Аварии с поездами: причины, последствия

Величина потерь при железнодорожных катастрофах

Год

Место катастрофы

Количество
пострадавших

Количество
погибших

1987

Станция Каменская

14

106

1988

Станция Арзамас-1

840

91

1988

Станция
Березайка-Поплавенец

152

29

1989

Близ г. Уфа

871

339

1989

г. Алма-Ата

195

32

1989

Станция
Свердловск-сортировочная

более 1000

4

1996

Станция Литвиново

65

17

Ярким
примером может служить железнодорожная
катастрофа в Башкирии.
Она
произошла
в июне 1989 г. в 100 км от Уфы, когда вследствие
утечки газа из газопровода, проходившего
вблизи от железнодорожного пути,
произошел гигантской силы взрыв, в зоне
которого оказались два пассажирских
поезда. В итоге этой трагедии пострадало
1224
чел., из которых пораженных с легкой
степенью поражения оказалось 3,0%; со
средней степенью — 16,4%; с тяжелой — 61,6%; с
крайне тяжелой — 19,0%. Отличительной
особенностью катастрофы было доминирование
термических поражений — 97,4%, а 95,0%
пассажиров
имели ожоги открытых частей тела П-Ш
степени. Ожоги кожи в сочетании с ожогами
дыхательных путей диагностированы у
33% пораженных. Комбинированные травмы
выявлены у 10,0%, и лишь 2,6% пострадавших
имели различные виды травматических
повреждений без ожогов. У каждого пятого
обожженного травма по обширности и
глубине термических повреждений была
не совместима с жизнью.

Основными
причинами аварий и катастроф

на железнодорожном транспорте являются:

неисправности пути;

— неисправности
подвижного состава;

— неисправности
средств сигнализации;


неисправности централизации и
блокирования;


ошибки диспетчеров;


невнимательность и халатность машинистов.

Чаще
всего происходит сход подвижного состава
с рельсов, столкновения, наезды на
препятствия на переездах, пожары и
взрывы непосредственно в вагонах.

Во время поездки
соблюдайте следующие правила:

  • при
    движении поезда не открывайте наружные
    двери, не стойте на подножках и не
    высовывайтесь из окон;

  • тщательно
    укладывайте багаж на верхних багажных
    полках и не перегружайте их вещами или
    закрепляйте так, чтобы при резком
    торможении не стать жертвой собственных
    чемоданов и коробок;

  • не срывайте без
    крайней необходимости стоп-кран;
    запомните, что даже при пожаре нельзя
    останавливать поезд на мосту, в тоннеле
    и в других местах, где осложниться
    эвакуация;

  • курите только в
    установленных местах;

  • не возите с собой
    горючие, химически — и взрывоопасные
    вещества;

  • не включайте в
    электросеть вагона бытовые приборы;

  • при запахе горелой
    резины или появлении дыма немедленно
    обращайтесь к проводнику;

  • при реальной
    угрозе немедленно покидайте вагон
    через тамбурные двери и аварийные
    выходы; в крайнем случае, выбивайте
    подручными предметами (лестницами —
    стремянками, жесткими дипломатами,
    вырванными из гнезд столиками и одежными
    полками) оконные стекла;

  • не тянитесь к
    чемоданам; ваша жизнь не стоит находящихся
    в них вещей.

Действия
пассажиров при крушении поезда:

  • Отойдите от окон
    и дверей:

  • Ухватитесь за
    неподвижные части вагона и упритесь
    во что-нибудь ногами;

  • Вагон покидайте
    через выходы и окна. В первую очередь
    эвакуируйте пострадавших и детей;

  • Чтобы не попасть
    под шаговое напряжение (при крушении
    электропоезда и обрыве контактного
    провода) отойдите от пути не менее чем
    на 30 м;

  • Окажите первую
    медицинскую помощь пострадавшим.

Наибольшую угрозу
для пассажиров представляют первый и
последний вагоны поезда. Первый сминается
и сбрасывается с пути при столкновении
в лоб. С последним то же самое происходит
при столкновении сзади, только в еще
более катастрофических масштабах, так
как его, в отличии от первого, не буферят
локомотив и багажный вагон.

Действия
пассажиров при пожаре в поезде

При возникновении
пожара:

  • Сообщите о пожаре
    проводнику вагона при возникновении
    пожара;

  • Разбудите спящих
    пассажиров;

  • Уходите в передние
    вагоны; если это невозможно — в задние,
    плотно закрывая двери.

Если огнем
отрезаны выходы:

  • Зайдите в купе
    или туалет;

  • Плотно закройте
    за собой дверь и откройте окно;

  • Ожидайте помощь,
    подавая сигналы голосом и стуком.

Если потушить
огонь невозможно:

  • Остановите
    поезд стоп-краном;

  • Откройте двери,
    выбейте окна;

  • Помогите
    эвакуироваться детям и пострадавшим;

  • Выйдите из вагона,
    отойдите от него.

Пожар в
поезде страшен не пламенем, а в первую
очередь, ядовитыми продуктами горения
синтетических отделочных материалов.
Отравление происходит в считанные
минуты, и при интенсивном сгорании —
секунды. При сильном задымлении вагона
закройте нос и рот смоченной водой
тряпкой — полотенцем, наволочкой,
простыней и т. п.

Запомните
— аварийным выходом из вагонов служат
быстро открываемые окна в 3-ем и 6 купе
со стороны поперечных полок.

Важный совет

Если в вагоне после крушения началось возгорание, даже незначительное, покинуть его нужно постараться как можно быстрее. В данном случае опасность заключается не столько в риске сгореть, сколько в отравлении ядовитым дымом. Если выйти из вагона на улицу по каким-либо причинам не получается, нужно постараться хотя бы перейти в другой вагон.

Рот и нос при возгорании обязательно следует закрыть намоченной тряпкой, к примеру, носовым платком или вагонным полотенцем. Передвигаться по вагону, если пассажиров в нем не слишком много, при возгорании лучше всего на четвереньках по полу. Внизу дыма обычно бывает меньше.

Кто чаще становится виновником

Какие бывают ДТП на железнодорожном переезде? Столкновения происходят:

  • между двумя различными транспортными средствами, которые стремятся пересечь пути в кратчайшие сроки, нарушая правила движения;
  • между автомашиной и пешеходом, которые двигаются в одном или попутных направлениях;
  • между автомашиной и поездом.

По данным статистики чаще всего виновниками дорожной аварии на ж/д переезде становятся водители транспортных средств, которые:

  • не соблюдают установленные правила пересечения железнодорожных путей;
  • игнорируют сигналы светофора или регулировщика;
  • невнимательны.

Однако не стоит исключать и виновность:

  • машинистов, которые, как правило, не соблюдают установленный скоростной режим на участке пути, пересекающимся с проезжей частью;
  • пешеходов (в большинстве случаев из-за невнимательности);
  • пассажиров автомашин, которые отвлекают водителей во время пересечения железной дороги.

Большое количество аварий так же происходит по вине:

  • дорожных служб, не следящих за качеством асфальтового покрытия на ж/д переезде;
  • работников дороги, регулирующих движение автотранспорта на переездах, не оборудованных автоматическими шлагбаумами.

Человеческий фактор

Аварии и крушения по этим причинам не поддаются прогнозированию. Но одно дело, если крушение пассажирского поезда связано с объективными причинами. Человеческий организм – хоть и гибкая система, но он не железный. Проблемы со здоровьем могут быть и у диспетчера, и у машиниста. Не всякий медицинский осмотр может выявить эти риски.

Другой вопрос, когда причиной крушения является недобросовестное выполнение служебных обязанностей, халатность, грубое нарушение правил безопасности. Особенно показательны случаи, когда при расследовании причин аварий вскрываются факты пребывания на рабочем месте лиц в состоянии опьянения.

Как оправдать действия машиниста, пытающегося наверстать время опоздания в пути увеличением скорости на опасном участке? А ситуация, когда при наведении порядка в кабине уборщица смогла случайно привести в движение стоящий «под парами» локомотив и при этом на нем не оказалось ни одного специалиста, чтобы остановить его?

Гонки машинистов поездов за право первым въехать на станцию и игнорирование запрещающего сигнала семафора – верх цинизма по отношению к пассажирам. Неподготовленность поездных бригад к устранению последствий пожара и частый некомплект средств для их тушения может иметь печальные последствия даже без факта крушения поезда. Вышеперечисленные ситуации – это далеко не полный перечень халатного отношения к служебным обязанностям на объектах транспорта с повышенным риском для жизни.

Пример из судебной практики

Для уточнения ответственности каждой из сторон аварии на железнодорожном переезде приведем несколько примеров из судебной практики.

Пример 1

ДТП на переезде произошло по причине поломки грузового автомобиля, который не удалось убрать с железнодорожных путей до появления поезда. Машинист не успел полностью остановить состав, заметив опасность слишком поздно. Пострадавших в происшествии людей нет.

За нарушение правил безопасной езды на водителя был наложен штраф в размере 800 рублей (статья 12.1 КоАП). Кроме этого водителем выплачена компенсация в размере 167 000 рублей за ущерб, нанесенный локомотиву.

Пример 2

На переезде произошло столкновение между двумя автомобилями, которые одновременно пытались проехать на запрещающий сигнал светофора и под опускающийся шлагбаум.

В результате столкновения пострадало 2 человека: водитель и пассажир одного из автомобилей.

После рассмотрения дела о дорожной аварии было вынесено решение:

  • установить обоюдную вину в ДТП;
  • взыскать с каждого водителя штраф в размере 1 000 рублей (статья 12.10 КоАП);
  • лишить прав на управление обоих водителей сроком на 6 месяцев;
  • выплатить пострадавшему пассажиру компенсацию в размере 37 000 рублей.

Каждый водитель, в том числе и машинист поезда, обязан знать, что предотвратить столкновением на переезде легче, соблюдая правила движения, чем потом разбирать обстоятельства происшествия и выплачивать существенные суммы компенсаций.

Если же избежать столкновения не удается, то необходимо четко следовать правилам и инструкциям и не в коем случае не впадать в панику.

О чем переживать — о столкновении или сходе с рельсов

Согласно статистике, сталкиваются поезда дальнего следования и электрички друг с другом гораздо реже, чем сходят с рельсов. Аварии второй разновидности случаются на железной дороге в 9 раз чаще, чем первой. Поэтому за основу при выборе самого безопасного места в составе моя бабушка рекомендует брать все же в первую очередь именно возможность схода вагона с рельсов.

Считается, что чаще всего с рельсов в составе сходят первые вагоны. Но иногда с «сбивается с пути» и середина поезда дальнего следования или электрички. С хвостовыми вагонами такая неприятность происходит очень редко.

7 января 2021 года будет произведен запуск SpaceX Falcon 9

Археологи развеяли мифы о вражде неандертальцев и Homo sapiens

Сделали на кухне симпатичный новый фартук: пригодилась виниловая скатерть

Возможность столкновения, хотя такие аварии на железной дороге редкость, при выборе безопасного места, конечно же, также нужно учитывать. При таких катастрофах, согласно статистике, чаще всего страдают первые вагоны. Иногда столкновение может происходить и со стороны хвостовой части состава. Середина поезда в таких катастрофах страдает реже всего.

Аварии с поездами в сновидениях

Как ни странно, человеческий мозг даже в отсутствие упоминаний о железнодорожных путешествиях в некоторых случаях способен воспроизводить их в подсознании. Причем, как утверждают исследователи, сновидения с крушениями поездов могут носить и предупреждающий характер. Пока нет возможности ни подтвердить, ни опровергнуть, что такие видения могут носить пророческий характер. Однако есть смысл хотя бы задуматься о причинах их возникновения.

Авария на железной дороге, увиденная во сне, может символизировать о необходимости соблюдать осторожность и быть готовым к любым неожиданным ситуациям. В первую очередь, как утверждают специалисты, это касается финансовых вопросов

Если в видениях человек оказывается в эпицентре катастрофы, но при этом все складывается благополучно – есть предпосылки в реальной жизни выбраться из серьезной ситуации без существенного урона. Если избежать ущерба все же не удалось – такой сон может предупреждать о легкомыслии и неосмотрительных поступках, которые, скорее всего, заранее обречены на провал.

Причины аварийных ситуаций

Метрополитен считается безопасным видом транспорта, но даже в подземке могут случаться аварии. К счастью, они происходят крайне редко, так как каждый элемент метрополитена проходит несколько этапов проверки надежности и безопасности. Не менее важную роль играет и квалификация сотрудников подземки.

Рисунок 2. Часто аварию в подземке провоцируют сами люди

Чрезвычайные ситуация, которые сопровождаются пожаром, могут возникать из-за столкновения поездов или их схода с рельс, террористических актов, сопровождающихся взрывами, разрушением основных конструкций подземки, неосторожного поведения пассажиров и персонала, а также по причине стихийных бедствий (рисунок 2). Вне зависимости от причины аварии, и сотрудникам метрополитена, и пассажирам, нужно знать, как себя правильно вести в подобной ситуации

Вне зависимости от причины аварии, и сотрудникам метрополитена, и пассажирам, нужно знать, как себя правильно вести в подобной ситуации.

Статистика

В 2020 году на территории РФ эксплуатируется более 11 000 ж/д переездов, причем чуть менее 1/3 из них обслуживаются непосредственно сотрудниками РЖД.

По статистическим данным на переездах произошло следующее количество аварий:

Всего ДТП за 2020 год 211
— в том числе с участием поездов 56
Пострадавших в 2020 году 108 человек
Погибло за 2020 год 31 человек
Всего ДТП за январь — апрель 2020 года 109
— с участием железнодорожных составов 30
Пострадавших за начало 2020 года 70 человек
Погибших за 2020 год 20 человек

По статистике большее количество аварий происходит на:

  • Северо-Кавказской дороге;
  • Горьковской дороге;
  • Куйбышевской дороге;
  • Октябрьской дороге.

В РЖД совместно с сотрудниками правоохранительных органов и иными службами постоянно ведется работа по снижению показателей аварийности.

Для этого:

  • переезды оборудуются автоматическими шлагбаумами, перекрывающими все пространство проезжей части;
  • строятся мосты для разграничения уровней движения разных транспортных средств;
  • проводится работа с водителями (беседы, дискуссии и так далее) в целях профилактики дорожных происшествий.

Технические причины

Как выясняется, расписать на бумаге это проще, чем воплотить. Одна из основных причин – это техническое состояние железнодорожных путей. Не секрет, что основная масса их была проложена несколько десятилетий назад. С тех пор увеличились скорости и нагрузки. Но менять пути под новые условия или прокладывать новые нет возможности. Это связано с серьезными затратами. В лучшем случае проводится частичная замена полотна на участках с наиболее выраженным износом.

То же самое можно сказать и о подвижном составе. Техника также изнашивается, старение металла происходит неизбежно. Поэтому аварии с поездами неизбежны, но нужно стараться их не допускать. Но как? Если без замены изношенной детали двигателя состав не тронется, то с выработкой на колесных парах он еще поездит. Такой подход отчасти оправдан – не останавливать же массово перевозки. Приходится уделять больше времени осмотрам и дополнительному техническому обслуживанию. Но от этого вагоны не становятся новее.

Виды сигналов судовых тревог и их значение

Всего существует три вида сигналов судовых тревог:

  1. «Общесудовая тревога». Это один сигнал-звонок громкого боя продолжительностью 20-30 секунд, затем следует объявление «Общесудовая тревога» по судовой трансляции. Такая тревога может объявляться при возникновении аварийной или предаварийной ситуации, но она не означает призыв покидать судно.
  2. «Человек за бортом». Это три продолжительных сигнала-звонка громкого боя, подающиеся 3-4 раза. За этим сигналом по судовой трансляции передается объявление с указанием номера шлюпки к спуску. Такая тревога предназначается лишь для членов экипажа. Выход остальных пассажиров на открытую палубу по этой тревоге запрещен.
  3. «Шлюпочная тревога». Это 7 коротких и 1 длинный сигнал-звонок громкого боя, повторяющийся 3-4 раза, с последующим объявлением голосом по судовой трансляции. Подается только, когда нет надежд на спасение судна. Объявление подается только согласно распоряжению капитана. По этой тревоге каждый член экипажа, ответственный за безопасность пассажиров, выводит их к месту посадки в плавательный спасательный плот или шлюпку.

4.9. Действия в случае аварии на автомобильном транспорте

Около 75% всех
аварий на автомобильном транспорте
происходит из-за

нарушения водителями
Правил дорожного движения РФ. Наиболее
опасные виды нарушений: превышение
скорости, игнорирование требований
дорожных знаков и разметок, выезд на
полосу встречного движения и управление
автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приводит
к авариям плохое состояние дороги,
неисправность машин: на первом месте –
тормоза, на втором – рулевое управление,
на третьем – колеса, шины. Особенность
автомобильных аварий состоит в том, что
80% раненых погибает в первые три часа
(из-за кровопотери).

      1. При неизбежности
        столкновения следует сохранять
        самообладание:

это позволит
управлять машиной до последней
возможности. До предела напрячь все
мышцы и не расслабляться – до полной
остановки.

4.9.2. Сделать
все, чтобы уйти от встречного удара:
кювет, забор,

кустарник или
дерево – лучше движущего навстречу
автомобиля.

Помнить: при
столкновении с неподвижным предметом
удар левым или правым крылом хуже, чем
бампером.

4.9.3. При
неизбежности удара – защищать голову.
Если автомашина идет на малой скорости,
вдавиться в сиденье спиной и, напрягая
все мышцы, упереться руками в руль. Если
же скорость превышает 60 км/ч и ремень
безопасности не пристегнут, прижаться
грудью к рулевой колонке.

      1. Находясь на
        переднем сиденье пассажира, закрыть
        голову руками и завалиться на бок.

4.9.5.Сидя на заднем
сиденье. Постараться упасть на пол.

4.9.6.После
аварии определиться, в каком месте
автомобиля и в каком положении находитесь,
не горит ли автомобиль и не подтекает
ли бензин (особенно при опрокидывании).

4.9.7.Если двери
заклинены, покинуть салон через окна,
открыв их или разбив.

4.9.8.Выбравшись
из машины, отойти от нее как можно дальше:
возможен взрыв.

4.9.9. В троллейбусе
(автобусе), при отсутствии свободных
мест для сиденья, встать в центре салона,
держась за поручень для большей
устойчивости

Обратить внимание на
расположение аварийных и запасных
выходов

4.9.10.При аварии
возможна паника и давка у выходов. В
этом случае следует воспользоваться
аварийным выходом, выдернув специальный
шнур и выдави стекло.

4.9.11.В случае
пожара в салоне сообщить об этом водителю,
открыть двери (с помощью аварийного
открывания), аварийные выходы или разбить
окно. При наличии в салоне огнетушителя
принять меры к ликвидации очага пожара.
Защитить органы дыхания от дыма (платком,
шарфом и т.п.).

4.9.12.При сильном
загорании отойти как можно дальше от
транспортного средства: может произойти
взрыв бака с топливом.

4.9.13.Сообщить
о загорании в пожарную охрану, используя
все возможные средства связи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий