Содержание
- 1 Урок 5§ 5. Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия
- 2 Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные(срочные) и технические(предупредительные).
- 3 Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
- 4 Управление РСЧС
- 5 Ликвидация последствий смуты
- 6 Общая характеристика ЧС природного характера
- 7 Похожие:
Урок 5§ 5. Чрезвычайные ситуации природного характера и возможные их последствия
Опасные природные явления
Опасные природные явления
Чрезвычайная ситуация природного характера — это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Опасное природное явление — событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
Стихийное бедствие — разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
Наиболее распространены в Российской Федерации следующие группы опасных природных явлений:
- геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы);
- метеорологические (ураганы, бури, смерчи);
- гидрологические (наводнения, сели, цунами, снежные лавины);
- природные (природные пожары).
Возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера связано с различными природными явлениями, происходящими в оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере).
На поверхности Земли и в её глубине, а также в прилегающей к ней атмосфере постоянно происходит множество сложных физических, биологических, геологических, гидрологических процессов, которые сопровождаются обменом веществ и энергии.
Все эти процессы являются источником различных природных явлений, которые при определённых условиях создают опасные и чрезвычайные ситуации и вызывают стихийные бедствия.
На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления.
Наибольшее количество природных чрезвычайных ситуаций в 2011 г. зарегистрировано в Сибирском, Южном, Северо-Западном федеральных округах. На Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа пришлось 88% от общего количества возникших в 2011 г. лесных пожаров. Установившаяся аномально жаркая погода и дефицит осадков значительно сказались на лесопожарной обстановке на указанных территориях.
Многие специалисты связывают это с общим потеплением климата на планете — с повышением на 0,6 градуса среднегодовой температуры воздуха, что привело к заметному увеличению числа и силы ураганов, наводнений и других стихийных бедствий.
Следующая страница Землетрясение
Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные(срочные) и технические(предупредительные).
Оперативные меры не решают в целом проблемы защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с техническими мерами.
Технические меры включают заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений. К ним относятся:
· регулирование стоков в русле реки;
· отвод паводковых вод;
· регулирование поверхностного стока на водосбросах;
· обвалование;
· спрямление русел рек и дноуглубление;
· строительство берегозащитных сооружений;
· подсыпка застраиваемой территории;
· ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.
Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме, расположение объектов экономики, подвергающихся затоплению.
Основными направлениями действий органов исполнительной
власти при угрозе затопления являются:
· анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;
· прогнозирование видов(типов), сроков и масштабов возможного затопления;
· планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;
· планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.
Цунами. Мероприятия по уменьшению последствий цунами.
Цунами – длинные морские волны, которые могут возникать в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне. Цунами возможны и при обрушении берегов.
Сочетание прогнозирования, заблаговременных административных и защитных мероприятий ведет к резкому снижению человеческих жертв и материального ущерба от последствий цунами.
В затопляемой зоне запрещается новое строительство, не вызванное производственной необходимостью, а также производится постепенный перенос в безопасные места существующих зданий и сооружений.
Для защиты от цунами бухт и устьев рек в них строят волноломы, а на берегу дамбы и другие защитные сооружения. Посадка по побережью лесозащитных полос является эффективным средством борьбы с цунами.
Единственным средством защиты населения от цунами является эвакуация из прибрежной и возможно затопляемой зон. Поэтому население должно знать сигналы оповещения, признаки предупреждения о цунами, а также маршруты эвакуации. Необходимо оставаться в безопасном месте до получения сигнала отбоя опасности цунами.
Так как цунами могут сопровождаться сильным наводнением, необходимо соблюдать меры защиты, характерные для обычного наводнения.
Заключение.
Безопасность человека и среды его обитания становится важнейшей характеристикой качества жизни и состояния экономики. Первостепенное значение приобретает необходимость изучения риска для человека и общества со стороны экономических и социальных структур и путей его предотвращения, а также соблюдение прав человека на безопасные условия проживания.
Список литературы.
1) «Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий.» Кн. 1 /Под ред. Е.Е. Кочеткова и др. М., 1995.
2) «Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник» под ред. Н.К. Шишкина. – М., ГУУ, 2000.
3)
В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов «Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов» / ГУУ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
4) «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.» М., Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. Баринов А.В.
Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
Как же защитить граждан и минимизировать ущерб от ЧС? Есть ли единый универсальный рецепт защиты населения от столь различных по своей природе катастроф и бедствий? И на кого возложены функции борьбы с чрезвычайными ситуациями?
В нашей стране государственную политику в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляет специальная структура – МЧС. Данное министерство проводит нормативно-правовое регулирование в этой области, а также осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны. Это военизированная организация, которой позволено приобретать и использовать оружие.
В ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают участие самые разные службы
В 1995 году для противодействия стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям была создана РСЧС — единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав входят ресурсы и силы центральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, организаций, которые занимаются вопросом защиты территорий и населения от ЧС.
РСЧС нацелена на выполнение двух функций:
- предупреждение бедствий и снижение возможного ущерба от ЧС;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ в зоне ЧС.
Важнейшим элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями является гражданская оборона (ГО). Это целый комплекс мероприятий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих в результате военных действий или же техногенных аварий и природных ЧС. Гражданскую оборону можно назвать одной из важнейших функций любого государства, которое по своему значению не уступает поддержке адекватной обороноспособности страны.
Уголок гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, который желательно установить во всех организациях
В задачи гражданской обороны входит:
- оповещение населения о возможной угрозе нападения противника, применения им ОМП, техногенных авариях, стихийных бедствий и порядке действий в подобных ситуациях;
- подготовка укрытий и защитных сооружений;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
- при необходимости служба гражданской обороны организует эвакуацию населения в безопасные районы;
- обеспечение защиты запасов продовольствия, систем водоснабжения, сельскохозяйственных животных от заражения ядовитыми и радиоактивными веществами, а также биологическими средствами;
- обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
- силы ГО обязаны иметь заблаговременный план защиты той или иной территории.
Наш мир — очень опасное и непредсказуемое место. Человек обязан помнить об этом и быть готовым в любой момент противостоять грозным силам природы или машинам, вышедшим из-под его подчинения. В этом вопросе работа государственных экстренных служб, безусловно, очень важна, но куда большее значение имеет наша способность встретиться лицом к лицу с разыгравшейся стихией.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Управление РСЧС
На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы
Координационными органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Постоянно действующие органы
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
- на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
- на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.
Органы повседневного управления
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Ликвидация последствий смуты
Выделим несколько основных направлений негативных последствий смутного времени. Экономические последствия – это разорение страны, серьезное ухудшение экономической обстановки с этим связанное. В демографическом аспекте отметим, что большое количество людей погибло во время войны.
В геополитическом плане Россия потеряла ряд территорий, окончательно был потерян выход к Балтийскому морю.
Так же в стране отсутствовал царь, власть которого была бы легитимной. Возник политический кризис. Как итог, первоочередно стоял вопрос передачи государственной власти. Выбрали Михаила Федоровича Романова, который и стал первым правителем из новой династии.
Общая характеристика ЧС природного характера
Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.
Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.
Природная чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
К природным чрезвычайным ситуациям относятся:
1. Геофизические опасные явления: землетрясения, извержения вулканов.
2. Геологические опасные явления: оползни, обвалы, осыпи, лавины, сели, склонные смывы, просадка лессовых пород и земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, пыльные бури.
3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури, ураганы, смерчи, шквалы, вихри, крупный град, сильный дождь, снегопад, метель, туман; засуха, суховей, заморозки.
4. Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильные колебания моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов.
5. Гидрологические опасные явления: высокие уровни воды (половодье, дождевые паводки, заторы, зажоры, ветровые нагоны), низкий уровень воды, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление).
6. Природные (ландшафтные) пожары: лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.
7. Инфекционные заболевания людей: единичные и групповые случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии.
8. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, экзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии.
9. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: прогрессирующая эпифитопия, панфитотия, болезни растений невыявленной этиологии, массовые распространения вредителей растений.
Компания предлагает безопасные и оперативные грузоперевозки Подольск и другие города Московской области. Разнообразный автотранспорт всегда в отличном состоянии, перевозки производятся водителями с большим стажем.
Похожие:
Генеральный план поспеловского сельского поселения елабужского муниципального районаПроект генерального плана Поспеловского сельского поселения Елабужского муниципального района Республики Татарстан разработан гуп… | Генеральный план яковлевского сельского поселения елабужского муниципального районаПроект генерального плана Яковлевского сельского поселения Елабужского муниципального района Республики Татарстан разработан гуп… | ||
Генеральный план лекаревского сельского поселения елабужского муниципального районаМесто Лекаревского сельского поселения в системе расселения Елабужского муниципального района 9 | Генеральный план большешурнякского сельского поселения елабужского муниципального районаСовременное состояние и использование территории большешурнякского сельского поселения 8 | ||
Генеральный план села Банново Банновского сельского поселения Крапивинского…Генеральный план Банновского сельского поселения Крапивинского муниципального района Кемеров-ской области | Генеральный план деревни Кабаново Барачатского сельского поселения…Генеральный план Барачатского сельского поселения Крапивинского муниципального района Кемеров-ской области | ||
Генеральный план Октябрьского сельского поселения Верхнеуслонского…Современное состояние и использование территории октябрьского сельского поселения 11 | Генеральный план муниципального образования сельского поселения «Подтыбок»…Генеральный план муниципального образования сельского поселения «Подтыбок» Корткеросского района Республики Коми | ||
Генеральный план Хотимльского сельского поселения Южского муниципального…Генеральный план Хотимльского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области | Генеральный план салаушского сельского поселения агрызского муниципального…Генеральный план салаушского сельского поселения агрызского муниципального района | ||
Генеральный план Савинского сельского поселения Новгородского муниципального…Генеральный план Савинского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области | Генеральный план кляшевского сельского поселения тетюшского муниципального районаПеречень мероприятий федерального, регионального и местного значений по генеральному плану кляшевского сельского поселения тетюшского… | ||
Генеральный план янишпольского сельского поселения кондопожского муниципального районаКарта современного использования и комплексной оценки территории Янишпольского сельского поселения Кондопожского муниципального района… | Генеральный план васильевского сельского поселения верховского муниципального районаМатериалы по обоснованию проекта генерального плана васильевского сельского поселения верховского муниципального района | ||
Генеральный план чиршинского сельского поселения высокогорского муниципального районаСовременное состояние и использование территории чиршинского сельского поселения 7 | Генеральный план айбашского сельского поселения высокогорского муниципального районаСовременное состояние и использование территории айбашского сельского поселения 8 |
Инструкция, руководство по применению