Безопасность жизнедеятельности (бжд)

1.1. Введение

В XXI в. мир не стал
безопаснее. Сохраняются традиционные
угрозы и опасности, возникают новые.
Наблюдается усиление социальных
противоречий, возрастает уязвимость
городских инфраструктур к ударам стихии,
энергетическим катастрофам, актам
терроризма. Распространяются новые
инфекционные заболевания.

С увеличением
количества технических средств,
используемых в повседневной жизни,
возрастает вероятность возникновения
опасных ситуаций из-за нарушения правил
эксплуатации и различных неисправностей
в их работе, что повышает риск для жизни
и здоровья человека.

Именно поэтому
очень важно, чтобы проблема обеспечения
безопасности жизнедеятельности стала
приоритетной целью и внутренней
потребностью человека, общества и
цивилизации. Этого можно достичь,
развивая новое мировоззрение,. систему идеалов
и ценностей, нормы и традиции безопасного
поведения, т.е

формируя целую культуру
безопасности жизнедеятельности

систему идеалов
и ценностей, нормы и традиции безопасного
поведения, т.е. формируя целую культуру
безопасности жизнедеятельности.

Безопасность —
необходимое условие дальнейшего развития
цивилизации.

В настоящее время
очевидным становится факт, что решение
проблем снижения рисков различных
кризисных явлений не должно ограничиваться
нормативными, правовыми,
организационно-техническими и инженерными
мероприятиями. Эффективное управление
безопасностью человека, общества,
государства необходимо осуществлять
через социальную сферу, через согласованное
поведение людей и четко регламентированные
социальные нормы поведения (законы,
правила, традиции, наука, политика).

Ведущую роль здесь
играют такие факторы, как воспитание
культуры безопасного поведения человека
и формирование здорового образа жизни.

Расчет категории пожарной опасности помещения

В соответствии с требованиями ГОЧС и ПБ, при строительстве, модернизации или изменении производственного помещения необходимо проводить расчет категории пожарной опасности помещения. Эта категория будет влиять на то, какие материалы нужно использовать при строительстве, насколько продумывать систему противопожарной защиты и еще на целый ряд моментов. Категория выбирается на основании определения категории опасности используемых в производстве веществ или оборудования. Выделяют 5 категорий пожарной опасности:

А – повышенная взрывопожароопасность. Сюда относят все помещения, в которых хранятся и используются легковоспламеняющиеся материалы или горючие смеси;

Важно! Если в помещении с веществами повышенной опасности установлены автономные средства тушения, категория может быть понижена

  • В – взрывопожароопасность. Помещения, предназначенные для работ с горючими жидкостями, которые воспламеняются при температуре выше 28 градусов;
  • В1-В4 – пожароопасность. В этой категории присутствуют сразу четыре подкатегории. Сюда относят здания с опасными веществами, которые могут воспламениться при контакте с водой или кислородом;
  • Г – умеренная пожароопасность. Сюда относят помещения, в которых хранятся и используются расплавленные, горючие и негорючие вещества;
  • Д – пониженная пожароопасность. Самые безопасные помещения, в которых используются холодные негорючие вещества.

Школьная программа ОБЖ

Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.

Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.

Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни

В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера – землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного – химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.

Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.

Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

Какие действия предпринять работодателю

Чтобы быть готовым к действиям в случае наступления ЧС и подготовить работников, каждому работодателю следует:

  1. Изучить изменения законодательства.
  2. Откорректировать имеющиеся локальные документы в области ГО и ЧС.
  3. Пересмотреть программу проведения вводного инструктажа по ГО.
  4. Предусмотреть подготовку персонала в области ГО и ЧС, используя различные методы обучения, в том числе дистанционные.
  5. Проводить тренировки в области защиты от ЧС.

Важный этап знакомства с системой ГО в организации — вводный инструктаж по ГО при приеме на работу.

Скачайте документ: Образец Приказа об организации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям 

Что включить в программу вводного инструктажа по ГО?

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, автор экспресс-курса «Гражданская оборона. Как организовать работу в организации»:

«При разработке программы вводного инструктажа учитывайте, что программа:
1) разрабатывается работодателем с учетом специфики и места расположения организации и утверждается приказом руководителя организации;
2) содержит требования территориальных органов МЧС России;
3) содержит тематический план и цели проведения инструктажа;
4) включает характеристику источников опасностей природного и техногенного характера, которая указывается по месту расположения организации и ее филиалов (при наличии).

1. Знать:

  • потенциальные источники опасностей, которые могут привести к ЧС в организации (на территории организации), виды ЧС, характерные для территории расположения организации, опасности, которые могут возникнуть при военных конфликтах;
  • способы оповещения при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов;
  • способы защиты от опасностей, возникающих при указанных ЧС и возможных военных конфликтах, правила действий при угрозе и возникновении данных опасностей;
  • места хранения средств индивидуальной защиты и расположения средств коллективной защиты (при наличии их в организации);
  • место сборного эвакуационного пункта.

2. Уметь:

  • действовать по сигналам оповещения;
  • действовать при объявлении эвакуации;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Скачайте документ: Примерная программа вводного инструктажа по ГО.

Вводный инструктаж показывает будущему работнику отношение к вопросам безопасности в организации. От того, насколько ответственно мы подойдем к этому вопросу, будет зависеть лояльность работников к правилам и нормам в области ГО и ЧС. Каждый новый сотрудник — часть коллектива. И каждый несет ответственность не только за себя, но и за находящихся рядом коллег.

Узнайте, как планировать и организовывать мероприятия по ГО, подготовить работников в области ГО, составлять программы вводного инструктажа, проводить курсовое обучение, учения и тренировки для работников по ГО на экспресс-курсе «Гражданская оборона. Как организовать работу в организации».

ОБЖ и вредные советы

— Еще до катастрофы в Беслане в школе преподавали ОБЖ. Но он был самым критикуемым предметом в программе. Ошибки замечали все, а пользы никто не видел. Почему?

— Я думаю, одна из причин в том, что на уроках ОБЖ детям предлагалось обсуждать ситуации, не соответствующие их возрасту. Это же просто глупость: советовать ребенку в начальной школе: «Ударь взрослого туда-то и туда-то, если он начал приставать к тебе в лифте». Маленький ребенок не сможет этого сделать. Совет для этого возраста один: не садись с чужим человеком в лифт, начни рыться в почтовом ящике, сделай вид, что ищешь в кармане ключи, жди другого лифта… Все! Зато в 7-9 классах о самообороне можно поговорить более серьезно: подростки в этом возрасте уже способны что-то предпринять в свою защиту.

Иногда эксперты нас критикуют: почему вы в своем учебнике ОБЖ для пятого класса не говорите о техногенных катастрофах? А неактуальны эти проблемы для пятого класса! Потому что маленький ребенок – простите за эти слова – в техногенной катастрофе сразу погибает. 

А вот старших подростков эта тема уже задевает. Они смотрят фильмы, пытаются понять, как они сами будут себя вести в такой ситуации. Надо обсуждать именно те проблемы, которые актуальны для школьников в том или ином возрасте. И – приводить те примеры, которые они могут понять. Мои соавторы по учебнику ОБЖ отлично знают, как и о чем говорить с детьми. Среди них — замечательный врач-педиатр Людмила Васильевна Сидоренко, Александр Таранин, который организует в России детские центры дорожного движения, с деловыми играми для детей, Дмитрий Смирнов, президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения… Все – специалисты высочайшего класса!

— Некоторые родители жалуются, что на уроках ОБЖ учитель начинает обсуждать ситуации, которые могут травмировать их детей…

— Большинство родителей сформировались частично в советское время, когда категорически запрещалось выносить в школьный учебник любой негатив. Даже Самуил Маршак и Сергей Михалков, авторы знаменитых детских стихов, не раз за это осуждались. Они любили рассказывать по этому поводу разные смешные истории. И это — классики! А уж «Вредные советы» Остера в советское время не только не читали, но и не опубликовали бы! Я думаю, что многие учителя и родители боятся: вдруг школьники прочтут, обсудят и заразятся желанием попробовать?

В моем учебнике для начальной школы «Окружающий мир», я рассказывала детям про ядовитые грибы. При этом пришлось описать симптомы отравления мухоморами. Вскоре пришло возмущенное письмо: чей-то внук, придя с урока, заявил деду: надо бы попробовать мухомор и побалдеть.

— А учебник при чем? Это же к деду вопрос – как он воспитывает внука…

— Но меня изводили долго! Я сказала: простите, нет в моем тексте никакой крамолы. Я не пропагандирую наркотики. Я рассказываю детям о том, как не отравиться грибами. И это — абсолютно нейтральный текст. В другом моем учебнике детям для обсуждения предлагалась выписка из летописи Нестора: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти»… Какой-то ветеран труда написал на меня жалобу Президенту. Письмо переслали в министерство, министерство – издательству, издательство — мне…Я сказала: я это не сниму. Это подлинные слова из летописи, это подлинная наша история. Вы думаете, дети не видят пьянства? У нас маленькие дети сочиняют задачи: «Когда мы шли в школу, у пивного ларька лежали двое пьяных, а когда мы возвращались из школы – пять. Сколько пьяных прибавилось у ларька?…»

— Это кто такую задачу придумал?

— Ученик второго класса! Учительница задала им домашнее задание — сочинить жизненные задачки. Ей и в голову не могло прийти, что дети опишут такое! А по итогам социологических опросов, больше половины 7-8-классников не просто пробовали, а употребляли алкоголь… Пусть дети обсудят на уроке ту или иную ситуацию и решат: у нас такого порока не будет, про нас такое никто не скажет!.. Я считаю, что школьникам нужно помогать критически осмысливать самые разные жизненные проблемы. Особенно если в семье эти проблемы с ними обсудить не могут.

ОБЖ или ЗОЖ?

— Говорят, что в школе отменяют предмет ОБЖ. Вместо него дети будут изучать предмет «Здоровый образ жизни». Это правда?

— Сегодня в школах преподается большая предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности». Ее частью и является предмет ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»). На него отводится совсем немного школьного времени: один час в неделю, или 34 часа в год.

Раньше, как требовала Примерная основная образовательная программа, школьники изучали ОБЖ с пятого класса. Сейчас его будут проходить в 8-9 классах. Я считаю это правильным.

В это время человек входит в пору юношества: приходят «распирающая» его самостоятельность, активность, желание стать взрослым. И отсюда — вредные привычки. Для нашего авторского коллектива, создавшего учебники ОБЖ для 5-6 и 7-9 классов, всегда был важен раздел, посвященный здоровому образу жизни школьника: режим дня, правильное питание, диетология, физические упражнения, работа за компьютером и многое другое… Конечно, мы никого не поучаем. Через весь учебник проходят отрывки из летописей, приводятся исторические факты, которых подростки не знают. Например, во времена Петра Великого существовала медаль, которой «награждали» пьяниц в полицейском участке. Она имела форму восьмиконечной звезды, отливалась из чугуна, была величиной с тарелку и весила почти семь килограммов. На медали была выбита надпись «За пьянство». Ее крепили на шее с помощью ошейника. Снять самому ее было невозможно, а носили ее, по некоторым данным, неделю. За это время провинившийся должен был почувствовать тяжесть пьянства…

Через курс ОБЖ проводится мысль о том, что все религии негативно относились к алкоголизму, курению, наркомании. Кстати, в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», который читается в 4 классе, мы уже рассказывали школьникам об отношении разных религий к вредным привычкам.

В моем понимании ОБЖ – это разговор, прежде всего, о нравственных проблемах. Мы должны воспитывать в детях умение предвидеть последствия своих поступков. Это надо делать не только ради их собственной безопасности, но и ради других людей.

Недаром в экстремальных ситуациях нужно сначала обезопасить себя, чтобы иметь возможность спасти других. В самолете при угрозе разгерметизации кабины пассажиров просят надеть кислородную маску сначала на себя, а потом – на своего ребенка. Кстати, при пожаре надо сначала обезопасить себя и других, а только потом вызывать пожарных.

Еще материалы по теме:

Раздел 1. Общие положения

1.1 Краткое описание тома ИТМ ГОЧС

Том «Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» представляет собой одну из основных частей строительного проекта, соответственно, является обязательным официальным документом, без которого проведение строительных работ по возведению, а в дальнейшем осуществления деятельности любого потенциально опасного объекта строго запрещено.

Основными задачами данного нормативного документа является разработка комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на:

  • · Организацию защиты территории;
  • · Защиту рабочего персонала и населения от возможной опасности, при ведении боевых действий или диверсий;
  • · Предупреждение чрезвычайных ситуаций и уменьшение масштабов их последствий.

Еще одним предназначением книги является полное информирование органов местного самоуправления по вопросам ГО и ЧС о опасности, которую может в дальнейшем представлять производственный объект. Информирование проводиться в целях организации специальных мер по контролю соблюдения мер безопасности и дальнейшего предотвращения возникновения ЧС, которые в свою очередь предоставляют опасность для персонала и населения.

1.2 Исходные данные и требования для разработки ИТМ ГОЧС

Разработка рабочего проекта реконструкции НПЗ проводиться на основании следующих факторов:

  • «Программа реконструкции и модернизации НПЗ»(должна быть утверждена директором НПЗ, или исполняющим его обязанности).
  • «Техническое задание на разработку рабочего проекта реконструкции резервуаров»
  • «Техническое задание на разработку рабочего проекта реконструкции эстакады»

В данном случае разработка раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в обязательно порядке выполняется в соответствии с СП 11-107-98 Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства от 31.03.98 г. № 211(постановление Госстроя России) на основании исходных данных и требований, выданных начальником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

1.3 Краткая характеристика объекта

Первоначально предоставляется краткое описание назначения самого предприятия – добыча нефтепродуктов и их переработка. Следующим пунктом проводиться описание технологического процесса производства и всех установках, также сведения о работе оборудования и режиме работы. Следом для всего оборудования и каждого объекта производственной деятельности приводиться полный перечень технических характеристик, его описание и назначение.

Также обязательным к указанию в ИТМ ГОЧС является полная информация о объектах находящихся на ремонте и строящихся зданий и сооружений, с полным описанием материалов, техники и сооружений применяемым в процессе.

Информация данного типа находиться в разделах — «Технология производства», «Архитектурно-строительные решения» и др.

Следует заметить, что описание предоставляется в краткой форме с учетом ссылания на разделы где находиться полная информация о всем оборудовании.

1.4 Краткая характеристика участка строительства

Размещение площадки резервуарного парка приходиться на территории действующего нефтеперерабатывающего завода НПЗ.

Предприятие в обязательном порядке располагается на единой промышленной площадке, для ограждения предусматривается забор из бетона. Также, вокруг самого НПЗ устанавливается санитарно-защитная зона, ширина которой составляет 50 сантиметров.

Также не следует забывать о санитарно-эпидемических правилах и нормах «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 марта 2003 года, с 15 июня 2003 года.

Следующим пунктом является информация о почвенных и климатических условиях:

  • · Указание умеренно континентального климата;
  • · Границы температуры, наиболее жаркого и наиболее холодного месяца;
  • · Точное указание среднегодовой скорости ветра;
  • · Повторение направление ветра;
  • · Полная характеристика почвы на месте застройки;
  • · Температура наиболее холодной пятидневки;
  • · Глубина промерзания грунта;
  • · Уровень осадков в регионе;
  • · Информация о возможности активизации опасных геологических процессов;
  • · Сейсмичность площадки строительства;

Планирование занятий и тренировок с персоналом по антитеррору

Для обеспечения безопасности сотрудников организации, руководство также должно проводить занятия и тренировки по антитеррору. Ответственность за такие мероприятия ложится непосредственно на руководителей.

Необходимо периодически проводить тренировки по обеспечению антитеррористической безопасности. Прежде всего, необходима тренировка следующих навыков:

  • осмотр территории организации на предмет нахождения каких-либо бесхозных предметов;
  • порядок действий при обнаружении бесхозного подозрительного предмета;
  • навыки взаимодействия с органами охраны правопорядка, МВД и другими официальными структурами;
  • своевременное оповещение сотрудников организации о чрезвычайной ситуации;
  • организация эвакуационных мероприятий для обеспечения безопасности людей.

Занятия по антитеррору

Руководство организации должно разработать план тренировок перечисленных навыков, которые могут проводиться в виде учебных тревог и подобных мероприятий. Приветствуется привлечение сотрудников МВД или других охранных структур к тренировочному процессу.

Обратите внимание! Помимо отработки практических действий, необходимо проводить с работниками теоретическую работу по обеспечению общей безопасности. Только в случае своевременного и периодического проведения подобных мероприятий можно достичь высокого уровня охраны труда и подготовленности сотрудников к непредвиденным ситуациям

Другие факты о РСЧС

В МЧС России РСЧС называют паспортом территории. Такой документ имеет каждый муниципальный район. В документе записываются и определяются всевозможные ЧС, которые свойственны данному району и возможны в будущем. В паспорт записываются огромный спектр случаев: авария на энергоснабжающих объектах, землетрясения, наводнения, пожары. Также заранее определяются службы, которые будут задействованы при возникновении определенного случая.

Например, если случается пожар, в первую очередь должны быть активизированы пожарные службы, скорая помощь, МЧС (присутствует в любом паспорте), воздушный транспорт и т. д. Таким образом паспорт даст возможность быстро скоординировать имеющиеся силы и действовать немедленно. Для системы самым сложным является редактировать и обновлять паспорт, чтобы информация в нём была актуальной. В нём также записываются состояние дорого к тому или иному объекту. Чтобы в случае ЧС выбрать самый короткий и надёжный путь.

Как видим расшифрованная нами аббревиатура, которая звучит как РСЧС, является масштабной государственной структурой, без которой нельзя обойтись.

Цели и задачи РСЧС. Видеоурок по ОБЖ 9 классЦели и задачи РСЧС. Видеоурок по ОБЖ 9 класс

Когда родители становятся врагами

— Давайте представим, что родители попросили дать им совет: какая общая опасность угрожает их детям? Что бы вы ответили?

— Это – школьные перегрузки! А самое опасное то, что родители сами требуют для своих детей ненормальной, просто чудовищной, школьной нагрузки. В психологической науке давно уже закрепилось понятие «школьный стресс». Это — одна из причин заболеваний детей. Общение детей друг с другом, с одноклассниками, учителями и родителями происходит в условиях школьного стресса. А родители, требуя увеличения учебной нагрузки для ребенка, усиливают этот стресс.

В Москве многие школы работают по системе Эльконина-Давыдова. Первые несколько недель в первом классе у них нет уроков: в это время дети знакомятся друг с другом. Учителя проводят для них игры, дети много рисуют, лепят… Они приходят домой с горящими глазами и говорят: хочу завтра в школу, в школу, в школу!

Так вот, за эти две-три недели школьной свободы возмущенные родители не жалуются разве что в администрацию Президента России. Что за безобразие, говорят они, почему дети в школе ничего не делают? Почему они играют? Почему им не задают домашних заданий?

Это ж надо так не любить своих детей, чтобы требовать для них удесятеренной нагрузки! Иногда мне кажется, что для таких семей школьная нагрузка их ребенка выступает компенсацией за собственные жизненные неудачи. «Я не смог, я не сумела, а вот ребенка мы заставим, мы нагрузим как можно больше, чтобы он «прорвался» в жизни, чтобы стал не таким, как мы…»

Дорогие родители, это не поможет! Вы не сумеете предугадать, чем захотят заниматься ваши дети и где они найдут свое призвание. Поменяйте свою точку зрения и постарайтесь не быть врагами своему ребенку.

1.2. Определение и задачи безопасности жизнедеятельности

Дисциплина
«Безопасность жизнедеятельности»,
изучаемая в настоящее время в учебных
заведениях, призвана интегрировать
знания, необходимые для обеспечения
комфортного состояния и безопасности
человека во взаимодействии со средой
обитания.

Безопасность
жизнедеятельности

область
научных знаний, охватывающих теорию и
практику защиты от опасных и вредных
факторов во всех сферах человеческой
деятельности, сохранение безопасности
и здоровья в среде обитания.

Изучение предмета
«Безопасность жизнедеятельности»
предусматривает процесс познания
сложных связей человеческого организма
и среды обитания. Воздействие человека
на среду обитания вызывает ответные
противодействия всех ее компонентов.
Организм человека безболезненно
переносит те или иные воздействия до
тех пор, пока они не превышают пределы
адаптации.

Знания в области
безопасности жизнедеятельности
необходимы всем членам общества на всех
этапах жизни, каждый человек должен
концентрировать свое внимание как на
личной, так и на коллективной безопасности.
Он обязан повышать собственную культуру
безопасности, поскольку, переходя из
состояния учащегося в состояние
работника-созидателя, он должен знать
и всегда оценивать возможные негативные
последствия своих действий. Таким образом,
возникновение и формирование учения о
безопасности жизнедеятельности в России
служат проявлением потребности общества
и человека в защите от опасностей, а
основная цель его заключается в
формировании и пропаганде знаний,
направленных на снижение смертности
людей от внешних причин

Таким образом,
возникновение и формирование учения о
безопасности жизнедеятельности в России
служат проявлением потребности общества
и человека в защите от опасностей, а
основная цель его заключается в
формировании и пропаганде знаний,
направленных на снижение смертности
людей от внешних причин.

Безопасность
жизнедеятельности рассматривает
значительное количество проблем и
вопросов, обеспечивающих безопасность
населения и окружающей среды:

— безопасность
в бытовой среде;

— безопасность
в производственной сфере;

— безопасность
жизнедеятельности в городской среде и
в населенных пунктах;

— безопасность
в окружающей природной среде;

— охрана здоровья
и безопасность населения;

— чрезвычайные
ситуации (ЧС) мирного и военного времени
и другие вопросы, связанные с обеспечением
безопасности.

Схема оповещения при ЧС в организации

Степень негативных последствий от чрезвычайной ситуации очень часто зависит от быстроты реакции различных структур организации

В связи с этим, огромное внимание при разработке документации уделяется созданию схемы оповещения при ЧС. Во всех организациях эти схемы имеют разный вид, поэтому очень сложно представить какой-либо шаблон

Схема оповещения

Идея схемы оповещения примерно одинакова. Сотрудник, который обнаружил факт чрезвычайной ситуации, обязан доложить своему непосредственному начальству или директору по безопасности. Далее информация передается генеральному директору предприятия и, в случае необходимости, в специальные государственные структуры (МВД, МЧС и др.). При необходимости эвакуации, соответствующее объявление делается по всем подразделениям. Каждый сотрудник должен получить информацию о чрезвычайной ситуации.

Схема оповещения должна разрабатываться опытными специалистами по безопасности, так как от нее будет зависеть то, насколько разрушительными и неприятными окажутся последствия аварии или ЧС.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий