Пожарный автомобиль первой помощи

Новые автомобили

За основу взяли грузоподъемность шасси и параметрические данные самих автомобилей. От первого пункта зависит использование колесной формулы как определяющего фактора проходимости машины и удельная мощность автомобиля. Параметрические данные машины определяют тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности этого вида техники. Ключевыми пунктами при разработке ПА являются:

  • объем цистерны для воды;
  • объем пенобака;
  • вместимость бака для порошка;
  • вместимость бака для огнетушащего газа;
  • производительность насоса;
  • расход лафетных стволов;
  • мощность электрогенератора;
  • длина рукавных линий;
  • высота подъема стрелы;
  • количество мест боевого расчета;
  • возможность оборудования дополнительными системами безопасности.

В начале 2000-х была принята концепция типажа новейших пожарных автомобилей, которая ограничила число базовых моделей и сделала акцент на модификациях с расширением функциональности. Перед разработчиками поставили задачи:

  • модернизация имеющихся на вооружении МЧС ПА;
  • создание новых моделей машин;
  • разработка пожарных прицепов с надстройкой, благодаря которым расширялись тактические возможности основного транспортного средства;
  • модернизация базовых шасси.

Отдельно машиностроители получили заказ на создание новых пожарных автомобилей под конкретные условия эксплуатации. Первоочередной задачей была техника для северных регионов, для тушения крупных пожаров, создание комплекса природоохранного назначения.

С каждым годом менялась база для реализации принятой концепции. В 2005 за основу был взят блочно-модульный принцип конструирования ПА. Результатом стало появление новых специальных пожарных автомобилей, однако уже через год после реорганизации ГПС остро стал вопрос о полной модернизации автопарка. Актуальными стали машины, дифференцированные по классам: легкий, средний и тяжелый. Анализ структуры системы противопожарной охраны за рубежом показал необходимость оснащения ПА средствами индивидуальной защиты личного состава, приборами для контроля среды и проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний с целью предотвращения катастроф.

Согласно статистическим данным, в начале 2000-х годов потребность службы пожарной охраны в ПА общего применения составляла 75%. Из них на первом месте стояли автоцистерны (85%).

В последние годы в производстве пожарной техники наметился явный прогресс. Растет число инновационных решений, появляются принципиально новые машины. В лидеры по производству шасси для новейших пожарных автомобилей вышли три компании: IVECO-AMT, УРАЛ и КАМАЗ, и все это техника нового поколения. Цена на машины при этом по сравнению с аналогичными моделями зарубежного производства остается на порядок ниже. В процессе производства акцент делается на улучшении дизайна и повышении безопасности ПА. Была переработана конструкция надстроек, стали использовать устойчивые к коррозии материалы. Инновационные технологии применили и при проектировании установок для тушения пожаров.

Основные требования к базовым шасси пожарных автомобилей

Противопожарная техника разрабатывается на базе грузовых автомобилей. Исключение составляют машины, эксплуатируемые в нестандартных условиях. В таком случае под заказ создают новые модификации. Пожарные автомобили разрабатывают на полноприводных или неполноприводных шасси. Скоростные и тяговые требования к последним прописаны в ГОСТе 21398-89. Регламент полноприводных систем основан на нормативно-технической документации конкретной модели ПА. Обязательное условие для них – комплектация шинами для передвижения по грунтовым дорогам. В число основных требований входит также и наличие на ведущих колесах  системы подсоединения противоскользящих цепей (при двускатной ошиновке крепления цепи ставятся на каждое колесо).

От базы зависит величина общей массы ПА. Она не должна превышать 95% от максимально предусмотренной общей массы для данного типа конструкции. При этом если автомобили были разработаны до вступления в силу  ГОСТа 21398-89, допускается использование полной массы, но только по согласованию с изготовителем шасси. Отдельно просчитывается количество мест боевого расчета. Нагрузка при этом берется из расчета массы человека 75 кг плюс дополнительно 10 кг специального снаряжения.

Одна из ключевых систем шасси пожарного автомобиля – двигатель. Как правило, в эксплуатацию ГПС поступают машины с бензиновым или дизельным поршневым мотором. Реже в комплектацию входит газотурбинный двигатель, но только при условии, что его ресурс не меньше поршневого. Объем топливного бака рассчитывается исходя из необходимости обеспечения непрерывного пробега автомобиля минимум 400 км.

К базовому шасси ПА предъявляют требования по установке механизма отбора мощности, благодаря которому работает насос. Компоновка должна предусматривать использование системы обогрева кабины боевого расчета и кузова с размещенным на нем оборудованием. При отборе мощности на привод насоса двигатель и трансмиссия должны обеспечивать непрерывную работу спецсистем в течение минимум 6 часов с поддержанием температуры масла и уровня охлаждающей жидкости в установленных технической документацией пределах.

Тормозная система, используемая при оборудовании пожарных машин, должна соответствовать ГОСТу 22895. При пневматической системе со стояночным тормозом, работающим на пружинном аккумуляторе энергии, обязательно наличие устройства, которое обеспечивает рабочее давление в этой системе в режиме ожидания. Недопустимо падение более 60% от номинального показателя в течение суток.

Система электрооборудования базового шасси для пожарных автомобилей разрабатывается с учетом требований ГОСТов 3940; 6964; 8769; 10984 и 20961. Одно из условий – установка выключателя аккумуляторных батарей. Сами же аккумуляторные батареи устанавливают только в защищенных от попадания грязи местах с возможностью дополнительного утепления. В систему электрооборудования должно входить устройство для подключения зарядного устройства для подзарядки аккумулятора в стационарном положении.

Источник питания базового шасси пожарного автомобиля должен обеспечивать работу дополнительных электропотребляющих систем, таких как маяки, прожекторы, радиостанции. В таких случаях предусматривается отдельный вывод (розетка) напряжения 12 В. Дополнительные розетки могут быть установлены вне кабины.

Шасси оборудуются тягово-сцепными и буксирными устройствами, а также задним буфером безопасности. Наружное покрытие частей шасси, используемого для производства пожарных автомобилей,  должно совмещаться с информативной окраской, принятой для маркировки ПА.

В комплектацию шасси также входит: запасное колесо, комплект инструментов для проведения текущего ремонта, комплект запасных частей в зависимости от типа ПА, огнетушитель, аптечка, противооткатные упоры.

Пожарная охрана в эпоху строительства

Первая профессиональная пожарная охрана в России была организована в начале девятнадцатого века, возглавлял ее брандмайор. Первый пожарный устав появился в 1857 году.

В конце девятнадцатого века стали формироваться добровольные пожарные дружины, которыми опекалось Российское пожарное общество.

Была разработана интересная система оповещения о пожарах, которая состояла из шаров, красных флагов и фонарей. По количеству шаров, которые весели на пожарной части, можно было понять, где именно происходит пожар. Ну а если вывешивали красный флаг или фонарь, то значит пожар был чрезвычайно большой и начинался сбор всех частей на его тушение.

Пожарные автомобили в России

В 1991 году СССР распался, и перед Россией встал вопрос о полноценном налаживании производства спецтехники на уменьшенной территории и при меньшем количестве соответствующих предприятий. Первые собственно российские модели начали появляться в 1993 году, и к сегодняшнему дню отечественные пожарные снабжаются только транспортом российского производства. Среди нынешних моделей можно выделить несколько, приобретших определенную узнаваемость в широких кругах.

  • АЦ-2,5-40. Автомобиль сконструирован на базе ЗИЛ-4334, который разрабатывался еще в советские времена, и в пожарном исполнении был призван заменить хотя бы тот же АЦ-40 (131) модель 137. Автомобиль выпускался в Москве в 1994-2013 годах в разных модификациях и имеет грузоподъемность в 3750 кг.

  • АЦ-1,0-4/400 (5301), мод. ПМ-542Д. Еще один пожарный автомобиль на базе ЗИЛ, теперь уже 5301, но выпускающийся в Торжке на заводе ОАО «Пожтехника». Это авто относится к классу легких – с собой оно несет всего 1 т воды и 90 л пенообразователя, но за счет небольшого размера имеет повышенную проходимость. В отличие от многих других современных автомобилей, ориентируется не только на собственные силы, но и на пожарные гидранты.

  • АКП-50 (6540). Как и большинство современной российской техники такого рода, производится в Торжке, но на базе не ЗИЛа, а КАМАЗ-6540. Это один из наиболее распространенных современных автоподъемников, способный поднимать люльку на высоту до 50 м, чего достаточно для достижения верхних этажей большинства современных многоэтажных зданий.

  • ААТС 5-40-200-50. Аэродромная модель, сменившая на посту легендарный АА-60(543) мод.160 и его более поздних последователей. Цистерна для воды здесь значительно скромнее – 5 т воды против 11 т у знаменитого предка, зато в конструкции также предусмотрены два стокилограммовых резервуара для порошка и трехсотлитровая емкость для пенообразователя.

  • АНР-60-800. Насосно-рукавный автомобиль на шасси ЗИЛ-433112, предназначенный для тушения огня на сравнительно небольшом расстоянии и предполагающий довольно большой по нынешним меркам экипаж из семи человек. Цистерны для воды у этой модели нет, зато присутствует пятисотлитровая емкость для пенообразователя и большой запас различных инструментов, включая огнетушители, багоры, топоры, лопаты и ломы, а также 800 метров запасных рукавов.

Автомобиль насосно-рукавный

АНР пожарный автомобиль относится к основным машинам. Их популярность значительно упала из-за появления на рынке более универсальных пожарных авто. И все же в некоторых сферах насосные машины все еще используются.


Автомобиль насосно-рукавный

Описание и основные сведения

АНР выглядит как классический пожарный автомобиль с условными обозначениями. Его особенность в том, что основной действующий механизм машины – насос. В авто нет цистерны с водой – вместо нее поставлена более вместительная кабина для пожарного расчета. Машина иногда снабжается емкостью с пенообразователем.

Задачи АНР

Назначение насосного автомобиля во многом схоже с предназначением автоцистерны:

  • доставка на место происшествия пожарной команды и средств борьбы с огнем;
  • закачка воды из местных водоемов для тушения возгорания;
  • ликвидация пожара или его сдерживание до прибытия спецтехники.

Насосная машина может прокладывать рукавные линии на значительные расстояния. При этом забор воды осуществляется из любого водоема, а также с мостов. При таких качествах АНР выгоднее всего использовать на природных пожарах, например, в лесу.

Устройство

АНР можно разделить на несколько частей:

  1. Кабина для расчета. Вмещает в себя до 10 человек.
  2. Кузов. В нем находится насосная установка, иногда – емкость с пенообразователем.
  3. Рукавная катушка. Крепится к авто сзади для прокладки рукавных линий.
  4. Лестница. Находится на крыше машины.

К обязательной комплектации относятся:

  • генераторы пены;
  • ручные лестницы;
  • воздушно-пенные стволы;
  • пожарные рукава.

Конструкция АНР обладает несколькими особенностями, к которым относятся следующие параметры:

  1. Отсутствие цистерны с водой. В отличие от автоцистерны, насосный автомобиль предназначен для закачки воды из местных источников или водопровода. Иногда машина снабжается резервуаром с пенообразователем.
  2. Кабина для расчета больших размеров. Устанавливается на месте цистерны с водой. Расширенный состав команды также обусловлен спецификой работы машины – для прокладки рукавных линий или закачки воды может потребоваться больше работников.
  3. Более мощный насос по сравнению с остальными пожарными автомобилями. Так как АНР лишен собственного запаса воды для тушения, он снабжается довольно мощным насосом, чтобы закачать жидкость из водоема.
  4. Значительный запас пожарных рукавов. Порой запас достигает нескольких километров.

АНР-40 (130)-127

Одной из первых выпущенных моделей насосного автомобиля была АНР-40 (130)-127. Партию машин произвели в 70-х годах прошлого столетия на Прилукском заводе. До насосных автомобилей в СССР выпускали АН (автонасосы), в которых рукава хранились в скатке. Инновацией АНР стало укладывание шлангов «гармошкой», что позволило авто прокладывать линии на ходу. Также машина была оснащена пенобаком и кабиной на 9 человек пожарного расчета.


АНР-40(130)

АНР 40-1.4 (43118)

В противовес предыдущей модели АНР 40-1.4 (43118) – наиболее современный вид насосного автомобиля. Главное отличие машины в том, что на ней установлена цистерна с водой, что нетипично для всех АНР. Авто производится Уральским заводом пожарной техники. По сравнению с классическим насосным автомобилем, АНР 40-1.4 (43118) обладает большими размерами. Машину можно разделить на несколько частей:

  1. Кабина для боевого расчета. Сиденья расположены в два ряда и вмещают 6 человек, включая водителя.
  2. Отсек кузова с пенобаком и цистерной с водой.
  3. Отсек с насосом и прочей экипировкой.

Кабина и кузов подогреваются автономным дизельным отопителем.


АНР 40-1.4 (43118)

  1. Запас рукавов. Достигает 16 000 метров. Такое количество шлангов в машине обусловлено необходимостью забора воды из ближайшего трубопровода или водоема, который может оказаться далеко от места происшествия.
  2. Марка насоса.
  3. Количество мест для команды (достигает 10). Обычно место, рассчитанное на крепление цистерны с водой, отводится для боевого расчета.
  4. Производительность насоса. Весь АНР представляет собой насос на колесах, поэтому работа именно этой части установки должна быть бесперебойной. Минимальная производительность насоса для АНР составляет 20 л/с, максимальная – 150 л/с. Обычно используют устройство со средним показателем – около 40 л/с.
  5. Габариты и вес авто.
  6. Максимальная скорость. Доходит до 90 км/ч.
  7. Объем пенобака. Емкость с пенообразователем не входит в обязательную комплектацию АНР, но может в нее входить. Объем достигает 2 000 литров.
  8. Напор насоса. Преобладают значения от 90 до 200 метров.

Особенности конструкции

Потребность совмещения в едином автомобиле возможностей классических пожарных машин и аварийно-спасательной техники привела к усовершенствованию основных узлов базовых шасси и расширению комплекта спецоборудования. Основой всех АПС являются грузовые модели. Обязательное условие – наличие кабины для боевого расчета с собственной системой обогрева и отсеками для хранения пожарного и аварийно-спасательного оборудования. Кузовная часть АПС приближена к автоцистернам. Здесь размещают емкость для воды и пенобак. С левой и правой стороны надстройки расположены отсеки для хранения инвентаря. Пожарное оборудование и инструмент перевозят на крыше. Чтобы обеспечить свободный доступ к оборудованию, размещенному в верхних отсеках, по бокам кузова закреплены лестницы. Насосная установка размещается всегда в задней части.

Кроме основного пожарного оборудования машины типа АПС комплектуются аварийно-спасательным комплексом. В него входит спецоборудование, инструмент, СИЗ, электросиловое оборудование, приборы для проведения химических и радиоактивных разведывательных действий, средства связи и оказания первой помощи. Аварийно-спасательный комплекс размещается в боковых отсеках и ящиках.

Совмещение в одном автомобиле функций пожарной машины и техники для проведения спасательной операции в экстремальных условиях является как плюсом, так и минусом АПС. Оборудование, установленное на данном типе ПА, по функциональности уступает тому, что используется на отдельно укомплектованных транспортных средствах. В то же время такое совмещение позволило усилить ключевые узлы машины. На раму базового шасси устанавливается надрамник , который и дал возможность оснастить кузовную часть пожарным и аварийно-спасательным оборудованием, а также множеством отсеков для хранения инвентаря.

More From: 10-20 тонн

Пожарный насос

Самой распространенной насосной установкой считается универсальный центробежный насос ПН-40УВ. Он зарекомендовал себя как надежное оборудование для подачи воды и пенообразователя при тушении пожаров на различных объектах. Его плюсом считается удержание давления в системе при перекрывании пожарного ствола или попадании мусора в рукав. Минус – необходимость предварительного заполнения водой. Для этого на автоцистернах устанавливают вспомогательные насосы кратковременного действия.

Новое поколение АЦ комплектуется усовершенствованными комбинированными насосами или насосами высокого давления. Отдельные виды автоцистерн работают через насосы, подключаемые к водопроводной сети.

Первая советская амфибия ГАЗ-46

«Пожарка» на базе ЯГ-6

фото: fire-truck.ru

Параллельно с ним в пожарные части поступал тяжелый грузовик ЯГ-6. Середина 30-х – середина 40-х. Также на шасси ставилась автоцистерна.

фото: carakoom.com

фото: carakoom.com

фото: carakoom.com

Послевоенный ЗИС-6. 1947 год.

фото: fire-truck.ru

Пожарная ЗиС-5 выпуска 1933-1941 гг.

фото: carakoom.com

Автоцистерна ПМЗ-11 на шасси ЗИС-5. Наследие большой войны начало работать на мирных фронтах.

Автоцистерна ПМЗ-9М

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна ПМЗ-9М на шасси ЗИС-150, производство началось с 1953 года. Современный дизайн, закрытые в кузове рундуки и места для 5-6 человек команды.

ПМЗ-18

фото: drive2.ru

Пожарный автомобиль ПМЗ-18 на том же шасси ЗИС-150. 1955 год. Такие автомобили можно было встретить во всех городах Советского Союза вплоть до 70-х годов.

фото: po-bereg.ru

Массовая пожарка, ПМГ-36 на шасси ГАЗ-51А.

фото: po-bereg.ru

Автоцистерна АЦП-20 (63) 19М на шасси ГАЗ-63. 1963 год.

фото: po-bereg.ru

Автолестница АЛГ-17 (51А). База – грузовик ГАЗ-51А. 1963 год.

АЦ-40 (131) мод. 137

фото: ru.wikipedia.org

АЦ-40 (131) мод. 137. Один из самых узнаваемых пожарных трехосных автомобилей СССР. Опытный экземпляр был построен в 1968 году. В серию пошла с 1970-х годов.

АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131

фото: po-bereg.ru

АЛ-30 на шасси ЗИЛ-131. Без этих автомобилей в 70-, 80- и 90-е тушение пожаров в высотках не обходилось.

АЦ-40 (130)-63Б

фото: drive2.ru

Без малого – легенда! Автоцистерна АЦ-40 (130)-63Б. Предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной. Массовое производство началось в 1983 году.

фото: rudiecast.wordpress.com

Мощный автомобиль на базе военного Урал-375. Модель АВ-40 (375) Ц50А.

Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313

фото: ru.wikipedia.org

Пожарный аэродромный автомобиль. Модификация АА-60(7310)160.01 на шасси МАЗ-7313. 1970-е.

International Harvester B120

фото: drive2.ru

International Harvester B120 – необычный автомобиль на службе пожарной охраны СССР. Примечателен тем, что был переоборудован шведской компанией Henrikssons Brandredskap на базе американского малотоннажного грузовика International Harvester B120.

УАЗ-469 для пожарных

фото: drive2.ru

УАЗ-469 для пожарных. Для каких целей только не применяли УАЗ. Перед вами внедорожник для использования в целях противопожарной безопасности. Вероятнее всего, использовался для патрулирования лесных массивов, обнаружения и тушения небольших очагов лесных пожаров.

Пожарная техника Российской Федерации

В современной России, условно говоря, было несколько этапов развития автомобильного парка для противопожарной эксплуатации. После развала СССР в стране парк автомобилей в основном состоял из морально устаревших машин прошлого периода. Постепенно парк, особенно в крупных городах, начал пополняться современными отечественными и зарубежными грузовиками и легковыми автомобилями, включая спецвариации (например, автомобилями с выдвижными лестницами).

Автомобили расположены не в хронологическом порядке заступления на службу.

АЛ-50 на базе КамАЗ-53229

фото: vitalykuzmin.net

АЛ-50 построена на базе КамАЗ-53229. Лестница выдвигается на высоту до 50 метров и под углом от 4 до 73 градусов. Лестницу можно использовать в качестве крана, ее грузоподъемность составляет до 2 тонн.

Мобильный пункт управления на базе КамАЗ

фото: mchs.gov.ru

Мобильный пункт управления для работы в кризисных ситуациях и ликвидации крупных пожаров (МПУ)

Сегодня особое внимание уделяется управлению процессом пожаротушения. Многофункциональные комплексы – это узел связи и рабочее место руководителя оперативной группы

Принят в эксплуатацию в 2010 году.

Обратите внимание на Land Rover рядом. Это автомобиль сопровождения с оборудованными в нем рабочими местами операторов

Переоборудование

Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.

Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:

  • благодаря шторным дверцам отсеков, открывающимся вверх, высвобождается пространство в непосредственной близости к машине;
  • двери кабины водителя и пожарного расчета делают с лестницей, что обеспечивает быструю посадку в автомобиль;
  • современные ПА комплектуются насосами высокого давления;
  • управление многими механизмами осуществляется из кабины водителя, что значительно экономит время спасателей;
  • отсеки с ПТВ оборудованы дверцей с откидной панелью, выдерживающей нагрузку до 250 кг, и поворотными полками.

Модели АГДЗС

Самой распространенной моделью автомобилей ГДЗС считается АГ-12 на базе автобуса ПАЗ -3205. Источником энергии здесь является генератор трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением. Он установлен между арками задних колес. Для отбора мощности используется КОМ-107. От генератора работают прожекторы дымососа, электропилы, электроинструмент.

АГ-12 оборудован тремя распределительным коробками. К ним подключается кабель для передачи энергии внешним потребителям. В базовое оборудование этого автомобиля входит стационарная катушка, на которую намотано 96 м кабеля и восемь выносных катушек по 36 метров каждая.

В качестве средств освещения в этой модели поставлена двухпрожекторная телескопическая мачта, а также дополнительно используются  три переносных прожектора, которые позволяют осветить место аварии, недоступное для подъезда техники. Мачта выдвигается на 8 метров от уровня земли.

В основное оборудование входит дымосос и электропила. Дымосос удаляет дым и продукты горения, позволяет снизить температуру в помещении посредством нагнетания свежего воздуха при производительности 7000 м3/ч. Также при помощи дымососа можно получать высокократную пену.

Колесная формула 4×2
Мощность двигателя, кВт 88
Скорость, км/ч 80
Габариты (д*ш*в), мм 7000*2620*2960
Масса, кг 6835
Количество мест боевого расчета 7
Дымосос ДПЭ-7

На базе шасси КамАЗ-43253 производят автомобиль типа АГ-20. Его кузов сделан из сборных алюминиевых профилей, благодаря чему удалось добиться высокой устойчивости к коррозии. Преимуществом этой модели считается возможность модификации уже во время эксплуатации.  Опционально меняются параметры кабины боевого расчета и кузова. Этот автомобиль рассчитан на доставку к месту аварии от 2 до 8 человек.

Еще один представитель АГ-20 – ЗИЛ-433362. Этот автомобиль рассчитан на эксплуатацию в умеренном климате при температуре от -40 до +40°С. Его основными частями являются:

  • шасси с дополнительной трансмиссией для электроустановки;
  • кабина боевого расчета;
  • кузов;
  • ЭСУ;
  • телескопическая двухпрожекторная осветительная мачта 6 метров;
  • система дополнительного электрооборудования.

АГ-20 на ЗИЛ-433362 имеет стационарный трехфазный генератор ГС-250-20/4. В комплект входит гидравлический аварийно-спасательный инструмент, инструмент с бензо- и электроприводом, пожарные дымососы ДПЭ-7, выносные катушки и прожекторы.

Мощность двигателя, л.с. 150
Мощность генератора, кВт 20
Номинальная частота, Гц 50
Скорость, км/ч 80
Габариты (д*ш*в), мм 7400*2500*2800
Масса, кг 10500
Количество мест боевого расчета 9
Дымосос ДПЭ-7
Катушки, стационарные/выносные 1 / 2
Количество/мощность прожекторов, кВт 2/1.0
Количество СИЗОД 9

Первые бригады

Согласно дошедшим до нас документам, до 1472 года все нормативные акты, касающиеся пожаротушения, сводились лишь к правилам обращения с огнем. Так, в той же «Русской правде» и далее в «Правде Ярославовичей», «Пространной правде», которые в то время считались основными законами, было указано лишь наказание за преднамеренный поджог. История развития пожарной охраны начинается во времена правления Василия II, который в 1434 году издал указ, регулирующий обращение с огнем в быту и ремеслах.

Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:

  • 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
  • 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
  • 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
  • 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.

При Иване III появились и первые подразделения. Создание бригад из числа военных стало вынужденной мерой после разрушительного московского пожара в 1504 году. На то время в столице проживало почти 40 тыс. человек, постройки были преимущественно деревянные, поэтому царь вынужден был приступить к реформированию службы. Сначала ввели правила для ремесленников, в которых был прописан запрет на плавильни и топки для кузнецов. Чтобы снизить риски пожаров, «промышленные» объекты было велено вывести за пределы жилых построек.

Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.

Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.

Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.

Начинания Ивана Грозного продолжил Борис Годунов. В 1603 году с целью «береженья от огня» в Москве создали 11 округов, возглавляемых боярами.

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

  1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
  2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Назначение ручного инструмента:

  • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
  • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
  • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
  • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
  • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
  • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
  • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Типовое оснащение

От пожарных автомобилей АПС взяли цистерну, пенобак и насосную установку. В базовый набор спасательного оборудования входит пожарная веревка, трехколенная лестница, натяжное полотно, огнетушащее покрывало, канатно-спусковое устройство. Комплект аварийно-спасательного оборудования включает ножовку, лом, кувалду, топор, лопату, крюки, ручной гидравлический инструмент. Дополнительно АПС комплектуется электросиловым оборудованием, в которое входит переносной генератор, катушка с кабелем, стационарный и переносной прожекторы, фонарь.

В комплект средств индивидуальной защиты включено: респиратор, дыхательный аппарат, теплоотражательный костюм, комплект для работы с проводами под напряжением. Для оказания первой медицинской помощи предусмотрена аптечка, рассчитанная на 50 человек, стандартная аптечка для ТС, а также носилки и одеяло.

Среди обязательного оборудования – комплект для проведения химической и радиационной разведки, в который входит дозиметр, измеритель мощности радиоактивности, газоанализатор. Дополнительно АПС оборудуют средствами связи: радиостанцией и сигнальной акустической установкой.

Создание официальной государственной службы

Первый вариант пожарной службы появился при Алексее Тишайшем в двадцатых годах XVII столетия. Ее численность была поначалу небольшой, чуть более ста человек, позже команда борцов с огнем возросла до пятисот. Первой пожарной станцией стало здание Земского Собора. Молодой царь издавал указы, закреплявшие правила поведения с огнем, обязывавшие иметь в каждом дворе медные трубы и деревянные ведра для подачи воды. Алексей Романов ввел суровые наказания для поджигателей.

Поначалу охрана новой столицы целиком была возложена на ее жителей. В 1710 году случился ужасный пожар, уничтоживший полностью за ночь Большой Гостиный двор. Петр I велел построить по всему Петербургу водонапорные и наблюдательные вышки, а для быстрого обнаружения возгорания был создан отряд барабанщиков, бивших тревогу в случае опасности.

После была учреждена официальная пожарная охрана. Ее сотрудники были вооружены трубами для подачи воды, топорами, касками, щитами, лестницами и крюками. А во второй половине XVIII века был учрежден пожарный обоз – прародитель . В конце столетия пожарные стали разделяться на брандмейстеров, служащих и извозчиков.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий