Гражданская оборона (го)

Основные задачи в области гражданской обороны

№ 123-Ф3, 19 июня 2004 г. № 51-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и 19 июня 2007 г. № ЮЗ-ФЗ.

В соответствии с законом основными задачами в области гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

· оповещение населения об опасности;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;

· проведение аварийно-спасательных работ;

· борьба с пожарами;

· санитарная помощь населению;

· дезактивация техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет правительство. В федеральных органах исполнительной власти руководство ГО возложено на их руководителей.

На местах руководство гражданской обороной входит в обязанности глав органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности территориальных отделов и пределах нескольких субъектов РФ используются региональные центры.

Силы гражданской обороны. Российской Федерации состоит из войск, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.

К войскам гражданской обороны РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.

Гражданские организации гражданской обороны создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

ВПоложении о гражданской обороне вРоссийской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г.

№ 804, излагается система мер по обучению населения в области ГО. В числе важнейших называется создание, оснащение и всестороннее обеспечение профильных учебно-методических центров, курсов ГО и учебно-консультальционных пунктов.

Правовую основу содержания и методики обучения населения основам гражданской обороны составляет также постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями от 15 августа 2006 г.). В число лиц, подлежащих обучению, входят учащиеся образовательных учреждений.

Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности будут рассмотрены ниже, в § 3.10.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные задачи гражданской обороны.

2. Охарактеризуйте территориальный и производственный принципы организации гражданской обороны в нашей стране.

3. Кто осуществляет общее руководство гражданской обороной в нашей стране?

4. Что входит в состав сил гражданской обороны?

5. Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны?

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 571;

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

  • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;
  • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
  • защита населения на всей территории страны;
  • дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
  • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
  • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Задачи

Гражданская оборона (безопасность населения во многом зависит от деятельности рассматриваемой нами структуры) предполагает проведение определенных мероприятий, направленных на защиту и подготовку людей. Эти мероприятия входят в круг задач ГО. В частности, гражданская оборона России включает в себя:

  • Обучение мирного населения методам защиты от разных опасностей, которые могут возникнуть во время войны или вследствие нее.
  • Предоставление людям средств личной защиты и убежищ.
  • Эвакуация культурных, материальных ценностей и населения на безопасную территорию.
  • Информирование людей об опасности, возникшей в ходе военных действий или в их результате.
  • Проведение мероприятий по разным видам маскировки.
  • Борьба с пожарами, которые возникли в ходе боевых действий или стали их следствием.
  • Проведение аварийно-спасательной деятельности при возникновении опасности в военный или мирный период, а также в результате ЧС техногенного или природного характера.
  • Первоочередное оказание помощи (медицинской, в том числе) населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях или в ходе ведения военных действий. В данный комплекс мероприятий, кроме прочего, входит незамедлительное предоставление жилья.
  • Выявление и обозначение территорий, которые подверглись биологическому, радиоактивному, химическому и другим видам заражения.
  • Обеззараживание населения, местности, зданий, техники.
  • Восстановление и сохранение порядка на территориях, пострадавших в ходе боевых действий или вследствие них, а также в результате ЧС техногенного и природного характера.
  • Незамедлительное восстановление необходимого коммунального обеспечения в военный период.
  • Срочное захоронение погибших в ходе боевых действий.
  • Разработка и применение мер, которые направлены на сохранение объектов, имеющих особое значение для стабильного экономического функционирования и выживания населения в военный период.
  • Обеспечение состояния постоянной готовности средств и сил ГО.

2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.

Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Основные задачи в области Гражданской обороны

Процесс обучения является многоуров­невым. Он включает в себя вводный инструктаж, текущий инст­руктаж, ознакомление с характеристиками и способами обраще­ния с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т.д.

По приеме на работу проводится вводный инструктаж. В этих целях штабом ГО объекта разрабатывается специальное пособие (инструкция вводного инструктажа). Ознакомление и изучение ин­струкции рабочими и служащими может проводиться непосред­ственно в подразделении в течение первой недели после трудо­устройства. Руководители отдельных служб и подразделений про­ходят обучение в штабе ГО объекта. Повторные инструктажи с рабочими и служащими проводятся по правилам и в сроки, уста­новленные для инструктажей по технике безопасности.

Таким образом, ГО является одним из элементов обороно­способности страны. Гражданская оборона Российской Федера­ции должна быть готовой в составе сил и средств мирного вре­мени обеспечить защиту населения от воздушного нападения, решение возложенных на нее задач в районах локальных войн (вооруженных конфликтов), а также развертывание необходи­мых сил и средств для выполнения задач в условиях крупномасштабной войны.

Совокупность официальных взглядов на систему безопасности России в современной геополитической обстановке в мире пред­ставлена в двух основополагающих документах — в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Военной доктрине Российской Федерации. Они определяют важнейшие направления государственной политики в сфере национальной безопасности, военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы ее обеспечения.

В Концепции национальной безопасности Российской Феде­рации, в частности, сказано: «Важнейшими составляющими на­циональных интересов являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а так­же от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера и их последствий, в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». Поэтому проблемы ГО не теряют своей актуальности. В ближайшем будущем общество должно быть готово иметь хоро­шо подготовленную систему защиты населения, материальных и культурных ценностей в случае военного времени.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите и охарактеризуйте поражающие факторы ядерного взрыва.

2.Что такое очаг ядерного взрыва?

3.Какой толщины должен быть слой стали, бетона и древесины, что­бы ослабить радиоактивное излучение в два раза?

4.Каковы основные средства и способы защиты от поражающих факторов ядерного поражения?

5.Сформулируйте правила поведения в очаге ядерного поражения.

6.Расскажите о химическом оружии, его составе, способах применения.

7.Охарактеризуйте нервно-паралитические БТХВ.

8.Назовите БТХВ, при поражении которыми наблюдается период скрытого действия.

9.Расскажите о способах защиты от БТХВ.

10.Каковы действия населения в очаге химического поражения?

11.Что входит в состав биологического оружия?

12.Как определяют границы очага биологического поражения?

13.Каковы основные средства защиты населения от биологического оружия?

14.Назовите признаки применения противником биологического оружия.

15.Что такое дезинфекция, дезинсекция и дератизация?

16.Назовите способы защиты населения при авариях на химически опасных объектах.

17.Какие виды коллективных защитных сооружений могут быть использованы населением при радиоактивном или химическом заражении местности?

18.Чем отличаются изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи?

19.Назовите задачи, стоящие перед ГО страны.

20.Каков порядок организации и функционирования ГО на объекте?

Предыдущая234567891011121314151617Следующая



Основные задачи

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

  • защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
  • координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
  • повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
  • специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
  • эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
  • организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
  • обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Новые ГОСТы по ГОЧС

I. ГОСТ Р 22.0.04-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» утверждён приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года № 643-ст.

Стандарт устанавливает термины и определения понятий в области безопасности в биологических чрезвычайных ситуациях. Термины, установленные стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

ГОСТ Р 22.0.04-2020 вводится в действие на территории РФ с 1 апреля 2021 года.

II. ГОСТ Р 22.0.05-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» утверждён приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года № 644-ст.

Стандарт устанавливает термины и определения понятий в области безопасности в техногенных чрезвычайных ситуациях. Термины, установленные стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по безопасности в чрезвычайных ситуациях, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

ГОСТ Р 22.0.05-2020 вводится в действие на территории РФ с 1 апреля 2021 года.

III. ГОСТ Р 22.2.12-2020 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения» утверждён приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года № 645-ст.

Стандарт предназначен для применения при планировании и осуществлении мероприятий по гражданской обороне и защите населения, а также при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе документов территориального планирования Российской Федерации и проектной документации объектов капитального строительства. Положения стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими планирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения; организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство и эксплуатацию объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.

ГОСТ Р 22.2.12-2020 вводится в действие на территории РФ с 1 апреля 2021 года.

Как только у нас будут тексты данных ГОСТов, то мы сразу опубликуем их здесь же. Сохраните эту заметку в закладки или подписывайтесь (если до сих пор не подписаны) на нашу официальную группу в ВК Блог—Инженера ☆ Охрана труда.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

12.1.1. Задачи в области Гражданской обороны (го)

Основными задачами
в области ГО являются:

  1. обучение населения
    способам защиты от опасностей, возникающих
    при ведении военных действий или
    вследствие этих действий;

  2. оповещение
    населения об опасностях, возникающих
    при ведении военных действий или
    вследствие этих действий;

  3. эвакуация населения,
    материальных и культурных ценностей
    в безопасные районы;

  4. предоставление
    населению убежищ и средств индивидуальной
    защиты;

  5. проведение
    аварийно-спасательных работ в случае
    возникновения опасностей для населения
    при ведении военных действий или в
    случае этих действий;

  6. проведение
    мероприятий по световой маскировке и
    другим видам маскировки;

  7. первоочередное
    обеспечение населения, пострадавшего
    при ведении военных действий или
    вследствие этих действий, в том числе
    медицинское обеспечение, включая
    оказание первой медицинской помощи,
    срочное предоставление жилья и принятие
    других необходимых мер;

  8. борьба с пожарами,
    возникающими при ведении военных
    действий или вследствие этих действий;

  9. обнаружение и
    обозначение районов, подвергшихся
    радиоактивному, химическому, биологическому
    и иному заражению,

  10. обеззараживание
    населения, техники, зданий, территорий
    и проведение других необходимых
    мероприятий;

  11. восстановление
    и поддержание порядка в районах,
    пострадавших при ведении военных
    действий или вследствие этих действий;

  12. срочное восстановление
    функционирования необходимых коммунальных
    служб в военное время;

  13. срочное захоронение
    трупов в военное время;

  14. разработка и
    осуществление мер, направленных на
    сохранение объектов, существенно
    необходимых для устойчивого
    функционирования экономики и выживания
    населения в военное время;

  15. обеспечение
    постоянной готовности сил и средств
    гражданской обороны.

В Российской Федерации

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны

При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике]

В России 4 октября отмечается День гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Основные задачи[1]

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • подготовка населения в области гражданской обороны;
  • оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
  • санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • срочное захоронение трупов в военное время;
  • обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Выводы по второму учебному вопросу

1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях — руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.

2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.

3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) — руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий