Основные задачи и виды экологического надзора

Организация экологического контроля

В ПЭК должна быть прописана структура экоконтроля, которая может быть организована в соответствии с организационной структурой хозяйствующей единицы, так как данное требование не регламентировано законодательством.

Данная система контроля утверждается директором компании и может выглядеть в виде отдельного структурного подразделения с должностью эколога; подразделения с начальником —заместителем директора; или совмещенного отдела с другим подразделением, в зависимости от масштабов организации производства.

На небольших предприятиях, экоконтроль сводится к возложению обязанностей в данной сфере в виде совмещения с основными обязанностями специалиста и заключается в заполнении требуемых форм отчетности.

Чем больше масштабы производства и воздействие на экологию, тем больше требований по снижению рисков предъявляется к предприятию. Следовательно, и организация экологического контроля будет соответствующая — отдельная служба с руководителем, наделенным кругом полномочий по реализации мероприятий ПЭК.

Важно! В таких рамках и инвестиционные расходы будут значительнее, для обеспечения экологической безопасности

Оформление результатов проверки

Согласно нормам п. 58 Административного регламента результатами административного действия являются:

  • акт проверки;
  • предписание об устранении нарушений законодательства РФ, оформляемое в порядке, установленном п. 70 Административного регламента;
  • протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания.

Акт оформляется по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах (п. 62 Административного регламента). Один экземпляр акта вместе с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, в отношении которого велась проверка, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росприроднадзора (его территориального органа). Второй экземпляр акта остается в органе Роспотребнадзора, проводящем проверку.

Что такое инспекция экологического надзора?

Инспекции являются неотъемлемой частью программ мониторинга соответствия Росрироднадзора.

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например, предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте. Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в себя:

  1. Интервьюирование представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  2. Просмотр записей и отчетов;
  3. Фотографирование, аудио и видео фиксация;
  4. Сбор образцов, проведение их экспертизы;
  5. Использование дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  1. Экологической, например, качества воды в реке;
  2. Объекта или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  3. Географической, например, региона или местности;
  4. Экосистемной, например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Общественный экологический контроль

Важность организации и осуществления общественного экологического контроля обусловлена тем обстоятельством, что источники вредных воздействий на состояние окружающей стороны расположены на территориях муниципальных образований и многие экологические проблемы носят, прежде всего, локальный характер. Требования об общественном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах

Требования об общественном экологическом контроле предусмотрены в экологическом законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и в иных актах.

Органы государственного экологического надзора

Федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор и его территориальные органы. Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования:

  • Федеральная служба по экологическомй, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет надзор в области лесных отношений.
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет надзор по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет земельный надзор.
  • Природоохранная прокуратура осуществляет надзор в экологической безопасности.

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проводится государственный строительный надзор, то государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора согласно законодательству о градостроительной деятельности.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285).

Если в ходе проведения государственного экологического контроля государственным инспектором в области охраны окружающей среды будет выявлены нарушения, то будет составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даны предписания об устранении выявленных нарушений.

Поднадзорные организации должны вести Журнал учета государственного экологического контроля, в который инспектор в области охраны окружающей среды вносит информацию о проведенном экологическом контроле.

Наша компания оказывает услуги по разработке экологической документации для предприятий самых различных отраслей. Прибегнув к нашим услугам, вы не только повысите уровень экологической безопасности предприятия, но и избежите сложностей в ходе проверок Росприроднадзора, а также снизите плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Проведение расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е. несколько недель, по сравнению с одним или несколькими днями). Они назначаются теми органами (федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  1. Регулярные жалобы граждан;
  2. Официальной информацией из другого государственного органа или частной организации;
  3. Результаты исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Проверки, проводимые работниками Росприроднадзора

Работники Росприроднадзора осуществляют возложенные на них функции по проведению федерального государственного экологического надзора в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (далее — Административный регламент).

--------------------------------------------------------------------------¬¦                                  Проверки                               ¦L---------------T------------------------------------------T---------------               ¦/                                        ¦/----------------+---------------¬           ---------------+--------------¬¦            Плановые           ¦           ¦         Внеплановые         ¦L--------------------------------           L------------------------------

Плановой является проверка, включенная в план основных организационных мероприятий, формируемый на соответствующий календарный период и утвержденный приказом Росприроднадзора (п. 81 Административного регламента). Период проверки установлен как один календарный год. Органами Росприроднадзора ежегодно составляются и утверждаются планы проведения плановых проверок (п. п. 22 — 24 Административного регламента). Ежегодные планы проведения плановых проверок территориальных органов Росприроднадзора формируются в каждом территориальном органе Росприроднадзора и утверждаются приказами этих территориальных органов. Ответственным за разработку ежегодного плана проведения плановых проверок территориального органа Росприроднадзора является руководитель территориального органа.

Основанием для включения юридического лица в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня (п. 29 Административного регламента):

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица.

В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения (п. 32 Административного регламента):

  • наименования юридических лиц, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
  • цель и основание проведения каждой плановой проверки;
  • дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
  • предмет и задачи проверок;
  • наименование структурного подразделения Росприроднадзора (территориального органа).

Проверка, не включенная в план, является внеплановой (п. 82 Административного регламента). Внеплановая проверка назначается при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение законодательства РФ территориальным органом Росприроднадзора. Решение о проведении внеплановой проверки принимает руководитель Росприроднадзора.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются (п. 47 Административного регламента):

  1. истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  2. поступление в Росприроднадзор или в территориальный орган Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
  • возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  1. приказ (распоряжение) руководителя Росприроднадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Как разрабатывается

При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:

  • источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
  • системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
  • подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
  • склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.

Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:

  • перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
  • графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
  • состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
  • состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
  • мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
  • данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).

Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.2018 перечислены требования к содержанию документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше. Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.

Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:

В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.

Разновидности экологического контроля

Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.

Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами. Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления. Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.

Муниципальный контроль проводится на территории муниципального образования органами самоуправления в отношении субъектов производственного и социального назначения, которые не относятся к субъектам федерального государственного контроля.

Ведомственный контроль над экологией осуществляется центральными органами власти по отношению к подчиняющимся им структурам организациям, учреждениям, предприятиям в рамках определенной отрасли.

Производственный контроль осуществляется только в рамках определенного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации руководителем или должностными лицами отдельных структур.

Общественный экологический контроль основан на многочисленных документах, в которых предусмотрено участие общественности в принятии важных решений.

По законодательству государственный контроль в сфере экологии можно осуществлять в разных формах:

  • Проводить общественные слушания.
  • Референдумы.
  • Осуществление общественной экологической экспертизы также входит в рамки экологического контроля.
  • Средства массовой информации могут помочь в проведении такого контроля.
  • Жалобы, иски и заявления в различные инстанции и правоохранительные органы.

Какие ограничения деятельности вводятся в водоохранных зонах водных объектов?

Деятельность:
Водные ресурсы, Информация для водопользователей, Региональный государственный экологический надзор

Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи водных объектов, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако в отношении таких участков на основании ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) устанавливаются следующие зоны, ограничивающие хозяйственную и иную деятельность: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.

Водоохранные зоны — территории, которые непосредственно примыкают к границе водного объекта. Ширина водоохранной зоны зависит от протяженности водного объекта и составляет для рек (ручьев) протяженностью до10 км– в размере50 м, от 10 до50 км–100 м, более50 км– 200м, для моря водоохранная зона составляет500 метров. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

Водоохранные зоны являются неотъемлемой частью водного объекта, связаны с ним территориально и функционально, составляют с ним единое целое как природный комплекс, являются собственностью Российской Федерации.

В целях предотвращения загрязнения водного объекта границах водоохранной зоны устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности, в том числе установлен запрет на движение и стоянку транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброса сточных вод. В границах водоохранных зон запрещено размещение кладбищ, объектов размещения отходов, пестицидов, авиационные меры борьбы с вредителями и др. Полный перечень запретов изложен в п. 15 ст. 65 ВК РФ.

Вместе с тем, строительство (реконструкция) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения. Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями могут быть централизованные ливневые системы водоотведения; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

За невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод предусмотрена административная ответственность по статье 8.45 КоАП РФ.

Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон, их ширина составляет 30 -50 метровв зависимости от уклона поверхности. В дополнение к ограничениям, установленных для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Береговые полосы общего пользования — часть земли шириной20 метров, примыкающая непосредственно к водному объекту. Любая территория, находящаяся на расстоянии20 метровот воды, является местом общего пользования. Береговые полосы могут беспрепятственно использоваться любым лицом для передвижения и пребывания около них, в том числе для рыбалки и причаливания лодок, парусников и иных плавучих средств.

За ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе предусматривается административная ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ.

На местности границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос общего пользования водных объектов отмечаются специальными информационными знаками. При этом владельцы участков, расположенных вблизи водных объектов, не должны препятствовать размещению на таких участках информационных знаков.

Свернуть

Программа экологического контроля

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня воздействия на окружающую среду вредных факторов производства.

Утверждение данного локального документа определено требованиями законодательства. Под них попадают компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категории, согласно ФЗ № 7 от 10.01.2002 г.

Какие нормативы должны учитываться в ПЭК

Требования по содержанию ПЭК и отчетности по ней устанавливает Росприроднадзор. Правильное проектирование и исполнение документа способно обезопасить предприятие от штрафных санкций и ликвидации деятельности.

ПЭК распространяется на объекты:

  • использующие системы очистки газов, сточных вод;
  • образующие источники производственных отходов, являющиеся источниками вредных выбросов в различные среды, относящиеся к зонам особой санитарной защиты.

Все эти факторы должны учитываться при разработке документа (мероприятия планируются для каждого загрязняющего объекта отдельно). Для этого допускается приглашать сторонние организации.

Важно! Образец документа не утвержден законодательством, но требования по содержанию прописаны в Приказе № 74 от 28.02.2018 г

Какой орган осуществляет экологический надзор?

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами в пределах их компетенции в рамках:

  • федерального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, госнадзора в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального госнадзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением тех, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), — в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;
  • госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном Положением N 426.

В соответствии с п. 6 Положения N 426 осуществлять федеральный государственный экологический надзор вправе следующие должностные лица Росприроднадзора:

  • руководитель;
  • заместители руководителя, начальники управлений, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями руководителя по охране природы в области охраны окружающей среды;
  • заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды;
  • руководители территориальных органов Росприроднадзора, являющиеся одновременно главными государственными инспекторами РФ по охране природы и главными государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • заместители руководителей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно заместителями главного государственного инспектора РФ по охране природы и заместителями главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);
  • федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Мониторинг окружающей среды: понятие и виды

Мониторинг — это систематическое наблюдение за состоянием окружающей среды. Мониторинг имеет свои задачи:

  • наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;
  • обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;
  • прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;
  • обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий — мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой — мониторинг природных объектов.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства.

Организационной основой государственного экологического мониторинга является федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В структуру этого органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции по проведению экологического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной среде; территориальные, региональные центры наблюдения, научноисследовательские учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают прогнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др. Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов Мониторинг лесов — система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда (ст. 69 Лесного кодекса РФ). Его осуществление возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России.

Мониторинг водных объектов — система регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Мониторинг объектов животного мира — система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (ст. 15 Федерального Закона «О животном мире»). Этот мониторинг осуществляется органами Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Рослесхоза и др.

В осуществлении государственного экологического мониторинга принимает участие и ряд других органов специального управления в пределах своей компетенции — Государственная санитарноэпидемиологическая служба, Госатомнадзор и др.

Мониторинги отдельных природных ресурсов (отраслевые) являются составными частями системы государственного мониторинга окружающей природной среды. Общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга осуществляет в установленном порядке Госкомэкология России (п. 7 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды).

Права ИП и юридических лиц

Они закреплены на законодательном уровне. Среди них выделяют следующие моменты:

  • возможность присутствия при проведении проверки;

  • право давать пояснения по спорным вопросам, касающимся предмета проверки;

  • доступ к результатам проведенных расследований;

  • возможность выражать согласие (несогласие) с материалами, указанными в акте;

  • право на обжалование действия (бездействия) должностного лица органа контроля с полном соответствии с действующем в РФ законодательством;

  • право на возмещение материального вреда, принесенного ИП или юридическому лицу в рамках проводимого государственного надзора, в том числе и возмещение упущенной выгоды из государственного бюджета.

Все объекты экологического надзора, в отношении которых осуществляются различные мероприятия, помимо прав, также наделяются определенными обязанностями. К примеру, в рамках проведения проверок, юридические лица должны обеспечить присутствие должностных руководящих лиц, а ИП обязаны лично быть на протяжении всех мероприятий либо гарантировать присутствие уполномоченных ими лиц.

Если с их стороны будут возникать необоснованные препятствия в проведении проверки, а также попытки уклониться от исполнения в указанный срок предписаний органов надзора, управление по экологическому, технологическому надзору вправе наложить на ИП либо юридическое лицо ответственность в рамках действующего в РФ законодательства.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий