Формирование культуры безопасности жизнедеятельности сотрудников и воспитанников оренбургского пку статья по обж по теме

Идеальная культура

Эксперты рассматривают совершенную безопасность как «двигатель», который направляет систему к цели обеспечения максимального сопротивления ее эксплуатационным тяжестям, независимо от текущих коммерческих проблем или стиля руководства. Это требует постоянного внимания и уважения ко всему, что может победить систему безопасности.

Сложные методы с глубоко эшелонированной защитой (такие, как это ожидалось бы для предприятия с мощной опасностью) становятся непрозрачными для большинства, если не для всех их менеджеров и операторов. Их проект должен гарантировать, что ни один сбой не приведет к аварии из-за обнаруженной ошибки. Разум утверждает, что для таких систем существует отсутствие достаточного количества аварий и желаемое состояние разумной и уважительной настороженности. Если оно не будет поддержано сбором, анализом и распространением знаний об инцидентах и обнаруженных при промахах, могут возникнуть проблемы, которые удалось бы предотвратить. Очень опасно думать, что организация безопасна, потому что никакая информация не говорит иначе.

Несчастные случаи с людьми

На протяжении многих лет большое внимание уделялось причинам профессиональных инцидентов

Когда они происходят на рабочем месте, важно понимать, какие факторы (человеческие, технические, организационные) могли повлиять на результат, чтобы избежать подобных событий в будущем. Благодаря пониманию того, почему и как происходят они, можно разработать соответствующие методы предотвращения бедствий

В прошлом улучшение безопасности на рабочем месте или контроль над рисками происходили благодаря предоставлению более безопасных механизмов или процессов, лучшему обучению сотрудников и внедрению формальных систем управления надежностью. Следовательно, (некоторые утверждают) многие из остаточных несчастных случаев на рабочем месте являются результатом ошибки оператора — один или несколько сотрудников выполняют обязанности не так, как они были обучены. Это необходимо контролировать

Благодаря пониманию того, почему и как происходят они, можно разработать соответствующие методы предотвращения бедствий. В прошлом улучшение безопасности на рабочем месте или контроль над рисками происходили благодаря предоставлению более безопасных механизмов или процессов, лучшему обучению сотрудников и внедрению формальных систем управления надежностью. Следовательно, (некоторые утверждают) многие из остаточных несчастных случаев на рабочем месте являются результатом ошибки оператора — один или несколько сотрудников выполняют обязанности не так, как они были обучены. Это необходимо контролировать.

Доклад о железнодорожной катастрофе в Ладброк-Гроув

Лорд Каллен рассматривал термин, а в особенности культуру пожарной безопасности как «то, как мы обычно работаем». Это означало, что в каждой организации есть КБ — только некоторые лучше, чем другие.

Концепция «безопасность физической культуры» изначально возникла в связи с крупными организационными авариями, где она дает критическое представление о том, как многочисленные барьеры против таких происшествий могут быть одновременно неэффективными. При каждой катастрофической ситуации именно игнорирование наших знаний о факторах, которые делают организации уязвимыми, ведет к увеличению количества неудач. Стало ясно, что такая проблема не возникает только из-за «человеческой ошибки», случайных факторов окружающей среды или технологических сбоев. А скорее из-за укоренившейся организационной политики и стандартов, которые неоднократно доказывали, что они предшествуют катастрофе.

Однако каждый год, культура безопасности все также применяется (с меньшей степенью достоверности) к отдельным авариям и, следовательно, стала относиться ко всему спектру мер, связанных с ношением СИЗ, качество реакции руководства на неисправности — или (что часто является главной проблемой для крупных аварий) — степень, в которой соображения устойчивости влияют на управленческие решения. Новый стартер или недавно прибывший субподрядчик понимает, что именно является местными нормами, и поэтому находится под их сильным влиянием.

Составляющие культуры безопасности жизнедеятельности

Для
установления основного содержания
понятия «культура безопасности
жизнедеятельности» нужно рассмотреть
понятия «культура», «безопасность»,
«жизнедеятельность» и сопоставить эти
понятия.

Итак,
культура это обобщающее понятие для
форм жизнедеятельности человека,
созданных и создаваемых нами в процессе
эволюции. Культура — это нравственные,
моральные и материальные ценности,
умения, знания, обычаи, традиции. Часто
термином «культура» характеризуется
определенная историческая эпоха:
«Культура Древней Руси», «современная
культура», и т.п. Помимо этого, культура
может относиться и к сферам деятельности
человека: массовая культура, художественная
культура, и т.п.

Безопасность
– необходимое условие дальнейшего
развития общества, государства и
цивилизации в целом. В настоящее время,
решение проблем безопасности не возможно
без учета человеческого фактора.
Безопасность присуща всем индивидам,
социальным группам и затрагивает все
сферы жизни общества. Развитие норм
безопасного поведения и уровня
подготовленности каждого человека
являются определяющими факторами с
точки зрения недопущения развития
опасных и чрезвычайных ситуаций и
минимизации их негативных последствий.
Учет человеческого фактора в процессе
обеспечения безопасности жизнедеятельности
не может сводиться только к формированию
у населения знаний и умений. Практика
показывает, что успех деятельности в
любой области зависит от качеств и
способностей человека, мотивов его
поведения, уверенности в необходимости
и действенности проводимых им мероприятий.
Комплексное развитие всех этих качеств
и свойств отдельных людей, социума в
целом возможно только путем формирования
культуры безопасности жизнедеятельности.

Объединение
понятий «культура» и «безопасность»
впервые было выполнено Международным
агентством по атомной энергии в 1986 г. в
процессе анализа причин и последствий
аварии на Чернобыльской АЭС. Признано,
что отсутствие культуры безопасности
явилось одной из основных причин этой
аварии.

В
настоящее время сложилось понимание
того, что данная категория должна быть
применима не только к персоналу
потенциально опасных объектов, но и к
каждому человеку в отдельности, обществу
в целом. От ценностных установок людей,
мотивов их поведения, личностных и
профессиональных качеств и способностей
и зависит в определяющей степени
эффективность мероприятий по обеспечению
безопасности жизнедеятельности, снижению
индивидуальных, коллективных и глобальных
рисков.

«Жизнедеятельность»
определяется как «существование и
деятельность» людей, социальных групп,
общества. Широкий контекст этого
определения предполагает рассмотрение
всех возможных условий обстановки, в
которой отдельный человек, коллектив,
сообщество людей может находиться.

Можно
выделить следующие важнейшие компоненты
определения культуры безопасности
жизнедеятельности:

мирровоззренческая
основа, система ценностей;

традиции,
устойчивые правила поведения членов
общества;

духовные,
интелектуальные и материальные результаты
деятельности людей в сфере безопасности.

Таким
образом, проведя обобщение многочисленных
определений понятия «культура» и
выполнив его композицию с конструктами
«безопасность» и «жизнедеятельность»,
можно дать следующее определение:

Культура
безопасности жизнедеятельности — это
состояние развития человека
, социальной
группы, общества, характеризуемое
отношением к вопросам обеспечения
безопасной жизни и трудовой деятельности
и, главное, активной практической
деятельностью по снижению уровня
опасности.

Основные
направления деятельности КБЖ:

научно-методическое
обеспечение формирования культуры
безопасности жизнедеятельности;

патриотическое
и нравственное воспитание молодежи,
популяризация деятельности МЧС России;

научно-методическое
обеспечение информационной политики
в области безопасности жизнедеятельности;

научное
и учебно-методическое сопровождение
подготовки населения и специалистов в
области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера;

развитие
современных методов обучения населения
и подготовки специалистов, в том числе
с применением технических средств
массовой информации, передовых
информационно-коммуникационных
технологий и дистанционных форм обучения;

совершенствование
организации обучения подрастающего
поколения в области безопасной
жизнедеятельности;

разработка
учебно-методической литературы,
мультимедийных пособий, компьютерных
обучающих программ;

популяризация
профессии спасателя и пожарного.

Система управления

КБ жизнедеятельности в конечном итоге отражается в способах обеспечения порядка на ее рабочих местах (будь то зал заседаний или цех). В действительности система управления — это не набор политик и процедур, а то, как они внедряются на предприятии.

Эксперты британской НИУ ВШЭ отмечают, что формирование культуры безопасности — это не только (и даже не в наибольшей степени) проблема отношения и поведения работников. Многие главы компаний говорят о таком термине, имея в виду склонность своих сотрудников соблюдать правила или действовать в соответствии с нормами. Однако культура и стиль управления еще более значимы. Например, естественный, неосознанный уклон производства в сторону безопасности или тенденция сосредоточится на краткосрочной перспективе и проявлять высокую реактивность.

7.3. Безопасность в сфере культуры, образования, науки

ку, семье и обществу, создает опасность, что мировая политика станет все более неуправляемой.

Это новое понимание прав человека. Впервые осознается необходимость формулирования Хартии обязанностей человека по отношению к себе, семье, обществу, государству, человечеству и природе. Существует понимание, что человечество выживет в XXI в. при условии, если будет следовать определенным нормам самоограничения и самодисциплины.

7.3. Безопасность в сфере культуры, образования, науки

Немаловажным элементом системы безопасности является культура людей в ней, которая поддерживает информационные и интеллектуальные процессы, определяет качество и уровень безопасности.

Мировой опыт показывает, что никакие жесткие меры политического, экономического и иного характера не предотвратят возможности социальных конфликтов (являющихся прямой угрозой безопасности государству и обществу), если нет культуры безопасности.

Еще Екатерина Великая утверждала: «Нужно просвещать нацию, которой должен управлять». Русский философ князь С. Н. Трубецкой в записке о положении высших учебных заведений писал последнему русскому императору: «В школе — все будущее России, и никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавливать правительство, которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет».

Потеря и утрата знаний и духовности — самая непоправимая трагедия народа, последствия которой трудновосполнимы. Если мы не спасем образование, не спасем науку — не спасем общество. И если мы стремимся в чем-то подражать Западу, то подражать необходимо в том, как учил в свое время русский педагог К. Д. Ушинский, как прививать уважение к национальным ценностям.

Культурный мир человека, образовательная система — это системообразующие факторы государственности, здесь формируется чувство гражданского единства, укрепляется безопасность страны. Образование может стать надежным фактором национальной безопасности, так как оно способно остановить процессы духовного и интеллектуального обнищания нации, расширить образовательный потенциал граждан, сформировать нравственные качества личности, воспитать уважение к закону, к честному труду, к историческим традициям своей страны, т.е. создать культурную основу для всестороннего развития систем безопасности государства.

Россия одна из немногих в мире стран, самодостаточных для интенсивного социально-экономического развития. Выход из кризиса только один: возрождение отечественной экономики, реальное и последовательное укрепление российской государственности, развитие образования, подъем науки, о чем постоянно говорит Президент России. Прогресс общества обеспечивается повышением в каждом новом поколении качества образованности, профессиональной квалификации. Успешность подготовки юношей и девушек к адаптации в новых социально-экономических условиях жизни зависит от наличия у них возможности овладеть такими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, найти свое место в жизни.

7.2. Безопасность, культура и нравственность

Безопасное поведение может строиться на уровне здравого смысла и как непосредственная реакция на внешние раздражители. Однако в настоящее время институт безопасности предполагает реализацию основных прав человека, признание достоинства и ценности человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство прав больших и малых наций, социальный прогресс и улучшение условий жизни при большей свободе. К культуре относятся и совокупные знания человечества, выработанные им за века и тысячелетия правила взаимодействия людей друг с другом и с природой (религия, обычаи, мораль, право и т.п.). Она приобретает более действенный характер, когда основывается на специальных знаниях.

Основными критериями культуры безопасности для любого объекта безопасности являются: выживание, идентичность, благополучие, суверенитет, статус (достойное положение среди других), самоуправление.

В Российской Федерации утверждению и распространению культуры безопасности в массах служит преподавание в средней и высшей школе специальных предметов — основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и безопасности жизнедеятельности (БЖ).

Значение курса БЖ для решения социокультурных проблем РФ

Для решения новых актуальных проблем и задач России в условиях рыночной экономики необходимо изменение сознания и культуры общества через обучение БЖ. Речь идет о формировании культуры выживания и безопасности человека в условиях разрушения прежней коллективистской культуры и ее вытеснения рыночной идеологией индивидуализма, конкуренции и всеядности в достижении целей обогащения.

Только приняв БЖ как равноправный и системообразующий предмет, система образования может стать более активной частью механизма созидания более безопасного, демократичного и культурного общества. Именно на занятиях по БЖ закладывается в сознание молодого гражданина жизнеспособная позитивная и конструктивная концепция развития России на основе идеологии культуры безопасности, тесно связанной с нормами права, этики и морали.

Курс БЖ является важным рычагом и средством поворота системы образования и воспитания в направлении удовлетворения острейших потребностей современного общества и развития страны, фиксируемых социологическими исследованиями.

7.2. Безопасность, культура и нравственность

Для выработки теории безопасности как целостной системы знания, как формы научно-практической деятельности необходимо определение ее идеологических оснований — системы взглядов и отношений людей к действительности, к природным, техногенным и социальным проблемам, а также рассмотрение целей обеспечения безопасности.

7.1.Роль культуры безопасности для личности, общества, государства и цивилизации

Культура безопасности — это качественное состояние средств, систем, идей, норм, традиций, а также поведения и взаимодействия индивидов и организаций, которые характеризуют уровень защиты жизнедеятельности людей, снижающие возникновение опасных условий и факторов.

Одновременно культура безопасности выступает как совокупность разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасного развития личности, общества, государства, человечества в целом. Соответственно можно говорить о трех уровнях. На метауровне речь идет о культуре безопасности человечества, цивилизации, континента, макроуровень связан с культурой безопасности общества, государства, региона, на микроуровне решаются задачи воспитания культуры безопасности человека, семьи, малой социальной группы.

Во всех случаях культура безопасности складывается из убеждений и действий самих людей, развивается в каждой стране в зависимости от конкретных исторических, социальных, культурных и экономических условий и является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни.

В культуре безопасности выделяют множество составляющих:

−здоровый образ жизни;

−культура безопасности производственной и трудовой деятельности;

−культура безопасного и здорового быта, отдыха и общения в обычных и, особенно, в опасных и экстремальных ситуациях;

−культура инженерной деятельности, проявляющаяся в соблюдении правил и норм безопасной жизнедеятельности при мониторинге, проектировании, реконструкции инженерных объектов в техносфере;

−правовая культура — сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость, развитое правосознание и законопослушность, социальное партнерство, межнациональное согласие, гражданский мир;

−информационно-психологическая культура;

−экологическая культура — бережное отношение к природе;

−педагогическая культура по обучению населения безопасному поведению и т.д. Забота о безопасности — вечная проблема для человека и любых его сообществ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий