Рсчс расшифровка аббревиатуры

Пояснительная записка

Подготовка НФГО организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

Подготовка НФГО включает:

повышение квалификации руководителей НФГО по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения, и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

– получение знаний в ходе ежегодного усвоения программы курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС;

– обучение личного состава НФГО по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями настоящей примерной программы курсового обучения НФГО;

– обучение руководителей НФГО по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

– участие НФГО в учениях, тренировках и соревнованиях.

Обучение личного состава НФГО по учебным программам, разработанным в соответствии с требованиями настоящей Примерной программы, планируется и проводится в организациях, создающих НФГО, в рабочее время в объеме 16 часов (при курсовом обучении работников в области ГО и ЧС) + 6 часов специальной подготовки.

Настоящая Примерная программа построена по модульному принципу. Она включает модуль базовой подготовки и модуль специальной подготовки.

Подготовка личного состава НФГО по модулю базовой подготовки должна обеспечить:

уяснение личным составом предназначения и решаемых задач НФГО с учетом возможной обстановки, возникающей при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; отработку слаженных действий личного состава НФГО при приведении в готовность и подготовку формирования к выполнению задач по предназначению;

организованные и слаженные действия личного состава НАСФ при выдвижение в район выполнения задач;

соблюдение мер безопасности при использовании техники, оборудования, снаряжения, инструментов, находящихся на оснащении НАСФ;

отработку приемов и способов выполнения задач в условиях заражения (загрязнения) местности радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, а также применение приборов радиационной и химической разведки и контроля;

Темы модуля базовой подготовки личного состава НФГО отрабатываются в полном объеме (при курсовом обучении работников в области ГО и ЧС) всеми видами формирований.

Подготовка личного состава НФГО по модулю специальной подготовки (модуль 2) должна обеспечить слаженные действия личного состава при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от предназначения формирования.

Модуль специальной подготовки НФГО содержит рекомендуемые темы подготовки, которые отрабатываются с учетом предназначения НФГО,

На их отработку отводится не менее 6 часов.

Использование модульного принципа позволяет при разработке рабочей программы определить темы специальной подготовки и выделить количество часов для их отработки с учетом предназначения конкретного НФГО и степени подготовки личного состава.

Основным методом проведения занятий с личным составом НФГО является практическая тренировка.

Теоретический материал излагается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучаемым практических приемов и действий.

Практические и тактико-специальные занятия с личным составом НФГО организуют и проводят руководители формирований, а на учебных местах — командиры структурных подразделений НФГО (постов, групп, звеньев, команд).

Новые ГОСТы по ГОЧС

I. ГОСТ Р 22.0.04-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» утверждён приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года № 643-ст.

Стандарт устанавливает термины и определения понятий в области безопасности в биологических чрезвычайных ситуациях. Термины, установленные стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

ГОСТ Р 22.0.04-2020 вводится в действие на территории РФ с 1 апреля 2021 года.

II. ГОСТ Р 22.0.05-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» утверждён приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года № 644-ст.

Стандарт устанавливает термины и определения понятий в области безопасности в техногенных чрезвычайных ситуациях. Термины, установленные стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

ГОСТ Р 22.0.05-2020 вводится в действие на территории РФ с 1 апреля 2021 года.

III. ГОСТ Р 22.2.12-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения» утверждён приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года № 645-ст.

Стандарт предназначен для применения при планировании и осуществлении мероприятий по гражданской обороне и защите населения, а также при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе документов территориального планирования Российской Федерации и проектной документации объектов капитального строительства. Положения стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими планирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения; организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство и эксплуатацию объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

ГОСТ Р 22.2.12-2020 вводится в действие на территории РФ с 1 апреля 2021 года.

Как только у нас будут тексты данных ГОСТов, то мы сразу опубликуем их здесь же. Сохраните эту заметку в закладки или подписывайтесь (если до сих пор не подписаны) на нашу официальную группу в ВК Блог—Инженера ☆ Охрана труда.

Как узнать свой статус по ГО

Формируемый органами власти перечень нигде не публикуется, но предприятия, включенные в него, извещаются об этом факте в течение месяца. Для получения информации о включении в список допускается сформировать запрос в местное управление по делам ГО И ЧС.

Пошаговая инструкция, как узнать категорию организации по ГО и ЧС:

  1. Сформируйте запрос в свободной форме на имя руководителя местного управления ГО и ЧС.
  2. Отправьте его курьерской службой или по почте заказным письмом.
  3. Ожидайте ответа, в течение месяца любой госорган обязан предоставить информацию по письменному запросу.

Невозможно точно ответить на вопрос, к какой категории по гражданской обороне относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных обстоятельств. Скорее всего, в этом случае она не присваивается.

Обзор документа

МЧС разъяснило, на основании каких актов производится отнесение организаций к категориям по гражданской обороне и указало:

— информация о таких организациях в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний, органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления;

— региональные власти после утверждения перечня организаций в месячный срок сообщают юрлицам об отнесении их к категориям по гражданской обороне.

Таким образом, для получения сведений необходимо обратиться в региональный орган по месту нахождения организации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Чем отличается НАСФ от НФГО

В чем разница между НАСФ и НФГО? Между данными структурами имеются как общие, так и отличительные черты.

К НАСФ относятся такие требования:

Задачи НАСФ

  • В его состав входят сотрудники предприятия.
  • Осуществляется оснащение обмундированием и оборудованием вышеуказанных лиц.
  • Их функция выполнять задачи, связанные с тушением пожаров, санитарные мероприятия, поиск пострадавших среди завалов, оказывать помощь в условиях повышенной загазованности.
  • 75% работников должны пройти подготовку и быть аттестованы в качестве спасателей.
  • Требуется аттестование самого формирования в АК, созданной на базе соответствующего ведомства.

В состав НФГО тоже входят сотрудники организации, но при этом не требуется их аттестаций. К примеру, работники, входящие в санитарный пост не сдают экзаменов по заданному направлению. Как осуществляется создание формирований ГО, подробно излагается в приказе МЧС № 701 (НФГО).

Обратите внимание! Организация обучения необходима для того или иного случая, ежегодная подготовка осуществляется на базе утвержденных программ непосредственно на самом предприятии

Какие задачи выполняют сотрудники государственной системы

С расшифровкой названия организации РСЧС мы разобрались. Теперь давайте рассмотрим основные задачи, которые выполняет ее сотрудники:

  • Разработка и исследование научно-технических программ, которые должны предотвратить ЧС или улучшить работу сотрудников в особых случаях;
  • Обработка и выдача информации по защите граждан в чрезвычайных ситуациях;
  • Создание графиков прогнозирования угроз ЧС, а также оценивание социально-экономических факторов, влияющих на чрезвычайные ситуации;
  • Работа с населением, подготовка граждан к чрезвычайным ситуациям в разных областях. Работа с сотрудниками различных предприятий, которые не относятся к группе РСЧС;
  • Организация на разных уровнях оповещений населения о случившейся ЧС. Комплекс работ в области информационных технологий;
  • Создание и обеспечение хранения финансовых резервов, обеспечение ресурсов и средств, которые будут необходимы в ЧС;
  • Осуществление экспертизы на государственном уровне для надзора и обеспечения защиты населения. Предоставление материальной поддержки всем пострадавшим, проведение акций в поддержку пострадавших;
  • Поддержка обязанностей граждан в области предотвращения ЧС, обеспечение всем необходимым лиц, которые участвуют в эвакуации граждан по собственной инициативе;
  • Сотрудничество со всеми государственными структурами, а также межгосударственными.

Все эти принципы, а также список участвующих в РСЧС органов регулируются на государственном уровне правительством РФ. Последние изменения прав, регулирующих эти положения и состав участников системы было произведено в ноябре 2016 года.

Схема оповещения при ЧС в организации

Степень негативных последствий от чрезвычайной ситуации очень часто зависит от быстроты реакции различных структур организации

В связи с этим, огромное внимание при разработке документации уделяется созданию схемы оповещения при ЧС. Во всех организациях эти схемы имеют разный вид, поэтому очень сложно представить какой-либо шаблон

Схема оповещения

Идея схемы оповещения примерно одинакова. Сотрудник, который обнаружил факт чрезвычайной ситуации, обязан доложить своему непосредственному начальству или директору по безопасности. Далее информация передается генеральному директору предприятия и, в случае необходимости, в специальные государственные структуры (МВД, МЧС и др.). При необходимости эвакуации, соответствующее объявление делается по всем подразделениям. Каждый сотрудник должен получить информацию о чрезвычайной ситуации.

Схема оповещения должна разрабатываться опытными специалистами по безопасности, так как от нее будет зависеть то, насколько разрушительными и неприятными окажутся последствия аварии или ЧС.

Обучение и аттестация НАСФ

Обучение спасателей, состоящих в составе НАСФ на нештатной основе, осуществляется на базе учебных центров и предприятий. Всего существует несколько видов подготовки:

Приказ по НФГО

  1. По направлению деятельности, например, по аварийному разливу нефтепродуктов. Договор заключается с учебным учреждением, обладающим правом проводить данного вида подготовку. По результатам сданных зачетов подготавливается протокол, выписываются свидетельства на каждого члена.
  2. Осуществляется подготовка спасателей по специализированной программе, после сдаются зачеты по физической подготовке. На основании пройденного выписывается книжка спасателя.
  3. Каждый год командиром проводится учеба по утвержденному материалу в организации. Программа разрабатывается на основе рекомендаций, утвержденных МЧС.

О том, что пройдено обучение, подготавливаются документы, которые хранятся на предприятии.

Важно! Аттестация осуществляется в несколько этапов. Для начала аттестовывается каждый спасатель

После требуется аттестование самого формирования в комиссии, созданной головным предприятием.

Есть ли особые обязанности у предприятий без категории

  • осуществлять обучение и подготовку работников в области ГО;
  • проводить соответствующие мероприятия по заранее утвержденному плану;
  • проводить мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование в случае войны или наступления ЧС.

То есть компании разрабатывают план обучения и проверочных мероприятий по примерным программам и реализуют его, создают материально-техническую базу для этого, проводят вводный инструктаж. Для выполнения этих задач назначается работник, который должен пройти обучение в образовательных организациях, осуществляющих обучение по программам МЧС. На предприятиях с небольшим штатом (до 200 человек) допускается выполнение такой работы по совместительству. Ни в законе, ни в разъяснениях МЧС не сказано конкретно, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, поэтому такие функции руководитель вправе возложить на любого сотрудника. Главное условие допуска к работе — прохождение дополнительных образовательных курсов.

В законодательстве не указано, как определить категории организаций по гражданской обороне самостоятельно. Это делается уполномоченными органами власти, которые алгоритм классификации не разъясняют. Но если компания не является крупным участником рынка, на балансе нет культурных объектов, не заключены договоры с местным управлением ГО И ЧС, не было уведомлений, то логично предположить, что в зону внимания МЧС она не попадает.

Функции МЧС

Функции, цели, методы работы МЧС по защите населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций регламентируются на законодательном уровне, а именно: ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. (в редакции от 23.06.2016 г.) и другими законодательными актами.

Рассмотрим функции МЧС:

Осуществление гражданской обороны (ГО)

В данных рамках предусмотрены следующие мероприятия:подготовка населения к ГО;
оповещение населения о потенциальной военной угрозе, об опасностях, которые несет конкретная угроза и мерах предосторожности.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций подразумевает осуществление комплекса мер, которые способствуют:снижению риска возникновения ЧС;
сохранению здоровья и жизни людей;
минимизации материальных и иных потерь, если ЧС все же произойдет.

Помощь населению в чрезвычайных ситуациях и, по возможности, пресечение (или локализация) сложившейся ЧС.

Ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф (в том числе – радиационных). Данное направление деятельности МЧС предусматривает:выполнение аварийно-спасательных работ после наступления ЧС в целях сохранения жизни и здоровья людей;
проведение мероприятий, направленных на снижение ущерба окружающей среде и материальных потерь.

Предупреждение и информирование населения о возможных ЧС и мерах безопасности при их возникновении.
Обеспечение пожарной безопасности

Пожарная служба входит в структуру МЧС. Ее задачи – предупреждение пожаров, локализация очагов возгорания, тушение пожаров.
Обеспечение безопасности людей на водных объектах.
Осуществление надзора и мониторинга за объектами экономической деятельности, социально-значимыми объектами и инфраструктурой (что это такое?) с целью минимизации рисков возникновения ЧС.
Сотрудничество с аналогичными структурами иностранных государств и оказание помощи другим странам при возникновении ЧС на их территории.
Противодействие терроризму.
Внесение на рассмотрение Правительства законопроектов и других нормативных актов, касающихся гражданской обороны, предотвращения ЧС, ликвидации последствий ЧС.
Разработка и утверждение нормативных актов по работе внутри министерства.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий