Булла, карл карлович

Признание заслуг

  • 1901 — Кавалер Ордена Короны Румынии.
  • 1901 — Орден Льва и Солнца (Персия) 4-й степени.
  • 1902 — Болгарская серебряная медаль с короной «За заслуги».
  • 1 мая 1902 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков выставки драгоценностей.
  • 29 марта 1902 — Благодарность Ея Императорского Высочества великой княгини Ксении Александровны за труды по фотографированию Исторической выставки одежды и костюмов в Таврическом дворце.
  • 27 февраля 1904 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков Саровской пустыни.
  • 28 марта 1904 — Высочайшая награда, нагрудный знак, Золотая медаль на Анненской ленте «За усердие».
  • 8 апреля 1904 — Всемилостивейший подарок от Его императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича Золотые часы с цепочкой с изображением Государственного Герба за Альбом Псковских манёвров.
  • 1 мая 1904 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков исторической выставки.
  • 28 августа 1904 — Всемилостивейший подарок от Его императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича Серебрёный портсигар с изображением Государственного Герба за Альбом Проводы войск на Дальний Восток.
  • 30 октября 1904 — Всемилостивейшее почётное звание, Личного фотографа Его Величества Короля Италии.
  • 23 февраля 1905 — Подарок от Его Императорского Величества великого князя Михаила Александровича золотая булавка с короной и вензелем, изображен. Его Императорского Высочества.
  • 29 октября 1906 — нагрудный золотой знак, Знак I степени Попечительства о глухонемых, Ведомства Императрицы Марии.
  • 22 апреля 1907 — Высочайшая награда, шейная Золотая медаль на Станиславской ленте «За усердие».
  • 1909 — Кавалер Ордена Короны Италии
  • 1909 — Кавалер Ордена Полярной звезды.
  • 1909 — Кавалер ордена Академических пальм (Франция)
  • 1910 — нагрудная Золотая медаль Китайской Империи.
  • С 1910 года — потомственный почётный гражданин Петербурга
  • 6 мая 1910 — Высочайшая награда, Потомственное почётное гражданство, за труды по Попечительству «о безприютных детях, усердием Ольги Марицовны Михельсон».
  • 25 мая 1910 — Летучего отряда Красного Креста, бронзовая медаль «В память 200-летия Полтавской битвы» на Андреевской ленте, за фотографирование 200-летнего юбилея Полтавской битвы в гор. Полтава.
  • 26 ноября 1910 — Всемилостивейшее почётное звание, Придворного фотографа Его Величества Короля Сербии.
  • 1911 — Серебряная Звезда I степени Его Величества Эмира Бухарского..
  • январь 1912 — Благодарность Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, за Царскую группу с офицерами Каспийского полка.
  • 2 февраля 1912 — удостоен получением Благодарности Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны.
  • 20 февраля 1912 — с Высочайшего соизволения, почётное звание Поставщика Двора Ея Императорского Высочества великой княгини Марии Павловны.
  • 18 марта 1912 — Всемилостивейшее почётное звание, Придворного фотографа Его Величества Короля Черногорского Николая I.
  • август 1912 — нагрудная бронзовая медаль «100-летие Бородинского сражения» на Владимирской ленте, за фотографирование столетия Бородинского боя.

Удостоен:

  • Масса добровольных Благодарностей от Высокопоставленных лиц и различных Учреждений, а также Подарки от Их Высокопревосходительств господина Министра Двора и господ Градоначальников
  • Почётного звания и зачислен Специальным Фотографом:
    • 18 февраля 1899 — Попечительства Государыни Марии Феодоровны о глухонемых.
    • 23 марта 1904 — Императорской Публичной библиотеки, по Министерству народного просвещения.
    • с января 1904 — Императорского Пожарного общества, также с зачислением пожизн. членом Общества.
    • с 1904 — Императорского Российского Аэроклуба.
    • 7 июля 1904 — Управления Санкт-Петербургского градоначальства.
    • 14 декабря 1904 — Главного Управления Российского Общества Красного Креста.

«Карл Булла: взгляд на мир Толстого»

Это мероприятие организовано не в самом фотосалоне им. Буллы, но при непосредственном его участии. Оно продлится до конца мая в Москве. Его экспонаты появились в далеком 1908 году, летом. Именно тогда Карл Булла прибыл в Ясную Поляну – резиденцию великого писателя Льва Толстого. У Буллы было задание сразу от нескольких редакций Петербурга — сделать серию снимков Толстого.

Великий мастер справился с задачей на все 100 процентов. В итоге на свет появились около сотни фото. Многие из них известны широким массам, однако с некоторыми до недавних пор были знакомы лишь специалисты в области литературы и фотографии. В итоге в московском музее Толстого решили исправить это упущение и организовали выставку фотографий Карла Буллы.

В рамках экспозиции посетители фотосалона могут увидеть подлинные изображения Льва Толстого, его родных и близких, а также целую россыпь знаменитостей начала XX века. В столицу для выставки был доставлен, пожалуй, основной раритет — павильонная фотокамера К. Буллы, а также некоторые уникальные вещи из личного архива и печатные издания прошлых лет с работами маэстро.

Чем знаменито здание на Невском, 54

Строение, в котором успешно функционирует фотосалон им. Буллы, также прославилось как дом Демидовых. Его история началась в 40-х годах XVIII века. Тогда на этом самом участке земли было построено здание, спроектированное архитектором Трезини. Примерно через 10 лет его выкупили и переделали для известного госдеятеля И. И. Шувалова. В итоге вокруг здания «вырос» настоящий дворцовый комплекс.

В 1825 году право на владение зданием перешло к промышленнику Николаю Демидову, представителю славного и знатного рода. Спустя 16 лет здание расширил архитектор Пель, после чего дом стал носить название «Демидовская гостиница». К слову, именно здесь в 1843 году знаменитый писатель Иван Тургенев познакомился со своей роковой пассией Полиной Виардо.

В начале 80-х годов XIX в. здание на Невском проспекте пережило масштабную перестройку, проект которой создал зодчий Сюзор. Именно после этого не особо примечательный домик из 3 этажей трансформировался в четырехэтажное эклектическое здание, известное и в наши дни.

Карл Люксембургский: происхождение и путь к трону

Императорская корона упала на его голову, когда ему исполнилось 30 лет. Восшествие на престол не застало его врасплох: будущий Карл IV был уже довольно зрелым и опытным правителем.

Иоанн Люксембургский. (Wikimedia Commons)

Его происхождение — это причудливое переплетение самых разных персонажей средневековой истории Германии. Он был сыном Иоанна Люксембургского, короля Богемии, которого поданные величали Яном. Отцовский род был связан с самим Карлом Великим: их предок, герцог Брабанта, находился с императором Запада в родстве. Но на этом венценосные предки Карла IV не заканчивались: Генрих VII приходился ему дедом, а Рудольф Габсбург — прадедом. Ярым противником Рудольфа являлся Оттокар Богемский из рода Пржемысловичей, который также приходился Карлу Люксембургскому прадедом со стороны матери — Элишки Пржемысловны.

Можно сказать, что с наследственностью будущему «отцу Чехии» повезло.


Элишка Пржемысловна. (Wikimedia Commons)

Чего совершенно нельзя сказать про его детство: урождённый Вацлав (именно такое имя ему было дано при крещении) в три года был оторван от матери и даже пережил домашний арест в ходе затяжных придворных смут. Уже будучи взрослым человеком, он частенько любил запираться в тёмных помещениях в одиночку: это был своеобразный отголосок непростого детства. В 1325 году Вацлава отправили на воспитание к своему крёстному отцу — французскому королю Карлу IV. Существует мнение, что именно в Париже он обрёл новое имя Карл благодаря своему крёстному: король Франции не хотел пугать придворных странным (для французов) именем крестника. Будущий император получил надлежащее образование: Карл был послушным и прилежным учеником. Его учил аббат Фекана — будущий папа римский Климент IV.

Во время пребывания при дворе французского монарха Карлу была выдана замуж Бланш — сводная сестра Филиппа VI де Валуа.


Владения Люксембургов в XIV веке . (Wikimedia Commons)

Далее был непростой путь к постижению основ управления наследством. Сперва Карл стал наместником отца в его североитальянских землях: местные дипломаты и кондотьеры подарили будущему императору бесценный опыт в политических играх. В отличие от своего отца, Карл старался не решать вопросы с помощью оружия.

В 1333-м он вернулся в родные края и уже через год принял титул маркграфа Моравии.

Быстро вспомнив местные наречия, Карл прекратил распри чешских панов и постарался восстановить экономическое положение Богемии. Иоанн Богемский долгое время выжимал все соки из своего королевства: Чехия была обескровлена дворянскими дрязгами и постоянными поборами на войну. Когда в 1339 году в очередном бою Ян Люксембург потерял зрение, Карлу пришлось взять на себя бразды правления отцовскими уделами. Но характер ведения дел у отца и сына был совсем разный. Из-за этого Иоанн едва не лишил Карла наследства.

К этому времени Карл уже заручился поддержкой и церковников, и ряда светских правителей, которые в 1342 году помогли ему в борьбе за наследство родного брата в Тироле против императора Людовика IV Баварского. Герцог Саксонии, архиепископ Майнца и король Богемии (отец Карла) поддержали маркграфа Моравии в борьбе с венценосным Виттельсбахом. В итоге сам папа римский из Авиньона Климент VI указал имперским князьям на то, что пора сменить государя. В 1346 году Карла избрали новым императором.


Битва при Креси. (Wikimedia Commons)

Вскоре союзник «новоизбранного государя» Филипп VI попросил помощи в борьбе с армией английского короля Эдуарда III: вовсю шла Столетняя война. Карл и Иоанн Слепой приняли участие в знаменитой битве при Креси. Отец императора пал в бою.

По возвращении из Франции Карлу пришлось столкнуться с сопротивлением ряда имперских городов, которые и слышать ничего не хотели о его избрании: фактически вся Германия считала Карла марионеткой папы. Тем не менее 26 ноября 1346 года Карл Люксембургский принял титул короля Германии.

Золотая булла и другие успехи Карла IV

Наконец, 25 июля 1349 года состоялась повторная коронация Карла в Ахене. Примирившись с Виттельсбахами посредством династического брака (он взял в жёны Анну, дочь хозяина Пфальца), Карл обратил свой взор на Апеннинский полуостров. В октябре 1354 года немецкий король вместе с 300 всадниками отправился в Италию. В Риме он короновался императором. Основной целью похода было назначение лояльных наместников без вмешательства во внутренние дела городов. В Риме император встретил Пасху и повторно короновался в Латеране. Многие интеллектуалы и гуманисты того времени были недовольны его деятельностью в Италии и довольно быстрым отбытием. Они мечтали о возрождении былой Римской империи, в которую Карл IV не особо хотел верить: его ждали серьёзные дела в Германии и Богемии.


Семь курфюрстов. (Wikimedia Commons)

В 1355 году император созвал съезд в Нюрнберге для решения жизненно важных вопросов империи. Работа оказалась крайне непростой: съезд пришлось возобновить уже в Меце. В Рождество 1356 года, наконец, появился плод кропотливого труда — новый императорский указ. «Kaiserliches Rechtsbuch» или Золотая булла, которая регламентировала систему выбора императора, запрещала городские союзы и включение жителей сельской местности в городскую общность. К тому же документ возбранял сбор незаконных дорожных пошлин.

Согласно булле, избрание императора осуществлялось коллегиально. Право голоса имели семь выборщиков (курфюрстов) — король Богемии, герцог Саксонии, маркграф Бранденбурга, Рейнский пфальцграф, архиепископы Трира, Майнца и Кёльна.

Все организационные вопросы новых выборов ложились на плечи архиепископа Майнца: именно он рассылал приглашения и назначал дату голосования. В булле, наконец, была решена проблема влияния духовной власти понтифика на имперский престол: документ попросту не отмечал обязательного утверждения кандидатуры папой римским.

Отныне империя стала объединением княжеств, располагавшими достаточной самостоятельностью.

Биография

Сын знаменитого фотографа Карла Карловича Буллы. Католического вероисповедания. В 1899 году окончил Английское училище в Санкт-Петербурге. Фотографическое образование получил в Германии. Начал работать в фотоателье отца вместе с братом Александром.

Получил самостоятельную известность в 19-летнем возрасте, во время русско-японской войны, будучи прикомандирован в должности фотокорреспондента к Сибирской резервной бригаде. Фронтовые репортажи Виктора публиковались в журналах «Нива» и «Искры», и перепечатывались всеми издававшимися в то время в России газетами и журналами, часто попадая и на страницы зарубежных изданий. Виктор находился в самом центре событий, часто принимая на себя обязанности «брата милосердия», и был впоследствии награждён серебряной медалью «За храбрость» на Гвардейской ленте с правом ношения на груди.

После окончания войны вернулся к работе фотокорреспондента в семейном фотоагентстве, однако вскоре увлекается кинохроникой. В одном из номеров журнала «Кинемо» появилось рекламное объявление: «Новая фабрика Буллы готовится к выпуску новинок». Это была реклама открытого им совместно с братом Александром в 1909 году товарищества «Аполлон» по производству и прокату хроникальных и видовых фильмов, где Виктор одновременно был оператором, режиссёром и директором. За два года существования товарищества, кроме официальных хроник, братьями было выпущено около 40 картин, среди которых есть уникальные, посвященные спорту: о международных соревнованиях конькобежцев в Выборге и автопробеге С.-Петербург-Рим-С.-Петербург (вместе с братом Александром и оператором Ф. Вериго-Даровским, 1910). С 1911 товарищество «Аполлон» передало оптовый прокат и продажу фильмов кинопредприятию «Продафильм», которое занималось экранизацией произведений классической литературы. Только за год Виктор отснял более 20 короткометражек. Тогда были экранизированы драма А. Н. Островского «На бойком месте», «Синяя птица» М. Метерлинка и даже сказка «Царевна-лягушка».

С началом Первой мировой войны Виктор возобновил работу в фотографии отца, снимал революционные события 1917—1918 гг. В эти же годы продолжил работу кинооператора и принял участие в создании документального фильма о Февральской революции 1917 года («Хроника революции в Петрограде»). Динамичные и образные кадры фотографа послужили основой для режиссёров С. Эйзенштейна и М. Чиаурели при создании фильмов о революции 1917 года.


«Оборона пионеров», Ленинград (1937)


Красногвардейский отряд завода «Вулкан» (1917)

Снимал события октябрьского восстания 1917 года, затем руководил фотографией Петроградского Совета, располагавшейся в бывшем ателье К. К. Буллы (Невский проспект, д. 54). Стал одним из создателей кино- и фотоленинианы (снимал В. И. Ленина на восьмом и девятом съездах РКП(б) в 1919—1920 годах; во время работы второго и третьего конгрессов Коминтерна, в 1920—1921 гг.). Создал фотопортреты Зиновьева, Каменева, Сталина и других советских и партийных деятелей, фактически выступая в качестве штатного фотографа .

В 1921 году совершил поездку в Баку, на нефтяные промыслы Биби-Эйбат.

В 1928 году состоялась выставка «Советская фотография за 10 лет», на которой Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей, превзойдя числом, и разнообразием сюжетов остальных участников. Тогда жюри выставки присудило им почетный диплом, что считалось очень высокой наградой.

Фотографическое собрание семьи (132 683 негатива) в 1935 передал в Архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области.

15 июля 1938 года (по другим сведениям 23 июня 1938 года) арестован по доносу одного из сотрудников фотосалона Буллы. Известно, что допрашивали Виктора всего два раза. После первого никаких обвинений предъявить не удалось, а на втором допросе он был вынужден «сознаться» в шпионской деятельности. В 1938 году родственникам арестованного сообщили, что Виктор Булла — «Враг народа». Сослан в ДВК. «Десять лет без права переписки». Впоследствии родным сообщили, что В. Булла умер от рака желудка в 1944 году в одном из дальневосточных лагерей, однако внуку Виктора Булла, Андрею Леоновичу Каминскому, удалось найти документ, согласно которому Виктор Булла был расстрелян в октябре 1938 года в Левашово. Репрессии в отношении Виктора и Александра, с учетом эмиграции их отца, означали запрет на упоминание фамилии всех Булла где бы то ни было. Снимки их печатались как анонимные или под другими фамилиями, вплоть до «перестройки».

В 1958 году был посмертно реабилитирован.

Выставка дореволюционной эротической фотографии

Есть в музее Карла Буллы отдельный уголок, обозначенный табличкой «18+». Чтобы попасть в него, нужно подняться на самый верхний этаж, где находится уютная и небольшая комната. В ней обустроена экспозиция дореволюционной эротической фотографии.

В рамках этой необычной выставки посетители могут увидеть эротические ретроспективы и сцены из частной коллекции нынешних хозяев фотосалона. Стоит отметить, что далеко не все демонстрируемые сценки невинны.

Несмотря на то что автором данных фото является не Карл Булла, их очень любопытно изучать. Кстати, по словам историков, сам мастер и его сыновья также занимались эротическими съемками, фотографируя голых спортсменов и спортсменок с накачанными телами.

Еще один плюс данного помещения на Невском проспекте – шикарный вид из окна. Только ради него сюда стоит заглянуть хотя бы на пару минут.

Фотоконкурс имени Карла Буллы «Эпохи зримые черты»

Обложка брошюры с работами победителей конкурса им. Карла Буллы «Эпохи зримые черты»

Международный фотоконкурс имени Карла Буллы (отца отечественной репортажной фотографии) был учрежден в 2007 году Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы и Санкт-Петербургским союзом журналистов и проводится под патронатом Губернатора Санкт-Петербурга. Конкурс является «вторым рождением» конкурса «Лучший фотокорреспондент года», проводимого с 1995 года.

фотоконкурс проводится в следующих номинациях:

  • Новости
  • События
  • Повседневная жизнь
  • Семейная фотография
  • Городской пейзаж
  • Природа
  • Люди и лица
  • Спорт

Фотоконкурс проводится один раз в два года. Принять участие в конкурсе могут профессиональные фотографы и фотолюбители России и стран ближнего зарубежья.

По итогам конкурса присуждается:

Гран-при. Победитель получает бронзовую статуэтку «Светописец Карл Булла», диплом и профессиональную камеру марки Canon.

В каждой номинации присуждаются:

  • 1 место. Победитель получает диплом первой степени, памятную медаль и денежный приз;
  • 2 место. Победитель получает диплом второй степени и памятную медаль;
  • 3 место. Победитель получает диплом третьей степени и памятную медаль;

В жюри конкурса входят известные российские специалисты в области искусства и фотографии. В церемонии награждения участвуют представители Правительства Санкт-Петербурга.

Призёры конкурса им. Карла Буллы «Эпохи Зримые черты»

2007 г. Гран-При Коротаев, Владимир Аркадьевич, г.Тюмень, серия «Как Андрюшку усыновили»

События Лагунов, Игорь Анатольевич, г.Магнитогорск, серия «Призыв»
Природа 1 место не присуждалось
Повседневная жизнь Майсюк, Анна Сергеевна, г. Санкт-Петербург, серия «Осенние каникулы»
Семейная фотография Коротаев, Владимир Аркадьевич, г. Тюмень, серия «Как Андрюшку усыновили»
Городской пейзаж 1 место не присуждалось
Люди и лица Лагунов, Игорь Анатольевич, г. Магнитогорск, серия «Комбинат»
Спорт 1 место не присуждалось

2009 г. Гран-При Арменакян, Назик Леваевна, Армения город Ереван серия из 8 работ «Выжившие»

Люди и лица Арменакян, Назик Леваевна, Армения город Ереван серия из 8 работ «Выжившие»
Спорт Стрелец, Юрий Хаимович, г. Самара, серия из 5 работ «Бокс по ту сторону забора»
Повседневная жизнь Плотникова, Татьяна Юрьевна, г. Санкт-Петербург, серия из 5 работ «Delirium Tremens» (Делириум тременс)
Городской пейзаж Волкова, Людмила Васильевна, г. Санкт-Петербург, серия из 5 работ «Посвящение»
Семейная фотография Шустова, Ирина Ивановна, г. Санкт-Петербург, серия из 4 работ «Перепись населения»

Возрождение фотосалона и начало работы музея

В 90-х гг. прошлого века доктор В. Эльбек по совету своего сына решил стать владельцем фотосалона на Невском, 54. Сказано – сделано! Эльбек, правда, вспоминает, что дом ему достался в ужаснейшем состоянии и больше напоминал курятник с текущими крышами, в котором вдобавок обваливались лестницы. В комнатах, где проявлялись фото, было нереально дышать. Вся обстановка была такой жалкой и «убитой», что Эльбек, по его признанию, не мог и помечтать об открытии здесь хорошего салона фото или проведении вернисажей.

Фотосалон существовал в таком виде еще несколько лет, оставаясь прибыльным бизнесом. В конце 90-х Эльбек подробно изучил историю здания, узнал все подробности жизни и работы фотографа Карла Буллы и загорелся идеей создать его музей. Однако для этого нужно было провести реставрацию салона.

Готовясь к открытию музея, Эльбек начал покупать оригинальные кадры К. Буллы и его наследников, а также фотографии других мастеров, творивших в России до революции.

Средства на масштабную реконструкцию Эльбек собрал к 2002 году и незамедлительно запустил процесс. В ходе восстановительных работ был воссоздан один из главных элементов фотосалона — стеклянный плафон фотомастерской. В январе 2004 года фотосалон Карла Буллы был готов в торжественной обстановке встречать первых посетителей.

Фотосалон

Помещение представляет собой хорошо освещенную протяженную галерею. Ее основная часть занята непостоянными экспозициями, ведь в салоне с регулярной частотой проходят вернисажи, составленные из творений современных мастеров фотографии. Фотомастерская К. Буллы находится в помещении, где царит атмосфера тропической теплицы. Сверху здание украшает стеклянный купол, который можно легко рассмотреть с улицы. Говорят, что Булла очень ценил именно этот купол, так как благодаря ему мог работать в своей мастерской без искусственного света.

Добавим, что купол, который размещен в фотосалоне сегодня, не является подлинным. В 2002-2003 годах его реставрировали и восстановили в результате долгой и кропотливой работы.

Сфера интересов мастера

Благодаря работам К. Буллы сегодня мы имеем возможность лицезреть различные фотографии прошлых веков. К примеру, Карл Булла часто снимал интерьеры особняков царей и князей, архитектуру храмов, которые серьезно пострадали во времена СССР, а также быт людей прошлого из разных слоев общества: от аристократии и научных деятелей до обычных извозчиков и работяг. Его снимки позволяют представить, в какой обстановке проходили те или иные события в Петербурге, как выглядели дома и вывески старинного города. Современники могут на несколько часов «заглянуть в гости» к легендарному Льву Толстому и другим людям из мира творчества.

Камера маэстро «ловила» и запечатлевала жизнь во всех ее аспектах и направлениях. Он не стремился показать только будни или только праздники. Неудивительно, что на сегодняшний день его работы высоко ценятся специалистами самых разных областей: реставраторами, историками и даже создателями кинокартин.

Первые впечатления при посещении музея

Музей Карла Буллы расположен по адресу: проспект Невский, 54. Это тихий и приятный уголок на 4-м этаже, в котором еще сохранился дух аристократизма старинного Петербурга. По пути наверх можно с интересом рассматривать фотографии различных современных знаменитостей, которыми здесь украшены стены.

В начале самого фотосалона находится вестибюль, в котором висит автопортрет знаменитого мастера — Карла Буллы. Он запечатлен с портативной камерой на шее, которая позволяла ему создавать великолепные фотографии на обычных улицах. Кстати, тогда техника Буллы считалась крайне «навороченной». Когда вы попадаете непосредственно в музей, который продолжается выставочной галереей Карла Буллы, не забудьте также о террасе со знаменитой площадкой, с которой открывается потрясающий вид на город.

Карл IV: отчим империи, но отец Богемии

Делам Германии Карл предпочёл восстановление своего родного края — Богемии. Ещё в начале своего пути Карл позаботился об увеличении территории королевства: брачные союзы и схватки с соседями дали результат. Польша, Венгрия, Австрия и Бавария вошли в династическую орбиту Люксембургов. Теперь Чехия была защищена со всех сторон.


Собор святого Вита. (Wikimedia Commons)

Прага получила особые торговые привилегии: в город потянулись купцы из Гамбурга, Любека и Нюрнберга. Сотрудничество с Венецией также способствовало экономическому росту столицы Богемии. Началась разработка серебряных рудников в Кунта-Горах.

Сам император планировал крепко осесть в городе на Влтаве чтобы создать там «второй Рим». Началась перестройка Градчаны, строительство собора святого Вита. Для новой имперской столицы требовалась своя канцелярия: Карл привлёк лучших финансистов и управленцев со всей Германии.

В 1348 году был основан университет в Праге, который до сих пор носит имя императора. Город разрастался вокруг рыночных площадей: столица Богемии обрела свой неповторимый блеск.

Чешская знать, так любившая гуляния и праздники, не всегда была довольна действиями своего короля. Карл нечасто устраивал пышные мероприятия, а скорее довольствовался скромными приёмами в своей резиденции Карлштайн. В целом богемские паны не питали симпатий к своему королю.

Карлштайн. (Wikimedia Commons)

Историки утверждают, что именно при нём стали запускать карпов в пражские водоёмы, активно выращивать сливу и виноград для виноделия. Многим высоким особам приписывают создание особого напитка — Карлу досталась знаменитая чешская сливовица.

Общеимперские реформы требовали огромного количества финансов, а на востоке Польша вела борьбу за Померанию с Тевтонским орденом. Карл поспевал далеко не везде. Воспользовавшись слабостью Франции, император занял Бургундию. Больших усилий ему также стоило обеспечить трон своему наследнику Вацлаву: Карл заплатил немалую сумму чтобы курфюрсты обеспечили избрание его сына королём Германии. Но сберечь мир внутри империи ему не удалось: немецкая знать всё равно не прекратила выяснять отношения между собой.

К концу жизни императора мучила подагра. После посещения Парижа 29 ноября 1378 года Карл IV скончался. Для Чехии он навсегда остался Карелом I.

Фотоэкземпляры музея

Музей раскинулся всего на нескольких квадратных метрах, но на таком компактном пространстве воссоздана неповторимая атмосфера былых лет. В частности, здесь размещено фортепиано, декорированное подсвечниками, а на стенах висят антикварные часы с маятником. Некоторые кадры – подлинники образца начала прошлого века, другие снимки отпечатали в наши дни со старых негативов. Среди прочих фотографий стоит выделить большое количество фотопортретов Шаляпина.

Здесь же можно увидеть уникальную павильонную камеру Буллы. Даже по прошествии многих лет она все еще работоспособна, поэтому иногда ее используют для создания фото в стиле ретро. Рядом есть уголок с тремя фотопортретами, декорированный зеленью. На снимках изображены сам Карл Булла и его сыновья.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий