Нормативные документы в области стандартизации

Содержание отдельных документов, составляющих массив документооборота в области стандартизации

Стандарт – основной документ в области стандартизации. Он содержит в себе обобщение общих многократно повторенных принципов и характеристик применимых к какому-либо предмету или явлению, виду деятельности или оказанной услуге. Также он вырабатывается на основе консенсуса между группой производителей определенного продукта и признанный уполномоченным государственным органов в области стандартизации. С момента принятия такого документа он становится общеобязательным для всех предприятий и физических лиц, производящих аналогичные товары/оказывающих услуги. Иными словами – приобретает силу закона.

Правила – документ, дополняющий или уточняющий положения действующего стандарта, регламентирующий порядок применения стандарта или методы выполнения определенных работ в соответствии со стандартом. Правила – это технических документ, который не содержит конкретных требований, а только описывает порядок их применения для соблюдения качественных показателей продукта в соответствии с действующим стандартом.

Рекомендации – по содержанию аналогичны правилам. Но существует одно существенно отличие: правила – документ обязательный в рамках соблюдения норм, а рекомендации исполняются на добровольной основе. То есть обязательными к применению не являются.

Свод правил – это своеобразный «кодифицированный» документ, охватывающий направления технологических процессов при производстве продукции (проектирование, монтаж, наладка, утилизация и т. д.), которые способствуют достижению качественных показателей конечного продукта соответствующего стандарту. Так же как и рекомендации не являются обязательными к применению, но способствуют соблюдению технологии, в рамках которой возможно получение стандартного продукта.

Любой из указанных выше документов применяется на различных уровнях осуществления хозяйственной деятельности. Применение документов по стандартизации зависит от желания производителя. Но если продукция сертифицирована в соответствии с требованиями действующего государственного стандарта соблюдение их становится обязательным.

Даже предприятия, добровольно сертифицировавшиеся на соответствие продукции требованиям государственных или действующие на основании стандартов организации (ТУ), обязаны соблюдать все условия и технологические процессы нормативных документов по стандартизации, без которых достижение стандартных показателей коечного продукта невозможно.

Что такое КГС и ОКС

Каждый утвержденный стандарт записывается в формате трех или четырехуровневого буквенно-цифровой кода. Все коды сведены в единый перечень, который называется «Классификатор государственных стандартов» (КГС).

Что определяют уровни кода КГС:

  1. Первый уровень – раздел классификатора, определяет отрасль объекта классификации. Каждая из отраслей кодифицирована буквой русского алфавита (задействовано 19 букв). Например: «А» — горное дело и полезные ископаемые.
  2. Второй уровень – класс, уточняет классификацию. Обозначается цифрой. Например: «А1» — углеродистые ископаемые.
  3. Третий уровень – группа, конкретизирует объект. Обозначается цифрой. Например: «А11» — графит, алмазы.
  4. Четвертый уровень есть не во всех обозначениях стандартов. Прописывается после точки.

ОКС предназначен для классификации стандартов, нормативных и технических документов. Код ОКС прописывается в ГОСТе. Например:

Кодировка в ОКС состоит из раздела (в нашем примере – это «91»), группы (100) и подгруппы (30).

Код ГОСТа формируется из порядкового номера и (через дефис) года утверждения стандарта. Если ГОСТ применяется только в РФ, то пишется не «ГОСТ», а «ГОСТ Р». Пример ГОСТа (взят из официального сайта Росстандарта):

Обозначение ГОСТа в примере говорит о том, что порядковый номер данного стандарта – 10062, а год утверждения – 1975.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;

  • подзаконные акты;

  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Определение

Как говорилось ранее, нормативные документы — это правовые акты, которые издаются и принимаются в рамках компетенции определенного уполномоченного должностного лица (а также государственных и муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ и товариществ) или при собрании референдумов при полном и точном следовании порядкам и процедурам, установленным действующим законодательством. Последние традиционно содержат все необходимые общеобязательные правила поведения, которые рассчитаны на многократное использование и неограниченный круг лиц

Тем не менее, важно помнить, что каждое явление, действие или предмет может иметь достаточное количество трактовок. Так произошло и в рассматриваемом случае

Следует отметить, что более официальная формулировка гласит, что, с точки зрения права, нормативные документы — это деловые бумаги, которые обладают определенными существенными признаками, однозначно характеризующими их. Наиболее основные из них рассмотрим подробнее.

Чем отличается ГОСТ от ТУ?

В процессе перехода экономики к рыночным отношениям были введены ТУ (технические условия), целью которых стало регламентировать производство товаров, которые не попадали под действие ГОСТа. ТУ разрабатываются предпринимателями-производителями и являются их собственностью. Требования, установленные ТУ, не могут противоречить обязательным требованиям ГОСТов, распространяющихся на данную продукцию. Как правило, технические условия представляют собой уточнения к государственным стандартам по тем данным, которые недостаточно описаны.

ТУ разрабатываются в том случае, когда необходимо внести изменение в уже существующую технологию производства, либо в состав продукта, для обеспечения его индивидуальности на рынке или по причинам, связанным с особенностями его производства.

Подробности

Другие виды актов

Есть ещё и другие документы, относящиеся к нормативным. К примеру, это:

— ТУ (технические условия);

— Р (рекомендации по стандартизации);

— ПР (правила по стандартизации).

Сертификаты

Данный вид относится к отдельной категории документов, к которой есть особенные требования. Сертификаты оформляются на товары, работы, услуги. Самые серьезные требования установлены к нормативным документам, оформляемых на продукцию, которая должна быть сертифицирована в обязательном порядке. Такие акты содержат стандарты, соответствовать которым должна продукция, а также методы контроля, которые используются для установления соответствия.

Вид нормативно правового документа

Это официальные акты в письменном виде, принятые законодательным органом в установленной форме в рамках его компетенции. Эти документы устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы. Они имеют государственный предписывающий общеобязательный характер постоянного или временного действия. Данные документы предполагают многократное применение.

Каждое предприятие любой сферы производства должно соответствовать некоторым нормам и правилам, прописанным в нормативно-правовых документах по охране труда.

Нормативно-правовые документы в образовании представлены Конституцией РФ, а также законом «Об образовании», регламентирующим деятельность ДОУ и в школе, а также Гражданским кодексом и другими нормативными актами. Все они говорят о том, что государство заботится о правах ребенка.

Классификация

Нормативные документы это какие документы? Они могут иметь разное содержание и, соответственно, форму. Данные акты могут приниматься в виде:

— законов;

— указов;

— распоряжений;

— постановлений;

— приказов;

— положений;

— правил;

— инструкций.

СПРАВКА! Статьи располагаются в порядке, который соответствует системе этой сфере.

Кто формирует нормирующие документы в делопроизводстве?

Нормативные бумаги в рассматриваемой сфере представлены в виде актов, которые представляется возможным использовать много раз.

Осуществляет регулировку деятельности в рассматриваемой области Федеральное архивное агенство.

Как уже было сказано выше, стандартизацией владеет Росстандарт, BHИИДAД делает исследования и создание нормативных бумаг по делопроизводству.

Так же, формированием нормирующих бумаг, владеет и правительство PФ.

Окромя того, к формированию нормативных бумаг имеют отношение муниципальные и федеральные компании, власти, работа которых заключается в исполнении, учреждения, которые формируют местные нормирующие акты.

Обозначающиеся нормативные бумаги призваны адаптировать федзаконы, законы, касающиеся работы отраслей, к реальности и специализации работы по созданию товаров в любой организации.

Какие бывают стандарты?

Нацстандарт

Нацстандарт- это стандартизация, которая утверждена нацорганами по определению стандартов в конкретно взятом государстве.

Ниже представлено несколько примеров нацстандарта.

  • ГOCT P 51ООО, 4- 2ОО8 Нацстандарт PФ. Требования к легализации испытательных лабораторий.
  • ГOCT P ИCO 1ОО12- 2ОО8 Нацстандарт PФ. Менеджмент. Правила, придуманные по отношению к измеряющим машинам.
  • ГOCT 51ОО- 85 Госстандарт CCCP. Техсода.

Межгосударственный стандарт

Межгосударственная стандартизация- это усреднение, которое подтверждено Евразийским советом, который подтверждает нормы. Оно утверждено на этапе государств CHГ, которые поставили свои автографы в документе об усреднённых нормах.

Ниже представлен пример межгосударственного стандарта.

Стандарт организации

Стандарт организации прописывается, как CTO- это стандарт, который подтверждён в компании для улучшения производительных процедур, качества товаров и сервиса ( ГOCT 1, 12- 2ОО4 Стандартизация в PФ).

Согласно пункту 1 статьи 17 Ф3 PФ О техрегламентировании к компаниям, которые вправе придумывать стандарты, имеют отношение коммерческие, научные и саморегулируемые компании. Ниже приведён пример стандарта организаций.

CTO TПУ 2, 3, О5- 2ОО6 Стандарт организации. Стандарты из образования. Лабораторные уроки. Условия прохождения.

Обязательность исполнения решения арбитражного суда на основании Конституции РФ

Отдельной группой законодательных актов регулируется деятельность арбитражной судебной системы, которая имеет полномочия шире, чем другие представительства судебной системы. Только это подразделение судебный структуры может проводить масштабные расследования и сбор доказательств, материалов дела. Специализированные арбитражные подразделения имеют право на формирование запросов консультационного типа при рассмотрении спорных аспектов дела. Подобные консультации могут проводиться узкими специалистами, чье экспертное мнение учитывает суд, рассматривая в суде вопрос путем привлечения к участию в судебном заседании.

При этом к таким лицам применим ряд законодательных особенностей:

  • им не выставляется требование обязательной явки в зал суда;
  • запрещено объявлять самоотвод;
  • отсутствуют требования предоставления устных показаний.

Обязанность исполнения решения суда никаким образом не меняется при участии такого специалиста в судебном процессе. Судебный запрос на привлечение специалиста составляется и направляется судом, заключение добавляется в состав материалов дела и имеет такую же силу, как и остальные доказательства рассматриваемого дела.

Стадии арбитражного рассмотрения

Является ли ГОСТ нормативно правовым актом

В обществе всё подчиняется правилам: законам, актам, инструкциям и другим нормативным правовым актам.

Объясняем что такое нормативные правовые акты, как их составлять и где искать действующие правила своей отрасли.

Зачем нужен

Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает нормы внутри государства. Конституция России, законы внутри субъекта страны и правила трудового распорядка в организации — это всё нормативно правовые акты.

Один из сборников НПА под редакцией «российской газеты». Фото walkasong.org

Основные черты НПА:

  • Он может быть только в письменной форме.
  • Предполагает многократное использование.
  • Направлен на определённый круг лиц, а не конкретного человека.
  • Он порождает новые правовые отношения, изменяет или отменяет действующие нормы.
 Нормативный правовой акт нельзя принять в один момент Он должен соответствовать нормам или ГОСТу и не противоречить другим НПА. Например, федеральный закон вносится в Государственную Думу, проходит три чтения, уходит в Совет Федерации, подписывается у Президента России и публикуется. Только после этого он вступает в силу.

НПА бывают неопределённого длительного действия и временного действия. В первом случае принятая норма будет исполняться пока её не отменят.

Урок 6. Требования к оформлению документов – примеры, судебная практика.Урок 6. Требования к оформлению документов – примеры, судебная практика.

Во втором — используется в заранее указанные сроки. Если начальник подразделения уезжает в длительную командировку, он передаёт полномочия одному из сотрудников.

Тогда формируется НПА временного действия.

Нормативно правовые акты классифицируются по различным признакам. Для лучшего понимания мы поместили их в схему.

 Уровень  Наименование субъекта, принявшего нормативный   акт  Вид нормативного акта  Является ли законодательным   актом?
 Международный  Международные организации  Международные акты, ратифицированные государством  Нет
 Федеральный  Народ  Конституция РФ  Да
 Федеральный  Государственная Дума РФ  Законы РФ  Да
 Федеральный  Президент РФ  Указы  Да
 Федеральный  Правительство РФ  Постановления  Да
 Федеральный  Министерства  Инструкции  Да
 Региональный  Думы (законодательные собрания)  Законы  Да
 Региональный  Губернаторы областей, краев, президенты республик  Указы  Да
 Региональный  Администрации областей, краев, правительства республик  Постановления  Да
 Местный  Органы местного  самоуправления  Решения  Нет
 Местный  Организации  Корпоративные акты  Нет

Требования к нормативным правовым актам

Каждый НПА проходит несколько проверок. Закон — через несколько чтений в Госдуме, решение предприятия — через профсоюз работников. Так участники процесса совместно легализуют будущее решение. Ко всем принимаемым НПА предъявляется три обязательных требования.

Отражение объективной реальности. Авторы НПА должны понимать, что принимаемая норма обязана опираться на реализуемый алгоритм.

В России нет ведомства или компетентного органа, следящего за «мёртвыми» НПА. Поэтому за них не наказывают.

Предполагается, что многосторонний контроль при принятии страхует от засилья ненужных правовых актов.

Тем не менее, проблема существует. Госдума России периодически уделяет пленарные заседания только для технической чистки неработающих законов.

Курение в подъезде запрещено, однако наказывают за это единицы. Фото kp.by

  Правовой мусор  В Воронежской области несоблюдение расписания общественного транспорта карается штрафом до 5 000 рублей. Это могла быть хорошая инициатива, но всё загубила реализация. По правилам, протокол нарушения должен составить сотрудник автодорожного надзора или полицейский. Им следует прибыть на остановку и зафиксировать, что маршрутка прибыла позже. Закон принят в 2003 году, но до сих пор его не применяют на практике.

Другой пример. Бессмысленно вводить корпоративный НПА, запрещающий курение на прилегающей к офису территории. Как минимум, стоит предусмотреть альтернативное решение.

Структурированность. В России не действует специального закона, регламентирующего структуру НПА. Последнюю попытку по созданию подобного документа Минюст предпринял в 2014 году, но документ даже не дошёл до Госдумы.

Гост это нормативно правовой акт или нет

Какой юридической силой обладают ГОСТы в иерархии нормативно-правовых актов?

ГОСТы утверждаются постановлениями Госстандарта России. Юридическая сила нормативного правового акта определяется местом издавшего этот акт органа в системе органов государственной власти (правило 1). Поэтому ГОСТы ниже по юридической силе, чем правовые акты Правительства РФ.

Кроме правила 1 есть и другие правила, которые определяют юридическую силу акта в зависимости от разграничения предметов ведения (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Поскольку стандартизация отнесена к ведению РФ, то ГОСТы имеют более высокую силу по сравнению с актами органов исполнительной власти субъектов РФ.

В отношении законов субъектов РФ сказать трудно, этот вопрос не решен ни в теории ни в практике. Но в любом случае ГОСТы обязательны для исполнения всеми субъектами общественных отношений.

Похожие вопросы

адвокат Харсеев Вячеслав Алексеевич:

Ваш вопрос несколько некорректен. Кодекс также является федеральным законом, только кодифицированным. Как правило кодифицированный закон (кодекс)

адвокат Панфилов Анатолий Федорович:

юрист Юнкин Евгений Витальевич:

существенное, а с какой целью интересуетесь? позвольте вас спросить?

адвокат Шук Павел Семенович:

Здравствуйте! Обязателен к применению УДАЧИ ВАМ

Общие правила (требования) создания и оформления документов в организацииОбщие правила (требования) создания и оформления документов в организации

юрист Антюхин Алексей Владимирович:

Светлана! Не могли бы вы поточнее задать свой вопрос?

В соответствии с ГОСТ Р 1.0 — 92 принято следующее определений нормативного документа: “Нормативный документ − документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кpyгy потребителей (пользователей)”.

Закон РФ “О стандартизации” определяет следующие категории нормативных документов по стандартизации:

— государственные стандарты Российской Федерации − ГОСТ Р;

— применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

— отраслевые стандарты − ОСТ;

— стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) − СТП;

— стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных организаций) − СТО.

К нормативным документам по стандартизации относят также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ), а также стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР − правила по стандартизации, Р − рекомендации по стандартизации и ТУ − технические условия.

Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая, согласно российскому законодательству, подлежит обязательной сертификации.

В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.

Рассмотрим содержание российских нормативных документов

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов − Гос­строй России.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения, так и рекомендательные требования к объекту стандартизации.

К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки.

Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара − основной аспект сертификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

Важный момент

ТУ считаются согласованными при подписании акта приемки опытного образца (или партии). Таким же образом решается вопрос о возможности массового производства продукции. Если предприятие намерено выпускать изделия без приемочной комиссии, ТУ согласуются с заказчиком. Данная процедура считается обязательной. Не подлежат согласованию нормы и требования ТУ, которые отнесены к основополагающим. В этом случае в них приводится ссылка на соответствующий ГОСТ. Правила, в соответствии с которыми осуществляется согласование техусловий, предоставляют разработчикам самостоятельно решать вопрос о необходимости их утверждения заказчиком, если они были сформулированы в инициативном порядке.

«Обязательные требования касаются только безопасности продукции»

Каким образом «Московская пивоваренная компания» справилась в этом деле? Мы выстроили следующую позицию. Во-первых, мы всегда отталкиваемся от содержания кодекса норм административных правонарушений, предусматривающих ответственность. 14.43 предусматривает ответственность за нарушение обязательных требований технических регламентов и только в том случае, если технические регламенты не приняты — обязательные требования национальных стандартов.

Далее мы ссылались на договор Евразийского экономического Союза и на закон «О техническом регулировании», о котором я говорила, который четко предусматривает, что обязательные требования содержатся только в технических регламентах и только в части, касающейся безопасности продукции. Ясно, что кислотность, осадок или цвет не тот, что указан в ГОСТе, к безопасности никакого отношения не имеет.

Поскольку обязательных требований нет, то и ответственности за нарушение добровольных требований быть не может. Конкретно в нашем деле были применены два ГОСТа: по медовухе и сидру. Они оба введены приказами и в этих приказах четко написано, что они для добровольного применения

Суд на это тоже ссылался, поэтому, на мой взгляд, это важно

В самих ГОСТах четко указано, какие требования нужны для безопасности, а какие являются требованиями к качеству. Вот, например, ГОСТ по медовым напиткам говорит о том, что безопасность – это только требования к токсичным элементам. Что касается сидров, то там речь идет о том, что безопасность обеспечивается такими показателями, как давление двуокиси углерода в бутылке, массовая концентрация общего диоксида серы и содержание радионуклидов. Если претензии не касаются этих пунктов, то ответственности за нарушение других пунктов быть не может.

К сожалению, положительная практика не очень большая. Вот несколько положительных примеров приведу по другим компаниям. В Амурской области продавца привлекли к ответственности по статье 14.43 – именно эта статья предусматривает ответственность за нарушение требований к продукции. В этом деле настаивали на привлечении общества к ответственности за то, что те пивные напитки, которые он продает, не соответствуют по показателям пенообразования и достаточности содержания пива, установленного в ГОСТах. Суд пришел к выводу, что данные показатели не имеют целью защиту жизни и здоровья граждан, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, а потому нарушение не может повлечь ответственность.

Второе — строгая структура

Принимаемые документы не должны представлять собой хаотичный перечень нормативных положений. Обязательно наличие вводной части, иначе называемой преамбулой. Там традиционно излагаются задачи и цели, выставляется характеристика общественно-политической обстановки, которая наблюдается на момент принятия. Начало основного тела статьи может содержать в себе перечень и расшифровку используемых терминов. Далее по тексту перечисляются следующие пункты: субъекты возникающих правовых отношений (например, финансовые органы и налогоплательщики); описание их обязанностей и прав (уплата налогов, проверка точности их совершения); возможные льготы и мероприятия по поощрению (уменьшение процента налога); возможные санкции (к примеру, за уклонение от выплат).

Сколько сейчас существует подобных стандартов?

Сегодня существует более 20 тысяч действующих ГОСТов, они актуальны для России, Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Беларуси и других стран бывшего СНГ. Они контролируют более 15 сфер производства: нефтяную, горнодобывающую, машиностроительную, транспортную, энергетическую, пищевую, строительную, текстильную, общетехническую и т. д

Особое внимание уделяется стандартам, направленным на создание атомной техники, поскольку малейшие ошибки в этой сфере могут привести к огромным финансовым потерям и даже человеческим жертвам

Несмотря на постоянную разработку новых стандартов, далеко не все из них внедряются в работу, поскольку существующее законодательство не требует этого в обязательном порядке от предпринимателей. В государственных структурах стараются соблюдать требования к созданию продукции, но зачастую это делают спустя рукава из-за отсутствия возможности осуществлять тотальный контроль. Данная ситуация возникла в конце 1990 годов после сокращения большого количества ставок на заводах и производственных предприятий.

Цели стандартизации

Отрасль деятельности по стандартизации весьма обширна. В ней выделяется несколько направлений:

  • Повышение уровня безопасности и жизни физических лиц, предприятий, государственного имущества, объектов живой природы, предотвращение возникновения ЧС;
  • Обеспечение конкурентоспособности продукции промышленности и качества оказываемых услуг при выполнении госзаказов или экспортном передвижении товаров;
  • Соблюдение сопоставимости однородных категорий товаров, производимых на различных предприятиях;
  • Добровольного подтверждения производителем соблюдения требований государства к определенной группе товаров;
  • Создания систем классификации и кодирования товаров для унификации систем поиска и передачи данных в информационных системах и в сфере торговли.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий