Государственная экологическая экспертиза (гээ)

Порядок проведения

Мы разобрали, какие примеры являются объектами экологической экспертизы. Давайте ознакомимся с ее порядком.

Заказчик (юридическое или физическое лицо, государственная структура) направляет в уполномоченный орган регионального или федерального уровня письменное обращение с приложением необходимых материалов

Важное место среди них занимает документация, подлежащая экоэкспертизе. Если предоставленный пакет документов неполный, то заказчика уведомляют об этом письмом о некомплектности

В течение 30 дней он может отправить недостающие материалы. В противном случае неполный пакет ему возвратят. Если предоставлены все нужные документы, заказчика извещают о сроках проведения экспертизы, предоставляют реквизиты для ее оплаты. После того как произведен платеж, уполномоченный орган формирует экспертную комиссию, назначает ее руководителя и ответственного секретаря. Далее издается приказ об организации и проведении мероприятия. Следующий этап — организационное заседание. С экспертами заключаются документы о сотрудничестве, им раздаются индивидуальные задания, материалы для работы. Соглашаются сроки экспертизы. Подготовка индивидуальных и групповых заключений. Проведение заседания экспертной комиссии. Подготовка проекта общего заключения. Предпоследний этап. Подписание руководителем актов приемки экспертных работ. Формирование сводного документа с результатами. Подписание приказа об утверждении общего заключения экоэкспртизы. Формирование документов с особым мнением (от экспертов, не согласных с общей оценкой).

Порядок проведения общественной экологической экспертизы

Подача заявления

В первую очередь подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы в местное самоуправление.

Соответственно субъектами подачи заявления являются лица, обладающим правом инициации такой процедуры:

  • граждане,
  • общественные организации (объединения),
  • общественные организации-организаторы, осуществляющие свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.

В заявлении должна быть информация о:

  • идентификационные данные заявителей,
  • адреса регистрации и местонахождения,
  • составе экспертной комиссии,
  • об объекте общественной экологической экспертизы,
  • сроки проведения экспертизы.

Рассмотрение заявления органом местного самоуправления

Местная администрация в течение 7 дней должна зарегистрировать заявление о проведении общественной экологической экспертизы либо отказать в такой регистрации.

Если в течении 7 дней в регистрации не было отказано, то считается, что заявление принято и зарегистрированным.

Основания отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:

  • экспертиза была ранее проведена дважды в отношении объекта экспертизы,
  • если объект экспертизы составляет государственную тайну,
  • общественная организация не зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
  • если в уставе общественной организации не установлено основной деятельностью охрана окружающей среды. Таким образом, орган местного самоуправления осуществляет контроль по допуску профессионального лица к организации и проведению экологической экспертизы;
  • нарушена форма заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Основания для отказа в регистрации поступившего заявления являются исчерпывающим и никакие другие условия не могут быть основанием для отказа в регистрации местным самоуправлением заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Анализируемые показатели и методы проверки

Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические.

Среди направлений аудита физических показателей выделяются: радиационный фон, уровни шума, вибрации, электромагнитные излучения, освещенность. Лабораторным способом определяется химический состав окружающей среды: вредные испарения, взаимодействия элементов, загрязнения. В биологической части исследования определяется наличие бактерий, грибков, болезней, других опасностей биологического характера.

В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение.

Основные принципы и цели

В федеральном законе выделены принципы, которые участники экологической сертификации должны учитывать при проведении проверки:

  • каждая деятельность должна рассматриваться в качестве потенциально опасной для экологии;
  • эксплуатация объекта начинается с момента получения заключения;
  • деятельность оценивается комплексно;
  • должны учитываться показатели, влияющие на безопасность окружающей среды;
  • обеспечивается полнота, достоверность обрабатываемой информации;
  • соблюдается независимость специалистов экспертной организации;
  • заключения должны быть обоснованы, независимы, законны;
  • гарантируется гласность результатов, учет общественного мнения;
  • вовлеченные стороны отвечают за достижение целей аудита.

Соблюдение принципов означает, что работа проводится независимыми специалистами, которые должны беспристрастно оценить безопасность объекта или хозяйственных операций для экологии.

Объекты государственной экспертизы

Со стороны государства процесс экологических аудитов регламентирован нормативно-правовыми актами, где определены объекты, подвергаемые сертификации. Порядок и список зависят от уровня, присвоенного объекту:

  • федеральный;
  • региональный.

Название уровня отражает масштаб действия требований к проведению экспертизы. В зависимости от уровня проверка управляется федеральным ведомством (Росприроднадзор) или местными властями.

Федеральный уровень

Объектам государственной важности присваивается федеральный уровень. Экспертиза на федеральном уровне проводится экспертами Росприроднадзора, объектами или видами деятельности выступают:

  • строительство;
  • выпуск новых видов техники;
  • работа на охраняемых природных объектах;
  • деятельность на Байкале;
  • работа с отходами.

При изменении условий, действовавших при получении сертификата, объект или деятельность подвергаются повторной экспертизе. Изменения, после которых необходимо повторение процедуры: обновление документации, истечение срока действия сертификата, доработка по результатам предыдущей проверки.

Региональный уровень

Региональный уровень различается с федеральным списком, по которому проводится экспертиза. Перечень не включает объекты федерального масштаба (деятельность на Байкале, например), работу с отходами всех классов. Местные органы власти, имеющие право осуществлять экологическую экспертизу, оценивают объекты или деятельность регионального значения.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Проекты нормативно‑технических и инструктивно‑методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
  3. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. Вышеуказанные объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня (п.1-п.3) и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы в случаях:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и(или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

А) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным под п.п.1, 2, в том числе для повторного рассмотрения

Документация, подлежащая государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня в объеме, который определен в установленном законодательством порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Б) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в п.3 в том числе для повторного рассмотрения

Документация, подлежащая государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня и содержащая материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, на соответствующую особо охраняемую природную территорию.

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Учредительные документы, содержащие полномочия представлять интересы заявителя (для руководителей юридических лиц).Доверенность с правом подачи и получения документов, составленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
  2. Договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при получении государственной услуги, решение собрания.

III. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

А) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в п., п.1, 2 раздела I, в том числе для повторного рассмотрения

  1. Положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  2. Заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами.
  3. Заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
  4. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.

Б) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в п.3 раздела I, в том числе для повторного рассмотрения

  1. Заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
  2. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий