Комбатанты

Окончание войны и его международно-правовые последствия

Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.

Перемирие — временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту). Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных действий.

Капитуляция — это прекращение военных действий на условиях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуляцию отдельного подразделения, объекта, пункта, района — например, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (например, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).

Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автоматического прекращения состояния войны. Для этого необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекращении состояния войны (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией) либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фиксируется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восстановлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоенных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами.

показать содержание

Библиография

ДАВИД Э. Принципы права вооруженных конфликтов. МККК. Москва, 2011. (См. также DAVID E., Principes de droit des conflits armés, Bruylant, Bruxelles, 2012, 5ème Edition, 1152 p.)

CALLEN J., “Unlawfull Combattant and the Geneva Conventions”, Virginia Journal of international Law, 2003-2004, vol.44, pp.1025-1072

DORMANN K., « The legal situation of “unlawful/unprivileged” combattants », International Review of the Red Cross, March 2003, vol. 85, n° 849, p. 45-85.

MILANOVIC M.,” Lessons for human rights and humanitarian law in the war on terror: comparing Hamdan and the Israeli Targeted killings case” International Review of the Red Cross, Vol.89, n°866, June 2007, pp. 373- 393.

SASSOLI M. et OLSON L.M., «The relationship between international humanitarian law and human rights law where it matters: admissible killings of fighters and internment in non-international armed conflicts», International Review of the Red Cross, Vol.90, n°871, September 2008, pp. 599-627.

SCHMITT M.N, “Direct Participation in Hostilities and 21st Century armed conflicts in Fisher,H.et al, eds, Crisis Management and Humanitarian Protection: Festschrift fur Dieter Fleck, pp.505-592. Berlin: BWV, 2004

SJOBERG L., «Women fighters and the ‘beautiful soul’ narrative», International Review of the Red Cross, Vol.91, n°877, March 2010, pp. 53-68.

WATKIN K, « Warriors without rights ? Combattants, Unpriviledged Belligerent, and the struggle over Legitimacy” Occasional Paper Series, Program on Humanitarian Policy and Conflit Research, Harvard University. Winter 2005.

ZEMMALI A., Combattants et prisonniers de guerre en droit islamique et en droit humanitaire, Pedone, Paris, 1997, 519 p.

Правовой статус комбатантов, некомбатантов и иных участников вооруженных конфликтов.

  • Конституционно-правовой статус индивидуального предпринимателя в Российской Федерации Юсупов Виталий Витальевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград 2006 | Диссертация | 2006 | docx/pdf | 3.66 Мб

    Специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право. Введение 4-17 Глава I. Теоретические основы конституционно-правового статуса индивидуального предпринимателя 18-47 § 1.

  • Правовой статус законных участников вооруженных конфликтов Зверев Петр Геннадьевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 5.57 Мб

    Специальность 12.00.10 — международное право, европейское право. Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами: вооруженные конфликты являются спутниками жизни на Земле;

  • Правовой статус международных экономических организаций Попов Михаил Сергеевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 3.48 Мб

    Специальность 12.00.10 — Международное право; европейское право. Актуальность темы исследования. В современных условиях глобализации мировой экономики, динамичного развития международных

  • Проблема правового статуса транснациональных корпораций: международно-правовые аспекты Лысенко Дмитрий Леонидович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2003 | Диссертация | 2003 | Международное | docx/pdf | 6.49 Мб

    Специальность 12.00.10 — Международное право. Европейское право. Актуальность темы исследования. В современный период глобализации мировой экономики и усиления экономической интсірации между

  • Международные хозяйственные организации (особенности правового статуса и деятельности) Ямпольский Илья Михайлович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 3.5 Мб

    Специальность 12.00.10 — международное право; европейское право. ВВЕДЕНИЕ З Глава 1. Международные хозяйственные организации — участники международных отношений 15 § 1. Участники современных

  • Правовое положение граждан-предпринимателей Гришин Сергей Владимирович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. МОСКВА-2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 2.75 Мб

    Специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Актуальность темы исследования. Проводимые экономические реформы в России,

  • Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ Звездина Татьяна Михайловна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 5.54 Мб

    Специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Введение Исторически краткий период времени в России насыщен значительными

  • Местное самоуправление России в 16-17 в.в. (историко-правовое исследование) Максимова Наталья Анатольевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов — 1996 | Диссертация | 1996 | Россия | docx/pdf | 3.66 Мб

    Специальность 12.00.01- теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений. Введение 3-6 Глава I. Проблема местного самоуправления России XVI — XVII веков

  • Особенности правового регулирования договоров, заключаемых в электронной форме Кулик Татьяна Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону — 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 4.73 Мб

    Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03 (Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право). Актуальность

  • Государственно-правовой менанизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации : Теоретическое административно-правовое исследование Калина Елена Семеновна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 5.8 Мб

    Специальность: 12.00.14 «Административное право; финансовое право; информационное право». Государство и право. Юридические науки — Административное право — Российская Федерация — Субъекты

Комбатанты в международном праве.

Комбатант (сражающийся) — лицо, входящее в состав вооруженных сил одной из сторон международного вооруженного конфликта (ст. 3 приложения к Гаагской конвенции 1907 года и ст.43, п. 2 Дополнительного протокола I). Никто не может стать комбатантом лишь по собственной воле; он должен принадлежать к группе, которая, в свою очередь, должна принадлежать одной из сторон международного вооруженного конфликта, то есть государству (ст. 2 общая для Женевских конвенций I-IV) либо национально-освободительному движению (ст. 1, п. 4 Дополнительного протокола I).

Все ли члены регулярных государственных вооруженных сил являются комбатантами? Статья 3 приложения к Гаагской конвенции 1907 года может вызвать путаницу, поскольку в ней говорится, что «вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся», и обе категории пользуются правами военнопленных. Категория несражающихся, указанная в данной статье, включала, например, поваров и других членов вооруженных сил, не принимавших непосредственного участия в боевых действиях.

Однако в современной терминологии такое различие не проводится. Практически все участники, вне зависимости от исполняемых функций, являются комбатантами, то есть могут принимать непосредственное участие в военных действиях и подвергаться нападению (ст. 43, п. 2 Дополнительного протокола I). Однако военный медицинский и религиозный персонал не являются комбатантами. Они не могут непосредственно участвовать в военных действиях, не могут подвергаться нападению и не считаются военнопленными, если попадут во власть неприятеля. В подобном случае они должны быть освобождены и репатриированы, если их задержание не требуется для ухода за военнопленными.

Женевская конвенция III.

Строго говоря, ст. 4 Женевской конвенции III применяется не только к сражающимся. Тем не менее, к категории лиц, пользующихся статусом военнопленных, относятся преимущественно комбатанты.

  • Текст статьи 4, ч. A, п. 1 Женевской конвенция III, гласящий, что «личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил» считаются военнопленными, если попадут во власть неприятеля, подтверждает, что данные лица являются комбатантами.
  • Статья 4, ч. A, п. 3 Женевской конвенция III дополнительно причисляет к сражающимся «личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой».
  • Развивая условия ст. 1 Гаагских положений, ст. 4, ч. A, п. 2 Женевской конвенции III добавляет к комбатантам «личный состав других ополчений и добровольческих отрядов», если они отвечают следующим условиям:
    1. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
    2. имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак,
    3. открыто носят оружие; и
    4. соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.
  • Повторяя исключение, допущенное в ст. 2 Гаагских положений, статья 4, ч. A, п. 6 Женевской конвенции III подтверждает статус сражающихся для отдельных гражданских лиц на неоккупированной территории, не входящих в состав какой-либо вооруженной группы, которые при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берутся за оружие, но только в том случае, если они носят оружие открыто и соблюдают законы и обычаи войны. Жители оккупированной территории не имеют подобной привилегии.

Дополнительный протокол I.

В статье 43 Дополнительного протокола I применяется более широкая и обобщенная концепция вооруженных сил. Вооруженные силы включают все организованные вооруженные группы и подразделения, находящихся под командованием лица, ответственного перед стороной конфликта, при условии, что такие силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, в частности, обеспечивает соблюдение международного гуманитарного права. Члены таких групп являются комбатантами.

Однако сражающийся сохраняет свой статус и статус военнопленного только в том случае, если соблюдает обязательство отличить себя от гражданского населения (открыто носит оружие, соответствующую форму, знаки отличия, и т. п.) в ходе подготовки или проведения военной операции.

Статья 44, п. 6 Дополнительного протокола I добавляет, что ни одно лицо, являющееся комбатантом в соответствии с Женевской конвенцией III, не может быть лишено своего статуса в соответствии с Дополнительным протоколом I.

Режим военной оккупации

Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в военных действиях, направленных против их страны, давать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снабжать гражданское население необходимой одеждой, продовольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

  • совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;
  • применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения сведений;
  • применять пытки, телесные наказания, медицинские опыты и т.п.;
  • применять коллективные наказания;
  • захватывать заложников;
  • депортировать гражданское население с оккупированной территории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.

Начало войны и его правовые последствия. Театр войны

В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.

Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы международного права (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.

Театр войны — это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.

Нейтралитет в войне

Нейтралитет в войне — это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралитет (Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г. и др.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами.

Нейтральные государства, сохраняя право на самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; допускать передачу воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию для содержания раненых; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств т.д.

Кто такие комбатанты

Такие люди существовали всегда, но особый юридический статус обрели сравнительно недавно. Это произошло в начале прошлого века, в 1907 году, когда была принята так называемая Четвертая Гаагская Конвенция. В этом голландском городе, в котором, по сложившейся традиции, решаются многие вопросы международного значения, проходила специальная конференция.

В результате довольно длительных и острых дискуссий участники согласовали между собой критерии, по которым бойцы враждующих сил могут именоваться особым образом. Итак, комбатанты в международном праве – это люди, принимающие участие в вооруженном конфликте, но при этом заметно отличающиеся от других групп, применяющих силовые методы.

Кто такие нон-комбатанты

Вопреки распространенному мнению, это не только мирные жители и гражданские лица

Комбатанты и некомбатанты – это, прежде всего, различие между людьми, находящимися в вооруженных силах (не столь важно, регулярных или добровольческих), но не сражающихся непосредственно. Эти люди могут обслуживать армию, быть журналистами, юристами, духовными лицами, но не принимать участия в боевых действиях

Им разрешено применять оружие исключительно для самообороны. Поэтому международное гуманитарное право запрещает делать их мишенями для военных действий, за исключением тех случаев, когда они сами начинают вступать в бой и теряют свой статус. Если их задерживают, они не являются военнопленными. Их убийство является преступлением против прав человека.

К некомбатантам относятся также люди, де-юре являющиеся бойцами, но не принимающие участия в сражениях. Государства, которые не ратифицировали всех необходимых для соблюдения гуманитарного права договоров, например, Римского Статута Международного Уголовного Суда, обязаны, по крайней мере, не подвергать некомбатантов пыткам, не унижать их достоинство, не брать заложников и так далее.

Международное право в период вооруженных конфликтов — отрасль международного права

Согласно положениям Устава ООН и в соответствии с основными принципами международного права государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное международное право допускает возможность правомерного применения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООН, реализация права на самоопределение).

В международном праве имеется большое число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли международного права, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название — право вооруженных конфликтов.

Традиционно до конца XIX в. основную роль в регламентации права вооруженных конфликтов играли международные обычаи; само это право обычно именовалось — «законы и обычаи войны». Международные обычаи сохранили определенное значение для данной отрасли международного права и сегодня. Однако в настоящее время основной массив норм права вооруженных конфликтов составляют нормы международных договоров. В их числе:

  • Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 г.;
  • Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. «Об открытии военных действий», «О законах и обычаях сухопутной войны», «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны» и др.;
  • Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г.;
  • Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.. Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
  • Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г. и Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.

Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям:

  • предотвращение вооруженных конфликтов;
  • правовое положение участвующих и не участвующих в конфликте государств;
  • ограничение средств и методов ведения войны;
  • защита прав человека в период вооруженных конфликтов;
  • обеспечение ответственности за нарушение норм международного права.

Виды вооруженных конфликтов

Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

  • имеют свою организацию;
  • имеют во главе ответственные за их поведение органы;
  • установили свою власть на части территории;
  • соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

  • применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
  • коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
  • определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
  • продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
  • осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

Что полагается комбатантам

Кстати, в число таких «признанных бойцов» могут входить и гражданские лица, взявшиеся за оружие вследствие неожиданного вторжения вражеской армии, если регулярные войска не успели защитить эту территорию и не оставили там своих подразделений. Но при этом они должны соответствовать всем вышеперечисленным критериям. Правда, гражданам тех стран, которые стали участницами Первого Протокола к Женевским Конвенциям 1948 года, не обязательно носить отличительный знак. Тем не менее, остальные требования, в том числе открытое ношение оружия, чтобы противоположная сторона знала, в кого стрелять, остаются. Это значит, что комбатант – это человек, который добровольно подвергает себя опасности быть раненым и убитым. В случае его захвата врагами он имеет право на статус военнопленного. И обращаться с ним должны соответственно.

Если же речь идет о военных пилотах, то в них запрещено стрелять, если они приземляются на парашютах из сбитого самолета, а затем им должно быть предложено сдаться.

Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов

В период вооруженного конфликта на территории воюющих сторон различают гражданские и военные объекты.

Согласно положениям международных норм, военные объекты — это те объекты, которые в силу своего расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Объекты, не являющиеся военными, считаются гражданскими. К ним относятся: жилища, сооружения, средства транспорта, используемые гражданским населением; места, используемые исключительно гражданским населением (убежища, больницы и др.); источники водоснабжения, плотины, дамбы, электростанции и т.п.

Гражданские объекты не должны быть объектами военного нападения.

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. предусматривает дополнительные меры по защите культурных ценностей (т.е. ценности, имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства, истории, рукописи, книги, картины и др.); музеи, библиотеки, архивы и т.п.; центры, в которых имеется значительное число культурных ценностей).

В отношении культурных ценностей запрещается: подвергать их нападению или уничтожению; делать культурные объекты объектом репрессалий; вывозить их за границу, приводить в негодность и т.п.

Привилегированный и непривилегированный комбатант

Это различие между разными видами бойцов исходит из следующего: будучи сражающимися де-факто, де-юре определенные группы людей могут не соответствовать критериям Гаагской конвенции. Например, если солдаты или ополченцы расстреливают пленных, добивают раненых или иначе нарушают гуманитарное право. Кроме того, шпионы, наемники, все, кто не подпадает под вышеописанные категории, являюся непривилегированными комбатантами. Международное право требует, чтобы в случае возникновения сомнений в том, к какому именно виду сражающихся принадлежит данное лицо, оно вначале содержалось в качестве военнопленного, а затем его судьбу решает специальный трибунал.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий