Основы конституционного строя

Функции Конституции

  1. Политическая – заключается в политическом плюрализме, формирует устройство правительственных органов.
  2. Правовая – основа всей юридической системы, закрепляет правовые положения, которые регламентируют нормы в разных отраслях права. 
  3. Гуманистическая – носит характер общечеловеческий ценностей, куда входят права и свобода индивида. Нормы в общепризнанном поведении и международном праве составляют неотделимую часть правовой системы в любом государстве.  
  4. Учредительная – формирует правовые институты и представительные органы, которые создают порядок и стабильность в государстве.
  5. Мировоззренческая – создаёт особый тип мышления, основанный на правовой основе.

Политическая система рос общества как механизм народовластия: понятие и стуктура.

Всякое
классовое общество политически
обозначено, имеет механизм власти,
обеспечивающий его нормальное
функционирование в качестве единого
социального организма. Этот механизм
именуется политической системой.

Политическую
систему составляют многие подсистемы,
структуры и процессы, она взаимодействует
с другими подсистемами: социальной,
экономической, идеологической, культурной,
правовой. Пределы политической системы
определяются границами, в рамках которых
политические решения данной системы
обязательны и реально исполняются.Политическая
система — это
универсальная управляющая система
общества, компоненты которой связаны
политическими отношениями и которая в
конечном итоге регулирует взаимоотношения
между социальными группами, обеспечивая
стабильность общества и определенный
социальный порядок на основе использования
государственной власти.

Структура
и функции политической системы

обычно
выделяются 5 подсистем:

s
Институциональная — организации,
учреждения;

s
Нормативная — нормы правовые и моральные,
политические традиции;

s
Функциональная — формы и направления
политической деятельности, различные
политические процессы, способ и методы
осуществления власти;

s
Коммуникативная — объединяющие связи,
формы взаимодействия, например, между
партиями и государством, между политической
и экономической подсистемами;

s
Идеологическая — взгляды.

В
научной литературе, отечественной и
зарубежной, нередко вычленяются 4 главные
группы элементов ПС: политическая
организация; политические отношения;
политические и правовые нормы; политическое
сознание и политическая культура.

Главные
элементы ПСО и механизм их функционирования
отражаются в к! гос-ва законодательстве,
которые регулируют принципы формировали
деят-ть органов гос власти, права и
обяз-ти гос-х, партийных, хоз-х и
общественных организаций.

Наиболее
активной и динамичной частью ПСО является
его пол организация. Любой вид пол
деят-ти осуществляется в организованных
формах — через совместные действия,
подчиненные единой цели и регулирующиеся
определенными правилами, нормами,
принятыми данной общности.

В
тех случаях, когда народ той или иной
страны вступает в полит отношения, не
имея хоть в какой-то степени развитой
пол организации, ее функции берут на
себя другие силы: племенные структуры,
религиозные сообщества.

Процесс
воплощения идей в нормы, правила
поведения, а затем в принципы существования
политической организации называется
институциализацией. В ходе нее происходит
формирование политикой организации
общества. Отношение разрыва, антагонизма
идеи организации порождает обратный
процесс — деинституциализацию, разрушение
политической организации, нарастание
разрыва между поведением людей и
регулирующей его нормой. Очевидна
органическая связь политики и
институциализации, все многообразие
политической деятельности осуществляется
в организованных формах, а их распад
негативно влияет на политику.

Пол
организация общества — это совокупность
конкретных организаций и учреждений,
осуществляющих определенные функции.
В результате их взаимодействия и
осуществляется пол власть в данном
обществе.

Пол
организация включает: гос-во, партии,
массовые общественные организации и
движения, СМИ и церковь.

Гос-во
и партии являются собственно политическими
организациями, т.е. они прямо и
непосредственно осуществляют политическую
власть в полном объеме или стремятся к
ней. Осуществление власти или борьба
за власть — это главное в их деятельности.

Косвенные
политические организации связаны с
осуществлением политической власти,
но это лишь один из аспектов их
функционирования (профсоюзы, молодежные
политические организации).

Организации
неполитические почти не участвуют в
осуществлении политической власти
(добровольные спортивные общества,
различные движения и ассоциации). Процесс
их политизации происходит на определенных
этапах жизни страны (выдвижение депутатов
в Государственную Думу от общественных
организаций).

Основы конституционного строя России

  • Высшая ценность Российской Федерации – свобода и соблюдение прав граждан своего государства. Конституция регламентирует отношения государства к индивиду. Создание правового государства базируется на данном принципе.
  • Население РФ во всём его многообразии представлено носителем главенствующей власти и суверенитета.
  • Основа государственности РФ строится на полноте суверенитета, куда относится главенство власти, единство представительных органов и целостность.
  • Конституцией РФ закреплено равноправие всех субъектов, занимающих статус граждан РФ.
  • Гражданство – взаимосвязь государства и индивида, где соблюдаются взаимные права.
  • Экономическая свобода – толчок, спровоцировавший развитие торгово-рыночных отношений. Собственность любого типа (частная, государственная, муниципальная) находится под защитой государства.
  • Во время становления демократического государства формируется основа разделения властей.
  • Главенство закона над всеми.
  • Россия позиционирует себя как социальное государство, которое имеет ответственность за удовлетворение социальных потребностей гражданами и формирование условий для свободы и развития человеческой деятельности.
  • В России действует светский режим, который не допускает установление главенствующей или национальной религии.
  • Приоритетность международного права перед государственным правом. 
  • Федеративное устройство — равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  • Республиканская форма правления — это выборность и сменяемость главы государства. 

Смотрите также:

  • Система российского права. Законотворческий процесс
  • Понятие и виды юридической ответственности
  • Законодательство Российской Федерации о выборах
  • Субъекты гражданского права

Экономические основы

Конституция РФ – это главный закон для всех субъектов государства. Все остальные нормативные акты подчиняются высшему закону. Конституция обладает юридической силой, прямым действием. Экономические основы также нашли свое отражение в статьях Конституции. Кратко экономические основы можно представить следующими положениями:

  • становление рыночных отношений;
  • частные хозяйственные структуры являются участниками государственной экономики;
  • между частными субъектами реализуется процесс конкуренции;
  • для развития монополий организован контроль со стороны государства.

Для ограничения монополий на рынке издан закон. Он регулирует с помощью правовых норм деятельность монополий, пресекает недобросовестную конкуренцию, создает условия для эффективного развития и продвижения рынков товара.

Конституция ст.8 гарантирует такие положения:

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров;
  • свободное перемещение услуг;
  • свободное перемещение финансовых средств;
  • поддержка здоровой конкуренции.

Экономическая деятельность в стране свободна, но подчиняется законам, регулируется Конституцией и соответствующими актами.

Что мы узнали?

Политические основы России отражают особенности конституционного строя, республиканской формы правления. Характеристики политических основ подтверждают демократичность, федеративность и признание ценности прав человека, соблюдение его свобод. Экономические основы создают многообразие форм собственности, свободу экономических отношений, но государство имеет возможность правового регулирования.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права
. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Принцип политического и идеологического плюрализма.

В любом
государстве, претендующем на то, чтобы
его считали демократическим, данный
принцип тоже следует относить, как и
принцип законности, к числу универсальных.
Жизнь и здоровье, честь и достоинство,
права и свободы человека и гражданина
— ценности, которые подлежат первоочередной
защите во всех сферах государственной
и общественной жизни, в том числе,
разумеется, и при осуществлении
правосудия. Юридической базой для такого
подхода в наши дни является уже давно
пользующаяся широким признанием идея,
положенная в основу ст. 2 Конституции
РФ. «Человек, его права и свободы, —
говорится в этой статье, — являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства».

Эта
основополагающая идея развита и
конкретизирована во многих предписаниях
Конституции РФ и других законодательных
актов, включая те, которые имеют
непосредственное отношение к правосудию
и в целом ко всем направлениям
правоохранительной деятельности.
Особого внимания требуют конституционные
и иные законодательные положения,
которые призваны арантироватьнеприкосновенность
личности человека и гражданина их
частной жизни жилища.

Многолетний
отечественный и зарубежный опыт
подсказал

что человек, привлекаемый к
уголовной ответственности и представленный
перед судом в качестве подсудимого,
нуждается в дополнительных
средствах защиты его основных прав и
свобод. Таким
нюансам уделяется значительное внимание.
Они закрепляются как обычных законах,
так и на конституционном уровне. С
известной долей условностиих можно
объединить в три группы

Кпервой относятся
юридические средства, гарантирующие
прикосновенность
личности человека и гражданина.
Вполне естественно, среди средств данной
группы ведущее место занимают те, которые
предназначены для правовой защиты
наивысшей ценности — человеческой
жизни

Неприкосновенность
личности с конституционной точки зрения
означает также недопустимость
произвольного ареста, заключения под
стражу и содержание под стражей.
 

Вторую —
предназначены для защиты
неприкосновенности их частной жизни.
Основные из них тоже предусматриваются
в Конституции РФ (ст. 23). В принципе данная
сфера жизни любого — неприкосновенна.

Ктретьей группе
названных средств относятся установленные
Конституцией РФ и иными законами правовые
средства, обеспечивающие
неприкосновенность жилища. Жилье
— не вето, где посторонним, даже
должностным лицам весьма уважаемых и
авторитетных правоохранительных
органов, можно находится, против воли
проживающих в нем лиц совершать какие-либо
действия, в том числе — в связи с
выявлением и расследованием преступлений.
Таково общее правило, и оно четко и ясно
определено ст. 25 Конституции РФ.

Принципы
идеологического и политического
плюрализма
.
Идеологический плюрализм
означает
,
что в РФ признаётся идеологическое
многообразие
,
никакая идеология не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ
провозглашается светским государством
(ст.14 Конституции). Это означает, что
никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной. Светский характер
государства проявляется так же и в том,
что религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.

Политический
плюрализм предполагает наличие различных
социально-политических структур,
функционирующих в обществе, существование
политического многообразия, многопартийности
(ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность
всевозможных объединений граждан в
обществе оказывает влияние на политический
процесс (формирование органов
государственной власти
, принятие
государственных решений и т.д. ).
Многопартийность предполагает легальность
политической оппозиции, способствует
вовлечению в политическую жизнь более
широких слоёв населения. Конституцией
запрещается лишь создание и деятельность
таких общественных объединений, цели
или действия которых направлены на
насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение
целостности РФ, подрыв безопасности
государства, создание вооружённых
формирований, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной
розни.

Политический
плюрализм — это свобода политических
мнений и политических действий.
Его проявление – деятельность независимых
объединений граждан. Поэтому надёжная
конституционно-правовая защита
политического плюрализма есть необходимая
предпосылка не только реализации
принципа
народовластия, но и функционирования
правового государства.

Особенности Конституции РФ

  • Понимается всеми гражданами Российской Федерации.
  • Учредительный характер Конституции проявляется в народе, который представлен суверенитетом и властью в государстве. Учреждение государственного устройства – главная цель учредительной власти. 
  • Конституция – власть, распространяющаяся в юридической силе. Она действительна во всех субъектах Российской Федерации и характеризуется прямой направленностью. Все нормативно-правовые законы и поправки не должны никоем образом расходится с Верховенствующим законом.
  • Конституция распространяется на все аспекты общественной деятельности (экономическая, социальная, культурная, юридическая) посредством регулирования взаимоотношений в общественных коммуникациях. 
  • Конституция выступает базой для других существующих источников норм. Конституция регулирует виды актов и принимаемых ими органов, т.е. контролирует весь правотворческий процесс.
  • На страже охраны Конституции стоит Президент РФ, который имеет права ограничить действие законов исполнительных органов в случае противоречия актов с Конституцией. На правовой охране Конституции стоит Конституционный Суд Российской Федерации.
  • Регламентирует порядок пересмотра или внесения правок в законы.

Основные задачи Конституции Российской Федерации: становление РФ полным гражданским государством; через международные стандарты сформировать институт прав и свобод человека.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Нормы-принципы, включенные в гл. «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

  1. гуманистические основы конституционного строя;
  2. основные характеристики Российского государства;
  3. экономические и политические основы конституционного строя;
  4. основы организации государственной власти.

Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ — таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

Социальные основы Конституции РФ

Социальные конституционные основы могут быть отражены социальной политикой страны. Они требуются для того, чтобы регулировать отношений по поводу благосостояния людей, удовлетворять их материальные и духовные потребности, обеспечивать для каждого человека достойные условия существования.

Замечание 5

Конституция нашей страны характеризует социальное государство в качестве государства, основная задача социальной политики которого заключена в формировании условий, которые могут обеспечивать достойную жизнь и свободу в развитии человека.

Социальные основы включают:

  • охрану здоровья и систему здравоохранения;
  • основы трудовых прав и охрану труда;
  • охрану института семьи, социально незащищенных лиц и систему их поддержки и социальные службы;
  • пенсионное обеспечение.

Статья 41 Конституции РФ устанавливает, что любой человек обладает правом на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оказание медицинской помощи, которое проводят государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, должно осуществляться бесплатно с помощью средств соответствующего бюджета, сумм страховых взносов и прочих поступлений. В нашем государстве происходит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья, принятие мер в области развития государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрение деятельности, которая способствует укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, приводит к экологическому и санитарному, эпидемиологическому благополучию.

Замечание 6

Охрана здоровья граждан, проживающих в России, представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, а также санитарного противоэпидемического (профилактического) характера. Она проводится государственными органами власти страны, органами власти субъектов, местного самоуправления, предприятиями, их должностными лицами и прочими лицами, гражданами для профилактики болезней, сохранения и укрепления физического и психического здоровья любого гражданина, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления соответствующей и необходимой медицинской помощи.

Рассмотренные мероприятия регулирует № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Основные принципы охраны здоровья включают в свой состав процессы:

  • соблюдения гражданских прав в области охраны здоровья, а также обеспечение связанных с ними гарантий государства;
  • приоритетного положения интереса пациентов в ходе оказания медицинской помощи;
  • приоритетного положения охраны детского здоровья;
  • социальной защиты граждан при утрате здоровья;
  • ответственности органов власти и органов местного самоуправления в государстве, должностных лиц предприятий за то, чтобы обеспечивать права граждан в области охраны здоровья;
  • доступности и соответствующего качества медицинской помощи;
  • недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритетного положения профилактики в области охраны здоровья;
  • соблюдения врачебной тайны.

Основа трудовых прав и охрана труда регулируется ТК РФ и актами трудового законодательства. Конституционные гарантии в этой состоят в определении минимума в размере оплаты труда, свободе выбора своей профессии и рода деятельности, трудовых гарантиях, гарантиях в случае увольнения.

Определение 2

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья персонала в ходе трудовой деятельности. Она состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и прочих мер.

В ходе осуществления трудовых функций важно соблюдать стандарты, утвержденные в сфере охраны труда. Помимо этого, закон обязал работодателя обеспечивать безопасность персонала в процессе эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов

Также это касается инструментов, сырья и материалов, которые используются в производстве. Они должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствующем закону порядке.

Спор об условиях развития и идеальной политике государства

Главнейшим принципом государственного строя является норма, закреплённая в 7-й статье Конституции. Она говорит о том, что всякая политика государства должна быть направлена лишь на достойное развитие человеческой жизни. При этом речь идёт лишь об условиях развития, а не полном предоставлении всех материальных благ.

Статья показывает, что каждый человек рождается и развивается в равных обстоятельствах. Поэтому для того чтобы занять достойное место в жизни, каждый сам волен использовать предоставленные государственные блага. Примером является среднее школьное образование: кто-то учится на «отлично», стремясь поступить в высшее учебное заведение, а кто-то отдаёт предпочтение лишь минимальному уровню успеваемости.

Законодательство РФ о выборах

  • Конституцией РФ.
  • Законодательством субъектов РФ.
  • Федеральным законодательством.
  • Указами и распоряжениями Президента РФ.
  1. Всеобщность. Все совершеннолетние граждане страны вне зависимости от пола, расы, национальности, происхождения и имущественного положения имеют право на участие в выборах.
  2. Равенство. У каждого избирателя только один голос, все голоса имеют равный вес.
  3. Прямое избирательное право. Избиратели голосуют непосредственно «за» или «против» кандидатов.
  4. Тайное голосование. Контроль за волеизлиянием граждан запрещен.
  5. Добровольность. Гражданин имеет право участвовать или не участвовать в выборах.
  6. Отсутствие давления на избирателей, запугивания, проведение выборов с соблюдением все основных прав человека.

Защита семьи и пенсионное обеспечение в качестве социальных основ Конституции

Охрана института семьи, а также социально незащищенных лиц осуществляется с помощью системы их поддержки и соответствующих социальных служб. Категории материнство и детство, семья защищает государство в соответствии со ст. 38 Конституции РФ. Важные принципы охраны включают непременную заботу о детях со стороны родителей и государства, заботу о трудоспособных детях, которые достигли 18 лет, о нетрудоспособных родителях.

Государственная забота о детях — обязанность государства, более подробно раскрытая в № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Установление порядка и условий назначения и выплаты пособий от государства (включая пособие по беременности и родам; единовременное пособие для женщин, которые встали на учет на ранних сроках беременности; единовременное пособие в случае рождения ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком и ежемесячное пособие на детей; единовременное пособие в случае передачи детей на воспитание в семьи и др.) происходит уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по той части, которая не определена указанным ФЗ.

Замечание 7

Существует гарантия социального обеспечения для любого гражданина в соответствии с возрастом, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и в прочих случаях, которые установил закон.

Что касается пенсионного обеспечения, то оно заключается в выдаче и установлении государственных пенсий и социальных пособий посредством государства и закона. Самая распространенная пенсионная гарантия представлена трудовой пенсией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая осуществляется для компенсации зарплаты и прочих выплат и вознаграждений, которые лицо утрачивает по причине наступления нетрудоспособности (например, старость или инвалидность), а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц в виде зарплаты и прочих выплат и вознаграждений кормильца, которые были утрачены по причине смерти этих застрахованных лиц. В этом случае наступление нетрудоспособности и утрата зарплаты и прочих выплат (вознаграждений) предполагаются, не требуя доказательств. ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» установил основу возникновения и порядок реализации прав всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на трудовые пенсии.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Социальные основы конституционного строя

Прямо и косвенно социальные принципы развития общества закреплены в огромном количестве норм Конституции. Таким образом, официально провозглашается социальная свобода и равенство граждан. Кроме того, данное направление основного закона призвано защищать человеческое достоинство.

Государство в рамках социальных программ предоставляет пособия материям, выплачивает денежные средства на детские нужды, хоть и в небольшом размере, а также предоставляет бесплатное среднее образование. Защита детства, материнства, отцовства, забота и уважительное отношение к пенсионному возрасту – наиболее заметные основы Конституции, реализуемые в обществе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий