распространяются и на зависимые территории стран-участниц. Евратом организационно связан с Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), имеет единые с ним высшие органы. Прямого влияния на национальные ядерные программы он не оказывает, но воздействует на них финансовой помощью при строительстве совместных атомных электростанций, предприятий по переработке отработанного топлива, путём поставок ядерного сырья и специального оборудования, координирования национальных научно-исследовательских программ, проведения совместных исследований, обмена технической информацией и т.д. Евратом финансируется странами-участницами в соответствии с установленной для каждой из них квотой, от размера которой зависит и их влияние (количество голосов) в руководстве. Имеет исследовательские центры в Петтене (Нидерланды), Испре (Италия), Карлсруэ (ФРГ), Моле (Бельгия) и др. Осуществление совместных проектов вызывает острые противоречия как внутри самого Евратома, так и в его отношениях с другими капиталистическими странами. За последние годы в его ядерной энергетике усилились позиции ФРГ при относит, ослаблении позиций Франции и Великобритании. Формально Евратом концентрирует свою деятельность на использовании атомной энергии в мирных промышленных целях. Однако установленный контроль не распространяется на материалы, которые предназначены для военных нужд и находятся в стадии специальной обработки в этих целях, и на материалы, которые помещены или складированы в военных учреждениях. Все государства — члены Евратома входят в Европейское экономическое сообщество и (кроме Ирландии) в НАТО. Лит.: Заявление Министерства иностранных дел СССР о планах создания Евратома и «Общего рынка». — «Правда», 1957, 17 марта; Договор об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии (Евратома). — «Международная жизнь», 1957, Х° 12; Евратом и «Общий рынок». Сборник статей. М., 1957; Ганс-Вальтер Ауст. Евратом и планы вооружения Западной Германии. — «Международная жизнь», 1957, .N5 9.

Президенты ЕАЭС

Комиссию из пяти членов возглавляли только три президента, в то время как в ней были независимые руководители (1958–1967), все из Франции:

Н. Портрет Президент (родился – умер) состояние Вступил в должность Левый офис Комиссия Партия Группа Избирательный мандат Ссылки
1 Луи Арман (1905–1971)   Франция 7 января 1958 года 2 февраля 1959 г. Арман Независимый Никто
1 год, 26 дней
2 Этьен Хирш (1901–1994)   Франция 2 февраля 1959 г. 10 января 1962 г. Hirsch Независимый Никто
3 года, 8 дней
3 Пьер Шатене (1917–1997)   Франция 10 января 1962 г. 5 июля 1967 г. Chatenet Независимый Никто
5 лет, 176 дней

Литература

Council Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. NL172,2.7.2009, pp.18-22.

 Council Directive 2014/87/EURATOM of 8 July 2014 amending Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. OJ L219,25.07.2014, pp.42-52. 

 European Union. Consolidated Version of the Treaty Establishing the European Atomic Energy Community. Title — Provisions for the Encouragement of Progress in the Field of Nuclear Energy. Chapter 3 — Health and Safety. 2010 OJ (C 84)

 Council Directive 2013/59/Euratom of 5 December 2013 laying down basic safety standards for protection against the dangers arising from exposure to ionising radiation, and repealing Directives 89/618/Euratom, 90/641/Euratom, 96/29/Euratom, 97/43/Euratom and 2003/122/Euratom, OJ L 13, 17.1.2014, p. 1.

Council Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. NL172,2.7.2009, pp.18-22.

Council Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. NL172,2.7.2009, pp.18-22.

Council Directive 2014/87/EURATOM of 8 July 2014 amending Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. OJ L219,25.07.2014, pp.42-52.

Council Directive 2014/87/EURATOM of 8 July 2014 amending Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. OJ L219,25.07.2014, pp.42-52.

Council Directive 2014/87/EURATOM of 8 July 2014 amending Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. OJ L219,25.07.2014, pp.42-52.

Council Directive 2014/87/EURATOM of 8 July 2014 amending Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. OJ L219,25.07.2014, pp.42-52.

Council Directive 2014/87/EURATOM of 8 July 2014 amending Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. OJ L219,25.07.2014, pp.42-52.

Council Directive 2014/87/EURATOM of 8 July 2014 amending Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. OJ L219,25.07.2014, pp.42-52.

Council Directive 2014/87/EURATOM of 8 July 2014 amending Directive 2009/71/Euratom of 25 June 2009 establishing a Community framework for the nuclear safety of nuclear installations. OJ L219,25.07.2014, pp.42-52.

 Council Directive 2013/59/Euratom of 5 December 2013 laying down basic safety standards for protection against the dangers arising from exposure to ionising radiation, and repealing Directives 89/618/Euratom, 90/641/Euratom, 96/29/Euratom, 97/43/Euratom and 2003/122/Euratom, OJ L 13, 17.1.2014, p. 1.

Выход Соединенного Королевства

Великобритания объявила о своем намерении выйти из ЕАЭС 26 января 2017 года после своего решения о выходе из Европейского союза . Официальное уведомление о выходе из ЕАЭС было предоставлено в марте 2017 года в уведомительном письме по статье 50, в котором отказ был сделан прямо. Выход вступил в силу только после переговоров об условиях выхода, которые длились два года и десять месяцев.

В отчете Комитета по бизнесу, энергетике и промышленной стратегии Палаты общин , опубликованном в мае 2017 года, ставится под сомнение юридическая необходимость выхода из Евратома и содержится призыв к временному продлению членства, чтобы дать время для принятия новых мер.

В июне 2017 года целевая группа Европейской комиссии по переговорам опубликовала документ с изложением позиции, направленный в ЕС-27 по ядерным материалам и защитному оборудованию (Евратом) , под названием «Основные принципы, касающиеся ядерных материалов и защитного оборудования». В следующем месяце в информационном документе библиотеки Палаты общин была дана оценка последствий ухода из Евратома.

В 2017 году статья в The Independent поставила под сомнение наличие ядерного топлива в Великобритании после 2019 года, если Великобритания выйдет из нее, а также необходимость новых договоров, касающихся транспортировки ядерных материалов. В статье 2017 года в New Scientist говорилось, что поставку радиоизотопов для лечения рака также необходимо будет учитывать в новых договорах.

Политики Великобритании предположили, что Великобритания может остаться в Евратоме. В 2017 году некоторые утверждали, что это потребует — помимо согласия ЕС-27 — изменения или отмены письма 50 от марта 2017 года.

Закон о ядерных гарантиях 2018 г. , предусматривающий гарантии после выхода из Евратома, получил королевское одобрение 26 июня 2018 г.

Соглашение между Великобританией и ЕС о торговле и сотрудничестве , в котором излагаются отношения Великобритании с Европейским союзом с 1 января 2021 года, предусматривает участие Соединенного Королевства «как ассоциированной страны во всех частях программы Евратома».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий