Что такое гражданская оборона рф

Силы гражданской обороны

Силы гражданской обороны призваны вести непосредственные работы, направленные на выполнение стоящих перед ГО задач. В структуру таких сил входят воинские формирования (войска гражданской обороны), а также гражданские учреждения.

Штатное вооружение войск гражданской обороны включает:

  • специальную технику;
  • ручное стрелковое оружие;
  • холодное оружие.

При необходимости к решению задач могут быть привлечены другие формирования Вооруженных Сил РФ, а в ряде случаев и аварийно-спасательные службы. Войсковые формирования гражданской обороны объединяются в особые центры, учебные и спасательные подразделения, авиаотряды. Войска ГО подчиняются руководителю МЧС РФ.

Главная цель создания гражданских организаций в рамках системы ГО – защита населения от тех опасностей, что возникают в чрезвычайных ситуациях. В такие структуры зачисляются гражданские лица. Виды и состав конкретных формирований определяются при согласовании с органами местного самоуправления и предприятиями. Учет создаваемых гражданских соединений и их подготовку также ведут органы исполнительной власти на местах.

Граждане России, как установлено законодательством:

  • проходят обучение методам и способам эффективной защиты от опасностей;
  • участвуют в проведении мероприятий по планам гражданской обороны;
  • оказывают помощь и всемерное содействие органам власти при решении стоящих перед гражданской обороной задач.

Подразделения гражданской обороны начинают активно вести свою деятельность в случае объявления состояния войны, при фактическом начале боевых действий или при введении президентом страны военного положения. В мирное время деятельность сил ГО ведется при наступлении стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий, при возникновении особо крупных аварий и катастроф, которые ставят под угрозу здоровье граждан. Силы и средства ГО вступают в действие тогда, когда требуется ведение аварийных, поисковых, спасательных и прочих неотложных работ.

Возрастание террористических угроз, которые могут быть связаны с риском применения химического, биологического и прочих видов оружия, заставляет руководство гражданской обороной уделить особое внимание развитию сети активного наблюдения и лабораторно-технического контроля

Основные элементы

Управление гражданской обороны – служба, контролирующая проведение комплекса защитных мероприятий. Подразделения не только реализуют поставленные задачи в ходе чрезвычайных ситуаций в военное или мирное время. Закон «О гражданской обороне» предписывает также осуществление подготовки средств и сил, а также обеспечение действий организаций при выполнении аварийно-спасательных и иных неотложных работ. Организации ГО представляют собой особые формирования. Они создаются на базе подразделений по территориально-производственному принципу. Эти организации не включены в состав Вооруженных Сил. Однако в их распоряжении находится специальная техника, имущество. Эти организации подготовлены особым образом, что позволяет им обеспечивать защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть во время военных действий либо вследствие таковых. Территория ГО – местность, на которой располагаются объекты гражданской обороны. В частности, это населенные пункты, имеющие особое стратегическое либо экономическое государственное значение. Объекты гражданской обороны характеризуются высокой степенью опасности возникновения ЧС в военный и мирный период.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

История ГО в России

Впервые мероприятия гражданской обороны в России стали проводиться в годы Первой мировой войны. Появление авиации и химического оружия способствовало нанесению ударов по находящимся в тылу противника объектам экономики и инфраструктуры. Зачастую бомбардировка городов осуществлялась с целью устрашения и деморализации населения. Поэтому военным командованием армии и органами власти стали разрабатываться и проводиться мероприятия по защите населения от опасностей, возникающих в результате ведения боевых действий. Они заключались в проведении светомаскировки, оповещении населения, доведении до населения правил поведения в случае воздушного нападения или применения боевых отравляющих веществ, оказании медицинской помощи, обеспечении населения средствами индивидуальной защиты, борьбе с пожарами, оборудовании укрытий и т.п. Эти мероприятия проводились в крупных городах Российской Империи: Петрограде, Одессе, Севастополе, Варшаве, Минске, Риге, Гродно, Белостоке, Бресте, Таллине. На государственном уровне мероприятия гражданской обороны были впервые проведены во время отражения германского наступления на Петроград в феврале — марте 1918 года. 3 марта 1918 года Комитет революционной обороны Петрограда обратился с воззванием к населению Петрограда и его окрестностей, где довел до них основные требования противовоздушной и противохимической защиты.

После окончания Первой мировой войны мероприятия гражданской обороны получили дальнейшее совершенствование. Как государственная система Гражданская оборона ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 году МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО.

С 1965 года ГО приняла свою окончательную организационную форму, штабы ГО были созданы при каждом ведомстве, во всех городах, крупных посёлках, на крупных предприятиях, была регламентирована их работа и взаимодействие с партийно-государственным аппаратом и военной администрацией. Начались регулярные учения ГО с гражданским населением всех возрастов, от детей до пенсионеров (такие меры проводились и раньше, но теперь они приняли всеобщий и регулярный характер).

В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Гражданские организации ГО

Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.

ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:

  • планирование и организация мероприятий по обороне;
  • осуществление обучения собственных работников в области обороны;
  • создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.

Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.

Управление

Гражданская оборона в России организована иерархически от федерального центра до конкретных организаций (предприятий, заводов, вузов и так далее) — основного звена системы. На каждом уровне создаётся собственное подразделение по гражданской обороне:

  • профильные отделы в конкретных организациях (например, управление мобилизационной подготовки и гражданской обороны МОЭСК, центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московского университета);
  • специальные подразделения местных администраций (например, отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Серпуховского района Подмосковья);
  • территориальные центры гражданской обороны, которые комплектуются из спасательных воинских формирований МЧС (например департамент гражданской защиты Приморского края);
  • специальные подразделения федеральных ведомств (например департамент госслужбы и мобилизационной подготовки Минэнерго России, отдел гражданской обороны Минтранса России);
  • МЧС России.

Руководство гражданской обороной на разных уровнях возложено на соответствующих руководителей — правительство России, глав федеральных и региональных ведомств, местных руководителей и глав организаций. Они принимают основные решения и несут (кроме правительства) персональную ответственность (уголовную и административную) за проведение гражданской обороны.

Координация работы различных сил возложена на региональные, межрегиональные и федеральный центры управления в кризисных ситуациях, созданные в МЧС.

Управление

Гражданская оборона в России организована иерархически от федерального центра до конкретных организаций (предприятий, заводов, вузов и так далее) — основного звена системы. На каждом уровне создаётся собственное подразделение по гражданской обороне:

  • профильные отделы в конкретных организациях (например, управление мобилизационной подготовки и гражданской обороны МОЭСК, центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московского университета);
  • специальные подразделения местных администраций (например, отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Серпуховского района Подмосковья);
  • территориальные центры гражданской обороны, которые комплектуются из спасательных воинских формирований МЧС (например департамент гражданской защиты Приморского края);
  • специальные подразделения федеральных ведомств (например департамент госслужбы и мобилизационной подготовки Минэнерго России, отдел гражданской обороны Минтранса России);
  • МЧС России.

Руководство гражданской обороной на разных уровнях возложено на соответствующих руководителей — правительство России, глав федеральных и региональных ведомств, местных руководителей и глав организаций. Они принимают основные решения и несут (кроме правительства) персональную ответственность (уголовную и административную) за проведение гражданской обороны.

Координация работы различных сил возложена на региональные, межрегиональные и федеральный центры управления в кризисных ситуациях, созданные в МЧС.

В Российской Федерации

Основная статья: Гражданская оборона в России

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны

При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике]

В России 4 октября отмечается День гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Основные задачи в области гражданской обороны

№ 123-Ф3, 19 июня 2004 г. № 51-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и 19 июня 2007 г. № ЮЗ-ФЗ.

В соответствии с законом основными задачами в области гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

· оповещение населения об опасности;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;

· проведение аварийно-спасательных работ;

· борьба с пожарами;

· санитарная помощь населению;

· дезактивация техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет правительство. В федеральных органах исполнительной власти руководство ГО возложено на их руководителей.

На местах руководство гражданской обороной входит в обязанности глав органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности территориальных отделов и пределах нескольких субъектов РФ используются региональные центры.

Силы гражданской обороны. Российской Федерации состоит из войск, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.

К войскам гражданской обороны РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.

Гражданские организации гражданской обороны создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

ВПоложении о гражданской обороне вРоссийской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г.

№ 804, излагается система мер по обучению населения в области ГО. В числе важнейших называется создание, оснащение и всестороннее обеспечение профильных учебно-методических центров, курсов ГО и учебно-консультальционных пунктов.

Правовую основу содержания и методики обучения населения основам гражданской обороны составляет также постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями от 15 августа 2006 г.). В число лиц, подлежащих обучению, входят учащиеся образовательных учреждений.

Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности будут рассмотрены ниже, в § 3.10.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные задачи гражданской обороны.

2. Охарактеризуйте территориальный и производственный принципы организации гражданской обороны в нашей стране.

3. Кто осуществляет общее руководство гражданской обороной в нашей стране?

4. Что входит в состав сил гражданской обороны?

5. Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны?

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 571;

Как организуется гражданская оборона до наступления ЧС

Очевидно, что эффективная защита населения страны при любой чрезвычайной ситуации возможна только в случае заблаговременной подготовки сил и средств. Поэтому все мероприятия, необходимые к проведению при ЧС, должны быть спланированы и организованы заранее.

Гражданская оборона (т.е. оборона (защита) граждан) – это одна из главных функций государства.

Управление ГО осуществляется на нескольких уровнях:

  1. на федеральном уровне – Национальным центром управления в кризисных ситуациях;
  2. на региональном уровне – территориальными центрами управления в кризисных ситуациях, подконтрольные Национальному центру.

При этом государственная и исполнительная власть, а также организации и граждане имеют определенные обязанности в рамках ГО:

  1. Президент РФ:
    1. определяет направления гос.политики в рамках ГО,
    2. утверждает план ГО,
    3. вводит в действие план ГО при наступлении ЧС в стране или ее отдельных регионах,
    4. утверждает состав, структуру (это что такое?) и штат спасательных воинских и гражданских формирований;
  2. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти:
    1. руководят ведением ГО,
    2. формируют законодательную базу ГО,
    3. дифференцируют регионы (это как?) страны по группам ГО в зависимости от численности населения и наличия там предприятий, важных для экономики и обороноспособности государства,
    4. определяют порядок эвакуации населения и мат.ценностей,
    5. определяют порядок формирования материально-технической базы для выполнения мероприятий в рамках ГО (строительство защитных сооружений, убежищ, накопление и хранение средств индивидуальной защиты, мед.оборудования, лекарств, продовольствия),
    6. устанавливают приведение сил ГО в готовность и в повышенную готовность;
  3. власти субъектов РФ:
    1. организуют и выполняют мероприятия по ГО, в том числе – осуществляют подготовку населения своего субъекта,
    2. поддерживают в постоянной готовности систему оповещения и материально-техническую базу ГО, дислоцированную на территории своего субъекта РФ,
    3. планируют мероприятия по эвакуации населения и мат.ценностей,
    4. формируют планы по поддержанию функционирования значимых организаций и предприятий при возникновении ЧС,
    5. создают и осуществляют хранение материальных средств и продовольствия на случай ЧС,
    6. обеспечивают оповещение населения о потенциальной и наступившей ЧС;
  4. органы местного самоуправления:
    1. проводят мероприятия по ГО, в том числе – подготовку населения, в рамках своего муниципального образования (это что?),
    2. поддерживают в работоспособном состоянии системы оповещения населения и проводят оповещение в случае необходимости,
    3. выполняют мероприятия по подготовке населения и мат. ценностей к эвакуации при возникновении ЧС,
    4. подготавливают предприятия к работе в условиях ЧС,
    5. создают и обеспечивают хранение запасов продуктов, средств индивидуальной защиты, мед.принадлежностей и медикаментов;
  5. организации:
    1. проводят внутренние мероприятия по ГО, в том числе – по подготовке своих сотрудников,
    2. подготавливают свое предприятие к функционированию в условиях ЧС,
    3. создают и содержат материальные и продуктовые запасы на случай ЧС,
    4. организации, отнесенные к опасным производствам, создают свои нештатные аварийно-спасательные формирования, а также поддерживают в готовности средства локального оповещения о ЧС;
  6. граждане:
    1. проходят подготовку по ГО,
    2. участвуют в мероприятиях по ГО.

Неисполнение обязанностей по осуществлению мероприятий гражданской обороны карается в соответствии с российским законодательством.

Структура

Вопрос «что такое гражданская оборона» можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как выше было сказано, ГО представляет собой комплекс мероприятий. А с другой стороны, что такое гражданская оборона? Это особая структура, которая включает в себя различные органы и подразделения. В частности, к ним относят:

  • Территориальные органы. Представлены в качестве региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий бедствий. К этой же категории относят органы, уполномоченные решать оборонные задачи и предпринимать необходимые меры для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций в субъектах РФ. Они комплектуются военнослужащими войск ГО, мирными жителями, представителями руководства противопожарной службы. Начальники этих территориальных органов назначаются на должности главами Федеральных структур в установленном порядке.
  • Подразделения (сотрудники) организаций, имеющие полномочия решать задачи в области ГО. Они создаются (назначаются) согласно порядку, установленному Правительством.
  • Федеральный исполнительный орган. Он уполномочен решать задачи по обеспечению защиты.
  • Подразделения Федеральных исполнительных органов.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий