Какие плавсредства классифицируются как маломерные суда

Средства идентификации

Данные правила прописаны в КВВТ РФ от 2001 года, редакция этого года. Каждое судно, которое подлежит регистрации в Госреестре Российской Федерации, должно иметь название и номер. Он присваивается органом, где лодка ПВХ или катер был поставлен на учет. Номера наносят на две стороны чуть выше названия.

У каждого объекта есть позывной сигнал и номер судовой станции для связи по спутнику, но это зависит от технического оборудования плавательного средства. Исключение составляют только судовые шлюпки — на них указывают название и вместительность.

Визуальная сигнализация

Судоводитель обязан соблюдать правила визуальной сигнализации с наступлением темноты. При этом нельзя выставлять любые другие огни, которые могут помешать посторонним экипажам. Днем ночные огни могут быть использованы в том случае, если это требуется при недостаточной видимости. Существуют следующие виды сигнальных огней:

  • топовый огонь;
  • бортовые огни;
  • кормовой огонь белого цвета;
  • круговой огонь;
  • буксировочный огонь желтого цвета;
  • цветная или белая светоимпульсивная отмашка;
  • проблесковый огонь.

Ночная ходовая сигнализация

На катере должен быть топовый огонь, бортовые и кормовые огни. Для пассажирских судов необходимо дополнительно иметь круговой проблесковый огонь желтого цвета. Бортовые огни возможно скомбинировать в один фонарь, который располагают на носу плавсредства. Для парусных судов другие требования:

  • для яхт длиной до семи метров — круговой огонь белого цвета на мачте и освещение паруса;
  • судна до двадцати метров — кормовой и бортовые огни, можно объединять в один фонарь на мачте;
  • парусные судна длиной свыше двадцати метров — бортовые, круговые, кормовые огни.

Во время ночной стоянки маломерные судна несут 1 круговой белый огонь, расположенный на мачте. В случае транспортного происшествия должен быть круговой огонь белого цвета с открытой стороны, а с той, где проход невозможен, — 3 огня красного цвета.

Дневная сигнализация

Суда с парусом и мотором обязаны нести черный конус, расположенный широкой стороной вверх на самом видном месте. При стоянке с якорем требуется черный шар, который устанавливают на достаточной высоте, чтобы его было хорошо видно. Для плавательных средств на мели предусмотрены 3 черные шара. Если судно потерпело крушение или нуждается в помощи, оно может сигнализировать следующим образом:

  • установить шар над или под флагом;
  • мигать круговым огнем, прожекторами и другими осветительными приборами;
  • запускает ракетницы.

Если же подача сигнала вышеописанными способами невозможна, то следует обратить внимание на членов экипажа. Они могут просить о помощи жестами — поднимать и опускать вытянутые руки

Какой техникой Вы пользуетесь?

Выберете до 3 ответов

Лодка

Общий балл
2410

178

+

2588

Сельхоз и спецтехника

Общий балл
1917

165

+

2082

Квадроцикл

Общий балл
986

88

+

1074

Снегоход

Общий балл
781

36

+

817

Катер

Общий балл
712

33

+

745

Гидроцикл

Общий балл
304

26

+

330

Яхта

Общий балл
184

31

+

215

Суда на воздушной подушке

Общий балл
74

30

+

104

Звуковая сигнализация

Звуковые, как и визуальные, сигналы должны подавать самоходные и несамоходные судна, оборудованные специальными приборами. Короткий звук подается не более 1-2 секунд, продолжительный — до 5 секунд. Если человек находится за бортом, то экипаж информируют тремя продолжительными сигналами. Перед оборотом следует подать 4 коротких, а в случае предупреждения — не менее 5 коротких звуковых сигналов.

Стоит обратить внимание, что вблизи населенных пунктов звуковые сигналы могут быть ограничены. Это не относится к бедствию или другим случаям, когда сигнал необходим для предотвращения аварии

Правила стоянки

Судоводители обязаны выбирать для стоянки место как можно ближе к береговой линии, чтобы не создавать препятствий для хождения других судов. Плавсредство нужно ставить на якорь либо пришвартовывать, учитывая ветер, уровень воды, волны. Недопустимо становиться на стоянку:

  • на участках с запрещающими знаками;
  • вблизи мостов, линий электропередач, подводного трубопровода;
  • на узких участках или у берегов с прижимным течением;
  • на входе в притоки.

Маломерные судна владельцы чаще пришвартовывают на специальных стоянках с охраной. Если надзора нет, то следует надежно примкнуть лодку и снять мотор. Плавательные средства нельзя оставлять без присмотра, так как им могут воспользоваться посторонние люди, а ответственность все равно понесет хозяин.

Каждый владелец маломерного судна должен не только зарегистрировать его в ГИМС, но и правильно эксплуатировать. Необходимо знать правила РФ эксплуатации маломерных судов на водных объектах.

Судостроительные заводы в РФ

В России имеются компании-проектанты, разрабатывающие конструкторскую и технологическую документацию для строительства рыбопромысловых судов и не менее 13-ти судостроительных заводов, которые могут осуществлять строительство рыбопромысловых судов, в том числе:

  • В европейской части РФ: АО «Судостроительный , АО «Балтийский , ОАО «Адмиралтейские верфи», АО « и некоторые его филиалы, АО «Прибалтийский судостроительный , АО «Средне-Невский судостроительный , СЗ «Вымпел» (г. Рыбинск) АО «Ярославский судостроительный и другие.
  • На Дальнем Востоке: ОАО «Амурский судостроительный завод» (от маломерных до крупнотоннажных судов), ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции», г. Благовещенск (от маломерных до среднетоннажных судов), ОАО «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод» (возможно строительство маломерных и среднетоннажных судов), ОАО «Хабаровский судостроительный завод» (возможно строительство среднетоннажных судов), ОАО «Дальневосточный судостроительный .

Описание проектов, для которых проводилось исследование:

  • Строительство рыболовного траулера
  • Строительство рыболовного танкера

Новости по проектам

Парусная яхта может быть включена в регистр ВФПС (Спортсудорегистр)

Регистр Всероссийской федерации парусного спорта

Регистрация добровольная.

Может потребоваться для участия в проводимых под эгидой ВФПС регатах.

НЕ имеет правоустанавливающего значения.

НЕ является государственной регистрацией.

НЕ отменяет необходимость государственной регистрации.

Квалификационные удостоверения ВФПС

(YMO — YACHT MASTER OCEAN, YM — YACHT MASTER, YSC — COASTAL SKIPPER, DS — DAY SKIPPER, SBH — Sailing Boat Helmsman, IY — Ice Yacht, CCR – COMPETENT CREW)

НЕ являются квалификационным документом.

НЕ дают специального права на управление судном, подлежащим государственной регистрации.

НЕ освобождают от необходимости проходить аттестацию судоводителя маломерного судна, поднадзорного ГИМС или дипломирование члена экипажа спортивного парусного судна.

Перспективы развития рыбопромыслового флота в РФ. Государственные программы поддержки судостроения

Программой по развитию судостроения общая потребность в промысловых судах до 2025 года России оценивается примерно в 180 крупных и средних судов различного назначения и более чем 220 малых судов общей стоимостью более 170 млрд руб. Также в Программе уточняется, что российские судостроительные организации имеют возможность почти полного (до 90%) удовлетворения внутреннего спроса на средние и малые суда, а на большие океанские суда – до 60%.

На сегодняшний день в целях обновления флота в России разработаны меры поддержки отечественного судостроения через систему различных субсидий, направленных на развитие лизинга судов и морских сооружений, построенных на российских верфях на класс российского классификационного общества, а также на ускоренную утилизацию старого флота при одновременном заказе на верфи в РФ нового судна, также субсидию можно получить в рамках программ лизинга судов.

По оценке инвестиционно-аналитической группы «ПКР», самым мощным двигателем в рамках предпринимаемых государственных мер преобразований в рыбохозяйственном комплексе стала программа выделения квот на инвестиционные цели – строительство новых рыбопромысловых судов и рыбоперерабатывающих заводов, включая до 20% квот добычи водных биоресурсов (из них 15% планируется направить на поддержку судостроения, 5% – на развитие береговой рыбопереработки).

В механизм заложены требования к проектам и к самим инвесторам. В качестве основных критериев для отбора проектов установлены: строительство объекта на территории России, высокий процент локализации производства. При выполнении этих отлагательных условий положительное решение будет конвертироваться в разрешение на добычу.

В принятом Постановлении Правительства РФ от 25.05.2017 № 633 (ред. от 10.11.2018) определены основные виды судов рыбопромыслового флота, которые включены в программу выделения квот на инвестиционные цели – строительство новых рыбопромысловых судов в РФ, а именно:

для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна

  • траулер-процессор длиной свыше 105 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 5 000 рег. тонн);
  • траулеры-процессоры длиной свыше 95 и от 80 до 95 м (с валовой вместимостью судов, составляющей соответственно более 4 500 и 3 500 рег. тонн);
  • среднетоннажное рыбопромысловое судно длиной не менее 35 м (с валовой вместимостью судна не менее 500 рег. тонн);
  • среднетоннажное рыбопромысловое судно длиной не менее 25 м (с валовой вместимостью судна не менее 150 рег. тонн);
  • малотоннажное рыбопромысловое судно длиной не менее 25 м (с валовой вместимостью судна не менее 150 рег. тонн);

для Северного рыбохозяйственного бассейна

  • траулер-процессор длиной свыше 80 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 3 500 рег. тонн);
  • траулер-процессор длиной свыше 55 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 1 500 рег. тонн);
  • ярусолов-процессор длиной более 55 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 1 500 рег. тонн);
  • траулер-свежьевик длиной свыше 30 м (с валовой вместимостью судна, составляющей более 300 рег. тонн).

Моторное судно

Моторные суда, имеющие небольшую осадку, могут проходить в пролеты мостов, не огражденные знаками навигационного оборудования. Однако это допускается лишь в тех случаях, когда водитель твердо убежден, что в выбранном им для прохода пролете нет препятствий, глубина достаточна и на подходе к пролету нет других моторных судов.

Крепление буксирного каната. / — кормовые кнехты буксирующего судна. 2 — петля ( огон. 3 — бусирный канат. 4 — носовая киповая планка буксируемого судна. 5-носовые кнехты буксируемого судна.

Моторные суда не приспособлены для буксировки, но в любительской практике нередко случается, что надо взять на буксир другое маломерное судно. Существует два способа буксировки: на буксирном канате и под бортом.

Когда моторное судно сближается с парусным так, что возникает опасность столкновения, моторное судно должно уступить дорогу парусному.

Если моторное судно хранится на воде, место его стоянку должно быть укрыто от ветра и находиться по возможности дальше от судового хода, чтобы волны от проходящих судов не оказывали вредного действия на корпус, не вызывали ударов его о грунт при незначительной глубине в месте стоянки.

Подняв моторное судно на берег, надо внимательно осмотреть его подводную часть, удалить с корпуса грязь и песок.

Подводить моторное судно к берегу следует на малом ходу. Если после остановки двигателя судно имеет большую инерцию, надо дать ему задний ход, чтобы предотвратить удар о берег. В тех случаях, когда судно не имеет заднего хода, водителю нужно знать величину выбега своего судна, чтобы заранее рассчитать, какое расстояние пройдет оно по инерции после остановки двигателя.

Если деревянное моторное судно длительное время находилось на берегу, то, спустив его на воду, в первую очередь надо убедиться, не рассохлось ли оно. Чтобы предупредить чрезмерное рассыхание корпуса, судно следует хранить под навесом и сверху укрывать брезентовым чехлом.

У моторных судов большую опасность представляет гребной винт. Поэтому как только установлено, что пострадавший принял спасательный конец, двигатель должен быть выключен. В штормовых условиях сложность представляет подъем человека на борт. Из-за намокшей одежды, шокового состояния, возможных травм человек, как правило, не может выполнить эту операцию самостоятельно. При удовлетворительном физическом состоянии спасаемый может воспользоваться веревочным или жестким трапом, однако и в этом случае ему должна быть оказана помощь. Если человек находится в истощенном или бессознательном состоянии, его можно поднять на борт, используя методы, показанные на рис 6.61. В некоторых случаях используют спасательный жилет. На парусных яхтах для подъема пострадавшего иногда применяют парус.

Водители моторных судов, увидев такие сигналы, обязательно должны уклониться от них по возможности дальше, а в необходимых случаях и уменьшить ход, чтобы не вызвать большой волны и не помешать работе водолазов.

Валопровод моторного судна состоит из гребного вала с гребным винтом, дейдвудного устройства и подшипников гребного вала. Он служит для передачи мощности двигателя гребному винту и упора гребного винта на корпус судна.

Двигатель моторного судна на зимний период следует законсервировать в соответствии с заводской инструкцией.

Корпус моторного судна обычно разделяют специальными водонепроницаемыми переборками на три отсека. Носовой отсек называется форпиком, средний — рабочим отсеком и кормовой — актер-пином.

Если навстречу моторному судну движутся параллельными курсами два других судна, никогда не нужно идти между ними. Расходящиеся волны других судов сталкиваются друг с другом, образуя толчею, и могут залить маломерное моторное судно

Если по каким-либо причинам моторное судно все-таки оказалось между двумя идущими судами, следует сосредоточить все внимание на управлении, не отвлекаясь рассматриванием судов и чтением их названий.

Поскольку крылья моторных судов находятся близко к поверхности воды, плавание даже при незначительном волнении сильно затрудняется. Волны, расходящиеся от других судов, обязательно нужно проходить на корпусе, для чего скорость хода следует сбавлять заблаговременно.

Государственное удостоверение на право управления маломерным судном — катер, мотолодка, гидроцикл, парусное судно (права на лодку, катер, гидроцикл, парусное судно)

Экзамены для получения прав ГИМС

К сдаче экзаменов в ГИМС допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста. Экзамены сдаются по утвержденным билетам, в состав которых входят вопросы по дисциплинам: «Теория и устройство маломерного судна», «Судовые энергетические установки и их эксплуатация», «Судовождение», «Обеспечение безопасности и правопорядка на водоемах».

Типы судов, на право управления которыми, выдаются удостоверения:

  • Моторное судно, которое включает в себя категории судов:1. Катер — моторное судно со стационарным двигателем;2. Моторная лодка — моторное судно с подвесным мотором (моторами);
  • Гидроцикл — бескорпусное водное транспортное средство с механическим двигателем без ограничения по мощности;
  • Парусное судно — судно использующее в качестве движителя парус и силу ветра;

О разрешенном районе плавания делаются следующие отметки:

  • «МП» — территориальное море и внутренние воды РФ, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
  • «ВВП» — внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;
  • «ВП» — внутренние несудоходные водоемы.

В соответствии со ст. ст.11.8 (п.2) Кодекса об административных правонарушениях РФ управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Дисциплины, которые изучают наши курсанты (курсы ГИМС)

  • Административная ответственность судоводителей маломерных судов в РФ
  • Теория и устройство маломерного судна на примере лодки, катера, гидроцикла
  • Лоция внутренних водных путей РФ
  • Правила плавания по ВВП РФ
  • Средства и основы радиосвязи на внутренних водных путях
  • Основы гидрометеорологии
  • МППСС-72
  • Лоция на морских путях
  • Такелажное дело на маломерном судне
  • Практические занятия на лодке с подвесным мотором
  • Практические занятия на катере
  • Практические занятия на гидроцикле
  • Практика прохождения шлюза на маломерном судне

Документы для получения прав ГИМС

  1. Ксерокопия паспорта (можно сделать у нас в офисе);
  2. Фото 3×4 (цветные, матовые) (можно сфотографироваться у нас в офисе);
  3. Медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (можно пройти медкомиссию у нас в офисе);
  4. Государственная пошлина за аттестацию в ГИМС и выдачу удостоверения (скачать квитанцию для оплаты госпошлины ГИМС).

Теоретические курсы ГИМС

Круглогодичный набор на курсы ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам — в группы вечернего обучения и группы выходного дня (по субботам, возможно по воскресеньям). Срок обучения – около 1 месяца. Выпускники после успешной сдачи экзаменов в ГИМС г. Москвы получают государственное удостоверение на право управления катером, моторной лодкой, гидроциклом в различных районах плавания. Это удостоверение в обиходе нередко называют, как права на лодку, катер, гидроцикл.

Образец государственного удостоверения ГИМС

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КУРСЫ ГИМС

Стоимость обучения по программе ГИМС зависит от выбранного курса и в настоящее время составляет:

  1. базовый курс (без гидроцикла) — 8000 руб.категории: моторное судно (мотолодка, катер)разрешенные районы плавания: ВВП и ВП (ВВП – это внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям, а ВП — вне путей, т.е. внутренние несудоходные водоемы).
  2. базовый курс + гидроцикл — 9500 руб.категории: мотолодка, катер, гидроцикл; разрешенные районы плавания: ВВП и ВП (ВВП – это внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям, а ВП — вне путей, т.е. внутренние несудоходные водоемы).
  3. базовый курс (без гидроцикла) + МП (морские пути) — 12000 руб.категории: моторное судно (мотолодка, катер);разрешенные районы плавания: ВВП и ВП, территориальное море России (12 морских миль от берега) и внутренние морские воды РФ (Ладога, Онега и т.д.), где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море.
  4. базовый курс + гидроцикл + МП (морские пути) — 13500 руб.категории: мотолодка, катер, гидроцикл;разрешенные районы плавания: ВВП и ВП, территориальное море России (12 морских миль от берега) и внутренние морские воды РФ (Ладога, Онега и т.д.), где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море.
  5. Категория «Парусное судно с площадью парусов до 22 кв.м.» — 6000 руб.Для управления в России судном, приводимым в движение энергией ветра (парусной яхтой), необходимо дополнительно получить отметку в удостоверении ГИМС – парусное судно.

Обязанности водителя маломерного судна

Судоводителю нужно иметь при себе такие документы:

  • удостоверение на возможность управления судном этой категории в установленном месте с подходящей мощность двигателей;
  • судовой билет с пометкой о регулярном техническом осмотре плавательного средства по правилам пользования маломерными судами;
  • лист — путевой или маршрутный (для лодок, которые принадлежат организациям);
  • документы на груз для перевозки;
  • на судах, которые относятся гражданам (если те на судне судовладельца), доверенность на управление тс, заверенную.

Перед плаванием нужно проверить корпус, исправен ли он, а также двигатель, освещение, другое оборудование

Важно проверить наличие спасательных, противопожарных средств, водоотливных устройств, соответственно табелю снабжения подходящего класса судна и записи в билете

Судоводитель должен, например:

  • смотреть за тем, чтобы пассажиры не создавали проблем и не отвлекали от управления;
  • оказывать первую медицинскую помощь терпящим беду на воде, доставлять пострадавших в лечебное учреждение;
  • предоставлять лодку медработникам, полиции, сотрудникам лесного хозяйства, инспекции.

Судоводитель обязан останавливаться и предъявлять сотрудникам инспекций, МВД для проверки личные документы: удостоверение на право управления, путевой лист, судовые свидетельства, документы на груз (для перевозки). Судно останавливать нужно в безопасном месте, вне основного потока движения мотолодок.

Где плавают маломерные суда?

После успешно сданного экзамена, выдается удостоверение с отметками о том, какими типами плавательных средств разрешено управлять и где плавать. Нелишним будет разобраться в вопросе, что такое район плавания маломерного судна. Это зона, в которой разрешено находиться тому или иному плавсредству.

Существует несколько разновидностей районов плавания:

  • Внутренние пути (ВП) –водоемы, для передвижения по которым не требуется соблюдения знаков приоритета между судоводителями, как на внутренних водных путях. Данная категория разделяется еще на два подвида:
    • естественные внутренние пути – несудоходные реки, озера, пруды.
    • искусственные ВП – несудоходные каналы, рукотворные водоемы, водохранилища.
  • Внутренние водные пути (ВВП) – водоемы, где судоводитель обязан соблюдать определенные правила управления плавсредством. Например, судоходные реки, озера.
  • Морские пути (МП) – внутренние и внешние моря, прилегающие к территориям государства. К данной категории также относятся водоемы, которые не являются морями, но где действуют правила судоходства, как на морских путях. Это озера Байкал, Онежское, Ладожское.

Перед началом обучения абитуриенту необходимо определиться с тем, на каком водном транспортном средстве он предполагает плавать и в каких водах. От этого зависит, какие экзамены ему придется сдавать.

Новичку, впервые пришедшему на обучение, может быть не понятно, что это ГИМС ВП, ВВП, МП. В зависимости от района плавания отличаются экзаменационные вопросы

Для экзамена по внутренним путям важно знать общие положения и правила судоходства

А, например, при сдаче экзамена для ВВП от учащегося потребуется знание правил передвижения по внутренним водоемам РФ согласно паритету между суднами. Зная, что такое ВВП в ГИМС можно подготовиться к успешной сдаче экзаменов.

Для того чтобы получить удостоверение судоводителя и иметь право управлять водным транспортным средством на море, студенту необходимо понимать что это МП ГИМС. В ходе экзамена в государственной инспекции потребуется подтвердить свои знания в области морских путей, в частности о международных судоходных правилах.

Права ГИМС

Любое маломерное судно необходимо регистрировать в ГИМС, там же получают права. Согласно КоАП РФ (второй пункт статьи 11.8), за управление водным транспортом без удостоверения предусмотрено наказание в виде штрафа. В соответствии со статьей 27.13 Кодекса, ТС перемещают на специализированную стоянку до устранения причины.

ГИМС входит в структуру МЧС России, организация производит регистрацию плавательных средств, техосмотр лодок, катеров и гидроциклов. Кроме того, выдает права судоводителей маломерных судов разных категорий после экзамена.

Порой некоторые думают, что категорию вписывают в обычное водительское удостоверение, которое получают после автошколы. Однако это неверно — в ГИМС выдаются права на маломерное судно, где указывают не только категорию и данные водителя, но и допустимую местность плавания. Выглядят они иначе.

Виды прав

В ГИМС возможно сдать экзамен и получить права на управление гидроциклами либо маломерными судами. Последние подразделяют на водоизмещающие варианты и глиссеры. К маломерным относят:

  • моторные лодки и катера;
  • парусные и моторные яхты;
  • другие судна, имеющие особую конструкцию.

Уже упоминалось, что в документе обязательно указывают разрешенный район плавания. Именно в этой местности судоводитель имеет право управлять ТС на территории внутренних вод и водных путей, внутренних морских и прибрежных вод.

В удостоверении также указывают расстояние от берега, на которое возможно удаляться на судне. Ранее на катер и моторную лодку требовались разные категории прав ГИМС, сейчас их объединили в одну. Дополнительно можно открыть категорию на гидроцикл и парусную лодку.

Военные суды

Отдельный слой в судебной сфере, т.к. курирует дела только в военной сфере. Носит территориальный характер, образуется в местах локации армии.

Военная коллегия служит здесь высшим органом. Суды военных округов и групп войск образуют среднее звено. Регулирует отношения Вооруженных сил РФ, а именно:

  1. Защищает права и свободы военнослужащих, подвергшихся неправомерным действиям со стороны военных начальников.
  2. Уголовные преступления, содеянные военнослужащими.
  3. Административные в отношении военнослужащих дела.
  4. Дела о возмещении нарушенных прав.
  5. Обжалование увольнений с военной должности, в случае неправомерности принятого решения.
  6. Дисциплинарные проступки.

Парусная яхта подпадает под определение:

Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ:

Маломерное судно — судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12.

Прогулочное судно — судно, общее количество людей на котором не должно превышать 18, в том числе пассажиров не более чем 12, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Спортивное парусное судно — судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

Обучение

Каждый, кто желает получить права на мотолодку, должен пройти обучение. Сделать это допустимо в специализированном учебном заведении, у которого есть лицензия на предоставление подобных услуг. Центры можно найти практически во всех городах, где есть Государственная инспекция по маломерным судам. При наличии сертификата или диплома из организации возможно сдать экзамен в ГИМС.

Цены отличаются в зависимости от административного центра, обычно не более 8500 рублей

Состоит обучение из теории и практики, стоит обратить внимание, что практические занятия осуществляются исключительно во время навигации. Для зачисления ученику требуется написать заявление, оплатить курс, предоставить справку о пройденном медицинском освидетельствовании и 3 цветных фото

Сначала кандидат сдает экзамены в организации, где проходила подготовка, а затем в инспекции на основе документа из школы.

Правила пользования на водных объектах

Чтобы получить права, важно изучить правила движения маломерных судов. Они есть в кодексе внутреннего водного транспорта России (КВВТ) от 2001 года

Они действуют на ВВП (внутренние водные пути), но есть исключение – реки с морским режимом. Правила использования маломерных судов на водных объектах распространяются на экипажи водных ТСв, ИП, а также юридических и иных лиц, осуществляющих судовое хождение на ВВП. Плавать разрешается зарегистрированным плавсредствам в ГИМС, располагающим регистрационным знаком и государственным флагом.

Использовать мотолодки можно после их госрегистрации в судовой книге, отметки бортовых номеров, осмотра, с учетом условий, нормативов требований по таким параметрам:

  • пассажировместимости;
  • мощности и числу двигателей;
  • допустимой площади парусов;
  • местам плавания;
  • высоте волны, при которой лодка может плавать;
  • осадке;
  • навигационному прибору;
  • сигнальным огням;
  • противопожарным средствам;
  • надводному борту;
  • спасательными и противопожарными методами.

Государственная регистрация, а также учёт, классификация и осмотр плавсредств осуществляется инспекциями по маломерным судам в составе основных управлений МЧС по источникам России и центрами государственной инспекции по небольшим лодкам.

Управление речным или морским средством разрешается лицам, имеющим соответствующую квалификацию. Судоводитель несет ответственность за учет установленных условий, требований по вместительности, районам плавания.

Владельцу нужно оснастить плавательное средство спасательными сигналами, а также навигационными предметами и противопожарными. Управлять можно только лицам, прошедшим процедуру обучения, имеющим полномочия соответствующей категории.

Другие правила судовождения:

  1. На водных объектах, которые не имеют судоходной навигационной обстановки, маневрирование моторных лодок должно выполняться с учетом правостороннего передвижения (левые борта).
  2. Безопасная скорость движения моторных лодок устанавливается основным инспектором с учетом условий плавания по ВВП.
  3. При плавании на маломерных плавательных средствах запрещается: а) управлять лодкой, которая не зарегистрирована в официальном порядке; не прошла осмотра; не имеет бортовых номеров; переоборудована без разрешения; нарушены нормы загрузки, пассажировместимости; нет удостоверения на право управления плавсредством; б) передавать лицу лодку, не имеющему удостоверения, или пьяному; превышать ограничение скорости; нарушать правила на поворотах, подаче звука, нанесению знаков и т. д.

Водителям должно соблюдать все правила судоходства, а также маневрирования и скоростного режима на воде. Запрещается управлять транспортом, находясь в состоянии опьянения, осуществлять передачу судна человеку, не имеющему прав. Запрещается использовать незарегистрированное плавсредство, ходить на нем после поправок в конструкции.

Срок прав ГИМС

Действует удостоверение десять лет с момента выдачи, как и обычные водительские права на машину. Документ, который был выдан до 01.01.2015 остается действительным, пока не закончится его срок. Менять его раньше нет необходимости.

Какой техникой Вы пользуетесь?

Выберете до 3 ответов

Лодка

Общий балл
2410

178

+

2588

Сельхоз и спецтехника

Общий балл
1917

165

+

2082

Квадроцикл

Общий балл
986

88

+

1074

Снегоход

Общий балл
781

36

+

817

Катер

Общий балл
712

33

+

745

Гидроцикл

Общий балл
304

26

+

330

Яхта

Общий балл
184

31

+

215

Суда на воздушной подушке

Общий балл
74

30

+

104

Обучение и получение прав в ГИМС

Прежде чем отравляться в инспекцию для прохождения аттестации, необходима подготовка. Однако есть один вариант сэкономить средства — сдать экзамены экстерном, к тому же это дешевле. Предварительно нужно самостоятельно выучить билеты, опубликованные на официальном сайте. Следует посетить ГИМС и написать заявление на имя главного инспектора. Шаблон можно найти в интернете или взять в организации. К заявлению прикладывают пакет документов, а также копии паспорта (страница с ФИО и регистрацией). Представители органа изучат документы, а затем назначат дату испытаний. Как проходит экзамен:

  1. Сдающему надо явиться в указанный день в ГИМС вместе с паспортом и заполнить карточку судоводителя. Кандидатам выдают по одному билету, на ответ отводится 20 минут. Каждый из них содержит 10 вопросов, допускать более двух ошибок запрещено.
  2. Если одновременно нужно получить права на водный транспорт категории гидроцикл, то выдадут второй билет, состоящий из 8 вопросом. В нем нельзя делать более одной ошибки. Пересдать теоретическую часть можно уже через неделю.

Задания в билетах не очень трудные, судоводители с легкостью отвечают на них, если заранее готовились. На практической части кандидату необходимо показать наличие определенных навыков в управлении плавсредством. Порядок действий:

  • инспектор проверяет карточку судоводителя;
  • проводит инструктаж и дает задание;
  • оценивает правильность действий сдающего;
  • оформляет результаты аттестации.

При серьезных ошибках кандидата отстраняют от испытания. Если все выполнено верно, то представитель органа сообщает дату получения удостоверения. Обязательно оплачивают госпошлину в размере 1300 рублей.

Для тех, кто не уверен в собственных силах при подготовке без учебного заведения, рекомендуется пройти курсы. В местном отделении инспекции подают заявление и оплачивают обучение. Подготовка длится около двух месяцев, включает теорию и практику. В конце курса ученики сдают экзамен, на основе которого выдается свидетельство и удостоверение на право управлять катером.

О прогулках по реке на катере мечтают многие, но большинство пугает необходимость получать права на маломерное судно. В этом нет ничего трудного, необязательно даже проходить обучение. Однако выучить билеты самостоятельно все-таки придется, чтобы сдать экзамены в ГИМС.

Категории прав на водный транспортКатегории прав на водный транспорт

Обзор документа

Разъяснено, что при классификации проводится освидетельствование и присвоение маломерному судну категории сложности района плавания.

В процессе эксплуатации судно подлежит очередным, а также внеочередным освидетельствованиям.

При необходимости осуществления перехода (перегона) судна за пределами присвоенной категории сложности района плавания в отношении него проводится внеочередное освидетельствование.

Если судно имеет категорию сложности района плавания не ниже категорий, установленных для районов на пути перехода (перегона) судна, то внеочередное освидетельствование не требуется.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий