Гост р 51709-2001 автотранспортные средства. требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

Наши события

8 февраля 2021, 13:38
RusCable Insider Digest #208 и пятничный прямой эфир. АЭК на «Людиновокабеле», испытательная станция «Изолятор-АКС» и новый взгляд на атомную энергию

4 февраля 2021, 09:37
«Изолятор-АКС» запустил два уникальных испытательных стенда на класс напряжения 110-550 кВ и 110-245 кВ

3 февраля 2021, 16:21
Выставка Wire Russia начала прием заявок на участие в 2021 году

1 февраля 2021, 16:32
RusCable Insider #207 — Эксперт-Кабель, «Открытые склады» АЭК, невыгодная нефть и геймерский свет

1 февраля 2021, 10:22
Зачем кабельщику турист?

25 января 2021, 18:28
АЭК открывает склады: проект “Открытый склад” на “Калужском кабельном заводе” и “Людиновокабель”

Журнал предрейсового технического контроля

В обязанности контролера-автомеханика входит ведение Журнала, где фиксируют сведения о ТС, осмотре, лице, его проводившем. Документ должен находиться на автопредприятии или у ИП. Если имя контролера по каким-то причинам неизвестно, данные заполняет лицо, назначенное руководством.

Например, не имея собственного квалифицированного контролера, заключают договор со Станцией Техобслуживания, где работают специалисты с нужной аттестацией. Запись в журнале должен заверить механик, проводивший оценку состояния авто.

Какие данные отражают в Журнале учета техосмотра

  • марку и модель ТС;
  • госномер;
  • ФИО водителя, если есть;
  • ФИО контролера, если известно;
  • время и дату осмотра;
  • пробег автомобиля на момент проведения контроля;
  • отметку, что предрейсовый осмотр осуществлен;
  • подпись лица, оценивающего техническое состояние автомобиля.

Список можно расширить, добавив сведения об особенностях используемого транспорта. Журнал предрейсового техосмотра ТС разрешено вести в двух видах: 1). бумажном; 2). электронном. Альбомный вариант требуется:

  • пронумеровать;
  • прошить;
  • заверить подписью должностного лица;
  • печатью автопредприятия.

При проверке надзорными органами, подтвердить реальность проводимого техконтроля могут по этому журналу.

Образец журнала учета техосмотра

Когда применяется второй вариант, сведения в книге учета заверяют усиленной квалифиц. эл. подписью контролера (УКЭЦП). Эл. документы год хранятся в БД. Необходимо предусмотреть возможность распечатки страниц электронного формата на бумаге и собрать в книгу.

Предрейсовый контроль техсостояния автомобилей

Правила и Порядок проведения обязательного технического осмотра регламентирован Приказом Минтранса №296 на базе закона №196-ФЗ. Опираясь на норматив, транспортные организации, включая ИП, должны выпускать только те автосредства, соответствующие требованиям эксплуатации: прошли предрейсовый (предсменный) техконтроль ТС, не имеют поломок.

Время проведения контроля состояния ТС

Предрейсовый осмотр осуществляется до того, как автомобиль покинет  парковку (гаража), в начале раб. дня. После того как в путевке будет стоять отметка автомеханика и штамп медработника, отправляются в рейс.

Предсменный — в начале рабочего дня сменщика. Перед каждой сменой, если авто выезжает с парковки, где проводится повторный техконтроль.

Послерейсовый не проводят. Это делается в случае, когда автомобиль снова выезжает в рейс, но с иным водителем. Оформляется другой п/л, в котором контролер делает запись.Когда на одной машине одновременно работают 2 водителя (длительная командировка), оформляют 1 путевку на обоих. Если выдано 3 путевки, механик отмечает каждую. Получается, что сколько путевых оформлено, столько раз в них должна быть запись автомеханика, отвечающего за исправность автотехники.

Обратите внимание: Если один п/л выписан сразу на двух работников, ставят 1 отметку автоконтролера, но два штампа медработника о пройденном медицинском осмотре

Когда путевой лист с отметкой контролера обязателен

Все водители, перевозящие груз или пассажиров по договоренности с заказчиком или без, даже когда используют автомобиль с личными целями, должны иметь при себе путевой лист. Существуют реквизиты документа, без которых он признается ничтожным (недействительным). К таковым относится отметка авто-контролера, проводящего предрейсовый осмотр техсостояния ТС. Если п/л обязателен, техническая оценка соответствия авто требованиям неотъемлемая обязанность, возложенная на юрлиц и ИП

Кто проводит предрейсовый контроль

Ответственный за техническое состояние автотехники назначается внутренним распоряжением руководящего состава автопредприятия. Проводить техконтроль, делать запись в путевом листе может автомеханик, обладающий документальным подтверждением профквалификации, соответствующей требованиям Приказа №287.

Профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического
состояния автотранспортных средств
Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 п. 14.3
№ п/п Образовательный стандарт
(код группы)
Профобразование и
квалификационные требования
Требования к стажу или опыту работы по специальности
1 23.02.03 диплом по специальности
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
стаж (опыт) работы
не требуется
2 23.00.00
за исключением
23.02.03
диплом  по специальности
«Техника и технологии наземного транспорта»
стаж (опыт) работы
не менее 1 года
3 23.00.00 специальности, не из группы  «Техника и технологии наземного транспорта»
+ профпереподготовка:
квалификация контролера технического состояния автотранспортных средств
стаж (опыт) работы
не требуется

ГОСТ Р 51709 2001 актуален спустя 13 лет

ГОСТ Р 51709 2001 пришёл на смену ГОСТу 25478-91. Он принёс с собой изменения методики определения эффективности тормозных систем, люфта в рулевом управлении в рулевом управлении. Произошла конкретизация требований к применению шин на оси автомобиля, к дискам колес. Более требовательны стали допущения к герметичности уплотнений и соединений двигателя, коробки передач, заднего моста, сцепления.

Не менее высокие требования предъявляются к топливу — подробнее в публикации «Последний год ГОСТ Р 51105 97».

В СССР существовало много нормирующих документов, но такого количества как в современной России тогда даже представить не могли. Тем не менее, это реальность и с ней мы живём. У неё, как у любого явления,  есть свои плюсы и минусы. Для примера посмотрим некоторые стороны нормотворчества в областях, касающиеся автомобильного транспорта.

При каких неисправностях запрещена эксплуатация автотранспорта

Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти техосмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.

Примечание: Техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).

Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции  присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:

Тормозные системы

Нарушения:

  • эффективность торможения отличается от заданных ГОСТом;
  • нарушена герметичность тормоз. привода;
  • падение давления воздуха при заглушенном двигателе;
  • не работает монометр;
  • стояночная т/с не фиксирует неподвижность.

Внешние световые приборы

Нарушения:

  • изменены параметры световых элементов автомобиля, которые отличаются от предусмотренных для данной модели (кроме снятых с производства) производителем;
  • настройка фар отличается от заданных ГОСТом;
  • грязные или неработающие элементы, в т. ч.. световозвращатели;
  • использование ламп не соответствующих модели конструкции (нет отражателей);
  • присутствие маячков и прочих световых сигналов, если они не предусмотрены производителем (исключая зарегистрированные и распознавательные знаки гос. служб).

Колеса и шины

Что проверяют:

  • изношенность шин, чтобы не превышала предусмотренных стандартных лимитов для конкретной категории (согласно «Техрегламента» Т/С) автомобиля;
  • наличие повреждений резины: корд, порезы, разрывы, расслоение и пр.
  • все ли болты закручены, нет ли трещин, «разбитых» отверстий, изогнутых повреждений диска, ободьев и пр.;
  • соответствуют ли шины модели авто;
  • нет ли на 1 оси шин разного размера, рисунка протектора, назначения (зим./летн.) и пр.

Двигатель

Что проверяют:

  • выхлопные газы на соответствие ГОСТам;
  • герметичность сист. питания;
  • сист. вывода отработанных газов;
  • сист. вентиляции картера;
  • уровень шума в соответствии с ГОСТами.

Примечание: В данном случае используются ГОСТы и стандарты, регламентированные Постановлением Пр-ва №767.

Прочие элементы автотранспорта

Не допускаются на линию ТС, в которых обнаружены поломки других узлов, отсутствие предусмотренных или установленных, но непредусмотренных конструкцией автомобиля элементов. Полный перечень узлов и систем, которые необходимо проверять при предрейсовом осмотре  автомобильного транспорта отражен в Приказе Минтранса РФ №296-ФЗ. Основой послужил техрегламент таможенного союза №877 (9/12-11 г.) и ПП №1090.

Что проверяют:

  1. Зеркала заднего вида.
  2. Звуковой сигнал.
  3. Шторы, степень тонировки, прочие элементы, мешающие обзору.
  4. Замки, запоры, двери крышку топл. бака.
  5. Свет в салоне (автобус).
  6. Регулировку водительского кресла.
  7. Кнопки запора дверей, остановки (автобус), аварийные, противоугонные устройства.
  8. Подогрев, обдув лобового стекла.
  9. Дверной привод.
  10. Спидометр и тахограф, если полагается.
  11. Задние грязезащитные элементы.
  12. Тягово-; опорносцепной узел.

Убеждаются в наличии и работоспособности:

  1. Медаптечки, огнетушителя, знака авар. остановки.
  2. Противооткатных упоров (min. 2 шт.), когда полагается.
  3. Ремней безопасн. или подголовников, предусмотренных конструкцией.
  4. Крепления «запаски».
  5. Фиксирующих и опорных устройств на полуприцепах.
  6. Уплотнителей всех узлов автотехники.
  7. Соответствие маркировки газов. баллонов техпаспорту (для транспорта их использующих).
  8. Госномер, в т. ч., его крепление.
  9. Изменений конструкции без регистрационного разрешения уполномоченных структур безопасности.

Также проверяются иные узлы и системы автомобиля, имеющего конструктивные особенности, предусмотренные производителем либо установленные с разрешения инспектирующих органов безопасности.

Отметка контролера

Когда при предрейсовой проверке автомобиля не выявлено конструктивных нарушений, нерабочих узлов (систем), автомеханик в путевом листе прописывает:

  • время проведения контроля (до минут);
  • дату (число, день, год);
  • личную подпись (рядом фамилию + инициалы).

В случае, когда оценка работоспособности некоторых систем проводилась не должным образом, без инструментов диагностики, автовладелец имеет право потребовать перепроверки автомобиля на должном уровне. Автомеханик, осуществляющий осмотр, обязан выполнять свои обязанности добросовестно, хотя бы потому что несет материальную ответственность за качество произведенных работ.

Требования к организациям (ИП), эксплуатирующим автотранспортные средства

Задача руководителей предприятий, включая ИП, физлиц — обеспечение безопасности работы водителей, пассажиров, перемещения материальных объектов в соответствие с нормативом №398-ФЗ с поправками 2018 года. Субъекты обязаны:

  1. Соблюдать режим труда и отдыха.
  2. При ДТП, проводить исследование причин аварии, для последующего их устранения.
  3. Организовать прохождение предрейсовых медосмотров. Обучать водителей умению оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (№323-ФЗ).
  4. Не допускать выезд транспорта, если обнаружена поломка, несущая угрозу БДД по результатам оценки контролера.
  5. Выполнять требования по страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
  6. Проводить периодический техосмотр автотранспорта (систем), согласно техдокументации производителей, в предписанные сроки.
  7. Оснастить определенные категории автотехники тахографами в соответствие с Приказом МТ №36 (13/02-13 г.).
  8. Обеспечить постоянное место парковки ТС и возможность проведения своевременного ремонта, обнаруженных при предрейсовом осмотре поломок.
  9. Назначить лицо, отвечающее за БДД (проведение инструктажей).
  10. Предоставить возможность повышения профессионального образования, чтобы должностные лица соответствовали требуемому уровню квалификации.

Плановые проверки автотранспортных предприятий отменены, но внеплановые возможны при выявлении нарушений предрейсового контроля. Когда в путевом листе отсутствует запись автомеханика, возможны штрафные санкции с изъятием авто.

Административная ответственность

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3
Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС
1 на граждан 3 000 р.
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на индивидуальных предпринимателей 30 000 р.
4 на юридических лиц 30 000 р.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий