Гост 34442-2018 (en 81-73:2016) лифты. пожарная безопасность

Лифты без машинных помещений и их особенности

Традиционная конструкция лифта имеет машинное отделение, но сегодня все большее распространение получают более современные варианты, лишенные этого элемента.

Такие варианты лифтов пользуются большой популярностью благодаря более компактным размерам и простоте установки, улучшенной эргономике и увеличенному удобству эксплуатации по сравнению с их предшественниками.

Выбирая лифт для дома, застройщики, сталкивающиеся с таким типом конструкции, относительно недавно появившимся на отечественном рынке, наверняка за неимением подробной информации задаются вопросом – а действительно ли такие модели превосходят по своим характеристикам классические варианты? Ответ на этот вопрос – положительный, и в доказательства рассмотрим лифты без машинных отделений более подробно.

Машинное помещение – что это такое

Машинное отделение (помещение) представляет собой специально выделенное пространство лифта (отсек) в его конструкции, в котором находится все необходимое для обеспечения нормального функционирования агрегата оборудование:

  • Подъемная лебедка
  • Управляющие органы
  • Скоростной ограничитель
  • Трансформатор
  • Двигатели и генераторы

Размеры типичного машинного отделения делаются довольно большими, чтобы без проблем разместить в нем все перечисленные устройства, а также обеспечить к ним удобный доступ для проведения профилактических и ремонтных работ. Располагаться такое помещение, в зависимости от конкретной модели лифта, может как в нижней, так и в верхней его части. Как правило, его габариты составляют:

  • Минимальная высота – 1700 миллиметров
  • Площадка перед силовым агрегатом и лебедкой – 500 и более миллиметров
  • Свободная площадка перед входом – квадрат со стороной 1000 миллиметров

Как можно увидеть из перечисленных размерных характеристик, машинные помещения лифтов занимают достаточно много места, делая их конструкцию громоздкой и отнимая много полезного пространства здания. Вот почему на замену таким моделям приходят более совершенные и современные, лишенные машинных отделений.

Лифты без машинного отделения – на острие прогресса

Лифты нового типа представленные на странице смогли появиться благодаря изобретению и внедрению в отрасль нового типа подъемных механизмов, лишенных редуктора и отличающихся компактными формами. Такое новшество позволило избавиться от объемного машинного отделения в конструкции лифтов, тем самым освобождая больше полезной площади строений, которая может использоваться для нужд жильцов и их гостей.

Сегодня лебедка такого типа находит все более широкое распространение, активно применяясь как в малых, так и в крупных пассажирских и грузовых лифтах с самой разной грузоподъемностью и скоростью передвижения.Сегодня разработкой и изготовлением лифтов без машинного помещения занимаются практически все крупнейшие их производители. Одни из них решили пойти по проверенному пути, начав разработку новых перспективных приводов, другие стали экспериментировать с размещением подъемных механизмов непосредственно внутри корпуса кабины.

В любом случае, результатом такой бурной деятельности стало победоносное шествие лифтов этого типа по всему миру.

Плюсы лифтов без машинного отделения

Высокая популярность и востребованность лифтового оборудования, конструкция которого лишена машинного отделения, обусловлена тем, что модели такого рода имеют целый ряд преимуществ перед устаревшими традиционными вариантами:

  • Существенно экономят полезное пространство
  • Отличаются простотой монтажа, не требуя значительных временных и трудовых затрат
  • Имеют сокращенный расход электрической энергии
  • Позволяют более плавно регулировать работу лифта
  • Облегчают проектирование при строительстве
  • Характеризуются удивительной простотой в обслуживании

Другими словами, лифт, лишенный традиционного машинного помещения, имеет массу безоговорочных преимуществ, благодаря которым его можно смело назвать наиболее перспективным решением, за которым будущее.Принять заказ Отправить на доработку

Верхнее расположение — машинное помещение

Общий вид редукторного электропривода.

Верхнее расположение машинного помещения более экономично, чем подвальное, вследствие меньшей длины ведущих канатов и снижения числа промежуточных блоков.

При верхнем расположении машинного помещения снимают старые и навешивают новые канаты. Снимают нагрузку с редуктора. Устанавливают лестницу в приямке и привязывают ее верхними концами к каркасу противовеса, если снятие старых канатов и закрепление новых производится из приямка. Лестница должна удовлетворять требованиям техники безопасности и иметь инвентарный номер, на ней должна быть проставлена дата следующего испытания.

При верхнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным помещением и нижней посадочной ( погрузочной) площадкой или приямком, а при нижнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным и блочным помещением должна быть предусмотрена возможность осуществления ремонтной телефонной или другой двусторонней связи.

На лифтах с верхним расположением машинного помещения проверяют новый канат на отсутствие ржавчины, обрывов прядей и пенькового сердечника, отмеряют и отрубают канат; очищают его от излишней смазки и вносят в машинное помещение. Отсоединяют от конечного рубильника старый канат. Не менее чем двумя зажимами крепят на хвостовике защелки новый канат и подают его свободный конец через отверстие в полу машинного помещения на кабину.

Очень часто жалуются на шумовые помехи при верхнем расположении машинного помещения лифтов.

Установка и выверка привода и отводных блоков относительно друг Друга и относительно осей шахты принципиально ничем не отличаются от способов, применяемых при верхнем расположении машинного помещения.

Для этого разъединяют шарнир ось 16 — защелка 18, вынимают ось, отвинчивают гайки и снимают зажимы 14 на канате связи качалок с конечным рубильником, укрепляют канат, чтобы он не упал в шахту ( при верхнем расположении машинного помещения); заменяют защелку, вставляют ось, соединяют пальцем шарнир, заводят канат связи в хвостовик защелки, слегка натягивая его и закрепляя зажимами.

Двигатель, редуктор, тормозной электромагнит и канатоведущий шкив монтируются на общей раме 13 и вместе со шкафом управления 9 устанавливаются в машинном помещении, чаще всего над шахтой. Верхнее расположение машинного помещения более экономично, чем подвальное, вследствие меньшей длины несущих канатов и снижения числа промежуточных блоков.

Электродвигатели и панели управления пассажирских и грузовых лифтов устанавливаются чаще всего в машинном помещении над шахтой. Верхнее расположение машинного помещения более экономично, чем подвальное, вследствие меньшей длины ведущих канатов и снижения числа промежуточных блоков.

Пример графического оформления продольного разреза многоэтажного промышленного здания со сборными железобетонными конструкциями.

Машинное помещение лифтов располагают в верхней части зданий над шахтой или в подвальном помещении под ней. Наиболее распространено верхнее расположение машинного помещения, которое по сравнению с нижним вариантом почти в три раза уменьшает длину ведущих канатов, упрощает кинематическую схему и улучшает конструктивные и эксплуатационные показатели.

Ценникам устанавливаются затраты на заработную плату, эксплуатацию машин и материальные ресурсы, а также затраты труда в человеко-часах. Цена монтажа определяется на лифт с непроходной кабиной высотой до 2 2 м с верхним расположением машинного помещения. В нее включена стоимость механических и электромонтажных работ, за исключением подводки электропитания к машинному помещению, устройству заземления, устройству освещения машинного и блочного помещения и устройству сигнализации от панели управления в кабине до дежурного диспетчера.

В рассмотренной схеме не предусмотрена кнопка Стоп в вызывном аппарате, что противоречит действующим правилам. В этой части электрическая Схема должна быть исправлена. Кнопку Стоп надлежит ввести в схему между дверными контактами дверей шахты ДКШ и дверным контактом двери кабины ДКК — при верхнем расположении машинного помещения или перед дверными контактами ДКШ, когда машинное помещение расположено внизу.

Машинное отделение — лифт

Машинные отделения лифтов, как правило, оборудуются на чердаках, а не в подвальных помещениях, где шум от работы лебедки и электродвигателя уменьшается в два раза. Поэтому; здесь особенно нужна хорошо продуманная и надежная звукоизоляция, которой не обеспечено множество лифтовых установок.

Компрессорная с подвалом. 1 — компрессоры и электродвигатели, 2 — упругие прокладки ( резина, пробка, картон, 3 — анкерные болты, 4 — сборные капители, колонны и плиты, 5 — монолитный бетон, 6 — закладные части ( сварка, 7 — рандбалка, 8 — сборная железобетонная колонна, 9 — сборные стены холодильника, ю — ме-талложелезобетонная балка, 11 — армогазобетонные панели, is — рулонная кровля ( размер а определяется расчетом.

Оконные проемы машинных отделений лифтов и лестничных клеток заполняют стеклоблоками.

Компрессорная с подвалом. 1 — компрессоры и электродвигатели, 2 — упругие прокладки ( резина, пробка, картон, 3 — анкерные болты, 4 — сборные капители, колонны и плиты, 5 — монолитный бетон, 6 — закладные части ( сварка, 7 — рандбалка, 8 — сборная железобетонная колонна, 9 — сборные стены холодильника, ю — ме-талложелезобетонная балка, 11 — армогазобетонные панели, is — рулонная кровля ( размер а определяется расчетом.

Над шахтами помещают машинное отделение лифтов. Покрытие, перекрытие и стены этого помещения выполняют из несгораемых материалов с сопротивлением теплопередачи не менее 1 л 2 час С / ккал.

Удобный доступ в машинное отделение лифта возможен по расположенной рядом лестнице. При встроенном расположении транспортных блоков размеры их необходимо сочетать с размерами сборных плит перекрытий и покрытий.

Выход на крышу и машинное отделение лифта выполняются в кирпичных стенах и пзрекрьшают-ся укороченными плитами, обычно применяемыми у торцовых стен и деформационных швов.

При выполнении работы в машинном отделении лифтов рабочие должны быть обеспечены диэлектрическими ковриком, галошами и перчатками.

Расход воздуха, подаваемого в машинное отделение лифтов в зданиях категорий А и Б, следует определять из расчета создания давления на 20 Па выше давления в примыкающей части лифтовой шахты.

Ограждающие конструкции лифтовых шахт, помещений машинных отделений лифтов, каналов, шахт и ниш для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым соответственно к противопожарным перегородкам 1 типа и противопожарным перекрытиям 3 типа.

Устройство вводов в жилые помещения, холодильники, машинные отделения лифта, а также в помещения, трудно доступные для осмотра, не разрешается.

Прокладывать вводы к стоякам через жилые помещения, машинные отделения лифтов, вентиляционные камеры и холодильники не разрешается. К котельным и к коммунально-бытовым потребителям вводы газопроводов должны подводиться по возможности непосредственно в помещения, где расположены установки, использующие газ.

Устройство ввода газопровода в здание.

Устройство вводов в жилых помещениях, холодильниках, машинных отделениях лифта, а также в помещениях, трудно доступных для осмотра, не разрешается. В котельных и коммунально-бытовых потребителях вводы газопровода следует по возможности делать непосредственно в помещении, где установлены агрегаты, потребляющие газ.

Количество смазочных и обтирочных материалов, хранимых в машинном отделении лифта, не должно превышать месячного расхода.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий