Стороны общения

Влияние общения на жизнь человека

Потребность в общении является для человека свойством, стимулирующим и направляющим развитие его психики. Изоляции от социума наносят существенный ущерб психологической составляющей человека.

Общение необходимо для человека, его интенсивность зависит уже от личностных характеристик: темперамента, характера, психотипа.

Коммуникативное окружение формирует человека, оказывает влияние на развитие его как личности. Чаще всего дети, растущие в асоциальных условиях, становятся отражением своего окружения. Так как у них нет возможности наблюдать другой пример.

Различные виды общения выполняют разные функции в развитии индивидуума:

  • в процессе деловой коммуникации развиваются профессиональные навыки и умения, которые играют решающую роль в построении карьеры;
  • личностное общение развивает индивидуальные качества и характеристики человека, создаёт систему привычек, мировоззрений;
  • когнитивное взаимодействие развивает интеллектуальные способности, обогащая новыми знаниями;
  • социальная коммуникация удовлетворяет общественные потребности, способствует развитию коллективов, народностей, наций, человечества;
  • на базе средств общения происходит развитие таких характеристик как самообразование и самовоспитание;
  • невербальные средства расширяют возможности человека в социуме;
  • вербальная коммуникация выступает основным фактором целостного интеллектуального и личностного развития.

Содержание коммуникации оказывает большое влияние на человека. Для построения правильного коммуникативного процесса, приносящего позитивные эмоции, существует ряд правил:

  1. Образование визуального контакта передаёт собеседнику позыв искренности и доброжелательности.
  2. Жестикуляция должна быть умеренной и уместной.
  3. Коммуникация должна иметь форму диалога, не монолога.
  4. Токсичности в процессе общения поможет избежать отсутствия чрезмерных жалоб и упрёков.
  5. Проявление такта при изложении информации, способной вызвать бурные негативные эмоции у собеседника.

В XXI веке значение приобретает виртуальное общение. Безусловно, оно облегчает процесс коммуникации людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Однако, злоупотребление им может приводить к возникновению сложностей во время непосредственного контакта с людьми.

Виды общения

 Существует несколько классификаций видов общения:

  • по содержанию;
  • по средствам;
  • по используемой технике.

По содержанию

В зависимости от содержания, выделяют варианты коммуникативного взаимодействия:

  1. Материальное. Выражается в обмене товарами, продуктами своей деятельности.
  2. Кондиционное — обозначает взаимообмен психологическими настроениями. Происходит воздействие на собеседника с целью привести его в определённое физическое или психическое состояние.
  3. Мотивационное общение подразумевает передачу собеседнику определённых побуждающих установок.
  4. Деятельностное общение представляет собой обмен навыками, умениями.
  5. Когнитивное — содержит передачу и получение знаний.

По средствам

Исходя из используемых средств для общения, выделяют:

  1. Непосредственное. Это прямой диалог собеседников, без использования каких-либо дополнительных средств.
  2. Опосредствованное подразумевает создание диалога при помощи средств связи (телефон, интернет, видеосвязь).
  3. Прямое общение обозначает непосредственный контакт собеседников, воздействие друг на друга в процессе разговора.
  4. Косвенное коммуникативное взаимодействие выражается в наличии третьих лиц, посредников.

По используемой технике общения

В зависимости от используемой в общении техники, его разделяют на такие виды:

  1. «Контакт масок». Такое взаимодействие не предполагает искренности. Собеседники «одевают » приличествующие ситуации маски (вежливости, участливости, скромности, безразличия).
  2. Формально-ролевое — собеседники во время процесса коммуникации не выходят из рамок определённых ролей, сформированных в обществе. Содержание таких контактов обычно регламентированы.
  3. Светское взаимодействие подразумевает обмен любезностями, новостями, ничего не значащими фразами, лишенными эмоциональной окраски.
  4. Деловая коммуникация строится на достижении целей коммерческого характера. Во главе общения стоит определённая деятельность, личностные характеристики собеседников не имеют значения.
  5. Личностное общение характеризуется открытостью собеседника, обменом чувствами и переживаниями.
  6. Манипулятивное — имеет перед собой цель достичь какой-либо выгоды посредством тонкого, незаметного влияния на собеседника.
  7. Предметное — проявляется в речевом взаимодействии человека с предметами. Его признаки: «одухотворение» предметов, придание им каких-то черт, эмоционального состояния.

Функции общения

Общение — это способ передачи, восприятия информации, заключающийся в личностном взаимодействии посредством вербальных и невербальных средств.

В состав коммуникации, как разностороннего процесса, входит:

  • создание различных моделей поведения;
  • взаимодействие субъектов человечества;
  • взаимовлияние людей;
  • образование взаимоотношений;
  • сопереживание;
  • развитие внутреннего «я» личности.

Потребность в коммуникации стимулирует развитие процесса жизнедеятельности человека. Роль общения сложно переоценить. Оно является движущей силой для формирования человека, как социальной личности, прививает культурные и моральные ценности, нормы поведения. Посредством коммуникации и способности обучаться человек приобретает определённые качества, навыки, необходимые ему в жизни.

Многими исследованиями доказано, что при отсутствии возможности общаться, замедляется развитие психики, интеллекта, человек остаётся на низшей степени своего развития.

Развитие отношений в обществе

Важной составляющей коммуникативной связи является формирование взаимоотношений между людьми. Отношения — результат взаимодействия между людьми, который характеризуется эмоциональной окраской (симпатии, сочувствие, антипатии, переживания)

Отношения — результат взаимодействия между людьми, который характеризуется эмоциональной окраской (симпатии, сочувствие, антипатии, переживания).

Отношения подразделяются на несколько видов:

  1. Общественные — тип связи, закреплённый официально, играет основную роль в регулировании всех видов отношений.
  2. Межличностные — взаимосвязи между людьми, субъективно-личностные. Элементы таких отношений:
  • когнитивный — восприятие информации, которая содержится в межличностных отношениях;
  • аффективный — эмоциональные негативные и позитивные ощущения;
  • суггестивный элемент связан с внушением;
  • поведенческий и регулятивный.

Примеры сторон общения в повседневной жизни

Рассмотрим все стороны общения на примере взаимодействия с друзьями. Так, коммуникационная сторона общения — обмен новостями и последними событиями, обсуждение книг, музыки, погоды, совместная подготовка какого-либо проекта.

Перцептивная сторона коммуникации в данном случае проявляется в зарождении дружбы, когда индивиды занимались взаимопознанием, а также принимали установки, убеждения, поведение друг друга. Также все дальнейшие акты общения будут включать в себя перцептивную сторону, так как дружба является высоким уровнем взаимоотношений, который включает в себя эмоциональный аспект.

Основные стороны общения

Структура общения включает в себя следующие стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая из них отвечает за конкретный аспект:

  • коммуникативная — передача информации между людьми;
  • интерактивная — взаимодействие между субъектами;
  • перцептивная — взаимовосприятие между контактирующими индивидами.

В единстве эти три стороны общения выступают как способ организации совместной деятельности людей и выстраивания отношений между ними. Они реализуют следующие функции общения:

  • контактная — установление взаимосвязи и поддержание контакта;
  • информационная — обмен мнениями, решениями, данными и прочей информацией;
  • побудительная — стимулирование партнера по коммуникации к деятельности, а также направление его на выполнение определенных действий;
  • координационная — согласование действий при организации совместной деятельности;
  • функция понимания — восприятие и понимание как сообщения, так и партнера по общению;
  • амотивная — обмен эмоциями, воздействие на чувства и переживания собеседника, а также на свои собственные;
  • функция установления общений — осознание и закрепление своего места в системе сообщества;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, установок, решений партнера.

Коммуникативная сторона общения

Заключается во взаимном обмене информацией. В процессе общения информация не только передается между индивидами, но и уточняется, развивается, а также формируется. Коммуникативное взаимодействие между людьми может состояться только при условии общения при помощи единой системой значений.

Коммуникативная сторона общения отвечает за:

  • передачу и прием информации — информация передается в форме сообщения, но не предполагает непосредственного изменения поведения партнера;
  • обмен указаниями — информация может выражаться в форме приказа, совета, просьбы и рассчитана на стимулирование какого-либо действия. Побуждение может быть нескольких видов: активизация (побуждение к действию в определенном направлении), интердикция (запрет нежелательных действий), дестабилизация (нарушение некоторых форм поведения партнера);
  • правильный подбор слов и аргументов — информация, которая передается между коммуникаторами, должна быть воспринята и понята с минимальными потерями в смысле.

Перцептивная сторона общения

Заключается в установлении взаимопонимания между собеседниками и улучшении отношений между ними. Общение протекает в форме восприятия и понимания индивидами друг друга.

Перцептивная сторона общения отвечает за:

  • познание себя — во время взаимодействия с другими индивидами человек получает информацию о себе;
  • познание партнера — совершается через восприятие его внешних и социальных данных, убеждений и установок, взаимообмен эмоциями;
  • организацию совместной деятельности — понимание мотивов, установок, характера партнера позволяет сформировать модель наиболее эффективного взаимодействия с ним;
  • формирование взаимопонимания — в ходе взаимодействия индивиды познают друг друга, добиваются взаимопонимания, которое можно считать базой для развития социальных отношений;
  • становление эмоциональных отношений — любое социальное взаимодействие вызывает у индивида чувства за счет взаимообмена эмоциями, формирования новых.

Перцептивная сторона выполняет следующие процессы:

  • восприятие физических характеристик собеседника;
  • оценка вербальной и невербальной информации;
  • составление эмоционального, социального и психологического портрета субъекта;
  • формирование восприятия на эмоциональном уровне;
  • развитие эффективного взаимодействия.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона связана с организацией взаимодействия

То есть индивидам важно обменяться не только информацией и эмоциями, но и организовать сам процесс общей деятельности

Существует три основных вида взаимодействия:

  • кооперация — базовый элемент для совместной деятельности, направленной на общую цель;
  • конкуренция — приводит к конфликтам, может быть как продуктивной, так и деструктивной;
  • конфликт — выявление разнонаправленных и противоположных тенденций индивидов.

Выделяют следующие компоненты, которые влияют на выбор типа взаимодействия и его корректировки в ходе общения:

  • учет планов всех сторон;
  • анализ вклада участников в процесс взаимодействия;
  • осмысление степени включенности все субъектов.

Для эффективного взаимодействия стороны должны следовать следующим правилам:

  • соблюдать нормы этикета и морали;
  • придерживаться установленным правилам взаимодействия.

Основные функции

Функции общения — задачи и роли, выполняемые общением в процессе существования человека в социуме.

Классификация функций характеризуется наличием различных подходов.

Рассматривая коммуникацию неотрывно от общественной жизни, выделяют такие функции:

  • Общение как формовыявление человеческой сущности, объединяющее людей в их коллективной деятельности.
  • Психологическая необходимость в жизни человека.

Некоторые исследователи рассматривают функционирование коммуникативной составляющей с позиций обмена информацией. Б. Ломов предложил такую классификацию:

  1. Информационно-коммуникативная — взаимообмен информацией.
  2. Регуляционно-коммуникативная — регулирование процесса деятельности во время контактов с обществом.
  3. Аффективно-коммуникативная — контроль эмоционального состояния.

А. Реан выдвинул четырёх элементную модель:

  1. Когнитивно-информационный элемент — обмен информацией.
  2. Регулятивно-поведенческий — отвечает за поведение субъекта коммуникации.
  3. Аффективно-эмпатический элемент раскрывает общение как эмоциональный процесс.
  4. Социально-перцептивный компонент рассматривает процесс взаимопонимания участников коммуникативного диалога.

Наиболее полной и распространённой является классификация Л. Карпенко. Он выделяет следующие функции общения:

  • контактная;
  • информационная;
  • побудительная;
  • координационная;
  • понимание;
  • амотивная;
  • установление отношений;
  • осуществление воздействия.

А. Панфилова и Е. Руденский свою классификацию основали на базе анализа коммуникативного процесса в отрасли деловых отношений:

  • инструментальная;
  • интегративная;
  • функция самовыражения;
  • трансляционная;
  • функция социального контроля;
  • функция социализации.

Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции коммуникации.

Инструментальная

Инструментальная функция представляет общение управленческим механизмом, который позволяет осуществить процесс передачи и получения данных, необходимых для осуществления деятельности.

Интегративная

Данная функция является средством, которое помогает сесть за стол деловых переговоров с собеседником. Общение предстаёт связующим звеном для различных видов деятельности человека.

Контактная

Контактная функция определяет роль общения в установлении контакта, который характеризуется готовностью воспринимать и передавать данные в процессе взаимной деятельности. И подразумевает поддержание взаимосвязи.

Контакт (значение в психологии) — образование, поддержание и развитие процесса взаимного расположения людей друг к другу.

Познавательная

Познавательная роль общения состоит в получении от собеседника кардинально новой информации, которая расширяет его кругозор и не нуждается в подтверждении её подлинности.

Амотивная

Амотивная функция является способом, который позволяет создать в процессе общения необходимый эмоциональный фон, вызвать у собеседника конкретные чувства, влияя на него с помощью собственных ощущений.

Функция осмысления

Данная функция означает адекватное, осмысленное восприятие собеседником сути переданной информации и понимание участниками диалога друг друга.

Функция общественного отклика

Информация, которую воспринял один участник группы, посредством общения становится известной и влияет на всю группу.

Регулятивная

Оценка производительности общения происходит через регуляцию поведения или деятельности. Проявляется функция в планировании, координации, согласовании совместных действий для достижения общей цели.

Социализирующая

В процессе общения в коллективе, его участниками осваиваются новые навыки и умения, что позволяет улучшить свои коммуникативные способности. Это одно из важнейших назначений общения. Формируются умения оценивать ситуацию, действовать исходя из интересов коллектива.

Управленческая

Состоит в способности управлять позициями и мнениями людей, направлять их взгляды в более выгодное для лидера направление.

Перцептивная

Перцептивная функция общения состоит в оценке и понимании поведения партнёра, в разумении мотивов, чувств, движущих им.

Перцептивная сторона общения

Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему

Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.

Социальная перцепция исполняет следующие функции:

  • постижение себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация общей деятельности на засадах взаимопонимания;
  • установление эмоциональных отношений.

Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:

  1. Идентификация — формирование мнения о внутреннем мире партнера благодаря  условному становлению себя на его место. Человек начинает демонстрировать особенности поведения другого, перенимает ценности, вкусы, манеры, наклонности.
  2. Созвучным идентификации есть понятие эмпатии — эмоциональной реакции на трудности другого человека, способности сопереживать ему, а также восприятия его внутреннего состояния. Положение партнера не столько осмысливается, сколько ощущается.
  3. Аттракция — постижение другого человека, базируясь на стойком позитивном отношении к нему. Представления о партнере, его понимание строится через дружеские или более личные чувства к нему, установление привязанности.
  4. На взаимодействие людей влияет явление рефлексии — понимание человеком степени оценки и восприятия его партнером.
  5. Следующий механизм — каузальная атрибуция — процесс трактовки действий и эмоций другого человека на основе собственного наблюдения.

При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:

  1. Аналитический — каждый элемент внешности сопоставляется с определённой психологической особенностью человека.
  2. Эмоциональный — приписываемые личные качества не зависят от внешности.
  3. Перцептивно-асоциативный — на индивида распространяют качества другого человека, внешне отличающегося.
  4. Социально-асоциативный — на основе восприятия личность относят к некоему социальному типу, характеристики которого потом ей приписываются.

Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.

  1. Эффект ореола. Под ним подразумевается влияние общественного мнения о человеке, репутации, созданного образа на восприятие и оценку его качеств. Схема эффекта такова: при преобладании позитивного отношения к человеку его плохие поступки оправдываются, и, наоборот, при доминировании негативного отношения положительные действия игнорируются или искажаются.
  2. Эффект первичности. Демонстрируется при встрече с незнакомым человеком, когда первое впечатление о нем становится самым значительным.
  3. Эффект новизны. Действует по отношению к уже знакомым людям, когда новые сведения о них воспринимаются как самые важные.
  4. Эффект атрибуции. Когда люди не владеют информацией о реальных мотивах поведения индивидов, то начинают присваивать им причины или даже образцы поведения. Создается благоприятная среда для атрибуций — способов такого приписывания. От характеристики совершенного поступка (исключительный он или обычный, приемлемый или непозволительный для общества) зависит степень приписывания.
  5. Эффект стереотипизации. При отсутствии подтвержденной информации на человека переносятся качества группы (социальной, этнической), к которой он относится. Также с учетом особенностей индивида его окружение тоже удостаивается подобной характеристики. При стереотипизации представления о человеке упрощаются или искажаются. Схожее по смыслу понятие — предрассудки. Они представляют собой негативное необоснованное представление об отдельных личностях или группах.
  6. Эффект проекции. Состоит в перенесении на других людей собственных психических свойств.

Уровни общения

Уровни общения зависят от культуры собеседников, их моральных и личностных качеств, коммуникативной ситуации и социума. Существуют разные классификации уровней общения. Обратимся к более новому разделению уровней по Е. В. Андриенко, от 2000 года:

  • фатический;
  • информационный;
  • личностный.

Фатический 

Фатический уровень коммуникации подразумевает взаимообмен репликами, которые направлены на сохранение разговора и не несут никакой серьезной смысловой нагрузки. Это уровень вынужденного общения, когда собеседники друг другу не интересны, но продолжают разговор, например, по причине скуки.

Информационный

Информационный уровень предполагает обмен новыми данными, темами, которые интересуют собеседников. такой уровень общения наблюдается при контактах с друзьями или когда люди объединены общей деятельностью. 

Личностный

Личностный уровень общения в некоторых классификациях называют духовным. Данный этап коммуникации характеризуется глубоким взаимодействием, раскрывающим собеседникам их личностные качества, мировоззрения. Возникновение такого уровня тесно связано с такими чувствами и ощущениями, как: любовь, вдохновение, озарение, счастье. 

Личностный уровень общения положительно влияет на формирование нравственности в обществе. 

Цели общения

Цели общения — комплекс причин, побуждающих человека начать процесс коммуникации.

Цели делятся на функциональные и объектные.

К функциональным целям относятся:

  • предоставление помощи окружающим;
  • принятие помощи;
  • поиск партнёра для взаимодействия (для разговора, игры, иного вида деятельности);
  • поиск собеседника, который проявит эмоциональный отклик (сопереживание, сочувствие, похвала);
  • выражение себя в какой-либо деятельности — коммуникация с партнёром, позволяющая проявить свои умения и способности;
  • присоединение окружающих к моральным ценностям посредством воспитания или обучения;
  • приятное времяпровождение;
  • преобразование взглядов и поведения других людей.

Объектные цели относятся к вопросу выбора партнёра по коммуникативным взаимоотношениям. Он может быть постоянным или ситуативным.

Наиболее распространённый фактор, который влияет на выбор собеседника — это его притягательность как личности по моральным, деловым, физическим характеристикам и выражение к нему эмоциональных ощущений.

Примеры общения в обществе

Материальное 

  • Женщина приходит к соседке для того, чтобы одолжить соль.
  • Художник дарит другу написанную им картину.

Когнитивное

  • Дружеский спор на тему «Роль Наполеона Бонапарта».
  • Рассказ отца сыну о том, как устроено производство футбольных мячей.

Деятельностное

  • Женщина обучается на курсах кройки и шитья.
  • Школьник занимается в футбольной секции.

Мотивационное

  • Просьба одноклассника ходить вместе на занятия по подготовке к ЕГЭ.
  • Предложение подруги устраивать совместные утренние пробежки.

Манипулятивное

  • Речь продавца о превосходной цене на его товар. «Сегодня последний день скидки на парфюмерную воду». «У нас цена ниже, чем в соседнем магазине».
  • Просьба жены: «Давай, купим эту соковыжималку, а я утром сделаю свежий фреш».

Межличностное

  • Диалог о любви.
  • Рассказ сестры о неприятностях в школе, несчастной любви.

Деловое

  • Начальник инструктирует секретаря по поводу намечающегося совещания.
  • Разговор директора с учителем.

Светское

Понятие общения

Общение — процесс взаимосвязи субъектов общества, который заключается во взаимном обмене информацией, умениями, результатами труда, навыками, деятельностью.

Посредством общения личность социализируется, происходит накопление социального опыта и формирование индивидуальностей. 

Основные цели общения

Имеются 3 аспекта общения, которые взаимосвязаны между собой:

Цель общения — причины, побуждающие к обмену информацией и образованию межличностного контакта.

Содержание общения — совокупность коммуникативных данных.

Средства общения — способы передачи информации.

С помощью целей человек восполняет свои культурные, социальные, познавательные, творческие и эстетические потребности.

В зависимости от целей, общение делится на 2 типа:

  1. Биологическое. Такой вид коммуникации направлен на сохранение жизнедеятельности, его реализацией выступает удовлетворение основных нужд организма.
  2. Социальное общение основано на целях формирования и развития контактов между субъектами. Оно способствует росту индивидуума, как личности.

В свою очередь, в социальной коммуникации выделяют несколько разновидностей:

  1. Деловое общение — составляющая определенной деятельности людей. Оно раскрывает внешние действия личностей, обусловленные рабочей необходимостью, не касаясь их внутренних переживаний.
  2. Личностное — сформировано вокруг индивидуальных переживаний индивидуума, его психологического состояния, проблем. Двигателями такого общения является внутренний мир человека, побуждающий его к поиску сути жизни, выявления межличностных отношений.
  3. Инструментальное общение является инструментом для достижения в общении какой-то иной цели. 
  4. Целевое — служит способом удовлетворения потребности в общении.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий