Владимир путин утвердил обновленную стратегию национальной безопасности рф

Раздел II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития

В данном разделе были изложены основные стратегические интересы России в современном мире и потенциальные проблемы. Указывалось, что Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

Отмечалось обострение межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, и формирование качественно новой геополитической ситуации в результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния.

Указывалось, что переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности России по укреплению её влияния на мировой арене. При этом негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации могут оказывать противоречия между участниками мировой политики, рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, распространение оружия массового поражения, противоправная деятельность в кибернетической и биологической областях и сфере высоких технологий, усиление глобального информационного противоборства, развитие националистических настроений, ксенофобии, экстремизма, обострение демографической ситуации, проблемы окружающей среды, незаконной миграции, наркоторговли, торговли людьми, эпидемии, дефицит пресной воды, борьба за обладание энергоресурсов, неконтролируемое распространение вооружений. При этом последствия финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по ущербу с масштабным применением военной силы. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены попытки решения возникающих проблем с применением военной силы — при этом может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и её союзников.

Организацию Объединённых Наций и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает как центральный элемент стабильной системы международных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. В документе указывалось, что Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие в многосторонних форматах (Группа восьми, Группа двадцати, БРИК), развивать многостороннее сотрудничество с государствами-участниками СНГ, будет способствовать укреплению Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействовать с Европейским союзом и США. Определяющим фактором в отношениях с НАТО останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам.

2.2. Система национальных интересов России.

Для каждого
государства существуют постоянные
базовые
национальные интересы.

К ним для России
можно отнести:

  • государственный
    суверенитет,

  • территориальная
    целостность;

  • неприкосновенность
    территории;

  • социально-политическая
    стабильность общества;

  • стабильность
    конституционного строя, законность,
    правопорядок в стране, общественная
    безопасность;

  • мирные
    условия для стабильного политического,
    экономического и духовного развития
    страны и общества;

  • стабильность
    в прилегающих к границам России регионах;

  • свобода
    деятельности в мировом океане, космическом
    пространстве, свободный доступ к важным
    для России международным
    экономико-стратегическим зонам и
    коммуникациям;

  • защищенность
    граждан России в зонах военных конфликтов
    и в других случаях от угроз их жизни,
    связанных с вооруженным насилием.

Национальные
интересы России:

в
экономической сфере

являются ключевыми, ибо национальные
интересы России могут быть реализованы
только на основе устойчивого развития
экономики. В области экономики актуальным
является обеспечение ее функционирования
в режиме расширенного воспроизводства,
защиты интересов отечественных
производителей, повышение инновационной
и инвестиционной активности, постоянного
контроля за стратегическими ресурсами
страны, поддержания научного потенциала,
способного утвердить независимость
России на стратегически важных
направлениях научно-технического
прогресса. Здесь необходим переход
экономики к модели устойчивого развития
с определенным уровнем государственного
регулирования экономических процессов
гарантирующего стабильное функционирование
и развитие многоукладной экономики.


во внутриполитической
сфере
–состоят в
сохранении стабильности конституционного
строя, институтов государственной
власти, в обеспечении гражданского мира
и национального согласия, территориальной
целостности, кроме того, в нейтрализации
причин и условий, способствующих
возникновению политического и религиозного
экстремизма, этнического сепаратизма
и их последствий – социальных,
межэтнических и религиозных конфликтов,
терроризма;

в
социальной сфере

–заключаются
в обеспечении высокого уровня жизни
народа;

в
духовной сфере

– состоят в сохранении и укреплении
нравственных ценностей общества,
традиций патриотизма и гуманизма,
культурного и научного потенциала
страны;

в
международной сфере

–заключаются
в обеспечении суверенитета, упрочении
позиций России, как великой державы –
одного из влиятельных центров
многополярного мира, в развитии
равноправных и взаимовыгодных отношений
со всеми странами, прежде всего с
государствами-участниками СНГ, в
повсеместном соблюдении прав и свобод
человека и недопустимости применения
при этом двойных стандартов;

в
информационной сфере

– заключаются в соблюдении конституционных
прав и свобод граждан в области получения
информации и пользования ею, в развитии
современных телекоммуникационных
технологий, в защите государственных
информационных ресурсов от
несанкционированного доступа;

в
оборонной сфере

– заключаются в защите независимости,
суверенитета, государственной и
территориальной целостности, в
предотвращении военной агрессии против
России и ее союзников;

в
пограничной сфере

– заключаются в создании политических,
правовых, организационных и других
условий для обеспечения надежной охраны
государственной границы России, в
соблюдении установленных законодательством
РФ порядка и правил осуществления
экономической и иных видов деятельности
в пограничном пространстве РФ;

в
экологической сфере

– заключаются в сохранении и оздоровлении
окружающей среды;


важнейшей
составляющейнациональных
интересов России
является защита личности, общества и
государства от терроризма
,
в том числе международного, а также от
ЧС природного и техногенного характера
и их последствий, а в военное время –
от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий.

Основные различия между Стратегией и Концепцией национальной безопасности

«Стратегия национальной безопасности» 2009 года имела ряд преимуществ перед «Концепцией национальной безопасности», которую она сменила.

Во-первых, в «Концепции» формулировалось лишь направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточнялся порядок выявления угроз. В «Стратегии» же в первую очередь определялись стратегические национальные приоритеты, формировался механизм реализации совместных усилий государства и общества и давалась оценка их результативности. В результате, главным отличием «Стратегии» стало то, что в ней были сформулированы критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации.

Во-вторых, в «Стратегии» была определена цель политики России — возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета.

Во-третьих, «Концепция» не учитывала все направления безопасности, идеологию государства, проработанность правовой базы, чёткое распределение деятельности субъектов обеспечения безопасности, взаимосвязь жизненно важных интересов личности, общества и государства, отсутствовал анализ роли и места России в современном мире. Непроработанность Концепции придавала ей декларативный характер и препятствовала эффективному решению задач обеспечения национальной безопасности.

В-четвертых, в «Стратегии» признавалось использование Россией её энергетических ресурсов в качестве орудия политического влияния и допускалось возникновение военных конфликтов у её границ, при этом отмечалась незавершённость оформления государственной границы. Документ объединил внешнюю политику, политику в области безопасности и военную политику с вопросами внутреннего развития — это подтверждалось положением о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

В-пятых, особенностью «Стратегии» является её выраженная социальная и социально-политическая направленность: национальная безопасность обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития России, а именно повышением качества жизни граждан, экономическим ростом, наукой, новыми технологиями, повышением качества образования, здравоохранения и культуры, сохранением экологии и развитием рационального природопользования.

Раздел VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности

В разделе указывается, что основные характеристики состояния национальной безопасности, используемые при оценке её состояния, включают:

  • уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
  • децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения);
  • уровень роста потребительских цен;
  • уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
  • уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

I. РОССИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе — более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий