Казенное предприятие — это что за организация?

Следует знать

Некоммерческие организации – государственные унитарные предприятия, учреждения, фонды – это такие юрлица, чье существование задумано не для получения прибыли. У этих лиц нет права распределения между участниками прибыли даже в том случае, если таковая была получена. Некоммерческими могут быть только такие юрлица, перед которыми не стоит задача получения прибыли и ее разделения. Эти типы юрлиц формируются, чтобы служить общественным интересам и увеличивать объемы благ, необходимых людям. Некоторые организации формируются, дабы улучшать здоровье людей, удовлетворять различные потребности помимо материальных. Есть юрлица, созданные для защиты правовых интересов, законов, а также исключения конфликтных ситуаций и нахождения решения при формировании таковых. Могут преследоваться иные цели, если таковые в итоге дают некоторое социальное благо.

Любая некоммерческая организация, государственное унитарное предприятие, фонд и иная форма – это тип юрлица, подлежащий регистрации на госуровне. Формирование происходит без указания заранее периода деятельности учреждения, если таковой не оговорен в учредительной документации. Чтобы зарегистрировать новое предприятие, нужно направить пакет официальных бумаг в Министерство Юстиции либо местное отделение этой инстанции. Чиновникам потребуется учредительная документация, заявление располагающего соответствующими полномочиями человека. Чтобы в частном порядке учредить юрлицо, нужно предоставить устав. Чиновники нуждаются в решении о формировании организации, в официальных данных об учредителях. Заявитель должен оплатить госпошлину и предоставить квитанцию, подтверждающую это, а также приложить бумаги, регламентирующие точное местоположение, то есть адрес, по которому можно связаться с юрлицом.

Казенные предприятия и учреждения

Анализ правового положения казенных предприятий позволяет провести аналогию с правовым положением учреждений по некоторым видам классификации юридических лиц: по форме собственности, составу учредителей, правам участников, объему вещных прав.

Форма собственности. И у государственных казенных предприятий (в широком смысле, включая муниципальные), и у государственных учреждений (также включая муниципальные), бюджетных и автономных, одинаковая форма собственности. Они государственные. Это свидетельствует о том, что и казенные предприятия, и учреждения преследуют общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования.

Состав учредителей. По составу учредителей в казенных предприятиях и государственных учреждениях (учреждения бывают также частными) существует общее ограничение. Так, учредителем и казенных предприятий, и государственных учреждений (в широком смысле, включая муниципальные) могут выступать только Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.

Объем вещных прав. По объему вещных прав юридические лица классифицируются в зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество.

При создании любого юридического лица учредители должны наделить его определенным имуществом для ведения самостоятельной деятельности. Это имущество, а также имущество, приобретенное юридическим лицом в процессе деятельности, становятся его собственностью.

Примечание. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Исключение составляют казенные предприятия и бюджетные учреждения. После передачи имущества такому юридическому лицу учредитель предоставляет ему только ограниченное (вторичное) вещное право (на оперативное управление), сохраняя за собой право собственности на данное имущество. Распоряжаться этим имуществом казенные предприятия и бюджетные учреждения могут только с согласия собственника. Что касается автономных учреждений, то распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом они также могут только с согласия собственника.

Собственник имущества и казенного предприятия, и бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность.

Казенное предприятие, как и учреждение, не может быть признано банкротом (ст. 65 ГК РФ).

Рассматривая далее правоспособность казенных предприятий, их права и обязанности, мы увидим, что у казенных предприятий и учреждений еще много общего, несмотря на то, что казенные предприятия являются коммерческими организациями, а учреждения — некоммерческими.

Собственник имущества казенного предприятия. В соответствии со ст. 20 Закона N 161-ФЗ правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по его созданию, реорганизации и ликвидации, утверждению устава и внесению изменений в него осуществляет Правительство РФ.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, с 3 декабря 2007 г. от имени Российской Федерации права собственника имущества федерального казенного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Такое дополнение в Закон N 161-ФЗ внес Федеральный закон от 01.12.2007 N 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

От имени муниципального образования права собственника имущества казенного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Функции учредителя

Они осуществляются исполнительным органом, в ведении которого находится организация. Например, если это муниципальное казенное учреждение, то уполномоченной структурой будет администрация МО. Исполнительный орган:

  1. Выполняет функции и реализует полномочия учредителя организации при ее формировании, реорганизации, ликвидации, изменении типа.
  2. Утверждает устав предприятия и изменения, вносимые в него.
  3. Назначает руководителя организации, снимает его с должности.
  4. Прекращает и заключает трудовой договор с начальником учреждения.
  5. Составляет и утверждает задание для организации с учетом видов работ, предусмотренных в ее уставе.
  6. Устанавливает перечень предприятий, перед которыми ставятся разработанные задачи.
  7. Осуществляет финансирование работы учреждения, в том числе при исполнении им утвержденного государственного задания.
  8. Определяет порядок, по которому составляется, принимается и вводится бюджетная смета, согласно общим требованиям, сформулированным Минфином.
  9. Осуществляет согласование с Росимуществом распоряжения недвижимыми и движимыми объектами, в том числе предоставление их в аренду.
  10. Ведет контроль деятельности казенного учреждения на основании положений законодательства.
  11. Реализует иные полномочия и осуществляет прочие функции учредителя, предусмотренные нормативными актами.

Региональные и муниципальные исполнительные органы издают соответствующие документы, в которых устанавливаются конкретные задачи для учредителей подведомственных им учреждений.

Комментарий к статье 297 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует содержание права оперативного управления казенного предприятия на закрепленное за ним имущество. Как уже отмечалось в коммент. к ст. 296, казенное предприятие может быть создано на базе не только федерального имущества, но и имущества субъекта Федерации, а также муниципального имущества.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта — решением компетентного органа государственной власти этого субъекта, а муниципальное казенное предприятие — решением органа местного самоуправления (в соответствии с актами, определяющими статус этих органов и предусматривающими право принятия такого решения).

Основания для создания казенного предприятия закреплены в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях.

Об особенностях создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий см. ст. 115 и коммент. к ней.

2. В Законе об унитарных предприятиях особенностям правового режима имущества казенных предприятий посвящен ряд статей (ст. 8, п. 5 ст. 9, ст. 19, п. 2 ст. 20 и др.). Помимо ГК (ст. 113, 115, 297) и Закона об унитарных предприятиях правовое положение этих предприятий определяется следующими нормативными актами:

Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982);

Постановлением Правительства РФ от 06.10.94 N 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2989).

Согласно ст. 37 Закона об унитарных предприятиях эти акты применяются, поскольку не противоречат Закону.

3. Как и государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие обладает специальной правосубъектностью (ст. 49 ГК, ст. 3 и п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Оно вправе распоряжаться своим имуществом только в рамках целей и предмета своей деятельности. Но в отличие от государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие распоряжается своим имуществом (движимым или недвижимым) только с согласия собственника.

Казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать только произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Собственник, кроме того, утверждает казенному предприятию смету доходов и расходов и доводит до него обязательные для исполнения заказы на товары, работы и услуги.

От лица собственника по отношению к федеральному предприятию выступает Правительство РФ или уполномоченный им исполнительный орган федеральной власти, по отношению к казенному предприятию субъекта Федерации или муниципальному казенному предприятию — соответственно уполномоченный орган либо государственной власти субъекта, либо местного самоуправления (п. 1 ст. 19 Закона).

4. О возможности собственника (органа, уполномоченного собственником) изъять у казенного предприятия принадлежащее ему имущество и о субсидиарной ответственности собственника по долгам казенного предприятия см. коммент. к ст. 296.

Правовое положение МКП

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ <1> существуют унитарные предприятия двух видов:

  • основанные на праве хозяйственного ведения — федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов РФ (государственные предприятия), муниципальные предприятия;
  • основанные на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные казенные предприятия (далее — казенные предприятия).

<1> Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Обращаем ваше внимание, что унитарные предприятия обоих видов, в соответствии с ГК РФ, являются коммерческими предприятиями. Как указано в ст

8 Закона N 161-ФЗ, казенное предприятие создается, в частности, если:

Как указано в ст. 8 Закона N 161-ФЗ, казенное предприятие создается, в частности, если:

  • преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд (надо полагать, что в данном случае собственник имущества казенного предприятия является одновременно заказчиком указанных продукции, работ, услуг);
  • есть необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Имущество казенного предприятия состоит (ст. 11 Закона N 161-ФЗ):

из имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления собственником этого имущества

Важно, что в общем случае право на такое имущество возникает у казенного предприятия с момента его получения (п. 2 ст

11 Закона), при этом стоимость имущества, закрепляемого за казенным предприятием при его учреждении, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ);
из доходов предприятия от его деятельности;
из иных не противоречащих законодательству источников.

В казенном предприятии не формируется уставный фонд (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ), при этом за счет чистой прибыли создаются резервные и иные фонды (ст. 16 Закона N 161-ФЗ).

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), если иное не установлено законами и правовыми актами. Деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (ст. 19 Закона N 161-ФЗ).

Доходы казенного предприятия распределяются в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ).

Например, в соответствии с п. 18 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872) федеральные казенные предприятия должны перечислять в федеральный бюджет не более 25% чистой прибыли, остальные 75% направляются в резервный и иные фонды. При этом указанными правилами закреплено, что финансирование деятельности таких предприятий осуществляется за счет доходов от реализации производимой ими продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода. Порядок выделения средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством (п. 13 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий).

Причины, цели деятельности

Существующие примеры организации унитарных предприятий объединяет причина их создания. Всего существует три фактора, объясняющих появление подобных форм хозяйствования. Причины создания унитарных организаций следующие:

  1. Требуется использовать в хозяйственной деятельности имущество, приватизировать которое нельзя по закону. Однако такой капитал может приносить доход, применяться при создании товаров, услуг.
  2. Требуется решить определенные социальные задачи. Например, реализовать товары или услуги для населения по муниципальным ценам, организовать товарные или закупочные интервенции в области товаров первой необходимости.
  3. Ведение определенных направлений хозяйствования, в которых в данный момент нуждается общественность. Ведение убыточных предприятий, которые производят важную для населения продукцию.

Существуют четко определенные типы и цели создания унитарных предприятий. Они определяют сущность подобных хозяйственных единиц. Деятельность подобных организаций направлена на решение определенных задач, которые бы невозможно было решить не на коммерческой основе. ГК РФ (ст. 113-115, ст. 294-297) регулирует правовой статус унитарных предприятий. При этом не затрагиваются вопросы прав, обязанностей работников таких компаний. Поэтому подобные вопросы определяются трудовым правом.

Если в уставный капитал будет внесен вклад, то он становится частью имущества собственника. Ни один другой работник не имеет права на часть распределенной прибыли. В уставе четко прописывается, кому именно принадлежит подобное предприятие, кто имеет право на его имущество.

Стоит отметить, что такая форма организации хозяйственной деятельности несет ответственность по своим обязательствам всем своим капиталом. Руководит всеми процессами на таком предприятии начальник. Его назначает на должность собственник или орган, им уполномоченный.

Недопустимость сделок, которые не соответствуют уставной правоспособности

Казенное предприятие создается для того, чтобы производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги. То есть оно является коммерческой организацией, которая занимается хозяйственной (коммерческой) деятельностью. Однако от обычных коммерческих организаций, которые также занимаются производством, выполняют работы или оказывают услуги, казенное предприятие отличает то, что:

основным заказчиком продукции (работ или услуг), которую производят казенные предприятия, является государство в лице его уполномоченных органов;

казенное предприятие осуществляет коммерческую деятельность за счет бюджетных средств.

Казенное предприятие может быть создано в случаях, когда:

преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

нужно использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущество, необходимое для обеспечения безопасности РФ;

необходимо осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Полный перечень всех случаев создания казенного предприятия определяет абзац 8 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

Казенные предприятия, в отличие от иных коммерческих организаций, имеют специальную, или уставную, правоспособность. Они могут иметь только такие права и нести обязанности, которые:

предусмотрены в его уставе;

соответствуют предмету и целям его деятельности.

Это следует из статьи 49 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 Закона о предприятиях. Поэтому в уставе казенного предприятия обязательно указывают предмет, цели и виды его деятельности (п. 3 ст. 9 Закона о предприятиях). См. например, Устав казенного предприятия г. Москвы, утвержденный приложением № 2 к распоряжению Департамента имущества города Москвы от 10 февраля 2012 г. № 189-р «Об утверждении примерных форм уставов и трудовых договоров с руководителями и главными бухгалтерами государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы».

Следовательно, заключать договоры казенное предприятие может только в соответствии с уставными целями (специальной правоспособностью). Это значит, что казенные предприятия не могут совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности. Такие сделки по общему правилу считаются оспоримыми (не ничтожными). Это следует из статьи 168 Гражданского кодекса РФ и пунктов 73–75 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Дело в том, что к ничтожным относят сделки, которые названы таковыми в силу прямого указания закона. В отношении сделок казенных предприятий такого указания нет (кроме случаев, установленных в п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях). Ничтожной может быть названа также сделка, которая нарушает закон и при этом посягает на публичные интересы или права третьих лиц. То есть если сделка совершена с нарушением специальной правоспособности, но публичные интересы не затрагивает, либо не лишает предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, то нет оснований считать ее ничтожной. Само по себе несоответствие сделки закону или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

Внимание! Казенное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом (недвижимым и движимым) только в определенных пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. То есть казенное предприятие может распоряжаться имуществом только в пределах своей специальной правоспособности

Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона о предприятиях

То есть казенное предприятие может распоряжаться имуществом только в пределах своей специальной правоспособности. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона о предприятиях.

Особенности функционирования

Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры (например музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений согласно ст. 26 закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации») и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утверждёнными собственником (учредителем).

Согласно учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

Правоспособность казенных предприятий

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Датой создания казенного предприятия как юридического лица является не дата принятия решения о его создании, а дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ, ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

Казенное предприятие должно быть зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для государственной регистрации казенного предприятия в орган, осуществляющий регистрацию (ФНС и ее территориальные органы), представляются:

  • решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;
  • устав унитарного предприятия;
  • сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве оперативного управления.

По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Но это правило не касается казенных предприятий, поскольку они обладают так называемой специальной, или уставной правоспособностью. Это означает, что казенное предприятие может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности и предусмотрены в его уставе. Соответственно, и обязанности у казенного предприятия возникают в связи с этой деятельностью. Данные требования закреплены в ст. 49 ГК РФ и в ст. 3 Закона N 161-ФЗ.

Исходя из специальной правоспособности казенных предприятий, п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе казенного предприятия, относит, в частности, предмет, цели и виды деятельности казенного предприятия.

Для справки. Казенные предприятия не вправе совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).

Объем специальной правоспособности конкретного казенного предприятия нужно отразить в его уставе при создании предприятия в соответствии с целями, определенными собственником имущества (уполномоченным органом). При необходимости объем уставной правоспособности казенного предприятия может быть изменен. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в его устав решением органа, уполномоченного утверждать устав данного предприятия.

Таким образом, недопустимо включать в устав казенного предприятия положение о том, что предприятие вправе совершать любые сделки, не запрещенные законом.

Отметим, что такие же требования установлены и в отношении учреждений.

Казенное предприятие создается без ограничения срока, однако собственник имущества может создать его и на определенный срок, который обязательно должен быть указан в уставе предприятия.

По согласованию с собственником имущества казенное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

Оно вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Такая же норма действует в отношении автономных учреждений. Что же касается бюджетных учреждений, то они осуществляют все свои операции исключительно через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Отметим, что в период с 1997 г. до вступления в силу Бюджетного кодекса (до 1 января 2000 г.) федеральным казенным предприятиям счета открывались не в учреждениях банка, а в органах Федерального казначейства.

Казенные предприятия могут открыть в банках не только расчетные счета, но и текущие счета (они открываются, как правило, филиалам и представительствам предприятия), депозитные и валютные счета.

Специфика унитарных предприятий

Как мы отметили выше, государственные и унитарные предприятия России по правовой природе чаще всего являются унитарными. В чем специфика данного статуса фирм?

К унитарным предприятиям относятся фирмы, за которыми не закреплено право собственности на какие-либо активы. То имущество, которое используется в коммерческих активностях соответствующего типа организации, может находиться в хозяйственном ведении. Оно полностью принадлежит собственнику предприятия, то есть государству.

Соответствующие активы неделимы и не могут быть, как мы отметили выше, каким-либо образом распределяться. Основные признаки унитарности фирмы:

  • юридическое лицо утверждается посредством выделения некоторого имущества, в то время как хозяйственные общества формируются, как правило, посредством объединения активов нескольких инвесторов;
  • право собственности всегда остается за учредителем фирмы;
  • распоряжение активами унитарного госпредприятия осуществляется исходя из принципа хозяйственного ведения или же оперативного управления.

Основной принцип управления государственным предприятием, относящимся к категории унитарных — наличие единоличного органа, принимающего решение. В то время как в хозяйственных обществах распространен принцип коллегиального принятия ключевых решений.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий