В каких ситуациях применяются локальные системы оповещения и какие сигналы гражданской обороны по ним передаются

Ответственные лица и органы

Ответственность за создание и поддержание работоспособности локальных систем оповещения, а также своевременное оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию предприятия. В случае распространения ЧС за границы предприятия, в пределах муниципального образования, а также при возникновении ЧС на территории муниципального образования ответственность за своевременное оповещение населения возлагается на органы самоуправления.

Лица, не принявшие надлежащих действий по созданию и поддержанию работоспособности систем оповещения или решения об оповещении населения о возможной опасности их здоровью (жизни) либо принявшие его несвоевременно, несут уголовную и административную ответственность согласно действующему законодательству вплоть до лишения свободы.

Опубликовано: Журнал «Системы безопасности» #2, 2015Посещений: 58205

  Автор

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Структура системы оповещения о ЧС

Согласно действующей нормативно-правовой базе системы экстренного оповещения и информирования населения подразделяются на:

  • Региональные. Их задача – доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, специальных служб и населения субъекта Российской Федерации.
  • Муниципальные (местные). Основная задача – информирование и оповещение руководящего состава и населения муниципального образования.
  • Локальные системы оповещения (ЛСО). Данные системы разворачиваются на объектах, признанных потенциально опасными (согласно ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Задача ЛСО – информирование и оповещение руководящего состава объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала организации и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Описание работы и функционирование системы оповещения

На рис.7 изображена схема функционирования комплексной системы экстренного оповещения населения на базе цифроаналоговой системы оповещения ROXTON-8000, блока сопряжения П-166Ц БУУ-02 и комплекта каналообразующего оборудования.

Рис.7 — Схема функционирования комплексной системы экстренного оповещения населения на базе цифроаналоговой системы оповещения ROXTON-8000, блока сопряжения П-166Ц БУУ-02 и радио канальной станции

Сигнал экстренного оповещения о ЧС передается от ЦУКС ГУ ГО г. Москвы на систему оповещения по двум каналам связи: цифровому и радио. По радиоканалу сигнал о ЧС принимает специализированная радиостанция связи (АМГА-1327-КСС), использующая концепцию транкинга с выделенным управляющим каналом, на основе спецификаций протокола МРТ-1327. По цифровому – универсальный блок управления П-166Ц БУУ-02. Оба устройства подключены к многоприоритетному входу комбинированного преобразователя ROXTON RP-8264. Радиостанция подключена к среднему приоритету системы, блок управления – к высокому. В случае необходимости, приоритеты можно поменять местами, используя только настройки прибора. Преимущество двухприоритетного включения заключается в повышении общей надежности, по причине возможности дублирования информации.

По цифровому защищенному VPN каналу информация о ЧС поступает от автоматизированного пульта управления (АПУ) на блок сопряжения П-166Ц БУУ-02. Блок П-166Ц БУУ-02 осуществляет декодирование полученной информации и преобразует ее в звуковой сигнал и команды управления.

Активация системы оповещения, предназначенной для приема, усиления и трансляции звукового сообщения, производится управляющим сигналом в виде “сухого контакта”, поступающего с блока управления П-166Ц БУУ-02 на высокоприоритетный контактный разъем комбинированного преобразователя ROXTON RP-8264, а с радиостанции — на средне приоритетный разъем. При одновременном поступлении двух команд отрабатывается высокий приоритет, при этом средний приоритет находится в режиме ожидания.

При поступлении управляющего сигнала на преобразователе ROXTON RP-8264 активируется встроенный селектор, подключающий к усилителю мощности до 8 линии громкоговорителей. Вместе с управляющим сигналом на линейные (высокоприоритетные и среднеприоритетные) аудио-входы комбинированного преобразователя ROXTON RP-8264 с блоков П-166Ц БУУ-02 и радиостанции поступают линейные аудио-сигналы. Система приоритетов позволяет блокировать все команды нижнего уровня (фоновая трансляция, управление с микрофонных консолей).

Звуковой сигнал о ЧС с выхода встроенного в преобразователь предварительного усилителя поступает на линейный выход для дальнейшего усиления, осуществляемого четырехканальным усилителем мощности ROXTON PA-8450. Усиленный звуковой сигнал с повышенной до 100В амплитудой с выходного разъема усилителя ROXTON PA-8450 возвращается на мощные клеммы комбинированного преобразователя ROXTON RP-8264, к которому подключено до 8 линий оповещения. При активации, как высокого, так и среднего приоритета, преобразователь ROXTON RP-8264 отдает сигналы квитирования, необходимые блоку П-166Ц БУУ-02. Сигнал квитирования подтверждает активность и исправность блоков системы.

Комбинированный преобразователь ROXTON RP-8264 удовлетворяет существующим нормативным требованиям, осуществляет автоматический контроль всех линий оповещения, выдавая соответствующие команды, в случае обнаружения неисправности на линии. Резервирование питания всей системы оповещения осуществляется с помощью аккумуляторных батарей АКБ DJM-1245. Заряд и контроль АКБ осуществляет комбинированный преобразователь ROXTON RP-8264.

Система оповещения по радиоканалу «Радиус»

ООО РТК, как представитель ОАО «Ижевский радиозавод», в Челябинской области готовы выполнить проектирование и строительство Локальных систем оповещения (ЛСО), как для промышленных предприятий, так и для муниципальных образований на оборудовании комплекса оповещения по радиоканалу (КОР «Радиус»).

Оборудование комплекса оповещения по радиоканалу «Радиус»

предназначено для построения локальных систем оповещения потенциально опасных объектов, муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения, систем технологической связи и оповещения, элементов Комплексной Системы Экстренного Оповещения Населения и радиоканальных систем адресного мониторинга.

Назначение

  • Строительство локальных систем оповещения потенциально опасных объектов.
  • Участие в строительстве муниципальных автоматизированных системах централизованного оповещения.
  • Строительство объектовых систем технологической связи и оповещения.
  • Создание комплексных радиоканальных систем адресного мониторинга объектов.

Комплекс оповещения по радиоканалу «Радиус» разработан в соответствии с техническим заданием ГУ МЧС России и рекомендациями ГУ МЧС России по Удмуртской республике. Комплекс оповещения по радиоканалу “Радиус» по уровню управления относится к местным или объектовым системам оповещения и позволяет доводить формализованные сигналы оповещения и речевую информацию, полученную от автоматизированных рабочих мест диспетчера (АРМ) или систем оповещения регионального (верхнего) уровня до руководителей, должностных лиц и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения через акустические установки, а должностных лиц на домашние, служебные телефоны и по сетям сотовой связи.

Преимущества системы оповещения по радиоканалу

  • Многообразный алгоритм доведения по радиоканалу в диапазонах 146 – 174МГц и 403 – 470МГц информации до каждого с возможностью его изменения без смены оборудования и дополнительного монтажа. Все изделия можно перепрограммировать с использованием ЭВМ.
  • Возможность работы системы на частотах МЧС, МВД, ФСБ на одном и том же оборудовании.
  • Возможность применения системы оповещения «Радиус» при угрозе террористических актов.
  • Минимальный объем монтажа по срокам и затратам. Сроки зависят от количества устанавливаемого оборудования.
  • Минимальное обслуживание. Требуется проверка подводки электропитания и внешняя очистка изделий от грязи и пыли. Один раз в год требуется проверка целостности аккумуляторных батарей.
  • Возможность использования в качестве локальной системы оповещения в рамках ГО МЧС с выходом на системы оповещения верхнего уровня, обеспечение эвакуации персонала из зданий и с территорий предприятий, муниципальных учреждений и др. в случае возникновения чрезвычайных ситуаций даже при отключении подачи электроэнергии.
  • Возможность наращивания (расширения) зон оповещения при реконструкции без значительных капитальных вложений.
  • Возможность информирования и управления за пределами объекта оповещения (с использованием семейства радиостанций «Радий» в радиусе 5—7 км).
  • Обеспечение оперативного сервисного обслуживания.

Возможность построения системы оповещения на крупном промышленном предприятии в кратчайшие сроки с наименьшими затратами и без остановки непрерывного производства.

ЕДДС районного центра или города, имея стационарную радиостанцию, на одном из каналов осуществляет мониторинг объектов города или населенных пунктов района, а на другом канале может проводить оповещение населения всех объектов города или населенных пунктов района.

Обеспечение надежной связью с ЕДДС и функционирование всей системы позволяет так же оповещать население и производить эвакуацию людей в максимально короткое время.

Благодаря отсутствию проводов обеспечивается сохранение целостности интерьера и значительно упрощается монтаж, что особенно важно для объектов, оборудование которых необходимо провести в ограниченные сроки, а также «временных объектов» и объектов культурного наследия. Реализация изложенных предложений позволяет создать надежную и высокоэффективную радиоканальную систему адресного мониторинга безопасности объектов на территории субъектов РФ

Реализация изложенных предложений позволяет создать надежную и высокоэффективную радиоканальную систему адресного мониторинга безопасности объектов на территории субъектов РФ.

Эвакуация

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно — вывоз их с опасной территории.

Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).

Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.

Нормативно-правовая база

В ноябре 2012 г. подписан указ Президента № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В рамках реализации Указа принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В течение 2013–2014 гг. проведено совершенствование разрозненной нормативно-правовой базы.

Единый подход к регулированию вопросов оповещения и информирования населения определяется Федеральными законами, указами президента, постановлениями и распоряжениями правительства. Порядок реализации требований описан в сводах правил СП 133.13330.2012, СП 134.13330.2012 и ряде методических рекомендаций МЧС по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны. Список основных нормативно-правовых документов приведен в разделе 4 Концепции создания КСИОН.

Структура системы оповещения о ЧС

Согласно действующей нормативно-правовой базе системы экстренного оповещения и информирования населения подразделяются на:

  • Региональные. Их задача – доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, специальных служб и населения субъекта Российской Федерации.
  • Муниципальные (местные). Основная задача – информирование и оповещение руководящего состава и населения муниципального образования.
  • Локальные системы оповещения (ЛСО). Данные системы разворачиваются на объектах, признанных потенциально опасными (согласно ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Задача ЛСО – информирование и оповещение руководящего состава объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала организации и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Понятие АППЗ и ее компоненты

Проектирование АППЗ является важной частью разработки систем противопожарной защиты и пожарной безопасности. Система автоматической противопожарной защиты (АППЗ) — это комплекс взаимосвязанных инженерно-технических средств, предназначенный для обеспечения пожарной безопасности зданий и помещений в автоматическом режиме

Система автоматической противопожарной защиты (АППЗ) — это комплекс взаимосвязанных инженерно-технических средств, предназначенный для обеспечения пожарной безопасности зданий и помещений в автоматическом режиме.

Согласно нормам пожарной безопасности, современные здания и сооружения в обязательном порядке должны быть оборудованы системой АППЗ. В состав автоматизированной защиты от пожаров входят: ОПС — комплекс средств, формирующих управляющий сигнал для мониторинга и запуска оборудования;

  • СОУЭ — звуковое оповещение и активация средств организации эвакуации;
  • АУПТ — управление средствами пожаротушения;
  • Системы противопожарных заслонов и завес —локализация очагов возгорания;
  • Системы дымоудаления — обеспечение безопасных условий при эвакуации;
  • Наружный и внутренний пожарный трубопровод — подача огнетушащих материалов к месту пожара.

Сопряжение комбинированной системы оповещения ROXTON SX-480 c блоком П-166Ц БУУ-02

блоком сопряжения П-166Ц БУУ-02

Рис. 6 — Схема стыковки блока сопряжения П-166Ц БУУ-02 с комбинированной системой ROXTON SX-480 (кликните для увеличения)

Основным отличием стыковки комбинированной системы ROXTON SX-480 с блоком сопряжения П-166Ц БУУ-02 от аналогичной, с блоком ROXTON RA-8236, рис.4, является отличие в назначении и наименовании контактной группы.

Работа системы в режиме экстренного оповещения

При активации блока П-166Ц БУУ-02 от централизованной системы (оборудования высшего звена) происходит активация встроенного реле. На контактах 22, 23 возникает сигнал (замыкающий “сухой контакт”), поступающий на клеммы EM2 – GND контактного разъема системы ROXTON SX-480 и активирующий его высокий (третий) приоритет.

При этом на контактах 10, 13 разъема ВХОД / ВЫХОД блока П-166Ц БУУ-02 возникает аудиосигнал, поступающий туда с встроенного аудиокодека. Данный заранее записанный сигнал оповещения поступает на аудиоразъем LINE IN блока ROXTON SX-480 для его дальнейшего усиления и трансляции в 5 линий (зон оповещения) громкоговорителей.

Сигнал квитирования (подтверждения работоспособности) в виде “сухого контакта” снимается с клемм RELAY-RELAY разъема блока ROXTON SX-480. Данный “сухой” контакт замыкает клеммы 15, 19 разъема ВХОД / ВЫХОД блока П-166Ц БУУ-02.

Внимание! В зависимости от решаемой задачи, уровня или степени сложности объекта, на котором применяется СОУЭ, приоритет экстренного оповещения (сообщения от системы ГО и ЧС) может быть выше приоритета о пожаре. В комбинированной системе ROXTON SX-480 реализована функция оперативной смены приоритетов оповещения о пожаре и оповещения о ЧС

Проблемы системы оповещения в России

Действующая в настоящее время система оповещения в России состоит из трех подсистем:

  1. Оповещение аварийно-спасательных подразделений МЧС России о чрезвычайной ситуации.
  2. Оповещение органов власти.
  3. Оповещение населения.

Проблемы в организации оповещения в России во время последних чрезвычайных ситуаций показали, что если первые две подсистемы работают четко, то система доведения сигналов оповещения до населения должна быть полностью перестроена.

Об этом недавно заявил глава МЧС России Владимир Пучков: «…Уже сегодня понятно, что нам нужно менять акценты и упрощать систему прохождения информации непосредственно до каждого человека в реальном времени. Современные технологии позволяют это сделать». О необходимости модернизации систем оповещения и создания единой системы оповещения населения Президент России Владимир Путин говорил еще в июле 201 2 г., после трагических событий на Кубани.

«Недавняя трагедия в Краснодарском крае, где погибли десятки людей, еще раз показала исключительную важность современной системы экстренного оповещения населения. Она должна быть централизованной и технически надежной, действовать на всей территории России, в городах и сельской местности, на промышленных предприятиях и социальных объектах и охватывать все без исключения категории населения: взрослых, детей, стариков, инвалидов», — сказал Владимир Путин

Системы оповещения о ЧС

Основная задача любой системы оповещения состоит в обеспечении передачи звуковой или речевой информаций о существующей или только предстоящей угрозе и чрезвычайной ситуации людям, оказавшимся в месте, подверженном данной угрозе. Своевременно переданная информация позволит человеку принять оптимальное решение, касающееся как личной безопасности, так и безопасности людей, находящихся рядом, особенно детей, стариков и инвалидов.

Условно системы оповещения можно разделить на две категории – системы оповещения о пожаре (СОУЭ) и системы оповещения о чрезвычайной ситуации (ЧС). Так как о СОУЭ написано уже достаточно много, то имеет смысл поговорить о второй категории. Системы оповещения о ЧС начали внедряться в нашей стране сравнительно недавно. Построение систем оповещения о ЧС осуществляется в рамках программы гражданской обороны (ГО) и регламентировано множеством федеральных законов (ФЗ). На основании данных законов построена вертикаль управления и сбора данных, включающая подуровни, каждому из которых соответствует своя система оповещения:

  • Федеральная система оповещения (ФСО)
  • Региональные системы оповещения (РСО)
  • Территориальные системы оповещения (ТСО)
  • Местные системы оповещения (МСО)
  • Локальные системы оповещения (ЛСО)
  • Объектовые системы оповещения (ОСО)

Федеральная система оповещения функционирует автоматически. Она собирает информацию со всех пунктов сбора извещений о ЧС и передает ее региональным системам оповещения (РСО), а также органам, силам и средствам, находящимся в подчинении служб Федерального уровня.

Региональные системы (РСО) в свою очередь, получив информацию от ФСО, передают ее органам и службам ГО ЧС, находящимся в их подчинении и т.д.

Местные системы оповещения (МСО) передают сигналы о ЧС, поступающих от органов гражданской обороны (ГО) города и района до дежурных диспетчерских служб (ДДС), руководителей и населения.

Локальные системы оповещения (ЛСО) создаются и устанавливаются на потенциально опасных объектах и служат для оповещения, как сотрудников данного объекта, так и территорий, прилегающих к нему.

Область применения и действия объектовых систем оповещения (ОСО) ограничивается территорией объектов, предприятий на которых они устанавливаются.

Каналы связи оконечных средств оповещения с диспетчерской

Одним из важнейших решений, влияющих на стоимость и надежность работы ЛСО, является выбор канала связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта. Можно выделить три основных варианта реализации каналов связи:

1. Общедоступные каналы, например Интернет и GSM-сети. Гарантировать работу данного канала доставки сигналов оповещения невозможно, так как в случае ЧС, перегруза сетей или преднамеренного отключения спецслужбами оповещение не сработает.

2. Выделенные линии. Данный вариант требует дорогостоящего проектирования, согласования и прокладки кабельных трасс. При этом возможны обрывы кабелей и нарушение работы системы в случае ЧС.

3. Радиоканал. Более высокая стоимость оборудования и необходимость получения разрешения на частоту в этом случае компенсируется значительно меньшими затратами на проектирование и прокладку кабельных трасс. В качестве преимуществ современных радиоканальных систем следует также отметить контроль работоспособности оконечного оборудования (радиоканал с двусторонним обменом) и ретрансляцию сигналов каждой точкой оповещения. При выходе из строя части оборудования пути связи внутри системы изменятся, и работоспособность сохранится.

В таблице представлено схематичное сравнение каналов связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта в условных оценках.

Радиоканал как новый подход к оповещению

Опыт создания систем ЛСО показывает, что радиоканальное оборудование позволяет сформировать качественно новый подход к оповещению о чрезвычайных ситуациях:

  • Радиоканальные технологии обеспечивают высокую надежность системы. Ретрансляция сигналов и автоматическое изменение маршрута связи с пультом при невозможности связи по основным маршрутам гарантирует работу в случае ЧС.
  • Современные ЛСО – это комплексные системы мониторинга и оповещения о ЧС. Совмещение проводных и радиоканальных решений позволяет развертывать систему мониторинга и оповещения в труднодоступных местах и на объектах с большой плотностью кабельных линий.
  • Благодаря радиоканальным решениям время и стоимость создания и обслуживания оборудования значительно ниже.

Система связи МЧС России

  • цифровые сети интегрального обслуживания (ISDN);
  • технология АТМ (B-ISDN);
  • цифровые учрежденческо-производственные АТС с радиодоступом в стандарте DECT;
  • системы сотовой радиосвязи;
  • системы связи в стандарте GSM;
  • персональные мобильные средства радиосвязи;
  • пейджинговые системы;
  • системы сотовой подвижной радиосвязи;
  • спутниковые системы персональной связи.

Помимо этого изменились транспортные технологии, перешедшие с плезиохронной (PDH) на синхронную цифровую иерархию (SDH) скоростей передачи.

Применение данных технологий обеспечит органы управления РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС России и системы оповещения качественной оперативной, мобильной и стационарной, специальной, телефонной, факсимильной связью и передачей данных, которые эти органы могут применять как в повседневной деятельности, так и в режиме предупреждения, оповещения и ликвидации возникших ЧС. Внедрение современных технологий потребовало внести коррективы в приказ МЧС России № 718 от 6 ноября 1996 г. «О Концепции развития системы связи МЧС России (до 2005 года)».

Разработанная и введенная в действие приказом МЧС России № 609 от 9 декабря 2000 года «Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года» более полно учитывает тенденции прогрессивного развития современных технологий.

Совместимость оборудования

Цифроаналоговая система оповещения российского производства ROXTON-8000 хорошо известна отечественному рынку безопасности, зарекомендовала себя с лучшей стороны и вот уже более 10 лет активно используется в данной сфере. Универсальное, многофункциональное исполнение и широкая линейка позволяют применять данное оборудование практически в любых сферах – оповещения о пожаре, оповещения о ЧС, в транспортной отрасли и т.д.

Согласно нормативному законодательству, в том числе постановлению 795-ПП «Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях» в местах с массовым скоплением людей, на объектах с количеством работников более 50 человек, на социально важных объектах, объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения, должны быть созданы системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.

На сегодняшний день в каждом регионе российской федерации сформированы центры управления кризисных ситуаций, где располагается оборудование высшего звена (например, «П-166»), управляемое программным комплексом. В случае возникновения ЧС сигналы и извещения передаются через сеть Ithernet по IP VPN каналам до объектов оповещения (жилые дома, торговые центры и магазины, поликлиники и больницы, театры, музеи, выставочные залы, школы, детские сады, институты, бизнес-центры, промышленные предприятия, спортивные сооружения и т.д.).

В Москве и в Санкт-Петербурге в качестве приемника и расшифровщика таких сигналов от сети Ethernet используется блок П-166Ц (автоматизированный пульт управления АПУ + блок управления БУУ-02), преобразующий передаваемые пакеты сигналов в речевое сообщение, сигналы управления и квитирования. Одной из причин, по которой в качестве основного звена для построения звукового тракта выбрана цифроаналоговая система оповещения ROXTON, является полная аппаратная совместимости обоих систем.

В 2018 году цифро-аналоговое оборудование системы речевого оповещения ROXTON прошло совместные испытания на предмет совместимости с оборудованием РАСЦО в составе блока П-166Ц БУУ-02 по цифровым каналам связи. В результате испытаний получены протоколы, подтверждающие обеспечение следующих требований:

  • Аппаратная совместимость линейных аналоговых входов при приеме звуковых сообщений от оборудования верхнего звена
  • Аппаратная совместимость входов / выходов управления для активации системы оповещения при поступлении команд от оборудования верхнего звена
  • Обеспечение приоритетности сигналов, поступающих от оборудования верхнего звена относительно сигналов оповещения о пожаре и местного речевого оповещения, служебных и бизнес сообщений, а также трансляции фоновой музыки
  • Обеспечение наивысшего приоритета сигналам аварийного оповещения в ручном или в автоматическом режимах от пожарной сигнализации
  • Обеспечения режима возвращения системы оповещения в состояние предшествующее перехвату при пропадании сигнала управления от оборудования верхнего звена
  • Выдача сигнала квитирования, подтверждающего запуск оповещения от оборудования верхнего звена

Заключение

Данная статья не претендует на полноту изложения проблем, существующих в области рынка КТС оповещения. Автор хотел показать специфичность этого рынка его размеры, основные задачи и общие возможности КТС, чтобы заинтересовать ведущих производителей телекоммуникационного оборудования в проведении работ по данному направлению.

Статья написана на основе опыта, полученного при совместной работе с отделом связи и оповещения ГУ ГОЧС г. Москвы по вопросам модернизации системы оповещения населения г. Москвы, и по итогам проведенных стендовых испытаний опытной зоны системы оповещения населения.

В.Г. ГодныйВедущий научный сотрудник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России, к.т.н.

Опубликовано: Каталог «Пожарная безопасность»-2003Посещений: 62559

  Автор

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий