Ликвидация чрезвычайных ситуаций

Классификация аварийных ситуаций

Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:

  • Техногенные аварийные ситуации.
  • Природные катаклизмы.
  • Экологические ЧС.
  • Социальные катастрофы.

Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:

  • ЧС техногенного характера. К таковым относят транспортные аварии, опасные ситуации с огнем, выброс ядовитых, химических и радиоактивных веществ, аварийные ситуации на заводах и предприятиях агропромышленного комплекса.
  • Природные ЧС включают смерчи, ураганы, наводнения и другие явления, которые возникли по вине окружающей среды.

Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:

  • Появляется серьезная угроза жизнедеятельности или здоровью людей.
  • Нарушаются условия жизни.
  • Наносится серьезный экономический ущерб.
  • Ухудшается состояние природной среды.

Тема 7. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Контрольные вопросы

(выберите правильный ответ)

1. Какое
понятие отражает материальные потери из-за остановки хозяйственной
деятельности и упущенной выгоды?

а) прямой ущерб;

б) косвенный ущерб;

в) потери.

2.
Как называется выход из строя людей при ЧС из-за гибели, травм и
болезней?

а) ущерб;

б) потери.

3.
Как называется совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую
опасность, которая может в перспективе превратиться в
непосредственную опасность?

а) вызовом;

б) угрозой;

в) опасностью.

4.
Что положено в основу классификации чрезвычайных ситуаций по
масштабам?

а) сложность обстановки;

б) количество
пострадавших людей и размеры зон поражения;

в) тип и вид событий, лежащих в основе чрезвычайной
ситуации.

5.
Как классифицируется ЧС на территории объекта, при которой пострадало
менее 10 чел., нарушены условия жизнедеятельности менее 100 чел.,
материальный ущерб составил менее 1000 МРОТ?

а) локальная;

б) местная;

в) территориальная;

г) региональная.

6.
Что такое инцидент?

а) отказ или
повреждение технических устройств, отклонение от режима
технологического процесса на потенциально опасном объекте;

б) опасное техногенное происшествие, создающее угрозу
жизни и здоровью людей, приводящее к нарушению технологического
процесса и нанесению ущерба окружающей природной среде;

в) крупная авария, повлекшая за собой человеческие
жертвы, разрушение или уничтожение объектов и материальных ценностей,
приводящая к серьезному ущербу окружающей природной среды.

7.
Какой процент от общего количества техногенных аварий и катастроф
составляют аварии на транспорте
?

а) 2 – 3%;

б) 3 – 5%;

в) 10 – 15%;

г) 20 – 25%.

8.
Как называется стихийное бедствие особо крупных масштабов и с
наиболее тяжелыми последствиями, сопровождающееся необратимым
изменением ландшафта?

а) неблагоприятным природным явлением;

б) стихийным бедствием;

в) природной
катастрофой.

9.
К какому виду чрезвычайных событий относятся землетрясения?

а) геофизическому;

б) метеорологическому;

в) гидрологическому.

10.
Что представляет для России наибольшую опасность?

а) смерчи;

б) наводнения;

в) землетрясения;

г) оползни и обвалы.

Возникновение техногенных катастроф в России

Такие происшествия стали в последнее время чуть ли не обыденным делом. Техногенные катастрофы в России напрямую связаны с деятельностью человека. Они протекают непосредственно с загрязнением окружающей среды или без него. Каждый год техническое наследие СССР стареет и изнашивается, а это чревато новыми техногенными опасностями. Заставляют задуматься и готовиться к худшему такие крупнейшие техногенные катастрофы, как:

  1. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
  2. Гибель теплохода устаревшей конструкции «Булгария».
  3. Авария на шахте «Распадская» и др.

Техногенные катастрофы в России также вызваны изношенностью инфраструктуры, технологической отсталостью производств, низкой активностью внедрения безопасных технологий, низким уровнем профессиональной подготовки специалистов.

Основные понятия и правовая база

Разбираясь с вопросами, что значит режим повышенной готовности, кто его вводит, каковы связанные с ним правила и ограничения, какая следует ответственность, в первую очередь нужно изучить положения закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Все меры, которые сегодня проводятся в России в связи с эпидемией коронавируса, основаны именно на этом законе.

Внимание! Конкретные меры определяются компетентным органом, который ввел режим повышенной готовности в зависимости от обстановки и причин угрозы. Именно поэтому в каждом регионе они свои

Правила поведения являются обязательными для граждан в силу подп. «у» п. 1 ст. 11 ФЗ № 68.

Режим повышенной готовности

В соответствии с п. 6 ст. 4.1 закона № 68-ФЗ повышенная готовность — это один из режимов функционирования системы органов власти. В эту систему входят органы управления на всех уровнях власти (общероссийском, региональном и муниципальном), в задачи которых входит защита населения от ЧС. На уровне субъектов и населенных пунктов это соответствующие администрации, правительства и министерства. Ключевая фигура в данном случае — глава региона.

Повышенная готовность объявляется при угрозе возникновения ЧС. В теории этот режим может быть введен на уровне всей страны Правительством РФ, но сейчас ситуация такова, что в каждом регионе вводятся собственные меры защиты в зависимости от местной обстановки, а соответствующий режим объявляет глава субъекта.

При введении режима повышенной готовности орган власти определяет:

  • список мер, направленных на предупреждение развития ЧС;
  • обстоятельства, которые привели к введению данного режима;
  • границы территории, на которой действует режим;
  • временной период;
  • силы и средства, которые будут использованы для работы над предупреждением ЧС;
  • список ответственных ведомств и чиновников.

На конец апреля 2020 года режим повышенной готовности из-за коронавируса введен на всей территории России.

Помимо режима повышенной готовности упомянутый закон включает и возможность объявления ЧС в случае, когда данная ситуация уже возникла и требует ликвидации. Это следующий, более серьезный режим функционирования органов власти. В России он пока не введен.

Чрезвычайное положение

Режим, с которым повышенную готовность путать не следует, — чрезвычайное положение (ЧП). Вводится указом президента на территории всей страны или в конкретном регионе на основании закона «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ в случае, когда налицо непосредственная угроза жизни и здоровью населения, устранение которой требует чрезвычайных мер.

Именно режим ЧП вводит ограничения на передвижение, жесткое усиление охраны общественного порядка, распределения продовольствия и товаров первой необходимости, эвакуации. В России данный режим пока не введен. В последний раз он вводился президентом летом 2019 года в Иркутской области в связи с наводнением.

Карантин

Распоряжения местных властей о введении режима повышенной готовности чаще всего содержат ограничения для граждан, которые в СМИ и на практике называют самоизоляцией и карантином. Путать эти понятия также не стоит.

Понятие «карантин» используется в санитарном законодательстве. По закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ это ряд ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения заболевания. Карантин вводится Правительством РФ или региональной администрацией на основании предписаний главных санитарных врачей соответствующего уровня.

В России режим карантина не введен, а в рамках предупреждения распространения коронавируса действуют рекомендации. В частности, для предприятий разработано письмо Роспотребнадзора «О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников» от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15. Несмотря на то что меры эти рекомендательные, в ряде регионов уже начали привлекать к ответственности за их несоблюдение по ст. 6.3 и ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Самоизоляция

Закон о режиме повышенной готовности не содержит понятия «самоизоляция», этот термин появился в СМИ и обращениях глав регионов к населению. Конкретные меры по самоизоляции определяются нормативной базой, действующей на федеральном и региональном уровнях — смотреть надо и общероссийское законодательство, и местное.

До введения поправок в ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП, а также в местные кодексы об административных правонарушениях, в силу отсутствия ответственности по факту, данный режим был рекомендательным. После обновления законодательства за нарушение режима самоизоляции начали штрафовать.

Подпишитесь на рассылку

Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Как же защитить граждан и минимизировать ущерб от ЧС? Есть ли единый универсальный рецепт защиты населения от столь различных по своей природе катастроф и бедствий? И на кого возложены функции борьбы с чрезвычайными ситуациями?

В нашей стране государственную политику в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляет специальная структура – МЧС. Данное министерство проводит нормативно-правовое регулирование в этой области, а также осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны. Это военизированная организация, которой позволено приобретать и использовать оружие.

В ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают участие самые разные службы

В 1995 году для противодействия стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям была создана РСЧС — единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав входят ресурсы и силы центральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, организаций, которые занимаются вопросом защиты территорий и населения от ЧС.

РСЧС нацелена на выполнение двух функций:

  • предупреждение бедствий и снижение возможного ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ в зоне ЧС.

Важнейшим элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями является гражданская оборона (ГО). Это целый комплекс мероприятий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих в результате военных действий или же техногенных аварий и природных ЧС. Гражданскую оборону можно назвать одной из важнейших функций любого государства, которое по своему значению не уступает поддержке адекватной обороноспособности страны.

Уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, который желательно установить во всех организациях

В задачи гражданской обороны входит:

  • оповещение населения о возможной угрозе нападения противника, применения им ОМП, техногенных авариях, стихийных бедствий и порядке действий в подобных ситуациях;
  • подготовка укрытий и защитных сооружений;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • при необходимости служба гражданской обороны организует эвакуацию населения в безопасные районы;
  • обеспечение защиты запасов продовольствия, систем водоснабжения, сельскохозяйственных животных от заражения ядовитыми и радиоактивными веществами, а также биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • силы ГО обязаны иметь заблаговременный план защиты той или иной территории.

Наш мир — очень опасное и непредсказуемое место. Человек обязан помнить об этом и быть готовым в любой момент противостоять грозным силам природы или машинам, вышедшим из-под его подчинения. В этом вопросе работа государственных экстренных служб, безусловно, очень важна, но куда большее значение имеет наша способность встретиться лицом к лицу с разыгравшейся стихией.

Автор статьи:

Никифоров Владислав

Тема 14. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Контрольные вопросы

(выберите правильный ответ)

1. Что
понимают под ликвидацией чрезвычайных ситуаций?

а)
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводящиеся при
возникновении чрезвычайной ситуации;

б) заблаговременную подготовку сил и средств РСЧС к
действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

в) создание материально-технических и финансовых
резервов для жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной
ситуации.

2.
Как называется совокупность органов управления, сил и средств,
предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций?

а) гражданскими организациями ГО;

б) аварийно-спасательными формированиями;

в)
аварийно-спасательной службой.

3.
В каком случае к ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются
государственные материальные и финансовые ресурсы?

а) в случае локальной чрезвычайной ситуации;

б) в случае чрезвычайной ситуации местного значения;

в) в случае
крупномасштабной или уникальной по своим характеристикам чрезвычайной
ситуации.

4.
Когда чрезвычайная ситуация считается ликвидированной?

а) снижена до приемлемого уровня угроза жизни и здоровью
людей;

б) устранена
непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано
воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное
жизнеобеспечение людей;

в) подавлено воздействие поражающих факторов,
организовано первоочередное жизнеобеспечение людей.

5.
Как организуется разведка при чрезвычайной ситуации?

а) проводится перед началом аварийно-спасательных и
других неотложных работ для выявления обстановки в ходе чрезвычайной
ситуации;

б) организуется и
ведется непрерывно, вплоть до полного завершения работ.

6.
В задачи какой разведки входит установление характера разрушения
дорог, зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей?

а) общей;

б) пожарной;

в) инженерной.

РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.

Справка:

  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.
  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Справка:

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Тема 02 - Классификация ЧСТема 02 — Классификация ЧС

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Чрезвычайные происшествия природного характера и способы оповещения в них

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

Крупнейшие техногенные катастрофы новейшего времениКрупнейшие техногенные катастрофы новейшего времени

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Основные мероприятия

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются (п. 28 постановления Правительства):

в режиме повышенной готовности

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме ЧС

  • непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
  • информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

Поэтому первостепенное значение имеет профилактика, предотвращение наступления чрезвычайной ситуации. Этой цели служат мероприятия, проводимые органами управления и хозяйствующими субъектами, по охране человека, окружающей среды при использовании объектов, представляю­щих потенциальную угрозу.

На ведомственном уровне эти функции выполняют федераль­ные органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся ядерные материалы. На уровне эксплуатирующей ор­ганизации, деятельность которой связана с производством, хра­нением или использованием ядерных материалов, их учет и контроль осуществляет ее администрация. Надзор за системой учета и контроля ядерных материалов для использования в мирных целях осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Гос­атомнадзор России).

Общая характеристика ЧС природного характера

Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Природная чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К природным чрезвычайным ситуациям относятся:

1. Геофизические опасные явления: землетрясения, извержения вулканов.

2. Геологические опасные явления: оползни, обвалы, осыпи, лавины, сели, склонные смывы, просадка лессовых пород и земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, пыльные бури.

3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури, ураганы, смерчи, шквалы, вихри, крупный град, сильный дождь, снегопад, метель, туман; засуха, суховей, заморозки.

4. Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильные колебания моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов.

5. Гидрологические опасные явления: высокие уровни воды (половодье, дождевые паводки, заторы, зажоры, ветровые нагоны), низкий уровень воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление).

6. Природные (ландшафтные) пожары: лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.

7. Инфекционные заболевания людей: единичные и групповые случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии.

8. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, экзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии.

9. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: прогрессирующая эпифитопия, панфитотия, болезни растений невыявленной этиологии, массовые распространения вредителей растений.

Компания предлагает безопасные и оперативные грузоперевозки Подольск и другие города Московской области. Разнообразный автотранспорт всегда в отличном состоянии, перевозки производятся водителями с большим стажем.

Тема 6. Система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Контрольные вопросы

(выберите правильный ответ)

1. В
каком году было создано Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий?

а)
в 1961 г.;

б)
в 1990 г.;

в)
в 1994 г.

2. Какие
задачи выполняет РСЧС в режиме повседневной деятельности?

а)
оперативное управление ходом аварийно-спасательных и других
неотложных работ;

б)
подготовку к конкретным ЧС и смягчению их последствий;

в)
наблюдение и контроль за состоянием природной среды и
потенциальноопасных объектов.

3. На
какой режим работы переходит РСЧС при ухудшении радиационной,
химической или сейсмической обстановки?

а)
повседневной деятельности;

б)
повышенной готовности;

в)
чрезвычайный режим.

4.
Подлежат ли защите от чрезвычайных ситуаций и их последствий
иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на
территории России?

а)
да;

б)
нет.

Поведение во время социального конфликта

Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков

Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:

  • Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
  • Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
  • Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
  • Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
  • Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
  • Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
  • Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
  • Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
  • Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.

Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий