Медицинская сортировка основные принципы сортировочно-эвакуационные отделения и бригады методы проведения сортировки методика осмотра пораженных сортировочные. — презентация

Особенности медицинской сортировки пораженных (больных) в условиях чрезвычайных ситуаций (дорожно-транспортных происшествий).

1.Группа экстренной
помощи (помощь оказывается по жизненным
показаниям).

• клиническая смерть
и терминальные состояния

• асфиксия (проблемы,
связанные с дыханием)

• массивные
кровотечения

черепно-мозговые
травмы
с потерей сознания, а так же
осложненные судорогами

• комбинированные
тяжелые травмы с развивающимся
травматическим шоком

• травмированные
дети и беременные женщины и т.д.

2.Пострадавшие
средней тяжести (угрозы
для жизни нет в ближайшие 1-2 часа, при
условии оказания им первой медицинской
помощи в полном объеме). Например:
закрытый перелом костей предплечья или
голени.

3.Амбулаторные
больные:

• мелкие переломы

• ушибы, обмороки

• вывихи, растяжения,
ссадины и т.д.

4.Пострадавшие с
травмами, несовместимыми с жизнью:

• расчленение тела
(железнодорожные травмы)

• массивные
повреждения черепа и грудной клетки и
т.д.

Особенности лечебно-эвакуационных мероприятий на вмф.

  1. 1МП оказывается на
    месте ранения на боевых постах боевыми
    санитарами-носильщиками с разрешения
    командира боевого поста.

  2. На кораблях
    развертывается не менее двух постов
    МП.

  3. Внутрикорабельная
    транспортировка осуществляется боевыми
    санитарами-носильщиками с разрешения
    командира корабля.

  4. Особенности боевой
    патологии (переохлаждение кожи, ожоги,
    отравления, отсутствие (очень мало)
    пулевых ранений, много тяжелых
    комбинированных осколочных поражений
    за счет минно-взрывной травмы, перелом
    в области голеностопного сустава,
    компрессионный перелом позвоночника).

  5. Вид мед помощи в
    зависимости от ранга корабля

I
ранг – начальник м/с, хирург, терапевт,
стоматолог (или лор).

II
ранг – врач общего профиля (хирург).

III
ранг – фельдшер.

IV
ранг – 1МП.

  1. Сложность
    (невозможность) передачи раненных с
    корабля на корабль (отдаленность,
    погодные условия, бой).

  2. Возможность маневра
    объемами МП.

  3. Возможность маневра
    видом МП.

  4. Сложность
    (невозможность) доставки сил, средств
    усиления на корабли.

  5. Потребность в судах
    мед назначения.

  6. Зависимость ЛЭМ от
    организации поисково-спасательного
    обеспечивания.

  7. Наличие на флоте
    меньшего количества ЭМЭ.

ЭМЭ на ВМФ

  1. Посты МП (корабли
    I,
    II,
    III
    рангов)

ПМП подводных лодок

МП батальона полков
морской пехоты

Отдельная мед рота

  1. Силы и средства м/с
    усиления

Госпитальное судно,
санитарный транспорт, корабельная крупа
специализированной МП.

  1. Лечебные учреждения
    военно-морской базы

Военно-морской
госпиталь (ВМГ), военно-морской
многопрофильный госпиталь (ВММГ), мед
отряд усиления (МОУ), мед отряд специального
назначения (МОСН).

  1. Лечебные учреждения
    госпитальной базы флота (ГБФ).

  2. ГВМУ, тыловые
    госпитали страны.

Морская мед
эвакуация

  1. Госпитальное судно
    – «плавучий госпиталь», судно специальной
    постройки, 100 коек для лечения, 250 для
    профилактического лечения, 450 для
    эвакуации.

  2. Санитарный транспорт
    – пассажирское или грузопассажирское
    судно специально переоборудованное
    для мед службы.

  3. Санитарно-транспортное
    судно – пассажирское или грузовое
    судно переоборудованное и временно
    переданное флоту для эвакуации, нет
    мед персонала.

  4. Санитарный катер.

Преимущества
морской эвакуации

  1. Большая эвакоемкость.

  2. Хорошие условия
    для размещения раненных.

  3. Большой радиус
    действия.

  4. Устойчивость водных
    путей.

  5. Неограниченная
    пропускная способность.

Недостатки

  1. Сложность и
    дороговизна переоборудования.

  2. Уязвимость от
    воздействия оружия противника.

  3. Необходимость
    боевого охранения.

  4. Зависимость от
    погодных условий.

  5. Невозможность
    круглогодичной эвакуации в северных
    широтах из-за ледовой обстановки.

  6. Невысокая скорость
    (~30
    км/ч).

  7. Наличие мед
    противопоказаний (при отсутствии мед
    персонала):

    1. Раненные в шоке

    2. Все виды острой
      недостаточности

    3. Открытый пневмоторакс

    4. Острый перитонит

    5. ЖК кровотечение

    6. После операции на
      крупных кровеносных сосудах (Н., на
      аорте), на гортани, после трепанации

Медицинская сортировка при катастрофах с большим количеством пострадавших

Вы и Ваши помощники спасаете жизни, оказывая первую медицинскую помощь большому количеству пострадавших. Вы ждете прибытия формирований служб спасения.

Не забудьте сэкономить время «Золотого часа», после прибытия специалистов

На кого из пораженных им следует обратить первостепенное внимание?. Как выделить тяжелого пострадавшего из общей массы спасенных Вами людей? Для так называемой спасительной сортировки применяют визуальное выделение людей путем их обозначения (маркировки) цветом

Вы можете воспользоваться губной помадой, маркером, фломастером. Надпись следует нанести на хорошо заметном месте тела или одежды пострадавших. Чаще всего это лоб или грудь

Как выделить тяжелого пострадавшего из общей массы спасенных Вами людей? Для так называемой спасительной сортировки применяют визуальное выделение людей путем их обозначения (маркировки) цветом. Вы можете воспользоваться губной помадой, маркером, фломастером. Надпись следует нанести на хорошо заметном месте тела или одежды пострадавших. Чаще всего это лоб или грудь.

Напишите буквы, в зависимости от степени тяжести: , , . , ,

Специалисты служб спасения мгновенно поймут кому в первую очередь следует оказать профессиональную помощь. Этим Вы окажете неоценимую услугу пострадавшим, экономя драгоценные секунды, помогающие спасти жизнь! При сортировке применяют еще и цвет, обозначая легко пострадавших, но эти люди вряд ли позволят наносить на себя соответствующие знаки. Да и необходимости в этом нет

Ваше внимание — на тяжелых пострадавших!

Сортировка массового количества пострадавших на месте трагедии:

1. — смерть, необратимые травмы.

Примеры: ожоги III степени, занимающие 90% поверхности тела, открытые травмы головы, груди, живота у пострадавшего в бессознательном состоянии.

2. : угрожающие жизни повреждения, необходимо экстренное вмешательство для спасения жизни пострадавших.

Примеры: массивное кровотечение, открытая травма грудной клетки, несмертельная закрытая травма головы, нарушение проходимости дыхательных путей.

3. — требуется срочная медицинская помощь. Необходимо тщательное медицинское наблюдение. В течение нескольких часов возможно ухудшение состояния.

Примеры: закрытые переломы длинных трубчатых костей, ожоги средней степени тяжести, выраженные повреждения тупыми предметами, тяжелая психическая реакция на стресс.

4. — в настоящее время состояние стабильное, требуется незначительная медицинская помощь или медицинское наблюдение в течение определенного периода времени.

Примеры: закрытый перелом предплечья, ожоги легкой степени, простые ранения, ушибы, легкие травмы.

Сортировка при поступлении в больницу массового количества пострадавших:

Категории пострадавших и куда направляются:

1. — морг (погибшие и умершие при транспортировке)
2. — отделение неотложной помощи (реанимация)
3. — больничный блок, примыкающий к отделению неотложной помощи
4. — амбулаторное отделение (поликлиника)

Медицинская эвакуация

Медицинская эвакуация – это система мероприятий по эвакуации поражённых (больных) из очага ЧС, нуждающихся в медицинской помощи и лечении за пределами очагов поражения.

Путь эвакуации – маршрут вывода из очага и транспортировка до этапов медицинской эвакуации.

Этап эвакуации – медицинские силы и средства, выдвинутые на пути эвакуации.

Для эвакуации пострадавших используют все виды транспорта.

Автомашины должны подъезжать непосредственно к местам скопления раненых, пораженных. К местам погрузки легкопораженных (пострадавших) выводят, а людей с тяжелыми и средней тяжести поражениями выносят на носилках, руках или с помощью подручных средств.

Погрузка на транспорт без носилок, а также перегрузку с одних носилок на другие мучительны и вредны для тяжело пострадавшего.

Тяжело раненного, в особенности с переломами костей, необходимо доставить до места назначения на тех же носилках, на какие он был положении сначала.

Легкопораженных следует эвакуировать сидя, а тяжело пораженных и людей с поражениями средней тяжести — лёжа.

Наиболее «тяжёлых» пострадавших уложить в переднюю часть автомобиля, головой к кабине и не выше 2-го яруса. Лежачие больные с транспортными шинами и гипсовыми повязками размещаются на верхнем ярусе. Головной конец носилок приподнимается на 10-15 см по сравнению с ножным, чтобы уменьшить продольное перемещение больных при резком торможении.

Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия и обычно не превышает 30 – 40 км/час.

Пострадавших во время пути в санитарном транспорте обязательно сопровождает медицинский работник.

Координация медицинского обеспечения

Пострадавшие сортируются на отдельные категории неотложности в основном по внешним признакам повреждений и обслуживаются на чётко обозначенных площадках. Имеющийся медицинский персонал для этого делится на группы в зависимости от профессиональной квалификации:

пострадавшие I категории обслуживаются на центральном легкодоступном месте (часть лечебной площадки или спасательной станции) особо квалифицированным персоналом;

в непосредственной близости организуется площадка для пострадавших II категории;

легкопострадавшие III категории могут концентрироваться на периферии места ЧС или не в зоне прямой видимости, напр.: в автобусе. В этой зоне также обслуживаются при применении средств защиты от внешнего наблюдения пострадавшие IV категории. Обслуживание пострадавших III и IV категорий может проводиться специально обученными добровольцами.

Медицинская эвакуация

Мед эвакуация
– совокупность мероприятий по
организованной доставке раненных и
больных из района боевых действий в мед
пункты и лечебные учреждения для
своевременного и полного оказания мед
помощи
и лечения.

Цели эвакуации:

  1. Быстрейшая доставка
    раненных на ЭМЭ

  2. Высвобождение ЭМЭ
    после оказания мед помощи

Виды эвакуации:

  1. По направлению

  2. По назначению

Способы эвакуации:

  1. На себя

  2. С собой

  3. Через себя

Путь мед эвакуации
– это путь, по которому осуществляется
вынос и транспортировка раненных и
больных в тыл.

Эвакуационное
направление

– совокупность путей мед эвакуации,
развернутых на них ЭМЭ, используемых
транспортных средств, обеспечивающих
определенную группировку войск или
флота.

Сортировочные группы

В процессе сортировки всех пострадавших на основании оценки их общего состояния, характера повреждений и возникших осложнений с учетом прогноза делят на 5 сортировочных групп.

К первой группе относят пострадавших, опасных для окружающих.

Их направляют на площадку для частичной санитарной обработки, после проведения которой проводят дополнительную сортировку.

Во вторую группу включаются пострадавшие, нуждающиеся в медицинской помощи по неотложным показаниям (асфиксия, острая дыхательная недостаточность, декомпенсированная фаза шока, наружные и внутренние кровотечения, неполная травматическая ампутация конечностей, острая задержка мочи, повязки, загрязненные радиоактивными или отравляющими веществами).

Таких пострадавших может быть 25–30%.

Их направляют в перевязочную для проведения лечебных мероприятий, объем которых определяется лечебно–профилактическим регламентом первой врачебной помощи, включающей такие мероприятия, как:

■ противошоковая терапия с целью перевода шока в компенсированную фазу;

■ пункция и дренирование плевральной полости при напряженном (клапанном) пневмотораксе;

■ наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе;

временная остановка наружного кровотечения;

■ транспортная ампутация конечности;

■ коникотомия и коникостомия;

■ новокаиновые блокады;

■ пункция или катетеризация мочевого пузыря.

Третью группу формируют из пострадавших, помощь которым можно отложить до поступления их на второй этап медицинской эвакуации, а на первом этапе занимаются их подготовкой к эвакуации (подбинтовка повязки, коррекция иммобилизационной транспортной шины, введение лекарственных и профилактических средств подкожно или через рот, купирование первичной реакции на травму).

Таких пострадавших может быть 20–25%.

В четвертую группу объединяют людей с легкими повреждениями, которых после осмотра и оказания медицинской помощи можно отправлять на амбулаторное лечение. Таких пострадавших может быть примерно 40%.

К пятой группе относят агонирующих пострадавших с крайне тяжелыми, несовместимыми с жизнью повреждениями, не подлежащих эвакуации и нуждающихся в уходе и облегчении их состояния.

Таких пострадавших может быть 20%.

Общая организация

«План степеней тревоги» (ПСТ) служит для предварительной классификации ЧС, кроме того, он регламентирует необходимое для ликвидации последствий ЧС количество сил и средств Службы спасения. Как правило, всего предусмотрено три степени тревоги. В «Плане степеней тревоги» учитывается также степень развитости догоспитальной и клинической инфраструктуры каждого конкретного региона. Первоначальное определение степени тревоги и своевременная передача сигнала тревоги являются задачами местной диспетчерской Службы спасения.

Выездное руководство

Для того, чтобы в случае возникновения ЧС предотвратить возможные трения между различными службами предотвращения и ликвидации последствий ЧС (Полиция, Противопожарная служба и Служба спасения) необходимо чёткое разграничение их обязанностей и функций:

Общая ответственность за своевременную ликвидацию последствий ЧС лежит на органах местного самоуправления, прежде всего, на главе города. Он поддерживается «Штабом гражданской обороны» (ШГО), который располагается в заранее предусмотренном для него здании.

«Общее выездное руководство» (ОВР), а также техническую сторону спасения возглавляет руководитель местной Противопожарной службы. Он располагается в небольшой штабной палатке, на которой написано: «Техническое выездное руководство» (ТВР). В случае первичного криминального характера происшествия (напр.: взятие заложников) общим руководством занимаются полицейские.

Для руководства всеми медицинскими силами ВР и ОР объединяются в «Медицинское выездное руководство (МВР); при ЧС с большим количеством больных (напр.: массовое отравление) они возглавляют «Общее выездное руководство», и тогда в их подчинение попадает сам руководитель Противопожарной службы.

Все члены выездного руководства надевают специальные защитные каски и куртки с надписями, по которым каждый смог бы их опознать.

МВР подчиняется ОВР только при решении организационных вопросов, т.е. ОВР не имеет права давать профессиональные медицинские указания. Указания пожарных или полицейских выездных руководителей предпочитаются указаниям ВР только в том случае, когда речь идёт о безопасности всех сил, задействованных на выезде. Совместная работа между всеми выездными руководителями должна основываться на взаимном личном доверии.

Виды ЧС

Катастрофа – это внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью населения, разрушением объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесением ущерба окружающей среде.

Стихийная катастрофа –это опасное природное явление (процесс геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного происхождения), которое вызывает ЧС, характеризующаяся внезапным нарушением жизне-деятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Авария –это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) –это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате катастрофы, аварии, природного явления, эпидемии или иного бедствия, которые повлеки за собой человеческие жертвы, ущерб природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная экологическая –это опасное отклонение от естественного ситуация состояния окружающей среды, возникающее

в результате опасного природного явления или хозяйственной деятельности человека, ведущее, к неблагоприятным последствиям экономического и социального характера и представляющее угрозу жизни и здоровью людей, объектам народного хозяйства и окружающей среде на ограниченной территории.

Чрезвычайная эпидемическая ситуация –это прогрессирующее нарастание численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводящее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможности выноса возбудителя за её пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблаго-приятных исходов.

Очаг поражения – это территория, на которой в результате катастрофы, стихийного бедствия возникают массовые поражения людей, животных, растений и разрушение систем жизнеобеспечения населения.

Медицина катастроф – это раздел медицины, предусматривающий разра-ботку стратегии и тактики оказания экстренной медицинской помощи большому количеству пострадавших в экстремальных условиях при острой нехватке сил и средств местного здраво-охранения.

Координация транспортировки

Транспортной координацией пострадавших на дальнейшее лечение в клиниках заканчивается их медицинское обслуживание на месте ЧС. Очерёдность и цель транспортировки определяется ВР или специальным ответственным лицом

При этом следует обращать внимание на:

  • индивидуальные повреждения пострадавших;
  • определённые социальные аспекты: по возможности не разлучать друг с другом родственников и близких людей;
  • профиль и мощность принимаемой клиники;
  • имеющиеся средства транспортировки.

Не каждый пациент I и II категорий может сопровождаться врачом. Для того существует достаточное первичное медицинское обслуживание, чтобы сделать возможным транспортировку пострадавших без врачебного сопровождения. По возможности можно несколько машин объединить в колонну с одним сопровождающим врачом.

Легко пострадавшие могут быть собраны в одном автобусе и распределены по очереди в несколько клиник.  Воздушные средства спасения используются для целенаправленной транспортировки отдельных пострадавших в специализированные медицинские центры (например, ожоговый) или для разгрузки массовой эвакуации наземным транспортом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий