Гигиенические требования: описание, классификация, виды

Несколько слов об ответственности

Поскольку работодатель должен заботится о безопасности труда в учреждении, за неисполнение требований трудового законодательства в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Например, согласно ст. 5.27.1 за непроведение спецоценки грозит штраф до 80 000 руб., а за необеспечение работников средствами защиты — до 150 000 руб.

Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий также может повлечь административную ответственность. В частности, согласно ст. 6.3 КоАП РФ учреждению за это грозит штраф от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Аналогичная ответственность для организаций предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий.

Работа с компьютером

Электронно-вычислительные машины для учебных занятий могут быть установлены только в кабинетах информатики. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, компьютер устанавливается на одно рабочее место. На каждого ученика полагается не менее 6 м2 при использовании мониторов старого типа (устроенных с электронно-лучевой трубкой) и 4,5 м2, если подключены современные жидкокристаллические экраны

При подготовке к функционированию кабинета информатики пристальное внимание уделяется оборудованию защитного заземления, в соответствии с требованиями пожарной безопасности

Расстановка рабочих мест предполагает обеспечение безвредного воздействия электромагнитных полей. Учащиеся должны сидеть за компьютерами таким образом, чтобы преподаватель имел возможность свободно подойти к каждому рабочему месту. В школьных кабинетах информатики используются только стационарные компьютеры. Эксплуатация ноутбуков, принадлежащих учащимся, недопустима.

Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером предполагают ограничение непрерывной продолжительности работы при условии фиксации взгляда непосредственно на экране монитора не более чем на 20-25 минут. Данный норматив разработан для учащихся старших классов.

Удобочитаемость текстов на экране монитора является не менее важным гигиеническим требованием к компьютеру, которое может быть выполнено за счет:

  • увеличения размера шрифта в сравнении с традиционными книжными изданиями;
  • регулировки яркостных показателей;
  • цветового сочетания фона экрана и символов.

При соблюдении санитарно-гигиенических норм при работе за персональным компьютером риск перенапряжения зрительной системы в течение урока отсутствует.

Об условиях труда шахтеров

Специфическими особенностями труда под землей считаются опасные метеорологические условия. В угольных шахтах уровень загрязнения атмосферы вредными газами и пылью превышает нормы в десятки раз. Сам технологический процесс горной добычи происходит в темноте при полном отсутствии естественных источников освещения, сопровождается сильным шумом и вибрацией, высоким риском травматизма.

В санитарно-гигиенической характеристике условий труда шахтера учитываются особенности микроклимата: чем глубже производятся подземные выработки, тем выше температура воздуха. В среднем при погружении на каждые сто метров в глубину данный показатель увеличивается на 1 °С. Что касается наружного воздуха, который поступает в шахту, то он в большей степени влияет на микроклимат рудничного двора. По данным исследований, на уровне 100-120 м под землей температура воздуха составляет порядка 12-14 °С круглогодично.

Опасным для здоровья шахтеров является состав атмосферы. Воздушные массы, поступая с поверхности и проходя через подземные выработки, изменяют свой состав. К ним присоединяются выделяющиеся из горных пород угольная пыль и газы. В рудничной атмосфере отмечается повышенное содержание углекислоты. Под землей намного меньше кислорода, чем на поверхности. Кроме того, воздушная смесь в шахте смешивается с оксидами углерода, окислами азота, сероводородом, сернистым газом, метаном. В частности, последний компонент представляет наибольшую опасность для человека, поскольку вытесняет кислород и является взрывоопасным.

Неотъемлемый элемент горной выработки – это шум и вибрация. Врубовые машины, комбайны, ручные инструменты, подземный транспорт, многочисленные вентиляторы генерируют шум интенсивностью, значительно превышающей нормы. Основным источником вибрации в угольных шахтах являются отбойные молотки, электрические перфораторы. Данные инструменты генерируют так называемую местную вибрацию, которая передается непосредственно к рукам работающих. Сильная вибрация – основная причина заболеваний опорно-двигательного аппарата у шахтеров.

У подземной группы рабочих наблюдается более высокий уровень заболеваемости, чем у наземной. Специфика угледобычи сказывается на санитарно-гигиенических факторах трудовых и бытовых условиях шахтеров. Самыми распространенными заболеваниями представителей этой профессии является патологии легких (силикоз, антракоз, пылевой бронхит), вибрационная болезнь, заболевания позвоночника и суставов.

Гигиенические нормативы условий труда

Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

1 .Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время.

2.Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения.

3.Правильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний.

4.Существенное влияние на работоспособность оператора оказывает правильный выбор типа и размещения органов и пультов управления машинами и механизмами.

5.Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна человека.

6.Для снятия нервно-психологического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности в последнее время успешно используют кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – это уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний либо отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы либо в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушений здоровья у сверхчувствительных людей.

Гигиенические нормативы установлены с учетом 8-часовой рабочей смены, а при большей длительности смены в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и другого), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов.

Исходя из Гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (экстримальные).

Если на рабочем месте фактические значения уровней вредных факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых величин, условия труда на этом рабочем месте соответствуют гигиеническим требованиям и относятся соответственно к 1 или 2 классу.

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).

Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают уровней установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Функциональное состояние организма должно восстанавливаться во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, изменения уровней факторов среды и трудового процесса не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Оптимальный и допустимый классы условий труда должны соответствовать безопасным условиям труда.

Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомства.

Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Вредные условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая степень характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания.

Степени вредности

Вредные условия неоднородны, их разделяют на четыре степени вредности:

  1. При своевременном отдыхе воздействие вредных факторов полностью обратимо. К ним относятся работа на кухне заведений общепита и т. д.
  2. Есть риск развития профессиональных заболеваний, но они протекают легко, не ведут к инвалидности. К ним относятся обслуживание станков в горячих цехах, когда нет необходимости находиться в помещении долго.
  3. Контактировать с вредными факторами приходится длительно, они наносят существенный вред, со временем сотрудник рискует стать инвалидом, но только при долгой работе.
  4. Наиболее вредные условия, при которых есть высокий риск инвалидности независимо от срока работы.

Важно! Для работы во вредных условиях сотрудникам требуется инструктаж по технике безопасности

Санитарно-гигиенические нормативы

Условия работы, в которых осуществляется постоянная рабочая деятельность, требуют максимальной отдачи и работоспособности. Обезопасить и минимизировать риск развития профессиональной болезни, обеспечить рациональные условия труда и отдыха позволяют санитарные (санитарно-эпидемиологические) правила и нормы (СанПиН).

Согласно санитарно-гигиеническим критериям: влажность атмосферного воздуха в норме равняется 40-60%, температура 22-25C, скорость движения воздуха 0,1 м/сек., шум до 50-60 дБ.

Здоровье рабочих зависит от различных факторов рабочей среды:

  • физические (излучение, вибрация, шум, освещение, аэрозоли, температура и т.д.);
  • химические (промышленные яды, пыль);
  • биологические (патогенные микроорганизмы, гельминты и т.д.).

Профессиональные вредности и заболевания не являются неизбежными, однако они обязательно сопутствуют той или иной профессии.

Одним из наиболее часто встречающихся вредных факторов является шум.

Шум – это апериодические колебания материальных тел с частотой от 16000 до 20000 колебаний в секунду (1 колебание в секунду = 1 герцу).

По спектру шумы разделяются на 3 класса:

  • низкочастотные (шумы тихоходных агрегатов, шумы, доносящиеся издалека или через звукоизоляцию);
  • среднечастотные (большинство производственных и бытовых шумов);
  • высокочастотные (свистящие, шипящие, звенящие шумы, возникающие при быстром вращении или движении).

Развитие шумовой патологии зависит от следующих основных факторов: длительность воздействия (чем больше человек работает на шумном производстве, тем отчётливее проявляется воздействие); спектральной характеристики шума (наиболее патогенными являются высокочастотные шумы); интенсивности шумового давления (чем сильнее шум, тем быстрее он вызовет развитие патологии).

В рабочей среде важное место занимает освещение. Естественное освещение помещения зависит от климатических условий, ориентации здания и его ближайшего окружения, размеров помещения и его внутренней конструкции, окраски, формы окон и пр

Естественное освещение является мощным экологическим фактором, от которого зависит и качество различных проводимых мероприятий. При недостаточном освещении происходит перенапряжение зрительного анализатора и нервной системы.

СОУТ. Что нужно знать о специальной оценке условий труда и как не получить штраф?СОУТ. Что нужно знать о специальной оценке условий труда и как не получить штраф?

Для нормального естественного освещения установлены следующие санитарные нормативы:

  • световой коэффициент (СК) – это отношение застеклённой части окна/площади к площади полового покрытия данного помещения. СK в жилом помещении в норме равен не менее 1:8; в учебных комнатах – 1:6; в кабинетах – не менее 1:4;
  • коэффициент естественного освещения;
  • коэффициент заглубления – не более 1:2;
  • углы падения (не менее 27) и отверстия (не менее 5).

Немаловажна интенсивность искусственного освещения. Для ее определения интенсивности подсчитывают число лампочек в помещении и складывают их мощности. Удельную мощность лампочек умножают на коэффициент, который показывает, какое количество люкс даёт удельная мощность в 1 ватт в зависимости от мощности ламп и напряжения в электросети.

Тепловое облучение

В норме температура человеческого организма составляет 36,6 градуса. Чтобы она постоянно сохранялась, на кожных покровах человека присутствует два типа анализаторов: одни реагируют на тепло, а другие на холод. Эти рецепторы защищают человека от перегрева или переохлаждения, помогают поддерживать постоянный температурный баланс. Если на предприятии постоянно нарушается тепловой режим, то работник начинает болеть, переохлаждаясь или перегреваясь.

Соблюдая гигиенические нормативы и классы условий труда даже на самом вредном предприятии, можно свести к минимуму агрессивное воздействие на человеческий организм. Каждый работник, работающий на таком производстве, должен регулярно проходить обследование и посещать санатории, чтобы убрать из организма все то, что у него за время собирается в организме.

Но вся ответственность за создание подходящих условий труда, соответствующих нормативным показателям, ложится на плечи работодателя. Каждый работник вправе подать жалобу в вышестоящие инстанции, если считает, что нарушаются его права.

Роль санитарно-гигиенических норм

Большую часть своей жизни дети проводят в общеобразовательных учреждениях. Для обеспечения комфортного и эффективного учебного процесса в них должны быть обеспечены безопасные санитарно-гигиенические условия.

Для полноценного физиологического и психологического развития каждого ребенка имеет значение образовательная среда. Под данным понятием следует понимать комплекс элементов, обеспечивающих жизнедеятельность общеобразовательного учреждения, включая технические и материальные ресурсы, построение учебного процесса, организацию школьного питания, медицинского обслуживания и пр.

Гигиенические требования, которые предъявляются к функционированию учебно-воспитательных заведений, установлены государственными стандартами. СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентирует не только принципы материально-технического оснащения школы, но и определяет условия для выполнения основных образовательных программ

В первую очередь внимание уделяется архитектурно-планировочным решениям здания, инженерным системам и освещению, составляющим микроклимата, а также обустройству водоснабжения и канализации

К другой категории санитарных норм относятся правила расстановки учебных мест, рекомендации по выбору мебели, учебно-методических изданий, школьных портфелей и сменной обуви. В помещении, где осуществляется учебный процесс, действуют санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером и другими средствами обучения.

Администрация образовательного учреждения является ответственной за соблюдение правил организации питания и медицинского обеспечения, выполнение иных требований санэпидстанции, обязательных для нормального роста и развития школьников в безопасной и комфортной среде.

Как составляется санитарно-гигиеническая характеристика

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 2008 года была утверждена инструкция о порядке сбора информации и оформлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда человека в случае обнаружения у него симптомов профзаболевания. Как уже было отмечено, документ составляется территориальными подразделениями Роспотребнадзора субъектов РФ в течение двух недель с момента получения извещения об острой или хронической патологии гражданина.

Для оформления санитарно-гигиенической характеристики условия труда работника управление имеет право запросить дополнительные бумаги или заключение санэпидстанции по предыдущему месту работы. После медико-диагностического установления диагноза гражданину выдается направление на прохождение МСЭК. Если установить данные о вредных условиях труда оказывается невозможно вследствие ликвидации предприятия, используют другие документы, подтверждающие воздействие вредных производственных факторов в период осуществления профессиональной деятельности и выполнения служебных обязанностей. Ими может быть выписка из трудовой книжки работника, заверенная нотариусом, журналы инструктажа, выписка из литературно-справочных материалов, содержащих сведения о санитарно-гигиенической характеристике условий труда на аналогичных производствах.

Чтобы доказать, что причиной заболевания послужили именно опасные и не соответствующие нормам условия труда, учитываются также показания работодателя. Любой образец санитарно-гигиенической характеристики условий труда содержит сведения о:

  • вредных факторах производственной отрасли;
  • режиме рабочего процесса;
  • концентрации и уровне токсичных веществ в атмосфере.

При невозможности получения заключений о лабораторных и инструментальных исследованиях от независимых экспертов, Роспотребнадзор поручает проведение исследований своему подведомственному учреждению – Центру гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. Результаты физических, химических или биологических исследований прикладывают к санитарно-гигиенической характеристике условий труда работника.

В документе обязательно указываются средства индивидуальной защиты, которые используются человеком в процессе осуществления профессиональной деятельности, наличие прежних заключений и рекомендаций санэпидстанции. Составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда не обходится и без свидетельских показаний самого пострадавшего, его коллег, работодателя. Показания оформляются на отдельных листах с указанием паспортных данных каждого свидетеля.

Вопросы терминологии

Трудовые условия – это совокупность факторов производства и процесса труда, которые оказывают особое влияние на здоровье и работоспособность каждого сотрудника.

Среда производства – это пространство, в котором рабочий проводит смену и трудовой путь.

Тяжесть трудовой деятельности – это характеристика труда, которая отражает преимущественную нагрузку на двигательный аппарат и системы человеческого организма – сердечную, дыхательную и другие.

Напряженность труда – это характеристика, которая отражает нагрузку на нервную систему, анализаторы, эмоции и так далее.

Все, что пагубно влияет на здоровье человека в процессе работы, называется вредными условиями труда. Гигиенические нормативы условий труда устанавливают предельно допустимый уровень негативных факторов на рабочем месте. Они созданы для того, чтобы снизить вредные условия и защитить здоровье работника.

При соблюдении гигиенических нормативов не исключается нарушение здоровья у сотрудников, обладающих особой чувствительностью к внешним факторам, например, при наличии аллергических реакций на пыль, пыльцу и другие аллергены.

Гигиенические критерии – это особые показатели, которые характеризуют степень отклонений от установленных параметров рабочей среды и труда от действующих нормативов.

Гигиеническая классификация труда и нормативы условий необходимы для того, чтобы правильно оценить характер трудовой деятельности на определенной должности. Только на основании подобного оценивания можно принять решение, которое направлено на предотвращение и ограничение влияния неблагоприятной среды на производстве.

Памятка о гигиене

В организме человека непрерывно выполняют свою работу потовые и сальные железы. На поверхность кожи постоянно выделяется пот и подкожный жир (у всех разное количество), от которого необходимо регулярно избавляться. Иначе формируется благоприятная среда для распространения патогенных микроорганизмов. Несоблюдение режима питания, трудовой активности, сна и бодрствования может спровоцировать стрессы.

Чтобы предотвратить подобные неприятности, следует выполнять элементарные правила.

Поддерживать чистоту тела

Для этого необходимо:

  • Многократное в течение дня мытьё рук с мылом и ежедневное мытьё ног.
  • Ежедневный прием душа, особенно после спортивных тренировок и других физических нагрузок.
  • Чистка зубов зубной пастой и щёткой утром и вечером. В остальное время использование зубной нити и зубочисток для очищения межзубных промежутков.
  • Еженедельное принятие ванны или мытьё в бане с мочалкой. Она улучшает кровоток. Необходимо сразу же сменить постельное бельё.
  • Не реже одного раза в течение недели освобождать уши от скоплений ушной серы. Делать это удобнее, используя ватные палочки.
  • Регулярно состригать отросшие ногти.
  • Мытьё волос производить по мере их загрязнения, но не реже 1-го раза в неделю. Вода не должна быть горячей, оптимальной является температура примерно 55˚С. Чтобы не нарушить структуру волос, нужно расчесывать их после высыхания.

Содержать в чистоте руки

Руки мыть с мылом:

  • После пребывания в общественном транспорте, на спортивных и детских площадках;
  • После каждого посещения туалета;
  • После нахождения в местах, где скапливается много людей;
  • После проведения уборки в квартире;
  • После работы с землёй;
  • После контакта с животными;
  • После того, как подержали в руках денежные купюры;
  • После выполнения процедур по очистке носа, взаимодействия с больным человеком.

Следить за чистотой одежды и обуви

  • Каждый день производить смену нательного белья. После водных процедур нужно надевать свежие носочки и бельё.
  • Стирку верхней одежды выполнять по мере её загрязнения.
  • Ухаживать за обувью. Периодически нужно менять стельки, поскольку они могут быть настоящим «рассадником» микробов, вызывающих грибок.

Норма гигиены

Под определением «нормы гигиены» подразумевается целый ряд мероприятий, куда входят:

  1. Содержание в чистоте своего рабочего места или места учёбы.
  2. Обязательное выполнение рекомендованных норм личной гигиены дома и в общественных местах. К ним относятся спортивные комплексы, бассейны, туалеты и т.д.
  3. Уборка помещений, применяя чистящие и дезинфицирующие средства.
  4. Уборка мусора в специально предусмотренные для этого места.
  5. Выполнение установленных правил гигиены в ходе приготовления пищи.
  6. Содержание жилища в надлежащем состоянии и благоустройство придомовой территории.

7 Простых Правил Личной Гигиены, Которые Мы Нарушаем Каждый День7 Простых Правил Личной Гигиены, Которые Мы Нарушаем Каждый День

Гигиенические нормы и условия труда

На рабочем месте на человека действует целый ряд факторов, в зависимости от которых классифицируются условия труда, и в соответствии с чем регламентируются гигиенические нормы и требования к рабочему месту. Для поддержания порядка на рабочем месте используются методики, соответствующие им.

Оптимальные условия для труда

К ним относятся условия, при которых удобно работать, нет вредных воздействий на человека или от них легко защититься. К ним относятся офисы, школы и другие помещения, где созданы комфортные состояния.

Важно! К оптимальным условиям относится удобный график работы, наличие служебного помещения для отдыха, возможность перерыва на обед

Допустимые условия

Санитарно-гигиенические правила определяют допустимые условия как те, в которых вредность соответствует нормативам. Непосредственного взаимодействия с вредными факторами нет, или оно происходит при надёжной защите. Часть работы или вся она происходит на улице или в транспорте, имеет место ненормированный рабочий день или изменённая рабочая неделя, в процессе требуется управлять автомобилем, но не больше часа подряд, физический труд. Также к допустимым условиям относятся ситуации, где человек вынужден работать стоя на ногах (парикмахерская, магазин). От работодателя требуется обеспечение спецодежды для работников, комнат отдыха, при необходимости — СИЗ.

Вредные и экстремальные условия

Вредными считаются особенности работы, которые могут сказаться на состоянии здоровья при длительном контакте. Есть непосредственное взаимодействие с ядовитыми веществами или излучениями, но их вред для организма обратим. К вредностям относится работа водителя, медицинских работников, рабочих в горячих цехах и т. д.

Средства защиты обязательны

При вредных условиях труда по СанПиН положены дополнительные дни отпуска, обеспечение молочной продукцией «за вредность», дополнительные медосмотры. В них нельзя работать беременным женщинам, несовершеннолетним и инвалидам. Работникам должны выдаваться средства защиты — каски, перчатки, респираторы для очистки воздуха и т. д.

Важно! Условия, в которых организм подвергается риску необратимых повреждений, называют экстремальными. Это работа при сильном шуме, вибрации, взаимодействие с источниками радиации, токсинов, работа пожарных, спасателей

Общие требования к помещению образовательного учреждения

Первое, на что следует обратить внимание – это вместимость. В городских школах она не должна превышать 1 000 учеников, в сельских – 500

При этом в каждом классе рекомендуемая наполняемость составляет 25 человек. Гигиенические требования к помещению предполагают зонирование на классы и кабинеты исходя из расчета не менее 2,5 м2 на одного ученика. Главными принципами структуры школьного здания являются:

  • обеспечение максимального разделения школьного контингента на возрастные группы;
  • разделение помещения на несколько блоков и разграничение учебных кабинетов и классов от общешкольных пространств (фойе, спортивный и актовый залы, столовая, административно-хозяйственный сектор);
  • близость учебных классов к санитарным узлам и рекреационным помещениям;
  • возможность изоляции отдельных групп в случае возникновения очага инфекционных заболеваний.

Система гигиенических требований нацелена на обеспечение организации регулярной уборки и дезинфекции помещений. Школьные стены должны быть гладкими. В качестве отделочных материалов допускается использование безопасных и водостойких покрытий. Гигиеническими требованиями СанПиН даются рекомендации по выбору цвета краски для стен. Например, для кабинетов, которые выходят на северо-восточную или северо-западную стороны, желательно использовать отделочные материалы теплых тонов (бежевый, бледно-розовый, бледно-желтый), а для южных аудиторий – краску холодных оттенков (бледно-голубой, бледно-зеленый). Стены спортзала рекомендуется окрашивать в светлые тона.

Гигиенические требования касаются и напольного покрытия в учебном заведении. Полы не должны быть скользкими, иметь щели и дефекты. В качестве поверхностного материала для пола разрешено использовать дощатый или паркетный настил, синтетический линолеум. Места для санитарно-гигиенических процедур обязательно выстилают керамической или мозаичной плиткой.

Сменная обувь для учеников

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебного процесса в стенах школьного помещения учащиеся должны находиться в чистой сменной обуви. Она подбирается по форме и размеру стопы. При выборе размера желательно учитывать небольшой припуск в носочной части обуви, рассчитанный на постепенный рост и увеличение длины стопы за счет нагрузки при ходьбе. Оптимальный припуск составляет 5-7 мм. В случае его отсутствия пальцы ребенка будут находиться в согнутом положении, что может привести к нарушению кровоснабжения носочной части стопы.

Слишком свободная обувь также может принести вред, вызвав потертости и мозоли. Сменная обувь должна быть удобной, иметь плотный задник для прочного удержания пятки и недопущения ее отклонения. Подходящий температурно-влажностный режим внутри обуви должен обеспечиваться не за счет открытого носка, что недопустимо для сменных туфель, а за счет конструкции модели.

Понятие личной гигиены

С греческого языка понятие «гигиена» переводится как «приносящий здоровье». Все определения гигиены сводятся к следующему: это наука, призванная укреплять и поддерживать здоровье человека. Она включает в себя многочисленные разделы, в числе которых и личная гигиена.

Этот раздел посвящен поддержанию здоровья человека и его укреплению, соблюдению правил гигиены в бытовом плане и на работе. Личная гигиена — элемент здорового образа жизни, она занимается вопросами ухода за телом (зубами, кожной поверхностью, волосяным покровом, ногтями, органами слуха и зрения), одеждой и обувью, жилищем, правильного питания. Более плотно тематикой личной гигиены органов половой системы занимается сексология.

Эффективность гигиенических мер доказана с научной точки зрения, но многие их игнорируют и нарушают общепринятые правила.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий