Конституционные основы российской федерации. меры руководства страны по укреплению российской государственности

Разграничение компетенций

1) Предметы ведения Федерации:

  • Сфера прав и свободы гражданина (предоставление гражданства, защита прав и свободы, согласно Конституции РФ, защита этнического меньшинства).
  • Сфера учредительной власти и развития РФ (внесения поправок в Конституцию РФ, разработка программ развития в экономической, политической, социальной сфере РФ).
  • Сфера регулирования территории и установление внешних связей с другими государствами.
  • Сфера организации государства (устройство государства в виде федерации, обеспечение функционирования законодательной, исполнительной и судебной власти).
  • Сфера экономики (установление границ на федеральную собственность; регулирование единого рынка и его валютно-таможенной системы; федеральный бюджет и распоряжение финансами; налогообложение и т.д.).
  • Сфера правового регулирования (правовые службы, занимающиеся защитой прав, установлением санкций для нарушителей, обеспечением порядка в обществе; арбитражное законодательство).
  • Сфера усыновления единых стандартов (система исчисления времени, географические объекты, принятые эталоны в обществе).

2) Совместные полномочия Федерации и её субъектов:

  • Сфера прав человека (защита прав и свободы человека, защита этнического меньшинства).
  • Сфера Федерального единства (обеспечения функционирования Конституции РФ и Федеральных законов).
  • Сфера внешних связей (подписание международных договоров, установление внешних связей с другими государствами, соблюдение уже существующих договоренностей).
  • Сфера публичного управления (установление единых критериев по организации государственной власти; трудовые работники в правоохранительных органах, судах, нотариате и т.д.).
  • Сфера экономики (разрешения вопросов владения землёй, ресурсами, ископаемыми; установления критериев налога и сбора; защита этнических меньшинств, их традиций и образа жизни).
  • Сфера экологии (правила пользования окружающей средой, сохранение природных объектов).
  • Сфера защиты от стихийных бедствий (разработка программ по разрешению катастроф, природных и техногенных происшествий, эпидемий и т.д.).
  • Культурная и социальная сфера (разрешение вопросов социализации индивида, охрана памятников культуры, разрешения вопросов в сфере образования, здравоохранения, семьи, социальной защиты и т.д.).

3) Правовой статус субъектов РФ:

  • Каждая территориальная единица РФ имеет право на своё законодательство, если речь идёт о республике – Конституция.
  • На территории РФ разграничивается государственная власть и власть субъектов Федерации.
  • Субъекты имеют равные права.
  • Невозможность субъектов выйти из территории РФ, т.к. она представляет закреплённые границы всех субъектов.
  • В РФ, как и во всех демократических государствах, распространена система разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.
  • Лишь в республиках присутствует возможность получения дополнительного гражданства.
  • Республика имеет полную свободу на установление языка, который будет использоваться в том числе и в органах местного самоуправления.

Смотрите также:

  • Избирательная кампания в Российской Федерации
  • Политический процесс
  • Политическое участие
  • Политическое лидерство
  • Органы государственной власти Российской Федерации

Суверенитет государства

Государство, точно также как и народ, обладает суверенитетом. Однако суверенитет населения считается первичным и определен Конституцией России. Таким образом, суверенитет России распространяется по всей территории страны. В основу российского суверенитета легла Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990-го г. «О государственном суверенитете РСФСР».

Определение 6

Суверенитет – это естественное и обязательное условие для существования государственности российского государства, имеющего многолетнюю историю, культуру и увековеченные традиции.

С целью обеспечения правовых и экономико-политических гарантий суверенитета необходимо установление:

  • полноты власти государства в решении вопросов касаемо государственной и общественной жизни;
  • верховенства конституционных положений и законов на всей территории России;
  • исключительного права населения владеть, пользоваться и распоряжаться национальным богатством страны;
  • полномочного представительства страны в зарубежных странах;
  • права РСФСР участвовать в реализации полномочий, переданных ею Союзом ССР. Можно сказать, что Российская Федерация – правопреемница союзного государства.

Замечание 2

Статьей 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия – это демократическое, федеративное, правовое государство республиканской формы правления.

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Принцип политического и идеологического плюрализма.

В любом
государстве, претендующем на то, чтобы
его считали демократическим, данный
принцип тоже следует относить, как и
принцип законности, к числу универсальных.
Жизнь и здоровье, честь и достоинство,
права и свободы человека и гражданина
— ценности, которые подлежат первоочередной
защите во всех сферах государственной
и общественной жизни, в том числе,
разумеется, и при осуществлении
правосудия. Юридической базой для такого
подхода в наши дни является уже давно
пользующаяся широким признанием идея,
положенная в основу ст. 2 Конституции
РФ. «Человек, его права и свободы, —
говорится в этой статье, — являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства».

Эта
основополагающая идея развита и
конкретизирована во многих предписаниях
Конституции РФ и других законодательных
актов, включая те, которые имеют
непосредственное отношение к правосудию
и в целом ко всем направлениям
правоохранительной деятельности.
Особого внимания требуют конституционные
и иные законодательные положения,
которые призваны арантироватьнеприкосновенность
личности человека и гражданина их
частной жизни жилища.

Многолетний
отечественный и зарубежный опыт
подсказал

что человек, привлекаемый к
уголовной ответственности и представленный
перед судом в качестве подсудимого,
нуждается в дополнительных
средствах защиты его основных прав и
свобод. Таким
нюансам уделяется значительное внимание.
Они закрепляются как обычных законах,
так и на конституционном уровне. С
известной долей условностиих можно
объединить в три группы

Кпервой относятся
юридические средства, гарантирующие
прикосновенность
личности человека и гражданина.
Вполне естественно, среди средств данной
группы ведущее место занимают те, которые
предназначены для правовой защиты
наивысшей ценности — человеческой
жизни

Неприкосновенность
личности с конституционной точки зрения
означает также недопустимость
произвольного ареста, заключения под
стражу и содержание под стражей.
 

Вторую —
предназначены для защиты
неприкосновенности их частной жизни.
Основные из них тоже предусматриваются
в Конституции РФ (ст. 23). В принципе данная
сфера жизни любого — неприкосновенна.

Ктретьей группе
названных средств относятся установленные
Конституцией РФ и иными законами правовые
средства, обеспечивающие
неприкосновенность жилища. Жилье
— не вето, где посторонним, даже
должностным лицам весьма уважаемых и
авторитетных правоохранительных
органов, можно находится, против воли
проживающих в нем лиц совершать какие-либо
действия, в том числе — в связи с
выявлением и расследованием преступлений.
Таково общее правило, и оно четко и ясно
определено ст. 25 Конституции РФ.

Принципы
идеологического и политического
плюрализма
.
Идеологический плюрализм
означает
,
что в РФ признаётся идеологическое
многообразие
,
никакая идеология не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ
провозглашается светским государством
(ст.14 Конституции). Это означает, что
никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной. Светский характер
государства проявляется так же и в том,
что религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.

Политический
плюрализм предполагает наличие различных
социально-политических структур,
функционирующих в обществе, существование
политического многообразия, многопартийности
(ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность
всевозможных объединений граждан в
обществе оказывает влияние на политический
процесс (формирование органов
государственной власти, принятие
государственных решений и т.д. ).
Многопартийность предполагает легальность
политической оппозиции, способствует
вовлечению в политическую жизнь более
широких слоёв населения. Конституцией
запрещается лишь создание и деятельность
таких общественных объединений, цели
или действия которых направлены на
насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение
целостности РФ, подрыв безопасности
государства, создание вооружённых
формирований, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной
розни.

Политический
плюрализм — это свобода политических
мнений и политических действий.
Его проявление – деятельность независимых
объединений граждан. Поэтому надёжная
конституционно-правовая защита
политического плюрализма есть необходимая
предпосылка не только реализации
принципа
народовластия, но и функционирования
правового государства.

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Социальные основы Конституции РФ

Социальные конституционные основы могут быть отражены социальной политикой страны. Они требуются для того, чтобы регулировать отношений по поводу благосостояния людей, удовлетворять их материальные и духовные потребности, обеспечивать для каждого человека достойные условия существования.

Замечание 5

Конституция нашей страны характеризует социальное государство в качестве государства, основная задача социальной политики которого заключена в формировании условий, которые могут обеспечивать достойную жизнь и свободу в развитии человека.

Социальные основы включают:

  • охрану здоровья и систему здравоохранения;
  • основы трудовых прав и охрану труда;
  • охрану института семьи, социально незащищенных лиц и систему их поддержки и социальные службы;
  • пенсионное обеспечение.

Статья 41 Конституции РФ устанавливает, что любой человек обладает правом на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оказание медицинской помощи, которое проводят государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, должно осуществляться бесплатно с помощью средств соответствующего бюджета, сумм страховых взносов и прочих поступлений. В нашем государстве происходит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья, принятие мер в области развития государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрение деятельности, которая способствует укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, приводит к экологическому и санитарному, эпидемиологическому благополучию.

Замечание 6

Охрана здоровья граждан, проживающих в России, представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, а также санитарного противоэпидемического (профилактического) характера. Она проводится государственными органами власти страны, органами власти субъектов, местного самоуправления, предприятиями, их должностными лицами и прочими лицами, гражданами для профилактики болезней, сохранения и укрепления физического и психического здоровья любого гражданина, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления соответствующей и необходимой медицинской помощи.

Рассмотренные мероприятия регулирует № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Основные принципы охраны здоровья включают в свой состав процессы:

  • соблюдения гражданских прав в области охраны здоровья, а также обеспечение связанных с ними гарантий государства;
  • приоритетного положения интереса пациентов в ходе оказания медицинской помощи;
  • приоритетного положения охраны детского здоровья;
  • социальной защиты граждан при утрате здоровья;
  • ответственности органов власти и органов местного самоуправления в государстве, должностных лиц предприятий за то, чтобы обеспечивать права граждан в области охраны здоровья;
  • доступности и соответствующего качества медицинской помощи;
  • недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритетного положения профилактики в области охраны здоровья;
  • соблюдения врачебной тайны.

Основа трудовых прав и охрана труда регулируется ТК РФ и актами трудового законодательства. Конституционные гарантии в этой состоят в определении минимума в размере оплаты труда, свободе выбора своей профессии и рода деятельности, трудовых гарантиях, гарантиях в случае увольнения.

Определение 2

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья персонала в ходе трудовой деятельности. Она состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и прочих мер.

В ходе осуществления трудовых функций важно соблюдать стандарты, утвержденные в сфере охраны труда. Помимо этого, закон обязал работодателя обеспечивать безопасность персонала в процессе эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов

Также это касается инструментов, сырья и материалов, которые используются в производстве. Они должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствующем закону порядке.

Возникновение (теория) государственности у восточных славян

Согласно Повести временных лет, некогда все славяне составляли один этнос. Со II по VI века нашей эры происходило Великое переселение народов, в результате которого образовались три ветви славянских племён. 

Часть славян ушла на Запад и стала называться венедами(предки поляков, чехов, словаков), часть, получившая название «склавины» (предки болгар, сербов, хорватов) — на Юг, а часть – анты — поселилась на Востоке. Именно анты – восточные славяне – стали предками русского, украинского и белорусского народов. 

Анты расположились на территории от Ильменского озера до Причерноморья и от Карпатских гор до Волги. 

Расселение восточных славян

До сих пор в исторической науке ведутся дискуссии о том, кто такие восточные славяне и откуда они пришли. Существует множество теорий происхождения восточных славян. В основном, все они делятся на миграционные (восточные славяне являются «пришельцами») и автохтонные (восточные славяне – коренной этнос Восточно-европейской равнины). 

Теории происхождения восточных славян:

  • миграционные
  • автохнонные

В центр рассказа Нестор поместил полянский союз племён, который жил в среднем Поднепровье, вокруг Киева. Нестор пишет, что в VI веке здесь княжили три брата: Кий, Щек, Хорев и их сестра Лебедь. Наиболее распространённой и общепринятой является Дунайская (Балканская, Дунайско-балканская) миграционная теория. Именно этой теории придерживался первый русский историк, автор Повести временных лет, монах Киево-Печерской лавры Нестор. 

Подчинив северян (центр – Чернигов), поляне создали протогосударство – «союз племенных объединений». 

Нестор – прокиевский историк, но говорит и о втором древнерусском центре – на севере. Он сложился вокруг Ильменских словен, проживающих вокруг Новгорода. Словене подчинили самый крупный союз племён – кривичей (центр – Смоленск), которые контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцам платили дань угро-финские племена. 

Всего насчитывают тринадцать восточнославянских союзов племён: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне, бужане. 

Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, так как каждое из них претендовало на первенство. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней», — писал Нестор. В 862 году новгородцы решили пригласить для правления трёх братьев из варяжского племени Русь – Рюрика, Синеуса и Трувора. В этом же году Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Сегодня уже хорошо известен факт, что Рюрик пришёл княжить не со своими братьями, а со своим родом («sine hus» — «свой род») и дружиной («thru varing» — «верная дружина»).

Так, по Нестору, возникло государство Новгородская Русь. 

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Основы конституционного строя Российской Федерации

В теории конституционного права России принято выделять: а) основы конституционного строя, отражающие взаимосвязь государства и общества; б) основы конституционного строя, отражающие влияние государства на различные сферы общественной жизни.

К первой группе относятся следующие правовые принципы.

  • Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также обязанность государства соблюдать и защищать их (ст. 2 Конституции РФ).
  • Демократический характер власти (ст. 1 Конституции РФ), означающий, что российское государство строит систему управления обществом с участием народа; это проявляется в форме референдума, выборов, участия граждан в отправлении правосудия, местном самоуправлении.
  • Республиканская форма правления (ст. 1 Конституции РФ), характеризующая государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими выборными (представительными) органами на определенный срок.
  • Федеративное государство (ст. 1 Конституции РФ), характеризующееся сложной формой территориального устройства, при которой суверенная власть государства разделена между центральными (федеральными) органами власти и органами власти входящих в Федерацию государственных образований (субъектов Федерации).
  • Правовое государство (ст. 1 Конституции РФ), означающее самоограничение государством своей власти правом, то есть системой общеобязательных норм, вырабатываемых обществом для упорядочения и стабилизации общественной жизни.
  • Верховенство права (ст. 4 Конституции РФ), то есть подчинение деятельности государственных органов и должностных лиц праву как общепризнанному социальному регулятору, обеспечивающему свободное развитие общества и позволяющему сочетать и учитывать разнообразные общественные интересы, разрешать мирным путем возникающие социальные конфликты.
  • Суверенитет народа (ст. 3 Конституции РФ), означающий, что выступающий важнейшим субъектом государственной власти и права народ осуществляет свою власть как непосредственно, выражая свою волю на референдуме и всеобщих выборах (так называемая прямая демократия), так и через органы государственной власти и местного самоуправления.

Вторая группа представлена следующими правовыми принципами.

  • Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
  • Экономический плюрализм (ст. 8 Конституции РФ), гарантирующий единство экономического пространства Российской Федерации, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу предпринимательской деятельности, признание и защиту равным образом всех форм собственности.
  • Политический и идеологический плюрализм (ст. 13 Конституции РФ), означающий признание в Российской Федерации политического и идеологического многообразия, многопартийности; запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.
  • Российская Федерация — светское государство (ст. 14 Конституции РФ). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

показать содержание

Предварительная демократия

Предварительная демократия характеризуется тем, что сами люди (а не их представители) выполняют важнейшие государственные задачи законодательства и администрации, в частности, путем референдума и выборов.

С другой стороны, представительная демократия характеризуется участием населения в осуществлении этих важных функций не непосредственно, а через своих представителей. Кроме того, представительная демократия может действовать в форме президентской республики (ее классический пример рассматривается Соединенными Штатами) при строгом разделении полномочий, в соответствии с которым законодательные и исполнительные органы самостоятельны и независимы друг от друга, правительство не подотчетно парламенту, но зависит от главы исполнительной власти.

Представительная демократия также может быть воплощена в форме парламентской республики (например, в ФРГ), где разделение властей не так жестко: правительство формируется парламентом и ответственно относится к нему. Но в такой республике властное полномочие и ответственность за ее реализацию распределяются между законодательными и исполнительными органами. Существует механизм взаимного контроля (парламент может быть распущен, а правительству – выражено недоверие в ситуации, когда баланс сил безнадежно нарушается).

Сочетание президентской и парламентской форм правления возможно и в демократической республике. Эту версию демократического правительства называют смешанной республикой (эта форма в настоящее время существует во Франции и России). Из президентской смешанной республики «забрали» выборы президента непосредственно от народа и наделив его полномочиями руководить исполнительной властью, а от парламента – ответственность правительства перед парламентом и возможность роспуска нижней палаты президента.

Представительство народа является важнейшей формой организации верховенства права. Народ наделяет парламент правом на законодательную власть, но сохраняет за собой право контролировать свою деятельность и осуществлять другие формы осуществления государственной власти. Поэтому попытка покушения на институт народного представительства является попыткой покушения на власти народа и его превосходства.

В ч. 1 ст. 1 Конституции, Российская Федерация провозглашается федеративно-демократическим правовым государством с республиканской формой правления, но рассматриваемый принцип является основополагающим для характеристики правового не федеративного государства не в целом, но и его частей, республик, регионов, автономных районов и автономных округов.

Общие нормы – это принципы, которые изложены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ, более подробно раскрыты в других ее главах.

Замечание 3

Роль важнейшей правовой гарантии реализации принципа верховенства права – гл. 2 Конституции Российской Федерации, в которой устанавливаются основы конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Принятие христианства

Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси. 

Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества. 

Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви. 

Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити». 

Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён. 

Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе. 

Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.  

В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии. 

Киев с радостью принял известие о крещении. Причины: 

  1. В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых. 
  2. В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси. 

Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках. 

Значение принятия христианства 

  1. Укрепилось международное положение Руси, которая находилась в окружении монотеистических стран. На Русь перестали смотреть как на языческую, варварскую. Это открывало возможности для установления дипломатических отношений со странами Европы (заключение династических браков) 
  2. Киевские князья получили прекрасную идеологию для объединения пёстрых племён в древнерусскую народность – русичей, ведь в церкви перед Богом все едины: и князь, и раб, и смерд, и иудей, и вятич). 
  3. Русичи обрели христианскую мораль, противоположную варварским обычаям (кровной мести и родовой вражды). 
  4. Русь приобщилась к великой культуре православной Византии, начав украшаться соборами. 

Смотрите также:

  • Категории населения. «Русская Правда»
  • Международные связи Древней Руси
  • Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий