Государственный пожарный надзор: задачи и обязанности

Необходимость пожарного надзора

Статистика по количеству случаев возгорания в бытовых условиях и по причине стихийных воздействий в настоящее время чрезвычайно велика. Только в месяц на территории Российской Федерации происходят около 30 000 пожаров. А за год эта цифра превышает отметку в 400 000 случаев возгорания. По сравнению с другими развитыми странами ситуация выглядит плачевно. Если сопоставить затраты на компенсацию урона от пожара и всех стихийных бедствий, то в денежном эквиваленте стихийные бедствия обходятся намного дешевле.

Подытожив все вышесказанное, вопрос о том, нужен ли пожарный надзор, отпадает сам по себе. Эта надзорная деятельность крайне необходима для увеличения уровня пожаробезопасности в стране.

Обязанности государственных инспекторов по пожарному надзору

Кроме прав должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют следующие обязанности:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организаций и граждан;
  • проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ;
  • посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;
  • не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;
  • предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;
  • знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
  • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
  • доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;
  • проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о пожарной безопасности;
  • соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Хотелось бы обратить внимание субъектов предпринимательской деятельности на то, что законодательно прописаны серьезные обязанности для представителей органов государственного пожарного надзора. И это необходимо использовать

Например, посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю инспекторы имеют право только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, и обязательно должно быть подписанное руководителем распоряжение о проведении мероприятий по контролю.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Права органов пожарного надзора

Органы пожарного надзора, в частности должностные лица, имеют ряд прав, ввиду которых осуществляется их противопожарная деятельность.

Первое и основное правило заключается в том, что должностные лица обязаны выполнять надзор и проверять соблюдение требований пожаробезопасности различными внутренними органами и фактической исполнительной властью. Также надзор осуществляется над отдельными органами исполнительной власти государства, местного управления, различных предприятий и гражданами.

При обнаружении несоответствия требованиям пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора в обязательном порядке должны внести предложения по выполнению оных.

Проверка сооружений, территории предприятий, зданий, помещений и других структур проводится 24 часа в сутки, даже в нерабочее время. Необходимо это для обеспечения круглосуточного контроля. При выявлении несоответствия требований пожарной безопасности следует пресекать на месте все нарушения.

Если существует достоверная информация о нарушении пожаробезопасности, должностное лицо имеет беспрекословное право пройти на частную территорию предприятия, жилого помещения и на земельные участки для проведения проверки и выявления несоответствий.

Должностные лица вправе вносить решающее слово в процессе работы комиссий по выбору места для строительства, а также имеют право вносить поправки в работу комиссий по приему объектов, прошедших реконструкцию или же завершенных объектов.

Если в проектно-сметной или же градостроительной документации будут обнаружены обоснованные отступления от существующих требований пожаробезопасности или их отсутствие, то работник органов пожарного надзора имеет полное право вносить коррективы в документы. Тем самым обеспечивать выполнение требований пожаробезопасности при строительстве, реконструкции, переоснащении предприятий, сооружений, зданий и при капитальных ремонтах.

При выполнении проектно-изыскательной работы предприятия должна быть выполнена проверка пожарного надзора, во время которой выявляются и пресекаются все нарушения требований пожарной безопасности.

При выявлении нарушений работник государственного пожарного надзора обязан предоставлять выписки с нарушениями, которые в обязательном порядке должны быть устранены руководителями организаций, гражданами и иными должностными лицами. При выявлении нарушений пожаробезопасности в выпускаемой продукции — имеет право снять с производства, прекратить выпуск и остановить реализацию работ, услуг, товаров.

Оформление результатов инспекции

В конце проведенной ревизии инспектор пишет акт (в двух экземплярах), где указывает выявленные недочеты. Один оставляет на объекте. Свою проверку он должен обозначить в журнале учета проводимых инспекций. Если такового журнала нет, то это тоже считается нарушениям, что указывается в акте. Если нарушения ПБ обнаружены, то проверяющий пишет предписания, где указывает вся выявленные недочеты, а также сроки их устранения.

Если нарушения оказались достаточно серьезными, например, отсутствие эвакуационных путей, то руководителя могут привлечь к административной ответственности. А это возбужденное дело, конечным результатом которого обязательно будет штраф. Если проведенная пожарная инспекция руководителя объекта не удовлетворила, то он может не подписывать акт и поставить отметку, что с ней не согласен.

Видео:

Пожарная инспекцияПожарная инспекция

Порядок проведения пожарных проверок

Пожарные проверки включают анализ документации и непосредственное обследование объектов, конструкций, оборудования. В ходе проведения инспекций МЧС или пожаудита можно сразу давать пояснения по спорным вопросам, устранять выявленные нарушения. Если устранить недостатки и замечания в ходе проверки, это будет отражено в акте и проверочных листах. Однако в итоговое предписание или заключение они не попадут, что устраняет наложение штрафов.

МЧС

О назначении плановой или внеочередной инспекции МЧС издается распоряжение. В нем указывается основание для проверки (например, ежегодный план или поступившие сведения о нарушениях), сроки проведения мероприятий. Распоряжение издается не позже 3 дней до начала проверки, вручается руководителю инспектируемой организации. Обычно в распоряжении указывается, какую документацию нужно подготовить или направить по запросу для изучения.

Согласно Приказу № 323, плановая процедура осуществляется по направлениям:

  • наличие документов, разработанных и утвержденных для обеспечения пожбезопасности (регламенты, приказы, правила и т.д.);
  • надлежащее выполнение мероприятий по противопожарному режиму на предприятии, своевременное выявление и устранение нарушений;
  • наличие разрешительной документации на пожароопасное оборудование, на выполнение отдельных видов работ;
  • надлежащее обеспечение работников средствами защиты и пожаротушения;
  • соответствие планов эвакуации и их надлежащее размещение по объекту;
  • работоспособность систем и техсредств, предназначенных для защиты от пожаров, своевременной эвакуации;
  • выполнение недостатков и замечаний, выявленных по предыдущим инспекциям МЧС или независимым аудитам;
  • соответствие по классам и категориям, по надлежащей огнезащите конструкций;
  • надлежащее состояние эвакуационных выходов, пожарных лестниц, гидрантов;
  • соответствие по иным пожарным нормативам.

Каждая проверка пожнадзора отражается в журнале учета, который ведут организации и ИП.

В процессе инспекции заполняются проверочные листы. В них указаны контрольные вопросы по всем направлениям защиты и безопасности. На основании проверочных листов будет оформляться акт. При выявлении нарушений, замечаний и недостатков составляется предписание. В нем будет указан срок, в который нарушитель должен устранить замечания и уведомить об этом МЧС. Инспектор проведет повторную проверку только по тем направлениям, где были зафиксированы нарушения.

Каждая плановая и внеочередная проверка МЧС отражается в специальном журнале организации.

Независимая оценка пожарных рисков

Пожарный аудит тоже является комплексное проверкой, поэтому ее направления будут соответствовать инспекциям МЧС. Но есть ряд нюансов:

  • независимая оценка пожарных рисков осуществляется по договору, где будут определены сроки и направления проверки, стоимость услуг;
  • экспертам предоставляются все документы по мерам пожарной защиты, обеспечивается доступ к зданию, помещению, системам и оборудованию;
  • в ходе аудита эксперты могут не только давать рекомендации по устранению недостатков, но и делать расчеты пожарных рисков (если они отсутствовали, либо были сделаны с нарушением законодательства);
  • результаты проверки эксперты описывают в заключении, которое направляется в МЧС.

Экспертная организация и эксперты несут ответственность за полноту, объективность и достоверность результатов аудита, указанных в заключении. Если сотрудники МЧС выявят умышленное искажение информации, эксперта могут дисквалифицировать, взыскать с него штраф.

Экспертная организация или подразделение МЧС могут выдать официальное заключение, что объект или организация соответствуют всем нормам пожарной безопасности.

Виды пожарных проверок

О том, какие пожарные проверки могут проводится в России, мы рассказали выше. Сейчас разберем основные особенности, отличия и последствия каждой из них.

Инспекции МЧС

Как следует из Закона № 69-ФЗ и Приказа № 323, инспекция МЧС является формой государственного пожарного надзора. Вот основные моменты, связанные с назначением и последствиями проверок со стороны МЧС:

  • основанием для визита инспекторов является решение руководителя отдела (подразделения МЧС), которое выносится по ежегодному плану;
  • для большинства компаний периодичность инспекций не может превышать 1 раза в 3 года;
  • для опасных и критически важных объектов периодичность составляет 1 раз в 2 года;
  • если работа фирмы или ИП отнесена к категории низкого риска, плановые инспекции для них не проводятся;
  • для ряда учреждений периодичность инспекций МЧС может составлять 1 раз в год или полгода, но обычно они предусматривают только проверку по отдельным направлениям (например, в отношении школ ежегодно проверяется соответствие пожарных норм к очередному учебному году).

Перечень сотрудников МЧС, которые будут проводить инспекцию, сразу указывается в решении и уведомлении. При наличии полномочий, подтвержденных решением и служебным удостоверением, им обязаны обеспечить беспрепятственный доступ на объект защиты, показывать все запрашиваемые бланки и формы.

Пожарная экспертиза может назначаться для определения причин возгорания, оценки причиненного ущерба.

Пожарный аудит

Независимая оценка пож. рисков осуществляется частными компаниями, аккредитованными МЧС. Для экспертов, которые будут непосредственно осуществлять проверку, работа в указанной фирме должна осуществляться по постоянному трудовому договору. Вот несколько важных моментов, связанных с назначением аудитов:

  • владелец объекта сам принимает решение о привлечении сторонней компании для пожаудита, т.е. это необязательная процедура;
  • пожаудит является комплексной процедурой, т.е. осуществляется по тем же направлениям, что и госпожнадзор МЧС;
  • в ходе процедуры может осуществляться оценка и расчет рисков (при необходимости);
  • по итогам независимой процедуры изготавливается заключение с выводами о соответствии или несоответствии пожарным нормам, с рекомендациями по недостаткам.

Заключение в пределах 5 дней передается в МЧС. Если эксперты подтверждают, что в ходе пожаудита не выявлено нарушений, организацию или ИП исключат их ежегодного плана. Не распространяется это правило только на опасные и критически важные объекты. Следовательно, независимый аудит может освободить от плановой инспекции МЧС.

Какие услуги по пожарной безопасности нужны для вашей организации?

Подготовка к проверке МЧС
0%

Устранение предписаний МЧС
0%

Обжалование штрафов и привлечения к ответственности
0%

Независимый пожарный аудит
0%

Проголосовало:

Экспертиза пожарной безопасности

Экспертизы назначаются, если необходимо получить заключение и выводы по отдельным вопросам, связанным со специальными познаниями в сфере пож. безопасности. Экспертные исследования могут назначаться для следующих целей:

  • для определения причин пожаров или взрывов, повлекших причинение вреда людям, имуществу;
  • для расчета суммы ущерба, в том числе для выплаты пострадавшим, для получения страховой компенсации;
  • для оценки качества пожароопасных работ, обоснованности расчетов и смет;
  • для рассмотрения судебного спора, связанного с обеспечением пож. безопасности.

Экспертизы могут проводиться по инициативе владельца недвижимости, директора фирмы, суда, государственных органов. По результатам исследований оформляются заключения по поставленным вопросам.

В перечень обязательных процедур входит проверка состояния средств первичного пожаротушения, сроков поверки огнетушителей.

Правила ведения документации пожарного надзора

Во всех службах МЧС и их частях, на городском, районом, областном либо же федеральном уровне предусмотрено ведение учета проведенных ими мероприятий. Необходимо это для составления статистики и общей картины пожаробезопасности на государственном уровне. На основании всех полученных отчетов и проводится статистический анализ, а также осуществляется контроль уровня пожарной безопасности в тех или иных населенных пунктах, областях, районах, на предприятиях.

Все что было сказано выше в полной мере дает понять необходимость данной надзорной деятельности. Она способствует снижению уровня пожароопасных факторов на территории государства, что обеспечивает дополнительную защиту жизни и здоровья граждан.

Обязанности инспекторов Госпожнадзора

Инспекторы Государственного пожарного надзора обязаны:

  • разрабатывать мероприятия (в установленном порядке), связанные с оснащением подразделений разного уровня техническими средствами пожаротушения;
  • проводить мероприятия по улучшению эффективности исследований, связанных с разработкой новых технологий пожаротушения и техники;
  • внедрять новые технологии и технику, связанную не только с тушением очагов возгорания, но и с обнаружением огня;
  • участвовать в мероприятиях, касающихся организации противопожарных мер в населенных пунктах и объектах хозяйственной деятельности;
  • разрабатывать рекомендации по усилению требований ПБ;
  • помогать отдельным производственным объектам в обучении по ПБ сотрудников и работников;
  • проведение учета количества пожаров по стране, проводят их анализ, и на основе все этого разрабатываются меры, которые помогают не допускать их снова;
  • инспекторы пожарного надзора проводят расследования возникновения пожаров, а также грубых нарушения правил и требований ПБ.

Основная же обязанность инспекторов пожарного надзора – инспектировать объекты разного назначения на предмет выявления недостатков. Если таковые были обнаружены, то они составляют предписания на их устранение с указанием недостатков и сроками исправления. Если в предписанные сроки недостатки не были устранены, то руководители или собственники объектов подвергаются административным или уголовным наказаниям.

Чаще всего инспекторы накладывают штрафы. Причинами могут быть не только невыполнение предписаний, но и грубые нарушения требований противопожарной безопасности: неисправность средств пожаротушения, использование их и техники не по назначению (например, пожарные шланги используют для полива призаводской территории), несоответствие реального количества средств и техники с паспортной.

К уголовной ответственности руководители объектов привлекаются не часто. Обычно такое происходит на основе заключения комиссии после пожара. Если возгорание повлекло за собой человеческие жертвы, то это усугубляет положение.

Государственный пожарный надзор – независимый орган. Он не подчиняется никому кроме руководства МЧС. Ни политические партии, ни общественные организации или объединения, ни депутатский корпус не вправе влиять на его работу, а тем более, на проводимые им мероприятия по правилам ПБ.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. При тушении особо сложных пожаров при ЧС с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Для приема сообщений о пожарах и ЧС в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил и устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Его указания обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной ЧС, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности — установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с МЧС РФ. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается МЧС РФ. Субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами. Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Перечень проверяемых документов

Инспекция противопожарного надзора – это в первую очередь проверка документации. Какие документы должен проверять инспектор:

  • разработанная инструкция по мерам противопожарной безопасности;
  • приказ, как надо и когда проводить инструктаж по правилам ПБ и занятия по пожарно-техническому минимуму;
  • приказ о назначение сотрудника, как всего объекта;
  • приказ о средствах пожаротушения, расположения мест для курения;
  • инструкции, что необходимо делать внутри помещения после окончания рабочего времени;
  • инструкции, как действовать работникам объекта в процессе возникшего пожара;
  • инструкция, как правильно пользоваться первичными средствами тушения очагов возгорания;
  • ;
  • журнал проводимых инспекций;
  • журнал проведения инструктажей.

Все выше обозначенные документы должны быть утверждены руководителем объекта и подписаны работниками. Хранить их надо в надежном месте.

Исполнение государственной функции ГПН

Деятельность регламентируется Положением, утвержденным Правительством РФ No 290 от 12. 04.2012 года. Оно отредактировано 09.10.2019. Здесь расписан порядок осуществления контроля должностными лицами.

Пожарно-профилактическое обслуживание объектов

Проводиться с целью не допустить возгорания, а если ЧС случилась, то для ликвидации последствий.

В таблице представлен пример:

Цели и задачи пожарно-профилактического обслуживания объектов  

Выполняемая работа

Разработка мероприятий, позволяющих устранить причины появления возгораний Проверка, в каком состоянии находиться охраняемый объект и контролирование производимых действий.
Ограничение распространения огня и организация условий для эвакуации Госнадзор обследует помещение фирмы, вручает предписания и приказы.
Создание процесса, позволяющего вовремя обнаружить пламя. Быстро вызвать специалистов и погасить его Проверка исправности средств для ликвидации возгорания, доставки воды, систем извещения.

Чтобы обо всем узнать подробно, следует скачать образец Положения «О федеральном надзоре».

Контроль выполнения требований пожарной безопасности

Осуществляется на наблюдаемых объектах постоянно. Надзором занимаются органы ГПН. Главный вид работы пожарной инспекции – проверки. Это позволяет контролировать соблюдение норм безопасности, обнаруживать нарушения.

В них включено следующее:

  • проверка, в каких условиях содержатся объекты строительства;
  • контроль над проведением организационных мероприятий, позволяющих обеспечивать пожарную безопасность;
  • насколько правильно произведен монтаж инженерно-технического оборудования;
  • в каком состоянии находятся эвакуационные пути, а также выходы. Работают ли средства спасения граждан;
  • готовность сотрудников предприятия действовать при появлении пожара;
  • содержится ли ПО в соответствие с нормами;
  • в каком состоянии средства защиты;
  • ведется ли противопожарная пропаганда и обучение персонала;
  • есть у организации лицензия, официальные документы, дающие право выпускать изделия, соблюдая меры безопасности.

Инспектор, проводивший контроль, по результатам проверки составляет отчет. Это требование законодательства РФ. Если было определено нарушение, виновных находят, они привлекаются к административной ответственности.

Контроль систем противопожарной защиты


Отделы ФПС МЧС РФ ведут надзор за их работоспособностью.

На ГПН возлагаются следующие обязанности:

  • контролировать за соблюдением требований пожарной безопасности во время монтажа техники, поступающей в организацию;
  • обследовать системы, установленные на объекте по части ПБ и сертификации;
  • принятие участия в согласовании документации для эксплуатирующихся установок;
  • находиться в комиссиях по взятию систем в работу на предприятии;
  • вести контроль функциональности и ремонта оборудования;
  • участвовать в расследовании сбоев техники;
  • заниматься обучением оперативного персонала;
  • консультировать людей, разрабатывающих проектную документацию;
  • трудиться в комиссиях по проверке функциональности систем пожарной защиты.

Каждый день контролирует работу технических средств ПЗ личный состав подразделения ФПС МЧС РФ, в ведении которого находиться объект. Сотрудникам требуется обладать знаниями. Сведения записываются в служебный журнал.

Если правила ПБ регулярно нарушаются, инспектор вправе приостанавливать деятельность организации до момента, пока проблемы не будут исправлены.

Документы по итогам пожарных проверок

Отдельно отметим перечень документов, которые будут заполняться в ходе пожарных проверок или по их итогам:

  • распоряжение МЧС о назначении плановой или внеочередной инспекции;
  • проверочные листы, которые инспектор заполняет по ходу проверки;
  • акт по итогам инспекции МЧС;
  • предписание об устранении нарушений;
  • протоколы и постановления о привлечении к ответственности (если нарушения не устранены);
  • заключение по итогам независимого аудита или экспертизы.

В журнале учета контрольных и надзорных проверок делается запись о сроках проведения, основаниях и результатах инспекции МЧС. Инспектор делает отметку в журнале.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий