Техническое обслуживание пожарных рукавов

Испытание пожарных рукавов. Периодичность

Периодичность напрямую зависит от особенностей применения. Резервное пожарное оборудование, не бывшее в работе, испытывается после окончания действия гарантийного времени хранения. Напорные шланги в производственных цехах подлежат проверке раз в полгода. Обязательно проверяются рукава напорного и всасывающего типа после обнаружения дефектов и их устранения. На специализированных предприятиях производится испытание. Проверка пожарных рукавов не должна происходить с нарушением временных сроков. Их устанавливают с учетом методических рекомендаций, составленных МЧС в ноябре 2007 года.

Техобслуживание кранов

Кроме оценки состояния шкафа для ПК специалисты организации, с которой заключен договор на оказание услуг по техобслуживанию ВПВ, обязательно проводят пуск воды и оценивают работу крана. Основные пункты контроля:

  • расход;
  • напор;
  • давление.

Тесты на водоотдачу, которые показывают реальный расход воды, проводятся при температуре не ниже +5°С. Одновременно с расходом устанавливают соответствие давления на диктующем кране нормативным или проектным значениям. Данный вид работ предполагает последовательность действий:

  • открыть шкаф и отсоединить рабочий рукав от клапана ПК;
  • поставить измерительный прибор;
  • к устройству подключить рукав с ручным стволом;
  • переложить рукав, избегая его перегибов;
  • ствол направить в приемный бак;
  • в испытании принимает участие два специалиста: один удерживает ствол, второй открывает кран;
  • зафиксировать данные манометра у диктующего клапана;
  • если в работе перекрывной ствол, то закрыть его клапан;
  • отключить насос;
  • заполнить журнал испытаний;
  • снять измерительное устройство;
  • подсоединить рабочий пожарный рукав;
  • опломбировать шкаф.

Давление, которое показал манометр у клапана ПК, должно быть не меньше нормативного согласно таблице.

Требования к перемотке ПР

Пожарный рукав в процессе ТО нужно не только перематывать. Пошаговая инструкция, как все делать правильно:

  1. для начала его необходимо полностью раскрыть;
  2. далее средство пожаротушения вымывают и хорошо сушат;
  3. теперь разрешено проводить гидроиспытания;
  4. если брак был найден, то его необходимо устранить;
  5. после изделие сворачивается и отправляется на хранение;
  6. в конце заполняется вся необходимая документация.

Во время гидравлических тестов проверяется функциональность водопровода, работа водоснабжения, сила водоотдачи и прочие моменты.

Нужно верно и последовательно действовать в процессе испытаний. Не разрешается нагрев капронового рукава, сушить изделие рекомендуется на улице в тени, но, если стоят морозы, то используются сушильные камеры.

Периодичность перекатки пожарных рукавов

Частоту проведения перекатки первичных средств пожаротушения определяют два документа:

  • Правительственный указ №390 от 2012 года. В этом документе прописаны обязанности директора предприятия по обеспечению полной комплектации противопожарного оборудования (наличия вентелей, стволов, рукавов на противопожарных кранах) и регулярной перекатке не реже 1 раза в год.
  • «Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов» от 2007 года. Здесь указано, что перемотка ТО рукавов должна выполняться каждые полгода.

Учитывая, что диагностика исправности противопожарного оборудования должна проводиться каждые полгода, перекатку выполняют совместно с этим процессом два раза в год. Первичные средства пожаротушения, находящиеся в резерве для использования в пожарных машинах, а также лежащие на складе, проходят перемотку раз в квартал. Вслед за применением рукава перекатка обязательно выполняется, перед этим шланг промывается и просушивается.

Особенности эксплуатации всасывающего типа рукавов

Эксплуатацией называется использование элементов для выполнения оперативных действий в аварийных условиях, обслуживание, учет, ремонт, порядок испытания пожарных рукавов. Всасывающие модели перевозят на пожарных машинах в специальных пеналах. В моторизованных помпах есть отведенные места для расположения этого вида оборудования. На рукав наносится маркировка, содержащая информацию о производителе, тип стандарта, внутренний проходной диаметр. Кроме того, тут значится его длина, время изготовления, значение рабочего давления. Оборудование, прошедшее контроль, навязывается на соединительные головки проволокой из отожженных сталей диаметром от 1,9 до 2,6 мм или других антикоррозионных материалов. После этого оборудование испытывается на герметичность в вакууме при гидравлическом давлении.

Запрещается комплектовать пожарные машины и моторизованные помпы неисправными и непроверенными элементами. Определяя пригодность, производят испытания пожарных рукавов. Для хранения оборудования в пеналах предусматриваются подкладочные материалы в виде лент. Извлекают рукава из места транспортировки бережно. Не допускается резкое бросание на землю из-за опасности получить разрыв или трещины. Чтобы не образовывались ледяные пробки в зимнее время при длительной работе, рекомендуется к свободному патрубку насоса подсоединить напорный рукав и часть воды сбрасывать обратно в водоем. При составлении всасывающей линии не допускается попадание в места соединения песка или грязи. Кроме того, нельзя шланг перегибать, механически нагружать и волочить по грунту.

Этапы обслуживания ПК

Для оперативного использования ВПВ ПК должны содержаться в рабочем состоянии и быть полностью укомплектованными согласно нормативам для данного вида оборудования. Правила безопасности включают следующие требования к этой части внутреннего водопровода:

  • свободный доступ к ПК;
  • запрет на несанкционированную перепланировку зданий, которая влечет за собой нарушение инженерных систем;
  • соблюдение комплектации (рукав, ствол, запорный клапан).

Прибывшие на место проверки и тестирования работы ВПВ специалисты, проводят визуальный осмотр ПК. В него входит проверка маркировки крана и целостности его комплектации, оценка работоспособности и прочности всех креплений.

Для содержания пожарных кранов оборудуют специальные шкафы, подвешенные на высоте 1.35-1.50 м от пола. Набор входящего в него инвентаря включает:

  • рукавную линию, состоящую из непосредственно рукава, ствола и соединительных головок;
  • огнетушитель (воздушно-пенный или углекислотный).

Переходя к обслуживанию внутренних пожарных кранов, выполняют проверку:

  • герметичности затвора;
  • плотности соединения клапанов;
  • целостности рукавных головок;
  • резиновых прокладок на соединительных головках и стволе;
  • хода шпинделя под давлением и без;
  • кнопки включения насоса;
  • смазки на резьбе;
  • смыкаемости и неразъемности рукавных головок.

Что такое двойная скатка?

Основные параметры двойной скатки:

  • наиболее удобная для использования, позволяет легко размотать шланг благодаря внешнему расположению обоих концов с соединительными головками (моток легко разворачивается, если потянуть за брандспойт);
  • идеально подходит для применения в ШПК, в отсеках пожарных машин, в ПШ, на демонстрационных стендах (в режиме готовности), возле мотопомп и другой техники;
  • для перекатки данным способом необходимо полностью размотать рукав, найти линию, разделяющую шланг пополам, сложить по ней вдвое и смотать от середины к концам.

Двойная скатка позволяет экономить время при размотке шланга, так как рукав в данном случае автоматически раскручивается, не перекручиваясь.

Сроки и требования

При хранении пожарных рукавов в стационарных шкафах перемотка необходима не реже 1 раза в год, если оборудование не было использовано по назначению. Если рукава находятся на складах, то перекатку производят ежеквартально.

В инструкциях по эксплуатации изготовитель может указать дополнительные требования по техническому обслуживанию, которые не противоречат действующим нормативным актам. Тогда перекатку производят в соответствии с инструкцией, не пренебрегая общим .

Для рукавов с подключением к пожарному крану требуется двойная скатка или в гармошку. Если они хранятся на складах, то – одинарная.

Порядок заполнения документации по ТО

Сроки проведения техобслуживания должны соответствовать установленной на предприятии периодичности перекатки рукавов внутреннего противопожарного водопровода. Этот аспект так же может подвергнуться проверки контролирующими инстанциями, его нарушение может быть сопровождено штрафными санкциями. Требования к заполняемой документации:

  • Журнал. Ведется согласно правилам делопроизводства. Запись о произведенном обследовании должна содержать такие данные: номер по порядку, дата действий, местонахождения ПР в здании, длина огнезащитного средства, должность исполнителя и его подпись. Журнал прошивают, пронумеровывают и ставят печать предприятия на последней станице. Этот документ храниться у ответственного лица или руководителя профильного подразделения.
  • Акт. Акту присваивается номер. Образец бланка акта перекатки пожарных рукавов можно скачать ЗДЕСЬ. В нем называются состав комиссии по должностям и ФИО, определяется, сколько ПР находится в здании. Так же указывается дата и нормативный акт, как основание проведения работ. В главной части описываются выполненные действия. Внизу листа расписываются все участники мероприятий после прочтения текста.
  • Бирка. Этот знак заполняется произвольно, но с учетом правил делопроизводства. На бирке указывается информация, аналогичная записи в журнал. Она должна быть видна через стекло пожарного шкафа. Так же это может быть заверенная копия акта.

Все эти меры предусмотрены для того, чтобы пожарный рукав был функционален в ситуации пожара. Только при выполнении всех требований руководитель предприятия или организации сможет оправляться перед органами, если случится чрезвычайная ситуация. Подтверждение выполненных действий по перемотки пожарного рукава и проведенного техобслуживания так же содержится в рабочей документации подрядчика, выполнившего ТО.

Внутренняя система

Внутренний противопожарный водопровод – комплекс трубопроводов и дополнительных технических средств для подачи воды к пожарным кранам. Считается первичным средством для локализации возгораний. При его испытании предполагают проведение следующих видов работ:

  • визуальный осмотр всего комплекса;
  • проверка комплектации пожарных шкафов;
  • запуск системы с целью оценки работоспособности в ручном и автоматическом режиме;
  • испытание насосов, их промывка и смазка;
  • проверка задвижек на момент герметичности;
  • контроль под напором воды.

Ответственные за этот вид работ составляют акт испытания пожарного водопровода с указанием выявленных неисправностей и методов их устранения.

Техническое задание на перемотку рукавов: образец

Техническое задание является дополнением, технической частью договора на оказание услуг. Документ содержит данные о:

  • методах перемотки;
  • ожидаемом результате;
  • объеме работ;
  • порядке оплаты;
  • месте оказания услуги;
  • сроках выполнения задачи;
  • контроле;
  • транспортировке;
  • перечне сопроводительных бумаг.

Техническое задание составляется совместно исполнителем и заказчиком работ.

Образец акта перемотки пожарных рукавов

Акт перекатки подтверждает проведение мероприятия. Документ может быть составлен сразу для нескольких изделий, но копию следует приложить к каждому НПР. Документ составляется комиссией, созданной руководителем учреждения (заказчика услуги).

Бумага содержит сведения о качестве проделанной работы, примененных инструментов и методов. Информацию о проведенной процедуре заносят в специальный журнал учета или перемотки ПР.

ВАЖНО! После перекатки копию акта заверяют и вкладывают в шкаф с пожарным шлангом. На нем обязательно должна быть надпись с данными о проведенном обслуживании

Акт помещается за стекло так, чтобы прописанную в нем информацию было видно из-за стекла шкафа, не снимая пломбы.

Периодичность исследования

Во многом периодичность испытания зависит от места и условия их использования или хранения. В силу того, что продукция различных изготовителей этой продукции отличается теми или иными эксплуатационными и техническими особенностями, сроки проведения испытаний также разнятся. В сопроводительной и технической документации к каждому отдельно взятому типу рукавов указывается необходимая периодичность проведения испытания.

В соответствии с нормами государственной противопожарной службы периодичность испытания напорных пожарных рукавов в среднем должна составлять не реже чем один раз в полгода. В конкретных случаях следует руководствоваться требованиями технической документации на конкретное изделие.

Пожарные рукава

Под этим названием понимают шланги, они же гибкие трубопроводы, которые изготавливаются из разных материалов. Именно по ним организуется подача воды к месту очага возгорания. Сами пожарные шланги оснащаются соединительными головками, с помощью которых рукава соединяются между собой, тем самым, увеличивая длину трубопровода.

Все пожарные рукава делятся на три группы:

  • напорные;
  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие.

Напорные

Из самого названия становится понятным, что такие шланги работают под определенным давлением. Поэтому ими оборудуют насосы, помпы и . Для насосов и помп применяют рукава, которые могут выдержать давление до 0,1 МПа, для машин – 0,1-0,3 МПа.

Все напорные изделия выпускаются строго по ГОСТам или техническим условиям. К примеру:

  • льняные производятся по ГОСТу 472;
  • прорезиненные по ГОСТ 7877;
  • пластмассовые с армокаркасом – по ТУ 6-19-151;
  • льноджутовые по ТУ 40-10527;
  • покрытые полимерным слоем (изнутри и снаружи) по техническим условиям под номером 40-11118;
  • с использованием латекса по техусловиям 75.080.05.026.

Но необходимо отметить, что технические характеристики и габаритные размеры у всех напорных изделий одинаковые. Длина стандартная – 20 м. Диаметр варьируется в диапазоне 25-150 мм.

Сама конструкция напорного рукава – это несколько слоев из разных материалов. Чаще два: основа и внутренняя гидроизоляция. Последний не только не дает воде проникнуть сквозь основу, но и увеличивает скорость движущейся воды за счет гладкой поверхности нанесенного материала.

Рукав напорный латексированный

Всасывающие

Их используют только в тех случаях, когда необходимо провести водозабор из открытых источников (естественных или искусственных). Изготавливают рукава этого типа по одному стандарту: ГОСТ 5398.

В этом документе обозначено, но всасывающие пожарные шланги делятся на две группы: для воды (маркируются буквой «В») и для перекачки жидкостей, в составе которых присутствуют кислоты и щелочи. Они маркируются буквами «КЩ».

Длина у всасывающих моделей стандартная – 4 м, сечение варьируется в пределах 25-200 мм. Они выдерживают вакуум 0,08 МПа.

Чисто конструктивно всасывающие модели состоят из:

  • внутреннего резинового слоя, который выполняет функции гидроизоляции;
  • тканевой слой;
  • далее укладывается армирующая конструкция в виде спирали из стальной проволоки;
  • затем еще один резиновый слой;
  • тканевая основа внешняя.

Если внешний слой резина, то это шланги марки КЩ, если ткань, то это обычные для воды. Армокаркас не дает рукавам сплющиться, то есть увеличивает срок их эксплуатации.

Всасывающие шланги армированные

Напорно-всасывающие

По сути, это подгруппа предыдущей разновидности. Их использует, если водозабор производится из сети водопровода. То есть труб, в которых вода протекает под определенным давлением. В этом случае всасывающие виды не смогут выдержать то самой давление, что приведет к протечкам, а также снижению напора и скорости.

Рукава пожарные напорно-всасывающиеРукава пожарные напорно-всасывающие

Порядок проведения гидравлического испытания

За все время проведения испытаний и после их завершения на стенках рукавов не должно быть разрывов, вздутия слоев, просветов. Металлическая оплетка находится в целостном и не деформируемом состоянии. Рукава, которые не выдержали проверку давлением, отбраковывают. Процедура проходит следующим образом:

  • Испытание проводят избыточным рабочим давлением. Один конец шланга присоединяют к напорному водопроводу. Второй – перекрывают заглушкой с краном для стравливания воздуха.
  • Кран не закрывают до тех пор, пока жидкость полностью не наполнит шланг.
  • На протяжении 10 минут происходит повышение давления. Его измеряют и поддерживают в том объеме, который рекомендуется нормами для испытания рукавов данного диаметра и типа.

Напорный тип рукавов, эксплуатируемый на передвижных автомобилях, испытывают при давлении 1 МПА. Но это еще не все. Для тех рабочих вариантов, которыми оснащены автомобили с высоким давлением, размер нагрузки при испытании поднимают до 3 МПА. Для рукавов из льна и джута этот показатель равен 0,3-0,4 МПА в течение 5 минут. После испытания рукава осматривают. Второй сорт допускает наличие свищей по длине не более 2 см. Первый их не предусматривает вовсе.

Рукава, прошедшие испытания без повреждений, сушатся. А на новые шланги делают паспорта и передают в работу, не нарушая порядок. Сроки испытания пожарных рукавов пересматривают и корректируют после каждого ремонта и обслуживания. Два раза в год выполняют проверку при сезонном мониторинге всего оборудования.

Потери напора воды

В соответствии с техническими показателями гораздо более эффективным является параллельное соединение противопожарной магистрали с участием пожарного рукава. Общий показатель сопротивления в этом случае гораздо ниже в отличие от функционирования одной линии.

Приспособление для скатки и навязки пожарных рукавов своими рукамиПриспособление для скатки и навязки пожарных рукавов своими руками

Для определения общего показателя потери напора в пожарных рукавах учитываются потери при прохождении соединительных элементов рукавов. Для этого используется общепринятая формула, согласно которой объем потерь силы напора равен делению показателя скорости воды в квадрате (м/с) на двойной показатель ускорения свободного падения, и умножению результата на коэффициент потерь в соединительном элементе.

При расчете же коэффициента уменьшения силы напора по длине всего рукава используется так называемая формула Дарси Вейсбаха. При этом рассчитанный коэффициент линейного сопротивления умножается на результат деления длины пожарного рукава на показатель его диаметра, при этом все данные применяются в метрах. Затем результат необходимо умножить на результат деления расхода литров в секунду в квадрате на (0,785*d²)²*2g.

Правила испытания пожарных рукавов

Оперативность и эффективность тушения пожаров различных категорий во многом зависят от технического состояния и пригодности того или иного оборудования или его составных частей. Одними из наиболее необходимых составляющих системы тушения пожаров являются пожарные рукава.

Эти изделия, как компонент противопожарной безопасности, подлежат обязательной проверке и испытаниям, периодичность которых определяется в специальных нормативных и регламентирующих документах. Целостность и пропускная способность пожарных рукавов в конечном итоге влияют на обрабатываемую площадь и общее время тушения возгорания.

Перекатка пожарных шлангов и навязка головок

Для сохранения рукавов в рабочем состоянии производится не только испытание пожарных рукавов. Периодичность перекатки оборудования определяется проведением операций через промежуток от 3 до 12 месяцев. Каждый квартал (3 месяца) перематывают рукава, находящиеся для работы в автомобилях. Пожарные шланги, содержащиеся в помещении, перекатывают один раз за год. Эту проверку часто совмещают с гидравлическим мониторингом. Периодичность испытания пожарных рукавов составляет один раз в год на водоотдачу. При этом навязка соединительных всасывающих головок производится при введении шланга в работу. Гидравлическое испытание по плану, показавшее течь, говорит о необходимости присоединить ее повторно и подвергнуть новому испытанию.

Порядок проведения испытаний всасывающих и напорно-всасывающих рукавов

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава в условиях подразделения ГПС испытываются с помощью насоса пожарного автомобиля.

Во время плановых испытаний все рукава находящиеся на вооружении подразделения ГПС испытываются в течении 1 дежурных суток.

Испытание всасывающих и напорно-всасывающих рукавов подразделяется на два вида:

а) при создании разряжения;

б) созданием гидравлического давления.

1. Порядок проведения испытаний при создании разряжения

К всасывающему патрубку насоса пожарного автомобиля необходимо присоединить рукав Д-125 мм, а на свободную соединительную гайку установить заглушку (рисунок 2).

В испытываемом рукаве создается разрежение, равное (0,08±0,01) МПа, затем перекрывается вакуум-линия. Рукав при этом разрежении выдерживается в течение 3 мин. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности испытываемого рукава не должно быть сплющиваний и изломов. После испытания внутренняя полость испытываемого рукава просматривается на свет. Рукав, выдержавший испытание не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслоений.

К всасывающему патрубку насоса пожарного автомобиля необходимо присоединить водосборник ВС-125, к нему рукав Д-77мм, на свободную соединительную гайку установить заглушку (рисунок 3).

В испытываемом рукаве создается разрежение, равное (0,08±0,01) МПа, затем перекрывается вакуум-линия. Рукав при этом разрежении выдерживается в течение 3 мин. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности испытываемого рукава не должно быть сплющиваний и изломов. После испытаний внутренняя полость испытываемого рукава просматривается на свет. Рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслоений.

2. Порядок проведения испытаний созданием гидравлического давления

К всасывающему рукаву с обеих сторон необходимо подсоединить водосборники ВС-125 (один через напорный рукав Д-77 мм соединить с напорным патрубком насоса пожарного автомобиля, к другому водосборнику подсоединить перекрывной ствол, на свободные соединительные гайки установить заглушки (рисунок 4).

При открытом стволе испытываемый рукав медленно заполняется водой до полного удаления воздуха. Ствол перекрывается, давление в испытываемом рукаве постепенно повышают до значения испытательного давления (таблица 2). При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин.

На испытываемом рукаве и в местах соединений с соединительными гайками не должно быть разрывов и местных вздутий, просачиваний воды, а также деформации металлической спирали.

Напорно-всасывающий рукав присоединяется непосредственно к напорному патрубку насоса, на свободную соединительную гайку присоединяется перекрывной ствол (рисунок 5).

При открытом стволе испытываемый рукав медленно заполняется водой до полного удаления воздуха. Ствол перекрывается, давление в испытываемом рукаве постепенно повышается до значения испытательного давления (таблица 2). При этом давлении рукав выдерживается в течение 10 мин.

На испытываемом рукаве и в местах соединений с пожарными соединительными головками не должно быть разрывов и местных вздутий, просачивания воды, а также деформации металлической спирали.

Источник

Правила эксплуатации

Правила эксплуатации пожарных рукавов – самый важный раздел методического руководства. Он разделен на четыре подраздела:

  1. Постановка рукавов на вооружение пожарных частей и комплектация ими пожарных шкафов.
  2. Техническое обслуживание.
  3. Особенности эксплуатации при пожарах (отдельно всасывающих и напорных по подразделам).
  4. Комплектация рукавов соединительными головками.

В первом пункте описываются рекомендации, как надо принимать пожарные рукава, на какие моменты необходимо обращать внимание. При этом обязательно указывается, что в процессе приемки изучаются сопроводительные документы на полное соответствие

Главное здесь маркировка изделия. В этом же пункте показано несколько примеров расшифровки марки. Здесь же рассказывается о том, как надо наносить дополнительную маркировку, которая будет обозначать соответствие шлангов той или иной пожарной части.

Маркировка пожарного рукава

Что касается второго пункта (технического обслуживания), то здесь расписаны основные принципы, а не конкретно по каждому виду. Конкретика по пожарным рукавам (правила эксплуатации, порядок и сроки испытаний, ремонт и прочее) находится в двух следующих пунктах раздела, где отдельно рассматриваются всасывающие и напорные модификации.

Важный подпункт методического руководства касается хранения пожарных рукавов (входит в эксплуатацию рукавов). Здесь обозначены не только условия и требования к хранению, но и указываются сроки службы пожарных рукавов с переводом на приложения руководства. В этом же разделе обозначены правила испытаний и проверок: кто их проводит, с какой периодичностью, и как это фиксируется документально.

Есть в этом подразделе и пункт – «Сушка». При кажущейся простоте процедуры это на самом деле немаловажный этап такого процесса, как эксплуатация пожарных рукавов. Здесь четко описано, как это делать, и какое оборудование для этого использовать.

И еще один пункт методического руководства – «Скатка и перекатка». Здесь прописаны правила, как надо правильно скатывать пожарные рукава, с какой периодичностью эту операцию надо производить.

В видео показано, как на ручном станке производят скатку пожарных рукавов:

Ручной станок  для перекатки пожарных рукавовРучной станок для перекатки пожарных рукавов

Теперь, что касается ремонта. Это один из самых больших разделов особенностей эксплуатации рукавных изделий. В нем по полочкам расписано, как надо грамотно проводить ремонт, какие виды дефектов и изъянов можно подвергнуть ремонту, а какие нельзя. Здесь же обозначено, какими средствами и технологиями проводят ремонтные работы, что для этого используют в плане исходных материалов.

И последний подраздел, в котором описываются методы соединение головок с рукавами. В этом разделе методического руководства четко прописано, какие материалы для этого применяются в зависимости от диаметра самого рукава, на каком оборудовании это производится. То есть вручную это делать нельзя.

Скатка пожарного рукава на специальном станке

Проверка напорных рукавов

Требования к испытаниям напорных пожарных рукавов несколько отличаются от обычных. Так, помимо условий, при которых испытываются стандартные пожарные рукава, напорные должны тестироваться в случае использования их реже, чем один раз на протяжении года. Кроме того, напорные рукава после каждого применения дополнительно испытываются на состояние рабочего давления.

При испытаниях этого типа рукавов также используется насосное оборудование пожарных автомобилей. Для напорных пожарных рукавов применяется давление в диапазоне от 0,2 до 0,4 МПа, а среднее время, на протяжении которого осуществляется испытание одного изделия, составляет все те же пять минут.

При сборке магистрали на одном ее конце может устанавливаться либо заглушка с запорным краном, либо подключается разветвление. К цистерне автомобиля рукав присоединяется через соединительный элемент, который оборудован специальным манометром

Особое внимание уделяется герметичности всех соединений

После того как вода полностью заполнила систему с напорным рукавом, и воздух был полностью удален из нее, осуществляется постепенное нагнетание давления до указанных выше показателей.

Эта процедура по продолжительности занимает около двух минут. Далее на протяжении еще двух минут давление удерживается и затем опускается до ноля. На заключительном этапе давление снова постепенно поднимают до указанной отметки на протяжении трех минут и удерживают его на протяжении тех же трех минут.

Стоит заметить, что технические паспорта на изделия различных производителей могут предусматривать разные максимально допустимые показатели давления, при которых следует выполнять испытания, поэтому особое внимание следует уделять ознакомлению с инструкцией по безопасности и эксплуатации того или иного рукава

Общие методические указания

В 2008 году Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» издало методическое пособие по организации и порядку использования ПР. В нем же отдельно выделены пункты, касающиеся техобслуживания и ремонта инвентаря в зависимости от его типа.

Дан пример формуляра, в который вносятся данные об используемом и проверяемом оборудовании. Журнал технического обслуживания пожарных рукавов обязателен для заполнения во всех подразделениях, где имеется данный инвентарь.

Нормативные правила перемотки

Рукав противопожарного крана в процессе техобслуживания не только перематывается:

  • сначала его нужно полностью раскатать;
  • затем средство пожаротушения моют и тщательно высушивают;
  • только после этого можно проводить гидроиспытания;
  • обнаруженные дефекты, подлежащие ремонту, устраняются;
  • после этого рукав перекатывается для хранения;
  • осуществляется приемка работ заказчиком и заполнение документации.

Во время гидравлических испытаний проверяется работоспособность водопровода, эффективность водоснабжения, уровень водоотдачи и другие факторы.

Скатка рукава на ручном станке

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий