Вооруженный конфликт, немеждународный

2 вариант

Часть А

А1. Совокупность международных норм, составляющих так называемые правила ведения войны

1) уголовное право
2) естественное право
3) Всеобщая декларация прав человека
4) международное гуманитарное право

А2. Кто будет находиться под защитой международного гуманитарного права?

1) военнослужащий воюющей армии
2) офицер штаба
3) ополченец
4) врач военного госпиталя

A3. Верно ли, что:

а) Военнопленные имеют право на уважение их жизни и достоинства;
б) Военнопленный — тот, кто захвачен неприятелем с оружием в руках?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

а) Нормы международного права запрещают использование эмблемы Красного Креста для маскировки передвижения войск;
б) Нормы международного гуманитарного права соблюдаются не всегда, но позволяют осудить тех, кто их нарушает?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

В1. Какие методы ведения войны запрещены?

1) уничтожение культурных ценностей
2) использование ядовитых газов
3) захват военнопленных
4) грабежи
5) эвакуация гражданского населения из зоны военных действий

Ответы на тест по обществознанию Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 9 класс1 вариант
А1-4
А2-1
А3-1
А4-1
В1. 22 вариант
А1-4
А2-4
А3-3
А4-3
В1. 124

Реформа осевого времени

Примерно в середине I тысячелетия до н. э. происходит важная антропологическая перемена, затронувшая как иудейский, так и языческий мир, впервые замеченная К. Ясперсом. Содержание ее вполне конкретно, а вот временная локализация очень условна – примерно с 800 по 200 гг. до н. э. Суть в том, что с некоторых пор человек начинает ощущать себя суверенной личностью, субъектом, самостоятельно строящим отношения с другими субъектами. Тогда как до этого времени он ощущал себя лишь частью сообщества (народа, племени, полиса и т. д.) и в принципе не мыслил себя вне такового. В это время многие культы из дела общего, всенародного становятся делом частным. В Египте наблюдается «демотизация», под которой, однако, подразумевается не появление «царских» надписей в гробницах частных лиц (что многие оспаривают), а то, что о своей посмертной участи египтяне все более начинают заботиться сами и все менее связывают ее с деятельностью фараона. В культах Междуречья и Ханаана центральная идея «священного брака» между царем и богиней (которую изображает верховная жрица) на вершине зиккурата низводится до аналогичных действий частного лица с любой жрицей и в любом месте. В греческой, римской и прочих культурах возникает множество местных культов, где можно принести свою частную жертву тому или иному божеству. Не обходит стороной этот процесс и Израиль. Особенно после разделения его на Северное и Южное царства и утраты первым самостоятельности. Все чаще жертвы приносятся не всем народом, а частными лицами. А поскольку контролировать их правильность и соответствие традиции уже нет никакой возможности, правильными объявляются только жертвы, приносимые в иерусалимском храме, который с тех пор и становится центром всей религиозной жизни Израиля.

Кроме того, с превращением жертвоприношения в частное дело в нем появляется еще один важный смысловой аспект. Особенно это касается жертвы за грех, жертвы повинности и прочих жертв «компенсаторного» характера. Закон предписывает за грехи тяжкие наказания, часто смерть. Однако разрешает при определенных условиях заменять их жертвами. Приносивший такую жертву хорошо понимал, что по идее на ее месте должен быть он сам. И лишь по милости Божьей ему предоставлена возможность заменить свою жизнь жизнью животного. Что же это, как не символическое предание себя и всей своей жизни во власть Бога? Тем более, что скот в древнеиудейской культуре считался частью клана (מׅשְׁפָּחָה),  стоящей, однако, на самой низшей ступени иерархии – ниже рабов и детей.

Окончание войны и его международно-правовые последствия

Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.

Перемирие — временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных действий.

Капитуляция — это прекращение военных действий на условиях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуляцию отдельного подразделения, объекта, пункта, района — например, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (например, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).

Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автоматического прекращения состояния войны. Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекращении состояния войны (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией) либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фиксируется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восстановлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоенных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами.

показать содержание

Война сегодня: почему мы так ничему и не научились?

Если мы говорим о жертвах, то в голову тут же приходят неприятные образы тех обстоятельств, которые привели к братоубийственным войнам, вызванным жестокостью людей. Да, люди жестоки во все времена и ничего с этим не поделать. Нас не учат исторические факты, ознаменованные печальными кровавыми событиями.

Иногда кажется, что жертвы – это неотъемлемая часть жизни, и что завтра ничего не изменится. И что переоценки ценностей не произойдет даже через тысячелетие. Оказывается, в мир нанотехнологий и научного прогресса людям все еще интересно делить власть и территорию, и пока этот интерес будет присутствовать в намерениях людей, будут и жертвы в грязных политических играх. Жертвами будут дети, женщины и старики, ни в чем не повинные. Такова жизнь, это наша история. Но разве не мы ее творим такой?

Жертвы войны – это страшно, это кроваво, это вовсе не расстрел и не ссылка. На войне мучительная смерть наступает куда чаще, нежели безболезненная и быстрая. Во время войны лишиться можно не только собственной жизни и здоровья, но также и крова, близких и родных людей.

Как судят за нарушения правил ведения войны?

Скамья подсудимых во время судебного заседания Международного военного трибунала на Нюрнбергском процессе. 1945 год

В случае, когда государство нарушает международное гуманитарное право, другие страны могут применить к нему меры ответственности. Это могут быть политические заявления, контрмеры и даже санкции — вплоть до полной международной изоляции государства. Такие меры могут быть приняты конкретным государством. И в этом случае мера ответственности зависит от воли каждой из стран. Но Совет Безопасности ООН наделен особым правом принимать решения, которым обязаны следовать все государства. Например, объявить эмбарго на поставку оружия, товаров или технологий. Государства могут передать спор в международный орган — скажем, в Междуна­родный суд ООН. Но для этого нужно согласие страны-нарушителя (хотя есть и госу­дарства, которые дали свое постоянное согласие на рассмотрение против них дел в МС ООН). Конечно, такую систему сложно назвать идеальной, но в то же время нужно отметить, что нередки и случаи, когда государства добровольно выплачивают компенсации за нарушение норм гуманитар­ного права. 

Кроме государств в целом ответственность несут и конкретные люди. Каждое государство обязалось расследовать случаи нарушения и предавать суду военных преступников. 

Также существует так называемый принцип универсальной юрисдикции. В соответствии с ним любое государство может и даже обязано судить инди­видов (конкретных людей) вне зависимости от того, какое у них гражданство и в какой точке планеты они совершали военные преступления. Точкой отсчета в вопросе индивидуальной ответственности можно считать Нюрнберг­ский процесс. Он не только осудил нацист­ских преступников, но и инициировал суды против политиков и военных во многих странах

И, что крайне важно, вызвал саму дискуссию об ответственности высокопоставленных лиц. До Нюрнберга их никогда не судили за военные преступления

С начала 1990-х годов Совет Безопасности ООН создал несколько международ­ных трибуналов для суда над военными преступниками. Два ярких примера — Международный уголовный трибунал по Руанде и Международный уголовный трибунал по Югославии. 17 июля 1998 года был принят Римский статут, учре­дивший Международный уголовный суд. Статут вступил в силу в 2002 году. В отличие от трибуналов Международный уголовный суд — постоянно дей­ствую­щий орган. Если государство отказывается предать лицо суду или не мо­жет это сделать, дело может быть принято Международным уголовным судом. Отказ осудить преступника не единственное условие принятия дела судом, но ключевое.

Некоторые государства пытаются изъять своих граждан из-под иностранной и международной юрисдикции. Но сделать это становится все сложнее. И если посмотреть на процесс индивидуальной ответственности в ретроспек­тиве, за 30 лет человечество сделало большой шаг. Избе­жать наказания за военное преступ­ление существенно сложнее, чем прежде. Под международным давле­нием государства все активнее самостоятельно выявляют и осуждают военных преступников.

Политические спекуляции и общее несовершенство системы международного права всегда будут сопровождать любые дискуссии об ответственности госу­дарств или индивидов. Но факт остается фактом — впервые за всю историю человечества риск привлечения к уголовной ответственности за совершение военных преступлений становится фактором, реально влияющим на поведение воюющих.

1 вариант

Часть А

А1. Женевские конвенции о защите жертв войны были подписаны

1) в 1860 г.
2) в 1899 г.
3) в 1907 г.
4) в 1949 г.

А2. Главная цель деятельности Международного комитета Красного Креста

1) оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов
2) посредничество в переговорах между воюющими
3) контроль применения оружия массового поражения
4) строительство медицинских учреждений в странах, участвующих в военных конфликтах

A3. Верно ли, что:

а) Международное право содержит понятие «военные преступления»;
б) Международное гуманитарное право полностью исключает войну из жизни человечества?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

а) Гражданское население в зоне военных конфликтов защищается нормами международного гуманитарного права;
б) К гражданскому населению относятся военнослужащие, попавшие в плен?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть B

В1. Кто не относится к понятию «некомбатант»?

1) работник органов военной юстиции
2) участник военного ополчения
3) военный корреспондент
4) интендант
5) служащий отделений Красного Креста

Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов

В период вооруженного конфликта на территории воюющих сторон различают гражданские и военные объекты.

Согласно положениям международных норм, военные объекты — это те объекты, которые в силу своего расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Объекты, не являющиеся военными, считаются гражданскими. К ним относятся: жилища, сооружения, средства транспорта, используемые гражданским населением; места, используемые исключительно гражданским населением (убежища, больницы и др.); источники водоснабжения, плотины, дамбы, электростанции и т.п.

Гражданские объекты не должны быть объектами военного нападения.

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. предусматривает дополнительные меры по защите культурных ценностей (т.е. ценности, имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства, истории, рукописи, книги, картины и др.); музеи, библиотеки, архивы и т.п.; центры, в которых имеется значительное число культурных ценностей).

В отношении культурных ценностей запрещается: подвергать их нападению или уничтожению; делать культурные объекты объектом репрессалий; вывозить их за границу, приводить в негодность и т.п.

История вопроса такова

В марте 1946 года в интервью газете «Правда» И.В. Сталин объявил: «В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу около семи миллионов человек».

В 1961 году Н.С. Хрущев в письме премьер-министру Швеции писал: «Германские милитаристы развязали войну против Советского Союза, которая унесла два десятка миллионов жизней советских людей».

8 мая 1990 года на заседании Верховного Совета СССР в честь 45-летия Победы в Великой Отечественной войне объявлено итоговое число людских потерь: «Почти 27 миллионов человек».

В 1993 году коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева опубликовал статистическое исследование «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах». В нем указана сумма общих потерь — 26,6 миллиона человек и в том числе впервые опубликованы боевые потери: 8 668 400 солдат и офицеров.

В 2001 году вышло переиздание книги под редакцией Г.Ф. Кривошеева «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил: Статистическое исследование». В одной из ее таблиц говорилось, что безвозвратные потери только Советской Армии и флота в годы Великой Отечественной войны — 11 285 057 человек. (см. стр. 252.) В 2010 году в очередном издании «Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь» опять же под редакцией Г.Ф. Кривошеева уточнены данные о потерях воюющих в 1941—1945 годы армий. Демографические потери снижены до 8 744 500 военнослужащих (стр. 373):

И вот 14 февраля 2017 года объявлена новая цифра: более 19 миллионов солдат и офицеров.

Возникает естественный вопрос: где же хранились упомянутые «данные Госплана СССР» о боевых потерях нашей Армии, если их более 70 лет не могли изучить даже руководители специальных комиссии Министерства обороны? Насколько они соответствуют действительности?

Все познается в сравнении. Стоит вспомнить, что именно в книге «Россия и СССР в войнах ХХ века» нам разрешили, наконец, в 2001 году узнать, сколько наших соотечественников было мобилизовано в ряды Красной (Советской) Армии за годы Второй Мировой войны: 34 476 700 человек (стр. 596.).

Если принять на веру официальную цифру 8 744 тыс. человек, то доля наших военных потерь составит 25 процентов. То есть, по утверждению комиссии Министерства обороны РФ, лишь каждый четвертый советский солдат и офицер не вернулся с фронта.

Думаю, с этим не согласится житель любого населенного пункта бывшего СССР. В каждой деревне или ауле есть плиты с именами погибших земляков. На них в лучшем случае лишь половина из тех, кто ушел на фронт 70 лет назад.

Права жертв вооруженных конфликтов

Государство, захватившее в плен людей, обязано создавать нормальные для жизни и не угрожающие здоровью условия. Запрещено осуществлять в отношении жертв военных действий следующие поступки:

  • лишать жизни, наносить телесные повреждения путем применения пыток или иного жестокого обращения;
  • содержать в антисанитарийных условиях;
  • держать в суровых погодных условиях (жара, холод);
  • не кормить/не поить;
  • вводить запрет на осуществление религиозных обрядов;
  • привлекать к работе в худших условиях, чем мирное население;
  • вводить запрет на поддержание связи со своими близкими (через письма);
  • отказывать в необходимой медицинской помощи;
  • проводить необоснованные медицинские процедуры;
  • вводить запреты, совершать действия/бездействия, влекущие эмоциональное, психологическое давление;
  • захватывать в плен лиц, не принимающих участия в боевых действиях, включая гражданское население;
  • оставлять в местах боевых действий раненых, больных, обрекая их на гибель;
  • располагать места содержания в непосредственной близости к району ведения боевых действий;
  • содержать в помещениях, не предоставляющих возможность соблюдения гигиенических норм (без воды, санузла, места для сна);
  • требовать дополнительную информацию помимо имени и личного номера военнослужащего;
  • содержать плененных военнослужащих разного ранга (рядовых с офицерами) в одном помещении;
  • применять за одно нарушение правил пребывания в плену несколько наказаний;
  • устраивать самосуд за совершение уголовного преступления.

Все обращение с жертвами военных действий должно строиться на принципе гуманизма. Не должно быть угнетения по расовой, национальной, религиозной принадлежности.

Выбери ответ

Жертвы репрессий: те, кто ответил за свой гражданский долг

Политика всегда останется одной из основных причин появления все новых жертв в мировой истории. Тяжело смотреть на то, как страдают дети, но не меньший мороз по коже тогда, когда наказывают людей за их политические взгляды. Жертвы политических репрессий являются одними из самых печальных свидетельств вопиющей абсурдности и несправедливости постсоветской власти.

Любой уважающий себя человек помнит еще из учебников школьной истории о страшных событиях 30-х годов прошлого столетия, когда товарищ Сталин на одном из заседаний ЦК ВКП объявил о своем решении радикальной борьбы с последователями демократических веяний в СССР.

Не хочется вспоминать, на какое количество ни в чем не повинных людей было поставлено клеймо «троцкист». Поразительно, что наказанию подвергались даже просто подозрительные личности, и даже те, кто поддерживал деятельность товарища Сталина.

Жертвы политических репрессий того времени разделялись на две категории: первых отправляли в ссылки на десятилетия, а отнесенных ко второй категории расстреливали на месте.

Женам осужденных приходилось следовать по всей стране за любимыми с целью сохранения семьи, у некоторых оставались разбитые семьи, дети-сироты и все это весьма незаслуженно — просто обстоятельства сложились не в их пользу.

Многие кончали с жизнью самоубийством, не выдерживая несправедливости режима. Страшно подумать, что все мы живем на планете, наполненной кровью и незаслуженными страданиями, но, увы, это наша история.

История права, применимого в немеждународных вооруженных конфликтах.

Первые размышления о защите лиц в локальных и местных войнах можно встретить еще в работах Гуго Гроция (1583–1645). Эмер де Ваттель (1714–1767) утверждал, что, если повстанцы берутся за оружие открыто, государь обязан соблюдать законы и обычаи войны.

В начале XX века Международный комитет Красного Креста (МККК) пытался обратить внимание мирового сообщества на жертв немеждународных вооруженных конфликтов, но его призывы обычно воспринималось как недружественные попытки вмешательства во внутренние дела государств. Жестокость и фанатизм, с которыми велась Гражданская война в Испании (1936–1939), побудил государства принять обязательства по соблюдению во внутренних вооруженных конфликтах по крайней мере некоторых фундаментальных гуманитарных принципов, таких как запрет нападения на гражданских лиц и невоенные объекты

Жестокость и фанатизм, с которыми велась Гражданская война в Испании (1936–1939), побудил государства принять обязательства по соблюдению во внутренних вооруженных конфликтах по крайней мере некоторых фундаментальных гуманитарных принципов, таких как запрет нападения на гражданских лиц и невоенные объекты.

Трагедия Второй мировой войны заставила осознать важность доработки и усиления гуманитарных норм международного права. В 1949 г

в Швейцарии была созвана Дипломатическая конференция по выработке международных конвенций о защите жертв войны. Первые же дискуссии по вопросам, касающимся гражданской войны, выявили серьезное расхождения во взглядах. Предложение распространить действие четырех Женевских конвенций 1949 г. на внутренние вооруженные конфликты было отвергнуто. Для преодоления разногласия в текст конвенции была включена статья 3, общая для Женевских конвенций, представляющая собой декларацию обычного международного права и общих принципов гуманности. Статью 3 обязаны безоговорочно соблюдать все стороны конфликта, даже не участвующие в конвенциях. В ином случае их действия будут расцениваться в качестве актов анархии и бандитизма.

Как показал опыт последующих гражданских войн защита некомбатантов и гражданских лиц, не принимающих участия в военных действиях, в большинстве случаев оказались неадекватной. В связи с этим, в 1977 году на Дипломатической конференции по вопросу подтверждения и развития международного гуманитарного права был принят Дополнительный протокол II, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов, развивающий и дополняющий ст. 3, общую для Женевских конвенций.

Откликаясь на требования международного сообщества положить конец безнаказанности лиц, виновных в самых серьезных международных преступлениях, в 1988 г. после многолетней работы был принят Римский статут и на его основании учрежден Международный уголовный суд. Это свидетельствует о растущей значимости международного уголовного права в обеспечении, среди прочего, соблюдения норм, применимых к вооруженным конфликтам. Римский статут распространяется на преступления, совершенные как в условиях международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов, хотя и проводит между ними четкое различие.

Кто придумал Женевские конвенции?

1 / 2

Эпизод битвы при Сольферино 24 июня 1859 года. Вторая половина XIX века DeAgostini / Diomedia

2 / 2

Анри Дюнан. 1855 годInternational Committee of the Red Cross

24 июня 1859 года 31-летний швейцарский предприниматель Анри Дюнан стал свидетелем крупнейшей битвы австро-франко-итальянской войны  Австро-франко-итальянская война — конфликт 1859 года, в котором Франция вместе с Сардинским королевством противо­стояли Австрийской империи. Вскоре после победы Наполеона III при Сольферино Франция заключила с Австрией Виллафранк­ский мир, по которому австрийцы уступили Ломбардию. Война стала началом объедини­тельного движения в Италии., которая состоялась в местечке Сольферино в Италии. После сражения на поле боя осталось 40 тысяч раненых, и многие из них умерли на жаре, не дождавшись помощи. Собрав добровольцев, Дюнан несколько дней провел среди раненых, пытаясь хоть как-то облегчить их страдания. В своих «Воспоми­наниях о битве при Сольферино» он писал:

«Воспоминания о битве при Сольферино», опубликованные через три года после сражения, стали чрезвычайно популярны в Европе, книгу перевели на несколько языков. В ней Дюнан предложил создать национальные общества помощи раненым и разработать специальную конвенцию, которая наделила бы лиц, оказывающих медицинскую помощь, во время войны нейтральным статусом. В 1863 году вместе с единомышленниками он основал Междуна­родный Комитет Красного Креста, а еще через год 62 делегата из 16 стран приняли первую Женевскую конвенцию, защищающую раненых и больных солдат. В 1901 году Анри Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий