Что такое геноцид и почему до сих пор спорят о его определении

Геноцид — виды

В исторических и юридических документах указано 4 основных типа таких преступлений. Каждая форма имеет свои отличительные особенности. В большинстве стран, рассуждая, что значит геноцид, и какие его типы существуют, соглашаются с данным перечнем, в который входят:

  1. Физическое истребление.
  2. Биологическое насильственное ограничение рождаемости.
  3. Создание социально-экономических условий непригодных для жизни.
  4. Уничтожение культурного наследия.

Этнический геноцид

Сущность преступления заключается в истреблении представителей какой-либо народности. Примером того, что значит геноцид народа, является вырезание понтийских греков. Методами этого типа нарушения прав человека бывают:

  1. Массовые казни.
  2. Создания специальных зон, в которых содержаться люди, подвергнувшиеся гонениям.

Национальный геноцид

Проявляется в массовых убийствах, искоренении культуры и языка, ограничение или полное запрещение деторождения. Геноцид как проявление национализма заключается в том, что гражданами одного народа делается все, для возвышения собственного государства, включая методы, относящиеся к тяжким преступлениям. По своему смыслу, явление близко к ксенофобии, но выражается оно в крайней, экстремистской форме. Убийства, теракты, призывы к подавлению воли и ограничению свободы нации – вот что такое геноцид этого типа. Еще одно название такого поведения – этнократия.

Религиозный геноцид

Факты убийств на фоне неприятия вероисповедания известны с глубокой древности. В этом случае, геноцид и его проявления заключаются в:

  1. Принуждении к смене религии, нередко под страхом смерти или нанесения вреда здоровью.
  2. Изъятии детей из семей.
  3. Убийствах.

В некоторых научных трудах указывается, что данный тип нарушения прав человека является самым часто встречающимся за всю историю человечества. При принуждении к смене религии, людей заставляют отказываться от совершения обрядов, культовых действий и смене мировоззрения. Часто это сопровождается массовыми убийствами, показательными казнями и даже жертвоприношением. Музыкальные и художественные произведения на тему вероисповедания или включающие подобные мотивы сжигаются.

Конвенция о геноциде 1948 года.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Конвенция о геноциде) принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г. и вступила в силу 12 января 1951 г. Конвенция о геноциде считается первым договором о правах человека, принятым под эгидой ООН. По состоянию на декабрь 2017 г. ее ратифицировали или присоединились к ней 149 государств.

Конвенция объявляет геноцид преступлением по международному праву независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, в ходе международного вооруженного конфликта или немеждународного вооруженного конфликта. Следует отметить, что, осуждая геноцид как преступление, Конвенция «подтвердила» существование международной обычно-правовой нормы.

Действия, составляющие преступление геноцида в соответствии с Конвенцией, были впоследствии включены в Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1954 г., а геноцид был включен в число преступлений против человечности при рассмотрении данной темы Комиссией международного права. Квалификация геноцида в качестве преступления согласно обычному международному праву была также подтверждена Международным Судом в его консультативном заключении об Оговорках к Конвенции о геноциде, где указывается, что «принципы, лежащие в основе Конвенции, являются принципами, которые признаны цивилизованными нациями как обязательные для государств, даже без каких-либо договорных обязательств». Запрет геноцида носит характер императивной нормы международного права (jus cogens), от которой не допускается никаких отступлений.

Ратификация конвенции о геноциде. 14 октября 1950 г.

Статья II Конвенции определяет геноцид как любое из деяний, совершенных с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу:

  1. убийство членов такой группы;
  2. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  3. предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  4. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  5. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Это особое намерение является уникальным элементом состава преступления геноцида: жертвы выбираются именно потому, что они принадлежат или связаны с определенной группой, а не в силу их индивидуальных характеристик. На практике определить намерения преступника может быть невозможно и при отсутствии признания такое намерение должно быть выведено из презумпции факта в контексте других преступных действий, совершенных в отношении конкретной группы, масштаба злодеяний, исключения лиц, не являющихся членами группы и т. п.

Статья III Конвенция объявляет наказуемым не только сам акт геноцида, но и заговор с целью совершения данного преступления, прямое и публичное подстрекательство к его совершению, покушение на совершение геноцида и – довольно неопределенное понятие – соучастие в геноциде. Кроме того, в статье IV Конвенции прямо говорится, что наказанию подлежит любые лица, совершившие преступление, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, государственными деятелями или частными лицами.

Статья V Конвенции предусматривает, что договаривающиеся стороны (в силу обычно-правового характера преступления – все государства) должны принять необходимые законы по имплементации его положений и, в частности, установить эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида и других преступлений, упомянутых в Конвенции.

В статье VI говорится, что обвиняемые должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено преступное деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда. Однако следует учитывать, что геноцид как наиболее серьезное преступление по общему международному праву подлежит универсальной юрисдикции, подразумевающий, что государства наделяются компетенцией по привлечению к уголовной ответственности и наказанию лиц безотносительно к месту совершения преступления либо гражданству обвиняемого или потерпевшего.

Есть ли у проблемы Нагорного Карабаха какое-то решение?

— Азербайджанская официальная линия: армяне наши братья, они должны вернуться, на то есть все необходимые гарантии, пусть оставят нам только внешнюю оборону и международные дела. Все остальное останется у них, включая вопросы безопасности. А какова позиция Армении?

Здесь все наталкивается на то, что у Армении и армянского общества это позиция исторической земли — «это наша историческая земля, и все тут»

Два будет государства, одно будет государство, не важно. Мы свою историческую землю не отдадим

Мы скорее умрем или уйдем оттуда, но мы в Азербайджане жить не будем. Никто не говорит, что народы не могут ошибаться. В том числе и армяне. И в дальнейшем, когда убедятся в своей ошибке, они, вероятно, придут к другому мнению.

Армянское общество сегодня, на самом деле, очень сильно разделено. Есть диаспоры, есть армяне Армении. Очень сильная поляризация, больше, чем в нашем обществе, олигархии, очень большой разброс между западниками и русофилами. Но в отношении Карабаха в нем существует полный консенсус. Диаспора тратит деньги на Карабах, идет мощное лоббирование интересов карабахских армян на Западе. Национально-патриотический подъем сохраняется, он подогревается и будет долгое время сохраняться.

Но все национальные проекты имеют свой момент истины. В нагорнокарабахском вопросе ни для одной из сторон этот момент истины пока не наступил. Армянская и азербайджанская стороны пока еще стоят на максималистских позициях, каждая из элит убедила свой народ, что победа возможна только на максималистских позициях, только выполнением всех наших требований. «Мы — все, наш противник — ничего».

Люди, по сути, стали заложниками этой ситуации, отыграть назад уже сложно. И перед теми же посредниками, которые работают в Минской группе, стоит сложная задача: уговорить элиту, чтобы они обернулись к народу и сказали — нет, ребята, мы должны снижать планку. Поэтому и не наблюдается прогресса.

— Бертольд Брехт писал: «Национализмом не накормишь голодные желудки». Азербайджанцы правильно говорят, что наиболее пострадавшим от конфликта является простой армянский народ. Элита наживается на военных поставках, а жизнь простых людей тем временем становится все хуже: Карабах — бедная земля.

— И Армения — не богатая земля. Но пока из варианта «пушки или масло» люди выбирают пушки. На мой взгляд, решение карабахского кризиса возможно. И это решение заключается в разделе Карабаха. Если просто разделить Карабах, хотя я понимаю, что это сложно, но тем не менее: одну часть одним, другую часть — другим.

Узаконить, сказать: «Международное сообщество принимает именно этот вариант». Возможно, посчитать процентное соотношение населения на момент 1988 или 1994 года. Разделить, затвердить границы и сказать, что любой, кто развяжет конфликт, который будет нарушать сложившийся статус-кво будет наказан. Вопрос решится сам собой.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовал 

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

[править] Типичный пример

Преступления геноцида в массовых масштабах осуществлялись на территории СССР не раз, в частности, в период гитлеровской оккупации страны в годы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг.. В приговоре Нюрнбергского международного военного трибунала (см. Нюрнбергский процесс 1945—1946) констатировалось, что на оккупированной территории СССР гитлеровцы реализовывали план изгнания и уничтожения местного населения для того, «чтобы колонизировать немцами очищенную территорию». Массовые убийства людей проводились систематически и планомерно, по заранее разработанной методике, были однотипными. Коренных жителей истребляли независимо от социального положения, возраста, пола, национальности, причастности к антифашистскому движения. Миллионы людей приняли мученическую смерть в лагерях смерти и гетто, которых насчитывалось только на территории Украины более 230. Крупнейшими «фабриками смерти» на Украине были лагеря в Днепропетровске, Киеве, Кировограде, Львове, Раве-Русской, Славуте, Владимире-Волынском, с. Богдановка (Одесская область) и других. Масштабы реализации политики геноцида и «выжженной земли» (уничтожение населённых пунктов вместе с жителями) достигли апогея в период карательных операций и с началом общего отступления гитлеровских войск (лето — осень 1943 года). Более 250 деревень были полностью сожжены вместе с жителями, в том числе в Волынской области — 97.

Планы нацистов предусматривали также внедрение различных мероприятий с целью подорвать биологический потенциал народов СССР и затормозить естественный прирост населения. Среди них — широкомасштабная депортация молодых по возрасту людей на принудительные работы в Германию, концентрация детей, захваченных в ходе карательных акций, в специально созданных заведениях с целью их онемечивания, умышленное создание тяжёлых условий существования (голод, холод, распространение эпидемий, изнурительная физическая работа), фактическая ликвидация медицинского обслуживания, доведение рождаемости до максимально низкого уровня, интенсивная подготовка к введению обязательной стерилизации молодых женщин и т. д.

Общее количество жертв гитлеровского геноцида только на Украине составило около 4 млн мирного населения, кроме того на принудительные работы в Германию было вывезено более 2,4 млн человек. Довоенного уровня количества жителей Украины достигла только во 2-м полугодии 1960 года.

Геноцид — что это такое?

В юридическую практику термин введен Р. Лемкиным. Значение слова геноцид он расшифровывал как намеренные действия, направленные на истребление следующих групп:

  1. Национальных.
  2. Расовых.
  3. Этнических.
  4. Религиозных.

В современной международной практике смысл термина остается неизменным. Под геноцидом понимаются действия, приводящие не только к физическому уничтожению, но и к искоренению культурных ценностей, в том числе и языков. Юридическая практика по признанию и наказанию подобных преступлений запутана. Часто факт нарушения не признается рядом государств, в ряде случаев осуждение таких действий проводится спустя десятилетия после их свершения.

Геноцид в современном обществе

Политические и научные деятели единогласно утверждают, что такие нарушения прав встречаются и в наши дни. Геноцид и его проявления в современном обществе в ряде ситуаций отличаются от всемирно известных событий, таких как, например, Варфоломеевская ночь. В наши дни он все больше становится не прямым, а косвенным. Но это, по мнению специалистов, еще более опасно. Экономические и информационные войны часто приводят к стандартизации мировоззрения, поведения.

Что такое косвенный геноцид:

  1. Изменение природных условий.
  2. Экономическое и информационное воздействие.

Не все ученые признают, что такой вид преступления существует. И их мнение тоже основано на данных статистики и исторических аспектах. Раскол среди специалистов при обсуждении этого вопроса длится до сих пор, ни одна из точек зрения не имеет должной доказательной базы. Поэтому определение косвенного типа преступления размыто, ряд ученых придерживается мнения, что надо существенно ограничить влияние человека на генетику и природу, другие не соглашаются с этим. Ведь исследования ДНК и изменение условий проживания подчас необходимость.

Культурный геноцид

Явление известное еще с древних веков. Понятие геноцид не применялось во времена тех же крестовых походов, но, по сути, истребление культурного наследия иноверцев считается доказанным фактом. В наши дни подобные преступления связывают не только с фактическим сжиганием книг, картин и музыкальных записей. Но и с навязыванием, в том числе и скрытым, чужого мировоззрения. Ряд специалистов считают, что рекламирование или принижение определенного образа жизни нации тоже может считаться уничтожением культуры.

Экологический геноцид

Самый спорный тип нарушения прав человека. Не все экологи, физики и генетики признают, что данный вид существует. Такие события относят к косвенным проявлениям. Заключаются они в существенном изменении природных условий, например, создании искусственных водоемов, загрязнении окружающей среды, которые приводят к уменьшению продолжительности жизни и рождаемости.

Последствия геноцида данного типа часто описываются, как нарушение привычного уклада жизни и отказ от него из-за перемены климата, природного ландшафта и других схожих явлений. И, такие события имели место быть. Но, в ряде случаев эти же перемены были сделаны для того, чтобы спасти людей от голода или последствий стихийных бедствий. Поэтому вопросы о признании этого типа преступления продолжаются до сих пор.

В международном сообществе тема ответственности за нарушения прав человека и истребление людей, культуры или языка является очень острой. Уже не одно десятилетие ведутся споры о том, как классифицировать такие события, как предотвращать их прежде, чем потери станут существенными. Меры пресечения и наказания тоже обсуждаются очень остро. К сожалению, современная юридическая практика не может дать точный ответ на вопрос, как прийти к общему взгляду на проблему геноцида и избежать повторения страшнейших событий истории.

Конец истребления

Уже в мае масштабы геноцида в Руанде стали очевидны для всего мирового сообщества, внимание которого в тот момент было сосредоточено на событиях в Югославии. Совбез ООН проголосовал за увеличение числа миротворцев до 5500 человек, однако действие резолюции было отложено из-за нежелания финансировать миротворческую миссию

Геноцид остановило наступление Руандийского патриотического фронта под командованием тутси Поля Кагаме. РПФ начал продвижение вглубь страны еще 7 апреля, как только стало известно о массовых убийствах тутси. Войска РПФ методично отрезали Кигали от путей снабжения, захватывая территории к северу и востоку от столицы. В конце апреля под контролем тутси оказалась вся граница с Танзанией, и они начали наступление с юга и запада. На своем пути они практически не встречали сопротивления. Во второй половине июня отряды РПФ полностью окружили Кигали, бои за столицу продолжались две недели. 4 июля Кигали капитулировала, 18 июля сдался город Гисеньи, где заседало временное правительство, и оставшиеся зоны под контролем хуту на северо-западе государства.

И только в августе в Руанду прибыла обещанная расширенная миссия ООН.

Фотографии жертв в мемориале геноцида в Кигали. Фото: Reuters

Что такое геноцид?

Для лучшего понимания темы, необходимо сразу определиться, что такое геноцид вообще. Итак, что же такое «геноцид»? Можно ли назвать геноцидом любое массовое уничтожение людей? Чтобы это узнать, достаточно заглянуть в текст «Конвенции ООН о предупреждении геноцида и наказании за него». Геноцид, это:

Действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

  1. b) причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её;

  1. d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  2. e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Вроде бы, всё просто и понятно. Ключевым признаком здесь является умышленность действий, другими словами, намерение уничтожить какую-то группу людей по национальному, этническому, расовому или религиозному признаку.

Можно, конечно, вспомнить аргументы пресловутого Просвирнина, которому ну очень не нравится определение геноцида из конвенции ООН, поскольку, по словам Егора, «из самой конвенции о геноциде, под давлением советской делегации, было убрано само определение геноцида как уничтожение политической и экономической группы». Разумеется, это ложь. Канадский учёный Уильям Шабас, президент «Международной Ассоциации исследователей геноцида» и один из ведущих мировых экспертов по геноциду и международному праву, после тщательного изучения этого вопроса не нашел доказательств, подтверждающих точку зрения «интеллектуальных русских националистов». «Советский» взгляд на конвенцию разделял целый ряд стран: Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Доминиканская Республика, Египет, Иран, Ливан, Перу, Уругвай, Филиппины и Швеция. Исключение из понятия «геноцида» экономических и политических групп продвигалось и Всемирным Еврейским Конгрессом. Так что, Егор, заодно оправдывая свою «фамилию», мог бы смело обвинять в этом евреев, а не «кровавого Джугашвили».

Другими словами, например, голод – это не геноцид. Равно как и военные потери, эпидемии или массовая гибель граждан в результате дорожно-транспортных происшествий. Например, все помнят, что в России в начале ХХ века была невероятно высокая детская смертность. В период с 1902 по 1911 год примерно четверть родившихся младенцев не доживали до года. Можно ли считать это геноцидом? С точки зрения «русских интеллектуальных националистов» – да. Но любому, у кого мозг не заплыл жиром, очевидно, что нет. Последствия наплевательского отношения властей к здравоохранению ну никак нельзя назвать геноцидом.

А вот, например, пресловутую Выборгскую резню 1918 года очень даже можно рассматривать как акт геноцида. Напомню, что речь идёт о взятии финскими белогвардейцами Выборга, после которого доблестные антикоммунисты устроили натуральную резню русского населения именно по этническому признаку. Под раздачу тогда попали, в том числе, и антибольшевистски настроенные русские офицеры, нацепившие погоны и побежавшие встречать «освободителей» цветами. В общей сложности, было убито, по различным оценкам, от четырех сотен до пяти тысяч человек. Русских, похожих на русских, говорящих по-русски и даже просто «не говорящих по-фински». Бойню устроили финские и шведские националисты, ни один из которых не понёс за это никакого наказания. Этот эпизод абсолютно подходит под определение «действий, совершаемых с намерением уничтожить национальную группу» (хоть и в отдельно взятом городе).

Финские белогвардейцы освобождают русское население Выборга от кровавых большевиков

История тутси и хуту

Геноцид в Руанде часто объясняют противостоянием двух этносов: тутси и хуту. Однако в действительности можно говорить только о «мнимых этносах»: тутси и хуту говорили на одном языке, проживали на одной территории, имели общую культуру и верили в одних богов. Различия между ними скорее были статусными и классовыми. Хуту в основном занимались земледелием, а тутси — скотоводством. Со временем тутси заняли привилегированное положение, хуту по-прежнему оставались бедными крестьянами.

Все непопулярные решения, проводимые колонизаторами, например земельная реформа, в ходе которой пастбища общин хуту были конфискованы и приватизированы с выплатой минимальной компенсации, проводились руками тутси. Бельгийцы также провели реформы в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, назначив тутси чиновниками. Местное население зарегистрировали по национальному признаку: каждому руандийцу предложили самому определить свою «расовую принадлежность». 14% идентифицировали себя как тутси, 85% — как хуту и 1% — как пигмеи тва. И если раньше разбогатевший хуту мог стать тутси, то после введения паспортов это стало невозможным.

После Второй мировой войны тутси во главе с королем стали требовать независимости. Бельгийцы, которые не хотели терять колонию, решили сделать ставку на хуту — большинство чиновников тутси были заменены на хуту. Однако процесс деколонизации было не остановить, и в 1962 году на карте мира появились две новые страны: Королевство Бурунди, где власть была в руках тутси, и Республика Руанда, где управляли хуту.

Вот это маленькое красное пятно на карте Африки — Руанда. Территория этого государства почти в 8 раз меньше Беларуси

В Руанде хуту начали проводить политику, исключающую тутси из общественной жизни страны: партии тутси были запрещены, для них ввели квоты на образование, ограничили количество мест в государственном аппарате и даже в частном бизнесе. В армии тутси не могли стать офицерами, а солдатам-хуту запрещалось вступать в брак с женщинами-тутси. Периодически устраивали и погромы: ведь, несмотря на то, что тутси перестали быть политической элитой, они все еще были гораздо состоятельнее, чем хуту.

Все это привело к тому, что из Руанды начался повальный исход тутси: около 300 тысяч бежали в Бурунди, Уганду, Танзанию и Заир (ныне — Демократическая Республика Конго. — Прим. TUT.BY). Проживая там на правах беженцев, они вскоре начали агитировать за возвращение на родину: массово создавались партизанские отряды тутси, которые устраивали рейды в Руанду и совершали там диверсии. Руандийские хуту называли эти отряды «иньензи» — тараканы. Позже это прозвище распространилось на всех тутси без исключения.

Проблема современной трактовки геноцида

Современное определение термина содержится в статье 2 документа ООН.

Геноцид – это действия, которые совершаются с намерением уничтожить расовую, национальную, этническую или религиозную группу.

У многих юристов сразу возникает ряд вопросов:

  1. А как насчёт групп, выделенных по другим признакам? Например, социальному (классы, сословия), политическому (члены определённой партии), имущественному (кулаки в СССР)?
  2. Почему в трактовке отдельно выделяют религиозную группу? Ведь расовая, национальная и этническая имеют общий признак – биологическое происхождение. А религия в него не укладывается.

По сути, разработчики конвенции учитывали два важных исторических прецедента (что это такое?): геноцид армян начала XX века и деятельность нацистов гитлеровской Германии.

Однако за рамками современного понятия остаются иные возможные признаки человеческих групп: пол, язык, политические убеждения, социальный статус, имущественное положение. Это создаёт потенциальную проблему в применении документа в будущем.

Но и привлечь к ответственности государства за прошлые преступления нельзя. Один из принципов права гласит, что нормативные правовые акты (что это такое?) обратной силы не имеют.

А многие негативные явления (уничтожение армян в Османской империи в 1915—1923 годах, Холокост, принудительное переселение калмыков при Сталине) имели место тогда, когда официального понятия «геноцид» даже не существовало.

МОТИВЫ

Османский режим преследовал цели укрепления военных позиций страны и финансирования «отуречивания» Анатолии путем конфискации имущества убитых или депортированных армян. Возможность передела собственности также стимулировала широкие массы простых людей к участию в нападениях на своих соседей. Многие жители Османской империи считали армян зажиточными людьми, однако на самом деле значительная часть армянского населения жила бедно.

В некоторых случаях османские власти соглашались предоставить армянам право проживания на прежних территориях при условии принятия ими ислама. В то время как по вине властей Османской империи погибли тысячи армянских детей, они нередко пытались обратить детей в ислам и ассимилировать их в мусульманское, прежде всего турецкое, общество. Как правило, османские власти избегали проведения массовых депортаций из Стамбула и Измира, чтобы скрыть свои преступления от глаз иностранцев и извлечь экономическую выгоду из деятельности проживавших в этих городах армян в целях модернизации империи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий