Общие закономерности развития внутренних пожаров

Входящие ссылки

  • AA 11,8-100 (RBI 39,700) ПАНТЕРА
  • АА 8,0-90/6(65224)
  • АА-12/60(63501)-270.02
  • АА-13/60(6560)-270.03
  • АА-13/60 (6560)
  • АА 8,5-70(43118) — Пожавто
  • Автомобили пожарно-спасательные
  • АД-90(33081)
  • АЛ-30(43114)ПМ-506Е
  • АЛ-30(131)Л21
  • АЛ-30(43206)
  • АЛ-30(5557)
  • АЛ-30/40(4320-60)
  • АЛ-42(53605)мод.01ВИТ
  • АЛ-55(6520)мод.02ВИТ
  • АЛГ-17(51)ЛЧ
  • АНР 40-800(43253)
  • АНР-100-2000(5350)
  • АНР-40-1500(43206)
  • АПП-0,5-1,5(3302)-85ВР
  • АПП-2-0,3/100(23602)023-МС
  • АПТ 5,3-40(Урал 55571)Пожавто
  • АПТ 6,0-40(5557) СТ-Авто
  • АЦ 0,8-4/400(432732)
  • АЦ 1,0-4/400(5301)ПМ-542Д
  • АЦ 2,5-40(433440)
  • АЦ 4,0-50/4(13.290)
  • АЦ 5,0-100(43118)
  • АЦ 5,0-100(43118)-2
  • АЦ-6,0-70 (4320) модель 2784UF — «Тайга»
  • АЦ-10,0-150(65225)018-МИ
  • АЦ-2,0-40(4308)004-МС
  • АЦ 2,6-30(33086)
  • АЦ-3,0-40(4326)ПМ-536
  • АЦ-3,2-40(433104)8ВР
  • АЦ-3,2-40/4 CAFS(43253)007-МС
  • АЦ-3,2-40/4(43253)001-МС
  • АЦ-40(375)Ц1 (ПМ-102)
  • АЦ 4-40(433104)ПМ-540А
  • АЦ 8,8-50(60)(53229)ПМ-575
  • АИГС ГраФиС
  • День пожарной охраны России
  • Звено ГДЗС
  • Зоны пожара
  • Интенсивность подачи огнетушащих веществ
  • Шатохин Александр Денисович
  • Командир звена ГДЗС
  • 10.07.2017, Москва, пожар в ТРЦ «РИО»
  • 22.09.2016 г.Москва, улица Амурская дом 1 корпус 9. Склад пластмассовых изделий
  • Лестница-палка
  • Локализация пожара (действия)
  • Медаль За отвагу на пожаре
  • Напорные пожарные рукава
  • Начальник оперативного штаба пожаротушения
  • Начальник участка (сектора) тушения пожара
  • Начальник тыла
  • НЦПН-70/100-WILO
  • НЦПН-70/100М
  • Огненный шторм
  • Огнетушащие вещества
  • Оперативный штаб пожаротушения
  • Определение предельного расстояния подачи ОТВ
  • Основная задача
  • Основные пожарные автомобили общего применения
  • Площадь тушения
  • Пожарные автолестницы
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения
  • Пожарные автомобили пенного тушения
  • Пожарные автомобили первой помощи
  • Пожарные автомобили порошкового тушения
  • Пожарные аэродромные автомобили
  • Пожарные рукава
  • Пожарные рукавные автомобили
  • Показатели оперативного реагирования и тушения пожаров
  • Постовой на посту безопасности ГДЗС
  • Путь пройденный огнем
  • Развертывание сил и средств
  • Расчет требуемого количества личного состава
  • Расчеты параметров работы в СИЗОД
  • Решающее направление
  • Рукавные мостики
  • Руководитель тушения пожара
  • Совмещенный график тушения пожара изменения площади пожара, требуемого и фактического расхода огнетушащих веществ во времени
  • Специальная защитная одежда пожарного изолирующего типа
  • Участок тушения пожара
  • Фактический расход огнетушащих веществ
  • Хронология истории пожарной охраны
  • ЭСУ ППВ

Мероприятия по ограничению распространения пожара в лесу

Для успешного тушения пожаров необходимо провести ряд мероприятий по созданию условий ограничения их распространения:

  • создание противопожарных барьеров;
  • устройство дорог;
  • устройство водоемов.

Противопожарными барьерами в лесу могут служить минерализованные и другие защитные полосы, противопожарные разрывы и канавы, противопожарные заслоны в виде полос из деревьев лиственных пород.

Минерализованная полоса — это полоса земли шириной до 1,4 м, с которой полностью удалена растительность до минерального слоя почвы.

Она служит для остановки низового пожара, а также используется как опорная линия для пуска отжига (встречного огня).

Защитную полосу шириной 10 м создают на границе леса и сельхозугодий путем вспашки, выжигания или насаждения малогорящих растений.

Противопожарные разрывы шириной 50 м и более — это просеки в хвойных древостоях, на которых созданы защитные противопожарные полосы. Они разделяют лес на участки площадью от 2 до 12 га и служат опорной полосой и дорогой при тушении лесных пожаров.

Лиственные опушки шириной 50-60 м устраивают для улучшения условий борьбы с пожарами и ограничения распространения верховых пожаров по обеим сторонам противопожарных разрывов, дорог, трубопроводов и т.п. Общая ширина противопожарного барьера составляет 12÷150 м.

Противопожарные канавы — для защиты особо ценных пород лесных участков от перехода на них подземных пожаров с соседних площадей, опасных в пожарном отношении. Глубина канав — до минерализованного слоя или грунтовых вод.

Противопожарные водоемы — устраивают в лесу около дорог с помощью запруд в ручьях и искусственных водоемов вместимостью не менее 100 м3, а также увеличивая глубину естественных водоемов.

Скорость — распространение — пожар

Скорость распространения пожара определяется скоростью распространения пламени по поверхности горючего материала. Она зависит от вида материала, его способности к воспламенению, начальной температуры, направления газового потока, степени измельчения материала и др. Скорость распространения пламени варьируется в широких пределах в зависимости от угла наклона поверхности: при угле наклона 90 градусов скорость распространения пламени вниз в 2 раза меньше средней скорости для горизонтальной поверхности данного материала, а вверх — в 8 — 10 раз больше.

Направление светового излучения ядерного взрыва.

Скорость распространения пожаров в городе зависит от характера застройки и скорости ветра.

Скорость распространения пожара зависит от топографических и климатических условий, скорости ветра и влажности воздуха.

Скорость распространения пожаров в городе зависит от характера застройки и скорости ветра. В сельской местности пожары распространяются со скоростью 600 — г — — т — 900 м / ч и более.

Так, если скорость распространения пожара по плоским деревянным покрытиям и сгораемым твердым веществам не превышает в большинстве случаев 1 м / мин, то при распространении пламени по штабелям пиломатериалов его скорость достигает 4 м / мин, а при распространении по горючим жидкостям — десятки метров в 1 мин.

Для теоретически тонких топлив скорость распространения пожара не зависит от давления, но изменяется обратно пропорционально толщине слоя топлива , но тогда произведение скорости распространения и толщины, имеющее размерность 1 / TI, не зависит от давления.

Вероятность возникновения пожара или взрыва, скорость распространения пожара, размеры повреждений, вызванных пожаром или взрывом, а также степень возникшей при этом опасности для людей различны при разных производственных процессах и зависят в основном от пожаро — и взрывоопасных свойств веществ, применяемых в производстве, условий их применения и обработки.

Выбор датчиков для пуска систем производится с учетом скорости распространения пожара, объема защищаемого помещения, характера окружающей среды и других факторов, определяющих эффективность и экономичность тушения. При объемно-локальнрм тушении следует отдавать предпочтение быстродействующим электрическим пожарным приборам ( датчикам) обнаружения загораний.

Газообмен очага пожара с окружающей средой определяет пути и скорость распространения пожара и наряду с предыдущими параметрами интенсивность выделения тепла и режим протекания пожара. Газообмен характеризуется площадью и взаимным расположением проемов, высотой помещения, этажностью, особенностью конструктивных решений и другими факторами. Выбор способа пожаротушения в значительной степени зависит от условий газообмена. Развитие пожара во времени в зависимости от конкретных условий протекания пожара ( газообмена, пожарной нагрузки и др.) характеризуется тремя фазами.

Эти величины показывают, что различия в типах леса сказываются весьма заметно на скорости распространения пожара. Что касается придержек в виде абсолютных цифр, то несмотря на ряд полученных за последние годы новых данных ( Серебренников и Мат-ренинский, Нестеров, Молчанов, Мелехов и др.), мы не имеем возможности дать твердых средневзвешенных придержек для большей части типов леса: слишком велика пестрота материала, велики амплитуды, много привходящих влияний, их обусловливающих; в этом свете накопленный материал еще недостаточен. Но некоторые обобщающие сведения о границах колебаний скорости низовых пожаров в различных типах леса привести уместно; колебания эти могут быть весьма значительны.

Химический недожог при горении углеводорода.

Количество выделяющегося на пожаре тепла влияет на мно — / гие факторы; скорость распространения пожара, температуру в очаге горения, разрушение конструкций зданий, интенсивность подачи огнегасительных средств и другие.

Низовые пожары под пологом леса характеризуются меньшей скоростью, причем и здесь, в зависимости от характера леса, наблюдаются заметные изменения в скорости распространения пожара.

В действительности это не удивительно, так как еще в работе [ 3 1 с помощью глубоких теоретических исследований была показана такая зависимость скорости распространения пожара от давления. Однако удивительно, что такую зависимость можно предсказать простыми суждениями, исходя только из теории размерности.

Методика расчета потребного количества пожарных автомобилей для подвоза воды к месту тушения пожара

Если застройка сгораемая, а водоисточники находятся на очень боль­шом расстоянии, то время, затраченное на прокладку рукавных линий, будет слишком большим, а пожар скоротечным. В таком случае лучше подвозить воду автоцистернами с параллельной организацией перекачки

В каждом конкретном случае необходимо решать тактическую задачу, при­нимая во внимание возможные масштабы и длительность пожара, рас­стояние до водоисточников, скорость сосредоточения пожарных автомо­билей, рукавных автомобилей и другие особенности гарнизона

(мин.) – время расхода воды АЦ на месте тушения пожара;

  • L – расстояние от места пожара до водоисточника (км);
  • 1 – минимальное количество АЦ в резерве (может быть увеличено);
  • V движ – средняя скорость движения АЦ (км/ч);
  • W цис – объем воды в АЦ (л);
  • Q п – средняя подача воды насосом, заправляющим АЦ, или расход воды из пожарной колонки, установленной на пожарный гидрант (л/с);
  • N пр – число приборов подачи воды к месту тушения пожара (шт.);
  • Q пр – общий расход воды из приборов подачи воды от АЦ (л/с).

Рис. 2. Схема подачи воды способом подвоза пожарными автомобилями.

Подвоз воды должен быть бесперебойным. Следует иметь в виду, что у водоисточников необходимо (в обязательном порядке) создавать пункт заправки автоцистерн водой.

Пример.


Определить количество автоцистерн АЦ−40(130)63б для подвоза воды из пруда, расположенного в 2 км от места пожара, если для тушения необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм. Заправку автоцистерн осуществляют АЦ−40(130)63б, средняя скорость движения автоцистерн 30 км/ч.

Решение:


1) Определяем время следования АЦ к месту пожара или обратно.

t СЛ = L · 60 / V ДВИЖ = 2 · 60 / 30 = 4 мин.

2) Определяем время заправки автоцистерн.

t ЗАП = V Ц /Q Н · 60 = 2350 / 40 · 60 = 1 мин.

3)Определяем время расхода воды на месте пожара.

t РАСХ = V Ц / N СТ · Q СТ · 60 = 2350 / 3 · 3,5 · 60 = 4 мин.

4) Определяем количество автоцистерн для подвоза воды к месту пожара.

N АЦ = [(2t СЛ + t ЗАП) / t РАСХ ] + 1 = [(2 · 4 + 1) / 4] + 1 = 4 автоцистерны.

Построение площади пожара от проемов в ограждающих конструкциях¶

Рис. 5. Построение площади пожара при распространении огня через дверной проем.

Рис. 5. Построение площади пожара при распространении огня через дверной проем.

рисунка 5рисунке 5

Рис. 6.1. Построение площади пожара от полностью горящей двери.

Рис. 6.1. Построение площади пожара от полностью горящей двери.

рисунке 6.1.

Рис. 6.2. Построение площади пожара через пустой проем.

Рис. 6.2. Построение площади пожара через пустой проем.

ГраФиСМалютин О.С., Хабибулин Р.Ш. Алгоритм построения прогнозируемой площади пожара в тактической модели с использованием теории графов. Материалы 3-й международной научно-практической конференции молодых ученых и спе-циалистов «Проблемы техносферной безопасности-2014». М.: Академия ГПС МЧС Рос-сии, 2014. С. 67-69.

Определение тактических возможностей подразделения с установкой пожарного автомобиля на водоисточник

Рис. 1. Схема подачи воды в перекачку

Расстояние в рукавах (штуках)

Расстояние в метрах

1) Определение предельного расстояния от места пожара до головного пожарного автомобиля

N

гол

(
L

гол

).

N

мм

(
L

мм

), работающими в перекачку (длины ступени перекачки).

N

ст

4) Определение общего количества пожарных машин для перекачки

N

авт

5) Определение фактического расстояния от места пожара до головного пожарного автомобиля

N

ф

гол

(
L

ф

гол

).

  • H

    н

    = 90÷100 м

    – напор на насосе АЦ,
  • H

    разв

    = 10 м

    – потери напора в разветвлении и рабочих рукавных линиях,
  • H

    ст

    = 35÷40 м

    – напор перед стволом,
  • H

    вх

    ≥ 10 м

    – напор на входе в насос следующей ступени перекачки,
  • Z

    м

    – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) местности (м),
  • Z

    ст

    – наибольшая высота подъема (+) или спуска (–) стволов (м),
  • S

    – сопротивление одного пожарного рукава,
  • Q

    – суммарный расход воды в одной из двух наиболее загруженной магистральной рукавной линии (л/с),
  • L

    – расстояние от водоисточника до места пожара (м),
  • N

    рук

    – расстояние от водоисточника до места пожара в рукавах (шт.).

Пример:


Для тушения пожара необходимо подать три ствола Б с диаметром насадка 13 мм, максимальная высота подъема стволов 10 м. Ближайшим водоисточником является пруд, расположенный на расстоянии 1,5 км от места пожара, подъем местности равномерный и составляет 12 м. Определить количество автоцистерн АЦ−40(130) для перекачки воды на тушение пожара.

Решение:


1) Принимаем способ перекачки из насоса в насос по одной магистральной линии.

2) Определяем предельное расстояние от места пожара до головного пожарного автомобиля в рукавах.

N ГОЛ = / SQ 2 = / 0,015 · 10,5 2 = 21,1 = 21.

3) Определяем предельное расстояние между пожарными автомобилями, работающими в перекачку, в рукавах.

N МР = / SQ 2 = / 0,015 · 10,5 2 = 41,1 = 41.

4) Определяем расстояние от водоисточника до места пожара с учетом рельефа местности.

N Р = 1,2 · L/20 = 1,2 · 1500 / 20 = 90 рукавов.

5) Определяем число ступеней перекачки

N СТУП = (N Р − N ГОЛ) / N МР = (90 − 21) / 41 = 2 ступени

6) Определяем количество пожарных автомобилей для перекачки.

N АЦ = N СТУП + 1 = 2 + 1 = 3 автоцистерны

7) Определяем фактическое расстояние до головного пожарного автомобиля с учетом установки его ближе к месту пожара.

N ГОЛ ф = N Р − N СТУП · N МР = 90 − 2 · 41 = 8 рукавов.

Следовательно, головной автомобиль можно приблизить к месту пожара.

Способы тушения

Лесной пожар грозит обернуться настоящей катастрофой. Вовремя начатое тушение поможет сократить трагичные последствия.

Ликвидация огня в лесу происходит в четыре последовательных шага:

  • остановка распространения кромки пламени;
  • локализация возгорания;
  • дотушивание очагов, оставшихся на территории пожарища;
  • патрулирование пораженной площади.

Способы устранения пожаров.

К методам ликвидации возгораний в лесу относятся:

Захлестывание огня по кромке ветками. Осуществляется веником из свежих веток или плотной материей при низовых пожарах низкой и средней интенсивности. Таким образом можно сбить пламя у кромки возгорания, но часто огонь возвращается через некоторое время после тушения.
Засыпка кромки грунтом. Работает только в местах с легкими песчаными и супесчаными почвами.
Прокладка на пути огня заградительных и минерализованных полос. Осуществляется плугом или взрывчатыми веществами

Важно учитывать, что каждая полоса должна заканчиваться в противопожарных барьерах с двух сторон (например, в ручьях, реках, дорогах).
Тушение кромки водой. Наиболее эффективный способ тушения

Единственный недостаток – потребность в воде. Не всегда рядом с местом возгорания расположен водоем, леса также бывают недосягаемы для техники специального назначения.
Гашение пламени химическими составами. У этого способа тушения есть преимущество: доказано, что использование химической субстанции превышает эффективность тушения водой в 2–4 раза. Однако применение таких растворов сомнительно – нельзя допустить загрязнение почв в лесу.
Искусственное вызывание осадков. Физическое явление провоцируется ионизаторами. Такой метод признан неэффективным, экологически опасным и дорогим.

Помимо описанных выше, выделяют еще два способа борьбы со стихией – встречный огонь и ударная волна.

Встречный огонь

Признан наиболее эффективным способом тушения огня. Примечательно, что в этой ситуации спасатели «лечат подобное подобным» – встречный огонь выжигает горючие материалы на пути основного возгорания, из-за чего пламя самоликвидиру-ется.

Особенно эффективен в применении к низовым и верховым пожарам средней и высокой силы.

Ударная волна

Можно ли взорвать огонь, тем самым потушив его? Ответ однозначен: да! Метод тушения ударной волной практикуется спасателями с далекого 1949 года.

Сам процесс выглядит следующим образом: по кромке распространения пламени выставляют гибкий отражающий экран и заряды взрывчатого вещества. Заряды взрывают и ударная волна, отраженная экраном, препятствует распространению огня, погашая его. Метод ударной волны эффективен даже при ликвидации крупных возгораний.

Эксперты утверждают, что таким способом потушить огонь можно до 6 раз дешевле, чем вручную.

Мониторинг лесных пожаров

Несмотря на устойчивую динамику снижения количества лесных возгораний в России за двадцатилетний период, статистические данные не утешают. Ежегодно в России регистрируется до 35 000 лесных возгораний, охватывающих площадь до 3,5 млн га. Основные районы на карте пожаров – Сибирь и центральная Россия.

Из всего вышенаписанного понятно, что огонь легче предупредить, чем уничтожить. С этой целью в лесах осуществляются меры по мониторингу возгораний.

К методам контроля относятся следующие мероприятия:

Визуальный патруль людьми, находящимися на специально возведенных вышках. Такой способ известен в истории человечества уже несколько сотен лет. Конечно, без модернизации в «сторожках» не обошлось: сегодня патрулирующие оснащены рациями, биноклями, подзорными трубами, а иногда и специальной техникой.
Камеры наблюдения, установленные на вышках. Развитие технологий привело к частичному замещению человеческого труда роботами. Такая система все еще предполагает наличие оператора или нескольких – одному работнику может быть сложно уследить за всеми камерами.
Спутниковое слежение. Наблюдение за пожарами из космоса – звучит как научная фантастика. Однако мониторинг со спутника осуществляется в некоторых заповедных зонах мира

Важно помнить, что погодные условия могут помешать постоянному наблюдению за участком.
Мониторинг с воздуха. В таких мероприятиях участвуют как дистанционно управляемые изобретения (дроны), так и средства авиации: самолеты и вертолеты

Помимо эффективной слежки, у этого вида мониторинга имеется дополнительное преимущество: некоторые летательные средства оснащены оборудованием для борьбы с огнем. По приказу спасателей такая машина может немедленно приступить к тушению сильного пламени сверху.

Особенности построения совмещенного графика реальных пожаров¶

Пример совмещенного графика тушения реального пожара

Пример совмещенного графика тушения реального пожара

  • Несоответствие реального времени локализации пожара и «Точки локализации» согласно графика (см. ).
  • Ломанная шкала времени. На крупных пожарах, зачастую введение стволов осуществляется в течение первого часа тушения пожара, в дальнейшем обстановка мало меняется. С учетом того, что крупные пожары могут носить, при этом, продолжительный характер (свыше суток), при использовании временной шкалы с равными интервалами, рост Qф становится плохо читаем поскольку весь график «сбивается» в начало координатной стеки, в то время как прочий объем совмещенного графика остается почти неизменным. Для того, что бы улучшить читаемость совмещенного графика принимают шкалу времени с неравными интервалами. Например, первые пять делений могут иметь цену в 5 минут, следующие пять в пятнадцать, остальные — в один час (см. пример на изображении).
  • Дополнительная информация. Для повышения информативности совмещенного графика реальных пожаров на него очень часто наносят различные дополнительные обозначения — время прибытия РТП-2,3,4…, время передислокации, время обрушения конструкций, поясняющие записи и пр.

Низовые пожары

Несколько слов о низовом пожаре. Распространяется он не так быстро, как верховой. В чаще леса между стволами деревьев сильного ветра нет. Поэтому огонь распространяется от дерева к дереву, пока предыдущее не наберет максимальной пожарной активности, чтобы пламя, высокие температуры и тепловая энергия не подожгли соседнее. Поэтому можно сказать так, что низовые пожары – это обычные лесные пожары, которые охватывают моховый и травяной покров земли, а также небольшой высоты растительность. Это первая стадия лесного бедствия, которая постепенно переходит в верховую.

Итак, главная отличительная характеристика низового пожара – распространение по нижнему ярусу растительности. Как и верховой он делится на два типа: беглый и устойчивый. В первом случае это быстрое распространение по сухой опавшей листве. Это происходит весной, когда зелень еще не проступила из-под почвы.

Второй тип проявляет себя летом в засушливый сезон. Мох, лишайники, упавшая листва, высушенные солнцем, быстро горят. Такой огонь долго задерживается на одном месте, распространяясь по всему периметру. При этом почвенный настил прогорает глубоко. Под огнем остаются упавшие орехи и семечки, так что в следующем году они не прорастут. Это относится и к деревьям, стволы которых вместе с корой прогорают о сердцевины.

Низовой пожар

Кстати, к устойчивой разновидности относятся валежные виды горения. По сути, возгорание подпитывает лесной мусор, которого всегда много. Если говорить о скорости распространения низового типа, то здесь, как и в случае с верховым, три позиции:

  1. Слабая – до 1 м/с.
  2. Средняя – 1-3 м/с.
  3. Сильная – больше 3 м/с.

Что происходит при низовом пожаре? В принципе, горит трава, мох и другая растительность небольшой высоты. Поэтому такие очаги тушат эффективно даже метлами и ветками. Главное – идти им навстречу, сбивая этими нехитрыми приспособления пламя.

Эффективный вариант – выкопать траншею по фронту. Иногда достаточно будет снять дерн или убрать валежник.

Нередко применяют такой способ, его используют только в безветрие. Выкапывают траншею, и между ней и огнем создают зону возгорания. По сути, это вариант с контролируемым огнем. Эффективный способ потушить возгорание на любой стадии.

В чем опасность низовых пожаров

Самая большая опасность – переход в верховую стадию. Этого допускать ни в коем случае нельзя. Хотя нередко так и получается, если поднялся сильный ветер.

Вторая опасность – гибель всего живого на земле. Это касается и растений, и животных. Если возгорание не удалось вовремя потушить, то в зоне экосистема не скоро приходит в себя. Пустыри, покрытые черным пеплом, долго еще остаются пустыми.

Низовой пожар сжигает все глубоко в земле

Третья опасность – густой дым и отравляющие вещества сгорания растительности. Они распространяются на большие территории, что снижает самочувствие людей. Статистика говорит о том, что люди часто умирают от отравления именно продуктами сгорания лесных массивов.

Методика расчета подачи воды к месту тушения пожара с помощью гидроэлеваторных систем

При наличии заболоченных или густо заросших берегов, а так же при значительном расстоянии до поверхности воды (более 6,5-7 метров), превышающем глубину всасывания пожарного насоса (высокий крутой берег, колодцы и т.п.) необходимо применять для забора воды гидроэлеватор Г-600 и его модификации.

V
СИСТ
= N
Р
·V
Р
·K
,

N
Р
= 1,2·(L
+
Z
Ф
) / 20
,

  • гдеN
    Р
    − число рукавов в гидроэлеваторной системе (шт.);
  • V
    Р
    − объем одного рукава длиной 20 м (л);
  • K
    − коэффициент, зависящий от количества гидроэлеваторов в системе, работающей от одной пожарной машины (К = 2
    – 1 Г-600, K
    =1,5
    – 2 Г-600);
  • L
    – расстояние от АЦ до водоисточника (м);
  • Z
    Ф
    – фактическая высота подъема воды (м).

Определив требуемое количество воды для запуска гидроэлеваторной системы, сравнивают полученный результат с запасом воды, находящимся в пожарной автоцистерне, и выявляют возможность запуска данной системы в работу.

2) Определим возможность совместной работы насоса АЦ с гидроэлеваторной системой.

И =
Q
СИСТ
Q
Н
,

Q
СИСТ
=
N
Г
(Q
1
+
Q
2
)
,

  • гдеИ
    – коэффициент использования насоса;
  • Q
    СИСТ
    − расход воды гидроэлеваторной системой (л/с);
  • Q
    Н
    − подача насоса пожарного автомобиля (л/с);
  • N
    Г
    − число гидроэлеваторов в системе (шт.);
  • Q
    1
    = 9,1
    л/с − рабочий расход воды одного гидроэлеватора;
  • Q
    2
    =
    10
    л/с − подача одного гидроэлеватора.

При И система будет работать, при И = 0,65-0,7
будет наиболее устойчивая совместная и насоса.

Следует иметь в виду, что при заборе воды с больших глубин (18-20м) необходимо создавать на насосе напор 100 м. В этих условиях рабочий расход воды в системах будет повышаться, а расход насоса – понижаться против нормального и может оказаться, что сумма рабочего и эжектируемого расходов превысит расход насоса. В этих условиях система работать не будет.

3) Определим условную высоту подъема воды

Z

УСЛ

для случая, когда длина рукавных линий ø77 мм превышает 30 м:

Z
УСЛ
= Z
Ф
+
N
Р
·
h
Р
(м),

гдеN
Р
− число рукавов (шт.);

h
Р
− дополнительные потери напора в одном рукаве на участке линии свыше 30 м:

h
Р
= 7 м
при Q
= 10,5 л/с
, h
Р
= 4 м
при Q
= 7 л/с
, h
Р
= 2 м
при Q
= 3,5 л/с
.

Z
Ф

фактическая высота от уровня воды до оси насоса или горловины цистерны (м).

4) Определим напор на насосе АЦ:

При заборе воды одним гидроэлеватором Г−600 и обеспечении работы определенного числа водяных стволов напор на насосе (если длина прорезиненных рукавов диаметром 77 мм до гидроэлеватора не превышает 30 м) определяют по табл. 1.

Определив условную высоту подъема воды, находим напор на насосе таким же образом по табл. 1

.

5) Определим предельное расстояние

L

ПР

по подаче огнетушащих средств:

L
ПР
= (Н
Н
– (Н
Р
±
Z
М
±
Z
СТ
) /
SQ
2
) · 20
(м)
,

  • где H
    Н

    напор на насосе пожарного автомобиля, м;
  • Н
    Р

    напор у разветвления (принимается равным: Н
    СТ
    +
    10) , м;
  • Z
    М

    высота подъема (+) или спуска (−) местности, м;
  • Z
    СТ
    − высота подъема (+) или спуска (−) стволов, м;
  • S
    − сопротивление одного рукава магистральной линии
  • Q
    − суммарный расход из стволов, подсоединенных к одной из двух наиболее нагруженной магистральной линии, л/с.

Таблица 1.

Определение напора на насосе при заборе воды гидроэлеватором Г−600 и работе стволов по соответствующим схемам подачи воды на тушение пожара.

95

70

50

18

105

80

58

20

90

66

22

102

75

24

85

26

97

6) Определим общее количество рукавов в выбранной схеме:

N Р = N Р.СИСТ + N МРЛ,

  • где N
    Р.СИСТ
    − число рукавов гидроэлеваторной системы, шт;
  • N
    МРЛ
    − число рукавов магистральной рукавной линии, шт.

Примеры решения задач с использование гидроэлеваторных систем

Пример.


Для тушения пожара необходимо подать два ствола соответственно в первый и второй этажи жилого дома. Расстояние от места пожара до автоцистерны АЦ−40(130)63б, установленной на водоисточник, 240 м, подъем местности составляет 10 м. Подъезд автоцистерны до водоисточника возможен на расстояние 50 м, высота подъема воды составляет 10 м. Определить возможность забора воды автоцистерной и подачи ее к стволам на тушение пожара.

Решение:


Рис. 3 Схема забора воды с помощью гидроэлеватора Г-600

2) Определяем число рукавов, проложенных к гидроэлеватору Г−600 с учетом неровности местности.

N Р = 1,2· (L + Z Ф) / 20 = 1,2 · (50 + 10) / 20 = 3,6 = 4

Принимаем четыре рукава от АЦ до Г−600 и четыре рукава от Г−600 до АЦ.

3) Определяем количество воды, необходимое для запуска гидроэлеваторной системы.

V СИСТ = N Р ·V Р ·K = 8· 90 · 2 = 1440 л

Следовательно воды для запуска гидроэлеваторной системы достаточно.

4) Определяем возможность совместной работы гидроэлеваторной системы и насоса автоцистерны.

И = Q СИСТ / Q Н = N Г (Q 1 + Q 2) / Q Н = 1·(9,1 + 10) / 40 = 0,47

Работа гидроэлеваторной системы и насоса автоцистерны будет устойчивой.

5) Определяем необходимый напор на насосе для забора воды из водоема с помощью гидроэлеватора Г−600.

Поскольку длина рукавов к Г−600 превышает 30 м, сначала определяем условную высоту подъема воды: Z

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий