Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности. общение с людьми

Умение слышать собеседника

Первейший из навыков конструктивного общения — это умение не просто слушать, но и слышать собеседника. Благодаря этому возможно нахождение истины и приход к общему знаменателю в процессе взаимодействия этого типа.

Довольно часто люди, зная, что такое конструктивное общение, нарушают его правила. Обсуждая знакомые темы, вещи, о которых имеют более или менее устойчивое представление, они не удосуживаются внимательно слушать собеседника: «Зачем время терять?».

Едва один закончит фразу, другой уже отвечает, не уловив сути высказывания. Это означает, что он свято уверен, что не может услышать ничего нового.

Может быть, человек в прошлом уже вел беседы на эту же тему с другими людьми. Пусть даже с множеством людей

Дает ли это ему право на абсолютную истину? Нет, потому что взгляды его теперешнего собеседника могут разительно отличаться от точек зрения участников прошлых бесед, поэтому так важно внимательно слушать и стараться понимать друг друга, улавливать суть вещей. Читать между строк

Беседа, нарушающая это правило, получается односторонней. Первый участник вынужден «уйти в глухую оборону», потому что его постоянно перебивают, не дают высказаться; второй искренне полагает, что уже ответил на все заданные и незаданные вопросы и поэтому очень доволен собой.

А как быть, если внимательно выслушав собеседника, увидев его картину мира, его мысли и идеи, человек не почерпнул для себя абсолютно ничего нового? Уместны ли в этом случае готовые ответы, или стоит «копнуть поглубже»?

Верным ответом будет являться второй вариант, потому что основная цель конструктивного общения — исправление или дополнение картины мира собеседников, т. к. она может быть неполной или замусоренной ложными фактами и домыслами.

Как научиться слышать собеседника - Конструктор Успеха / Общение с людьми #ПсихологКак научиться слышать собеседника — Конструктор Успеха / Общение с людьми #Психолог

Собеседник, картина мира которого чиста и полна, должен сначала изучить видение другого участника беседы, опровергнуть все ее несуразности, дополнить неточности, а уже потом выдавать «на-гора» готовые ответы, сколь бы они ни были мудры и правдивы. В противном случае истина будет воспринята как нечто чужеродное, мудреное, сложное для понимания.

Техника конструктивного общения: 8 правил

Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:

  1. Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
  2. Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица.
  3. Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее (жизненные обстоятельства, черты характера и прочее), вам будет намного легче выстраивать диалог.
  4. Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте.
  5. Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы.
  6. Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
  7. Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
  8. Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств.

Прием 1. Эмоционально-информационное управление ситуацией

Пользуясь технологией управления и фильтрации информации, получаемой от других людей, вы можете не раскручивать эмоции, а переводить их на рациональный уровень. Чаще всего потенциальная конфликтность нарастает там, где искажение информации происходит при передаче по «цепочке». Необходимо сразу же отсечь барьеры вероятного искажения или определить, где возможна предвзятость, необъективность в оценке ситуации.

Если пренебрегать нормой управления информацией, можно столкнуться и с эффектом «самонакручивания». В таком состоянии человек самостоятельно делает выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Поэтому следует держать в своем сознании необходимость получения ответов на вопросы и в ситуации предконфликтного или конфликтного общения действовать по следующему алгоритму.

Необходимо справиться с эмоциональным фоном ситуации. Можно попробовать управлять поведением собеседника посредством предложений: «давайте присядем и поговорим», «выпейте воды и успокойтесь», «сначала успокойтесь, потом поговорим». В этой ситуации эффективным может быть отвлечение от ситуации: «подождите, мне надо сделать один звонок», «сколько вам необходимо времени на изложение проблемы?», «вам удобно, если мы пригласим к разговору коллегу Н.?»

Не позволяйте, чтобы конфликтная информация отвлекала от вашей основной деятельности, то есть определите рейтинг значимости ситуации для вас.

Получите ответы на вопросы! Необходимо выяснить, что произошло (важны только факты без эмоций) и кто свидетели событий

Важно разговаривать с «первым информационным лицом», а не посредниками, которые могут искажать информацию

На основании полученной информации определить, каковы последствия развития ситуации и есть ли смысл в нее включаться.

Разобраться в мотивации действий сторон и составить предварительный прогноз последствий.

Дать выход негативной энергии, которой «заряжена» ситуация, из собственного сознания. По словам известного психиатра К.М. Быкова: «Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы». Здесь оправданны любые приемы защиты, особенно если не вы виновник ситуации.

Сотрудничество

Это наиболее конструктивная и плодотворная тактика общения в психологии, так как она нацелена на удовлетворения интересов обеих сторон. Исповедуя принцип сотрудничества, человек активно участвует в улаживании конфликта, но не отказывается от своих интересов.

По сравнению с другими тактиками решения конфликта, сотрудничество требует более длительной и энергоемкой работы, так как человек сначала определяет потребности и заботы обеих сторон, а затем обсуждает их. Если стороны заинтересованы в решении проблемы, то эта стратегия может стать удачным способом для выработки взаимовыгодного решения.

Как правило, тактику сотрудничества применяют в таких ситуациях:

  1. Решение проблемы принципиально для обеих сторон.
  2. У сторон складываются длительные и взаимовыгодные отношения.
  3. У оппонентов есть время на решение проблемы.
  4. Обе стороны конфликта наделены одинаковым уровнем власти, или готовы поравняться ради поиска путей решения проблемы.

Сотрудничество – наиболее успешная тактика делового общения. Для ее применения стоит проделать такие шаги:

  1. Установить истинные мотивы обеих сторон.
  2. Определить способы компенсации разногласий.
  3. Разработать новые подходы к решению проблемы, удовлетворяющие потребности каждого.
  4. Проиллюстрировать, что оппоненты могут быть партнерами, а не соперниками.

Ни одну из рассматриваемых нами стратегий конфликтного общения нельзя назвать на сто процентов удачной или неудачной, ведь каждая из них может стать единственно верной в определенной ситуации. Вместе с тем, с точки зрения современных представлений о тактике делового общения, которое основывается на диалоге и признании ценности партнера по разговору, то первенство явно принадлежит стратегии сотрудничества.

Правила

Для поддержания взаимоуважительного конструктивного диалога, можно воспользоваться несколькими правилами из тех, что перечислены в списке ниже:

  1. Старайтесь удалять из речи такие слова как &#171,должен&#187,, &#171,обязан&#187,. Есть люди, которые воспринимают фразы с данными словами крайне негативно. Никому не нравится, когда ему приказывают. Лучше использовать &#171,слова возможности&#187,: &#171,ты можешь&#187,, &#171,ты способен&#187,.
  2. Не навязывать свою точку зрения или шаблон поведения. В продолжении к предыдущему пункту. Тезис &#171,делай как я, просто потому что я так хочу&#187, , не очень эффективен в общении.

    Если вы хотите смотивировать человека поступать так же, как вы , покажите ему выгоду. В чем он выиграет от принятия вашей точки зрения, какую выгоду получит.

  3. Будьте тактичным (не быть назойливым). Для каждого человека есть темы, которые он обсуждать не хочет (порой даже с самыми близкими людьми). Часто эти темы персонифицированы , у каждого свое. Если человек уклончиво ответил на вопрос или отшутился , значит, эту тему он развивать не готов. Не стоит продавливать или переспрашивать, иначе возможно развитие конфликтной ситуации.
  4. Откажитесь от провокаций. Раз уж мы говорим именно о конструктивном общении, то здесь провокации или манипуляции излишне. &#171,Да ты трусишь&#187,, &#171,Ты завидуешь&#187, и прочие фразы не только могут оказаться лживыми доводами, но и выводят собеседника из себя.

Представьте себя на месте собеседника. Один из лучших методов понять человека. иногда может казаться, что собеседник жалуется на пустяк или ноет попусту. Но если проблема легко решается для вас, не факт что человек напротив способен ее так просто решить. На выход из проблемной ситуации влияет масса факторов , сила воли, стрессоустойчивость, навыки, личностные качества, прошлый опыт.

Чтобы наиболее эффективно понять человека, попробуйте посмотреть на проблему его глазами.

Правила конструктивного общения с детьми

По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:

  • Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
  • Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
  • Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
  • Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
  • Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
  • Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.

Характер — наш враг!

Итак, эффективность разрешения конфликтной ситуации во многом зависит от владения грамотными техниками общения. Но следует отметить, что владение техникой конструктивного общения зависит и от нашего характера. Если вы склонны проявлять только стратегии противоборства в разрешении противоречий, то, к сожалению, вы конфликтный человек. Ваши психологические особенности таковы, что вы склонны винить в своих неудачах и постоянных столкновениях с коллегами не самого себя, а других людей. Вы видите конфликт там, где его нет, а при провокации конфликта посредством своих собственных действий переносите все претензии на окружающих

Обладателям такого характера значительно проще обвинять другого «во всех грехах», нежели обратить внимание на проблемы собственного поведения и общения с окружающими.

Первое, что необходимо посоветовать такому человеку, — обратить свою мощную энергию критического анализа на самого себя

Важно самому себе задать вопросы:. «Что я сам сделал, чтобы данный конфликт возник?»;

«Что я сам сделал, чтобы данный конфликт возник?»;

«Какие черты моего характера вызывают недовольство окружающих людей везде, где бы я ни работал?!»

Начало позитивного самоизменения в общении состоит в способности к коммуникативной рефлексии — умению увидеть себя со стороны, с позиции внешнего наблюдателя. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — это не просто знание или понимание партнера, а познание того, как человек реагирует на наши слова и действия, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Важно попытаться понять: что этот другой чувствует, что он думает, какие последствия могут иметь жесткие и обидные слова, которые конфликтующий в состоянии гнева и с искаженным лицом выкрикивает или произносит угрожающим шепотом?

С целью развития внутренних средств коммуникативной рефлексии можно использовать несколько упражнений.

Условия ведения диалога

Казалось бы, что может быть проще, чем разговор двух людей. Тем не менее, чтобы общение было продуктивным, необходимо соблюдение многочисленных правил ведения диалога. Но, прежде всего, должны быть соблюдены условия, без которых разговор невозможен. А именно:

Общий язык

Важно, чтобы собеседники пользовались одинаковыми вербальными и невербальными приемами. В противном случае, возникнет путаница и недопонимание, которые могут перерасти в конфликт

Общий предмет обсуждения. Это совокупность вопросов, по которым может возникать противоречие или же согласие между собеседниками. Желание или потребность в общении. Между собеседниками должен присутствовать эмоциональный и информационный отклик. Сотрудничество. Участники диалога должны уметь слушать друг друга и давать уместные ответы на поставленные вопросы. Свобода. Каждая из сторон диалога вольна в убеждениях, высказываниях и доводах. И все же недопустимо физическое или моральное давление, а также угрозы и оскорбления.

Активный манипулятор

Такой человек старается наладить управление над окружающими посредством активных методов. В общении он никогда не демонстрирует слабость, и всегда пытается сохранить реноме человека полного сил. При этом активный манипулятор, как правило, использует свое положение в социуме (начальник, отец, учитель, старший брат и так далее). Врачи иногда используют эту тактику в общении с пациентами. Опираясь на бессилие других людей и контролируя их, он получает удовлетворение. В общении активный манипулятор часто пользуется системой прав, обязанностей, просьб, приказов, табелей рангов и так далее.

Основные компоненты конструктивного диалога

Открытость. Многие в диалогах преследуют одну цель — убедить окружающих в своей правоте. И в этом нет ничего плохого. Придерживаясь своих убеждений, мы чувствуем себя в безопасности
Но хорошая беседа подразумевает, что мы готовы выслушать другую сторону и у нас достаточно смелости, чтобы признать ее правоту. 

Внимание. Научившись слышать собеседника, мы демонстрируем ему свое уважение и заинтересованность
Так мы можем узнать больше нового о себе и о мире вокруг. 

Ясность. Основной элемент беседы — слова. Однако всегда есть вероятность, что собеседник не поймет то, что вы намеревались донести до него. Постарайтесь не использовать специфический и профессиональный жаргон, а также заранее прояснить все технические моменты, чтобы диалог не вызывал трудностей. 

Контекст. Окружение также имеет большое влияние на ход беседы. Некоторые места придают разговору настроение, другие, напротив, не способствуют диалогу

Важно ответственно подходить к выбору локации для дискуссии: возможно, ее придется подготовить заранее или переместиться в другое место.

Ограничения. Каждый разговор имеет свои правила, которые часто бывают произвольны или несправедливы

В результате конструктивность беседы падает, а возможности участников высказаться ограничены. Постарайтесь определить правила ведения дискуссии самостоятельно, в зависимости от вашей цели. Это поможет диалогу стать конструктивнее.

Динамика. Общение — не статичный процесс, и им можно управлять. В свою очередь, он может влиять на собеседников, укреплять связи между ними, побуждать к действию и создавать уникальный опыт. 

Созидание. Многие великие идеи были рождены в беседах и многие так и не покинули пределы комнаты. Конструктивный диалог стимулирует — воплощать эти идеи в жизнь. Главное — набраться смелости и признать, что вы в силах это сделать. 

Важные беседы не всегда проходят легко. Иногда они заставляют нас нервничать или идут не по плану. Что бы ни случилось, помните: разговор — это в первую очередь творческий процесс. Не нужно просто быть его участником. Управляйте разговором, чтобы он принес результат.

Характеристика видов общения

Можно выделить следующие виды общения:

  1. Контакт масок представлен формальным общением с отсутствием стремления понять и учесть личностные особенности собеседника. Использование здесь находят привычные маски, включая вежливость, строгость, безразличие, скромность, заботливость и др. Маска является набором выражений лиц, жестов, стандартных фраз, с помощью которых происходит сокрытие настоящих эмоций, отношения к собеседнику. В городах эта стратегия иногда даже необходима для того, чтобы люди не задевали без надобности друг друга.
  2. Примитивное общение, при оценке другого человека в качестве нужного или мешающего объектаа (когда нужен, то происходит активное вступление в контакт, если мешает происходит отталкивание или агрессивность). При получении от собеседника желаемого, происходит потеря интереса к нему, что даже не скрывается.
  3. Формально-ролевое общение характеризуется регламентированием и содержанием, при этом средства общения и знания личности собеседника заменяются знанием его социальной роли.
  4. Деловое общение, в процессе которого происходит учет личностных особенностей, характера, возраста, настроения собеседника. В этом случае более значимыми являются интересы дела, чем возможные личностные расхождения.
  5. Духовное (межличностное), дружеское общение. В таком типе общения затрагиваются любые темы, часто без использования слов. Друзья часто понимают друг друга по выражению лица, движениям, интонации. Это возможно при наличии образа образа собеседника. Личность собеседника должна быть знакома, что проявляется в предугадывании его реакций, интересов, убеждений, отношения.
  6. Манипулятивное общение сконцентрировано на получении выгоды от процесса общения. В соответствии с особенностями личности используют разные приемы, включая обман и лесть.
  7. Светское общение, заключающееся в беспредметности. Здесь люди говорят не то, что думают, а те фразы, которые положено говорить в таких случаях. Это закрытый тип общения, поскольку позиции людей не имеют значения, не определяют характер коммуникативного взаимодействия.

Кодексы делового и светского общения основаны на разных принципах.

Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

Алгоритм использования техники «активного слушания»

Слушайте с сочувствием. Какими бы отрицательными эмоциями вы ни были охвачены, попытайтесь представить себя на месте другого человека. Вообразите, как вы и ваши ответы воспринимаются с его позиции.

Сосредоточьтесь на предмете разговора

Не позволяйте себе отвлекаться, концентрируйте внимание на особенности личности говорящего. Необходимо слушать то, о чем говорит человек и что составляет предмет разговора

Относитесь к говорящему уважительно. Помните, что вы не должны погрязнуть во взаимном эмоциональном неприятии и оскорблениях.

Слушайте внимательно, не делая оценок. Это наилучший способ дать человеку возможность высказать то, что он в действительности думает, и выразить все те эмоции, которые могут препятствовать решению проблемы.

Необходимо высказать свое мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают. Повторите в процессе диалога те пункты, которые отмечены собеседником как наиболее важные.

Выделите то, что вы не поняли или в чем не уверены. В процессе диалога целесообразно задавать следующие вопросы: «Вы имеете в виду, что..?», «Вы чувствуете раздражение (гнев, обиду) по поводу..?», «Не могли бы вы рассказать о случившемся подробнее?», «Я не понял, что вы только что сказали?»

Подобные вопросы помогут вам побудить собеседника к дальнейшему разговору, если вы чувствуете, что собеседник не полностью описал ситуацию, свою точку зрения или свои эмоции. Когда вы спрашиваете, то необходимо задавать вопросы доброжелательным тоном, располагать собеседника к откровенности.

Используйте для поддержания разговора неречевые средства. Улыбайтесь, склоняйтесь к говорящему, кивайте, смотрите в глаза. Показывайте, что вы внимательно слушаете и воспринимаете сказанное.

Помните, что основная задача состоит в том, чтобы показать человеку, что вы небезразличны к сказанному им. Если вы искренне интересуетесь словами и чувствами других, то вы вправе рассчитывать на успех в процессе решения конфликтной ситуации.

Принципы речевого общения

Для того чтобы общение не было бессмысленным и пустым, необходимо знать правила и принципы общения. К ним относятся: количество, качество, отношение и способ.

  1. Количество. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется.
  2. Качество. Высказывание должно быть правдивым, с достаточным количеством обоснований.
  3. Отношение. Не отклоняйтесь на другие темы.
  4. Способ. Выражайте свои мысли ясно, избегайте неоднозначности, будьте краткими и организованными.

К правилам речевого оборота можно отнести также принцип коммуникации. К этому принципу относятся: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие и симпатия.

Такт

Такт относится к границам личных сфер. Необходимо соблюдать дистанцию между собеседниками. Не стоит говорить о цели разговора, если оппонент ее не озвучил, а также избегайте тем о личной жизни и вкусах.

Великодушие

Старайтесь формулировать свои предложения, избегая вынужденного принуждения. Оппонент должен иметь возможность отказаться от него.

Одобрение

Взгляды людей, ведущих диалог, должны совпадать, быть позитивными в отношении. Различное видение значительно затрудняет достижение собственных целей.

Скромность

Необходимо пресекать излишнюю похвалу в свой адрес и обладать реалистичной, объективной самооценкой. Завышенная самооценка может негативно повлиять на достижение результата.

Симпатия

Обращение к оппоненту должно быть благожелательным. Отсутствие благожелательности делает конструктивный диалог невозможным.

Соблюдение правил и принципов не является абсолютным. Но они позволяют достичь позитивного коммуникативного климата, потому что эффективность передачи информации увеличивается в атмосфере доверия и благожелательности.

Необходимые условия для грамотного общения

Давайте вместе рассмотрим обязательные принципы конструктивного диалога, которые помогут вам прийти к нужному решению, позволят не тратить время впустую, научать слышать партнера и приведут к успеху.

Временные рамки.
Самое важное в решение проблемы — это ее своевременность. Часто люди прибегают к разговорам о прошлом: ты вчера не сделал уроки; почему ты на прошлой неделе не позвонил мне; это должно было быть готово еще позавчера

Такие запросы не ведут к решению проблемы, они призывают человека к оправданиям, заставляют врать и выкручиваться.

Запомните — прошлое изменить нельзя. Совершенный поступок вчера навсегда там и останется. Вы можете влиять на настоящее и будущее. Поэтому и запросы должны относиться к этим временам.

Разговор о прошлом будет актуален в том случае, если вы разбираете ошибки для их устранения в будущем. Чтобы ваш ребенок делал уроки вовремя, необходимо понять с какой он столкнулся проблемой. Он не понимает задание, у него не осталось времени из-за других занятий, он просто забыл про задание. И здесь вы вместе решаете, как помочь чаду избежать подобной истории на будущее.

Неправильный выбор собеседника.
Жена жалуется мужу, что их ребенок опять разбил горшок с цветком. Муж молча слушает, но не предлагает никаких вариантов, потому что его, мягко говоря, этот вопрос вообще не волнует. В таком случае женщина поступает деструктивно.

Ей следовало бы обратиться к самому ребенку, который является непосредственным участником ее жалобы. Именно с ребенком она может найти решение для проблемы.

Подчиненные постоянно обсуждают между собой решения руководства. Нет кухонного уголка, чтобы пообедать; зарплату могли бы поделить на две части; неудобные кресла в офисе и так далее. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться именно к руководству, с конкретным предложением.

Использование фактов.
Как часто в разговоре мы слышим подобные фразы: потому что я так сказала; так будет правильно; ты ничего не смыслишь в этом вопросе. Это лишь пустые фразы, не несущие под собой никакой аргументации. Человек не всегда умеет правильно использовать имеющиеся факты.

Почему лучше ребенка отдать в этот садик, а не в эту группу? Потому что я так считаю, отвечает жена. А что она под этим подразумевает совершенно непонятно. Садик находится ближе к дому и мы не будет тратить много времени на дорогу? В этом учреждение более квалифицированные воспитатели? Лучшее питание?

Решаем проблему, а не меняем собеседника.
В психологии существует такой феномен, как попытка изменить окружающих под себя. От этого необходимо стараться избавиться как можно раньше. Если вы однажды поймете, что изменить другого человека вам не под силу, то вы моментально избавитесь от огромного количества проблем.

Перед вами стоит конкретная задача. Ребенок не выполняет домашнюю работу. Вам надо не ребенка ломать и перевоспитывать, а добиться решения проблемы. Если ему самому тяжело, значит, надо помочь. Если у него не хватает времени, значит, переделать его расписание дополнительных занятий. Решайте проблему, а не меняйте собеседника.

Предлагаю вам список современных книг
, которые отлично помогут расширить ваши познания в области конструктивного общения.

Как часто вы сталкиваетесь с деструктивным поведением собеседника? Почему люди не слышать друг друга? Как этого можно избежать? К каким способам прибегаете вы, чтобы перевести разговор в конструктивное русло?

Учитесь разговаривать правильно!

Упреки и оскорбления, унижение и гнев, раздражение и злость — эти разрушающие эмоции присутствуют в От поведения во время столкновения мнений и от действий обеих сторон — клеветы, оскорблений, распускания рук, пренебрежения, злобы — зависит результат противостояния.

С чего стоит начать, если вы хотите конструктивно покритиковать оппонента

Прежде чем строить диалог, досчитайте до 10 и определите свои мотивы, если они направлены на пользу и помощь – высказывайте свою точку зрения и обязательно обосновывайте ее аргументами, если же они возникли ради вашего самоутверждения – то лучше промолчать. 

Ваши замечания не должны выглядеть, как обвинение – вы не в суде, и ваш коллега – не обвиняемый. Рассуждайте, говорите о недостатках, но делайте это с уважением и дружелюбием. Существует «правило бутерброда», которое гласит – при обсуждении похвалите своего собеседника, затем укажите на недочеты, а после опять скажите несколько комплиментов. 

Правила конструктивной критики

Для того чтобы ваши суждения выглядели объективными, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

  • Тщательно подготовьтесь к разговору, продумайте все его детали наперед. 
  • Подберите подходящий момент. Вам необходимо создать все условия для комфортного общения, должна быть спокойная обстановка, чтобы никакие внешние раздражители вам не мешали, а также не присутствовали лишние люди. 
  • Определите, хочет ли собеседник с вами контактировать. Не навязывайтесь, спросите его, чем он занимается, есть ли у него свободная минутка, вдруг он сильно занят. 
  • Похвалите его в начале разговора. И оппонент не так болезненно воспримет замечания. 
  • Говорите искренне от сердца, будьте мягким. Например: «Мне неприятно, что ты вчера ушел, не попрощавшись, я волновался, не делай так больше». 
  • Если вас переполняют радостные или негативные эмоции, постарайтесь их сдержать. Высказывать суждения лучше ровным и спокойным голосом. 
  • Никогда не критикуйте человека. Вы должны оценивать не его, а его труд, действия. 
  • Мотивируйте, расскажите ему про свои ошибки, неудачный опыт в каком-либо деле. 
  • Больше конкретизируйте, четко формулируйте свои мысли: «Я хочу, чтобы ты прекратил плохо себя вести на уроке, это нарушение правил, ты мешаешь проводить занятия».
  • Подготовьте себя, ведь собеседник может вспылить, возражать или агрессивно себя вести. В такой ситуации вам необходимо сохранить спокойствие, уйти от разговора, а затем продолжить, когда успокоится оппонент. 
  • Если общение удалось, закончите его на позитивной ноте. Скажите: «Вы проделали такой долгий путь, чтобы добиться своей цели, это нелегко, вам не стоит опускать руки, вы же такой умный и способный человек».

Вы должны понимать, что перед вами живая личность, у которой есть свои достоинства и недостатки, ваши необдуманные слова могут ее ранить и обидеть, поэтому, если вы ей желаете добра, старайтесь объективно излагать свою точку зрения.

Алгоритм конструктивной критики: основные шаги

Я перечислю пошаговую инструкцию, что следует сделать, чтобы ваше мнение адекватно воспринималось другой стороной. Если это диалог начальника и подчиненного, руководитель должен придерживаться следующего алгоритма. 

  1. Сформулируйте конкретную задачу, которую вы поставили перед собеседником.
  2. Далее, обоснованно и подробно объясните ему, в чем он неправ и что сделал неверно. 
  3. Скажите ему, что вы на его стороне, всячески дайте ему это понять. 
  4. Поддержите коллегу, успокойте его, скажите несколько комплиментов и отправьте исправлять недочеты. 

Необходимо с пониманием относится к своим подчиненным, ведь чем больше мотивация, тем выше продуктивность. Из-за криков и оскорблений ни один работник не станет работать усерднее и внимательнее.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий