Гост р ен 1498-2012 система стандартов безопасности труда. средства индивидуальной защиты от падения с высоты. спасательные петли. общие технические требования. методы испытаний

Приложение ДА (справочное)

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного европейского регионального, международного стандартов

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ЕН 362

IDT

ГОСТ Р ЕН 362-2008 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Соединительные элементы. Общие технические требования. Методы испытаний»

ЕН 363:2002

IDT

ГОСТ Р ЕН 363-2007 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные системы. Общие технические требования»

EN 364:1992

MOD

ГОСТ Р 12.4.206-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Методы испытаний»

ЕН 365

IDT

ГОСТ Р ЕН 365-2010 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке»

ЕН 892:1998

*

ИСО 9227

*

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного европейского регионального м международного стандартов. Перевод данного европейского регионального и международного стандартов находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание- В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

— MOD — модифицированные стандарты;

— IDT — идентичные стандарты.

Ключевые слова: средства индивидуальной защиты, защита от падения, спасательные петли, классы, статическая прочность, динамическая прочность, маркировка, инструкции, информация

7. Информация, предоставляемая изготовителем

Информация, предоставляемая изготовителем, должна быть согласно ЕН 365 и, кроме того, должна по крайней мере включать в себя:

a) рекомендации пользователю (спасателю или спасаемому), что следует прочитать и понять информацию изготовителя, прежде чем использовать спасательную петлю;

b) класс спасательной петли;

c) максимальную расчетную нагрузку для спасательной петли;

d) предупреждение о том, что спасательная петля предназначается только для целей спасения;

e) предупреждение о том, что спасателю следует удостовериться, что спасаемый человек не подвергается опасности из-за смещения лямок спасательной петли или контакта с элементами крепления, например от удара соединительного элемента по голове спасаемого человека во время такого непреднамеренного инцидента, как короткое падение;

f) предупреждение об опасностях нанесения травм при приостановлении;

g) рекомендацию, касающуюся спасательных петель классов A и C: время удержания спасаемого в спасательной петле следует сократить до возможного минимума, чтобы уменьшить риск нарушения дыхания и кровообращения;

h) обозначение настоящего стандарта.

4.2. Материалы и конструкция

4.2.1. Общие положения

Материалы, которые могут соприкасаться с кожей пользователя, должны быть известны как не вызывающие раздражение или возбуждение при нормальном использовании спасательной петли.

4.2.2. Тканая лента и пряжа

Тканая лента и нити должны быть сделаны из комплексных нитей или множества синтетических волокон, пригодных для использования по назначению. Прочность на разрыв синтетического волокна должна быть известна и быть не менее 0,6 Н/текс.

Нитки, применяемые для сшивания, должны быть физически совместимы с лентой, а их качество должно быть сравнимым с качеством определенной ленты. Однако лента и нитки должны быть контрастными по оттенку для облегчения визуального осмотра.

4.2.3. Конструкция

При проверке по спасательная петля не должна иметь острых кромок и заусенцев, которые могут нанести повреждение пользователю.

Спасательная петля должна быть сконструирована таким образом, чтобы при испытании по предотвращалось случайное освобождение спасаемого человека от спасательной петли.

Должна быть возможность визуального осмотра каждого элемента или компонента спасательной петли.

4.2.4. Подсоединение

Спасательная петля должна иметь не менее одной точки подсоединения.

Ушко каждого элемента крепления должно быть диаметром 25 мм.

4.2.5. Соединительные элементы

Соединительные элементы — согласно ЕН 362.

5.3. Проверка прочности статической нагрузкой

5.3.1. Испытательное оборудование

Испытательное оборудование для проверки статической прочности спасательных петель классов A и B должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункты 4.1, 4.2 и 4.3).

Испытательное оборудование для проверки статической прочности спасательных петель класса C должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункт 4.1) и рисунку 4.

5.3.2. Методика проверки для спасательных петель классов A и B

Подгоняют спасательную петлю под размеры манекена корпуса в соответствии с информацией изготовителя. Устанавливают манекен корпуса и спасательную петлю в испытательный стенд и прикладывают силу, эквивалентную 10-кратной максимальной расчетной нагрузке с допуском +0,2 кН, но не менее 15+0,2 кН, между точкой подсоединения спасательной петли и нижним кольцом манекена корпуса (см. рисунки 9 и 10). Силу поддерживают в течение 3+0,25 мин.

1 — спасательная петля; 2 — манекен корпуса; 3 — нижнее кольцо манекена корпуса; 4 — элемент крепления

Рисунок 9 — Проверка прочности спасательных петель класса A статической нагрузкой

1 — спасательная петля; 2 — манекен корпуса; 3 — нижнее кольцо манекена корпуса; 4 — элемент крепления

Рисунок 10 — Проверка прочности спасательных петель класса B статической нагрузкой

При необходимости любую часть спасательной петли класса B, которая, возможно, мешает приложению силы к нижнему кольцу манекена корпуса, за исключением основных лямок, разрешается срезать на участке нижнего кольца.

Проверяют, нет ли отсоединения или разрывов любых элементов спасательной петли. Проверяют основные лямки и элементы присоединения на следы разрушения или разрыва.

Испытание повторяют для каждого элемента крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на манекене корпуса или ее замена.

5.3.3. Методика проверки для спасательных петель класса C

Подгоняют спасательную петлю вокруг тест-формы, как показано на рисунке 11, и прикладывают силу, эквивалентную 10-кратной максимальной расчетной нагрузке с допуском +0,2 кН, но не менее 15+0,2 кН, в течение 3+0,25 мин.

Проверяют спасательную петлю на наличие оторвавшихся элементов. Проверяют основные лямки и элементы крепления на следы разрушения или разрыва.

Испытание повторяют для каждого элемента крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на тест-форме или ее замена.

1 — спасательная петля; 2 — испытательная форма

Рисунок 11 — Проверка прочности спасательных петель класса C статической нагрузкой

4 Требования

4.1 ЭргономикаШирина основных лямок должна быть не менее 40 мм.

4.2 Материалы и конструкция

4.2.1 Общие положенияМатериалы, которые могут соприкасаться с кожей пользователя, не должны вызывать раздражение или возбуждение при нормальном использовании спасательной петли.

4.2.2 Тканая лента и пряжаТканая лента и нити должны быть изготовлены из комплексных нитей или множества синтетических волокон, пригодных для использования по назначению. Прочность на разрыв синтетического волокна должна быть известна и составлять не менее 0,6 Н/текс.Нитки, применяемые для сшивания, должны быть физически совместимы с лентой, а их качество должно быть сравнимо с качеством определенной ленты. Однако, лента и нитки должны быть контрастными по оттенку для облегчения визуального осмотра.

4.2.3 КонструкцияПри проверке по 5.1 спасательная петля не должна иметь острых кромок и заусенцев, которые могут нанести повреждение пользователю.Спасательная петля должна быть сконструирована таким образом, чтобы при испытании по 5.2.3.1 предотвращалось случайное освобождение спасаемого человека от спасательной петли.Должна быть возможность визуального осмотра каждого элемента или компонента спасательной петли.

4.2.4 ПодсоединениеСпасательная петля должна иметь не менее одной точки подсоединения. Ушко каждого элемента крепления должно быть диаметром 25 мм.

4.2.5 Соединительные элементыСоединительные элементы — согласно EN 362.

4.3 Динамическая прочностьИспытание проводят по 5.2 на манекене корпуса человека для спасательных петель классов А и В и с испытательной массой для спасательных петель класса С, эквивалентной максимальной номинальной нагрузке, но не менее 100 кг. Манекен корпуса или испытательная масса должны быть удержаны без разрушения или разрыва основной лямки или элемента крепления спасательной петли. Ни один из элементов спасательной петли не должен быть отсоединен.Если спасательная петля имеет несколько точек подсоединения, то испытание проводят на каждом элементе крепления.

4.4 Статическая прочностьПри испытаниях по 5.3 с приложением силы, эквивалентной 10-кратной максимальной номинальной нагрузке, но не менее 15 кН, в течение 3 мин основные лямки и элемент крепления спасательной петли не должны разрушаться или разрываться. Ни один из элементов спасательной петли не должен быть отсоединен.Если спасательная петля имеет более чем одну точку подсоединения, то испытание проводят на каждом элементе крепления.

4.5 Сопротивление коррозииМеталлические части спасательной петли испытывают по 5.4. После испытания они не должны иметь признаков коррозии, которые могли бы нарушить их функционирование (белый налет или потускнение металла являются допустимыми, если они не ухудшают функционирование металлических частей).Примечание — Соответствие этому требованию не означает возможность для использования спасательной петли в морской среде.

4.6 Маркировка и информацияМаркировка спасательной петли — согласно разделу 6.Информация, предоставляемая со спасательной петлей, должна соответствовать требованиям раздела 7.

5.2. Проверка прочности динамической нагрузкой

5.2.1. Испытательное оборудование

Испытательное оборудование для динамического испытания спасательных петель классов A и B должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункты 4.2, 4.4 и 4.6).

Испытательное оборудование для испытания спасательной петли класса C должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункты 4.4 и 4.6) и рисунку . Это должна быть жесткая структура, имеющая твердую и гладкую поверхность.

Рисунок 4 — Тест-форма для проверки динамической прочности спасательной петли класса C

5.2.2. Испытательная стропа

Испытательная стропа должна быть новым (еще не использованным) динамическим альпинистским канатом, соответствующим требованиям ЕН 892 для одинарного каната, должна иметь номинальный диаметр 11 мм и выдерживать известную ударную нагрузку (9 ± 1,5) кН при первом испытании на ударную нагрузку по настоящему стандарту.

Концы каната заделывают петлями, связав узлы булинь (см. рисунок ), и обеспечивают длину петли и узла не более 200 мм.

Рисунок 5 — Узел булинь

Регулируют длину таким образом, чтобы при нагрузке 100+1 кг длина испытательной стропы, включая петли заделки обоих концов, составляла 2000+100 мм (см. рисунок ).

F — масса 100+1 кг или эквивалентная сила; 1 — узел булинь; 2 — петля заделки конца; 3 — точка/ушко для подсоединения

Рисунок 6 — Испытательная стропа для проверки прочности динамической нагрузкой

5.2.3. Методика проверки

5.2.3.1. Методика проверки для спасательных петель классов A и B

Подгоняют спасательную петлю под размеры манекена корпуса в соответствии с указаниями изготовителя. Подсоединяют одну петлю испытательной стропы к точке подсоединения спасательной петли, а вторую — к испытательному оборудованию.

Подвешивают манекен корпуса посредством спасательной петли, затем поднимают манекен на 1000+50 мм с удалением от осевой линии оборудования не более 300 мм (см. рисунок ). Удерживают его с помощью устройства быстрого расцепления.

a) — класс A; b) — класс B; 1 — спасательная петля; 2 — манекен корпуса человека; 3 — испытательная стропа; 4 — устройство быстрого расцепления; 5 — элемент крепления; 6 — испытательное оборудование

Рисунок 7 — Проверка прочности спасательных петель классов A и B динамической нагрузкой

С помощью устройства быстрого расцепления отпускают манекен со спасательной петлей в свободное падение без начальной скорости.

Проверяют положение манекена корпуса в спасательной петле, а также на наличие оторвавшихся элементов спасательной петли. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

В течение 15 мин проводят второй сброс с использованием той же самой стропы. Разрешается новая подгонка спасательной петли на манекене корпуса.

Проверяют положение манекена корпуса в спасательной петле, а также на наличие оторвавшихся элементов спасательной петли. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

Повторяют это испытание для каждой точки крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на манекене корпуса или ее замена.

5.2.3.2. Методика проверки для спасательных петель класса C

Проверку проводят по , но вместо манекена корпуса используют испытательную массу в соответствии с требованиями ЕН 364 (пункт 4.5). Схему расположения для этой проверки смотрите на рисунке .

1 — спасательная петля; 2 — тест-форма; 3 — испытательная стропа; 4 — испытательная масса; 5 — устройство быстрого расцепления

Рисунок 8 — Проверка прочности спасательных петель класса C динамической нагрузкой

Проверяют положение спасательной петли на тест-форме, а также проверяют спасательную петлю на наличие оторвавшихся элементов. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

В течение 15 мин проводят второй сброс с использованием той же самой стропы. Разрешается новая подгонка спасательной петли на испытательной форме.

Снова проверяют положение спасательной петли на тест-форме, а также проверяют спасательную петлю на наличие оторвавшихся элементов. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

Испытание повторяют для каждого элемента крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на тест-форме или ее замена.

Информация, предоставляемая изготовителем

Информация, предоставляемая изготовителем, должна быть согласно ЕН 365 и, кроме того, должна по крайней мере включать в себя:

a) рекомендации пользователю (спасателю или спасаемому), что следует прочитать и понять информацию изготовителя, прежде чем использовать спасательную петлю;

b) класс спасательной петли;

c) максимальную расчетную нагрузку для спасательной петли;

d) предупреждение о том, что спасательная петля предназначается только для целей спасения;

e) предупреждение о том, что спасателю следует удостовериться, что спасаемый человек не подвергается опасности из-за смещения лямок спасательной петли или контакта с элементами крепления, например от удара соединительного элемента по голове спасаемого человека во время такого непреднамеренного инцидента, как короткое падение;

f) предупреждение об опасностях нанесения травм при приостановлении;

g) рекомендацию, касающуюся спасательных петель классов A и C: время удержания спасаемого в спасательной петле следует сократить до возможного минимума, чтобы уменьшить риск нарушения дыхания и кровообращения;

h) обозначение настоящего стандарта.

Нормативные ссылки

В
настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ЕН
362 Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Соединительные элементы (EN
362, Personal protective equipment against falls from a height — Connectors)

EH 363:2002 Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Системы остановки падения с высоты (EN
363:2002, Personal protective equipment against falls from a height — Fall
arrest systems)

EH 364:1992
Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Методы испытаний (EN
364:1992, Personal protective equipment against falls from a height — Test
methods)

EH 365 Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Общие требования для инструкций по
использованию, сохранению в рабочем состоянии, периодическому осмотру, ремонту,
маркировке и упаковке (EN 365, Personal
protective equipment against falls from a height — General
requirements for instructions for use, maintenance, periodic
examination,
repair, marking
and packaging)

EH 892 Альпинистское
снаряжение. Динамические альпинистские канаты. Требования техники безопасности и методы испытаний (EN
892, Mountaineering equipment — Dynamic mountaineering ropes — Safety
requirements and test methods)

ИСО
9227 Испытания на коррозию в искусственных атмосферах. Испытания в солевом тумане
(Corrosion tests in artificial atmospheres — Salt spray tests)

Информация, предоставляемая изготовителем

Информация,
предоставляемая изготовителем, должна быть согласно ЕН 365 и, кроме того,
должна по крайней мере включать в себя:

a)
рекомендации пользователю (спасателю или спасаемому), что следует прочитать и
понять информацию изготовителя, прежде чем использовать спасательную петлю;

b)
класс спасательной петли;

c)
максимальную расчетную нагрузку для спасательной петли;

d) предупреждение
о том, что спасательная петля предназначается только для целей спасения;

e)
предупреждение о том, что спасателю следует удостовериться, что спасаемый
человек не подвергается опасности из-за смещения лямок спасательной петли или
контакта с элементами крепления, например от удара соединительного элемента по
голове спасаемого человека во время такого непреднамеренного инцидента, как
короткое падение;

f) предупреждение
об опасностях нанесения травм при приостановлении;

g) рекомендацию,
касающуюся спасательных петель классов A и C: время
удержания спасаемого в спасательной петле следует сократить до возможного
минимума, чтобы уменьшить риск нарушения дыхания и кровообращения;

h) обозначение
настоящего стандарта.

Вязка двойной спасательной петли

Построив отделение командир показывает, как правильно связать спасательную петлю на спасаемого и намотать веревку на карабин. Затем командир вяжет петлю вместе с пожарными, не надевая ее на спасаемого. После этого пожарные выполняют упражнение самостоятельно. Затем, усвоив вязку петли, командир делит отделение на две группы (спасаемых и спасающих) и отрабатывает полностью все упражнение.

По команде «Двойную спасательную петлю — связать!» пожарный снимает чехол, достает из центра смотанной в клубок веревки конец, делает три отмера в правую сторону на длину разведенных рук, складывает отмеренную веревку вдвое, а затем вчетверо. Концы веревки и одинарную петлю держит в левой руке, а двойную петлю в — правой. Затем кладет петли веревки, удерживаемые в правой руке на предплечье левой руки, пропускает правую руку с внешней стороны в петлю, образуемую концами веревок, удерживаемых в левой руке, и петлями, перекинутыми через левую руку, берет правой рукой свисающие петли и потянув их обратно затягивает узел. Получается три петли. Пожарный надевает 2 петли на ноги (по одной на каждую), а третью — на шею спасаемого, коротким концом обвязывает спасаемого по талии и фиксирует четыре веревки, находящиеся над центральным узлом и под ним, узлами. Пожарные выполняют упражнение в крагах. Веревку держат снизу, за спиной.

По команде «Спасательную петлю — развязать!» действия пожарных производятся в порядке, обратном порядку вязки двойной спасательной петли. Вязка петель для подъема пожарно-технического оборудования. Пожарный с веревкой в чехле, одетом через плечо, находится на этаже (крыше) здания.

По команде «Спасательную веревку (указывается место сброса) — размотать!» пожарный достает веревку из чехла, вынимает из середины клубка конец веревки, закрепляет его за конструкцию и удерживая его в руке, сбрасывает веревку вниз.

Приложение ДА (справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных и европейских региональных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного европейского регионального, международного стандартов

Степень соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ЕН 362

IDT

ГОСТ Р ЕН 362-2008 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Соединительные элементы. Общие технические требования. Методы испытаний»

ЕН 363:2002

IDT

ГОСТ Р ЕН 363-2007 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные системы. Общие технические требования»

EN 364:1992

MOD

ГОСТ Р 12.4.206-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Методы испытаний»

ЕН 365

IDT

ГОСТ Р ЕН 365-2010 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке»

ЕН 892:1998

*

ИСО 9227

*

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного европейского регионального м международного стандартов. Перевод данного европейского регионального и международного стандартов находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание- В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов:

— MOD — модифицированные стандарты;

— IDT — идентичные стандарты.

Ключевые слова: средства индивидуальной защиты, защита от падения, спасательные петли, классы, статическая прочность, динамическая прочность, маркировка, инструкции, информация

5.2. Проверка прочности динамической нагрузкой

5.2.1. Испытательное оборудование

Испытательное оборудование для динамического испытания спасательных петель классов A и B должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункты 4.2, 4.4 и 4.6).

Испытательное оборудование для испытания спасательной петли класса C должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункты 4.4 и 4.6) и рисунку 4. Это должна быть жесткая структура, имеющая твердую и гладкую поверхность.

Рисунок 4 — Тест-форма для проверки динамической прочности спасательной петли класса C

5.2.2. Испытательная стропа

Испытательная стропа должна быть новым (еще не использованным) динамическим альпинистским канатом, соответствующим требованиям ЕН 892 для одинарного каната, должна иметь номинальный диаметр 11 мм и выдерживать известную ударную нагрузку (9 ± 1,5) кН при первом испытании на ударную нагрузку по настоящему стандарту.

Концы каната заделывают петлями, связав узлы булинь (см. рисунок 5), и обеспечивают длину петли и узла не более 200 мм.

Рисунок 5 — Узел булинь

Регулируют длину таким образом, чтобы при нагрузке 100+1 кг длина испытательной стропы, включая петли заделки обоих концов, составляла 2000+100 мм (см. рисунок 6).

F — масса 100+1 кг или эквивалентная сила; 1 — узел булинь; 2 — петля заделки конца; 3 — точка/ушко для подсоединения

Рисунок 6 — Испытательная стропа для проверки прочности динамической нагрузкой

5.2.3. Методика проверки

5.2.3.1. Методика проверки для спасательных петель классов A и B

Подгоняют спасательную петлю под размеры манекена корпуса в соответствии с указаниями изготовителя. Подсоединяют одну петлю испытательной стропы к точке подсоединения спасательной петли, а вторую — к испытательному оборудованию.

Подвешивают манекен корпуса посредством спасательной петли, затем поднимают манекен на 1000+50 мм с удалением от осевой линии оборудования не более 300 мм (см. рисунок 7). Удерживают его с помощью устройства быстрого расцепления.

a) — класс A; b) — класс B; 1 — спасательная петля; 2 — манекен корпуса человека; 3 — испытательная стропа; 4 — устройство быстрого расцепления; 5 — элемент крепления; 6 — испытательное оборудование

Рисунок 7 — Проверка прочности спасательных петель классов A и B динамической нагрузкой

С помощью устройства быстрого расцепления отпускают манекен со спасательной петлей в свободное падение без начальной скорости.

Проверяют положение манекена корпуса в спасательной петле, а также на наличие оторвавшихся элементов спасательной петли. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

В течение 15 мин проводят второй сброс с использованием той же самой стропы. Разрешается новая подгонка спасательной петли на манекене корпуса.

Проверяют положение манекена корпуса в спасательной петле, а также на наличие оторвавшихся элементов спасательной петли. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

Повторяют это испытание для каждой точки крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на манекене корпуса или ее замена.

5.2.3.2. Методика проверки для спасательных петель класса C

Проверку проводят по 5.2.3.1, но вместо манекена корпуса используют испытательную массу в соответствии с требованиями ЕН 364 (пункт 4.5). Схему расположения для этой проверки смотрите на рисунке 8.

1 — спасательная петля; 2 — тест-форма; 3 — испытательная стропа; 4 — испытательная масса; 5 — устройство быстрого расцепления

Рисунок 8 — Проверка прочности спасательных петель класса C динамической нагрузкой

Проверяют положение спасательной петли на тест-форме, а также проверяют спасательную петлю на наличие оторвавшихся элементов. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

В течение 15 мин проводят второй сброс с использованием той же самой стропы. Разрешается новая подгонка спасательной петли на испытательной форме.

Снова проверяют положение спасательной петли на тест-форме, а также проверяют спасательную петлю на наличие оторвавшихся элементов. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

Испытание повторяют для каждого элемента крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на тест-форме или ее замена.

Страховочная привязь

ГОСТ Р ЕН 361-2008 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные привязи. Общие технические требования. Методы испытаний

Если удерживающая привязь по сути представляет собой пояс с креплением, то страховочная привязь должна включать в себя лямки или подобные элементы, которые размещены в зоне таза и на плечах. Страховочная привязь должна быть подогнана к телу по размерам, для чего могут быть предусмотрены средства регулирования.

Пример страховочной привязи со спинным элементом крепления для останова падения и элементами крепления для рабочего позиционирования:

Где:

1 — наплечная лямка; 2 — вспомогательная лямка; 3 — ремень, используемый в положении сидя; 4 — набедренный ремень; 5 — спинная опора для рабочего позиционирования; 6 — регулировочный элемент; 7 — элемент крепления для останова падения; 8 — пряжка; 9 — элемент крепления для рабочего позиционирования;

a – место нанесения маркировки; b — элементе крепления для останова падения (маркировка заглавной буквой «А»)

Пример страховочной привязи с передним и спинным элементами крепления для останова падения

 Где: 

1 — наплечная лямка; 2 — передний элемент крепления; 3 — набедренная лямка (основная лямка); 4 — элемент регулирования; 5 — спинной элемент крепления; 6 — пряжка

a – место нанесения маркировки; b — элементе крепления для останова падения (маркировка заглавной буквой «А»)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования

     4.1 Эргономика

     4.2 Материалы и конструкция

     4.3 Динамическая прочность

     4.4 Статическая прочность

     4.5 Сопротивление коррозии

     4.6 Маркировка и информация

5 Методы испытаний

     5.1 Исследование конструкции

     5.2 Проверка прочности динамической нагрузкой

     5.3 Проверка прочности статической нагрузкой

     5.4 Испытание на сопротивление коррозии

6 Маркировка

7 Информация, предоставляемая изготовителем

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных и европейских региональных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации

4.2. Материалы и конструкция

4.2.1. Общие положения

Материалы, которые могут соприкасаться с кожей пользователя, должны быть известны как не вызывающие раздражение или возбуждение при нормальном использовании спасательной петли.

4.2.2. Тканая лента и пряжа

Тканая лента и нити должны быть сделаны из комплексных нитей или множества синтетических волокон, пригодных для использования по назначению. Прочность на разрыв синтетического волокна должна быть известна и быть не менее 0,6 Н/текс.

Нитки, применяемые для сшивания, должны быть физически совместимы с лентой, а их качество должно быть сравнимым с качеством определенной ленты. Однако лента и нитки должны быть контрастными по оттенку для облегчения визуального осмотра.

4.2.3. Конструкция

При проверке по спасательная петля не должна иметь острых кромок и заусенцев, которые могут нанести повреждение пользователю.

Спасательная петля должна быть сконструирована таким образом, чтобы при испытании по предотвращалось случайное освобождение спасаемого человека от спасательной петли.

Должна быть возможность визуального осмотра каждого элемента или компонента спасательной петли.

4.2.4. Подсоединение

Спасательная петля должна иметь не менее одной точки подсоединения.

Ушко каждого элемента крепления должно быть диаметром 25 мм.

4.2.5. Соединительные элементы

Соединительные элементы — согласно ЕН 362.

5.2. Проверка прочности динамической нагрузкой

5.2.1. Испытательное оборудование

Испытательное оборудование для динамического испытания спасательных петель классов A и B должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункты 4.2, 4.4 и 4.6).

Испытательное оборудование для испытания спасательной петли класса C должно соответствовать требованиям ЕН 364 (пункты 4.4 и 4.6) и рисунку . Это должна быть жесткая структура, имеющая твердую и гладкую поверхность.

Рисунок 4 — Тест-форма для проверки динамической прочности спасательной петли класса C

5.2.2. Испытательная стропа

Испытательная стропа должна быть новым (еще не использованным) динамическим альпинистским канатом, соответствующим требованиям ЕН 892 для одинарного каната, должна иметь номинальный диаметр 11 мм и выдерживать известную ударную нагрузку (9 ± 1,5) кН при первом испытании на ударную нагрузку по настоящему стандарту.

Концы каната заделывают петлями, связав узлы булинь (см. рисунок ), и обеспечивают длину петли и узла не более 200 мм.

Рисунок 5 — Узел булинь

Регулируют длину таким образом, чтобы при нагрузке 100+1 кг длина испытательной стропы, включая петли заделки обоих концов, составляла 2000+100 мм (см. рисунок ).

F — масса 100+1 кг или эквивалентная сила; 1 — узел булинь; 2 — петля заделки конца; 3 — точка/ушко для подсоединения

Рисунок 6 — Испытательная стропа для проверки прочности динамической нагрузкой

5.2.3. Методика проверки

5.2.3.1. Методика проверки для спасательных петель классов A и B

Подгоняют спасательную петлю под размеры манекена корпуса в соответствии с указаниями изготовителя. Подсоединяют одну петлю испытательной стропы к точке подсоединения спасательной петли, а вторую — к испытательному оборудованию.

Подвешивают манекен корпуса посредством спасательной петли, затем поднимают манекен на 1000+50 мм с удалением от осевой линии оборудования не более 300 мм (см. рисунок ). Удерживают его с помощью устройства быстрого расцепления.

a) — класс A; b) — класс B; 1 — спасательная петля; 2 — манекен корпуса человека; 3 — испытательная стропа; 4 — устройство быстрого расцепления; 5 — элемент крепления; 6 — испытательное оборудование

Рисунок 7 — Проверка прочности спасательных петель классов A и B динамической нагрузкой

С помощью устройства быстрого расцепления отпускают манекен со спасательной петлей в свободное падение без начальной скорости.

Проверяют положение манекена корпуса в спасательной петле, а также на наличие оторвавшихся элементов спасательной петли. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

В течение 15 мин проводят второй сброс с использованием той же самой стропы. Разрешается новая подгонка спасательной петли на манекене корпуса.

Проверяют положение манекена корпуса в спасательной петле, а также на наличие оторвавшихся элементов спасательной петли. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

Повторяют это испытание для каждой точки крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на манекене корпуса или ее замена.

5.2.3.2. Методика проверки для спасательных петель класса C

Проверку проводят по , но вместо манекена корпуса используют испытательную массу в соответствии с требованиями ЕН 364 (пункт 4.5). Схему расположения для этой проверки смотрите на рисунке .

1 — спасательная петля; 2 — тест-форма; 3 — испытательная стропа; 4 — испытательная масса; 5 — устройство быстрого расцепления

Рисунок 8 — Проверка прочности спасательных петель класса C динамической нагрузкой

Проверяют положение спасательной петли на тест-форме, а также проверяют спасательную петлю на наличие оторвавшихся элементов. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

В течение 15 мин проводят второй сброс с использованием той же самой стропы. Разрешается новая подгонка спасательной петли на испытательной форме.

Снова проверяют положение спасательной петли на тест-форме, а также проверяют спасательную петлю на наличие оторвавшихся элементов. Проверяют основные лямки и элементы крепления на наличие признаков разрушения или разрыва.

Испытание повторяют для каждого элемента крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной петли на тест-форме или ее замена.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ЕН 362 Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Соединительные элементы (EN 362, Personal protective equipment against falls from a height — Connectors)

EH 363:2002 Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Системы остановки падения с высоты (EN 363:2002, Personal protective equipment against falls from a height — Fall arrest systems)

EH 364:1992 Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Методы испытаний (EN 364:1992, Personal protective equipment against falls from a height — Test methods)

EH 365 Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Общие требования для инструкций по использованию, сохранению в рабочем состоянии, периодическому осмотру, ремонту, маркировке и упаковке (EN 365, Personal protective equipment against falls from a height — General requirements for instructions for use, maintenance, periodic examination, repair, marking and packaging)

EH 892 Альпинистское снаряжение. Динамические альпинистские канаты. Требования техники безопасности и методы испытаний (EN 892, Mountaineering equipment — Dynamic mountaineering ropes — Safety requirements and test methods)

ИСО 9227 Испытания на коррозию в искусственных атмосферах. Испытания в солевом тумане (Corrosion tests in artificial atmospheres — Salt spray tests)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий